Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научнаякартинамиравсоциально-гуманитарныхнауках.
Понятие«картинамира»обозначаетсовокупностьмировоззренческихзнанийомире,«совокупностьпредметногосодержания,которымобладаетчеловек»(К.Ясперс).Этопонятие,выражающееэволюциюобыденных,научныхифилософскихпредставленийоприроде,обществе,человекеиегопознаниивзависимостиотконкретно-историческихспособовиформпознавательнойдеятельностиисоциальнойпрактикивцелом. «Картинамира,какилюбойпознавательныйобраз,упрощаетисхематизируетдействительность.Миркакбесконечносложная,развивающаясядействительностьвсегдазначительнобогаче,нежелипредставленияонем,сложившиесянаопределенномэтапеобщественно-историческойпрактики.Вместестем,засчетупрощенийисхематизацийкартинамиравыделяетизбесконечногомногообразияреальногомираименнотеегосущественныесвязи,познаниекоторыхисоставляетосновнуюцельнаукинатомилииномэтапеееисторическогоразвития». Выделяюттакжефилософскуюкартинумира,научнуюкартинумираит.д.Научнаякартинамира–этоцелостнаясистемапредставленийобобщихсвойствахизакономерностяхдействительности,построеннаяврезультатеобобщенияисинтезафундаментальныхнаучныхпонятийипринципов.Впроцессеразвитиянаукипроисходитпостоянноеобновлениеидейиконцепций,болееранниепредставлениястановятсячастнымислучаяминовыхтеорий.Такимобразом,научнаякартинамира—недогмаинеабсолютнаяистина.Втожевремя,научныепредставленияприближеныкистине,таккакоснованынавсейсовокупностидоказанныхфактовиустановленныхпричинно-следственныхсвязей.Врезультатенаучныезнанияпозволяютделатьверныепредсказанияосвойствахнашегомираиспособствуютразвитиючеловеческойцивилизации.Противоречиямеждунаучнымиконцепциямипреодолеваютсяпутёмвыявленияновыхфактовисравненияихспредсказаниямиразличныхтеорий. Внаучнойкартинемираможновыделитьдвесоставляющие–этоестественнонаучнаякартинамираинаучнаякартинамирасоциально-гуманитарныхнаук.Развитиесоциально-гуманитарногознаниявсеактивнеевводитгуманитарнуюкомпонентувобщуюнаучнуюкартинумира. БлизостьпонятийкартинымираимировоззренияужеотметилВ.Дильтей.Онвключалвкартинумиратакиебазовыесущностикакжизнь,цель,человек–субъектит.д.АвстрийскийфилософЛ.Витгенштейн(1889–1951)утверждал,чтоусвоеннаянамиещевдетствеобщаякартинамирапринадлежитксфереличностногознанияипредставленаособымтипомэмпирическихвысказываний,принимаемыхнаверукакнесомненныеисопутствующиенамвсюжизнь.Обычнокартинамирапредставленавнеявнойформе.Усвоеннаявдетствекартинамираявляетсядлянасдостовернойнепотому,чтоонаспециальнообоснована,апотому,чтоонапринятанаверуприобщениииобучении.НемецкийсоциологМ.Вебер(1864–1920)считал,чтокартинамираесть«стрелочник»,определяющийпути,покоторыминтересыпродвигаютдействиялюдей. Языкнепосредственноучаствуетвдвухпроцессах,связанныхскартиноймира:1)вегонедрахформируетсяязыковаякартинамира;2)самязыквводитвоборотчерезспециальнуюлексикудругиекартинымира.Существуетмногоисследованийнатемувзаимоотношенийнаучнойкартинымираиязыковойкартинымира.Длягуманитарногознаниясущественното,чтоязыковаяиобщенаучнаякартиныявляютсясредствоминтеграциикультуры,жизнедеятельностичеловекавцелом,составляютоснованиечеловеческогопознания,поведения,образажизниит.д.Такисторикиивсеисследователи,занимающиесяисторическиманализом,должныобязательновыявлятьуниверсальныекатегории,которыеобразуютсеткукоординат,своегородамодель,картинумира,припомощикоторойчеловекомвоспринималасьдействительностьвтотилиинойисторическийпериод. Впоследниегодыразрабатываетсяпонятиехудожественнойкартинымиракакэмоционально-чувственногоспособаосвоениямираидействительности,обладающегонаглядностью,сочетающегознанияиобразы.
