Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наукаиценности.Аксиологическаянагрузкасоциально-гуманитарногознания.
Всоциально-гуманитарныхнаукахважнуюрольиграетаксиологическийподходксоциальнымявлениям.ПроблемаценностейбыласформулированаСократомввопросе:«ЧтоестьБлаго».ПозднееИ.Кант,разделивприродныймиркакмирнеобходимостиинравственныймиркакмирсвободы,определилглавнуюпроблемуценностногоподхода:каксоотнестидолжное(эталонное,идеальное)исущее(реальное).НаосновеэтихидейР.Лотце(1817–1881)создалсамостоятельноеучение–аксиологию–учение,изучающееценностикаксмыслообразующиеоснованиябытиячеловека.Ценностимогуттрактоватьсяикакпредмет,полезныйдлячеловека,икакидеалчего-тоиликого-то,икакнорма-образец. Ценность–это,преждевсего,предметилинормаповедения,которыехарактеризуютсязначимостьюдлячеловека,одобряютсяопределеннойгруппойлюдейисоотносятсясистиной,красотойисправедливостью.Ценностиклассифицируютсяпоразнымоснованиям: –материальныеидуховные, –объективныеисубъективные, –абсолютныеиотносительные, –религиозные,философские,этические,эстетические,научные. Наиболееважнойклассификациейценностейявляетсяихделениенаабсолютныеценности,т.е.,разделяемыевсемилюдьми(жизнь,здоровье,любовь,красота,истина,справедливость,свобода,счастьеит.д.)иотносительныеценности,т.е.,разделяемыетолькоопределеннойгруппойлюдей(деньги,слава,наслаждение,власть,статусит.д.). Ценностизадаютнаправленностьимотивированностьчеловеческойжизни.Ценности–этоинтерпретации,вкоторойчеловеквыражаетсвоипредпочтения.Онисоотносятсясоценкой(сопоставлениесидеалом)ицелью(прообраздостигаемогобудущего).Ценностиотвечаютнавопрос:длячегонужнатаилиинаядеятельность,ацель–навопрос:чтодолжнобытьполученовдеятельности(В.Степин).Онипозволяютчеловекуориентироватьсявжизни,выдвигатьправильныецелиистремитьсякихдостижению. Ценностихарактеризуютсятакжеизменчивостьювистории,вразноевремяивразныхобществахгосподствуютеилииныеценности.Онииграютважноезначениевобществе,таккакпорядоквобществезависитотсуществованияобщих,разделяемыхвсемилюдьми,ценностями.Всовременномобществеможновыделитьследующиеуниверсальныеценности:системакоммуникации,системародства,религия,технология,социальнаястратификация,культураединства,бюрократия,деньгиирынок,социальныенормы,системадемократическихобъединений(Т.Парсонс). Представителиаксиологииисследовалиразличныеаспектыбытияценностей.Так,Г.Риккертсчиталвысшимиценностями:науку,искусство,мистику,этику,прагматику,религию.Онуказывал,чтофилософияприсутствуетвовсехэтихценностях.М.Хайдеггерсформулировалважнейшуюустановкуаксиологии:«главнымдлячеловекаявляетсяудостоверитьсявсвоейсобственнойценности».К.Попперсчитал,чтовлогикесоциальныхнаукважноеместозанимаютценности«открытогообщества»(главное–развитиечеловека,вэтомсмыслистории,другихцелейнедолжнобыть).М.Веберособоуказывалназначениеценностно-рациональныхдействийчеловека,егоориентациюначеловека,которыйдлянегоявляется«Значимымдругим»,т.е.авторитетом,кумиром,идолом.Онсчитал,чтовосновеценностно-рациональногодействиялежат,а)долгчеловека,б)соотнесениедействияспредставлениемодолжном,в)иррациональноестремлениекценности.М.Поланисчитал,чтовсоциально-гуманитарныхнаукахучёныйопираетсянаявные(работапосоциальномузаказу)илинеявные(влияниесоциальнойпозиции)ценностныепредпочтения. Всоциально-гуманитарныхнаукахможноориентироватьсянадваосновныхпринципах:а)напринципсоотнесениязнаниясоценкой,т.е.сценностью(М.Полани)илиб)принципсвободызнанийотоценок,т.е.отценностей.(Э.Дюркгейм).Важнейшимусловиемдостиженияистинывсоциально-гуманитарныхнаукахявляетсястремлениеученогокценностнойнейтральности(соблюдениепринципасвободызнанияотоценок).Вданныхнаукахистинностьсоциальныхтеорийпроверяетсякакпрактикой,соотнесенностьюсужедоказаннымитеориями,такиспомощьювненаучныхкритериев,например,спомощьюпринциповкрасотыипростоты(всекрасивоеипростое,какправило,правильно).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |