Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предметиосновныезадачифилософиинауки.




Предметф.н.―общиезакономерностиитенденциинаучногопознаниякакособойдеятельностипопроизводствунаучныхзнаний,взятыхвразвитииирассмотренныхвисторическиизменяющемсясоциокультурномконтексте.

Однойизважнейшихзадачявляетсяисследованиетого,какисторическименяютсяспособыформированияновогонаучногознанияикаковымеханизмывоздействиясоциокультурныхфакторовнаэтотпроцесс.

Ф.н.развиваетсявместессамойнаукой.Онавыступаетсвоегородасамосознаниемнауки.

Ф.н.какдисциплинавозниклавответнапотребностьосмыслитьсоциокультурныефункциинаукивусловияхНТР.

Какдисциплина,ф.н.испытываетнасебеогромноевлияниефилософско-мировоззренческихконцепцийитеоретическихразработок.Однакоцельее—винтегративноманализеисинтетическомподходекширокомуспектруобсуждаемыхпроблем.

Философанаукиинтересуетнаучныйпоиск,«алгоритмоткрытия»,динамикаразвитиянаучногознания,методыисследовательскойдеятельности.

Центральнаяпроблемаф.н.—проблемыростанаучногознания.

Можноразделитьвсепроблемыф.н.натриподвида.Кпервымотносятсяпроблемы,идущиеотфилософиикнауке.Втораягруппавозникаетвнутрисамойнаукиинуждаетсявкомпетентномарбитре,вроликоторогооказываетсяфилософия.Вэтойгруппеоченьтеснопереплетеныпроблемыпознавательнойдеятельностикактаковой,теорияотражения,когнитивныепроцессыисобственно«философскиеподсказки»решенияпарадоксальныхпроблем.Ктретьейгруппеотносятпроблемывзаимодействиянаукиифилософиисучетомихфундаментальныхразличийипереплетений.

Объектф.н.составляют:

―формыорганизациинаучногознания,

―способыразвитиянауки,

―методыисследовательскойдеятельностиидр.

Ф.н.возникаетизнеобходимостипосмотретьнанаукуизвне,понятьнаукукакособуюсферужизниобщества.Философияможетсопоставитьнаучноеиненаучноезнание,проанализироватьэто,чтодаетвнекоторойстепенивозможностьсконструироватьопределениенауки.Наукарассматриваетсякакпознавательный(когнитивный)виддеятельности,результатомкоторогоявляетсяполучениерационального,системногоиобъективногознания,котороеможнопроверитьидоказать.

Функцииф.н.:

1.Философскаяразработкаразличныхмоделейреальности,сквозьпризмукоторыхученыйсмотритнасвоюпредметнуюобласть.

2.Исследуетобщиезакономерностипознания,которыерассматриваеткаквиддеятельностиивидотношений.Этосубъективно-объектныеотношения;такжеизучаетособенностипознания.

3.Философиядаетнаукеобщиепринципы,нормыиценности,которыерегулируютпознавательнуюдеятельность.

4.Методологическаяфункция.Философиянаукипредлагаетпредельнообщиеметодынаучныхисследований.

6.Врамкахфилософииразрабатываютсяоснованиянауки,онавыполняетлогическуюфункцию,формируетлогикуисследования.

Предмет.Философиянаукипытаетсяответитьнаследующиевопросы:чтотакоенаучноезнание,каковыпринципыегоорганизацииифункционирования,какиеметодыиспользуетнаука,какразвиваетсязнание,чемнаукаотличаетсяотпсевдонауки,каковыформывзаимосвязинаучногознаниясфилософией,религиознымсознанием.

Какспециальнаяфилософскаядисциплинафилософиянаукиначаласкладыватьсяс19века,нокаксоставнаячастьфилософскихученийонасуществовалагораздораньше.

3.Наукакаксистемазнанийикаксоциальныйинститут

Наукаможетбытьопределенакакрационально-предметнаядеятельностьсознания.Еецель—построениемысленныхмоделейпредметовиихоценканаосновевнешнегоопыта.Источникомрациональногознанияможетбытьтолькомышление—либовформепостроенияэмпирическихмоделейчувственногоопыта,либовформеконструированиятеоретическихобъектов.

Наукуможнорассматриватькак:1)наукакакспецифическийтипзнания;2)наукакакособыйвиддеятельности;3)наукакакособыйсоциальныйинститут.

1)Наукакакспецифическийтипзнания

Наукукакспецифическийтипзнанияисследуютлогикаиметодологиянауки.Главнойпроблемойздесьявляетсявыявлениетехпризнаков,которыенеобходимыдляразличениянаучногознанияиразличныхформвненаучногознания(обыденноезнание,искусство,религия,экзистенциальныепереживанияит.д.).Критериинаучногознания:предметность,однозначность,определенность,точность,системность,логическаядоказательность,проверяемость,теоретическаяи/илиэмпирическаяобоснованность,инструментальнаяполезность(практическаяприменимость).

Неклассическаянаука.

ВконцеХIХ-началеXXв.считалось,чтонаучнаякартинамирапрактическипостроена,иеслиипредстоиткакая-либоработаисследователям,тоэтоуточнениенекоторыхдеталей.Новдругпоследовалцелыйрядоткрытий,которыеникаквнееневписывались.

В1896г.французскийфизикА.Беккерель(1852-1908)открылявлениесамопроизвольногоизлученияурановойсоли,природакоторогонебылапонята.Впоискахэлементов,испускающихподобные"беккерелевылучи",ПьерКюри(1859-1906)иМарияСклодовская-Кюри(1867-1934)в1898г.открываютполонийирадий,асамоявлениеназываютрадиоактивностью.В1897г.английскийфизикДж.Томсон(1856-1940)открываетсоставнуючастьатома-электрон,создаетпервую,нооченьнедолгопросуществовавшуюмодельатома.В1900г.немецкийфизикМ.Планк(1858-1947)предложилновый(совершеннонеотвечающийклассическимпредставлениям)подход:рассматриватьэнергиюэлектромагнитногоизлучениявеличинудискретную,котораяможетпередаватьсятолькоотдельными,хотяиоченьнебольшими,порциями-квантами.Наосновеэтойгениальнойдогадкиученыйнетолькополучилуравнениетепловогоизлучения,нооналеглавосновуквантовойтеории.

АнглийскийфизикЭ.Резерфорд(1871-1937)экспериментальноустанавливает,чтоатомыимеютядро,вкоторомсосредоточенавсяихмасса,ав1911г.создаетпланетарнуюмодельстроенияатома,согласнокоторойэлектроныдвижутсявокругнеподвижногоядраивсоответствиисзаконамиклассическойэлектродинамикинепрерывноизлучаютэлектромагнитнуюэнергию.Ноемунеудаетсяобъяснить,почемуэлектроны,двигаясьвокруг,ядрапокольцевыморбитаминепрерывноиспытываяускорение,следовательно,излучаявсевремякинетическуюэнергию,неприближаютсякядруинепадаютнаегоповерхность.

ДатскийфизикНильсБор(1885-1962),исходяизмоделиРезерфордаимодифицируяее,введяпостулаты(постулатыБора),утверждающие,чтоватомахимеютсястационарныеорбиты,придвижениипокоторымэлектронынеизлучаютэнергии,ееизлучениепроисходиттольковтехслучаях,когдаэлектроныпереходятсоднойстационарнойорбитынадругую,приэтомпроисходитизменениеэнергииатома,создалквантовуюмодельатома.ОнаполучиланазваниемоделиРезерфорда-Бора.Этобылапоследняянагляднаямодельатома.

В1924г.французскийфизикЛуидеБройль(1892-1987)выдвинулидеюодвойственной,корпускулярно-волновойприроденетолькоэлектромагнитногоизлучения,ноидругихмикрочастиц.В1925г.швейцарскийфизик-теоретикВ.Паули(1900-1958)сформулировалпринципзапрета:ниватоме,нивмолекуленеможетбытьдвухэлектронов,находящихсяводинаковомсостоянии.

В1926г.австрийскийфизик-теоретикЭ.Шредингер(1887-1961)вывелосновноеуравнениеволновоймеханики,ав1927г.немецкийфизикВ.Гейзенберг(1901-1976)-принципнеопределенности,утверждавший:значениякоординатиимпульсовмикрочастицнемогутбытьназваныодновременноисвысокойстепеньюточности.

В1929г.английскийфизикП.Дирак(1902-1984)заложилосновыквантовойэлектродинамикииквантовойтеориигравитации,разработалрелятивистскуютеориюдвиженияэлектрона,наосновекоторойпредсказал(1931)существованиепозитрона-первойантичастицы.Античастицаминазваличастицы,подобныесвоемудвойнику,ноотличающиесяотнегоэлектрическимзарядом,магнитныммоментомидр.В1932г.американскийфизикК.Андерсон(р.1905)открылпозитронвкосмическихлучах.

В1934г.французскиефизикиИрен(1897-1956)иФридерикЖолио-Кюри(1900-1958)открылиискусственнуюрадиоактивность,ав1932г.английскийфизикДж.Чедвик(1891-1974)-нейтрон.Созданиеускорителейзаряженныхчастицспособствовалоразвитиюядернойфизики,былавыявленанеэлементарностьэлементарныхчастиц.Нопоистинереволюционныйпереворотвфизическойкартинемирасовершилвеликийфизик-теоретикА.Эйнштейн(1879-1955),создавшийспециальную(1905)иобщую(1916)теориюотносительности.

Какмыпомнимизпредыдущегораздела,вмеханикеНьютонасуществуютдвеабсолютныевеличины-пространствоивремя.Пространствонеизменноинесвязаносматерией.Время-абсолютноиникакнесвязанониспространством,нисматерией.Эйнштейнотвергаетэтиположения,считая,чтопространствоивремяорганическисвязанысматериейимеждусобой.Темсамымзадачейтеорииотносительностистановитсяопределениезаконовчетырехмерногопространства,гдечетвертаякоордината-время.Эйнштейн,приступаякразработкесвоейтеории,принялвкачествеисходныхдваположения:скоростьсветаввакууменеизменнаиодинаковавовсехсистемах,движущихсяпрямолинейноиравномернодруготносительнодруга,идлявсехинерциальныхсистемвсезаконыприродыодинаковы,апонятиеабсолютнойскороститеряетзначение,таккакнетвозможностиееобнаружить.

Крометого,онпостроилматематическуютеориюброуновскогодвижения,разработалквантовуюконцепциюсвета,азаоткрытиефотоэффектав1921г.емубылаприсужденаНобелевскаяпремия,далфизическоеистолкованиегеометрииН.Н.Лобачевского(1792-1856).

Говоряоботкрытииспециальнойтеорииотносительности,нельзяневспомнитьнидерландскогофизикаА.Лоренца(1853-1928),которыйв1892г.вывелуравнение(получившееназвание"преобразованияЛоренца"),дающеевозможностьустановить,чтоприпереходеотоднойинерциальнойсистемекдругоймогутизменятьсязначениявременииразмерыдвижущегосятелавнаправлениискоростидвижения.АкрупнейшийфранцузскийматематикифизикАнриПуанкаре(1854-1912),которыйиввелназвание"преобразованиеЛоренца",первымначалпользоватьсятермином"принципотносительности",независимоотЭйнштейнаразвилматематическуюсторонуэтогопринципаипрактическиодновременноснимпоказалнеразрывнуюсвязьмеждуэнергиейимассой.

Есливклассическойнаукеуниверсальнымспособомзаданияобъектовтеориибылиоперацииабстракцииинепосредственнойгенерализацииналичногоэмпирическогоматериала,товнеклассическойвведениеобъектовосуществляетсянапутиматематизации,котораявыступаетосновныминдикаторомидейвнауке,приводящихксозданиюновыхееразделовитеорий.Математизацияведеткповышениюуровняабстракциитеоретическогознания,чтовлечетзасобойпотерюнаглядности.

Переходотклассическойнаукикнеклассическойхарактеризуеттареволюционнаяситуация,котораязаключаетсявовхождениисубъектапознанияв"тело"знаниявкачествеегонеобходимогокомпонента.Изменяетсяпониманиепредметазнания:имсталатеперьнереальность"вчистомвиде",каконафиксируетсяживымсозерцанием,анекоторыйеесрез,заданныйчерезпризмупринятыхтеоретическихиоперационныхсредствиспособовееосвоениясубъектом.Посколькуомногиххарактеристикахобъектаневозможноговоритьбезучетасредствихвыявления,постолькупорождаетсяспецифическийобъектнауки,запределамикоторогонетсмыслаискатьподлинныйегопрототип.Выявлениеотносительностиобъектакнаучно-исследовательскойдеятельностиповлеклозасобойто,чтонаукасталаориентироватьсяненаизучениевещейкакнеизменных,анаизучениетехусловий,попадаявкоторыеониведутсебятемилиинымобразом,

Таккакисследовательфиксируеттолькоконкретныерезультатывзаимодействияобъектасприбором,тоэтопорождаетнекоторый"разброс"вконечныхрезультатахисследования.Отсюдавытекаетправомерностьиравноправностьразличныхвидовописанияобъекта,построениееготеоретическихконструктов.

Научныйфактпересталбытьпроверяющим.Теперьонреализуетсявпакетесинымивнутритеоретическимиспособамиапробациизнаний:принципсоответствия,выявлениевнутреннегоикогерентногосовершенстватеории.Фактсвидетельствует,чтотеоретическоепредположениеоправданодляопределенныхусловийиможетбытьреализовановнекоторыхситуациях.Принципэкспериментальнойпроверяемостинаделяетсячертамифундаментальности,т.е.имеетместоне"интуитивнаяочевидность",а"уместнаяадаптированность".

Концепциямонофакторногоэкспериментазамениласьполифакторной:отказотизоляциипредметаотокружающеговоздействияякобыдля"чистотырассмотрения",признаниезависимостиопределенностисвойствпредметаотдинамичностиикомплексностиегофункционированиявпознавательнойситуации,динамизацияпредставленийосущностиобъекта-переходотисследованияравновесныхструктурныхорганизацийканализунеравновесных,нестационарныхструктур,ведущихсебякакоткрытыесистемы.Этоориентируетисследователянаизучениеобъектакаксредоточиякомплексныхобратныхсвязей,возникающихкакрезультирующаядействийразличныхагентовиконтрагентов.Наосноведостиженийфизикиразвиваетсяхимия,особенновобластистроениявещества.Развитиеквантовоймеханикипозволилоустановитьприродухимическойсвязи,подпоследнейпонимаетсявзаимодействиеатомов,обусловливающееихсоединениевмолекулыикристаллы.Создаютсятакиехимическиедисциплины,какфизикохимия,стереохимия,химиякомплексныхсоединений,начинаетсяразработкаметодоворганическогосинтеза.

ВобластибиологиирусскимфизиологомрастенийимикробиологомД.И.Ивановским(1864-1920)былоткрытвирусиположеноначаловирусологии.Получаетдальнейшееразвитиегенетика,восновекоторойлежатзаконыМенделяихромосомнаятеориянаследственностиамериканскогобиологаТ.Ханта(1866-1945).Хромосомы-структурныеэлементыядраклетки,содержащиедезоксирибонуклеиновуюкислоту(ДНК),котораяявляетсяносителемнаследственнойинформацииорганизма.ПриделенииДНКточновоспроизводится,обеспечиваяпередачунаследственныхпризнаковотпоколениякпоколению.АмериканскийбиохимикДж.Уотсон(р.1928)ианглийскийбиофизикФ.Крик(р.1916)в1953г.создалимодельструктурыДНК,чтоположилоначаломолекулярнойгенетике.ДатскимбиологомВ.Йогансоном(1857-1927)быловведенопонятие"ген"-единицанаследственногоматериала,отвечающаязапередачунекоторогонаследуемогопризнака.

Важнейшимсобытиемразвитиягенетикибылооткрытиемутаций-внезапновозникающихизмененийвнаследственнойсистемеорганизмов.Хотяявлениемутацийбылоизвестноужедавно:в1925г.отечественныймикробиологГ.А.Натсон(1867-1940)установилдействиерадиоизлучениянанаследственнуюизменчивостьугрибов,в1927г.американскийгенетикГД.Меллер(1890-1967)обнаружилмутагенноедействиерентгеновскихлучейнадрозофил.СистематическоеизучениемутацийбылопредпринятоголландскимученымХугодеФризом(1842-1935),установившим,чтоиндуцированныемутациимогутвозникатьврезультатерадиоактивногооблученияорганизмовилиподвоздействиемнекоторыххимическихвеществ.

Врезультатеразвитиягенетикивэтотпериодбыловыяснено,чтоизменчивостьрастительногоилиживотногоорганизмаможетбытьдостигнутодвумяспособами:либонепосредственнымвоздействиемвнешнейсредыбезизменениянаследственногоаппаратаорганизма,либостимулированиеммутаций,приводящихкизменениямнаследственногоаппарата(генов,хромосом).

Неменеезначительныедостижениябылиотмеченывобластиастрономии.Напомним,чтоподВселенной(Метагалактикой)понимаетсядоступнаянаблюдениюиисследованиючастьмира.Здесьсуществуютбольшиескопления(100-200млрд)звезд-галактики,воднуизкоторых-МлечныйПуть-входитСолнечнаясистема.НашаГалактикасостоитиз150млрдзвезд(светящихсяплазменныхшаров),средикоторыхСолнце,галактическиетуманности,космическиелучи,магнитныеполя,излучения.СолнечнаясистеманаходитсядалекоотядраГалактики,наеепериферии,нарасстоянииоколо30световыхлет.ВозрастСолнечнойсистемыоколо5млрдлет.Наосновании"эффектаДоплера"(австрийскийфизикиастроном)былоустановлено,чтоВселеннаярасширяетсясоченьвысокойскоростью.

В1922г.отечественныйматематикигеофизикА.А.Фридман(1888-1925)нашелрешениеуравненийобщейтеорииотносительностидлязамкнутойнестационарнойрасширяющейсяВселенной,ставшеематематическимфундаментомбольшинствасовременныхкосмогоническихтеорий.

Астрономыиастрофизикипришликвыводу,чтоВселеннаянаходитсявсостояниинепрерывнойэволюции.Звезды,которыеобразуютсяизгазово-пылевоймежзвезднойсреды,восновномизводородаигелия,поддействиемсилгравитацииразличаютсяпо"возрасту".Причемобразованиеновыхзвездпроисходитисейчас.

Сжимаясьподдействиемгравитационныхсил,звезданагревается,внутринеерастетдавление.Придостиженииопределеннейкритическойтемпературыначинаетсятермоядернаяреакция,сопровождающаясявыделениемогромногоколичестватепла.Наследующейстадииподдействиемгравитационныхсилнаступаетмоментравновесия.Вэтомсостояниизвездаможетсуществоватьдовольнодолго.Так,например,Солнцебудетнаходитьсявэтомсостоянии13млрдлет,около5изнихужепрошло.Нопотомнаступаетмомент,когдаводород,находящийсявцентрезвезды,гдепроисходиттермоядернаяреакция,будетизрасходован.Температуравнутризвездыбудетуменьшаться,будетснижатьсядавлениеииссякнутвозможностисопротивлятьсягравитации.Ядрозвезды,состоящеетеперьужетолькоизгелия,начинаетсжиматься,образуяплотную,горячуюобласть.Теперьтермоядернаяреакциябудетпротекатьнаперифериизвезды,гдеещесохранилсяводород.Вэтовремяразмерзвездыиеесветимостьувеличиваются.Врезультатеонапревращаетсявкрасногогиганта.Температурагелиевогоядравозрастает,иначинаетсяноваяядернаяреакцияпревращениягелиявуглерод.

ВзависимостимассызвездыотмассыСолнцапослевсегоэтогоциклаонапревращаетсялибовбелогокарлика-заключительныйэтапэволюциизвезд,либонаступаетгравитационныйколлапс-вспышкасверхновойзвезды,либообразуетсячернаядыра-сфера,изкоторойнемогутвыйтиничастицы,никакое-либоизлучениеввидутого,чтооченьвеликополетяготениявнутринее.

В1963г.открытыквазары-астрономическиетела,находящиесявнепределовГалактики.В1965г.американскиеастрономыА.Пензиас(р.1933)иР.Вильсон(р.1936)обнаружилифоновоерадиоизлучение.КакметконазвалегоизвестныйастрономиастрофизикИ.С.Шкловский(1916-1985)-реликтовоеизлучение,невозникающеевоВселеннойвнастоящеевремя.РасширениеВселеннойиреликтовоеизлучениеявляютсявполнеубедительнымидоводамивпользустандартноймоделипроисхожденияВселенной,илитеории"большоговзрыва".В1967г.былиоткрытыпульсары-космическиетела,являющиесяисточникамирадиоизлучения.

В1903г.русскимученым,большуючастьсвоейжизнипроработавшимучителемфизикииматематики,К.Э.Циолковским(1857-1935)вработе"Исследованиемировыхпространствреактивныеприборами"былизаложеныначалатеориикосмическихполетов.Внейсформулированыосновныепринципыбаллистикиракет,предложенасхемажидкостногореактивногодвигателя,атакжепринципконструированияракет-идеи,которыенесколькопозднеебыливостребованыитворческиосвоеныпоследователямиЦиолковского.Создаетсянаука,нацеленнаянаизучениеиосвоениекосмическогопространства-космонавтика.Ознаменовалсяэтотпериодразвитиянаукисозданиемкибернетики-наукиобуправлении,связиипереработкеинформации,теориисистем.Интенсивноеразвитиепромышленногопроизводства,космическихисследованийстимулируетдальнейшеесовершенствованиетехническихнаук.

Характерноедляклассическогоэтапастремлениекабсолютизацииметодовестествознания,выразившеесявпопыткахпримененияихвсоциально-гуманитарномпознании,всебольшеибольшевыявлялосвоюограниченностьиодносторонность.Наметиласьтенденцияформированияновойисследовательскойпарадигмы,воснованиикоторойлежитпредставлениеобособомстатусесоциально-гуманитарныхнаук.

КакреакциянакризисмеханистическогоестествознанияикакоппозицияклассическомурационализмувконцеXIXв.возникаетнаправление,представленноеВ.Дильтеем,Ф.Ницше,Г.Зиммелем,А.Бергсоном,О.Шпенглеромидр.,-"философияжизни".Здесьжизньпонимаетсякакпервичнаяреальность,целостныйорганическийпроцесс,дляпознаниякоторойнеприемлемыметодынаучногопознания,авозможнылишьвнерациональныеспособы-интуиция,понимание,вживание,вчувствованиеидр.

ПредставителибаденскойшколынеокантианстваВ.Виндельбанд(1848-1915)иГ.Риккерт(1863-1936)считали,что"наукиодухе"иестественныенаукипреждевсегоразличаютсяпометоду.Первые(идиографическиенауки)описываютнеповторимые,индивидуальныесобытия,процессы,ситуации;вторые(номотетические),абстрагируясьотнесущественного,индивидуального,выявляютобщее,регулярное,закономерноевизучаемыхявлениях(обэтоммыужеписаливгл.I,§6.Добавимследующее).

ИспытавшийнасебесильноевлияниеВ.ВиндельбандаиГ.Риккертанемецкийсоциолог,историк,экономистМаксВебер(1864-1920)неразделяетрезкоестественныеисоциальныенауки,аподчеркиваетихединствоинекоторыеобщиечерты.Существеннаясрединихта,чтоонитребуют"ясныхпонятий",знаниязаконовипринциповмышления,крайненеобходимыхвлюбыхнауках.Социологиявообщедлянегонаука"номотетическая",строящаясвоюсистемупонятийнатехжеоснованиях,чтоиестественныенауки-дляустановленияобщихзаконовсоциальнойжизни,носучетомеесвоеобразия.

ПредметомсоциальногопознаниядляВебераявляется"культурно-значимаяиндивидуальнаядействительность".Социальныенаукистремятсяпонятьеегенетически,конкретно-исторически,нетолькокаковаонасегодня,ноипочемуонасложиласьтакой,анеиной.Вэтихнаукахвыявляютсязакономерноповторяемыепричинныесвязи,носакцентомнаиндивидуальное,единичное,культурно-значимое.Внихпреобладаеткачественныйаспектисследованиянадколичественным,устанавливаютсявероятностныезаконы,исходяизкоторыхобъясняютсяиндивидуальныесобытия.Цельсоциальныхнаук-познаниежизненныхявленийвихкультурномзначении.Системаценностейученогоимеетрегулятивныйхарактер,определяявыборимпредметаисследования,применяемыхметодов,способовобразованияпонятий.

Веберотдаетпредпочтениепричинномуобъяснениюпосравнениюсзаконом.Длянегознаниезаконовнецель,асредствоисследования,котороеоблегчаетсведениекультурныхявленийкихконкретнымпричинам,поэтомузаконыприменимынастолько,насколькоониспособствуютпознаниюиндивидуальныхсвязей.Особоезначениедлянегоимеетпониманиекаксвоеобразныйспособпостижениясоциальныхявленийипроцессов.Пониманиеотличаетсяотобъяснениявестественныхнауках,основнымсодержаниемкоторогоявляетсяподведениеединичногоподвсеобщее.Норезультатпониманиянеестьокончательныйрезультатисследования,этолишьвысокойстепенивероятностигипотеза,котораядлятого,чтобыстатьнаучнымположением,должнабытьверифицированаобъективныминаучнымиметодами.

ВкачествесвоеобразногоинструментапознанияикаккритерийзрелостинаукиВеберрассматриваетовладениеидеальнымтипом.Идеальныйтип-эторациональнаятеоретическаясхема,котораяневыводитсяизэмпирическойреальностинепосредственно,амысленноконструируется,чтобыоблегчитьобъяснение"необозримогомногообразия"социальныхявлений.Мыслительразграничиваетсоциологическийиисторическийидеальныетипы.Спомощьюпервыхученый"ищетобщиеправиласобытий",спомощьювторых-стремитсяккаузальномуанализуиндивидуальных,важныхвкультурномотношениидействий,пытаетсянайтигенетическиесвязи.Вебервыступаетзастрогуюобъективностьвсоциальномпознании,таккаквноситьличныемотивывпроводимоеисследованиепротиворечитсущностинауки.Вэтойсвязиможновскрытьпротиворечие:соднойстороны,поВеберу,ученый,политикнеможетнеучитыватьсвоисубъективныеинтересыипристрастия,сдругойстороны,ихнадополностьюотвергатьдлячистотыисследования.

НачинаясВеберанамечаетсятенденциянасближениеестественныхигуманитарныхнаук,чтоявляетсяхарактернойчертойпостнеклассическогоразвитиянауки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...