Наукакаксистемазнаний. Наукурассматриваюткакформуобщественногосознанияиликаксистемудостоверныхинепрерывноразвивающихсязнанийобобъективныхзаконахразвитияприродыиобщества.Ееопределяютикакнепосредственнуюпроизводительнуюсилу.Вообщенаукапредставлетсобойсложноеобразование.Ееможнорассматриватьодновременнокаксовокупностьсоциальныхинститутовикакопределенногородацелесообразнуюдеятельность.Онахарактеризуетсякакпостоянноразвивающаясясистемазнанийикакреализациястремленийприменитьэтизнаниядляпрактическогоосвоениядействительности. Следовательно,наука–этодинамическаясистемаобъективныхзнанийосущественныхсвязяхдействительности,полученныхиразвиваемыхврезультатеспециальнойобщественнойдеятельностиипревращаемых,благодаряихприменению,внепосредственуюпрактическуюсидуобщества. Наукаявляетсясложнойсоциальнойсистемой,однойизформобщественногосознанияи,вместестем,особойформойобщественнойпрактикипопроизводствуновыхзнаний,ихсистематизациииструктуризации,ихматериализациивсредствахпроизводства.Наукакакособаяформаобщественногосознаниявозникланадостаточновысокомуровнеразвитияобществавследствиепотребностипроизводствав18в.,когдабезчисленныехаотиескиеданныепознаниябылиупорядочены,выделеныиприведенывпричиннуюсвязь:знаниесталонаукой,инаукаприблизиласьксовемузавершению,т.е.сомкнулась,соднойстороны,сфилософией,сдругой–спрактикой.Производственнйпроцесссталсферойприменениянауки,анаука–факторомифункциейпроизводственногопроцесса. Превращениенаукивнепосредственнуюпроизводственнуюсилуозначает,чтонаукаприобрелановуюобщественнуюфункцию,харктеризующуюсяследующим: §получениемновогонаучногознания; §усвоениемэтихзнанийработникамисферыматериальногопроизводства; §внедрениемзнанийвпроизводство. Наукапредставляетсобойсистему,вкоторойнаучнаяинформацияподчиненаобщейструктуре: §наличиемножестваэлементов; §наличиесвязеймеждуними; §целостныйхарактерданногоформирования. Понятие«система»внаукеиспользуетсяужедавно,ноособенноширокооносталоприменятьсявсовременныхусловиях.Восновеэтогопонятиялежитпризнаниетого,чтовсепредметы,процессы,явлениявмиревзаимосвязаны,взаимодействуют,влияютдругнадруга. Каксистеманаукавыступаетвследующихформах: §формеобщественногосознания,отражающегообщественноебытие(наукиоприроде,обществе,человеке); §формеобщественнойпрактики,включающейтеории,методологии,кадровыйпотенциал,информационноеобеспечение,сетьнаучныхучреждений. Качественнойчертойэтойсистемыявляетсяеецелостноеединство,вкоторомсистемообразующимфакторомвыступаетколичественноенакоплениенаучныхзнанийипроцессформированиясвязеймеждуними.Системностьнаукиреализуется(воплощается)веестановлениииразвитиикакособогосоциальногоинститута,объединяющеголюдей,занятыхисследованием. Определяяпонятиенауки,нужноучестьдваобстоятельства: §во-первых,онапредставляетсобойнепростосуммукаких-тознанийобокружающемнасмире,асистемуточносформулированныхипроверенныхположенийоявленияхиихглубинныхсвязях,т.е.озаконахприродыиобщества,выраженныхпосредствомособыхпонятийипредложений,называемыхнаучными; §во-вторых,наука-этонеплодлюбознательностиотдельныхлюдей,арезультатпрактическойдеятельностивсегочеловечества,онаподчиненацелямразвитияобщественнойипрактики. Следовательно,наукойнадосчитатьсистемунаучныхпонятийиположенийоявленияхизаконахприродыиобщества,способнуюслужитьтеоретическойосновойдляихпреобразованиявинтересахвсегочеловечества. Понятияиположенияявляютсянаучными,еслиониполученыпосредствомособыхнаучныхметодов(эмпирическихитеоретических)иподтвердилисьвпроцессепрактики.Вэтомслучаепонятияиположениядолжныправильноотражатьобъективныезаконыприродыиобщества.Такоеотражениеиназываетсянаучнымзнанием. Наука-системанаучныхзнаний.Процессприобретениятакихзнанийназываетсянаучнымпознанием. Посколькунаучныезнаниядолжныслужитьтеоретическойосновойдляпрактическойдеятельностивинтересахобщества,наукаобязанавыполнятьсущественныедляжизнилюдейобщественныефункцииитемсамымстановитьсяоднойизформобщественногосознания. Научныезнания-высшаяформацивилизационныхзнаний. Каксистеманаукавыполняетследующиефункциивобществе: §функциюсоциальнойпамяти,чтовыражаетсявнакопленииисохранениивпамятичеловечестваопытапредшествующихпоколений; §познавательнуюфункцию,обеспечивающуюпредоставлениеобществунеобходимыхзнанийдляправильногорешениястоящихпереднимпроблем; §воспитательнуюфункцию,котораязаключаетсявбезусловномпризнанииобщечеловеческихценностейвобществеиобеспечиваетпоступательныйпроцессповышенияуровняегообразования. Такимобразом,наука–сфераисследовательскойдеятельности,направленнаянаполучениеновыхзнанийоприроде,обществеимышлении.Внастоящеевремяразвитиенаукисвязаносразделениемикооперациейнаучноготруда.Являясьследствиемобщественногоразделениятруда,наукавозникаетвследзаотделениемумственноготрудаотфизическогоипревращенияпознавательнойдеятельностивспецифическийродзанятийособойгруппылюдей–ученых. Античнаянаука. Понятием«античнаянаука»охватываетсясовокупностьнаучно-философскихидей,возникшихвпериодсVIв.доР.Х.доначалаVIв.послеР.Х.,отвозникновенияпервыхфилософскихучений«оприродевещей»(раннейгреческойнатурфилософии)допаденияРимскойимперииизакрытияАкадемииПлатонавАфинах(529г.). ВэтовремявДревнейГрециииДревнемРименаукаподнимаетсянакачественноновыйуровеньвсравненииснаукойДревнегоВостока:впервыевисториипоявляетсятеоретическоезнание,первыедедуктивныесистемы.Научноезнаниевпервыестановитсяпредметомфилософскойрефлексии:появляетсяитеориянауки. Новыйуровеньбылдостигнутблагодарявозникновениюфилософии,тоестьмировоззрения,принципиальноотличногоотрелигиозно-мифологическоговзгляданамирвцивилизацияхДревнегоВостока.Есливпоследнихэлементынаучногознаниябыли«вплетены»всакрально-когнитивныекомплексы,целикомподчиненырелигиознымилихозяйственно-государственнымнуждам,товантичностипоявляетсячистаянаука,выступающаясовершенносамостоятельноисвободно,внесвязисобязанностямичиновниковижрецов. Математикастановитсячистойнаукойобидеальных,неизменных,бестелесныхсущностях,дедуктивнойсистемой,выводящейидоказывающейсвоиположенияизопределений,аксиомипостулатов.Достиглавполнезрелого,развитоговидаэлементарнаяматематикапостоянныхвеличин.Наосновечистойматематикистановитсявозможнымсозданиетеоретическойастрономии,втомчислегеоцентрическойсистемымира,господствовавшейвЕвропедоXVIв. Вэтовремяпоявляетсянатурфилософия,какисторическиперваяформатеоретическогопознанияприроды,формируютсяосновныекатегории,принципыипрограммынаучногоестествознания,выделяетсярядконкретныхобластейнаучногоисследования,оттеориимузыки,статики,гидростатики,ботаникиизоологиидограмматики,риторики,экономики,праваиполитики. Обобъёменаучногознанияантичностикосвенносвидетельствуеттотфакт,чтоалександрийскаябиблиотекавIII-IIвв.доР.Х.,эпохирасцветаантичнойнауки,насчитывалаоколополумиллионасвитков. Некоторыеизкрупнейшихнаучныхдостиженийантичности: атомистикаДемокрита(Vв.доР.Х.),Эпикура(IIIв.доР.Х.)иЛукреция(Iв.доР.Х.); диалектикаитеорияидейСократаиПлатона(V-IVвв.доР.Х.); теориягосударстваПлатонаиАристотеля(IVв.доР.Х.); метафизика,физика,логика,психология,этика,экономика,поэтикаАристотеля(IVв.доР.Х.); геометрияитеориячисел,изложенныевформедедуктивнойнаучнойсистемыв«Началах»Евклида(IIIв.доР.Х.),ноподготовленныевпифагорейскомсоюзеиАкадемииПлатона; статикаигидростатикаАрхимеда(IIIв.доР.Х.),егоматематическиеработыповычислениюплощадейиобъёмов; теорияконическихсеченийАполлония(III-IIв.в.доР.Х.); геоцентрическаяастрономияКлавдияПтолемея(IIв.),гелиоцентрическаясистемаАристархаСамосского(IIIв.доР.Х.),работыЭратосфена(IIIв.доР.Х.)поопределениюрадиусаЗемлиирасстояниядоЛуны; теорияархитектурыМаркаВитрувия(Iв.доР.Х.); историческиетрудыГеродотаиФукидида(V-IVвв.доР.Х.),Цезаря(Iв.доР.Х.),Тацита(I-IIвв.)идр.; медицинаГиппократа(Vв.доР.Х.)иКлавдияГалена(IIв.). классическаясистемаримскогоправа,трудыдревнеримскихюристов,идр. Античнаянаукавобщемицеломимееттеоретически-созерцательныйхарактер.Этонеозначает,чтоонаимеетчисто«умозрительный»или«спекулятивный»характер.Онаопираетсяинаобыденныйжизненныйопыт,инаспециальныесистематические,внимательные,тонкиенаблюдения,инаобширныйремесленныйопыт,нопредпочтениеотдаётлогике,рассуждению,легковоспаряяототдельныхфактовопытаксамымобщимфилософскимобобщениям.Идея«эксперимента»итемболеесистематическогоэкспериментированиякакосновынаукивантичностиотсутствует.Практически-ремесленная,производственнаядеятельностьтойэпохинеопираетсянанауку,еслинесчитатьединичных,исключительныхслучаев,подобныхработеАрхимедапосозданиюоборонительныхмашин.Научно-философскоезнаниенебылонаправленонапрактически-техническоеприменение.Наукаи«искусство»,познаниеитехникабылиотделеныдруготдругаидажепротивопоставленыдругдругу. Указываянапричинуподобногоразделениянаукиипрактики,нередкоуказываютнато,чтовэтовремяфизическая,материальная,производственнаядеятельностьвомногомбылауделомрабов,апотомудлясвободныхлюдей,учёных–деломнизким,презренным.Ноуэтогоподходаимеютсяивескиефилософскиеоснования.Цельнауки–истина,цельискусства(техники)–польза.Наукастремитсяпознатьвэтомизменчивомимногообразноммиренечтоединое,вечное,неизменное,совершенное–истинноебытие,котороеотчеловекасовершеннонезависит.Искусствожекакразнаправленона«текучее»,несовершенное,изменчивоеиизменяемоечеловеком.«Тэхне»и«механэ»–всёэтосферачеловеческойдеятельности,егоумений,котораякасаетсяудобства,пользыиразвлечения,нонеистины,небытия.«Механические»изобретения–этонесредствопознаниятого,каковаприродасамапосебе,аеёобман,обход,«хитрость»человека.Это–сфераискусственного,т.е.неестественного,того,чеговприроденет,–сталобыть,никакогоотношенияк«бытиюпоистине»итемсамымкнаукенеимеет. Античнаянаука,отарифметикидометафизики,рассматриваетмирваспектевечности.Самослово«теория»происходитотгреческого«теос»(Бог)иозначает«созерцаниебожественного».Достижениеистинногознанияобистинномбытиирассматриваетсякакконечнаяцельнауки.Научноезнание,какпознаниевечногоинеизменногобытия,самодостаточно,имеетсовершенносамостоятельную,болеетого–высшуюценность.Занятиянаукой,познаниеистины,приобщениедушикбожественному,совершенному–лучшее,высшее,наиболеедостойноезанятиечеловека.Тольковнаучнойтеориичеловекдостигаетконечнойцелисвоегосуществованиякакразумное,мыслящеесущество,достигаетвысшеговозможногодлячеловекаблага.Теорияестьвысшеедоброивысшееблаго.Посравнениюстемблагом,которыйдаётчеловекусамопознание,всеудобстваиудовольствия,которыеспособныдоставитьемутехникаипрактическаядеятельность,второстепенны. НаиболееполноевыражениеантичныйидеалнаучностинашёлвученииАристотеля,создателяпервойтеориинауки.ДляАристотеля«знать»–этозначит: 1)впоискахпричинотдельныхявленийвосходитьковсёболееобщимпричинамиподнятьсядовсеобщих,первыхначалвсегосуществующего; 2)остановитьсянаумозрительном«созерцании»этихначал; 3)вэтомсозерцанииистинного,вечногоинеизменногобытиядостичьпокоя,конечнойцели,завершенияпроцессапознания. Притакомпониманиибытияинаучногознанияцентрвсейсовокупностичеловеческогознания,главнуюивысшуюнаукуобразуетметафизика. Такимобразом,античнаянаукаставитнаучномузнаниюпредел.Бесконечноразнообразнолишьединичное,несущественное.Чемвышемыподнимаемсявнаукевпоискахпричинвещей,темменьшечислоначал.Число«первыхначал»конечноиневелико.Ихможнопознатьисчерпывающимобразом.Подниматься«выше»и«дальше»илиидти«глубже»внаукеуженевозможно.Можнодостичьи«крайнейсферы»бытия,ивысшихпределовзнания. Классификациянауквантичности Первыесистематические,теоретическиобоснованныеклассификациивидовзнаниябылиразработанывантичности,вДревнейГреции,посколькуименноздесьвпервыевисториипоявляетсясамаидеянаукикаклогическиупорядоченнойсистемызнаний.То,чтоименновантичностивозникаетфеномен«теории»,первыедедуктивныесистемызнания–общепризнановисторико-научнойлитературе.Идеяполнойлогическойупорядоченностизнаниясоответствовалаидееполнойфизической(причинной)упорядоченностимира.Втовремяещёнепроводилосьразличиямеждупонятиями«наука»и«философия».Основаниявсегосовременногонаучногознанияиегоэлементы(знания,относимыесегоднякконкретнымнаукам)формировались«внутри»единойгреческой«любвикмудрости».Поэтомуклассификациянауксовпадаетвантичностиссистематикойфилософии. Перваяособенностьраннейантичнойкультуры(менталитета),отличающаяеёотдревневосточныхцивилизаций–диалогичность,своеобразныйкультбеседы,непосредственногообщения,диалогамеждуравноправнымисобеседниками.Диалогстановитсяиосновнойлитературнойформойантичнойклассики.Сократлюбилнечитать,абеседовать,ислушать,какчитают(чтениевслухпревращалоавторатекставсобеседника,хотяиневполнеполноценного:оннемоготвечатьнавопросы).ВовременаплатоновойАкадемии,однако,начинаетсясдвигкдругомутипуучёного-книжника,насменубеседенапиру(симпосион)приходитлекция:монологическоеисистематическоеразвёртываниесвоихмыслей,вкоторомдиалогсохраняетсявредуцированнойформеанализаикритикивзглядовдругихучёных.Аристотельвпервыедалприоритетэтойформе.Возникаетформаучёного«трактата»,монографическогосистематическогоисследования.Письменнаяформадаётзначительнобольшевозможностейдляразвитиямысли,еёуглубленияиобоснования.Лекции«профессора»естественнымобразомприводятксистематизациизнанийдляпреподавания.ВЛикееАристотеля,видимо,впервыебылинаписаны«учебники»каксистематическоеизложениеотдельныхнаук.Лекциявсёболеестановится«чтением».Напервоеместовыдвигается«дисциплина».Благодаряписьменнойформеисистемепреподаваниязакладываютсяосновытрадиции,«школы»вфилософииинауке.Вэтовремяиформируетсяноваяиерархическаямодельзнания:предшествующееипоследующее,основаниеиобосновываемое. Именновантичностивпервыевисторииначинаетсятеоретическаярефлексиянадвозможнымиформамиорганизациизнания,вырабатываетсялогическаятерминология,возникаютпервыеконцепциисистематизациизнания,разрабатываетсяиутверждаетсяидеалаксиоматически-дедуктивногопостроения.ЭтотпроцессбылначатПлатоном.ИменновегоАкадемииразрабатываетсяпрограммадедуктивногометодаиделаютсяпервыепопыткисистематизацииотдельныхобластейнаучногознания,вчастности,посвидетельствуПрокла,–первыевариантысистематизациигеометрии.«Начала»ЕвклидавырослиизшколыПлатона,изплатоновскогопониманиябытия,знанияинауки.Систематизацияматематикивелаиксистематизациидругихнаук.АрхитТарентский,например,«первыйупорядочилмеханику,приложивкнейматематическиеосновы». ОгромноезначениедляупорядочиваниянаучногознанияимелалогикаитеориянаукиАристотеля.Ончёткоотделяетметафизикуотчастныхнаук,различаетсоответствующие«начала»илипринципы,формулируеттребованиякисходнымпринципам(всеобщностьдляопределённогородасущегоилисущеговообще,очевидность,необходимость,истинность)ит.д.,проводиттщательноеразличиемеждуопределениями,тезисами,предположениями,постулатами,аксиомами,понятиямиразличнойстепениобщности,строиттеориюдоказательства,показываетформыумозаключений,различаетдиалектическоеиаподиктическоедоказательствоит.д.ит.п. ВАкадемииПлатона(сIVв.доР.Х.)ившколестоиков(сIIIв.доР.Х.)совокупностьнаучногознанияпосамомукрупномусчётубыларазделенанатричасти–физику,этику,логику. Сегодняфизика–лишьоднаизмногочисленныхестественныхнаук.Длягрековжеантичнойэпохи«эпистемефюсике»илипросто«фюсика»-этовсясовокупностьнаучногознанияоприроде,каквцелом,такивчастностях,иначеговоря,какзнаниеоматерии,движении,пространстве,времени,устройствеКосмосавообще,такиконкретныезнанияодвижениинебесныхсветил,оземле,воздухе,воде,огне,минералах,растенияхиживотных.«Физикой»называлосьнаучноезнаниеобовсём,чтонезависитотсознательной,разумнойдеятельностичеловека-обовсёмтом,чтосуществуетсамособою,самособоюпроисходит,самосебядвижет,создаетиразрушаетвнечеловекаивсамомчеловеке.