Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенностинаучногопознания.Критериинаучности.
Наука—формадуховнойдеятельностилюдей,направленнаянапроизводствознанийоприроде,обществеиосамомпознании,имеющаянепосредственнойцельюпостижениеистиныиоткрытиеобъективныхзаконовнаосновеобобщенияреальныхфактоввихвзаимосвязи,длятогочтобыпредвидетьтенденцииразвитиядействительностииспособствоватьееизменению. Научноепознание—этопроцессполученияобъективного,истинногознания,направленногонаотражениезакономерностейдействительности.Рассмотримосновныеособенностинаучногопознания,иликритериинаучности: 1.Основнаязадача—обнаружениеобъективныхзаконовдействительности—природных,социальных,законовсамогопознания,мышленияидр.Отсюдаориентацияисследованияглавнымобразомнаобщие,существенныесвойствапредмета,егонеобходимыехарактеристикииихвыражениевсистемеабстракции,вформеидеализированныхобъектов.Еслиэтогонет,тонетинауки,ибосамопонятиенаучностипредполагаетоткрытиезаконов,углублениевсущностьизучаемыхявлений.Этоосновнойпризнакнауки,основнаяособенность. 2.Наосновезнаниязаконовфункционированияиразвитияисследуемыхобъектовнаукаосуществляетпредвидениебудущегосцельюдальнейшегопрактическогоосвоениядействительности.Нацеленностьнаукинаизучениенетолькообъектов,преобразуемыхвсегодняшнейпрактике,ноитех,которыемогутстатьпредметомпрактическогоосвоениявбудущем,являетсяважнойотличительнойчертойнаучногопознания. 3.Существеннымпризнакомнаучногопознанияявляетсяегосистемность,т.е.совокупностьзнаний,приведенныхвпорядокнаоснованииопределенныхтеоретическихпринципов,которыеиобъединяютотдельныезнаниявцелостнуюорганическуюсистему.Знанияпревращаютсявнаучные,когдацеленаправленноесобираниефактов,ихописаниеиобобщениедоводитсядоуровняихвключениявсистемупонятий,всоставтеории. 4.Непосредственнаяцельивысшаяценностьнаучногопознания—объективнаяистина,постигаемаяпреимущественнорациональнымисредствамииметодами,но,разумеется,небезучастияживогосозерцанияивнерациональныхсредств.Отсюдахарактернаячертанаучногопознания—объективность,устранениенеприсущихпредметуисследованиясубъективистскихмоментовдляреализации«чистоты»егорассмотрения. 5.Научноепознаниеестьсложный,противоречивыйпроцесспроизводства,воспроизводствановыхзнаний,образующихцелостнуюразвивающуюсясистемупонятий,теорий,гипотез,законовидругихидеальныхформ,закрепленныхвязыке—естественномили(чтоболеехарактерно)искусственном:математическаясимволика,химическиеформулыит.п.Научноезнаниенепростофиксируетсвоиэлементывязыке,нонепрерывновоспроизводитихнасвоейсобственнойоснове,формируетихвсоответствиисосвоиминормамиипринципами.Процесснепрерывногосамообновлениянаукойсвоегоконцептуальногоарсенала—важныйпоказатель(критерий)научности. 6.Впроцессенаучногопознанияприменяютсятакиеспецифическиематериальныесредства,какприборы,инструменты,другоетакназываемое«научноеоборудование»,зачастуюоченьсложноеидорогостоящее.Крометого,длянаукивбольшеймере,чемдлядругихформпознания,характерноиспользованиедляисследованиясвоихобъектовисамойсебятакихидеальныхсредствиметодов,каксовременнаялогика,математическиеметоды,диалектикаидр. 7.Научномупознаниюприсущистрогаядоказательность,обоснованностьполученныхрезультатов,достоверностьвыводов.Вместестемздесьнемалогипотез,догадок,предположений,вероятностныхсужденийит.п.Вотпочемутутважнейшеезначениеимеютлогико-методологическаяподготовкаисследователей,ихфилософскаякультура,постоянноесовершенствованиесвоегомышления,умениеправильноприменятьегозаконыипринципы. Когдаразграничиваютнаучное,основанноенарациональности,ивненаучноезнание,товажнопонять,чтопоследнеенеявляетсячьей-товыдумкойилификцией.Онопроизводитсявопределенныхинтеллектуальныхсообществах,всоответствиисдругими(отличнымиотрационалистических)нормами,эталонами,имеетсобственныеисточникиипонятийныесредства.Очевидно,чтомногиеформывненаучногознаниястаршезнания,признаваемоговкачественаучного,например,астрологиястаршеастрономии,алхимиястаршехимии.Висториикультурымногообразныеформызнания,отличающиесяотклассическогонаучногообразцаистандарта,отнесеныкведомствувненаучногознания.Выделяютследующиеформывненаучногознания: •паранаучноекакнесовместимоесимеющимсягносеологическимстандартом.Широкийкласспаранаучного(параотгреч.—около,при)знаниявключаетвсебяученияилиразмышленияо феноменах,объяснениекоторыхнеявляетсяубедительнымсточкизрениякритериевнаучности; •лженаучноекаксознательноэксплуатирующеедомыслыи предрассудки.Лженаучноезнаниечастопредставляетнаукукакделоаутсайдеров.Иногдаегосвязываютспатологическойдеятельностьюпсихикитворца,котороговобиходевеличают«маньяком»,«сумасшедшим».Вкачествесимптомовлженаукивыделяютмалограмотныйпафос,принципиальнуюнетерпимостькопровергающимдоводам,атакжепретенциозность.Лженаучноезнаниеоченьчувствительнокзлобедня,сенсации.Егоособенностьюявляетсято,чтоононеможетбытьобъединенопарадигмой, неможетобладатьсистематичностью,универсальностью.Лженаучныезнанияпятнамиивкраплениямисосуществуютснауч:нымизнаниями.Считается,чтолженаучноеобнаруживаетсебяи развиваетсячерезквазинаучное; •квазинаучноезнаниеищетсебесторонниковиприверженцев,опираясьнаметодынасилияипринуждения.Оно,какправило,расцветаетвусловияхстрогоиерархированнойнауки,гденевозможнакритикавластьпредержащих,гдежесткопроявленидеологическийрежим.Висториинашейстраныпериоды«триумфаквазинауки»хорошоизвестны:лысенковщина,фиксизмкакквазинаукавсоветскойгеологии50-хгг.,шельмованиекибернетикиит.п.; •антинаучноезнаниекакутопичноеисознательноискажающеепредставленияодействительности.Приставка«анти»обращаетвниманиенато,чтопредметиспособыисследованияпротивоположнынауке.Этокакбыподходс«противоположнымзнаком».Снимсвязываютизвечнуюпотребностьвобнаруженииобщеголегкодоступного«лекарстваотвсехболезней».Особыйинтереситягакантинаукевозникаетвпериодысоциальнойнестабильности.Нохотяданныйфеномендостаточноопасен,принципиальногоизбавленияотантинаукипроизойтинеможет; •псевдонаучноезнаниепредставляетсобойинтеллектуальнуюактивность,спекулирующуюнасовокупностипопулярныхтеорий,например,историиодревнихастронавтах,оснежномче-ловеке,очудовищеизозераЛох-Несс. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |