Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методологиянаучногопознания.




Методологиянауки–разделфилософиинауки,исследующийметодынаучногопознания,атакжеметодыуправлениянаукойиметодыпрактическойреализациинаучногознания.Методологиянаукиимеетчетыреуровнясвоегосуществования:Дисциплинарнаяметодология,отраслеваяметодология,общенаучнаяметодология,ифилософскаяметодология.Вфилософиинаукиакцентделаетсянаизучениеприродыифункцийнаучныхметодов,ихклассификации,исследованиивзаимосвязиразличныхуровнейметодологиинаукииотдельныхметодов,реконструкциииописанииобщенаучныхметодов.Наиболееразработаннойвфилософиинаукиявляетсяметодологиянаучногопознания,особеннообщенаучнаяифилософская.(Лебедев,словарь).

Методологиянаучногопознания–областьфилософиинауки,исследующаяразличныеметодыполучения,обоснования,изложенияипроверкинаучногознания,ихприродуивозможности(анализисинтез,индукциюидедукцию,интуициюилогическоедоказательство,интерпретациюиобобщение,абстрагированиеиидеализацию,материальныйифизическийэксперимент,объяснениеипредсказание,моделированиеиконкретизацию,подтверждениеиопровержение,историческийиструктурныйметод.,и.т.д.,и.т.п.).Современнаяметодологиянаучногопознания,исходитизнеобходимостичеткойфиксацииспецификиметодологииотдельныхнаучныхдисциплин,различныхотраслейнаучногознания,уровнейнаучногознания,типовнаучногоисследования.Вместестемееусилиянаправленынаисследованиевзаимосвязиметодовразличныхнаук,отраслейнаукиуровнейнаучногознания.Однойизважныхзадачфилософиинаукивобластиметодологическогоанализанаучногопознанияявляетсявыделениеинвариантной,общенаучнойчастиметодологическогоарсеналанаук,атакжеопределениеместаиролифилософскихметодоввпостроении,обосновании,интерпретациииразвитиянаучногознания.(Лебедев,словарь).

КакподчеркиваетсовременныйамериканскийфилософнаукиМ.Томпсон,этадисциплинарешаетдвекардинальныепроблемы.Во-первых,она«занимаетсяпреимущественноизучениемметодовиприн­ципов,наосновекоторыхученыеистолковываютфактыивыдвигаютгипотезы».Во-вторых,философиянауки«исследуетпроцесссамойнауки»*.Философиянаукибезобстоятельногоиглубокогорассмот­рениявсехприменяемыхвнаучномпознанииметодологическихсредств—этовсечтоугодно,нотольконефилософиянауки.

Деятельностьлюдейвлюбойееформе(научная,практическаяит.д.)определяетсяцелымрядомфакторов.Конечныйеерезультатзависитнетолькооттого,ктодействует(субъект)илиначтоонанаправлена(объект),ноиоттого,каксовершаетсяданныйпроцесс,какиеспособы,приемы,средстваприэтомприменяются.Этоиестьпроблемыметода.

Метод(отгреч.methodos)—всамомширокомсмыслеслова—«путькчему-либо»,способдеятельностисубъектавлюбойееформе.Понятие«методология»имеетдваосновныхзначения:системаопре­деленныхспособовиприемов,применяемыхвтойилиинойсфередеятельности(внауке,политике,искусствеит.п.);учениеобэтойсистеме,общаятеорияметода,теориявдействии.

Основнаяфункцияметода—внутренняяорганизацияирегулиро­ваниепроцессапознанияилипрактическогопреобразованиятогоилииногообъекта.Поэтомуметод(втойилиинойсвоейформе)сводитсяксовокупностиопределенныхправил,приемов,способов,нормпо­знанияидействия.Онестьсистемапредписаний,принципов,требо­ваний,которыедолжныориентироватьврешенииконкретнойзада­чи,достиженииопределенногорезультатавтойилиинойсфередеятельности.Ондисциплинируетпоискистины,позволяет(еслипра­вильный)экономитьсилыивремя,двигатьсякцеликратчайшимпу­тем.Истинныйметодслужитсвоеобразнымкомпасом,покоторомусубъектпознанияидействияпрокладываетсвойпуть,позволяетиз­бегатьошибок.

Каждыйметод—безусловноважнаяинужнаявещь.Однаконе­допустимовпадатьвкрайности:а)недооцениватьметодиметодоло­гическиепроблемы,считаявсеэтонезначительнымделом,«отвлека­ющим»отнастоящейработы,подлиннойнаукиит.п.{«методологи­ческийнегативизм»);б)преувеличиватьзначениеметода,считаяегоболееважным,чемтотпредмет,ккоторомуегохотятприменить,превращатьметодвнекую«универсальнуюотмычку»ковсемуився,впростойидоступный«инструмент»научногооткрытия{«методоло­гическаяэйфория»).Деловтом,что«...ниодинметодологическийпринципнеможетисключить,например,рисказайтивтупиквходенаучногоисследования»*.

Каждыйметодокажетсянеэффективнымидажебесполезным,еслиимпользоватьсянекак«руководящейнитью»внаучнойилиинойформедеятельности,акакготовымшаблономдляперекраиванияфак­тов.Главноепредназначениелюбогометода—наосновесоответству­ющихпринципов(требований,предписанийит.п.)обеспечитьус­пешноерешениеопределенныхпознавательныхипрактическихпро­блем,приращениезнания,оптимальноефункционированиеиразви­тиетехилииныхобъектов.

Следуетиметьввиду,чтовопросыметодаиметодологиинемо­гутбытьограниченылишьфилософскимииливнутринаучнымирам­ками,адолжныставитьсявширокомсоциокультурномконтексте.Этозначит,чтонеобходимоучитыватьсвязьнаукиспроизводствомнаданномэтапесоциальногоразвития,взаимодействиенаукисдру­гимиформамиобщественногосознания,соотношениеметодологичес­когоиценностногоаспектов,«личностныеособенности»субъектаде­ятельностиимногиедругиесоциальныефакторы.Применениемето­довможетбытьстихийнымисознательным.Ясно,чтотолькоосоз­нанноеприменениеметодов,основанноенапониманииихвозможно­стейиграниц,делаетдеятельностьлюдей,припрочихравныхусло­виях,болеерациональнойиэффективной.

Методологиякакобщаятеорияметодаформироваласьвсвязиснеобходимостьюобобщенияиразработкитехметодов,средствипри­емов,которыебылиоткрытывфилософии,наукеидругихформахдеятельностилюдей.Историческипервоначальнопроблемыметодо­логииразрабатывалисьврамкахфилософии:диалектическийметодСократаиПлатона,индуктивныйметодФ.Бэкона,рационалистичес­кийметодР.Декарта,антитетическийметодФихте,диалектическийметодГ.ГегеляиК.Маркса,феноменологическийметодЭ.Гуссерляит.д.Поэтомуметодология(ипосейдень)тесносвязанасфилосо­фией—особенностакимиееразделами(философскимидисциплина­ми),какгносеология(теорияпознания)идиалектика.Теснейшаявза­имосвязьивзаимодействиефилософиииметодологии—важнейшее,существенноеусловиеуспешногоплодотворногоразвитияиодной,идругой,иихединствавцелом.

Издругихдисциплинметодологиянаиболеетесносмыкаетсяслогикой(формальной),котораяглавноевниманиенаправляетнапро­яснениеструктурыготового,«ставшего»знания,наописаниеегофор­мальныхсвязейиэлементовнаязыкесимволовиформулприотвле­ченииотконкретногосодержаниявысказыванийиумозаключений.КаквэтойсвязиотмечалвыдающийсялогиксовременностиГ.X.фонВригт,«сдолжнойпредосторожностьюможносказать,чтоформаль­наялогикатрадиционноимеладелосконцептуальнымипостроения­мистатическогомира»*.

Вместестемследуетсказать,чтодействительнобольшиедостиже­нияформальнойлогикипородилииллюзию,будтотолькоееметодамиможнорешитьвсебезисключенияметодологическиепроблемынауки.Особеннодолгоэтуиллюзиюподдерживаллогическийпозитивизм,крахкоторогопоказалограниченность,односторонностьподобногоподхо­да—привсейеговажности«впределахсвоейкомпетенции».

НачинаясНовоговремени(XVI—XVIIвв.)методологическиеидеиразрабатываютсянетольковфилософии,ноиврамкахвозникающихибурноразвивающихсячастныхнаук—механики,физики,химии,историиидр.«Методологическийсрез»сталнеобходимымкомпо­нентомкаждойнауки—хотяонневсегдаосознавалсянекоторымиеепредставителями.Характернойчертойсовременнойнаукиявляетсянетольконаднаучнаярефлексия,т.е.осознаниезакономерностейразвитияистроениезнаниявнаиболееобщей—логико-философскойформе,ноиинтенсивноеразвитиевнутринаучнойрефлексии.«Сутьеезаключаетсявтом,чтоврамкахконкретныхнаучныхнаправленийпроисходитосмыслениеиизучениеметодовиформнаучногопозна­ния.Всамойнаукевсеболеечетковыделяютсядвавзаимосвязанныхнаправления:исследованиесвойствобъектов(традиционноенаправ­ление)иисследованиеспособовиформнаучногопознания».

Особенноактивновтороенаправлениеразрабатываетсяврамкахтакихзрелыхнаук,какфизика,биология,химия,всебольшеевнима­ниеонопривлекаетивгуманитарныхнауках.Эмпирическойбазойразработкиметодологиинауки(научнойметодологии)являетсяисто­риянауки,новзятаянесамапосебе,авширокомфилософском,об­щественно-историческом,социокультурномконтексте,т.е.всистемекультурывеецелостности.

Внашиднисталосовершенноочевидным,что«несомненно,ма­гистральнойлиниейсовременнойцивилизацииявляетсяразработкаметодоввсамыхразличныхсферахчеловеческойдеятельности».Бо­леетого,внастоящеевремя«методологиясталасамостоятельнойре­альностью»,подвлияниемнынешнихсоциокультурныхусловий,«искладываетсяпрофессиональнаяметодологиякакоднаизобластейсо­временнойтехнологии—технологиимыслительнойработы(деятель­ности).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...