Вопросотом,какоеименнознаниеоприродевходитвнаукуоней(имеет«философский»характер),греческиемыслителирешалипросто–научноезнаниеестьзнаниенеотом,что«здесьитеперь»,неотом,чтонамнепосредственнодановчувственномвосприятии,вопыте,нооегосущности,обистинносущем,иначеговоря,отом,чтовприродевечноинеизменно.Предметнаучногознания–существенное,сохраняющеесяпривсехизменениях,устойчивое,регулярное,повторяющееся. Словом«этос»,напротив,обозначалосьповедениечеловека,сфераегосознательныхисвободныхпоступков,т.е.егодеятельности,обусловленнойегоумом,волей,характером,обычаем,законами.Иначеговоря,этос–этовсё,чтосвязанособразомжизнилюдей,сихнравами.Ноглавныйпредметэтикиблагоидобродетель.Этикаучитискусствужизни,т.е.говоритотом,какчеловекдолженжить,ккакойцелиследуетстремитьсяичегонужноизбегать.Задачаэтики-определить,вчемсостоитвысшеевозможноедлячеловека,истинноеблаго.Если«физика»–познаниеприроды,то«этика»–познаниесвободы,еёпредмет–не«сущее»,а«должное»–то,чеговприроденет,то,чтодолжнобыть,дажееслиегоещёникогданебыло. «Легейн»,по-гречески,-«говорить».Речь,дарслова,способностьговорить-этовысшийдарбогов.Именновэтойспособностигрекиусматривалипроявлениеразумностичеловека.Поэтому«логос»-и«слово»,и«разум».Разумпервоначальновоплощаетсебяименновслове.Безэтойспособностиневозможныниремёсла,нипознаниеприроды(физика),низаконыидобродетель(этика).Ифизика,иэтикакакнауки–эторазумнаяречь,«логос».Посколькубезуменияправильномыслитьиговоритьневозможнонипознатьприроду,нидостичьистинногоблага,постолькунеобходимоизучениесамого«логоса».Разумвчеловекеобращаетсяксамомусебеиисследуетсамогосебя.Мышлениеиречьсамистановятсяпредметомособойнауки-логики.Логика–этосамопознаниеразума,наукаоразуме,посколькуонвыражаетсебявслове,всуждениях,врассуждениях.Последнеенеобходимоособоподчеркнуть,посколькуразум(мышление),вообщеговоря,выражаетсебянетольковслове(устнойиписьменнойречи),ноивомногихдругихформахдеятельностичеловека,отпростейшихтрудовыхоперацийсматериаломприродыдовысшихформкультуры.Однакологика,наукаомышлении,неслучайноопираетсянаизучениеопределённыхформречи–языкзанимаетособое,«привилегированное»положениесредидругихформкультуры. Такимобразомвозниклитринауки,три«эпистеме»,соответствующиетрёмсферамреальности-природе,обществу,мышлению,или,иначе,реальностиматериальной,социальнойидуховной. ВпервомвекедоР.Х.кэтимтрёмнаукамприсоединиласьещеодна,четвёртая.СобирателиисистематизаторырукописейАристотеля,разделивихнауказанныевышетригруппы,обнаружили,чточастьих,причёмтеоретическинаиболееважнаяиглубокая,неможетбытьотнесенаникоднойизэтихдисциплин.Вэтихрукописяхрассматривалисьпредельнообщиевопросыопервыхначалахвообщевсегосуществующего,осущемкактаковом,вобщемицелом,атакжеобожественном.СамАристотельотноситэтивопросыкведениюпервойфилософии(протофилософия)или«познаниюбожественного»-теологии.Этирукописибылирасположеныврядудисциплин«логика-этика-физика»вследзарукописямипо«фюсика»ипотомуполучилиобозначение«таметатафюсика»–«вследзафизикой»или«то,чтопослефизики».Позднее,вэпохусредневековья,четырегреческихсловаслилисьводнолатинское–metaphysica.Такпоявиласьметафизика,котораястехпорсталапервойпостепениобщности,глубиныиважностиобластьюнаучногознания–поменьшеймере,доначалаXIXв. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |