Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методологиянаучногопознания.
Методологиянауки–разделфилософиинауки,исследующийметодынаучногопознания,атакжеметодыуправлениянаукойиметодыпрактическойреализациинаучногознания.Методологиянаукиимеетчетыреуровнясвоегосуществования:Дисциплинарнаяметодология,отраслеваяметодология,общенаучнаяметодология,ифилософскаяметодология.Вфилософиинаукиакцентделаетсянаизучениеприродыифункцийнаучныхметодов,ихклассификации,исследованиивзаимосвязиразличныхуровнейметодологиинаукииотдельныхметодов,реконструкциииописанииобщенаучныхметодов.Наиболееразработаннойвфилософиинаукиявляетсяметодологиянаучногопознания,особеннообщенаучнаяифилософская.(Лебедев,словарь). Методологиянаучногопознания–областьфилософиинауки,исследующаяразличныеметодыполучения,обоснования,изложенияипроверкинаучногознания,ихприродуивозможности(анализисинтез,индукциюидедукцию,интуициюилогическоедоказательство,интерпретациюиобобщение,абстрагированиеиидеализацию,материальныйифизическийэксперимент,объяснениеипредсказание,моделированиеиконкретизацию,подтверждениеиопровержение,историческийиструктурныйметод.,и.т.д.,и.т.п.).Современнаяметодологиянаучногопознания,исходитизнеобходимостичеткойфиксацииспецификиметодологииотдельныхнаучныхдисциплин,различныхотраслейнаучногознания,уровнейнаучногознания,типовнаучногоисследования.Вместестемееусилиянаправленынаисследованиевзаимосвязиметодовразличныхнаук,отраслейнаукиуровнейнаучногознания.Однойизважныхзадачфилософиинаукивобластиметодологическогоанализанаучногопознанияявляетсявыделениеинвариантной,общенаучнойчастиметодологическогоарсеналанаук,атакжеопределениеместаиролифилософскихметодоввпостроении,обосновании,интерпретациииразвитиянаучногознания.(Лебедев,словарь). КакподчеркиваетсовременныйамериканскийфилософнаукиМ.Томпсон,этадисциплинарешаетдвекардинальныепроблемы.Во-первых,она«занимаетсяпреимущественноизучениемметодовипринципов,наосновекоторыхученыеистолковываютфактыивыдвигаютгипотезы».Во-вторых,философиянауки«исследуетпроцесссамойнауки»*.Философиянаукибезобстоятельногоиглубокогорассмотрениявсехприменяемыхвнаучномпознанииметодологическихсредств—этовсечтоугодно,нотольконефилософиянауки. Деятельностьлюдейвлюбойееформе(научная,практическаяит.д.)определяетсяцелымрядомфакторов.Конечныйеерезультатзависитнетолькооттого,ктодействует(субъект)илиначтоонанаправлена(объект),ноиоттого,каксовершаетсяданныйпроцесс,какиеспособы,приемы,средстваприэтомприменяются.Этоиестьпроблемыметода. Метод(отгреч.methodos)—всамомширокомсмыслеслова—«путькчему-либо»,способдеятельностисубъектавлюбойееформе.Понятие«методология»имеетдваосновныхзначения:системаопределенныхспособовиприемов,применяемыхвтойилиинойсфередеятельности(внауке,политике,искусствеит.п.);учениеобэтойсистеме,общаятеорияметода,теориявдействии. Основнаяфункцияметода—внутренняяорганизацияирегулированиепроцессапознанияилипрактическогопреобразованиятогоилииногообъекта.Поэтомуметод(втойилиинойсвоейформе)сводитсяксовокупностиопределенныхправил,приемов,способов,нормпознанияидействия.Онестьсистемапредписаний,принципов,требований,которыедолжныориентироватьврешенииконкретнойзадачи,достиженииопределенногорезультатавтойилиинойсфередеятельности.Ондисциплинируетпоискистины,позволяет(еслиправильный)экономитьсилыивремя,двигатьсякцеликратчайшимпутем.Истинныйметодслужитсвоеобразнымкомпасом,покоторомусубъектпознанияидействияпрокладываетсвойпуть,позволяетизбегатьошибок. Каждыйметод—безусловноважнаяинужнаявещь.Однаконедопустимовпадатьвкрайности:а)недооцениватьметодиметодологическиепроблемы,считаявсеэтонезначительнымделом,«отвлекающим»отнастоящейработы,подлиннойнаукиит.п.{«методологическийнегативизм»);б)преувеличиватьзначениеметода,считаяегоболееважным,чемтотпредмет,ккоторомуегохотятприменить,превращатьметодвнекую«универсальнуюотмычку»ковсемуився,впростойидоступный«инструмент»научногооткрытия{«методологическаяэйфория»).Деловтом,что«...ниодинметодологическийпринципнеможетисключить,например,рисказайтивтупиквходенаучногоисследования»*. Каждыйметодокажетсянеэффективнымидажебесполезным,еслиимпользоватьсянекак«руководящейнитью»внаучнойилиинойформедеятельности,акакготовымшаблономдляперекраиванияфактов.Главноепредназначениелюбогометода—наосновесоответствующихпринципов(требований,предписанийит.п.)обеспечитьуспешноерешениеопределенныхпознавательныхипрактическихпроблем,приращениезнания,оптимальноефункционированиеиразвитиетехилииныхобъектов. Следуетиметьввиду,чтовопросыметодаиметодологиинемогутбытьограниченылишьфилософскимииливнутринаучнымирамками,адолжныставитьсявширокомсоциокультурномконтексте.Этозначит,чтонеобходимоучитыватьсвязьнаукиспроизводствомнаданномэтапесоциальногоразвития,взаимодействиенаукисдругимиформамиобщественногосознания,соотношениеметодологическогоиценностногоаспектов,«личностныеособенности»субъектадеятельностиимногиедругиесоциальныефакторы.Применениеметодовможетбытьстихийнымисознательным.Ясно,чтотолькоосознанноеприменениеметодов,основанноенапониманииихвозможностейиграниц,делаетдеятельностьлюдей,припрочихравныхусловиях,болеерациональнойиэффективной. Методологиякакобщаятеорияметодаформироваласьвсвязиснеобходимостьюобобщенияиразработкитехметодов,средствиприемов,которыебылиоткрытывфилософии,наукеидругихформахдеятельностилюдей.Историческипервоначальнопроблемыметодологииразрабатывалисьврамкахфилософии:диалектическийметодСократаиПлатона,индуктивныйметодФ.Бэкона,рационалистическийметодР.Декарта,антитетическийметодФихте,диалектическийметодГ.ГегеляиК.Маркса,феноменологическийметодЭ.Гуссерляит.д.Поэтомуметодология(ипосейдень)тесносвязанасфилософией—особенностакимиееразделами(философскимидисциплинами),какгносеология(теорияпознания)идиалектика.Теснейшаявзаимосвязьивзаимодействиефилософиииметодологии—важнейшее,существенноеусловиеуспешногоплодотворногоразвитияиодной,идругой,иихединствавцелом. Издругихдисциплинметодологиянаиболеетесносмыкаетсяслогикой(формальной),котораяглавноевниманиенаправляетнапрояснениеструктурыготового,«ставшего»знания,наописаниеегоформальныхсвязейиэлементовнаязыкесимволовиформулприотвлеченииотконкретногосодержаниявысказыванийиумозаключений.КаквэтойсвязиотмечалвыдающийсялогиксовременностиГ.X.фонВригт,«сдолжнойпредосторожностьюможносказать,чтоформальнаялогикатрадиционноимеладелосконцептуальнымипостроениямистатическогомира»*. Вместестемследуетсказать,чтодействительнобольшиедостиженияформальнойлогикипородилииллюзию,будтотолькоееметодамиможнорешитьвсебезисключенияметодологическиепроблемынауки.Особеннодолгоэтуиллюзиюподдерживаллогическийпозитивизм,крахкоторогопоказалограниченность,односторонностьподобногоподхода—привсейеговажности«впределахсвоейкомпетенции». НачинаясНовоговремени(XVI—XVIIвв.)методологическиеидеиразрабатываютсянетольковфилософии,ноиврамкахвозникающихибурноразвивающихсячастныхнаук—механики,физики,химии,историиидр.«Методологическийсрез»сталнеобходимымкомпонентомкаждойнауки—хотяонневсегдаосознавалсянекоторымиеепредставителями.Характернойчертойсовременнойнаукиявляетсянетольконаднаучнаярефлексия,т.е.осознаниезакономерностейразвитияистроениезнаниявнаиболееобщей—логико-философскойформе,ноиинтенсивноеразвитиевнутринаучнойрефлексии.«Сутьеезаключаетсявтом,чтоврамкахконкретныхнаучныхнаправленийпроисходитосмыслениеиизучениеметодовиформнаучногопознания.Всамойнаукевсеболеечетковыделяютсядвавзаимосвязанныхнаправления:исследованиесвойствобъектов(традиционноенаправление)иисследованиеспособовиформнаучногопознания». Особенноактивновтороенаправлениеразрабатываетсяврамкахтакихзрелыхнаук,какфизика,биология,химия,всебольшеевниманиеонопривлекаетивгуманитарныхнауках.Эмпирическойбазойразработкиметодологиинауки(научнойметодологии)являетсяисториянауки,новзятаянесамапосебе,авширокомфилософском,общественно-историческом,социокультурномконтексте,т.е.всистемекультурывеецелостности. Внашиднисталосовершенноочевидным,что«несомненно,магистральнойлиниейсовременнойцивилизацииявляетсяразработкаметодоввсамыхразличныхсферахчеловеческойдеятельности».Болеетого,внастоящеевремя«методологиясталасамостоятельнойреальностью»,подвлияниемнынешнихсоциокультурныхусловий,«искладываетсяпрофессиональнаяметодологиякакоднаизобластейсовременнойтехнологии—технологиимыслительнойработы(деятельности). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |