Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенностинаучногопознания.Критериинаучности.




Наука—формадуховнойдеятельностилюдей,направленнаянапроизводствознанийоприроде,обществеиосамомпознании,имеющаянепосредственнойцельюпостижениеистиныиоткрытиеобъективныхзаконовнаосновеобобщенияреальныхфактоввихвзаимосвязи,длятогочтобыпредвидетьтенденцииразвитиядействительностииспособствоватьееизменению.

Научноепознание—этопроцессполученияобъективного,истин­ногознания,направленногонаотражениезакономерностейдей­ствительности.Рассмотримосновныеособенностинаучногопознания,иликритериинаучности:

1.Основнаязадача—обнаружениеобъективныхзаконовдействительности—природных,социальных,законовсамогопознания,мышленияидр.Отсюдаориентацияисследованияглавнымобразомнаобщие,существенныесвойствапредмета,егонеобходимыехарактеристикииихвыражениевсистемеабстракции,вформеидеализированныхобъектов.Еслиэтогонет,тонетинауки,ибосамопонятиенаучностипредполагаетоткрытиезаконов,углублениевсущностьизучаемыхявлений.Этоосновнойпризнакнауки,основнаяособенность.

2.Наосновезнаниязаконовфункционированияиразвитияисследуемыхобъектовнаукаосуществляетпредвидениебудущегосцельюдальнейшегопрактическогоосвоениядействительности.Нацеленностьнаукинаизучениенетолькообъектов,преобразуемыхвсегодняшнейпрактике,ноитех,которыемогутстатьпредметомпрактическогоосвоениявбудущем,являетсяважнойотличительнойчертойнаучногопознания.

3.Существеннымпризнакомнаучногопознанияявляетсяегосистемность,т.е.совокупностьзнаний,приведенныхвпорядокнаоснованииопределенныхтеоретическихпринципов,которыеиобъединяютотдельныезнаниявцелостнуюорганическуюсистему.Знанияпревращаютсявнаучные,когдацеленаправленноесобираниефактов,ихописаниеиобобщениедоводитсядоуровняихвключениявсистемупонятий,всоставтеории.

4.Непосредственнаяцельивысшаяценностьнаучногопознания—объективнаяистина,постигаемаяпреимущественнорациональнымисредствамииметодами,но,разумеется,небезучастияживогосозерцанияивнерациональныхсредств.Отсюдахарактернаячертанаучногопознания—объективность,устранениенеприсущихпредметуисследованиясубъективистскихмоментовдляреализации«чистоты»егорассмотрения.

5.Научноепознаниеестьсложный,противоречивыйпроцесспроизводства,воспроизводствановыхзнаний,образующихцелостнуюразвивающуюсясистемупонятий,теорий,гипотез,законовидругихидеальныхформ,закрепленныхвязыке—естественномили(чтоболеехарактерно)искусственном:математическаясимволика,химическиеформулыит.п.Научноезнаниенепростофиксируетсвоиэлементывязыке,нонепрерывновоспроизводитихнасвоейсобственнойоснове,формируетихвсоответствиисосвоиминормамиипринципами.Процесснепрерывногосамообновлениянаукойсвоегоконцептуальногоарсенала—важныйпоказатель(критерий)научности.

6.Впроцессенаучногопознанияприменяютсятакиеспецифическиематериальныесредства,какприборы,инструменты,другоетакназываемое«научноеоборудование»,зачастуюоченьсложноеидорогостоящее.Крометого,длянаукивбольшеймере,чемдлядругихформпознания,характерноиспользованиедляисследованиясвоихобъектовисамойсебятакихидеальныхсредствиметодов,каксовременнаялогика,математическиеметоды,диалектикаидр.

7.Научномупознаниюприсущистрогаядоказательность,обоснованностьполученныхрезультатов,достоверностьвыводов.Вместестемздесьнемалогипотез,догадок,предположений,вероятностныхсужденийит.п.Вотпочемутутважнейшеезначениеимеютлогико-методологическаяподготовкаисследователей,ихфилософскаякультура,постоянноесовершенствованиесвоегомышления,умениеправильноприменятьегозаконыипринципы.

Когдаразграничиваютнаучное,основанноенарациональности,ивненаучноезнание,товажнопонять,чтопоследнеенеявляетсячьей-товыдумкойилификцией.Онопроизводитсявопределенныхинтеллектуальныхсообществах,всоответствиисдругими(отличнымиотрационалистических)нормами,эталонами,имеетсобственныеисточникиипонятийныесредства.Очевидно,чтомногиеформывненаучногознаниястаршезнания,признаваемоговкачественаучного,например,астрологиястаршеастрономии,алхимиястаршехимии.Висториикультурымногообразныеформызнания,отличающиесяотклассическогонаучногообразцаистандарта,отнесеныкведомствувненаучногознания.Выделяютследующиеформывненаучногознания:

•паранаучноекакнесовместимоесимеющимсягносеологическимстандартом.Широкийкласспаранаучного(параотгреч.—около,при)знаниявключаетвсебяученияилиразмышленияо

феноменах,объяснениекоторыхнеявляетсяубедительнымсточкизрениякритериевнаучности;

•лженаучноекаксознательноэксплуатирующеедомыслыи

предрассудки.Лженаучноезнаниечастопредставляетнаукукакделоаутсайдеров.Иногдаегосвязываютспатологическойдеятельностьюпсихикитворца,котороговобиходевеличают«маньяком»,«сумасшедшим».Вкачествесимптомовлженаукивыделяютмалограмотныйпафос,принципиальнуюнетерпимостькопровергающимдоводам,атакжепретенциозность.Лженаучноезнаниеоченьчувствительнокзлобедня,сенсации.Егоособенностьюявляетсято,чтоононеможетбытьобъединенопарадигмой,

неможетобладатьсистематичностью,универсальностью.Лженаучныезнанияпятнамиивкраплениямисосуществуютснауч:нымизнаниями.Считается,чтолженаучноеобнаруживаетсебяи

развиваетсячерезквазинаучное;

•квазинаучноезнаниеищетсебесторонниковиприверженцев,опираясьнаметодынасилияипринуждения.Оно,какправило,расцветаетвусловияхстрогоиерархированнойнауки,гденевозможнакритикавластьпредержащих,гдежесткопроявленидеологическийрежим.Висториинашейстраныпериоды«триумфаквазинауки»хорошоизвестны:лысенковщина,фиксизмкакквазинаукавсоветскойгеологии50-хгг.,шельмованиекибернетикиит.п.;

•антинаучноезнаниекакутопичноеисознательноискажающеепредставленияодействительности.Приставка«анти»обращаетвниманиенато,чтопредметиспособыисследованияпротивоположнынауке.Этокакбыподходс«противоположнымзнаком».Снимсвязываютизвечнуюпотребностьвобнаруженииобщеголегкодоступного«лекарстваотвсехболезней».Особыйинтереситягакантинаукевозникаетвпериодысоциальнойнестабильности.Нохотяданныйфеномендостаточноопасен,принципиальногоизбавленияотантинаукипроизойтинеможет;

•псевдонаучноезнаниепредставляетсобойинтеллектуальнуюактивность,спекулирующуюнасовокупностипопулярныхтеорий,например,историиодревнихастронавтах,оснежномче-ловеке,очудовищеизозераЛох-Несс.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...