Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научнаякартинамиравсоциально-гуманитарныхнауках.




Понятие«картинамира»обозначаетсовокупностьмировоззренческихзнанийомире,«совокупностьпредметногосодержания,которымобладаетчеловек»(К.Ясперс).Этопонятие,выражающееэволюциюобыденных,научныхифилософскихпредставленийоприроде,обществе,человекеиегопознаниивзависимостиотконкретно-историческихспособовиформпознавательнойдеятельностиисоциальнойпрактикивцелом.

«Картинамира,какилюбойпознавательныйобраз,упрощаетисхематизируетдействительность.Миркакбесконечносложная,развивающаясядействительностьвсегдазначительнобогаче,нежелипредставленияонем,сложившиесянаопределенномэтапеобщественно-историческойпрактики.Вместестем,засчетупрощенийисхематизацийкартинамиравыделяетизбесконечногомногообразияреальногомираименнотеегосущественныесвязи,познаниекоторыхисоставляетосновнуюцельнаукинатомилииномэтапеееисторическогоразвития».

Выделяюттакжефилософскуюкартинумира,научнуюкартинумираит.д.Научнаякартинамира–этоцелостнаясистемапредставленийобобщихсвойствахизакономерностяхдействительности,построеннаяврезультатеобобщенияисинтезафундаментальныхнаучныхпонятийипринципов.Впроцессеразвитиянаукипроисходитпостоянноеобновлениеидейиконцепций,болееранниепредставлениястановятсячастнымислучаяминовыхтеорий.Такимобразом,научнаякартинамира—недогмаинеабсолютнаяистина.Втожевремя,научныепредставленияприближеныкистине,таккакоснованынавсейсовокупностидоказанныхфактовиустановленныхпричинно-следственныхсвязей.Врезультатенаучныезнанияпозволяютделатьверныепредсказанияосвойствахнашегомираиспособствуютразвитиючеловеческойцивилизации.Противоречиямеждунаучнымиконцепциямипреодолеваютсяпутёмвыявленияновыхфактовисравненияихспредсказаниямиразличныхтеорий.

Внаучнойкартинемираможновыделитьдвесоставляющие–этоестественнонаучнаякартинамираинаучнаякартинамирасоциально-гуманитарныхнаук.Развитиесоциально-гуманитарногознаниявсеактивнеевводитгуманитарнуюкомпонентувобщуюнаучнуюкартинумира.

БлизостьпонятийкартинымираимировоззренияужеотметилВ.Дильтей.Онвключалвкартинумиратакиебазовыесущностикакжизнь,цель,человек–субъектит.д.АвстрийскийфилософЛ.Витгенштейн(1889–1951)утверждал,чтоусвоеннаянамиещевдетствеобщаякартинамирапринадлежитксфереличностногознанияипредставленаособымтипомэмпирическихвысказываний,принимаемыхнаверукакнесомненныеисопутствующиенамвсюжизнь.Обычнокартинамирапредставленавнеявнойформе.Усвоеннаявдетствекартинамираявляетсядлянасдостовернойнепотому,чтоонаспециальнообоснована,апотому,чтоонапринятанаверуприобщениииобучении.НемецкийсоциологМ.Вебер(1864–1920)считал,чтокартинамираесть«стрелочник»,определяющийпути,покоторыминтересыпродвигаютдействиялюдей.

Языкнепосредственноучаствуетвдвухпроцессах,связанныхскартиноймира:1)вегонедрахформируетсяязыковаякартинамира;2)самязыквводитвоборотчерезспециальнуюлексикудругиекартинымира.Существуетмногоисследованийнатемувзаимоотношенийнаучнойкартинымираиязыковойкартинымира.Длягуманитарногознаниясущественното,чтоязыковаяиобщенаучнаякартиныявляютсясредствоминтеграциикультуры,жизнедеятельностичеловекавцелом,составляютоснованиечеловеческогопознания,поведения,образажизниит.д.Такисторикиивсеисследователи,занимающиесяисторическиманализом,должныобязательновыявлятьуниверсальныекатегории,которыеобразуютсеткукоординат,своегородамодель,картинумира,припомощикоторойчеловекомвоспринималасьдействительностьвтотилиинойисторическийпериод.

Впоследниегодыразрабатываетсяпонятиехудожественнойкартинымиракакэмоционально-чувственногоспособаосвоениямираидействительности,обладающегонаглядностью,сочетающегознанияиобразы.

 

Наукакаксистемазнаний.

Наукурассматриваюткакформуобщественногосознанияиликаксистемудостоверныхинепрерывноразвивающихсязнанийобобъективныхзаконахразвитияприродыиобщества.Ееопределяютикакнепосредственнуюпроизводительнуюсилу.Вообщенаукапредставлетсобойсложноеобразование.Ееможнорассматриватьодновременнокаксовокупностьсоциальныхинститутовикакопределенногородацелесообразнуюдеятельность.Онахарактеризуетсякакпостоянноразвивающаясясистемазнанийикакреализациястремленийприменитьэтизнаниядляпрактическогоосвоениядействительности.

Следовательно,наука–этодинамическаясистемаобъективныхзнанийосущественныхсвязяхдействительности,полученныхиразвиваемыхврезультатеспециальнойобщественнойдеятельностиипревращаемых,благодаряихприменению,внепосредственуюпрактическуюсидуобщества.

Наукаявляетсясложнойсоциальнойсистемой,однойизформобщественногосознанияи,вместестем,особойформойобщественнойпрактикипопроизводствуновыхзнаний,ихсистематизациииструктуризации,ихматериализациивсредствахпроизводства.Наукакакособаяформаобщественногосознаниявозникланадостаточновысокомуровнеразвитияобществавследствиепотребностипроизводствав18в.,когдабезчисленныехаотиескиеданныепознаниябылиупорядочены,выделеныиприведенывпричиннуюсвязь:знаниесталонаукой,инаукаприблизиласьксовемузавершению,т.е.сомкнулась,соднойстороны,сфилософией,сдругой–спрактикой.Производственнйпроцесссталсферойприменениянауки,анаука–факторомифункциейпроизводственногопроцесса.

Превращениенаукивнепосредственнуюпроизводственнуюсилуозначает,чтонаукаприобрелановуюобщественнуюфункцию,харктеризующуюсяследующим:

§получениемновогонаучногознания;

§усвоениемэтихзнанийработникамисферыматериальногопроизводства;

§внедрениемзнанийвпроизводство.

Наукапредставляетсобойсистему,вкоторойнаучнаяинформацияподчиненаобщейструктуре:

§наличиемножестваэлементов;

§наличиесвязеймеждуними;

§целостныйхарактерданногоформирования.

Понятие«система»внаукеиспользуетсяужедавно,ноособенноширокооносталоприменятьсявсовременныхусловиях.Восновеэтогопонятиялежитпризнаниетого,чтовсепредметы,процессы,явлениявмиревзаимосвязаны,взаимодействуют,влияютдругнадруга.

Каксистеманаукавыступаетвследующихформах:

§формеобщественногосознания,отражающегообщественноебытие(наукиоприроде,обществе,человеке);

§формеобщественнойпрактики,включающейтеории,методологии,кадровыйпотенциал,информационноеобеспечение,сетьнаучныхучреждений.

Качественнойчертойэтойсистемыявляетсяеецелостноеединство,вкоторомсистемообразующимфакторомвыступаетколичественноенакоплениенаучныхзнанийипроцессформированиясвязеймеждуними.Системностьнаукиреализуется(воплощается)веестановлениииразвитиикакособогосоциальногоинститута,объединяющеголюдей,занятыхисследованием.

Определяяпонятиенауки,нужноучестьдваобстоятельства:

§во-первых,онапредставляетсобойнепростосуммукаких-тознанийобокружающемнасмире,асистемуточносформулированныхипроверенныхположенийоявленияхиихглубинныхсвязях,т.е.озаконахприродыиобщества,выраженныхпосредствомособыхпонятийипредложений,называемыхнаучными;

§во-вторых,наука-этонеплодлюбознательностиотдельныхлюдей,арезультатпрактическойдеятельностивсегочеловечества,онаподчиненацелямразвитияобщественнойипрактики.

Следовательно,наукойнадосчитатьсистемунаучныхпонятийиположенийоявленияхизаконахприродыиобщества,способнуюслужитьтеоретическойосновойдляихпреобразованиявинтересахвсегочеловечества.

Понятияиположенияявляютсянаучными,еслиониполученыпосредствомособыхнаучныхметодов(эмпирическихитеоретических)иподтвердилисьвпроцессепрактики.Вэтомслучаепонятияиположениядолжныправильноотражатьобъективныезаконыприродыиобщества.Такоеотражениеиназываетсянаучнымзнанием.

Наука-системанаучныхзнаний.Процессприобретениятакихзнанийназываетсянаучнымпознанием.

Посколькунаучныезнаниядолжныслужитьтеоретическойосновойдляпрактическойдеятельностивинтересахобщества,наукаобязанавыполнятьсущественныедляжизнилюдейобщественныефункцииитемсамымстановитьсяоднойизформобщественногосознания.

Научныезнания-высшаяформацивилизационныхзнаний.

Каксистеманаукавыполняетследующиефункциивобществе:

§функциюсоциальнойпамяти,чтовыражаетсявнакопленииисохранениивпамятичеловечестваопытапредшествующихпоколений;

§познавательнуюфункцию,обеспечивающуюпредоставлениеобществунеобходимыхзнанийдляправильногорешениястоящихпереднимпроблем;

§воспитательнуюфункцию,котораязаключаетсявбезусловномпризнанииобщечеловеческихценностейвобществеиобеспечиваетпоступательныйпроцессповышенияуровняегообразования.

Такимобразом,наука–сфераисследовательскойдеятельности,направленнаянаполучениеновыхзнанийоприроде,обществеимышлении.Внастоящеевремяразвитиенаукисвязаносразделениемикооперациейнаучноготруда.Являясьследствиемобщественногоразделениятруда,наукавозникаетвследзаотделениемумственноготрудаотфизическогоипревращенияпознавательнойдеятельностивспецифическийродзанятийособойгруппылюдей–ученых.

Античнаянаука.

Понятием«античнаянаука»охватываетсясовокупностьнаучно-философскихидей,возникшихвпериодсVIв.доР.Х.доначалаVIв.послеР.Х.,отвозникновенияпервыхфилософскихучений«оприродевещей»(раннейгреческойнатурфилософии)допаденияРимскойимперииизакрытияАкадемииПлатонавАфинах(529г.).

ВэтовремявДревнейГрециииДревнемРименаукаподнимаетсянакачественноновыйуровеньвсравненииснаукойДревнегоВостока:впервыевисториипоявляетсятеоретическоезнание,первыедедуктивныесистемы.Научноезнаниевпервыестановитсяпредметомфилософскойрефлексии:появляетсяитеориянауки.

Новыйуровеньбылдостигнутблагодарявозникновениюфилософии,тоестьмировоззрения,принципиальноотличногоотрелигиозно-мифологическоговзгляданамирвцивилизацияхДревнегоВостока.Есливпоследнихэлементынаучногознаниябыли«вплетены»всакрально-когнитивныекомплексы,целикомподчиненырелигиознымилихозяйственно-государственнымнуждам,товантичностипоявляетсячистаянаука,выступающаясовершенносамостоятельноисвободно,внесвязисобязанностямичиновниковижрецов.

Математикастановитсячистойнаукойобидеальных,неизменных,бестелесныхсущностях,дедуктивнойсистемой,выводящейидоказывающейсвоиположенияизопределений,аксиомипостулатов.Достиглавполнезрелого,развитоговидаэлементарнаяматематикапостоянныхвеличин.Наосновечистойматематикистановитсявозможнымсозданиетеоретическойастрономии,втомчислегеоцентрическойсистемымира,господствовавшейвЕвропедоXVIв.

Вэтовремяпоявляетсянатурфилософия,какисторическиперваяформатеоретическогопознанияприроды,формируютсяосновныекатегории,принципыипрограммынаучногоестествознания,выделяетсярядконкретныхобластейнаучногоисследования,оттеориимузыки,статики,гидростатики,ботаникиизоологиидограмматики,риторики,экономики,праваиполитики.

Обобъёменаучногознанияантичностикосвенносвидетельствуеттотфакт,чтоалександрийскаябиблиотекавIII-IIвв.доР.Х.,эпохирасцветаантичнойнауки,насчитывалаоколополумиллионасвитков.

Некоторыеизкрупнейшихнаучныхдостиженийантичности:

атомистикаДемокрита(Vв.доР.Х.),Эпикура(IIIв.доР.Х.)иЛукреция(Iв.доР.Х.);

диалектикаитеорияидейСократаиПлатона(V-IVвв.доР.Х.);

теориягосударстваПлатонаиАристотеля(IVв.доР.Х.);

метафизика,физика,логика,психология,этика,экономика,поэтикаАристотеля(IVв.доР.Х.);

геометрияитеориячисел,изложенныевформедедуктивнойнаучнойсистемыв«Началах»Евклида(IIIв.доР.Х.),ноподготовленныевпифагорейскомсоюзеиАкадемииПлатона;

статикаигидростатикаАрхимеда(IIIв.доР.Х.),егоматематическиеработыповычислениюплощадейиобъёмов;

теорияконическихсеченийАполлония(III-IIв.в.доР.Х.);

геоцентрическаяастрономияКлавдияПтолемея(IIв.),гелиоцентрическаясистемаАристархаСамосского(IIIв.доР.Х.),работыЭратосфена(IIIв.доР.Х.)поопределениюрадиусаЗемлиирасстояниядоЛуны;

теорияархитектурыМаркаВитрувия(Iв.доР.Х.);

историческиетрудыГеродотаиФукидида(V-IVвв.доР.Х.),Цезаря(Iв.доР.Х.),Тацита(I-IIвв.)идр.;

медицинаГиппократа(Vв.доР.Х.)иКлавдияГалена(IIв.).

классическаясистемаримскогоправа,трудыдревнеримскихюристов,идр.

Античнаянаукавобщемицеломимееттеоретически-созерцательныйхарактер.Этонеозначает,чтоонаимеетчисто«умозрительный»или«спекулятивный»характер.Онаопираетсяинаобыденныйжизненныйопыт,инаспециальныесистематические,внимательные,тонкиенаблюдения,инаобширныйремесленныйопыт,нопредпочтениеотдаётлогике,рассуждению,легковоспаряяототдельныхфактовопытаксамымобщимфилософскимобобщениям.Идея«эксперимента»итемболеесистематическогоэкспериментированиякакосновынаукивантичностиотсутствует.Практически-ремесленная,производственнаядеятельностьтойэпохинеопираетсянанауку,еслинесчитатьединичных,исключительныхслучаев,подобныхработеАрхимедапосозданиюоборонительныхмашин.Научно-философскоезнаниенебылонаправленонапрактически-техническоеприменение.Наукаи«искусство»,познаниеитехникабылиотделеныдруготдругаидажепротивопоставленыдругдругу.

Указываянапричинуподобногоразделениянаукиипрактики,нередкоуказываютнато,чтовэтовремяфизическая,материальная,производственнаядеятельностьвомногомбылауделомрабов,апотомудлясвободныхлюдей,учёных–деломнизким,презренным.Ноуэтогоподходаимеютсяивескиефилософскиеоснования.Цельнауки–истина,цельискусства(техники)–польза.Наукастремитсяпознатьвэтомизменчивомимногообразноммиренечтоединое,вечное,неизменное,совершенное–истинноебытие,котороеотчеловекасовершеннонезависит.Искусствожекакразнаправленона«текучее»,несовершенное,изменчивоеиизменяемоечеловеком.«Тэхне»и«механэ»–всёэтосферачеловеческойдеятельности,егоумений,котораякасаетсяудобства,пользыиразвлечения,нонеистины,небытия.«Механические»изобретения–этонесредствопознаниятого,каковаприродасамапосебе,аеёобман,обход,«хитрость»человека.Это–сфераискусственного,т.е.неестественного,того,чеговприроденет,–сталобыть,никакогоотношенияк«бытиюпоистине»итемсамымкнаукенеимеет.

Античнаянаука,отарифметикидометафизики,рассматриваетмирваспектевечности.Самослово«теория»происходитотгреческого«теос»(Бог)иозначает«созерцаниебожественного».Достижениеистинногознанияобистинномбытиирассматриваетсякакконечнаяцельнауки.Научноезнание,какпознаниевечногоинеизменногобытия,самодостаточно,имеетсовершенносамостоятельную,болеетого–высшуюценность.Занятиянаукой,познаниеистины,приобщениедушикбожественному,совершенному–лучшее,высшее,наиболеедостойноезанятиечеловека.Тольковнаучнойтеориичеловекдостигаетконечнойцелисвоегосуществованиякакразумное,мыслящеесущество,достигаетвысшеговозможногодлячеловекаблага.Теорияестьвысшеедоброивысшееблаго.Посравнениюстемблагом,которыйдаётчеловекусамопознание,всеудобстваиудовольствия,которыеспособныдоставитьемутехникаипрактическаядеятельность,второстепенны.

НаиболееполноевыражениеантичныйидеалнаучностинашёлвученииАристотеля,создателяпервойтеориинауки.ДляАристотеля«знать»–этозначит:

1)впоискахпричинотдельныхявленийвосходитьковсёболееобщимпричинамиподнятьсядовсеобщих,первыхначалвсегосуществующего;

2)остановитьсянаумозрительном«созерцании»этихначал;

3)вэтомсозерцанииистинного,вечногоинеизменногобытиядостичьпокоя,конечнойцели,завершенияпроцессапознания.

Притакомпониманиибытияинаучногознанияцентрвсейсовокупностичеловеческогознания,главнуюивысшуюнаукуобразуетметафизика.

Такимобразом,античнаянаукаставитнаучномузнаниюпредел.Бесконечноразнообразнолишьединичное,несущественное.Чемвышемыподнимаемсявнаукевпоискахпричинвещей,темменьшечислоначал.Число«первыхначал»конечноиневелико.Ихможнопознатьисчерпывающимобразом.Подниматься«выше»и«дальше»илиидти«глубже»внаукеуженевозможно.Можнодостичьи«крайнейсферы»бытия,ивысшихпределовзнания.

Классификациянауквантичности

Первыесистематические,теоретическиобоснованныеклассификациивидовзнаниябылиразработанывантичности,вДревнейГреции,посколькуименноздесьвпервыевисториипоявляетсясамаидеянаукикаклогическиупорядоченнойсистемызнаний.То,чтоименновантичностивозникаетфеномен«теории»,первыедедуктивныесистемызнания–общепризнановисторико-научнойлитературе.Идеяполнойлогическойупорядоченностизнаниясоответствовалаидееполнойфизической(причинной)упорядоченностимира.Втовремяещёнепроводилосьразличиямеждупонятиями«наука»и«философия».Основаниявсегосовременногонаучногознанияиегоэлементы(знания,относимыесегоднякконкретнымнаукам)формировались«внутри»единойгреческой«любвикмудрости».Поэтомуклассификациянауксовпадаетвантичностиссистематикойфилософии.

Перваяособенностьраннейантичнойкультуры(менталитета),отличающаяеёотдревневосточныхцивилизаций–диалогичность,своеобразныйкультбеседы,непосредственногообщения,диалогамеждуравноправнымисобеседниками.Диалогстановитсяиосновнойлитературнойформойантичнойклассики.Сократлюбилнечитать,абеседовать,ислушать,какчитают(чтениевслухпревращалоавторатекставсобеседника,хотяиневполнеполноценного:оннемоготвечатьнавопросы).ВовременаплатоновойАкадемии,однако,начинаетсясдвигкдругомутипуучёного-книжника,насменубеседенапиру(симпосион)приходитлекция:монологическоеисистематическоеразвёртываниесвоихмыслей,вкоторомдиалогсохраняетсявредуцированнойформеанализаикритикивзглядовдругихучёных.Аристотельвпервыедалприоритетэтойформе.Возникаетформаучёного«трактата»,монографическогосистематическогоисследования.Письменнаяформадаётзначительнобольшевозможностейдляразвитиямысли,еёуглубленияиобоснования.Лекции«профессора»естественнымобразомприводятксистематизациизнанийдляпреподавания.ВЛикееАристотеля,видимо,впервыебылинаписаны«учебники»каксистематическоеизложениеотдельныхнаук.Лекциявсёболеестановится«чтением».Напервоеместовыдвигается«дисциплина».Благодаряписьменнойформеисистемепреподаваниязакладываютсяосновытрадиции,«школы»вфилософииинауке.Вэтовремяиформируетсяноваяиерархическаямодельзнания:предшествующееипоследующее,основаниеиобосновываемое.

Именновантичностивпервыевисторииначинаетсятеоретическаярефлексиянадвозможнымиформамиорганизациизнания,вырабатываетсялогическаятерминология,возникаютпервыеконцепциисистематизациизнания,разрабатываетсяиутверждаетсяидеалаксиоматически-дедуктивногопостроения.ЭтотпроцессбылначатПлатоном.ИменновегоАкадемииразрабатываетсяпрограммадедуктивногометодаиделаютсяпервыепопыткисистематизацииотдельныхобластейнаучногознания,вчастности,посвидетельствуПрокла,–первыевариантысистематизациигеометрии.«Начала»ЕвклидавырослиизшколыПлатона,изплатоновскогопониманиябытия,знанияинауки.Систематизацияматематикивелаиксистематизациидругихнаук.АрхитТарентский,например,«первыйупорядочилмеханику,приложивкнейматематическиеосновы».

ОгромноезначениедляупорядочиваниянаучногознанияимелалогикаитеориянаукиАристотеля.Ончёткоотделяетметафизикуотчастныхнаук,различаетсоответствующие«начала»илипринципы,формулируеттребованиякисходнымпринципам(всеобщностьдляопределённогородасущегоилисущеговообще,очевидность,необходимость,истинность)ит.д.,проводиттщательноеразличиемеждуопределениями,тезисами,предположениями,постулатами,аксиомами,понятиямиразличнойстепениобщности,строиттеориюдоказательства,показываетформыумозаключений,различаетдиалектическоеиаподиктическоедоказательствоит.д.ит.п.

ВАкадемииПлатона(сIVв.доР.Х.)ившколестоиков(сIIIв.доР.Х.)совокупностьнаучногознанияпосамомукрупномусчётубыларазделенанатричасти–физику,этику,логику.

Сегодняфизика–лишьоднаизмногочисленныхестественныхнаук.Длягрековжеантичнойэпохи«эпистемефюсике»илипросто«фюсика»-этовсясовокупностьнаучногознанияоприроде,каквцелом,такивчастностях,иначеговоря,какзнаниеоматерии,движении,пространстве,времени,устройствеКосмосавообще,такиконкретныезнанияодвижениинебесныхсветил,оземле,воздухе,воде,огне,минералах,растенияхиживотных.«Физикой»называлосьнаучноезнаниеобовсём,чтонезависитотсознательной,разумнойдеятельностичеловека-обовсёмтом,чтосуществуетсамособою,самособоюпроисходит,самосебядвижет,создаетиразрушаетвнечеловекаивсамомчеловеке.Вопросотом,какоеименнознаниеоприродевходитвнаукуоней(имеет«философский»характер),греческиемыслителирешалипросто–научноезнаниеестьзнаниенеотом,что«здесьитеперь»,неотом,чтонамнепосредственнодановчувственномвосприятии,вопыте,нооегосущности,обистинносущем,иначеговоря,отом,чтовприродевечноинеизменно.Предметнаучногознания–существенное,сохраняющеесяпривсехизменениях,устойчивое,регулярное,повторяющееся.

Словом«этос»,напротив,обозначалосьповедениечеловека,сфераегосознательныхисвободныхпоступков,т.е.егодеятельности,обусловленнойегоумом,волей,характером,обычаем,законами.Иначеговоря,этос–этовсё,чтосвязанособразомжизнилюдей,сихнравами.Ноглавныйпредметэтикиблагоидобродетель.Этикаучитискусствужизни,т.е.говоритотом,какчеловекдолженжить,ккакойцелиследуетстремитьсяичегонужноизбегать.Задачаэтики-определить,вчемсостоитвысшеевозможноедлячеловека,истинноеблаго.Если«физика»–познаниеприроды,то«этика»–познаниесвободы,еёпредмет–не«сущее»,а«должное»–то,чеговприроденет,то,чтодолжнобыть,дажееслиегоещёникогданебыло.

«Легейн»,по-гречески,-«говорить».Речь,дарслова,способностьговорить-этовысшийдарбогов.Именновэтойспособностигрекиусматривалипроявлениеразумностичеловека.Поэтому«логос»-и«слово»,и«разум».Разумпервоначальновоплощаетсебяименновслове.Безэтойспособностиневозможныниремёсла,нипознаниеприроды(физика),низаконыидобродетель(этика).Ифизика,иэтикакакнауки–эторазумнаяречь,«логос».Посколькубезуменияправильномыслитьиговоритьневозможнонипознатьприроду,нидостичьистинногоблага,постолькунеобходимоизучениесамого«логоса».Разумвчеловекеобращаетсяксамомусебеиисследуетсамогосебя.Мышлениеиречьсамистановятсяпредметомособойнауки-логики.Логика–этосамопознаниеразума,наукаоразуме,посколькуонвыражаетсебявслове,всуждениях,врассуждениях.Последнеенеобходимоособоподчеркнуть,посколькуразум(мышление),вообщеговоря,выражаетсебянетольковслове(устнойиписьменнойречи),ноивомногихдругихформахдеятельностичеловека,отпростейшихтрудовыхоперацийсматериаломприродыдовысшихформкультуры.Однакологика,наукаомышлении,неслучайноопираетсянаизучениеопределённыхформречи–языкзанимаетособое,«привилегированное»положениесредидругихформкультуры.

Такимобразомвозниклитринауки,три«эпистеме»,соответствующиетрёмсферамреальности-природе,обществу,мышлению,или,иначе,реальностиматериальной,социальнойидуховной.

ВпервомвекедоР.Х.кэтимтрёмнаукамприсоединиласьещеодна,четвёртая.СобирателиисистематизаторырукописейАристотеля,разделивихнауказанныевышетригруппы,обнаружили,чточастьих,причёмтеоретическинаиболееважнаяиглубокая,неможетбытьотнесенаникоднойизэтихдисциплин.Вэтихрукописяхрассматривалисьпредельнообщиевопросыопервыхначалахвообщевсегосуществующего,осущемкактаковом,вобщемицелом,атакжеобожественном.СамАристотельотноситэтивопросыкведениюпервойфилософии(протофилософия)или«познаниюбожественного»-теологии.Этирукописибылирасположеныврядудисциплин«логика-этика-физика»вследзарукописямипо«фюсика»ипотомуполучилиобозначение«таметатафюсика»–«вследзафизикой»или«то,чтопослефизики».Позднее,вэпохусредневековья,четырегреческихсловаслилисьводнолатинское–metaphysica.Такпоявиласьметафизика,котораястехпорсталапервойпостепениобщности,глубиныиважностиобластьюнаучногознания–поменьшеймере,доначалаXIXв.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...