Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наукакаксоциальныйинститут.
Долгоевремянаучнымиисследованиямизанималисьотдельныеэнтузиастыизчислалюбознательныхиобеспеченныхлюдей.Ктомузанятиянаукойвтечениедлительноговременинетребовалинибольшихсредств,нисложногооборудования. НоуженачинаясXVIIIвеканаукапостепеннопревращаетсявособыйсоциальныйинститут:появляютсяпервыенаучныежурналы,создаютсянаучныеобщества,учреждаютсяакадемии,пользующиесяподдержкойгосударства.Сдальнейшимразвитиемнаукипроисходитнеизбежныйпроцессдифференциациинаучногознания,которыйксерединеXIXв.,привелкдисциплинарномупостроениюнаучногознания. Накаждомисторическомэтаперазвитиянаукименялисьформыееинституционализации. Пониманиенаукикаксоциальногоинститута. Социальныеинституты–этоисторическисложившиесяустойчивыеформыорганизациисовместнойдеятельностииотношенийлюдей,выполняющихобщественнозначимыефункции.Считается,чтовпервыеупотребилтермин«институт»всоциальныхнаукахитальянскийфилософиисторикД.Вико(1668–1744).СвоюродословнуюинституциональныйподходведетотосновоположниковсоциологииО.КонтаиГ.Спенсера.Так,О.Конт(1798–1857)вкачествеважнейшихоргановобществакаксоциальногоорганизманазываеттакие,каксемья,кооперация,церковь,право,государство. Понятиесоциальныйинститутпредполагает: -наличиевобществепотребностииеёудовлетворениемеханизмомвоспроизводствасоциальныхпрактикиотношений; -этимеханизмывыступаютввидеценностно-нормативныхкомплексов,регулирующихобщественнуюжизньвцеломлибоотдельнуюеёсферу. Процессинституционализации,тоестьобразованиясоциальногоинститута,состоитизнесколькихпоследовательныхэтапов: -возникновениепотребности,удовлетворениекоторойтребуетсовместныхорганизованныхдействий; -формированиеобщихцелей; -появлениесоциальныхнормиправилвходестихийногосоциальноговзаимодействия; -появлениепроцедур,связанныхснормамииправилами; -институционализациянормиправил,процедур,тоестьихпринятие,практическоеприменение; -установлениесистемысанкцийдляподдержаниянормиправил,дифференцированностьихприменениявотдельныхслучаях; -созданиесистемыстатусовиролей,охватывающихвсехбезисключениячленовинститута. Всоответствиистакимпониманиемсоциальныйинститутнауки–этосоциальныйспособорганизациисовместнойдеятельностиученых,которыеявляютсяособойсоциально-профессиональнойгруппой,определеннымсообществом.Цельиназначениенаукикаксоциальногоинститута–производствоираспространениезнания,разработкасредствиметодовисследования,воспроизводствоученыхиобеспечениевыполненияимисвоихсоциальныхфункций. ОднойизнаиболееразвитыхконцепцийнаукикаксоциальногоинститутаявляетсяконцепцияамериканскогосоциологаР.Мертона(1910–2003).Онабазируетсянаметодологииструктурно-функциональногоанализа,спозицийкотороголюбойсоциальныйинститут,–это,преждевсего,специфическаясистемаотношений,ценностейинормповедения. Наукакаксоциальныйинститут–этосообщество,имеющее: -представлениеобобщностицели, -устойчивыетрадиции, -авторитет, -самоорганизацию. Вэтоминститутеотсутствуют: -механизмывласти, -прямоепринуждение, -фиксированноечленство. СточкизренияМертона,цельнаукикаксоциальногоинститута–постоянныйростмассиваудостоверенногонаучногознания. Длястимулированиядеятельностикаждогочленанаучногосообществаисторическивырабатываетсясистемапоощренийивознаграждений.Высшейформойпоощренияявляетсяпризнаниенаучнымсообществомприоритетавкладавнауку.Этотвкладудостоверяетсянаучнымсообществомвразличныхформах(статьявжурнале,докладнаконференцииит.д.). Р.Мертонсформулировалтакжечетыреимператива,которыерегулируютдеятельностьнаучногосообщества:универсализм,коллективизм,организованныйскептицизмибескорыстие. Универсализм.Научныевысказываниядолжныбытьуниверсальны,т.е.справедливывезде,гдеимеютсяаналогичныеусловия,аистинностьутверждениянезависитоттого,кемонавысказана.
Наукавсредниевека. ПериодСредневековья Средниевека–этототисторическийпериод,которыйнаходитсямеждупериодомАнтичностиипериодомНовоговремени,т.е.отпаденияРимскойИмперии(476г.)досерединыXVIIв.,когдапроизошлаАнглийскаябуржуазнаяреволюция.ПериодСредневековьяисторикиделятнаСредневековьеранееиСредневековьепозднее.КпозднемуСредневековьюотносяттакжеэпохуВозрождения(Просвещения,Гуманизма). Средниежевекахарактеризовались,помимопрочего,тем,чтокэтомувремениужезаканчивалсяпереходотполитеизмакмонотеистическойрелигии.Такаярелигиятребоваласлепогопринятияцелогорядановых«истин».ВСредниевеканаЕвропейскомконтинентенераздельногосподствовалифеодализм,крепостническийстрой.Всоциально-экономическомпланеонсоотноситсяссраспространениемиукреплениемобщественногостроя,болеепрогрессивного,чемрабовладельческаяорганизацияобщества.Господствующейвомногихстранахмирасталатакжехристианскаярелигия.Вотэтидвеособенностиидвафактора–феодализмихристианство–обусловилисобойсодержание,состояниеисоциальноеместонаукиифилософиипериодаСредневековья. Средневековоемышлениевоспринималомирврелигиозно-мистическомвиде.Любыепроблемы,втомчислеиестественнонаучные,обсуждалисьспомощьютолкованиятекстовСвященногописания.Такжекакивантичноевремя,всредневековьегосподствовалуниверсализммышления,т.е.тяготениеегоквсеобъемлющемупознанию,стремлениепонятьмирвцелом,какбожьеуниверсальноетворенье.Изэтоговытекало:знатьспособентолькотот,ктопрониквсутьбожественноготворения.Всякий,знавшийего,зналвсе,незнавшийего,вообщенемогничегознать.Поэтомуздесьнемоглоиметьместочастичное,относительноеинезавершенноезнание:ономоглобытьлибоуниверсальным,либоникаким. Важноидругоесвойствосредневековогомиросозерцания–символизм,которыйбылвсеобъемлющим:онохватывалкакучениеобытии,такипроцесспознания.Будучисотворенной,всякаявещьиприродавцеломсимволизировалибожественнуюсущность.Какговорилосьтогда:«всеотмеченопечатьювсевышнего»и«всеисполненовысшимсмыслом». Всредневековомпредставлениивсевещиделилисьнавидимыеиневидимые(символы).Приэтомсуществовалаиерархиясимволов:ониподразделялисьна«высшие»и«низшие»,принадлежностьккоторымопределяласьприближенностьюилиудаленностьюотбога. ОченьважнымдлясредневековогомышлениябылдогматосотворениимираБогомизничего,чтопрямопротиворечитантичномумиропониманию.Изэтогодогматаследуеттакаяхарактеристикамышления,кактелеологизм–истолкованиеявленийдействительностикаксуществующихпопромыслуБожиюдляивоимяисполнениязаранеепредусмотренныхцелей.Вконечномсчетеутверждалось,что«ничтонесуществуетнапрасно»,т.е.безпользыдлячеловека.ОднакочеловеквСредневековьепредставлялсясуществомспротивоположнымисвойствами:соднойстороны,он–венецтворения,воплощениебожеского,созданныйпообразуиподобиюверховноготворца,сдругойстороны,он–плодискушенийдьявола,греховнаятварь.Человекпостоянновыступалобъектомборьбы,средоточиемпротивоборствавысшихальтернативныхсилмира–Богаидьявола. Познаниеосуществляетсятолькоподконтролемцеркви.Формируетсяжесткаяцензура,всепротиворечащеерелигииподлежитзапрету.Так,былналожензапретнаизучениемедицинскойиюридическойлитературы.Средневековьеотказалосьотмногихпровидческихидейантичности,невписывающихсяврелигиозныепредставления. Взападнойцивилизации,соднойстороны,заметнопродолжениетрадицийантичности,свидетельствотому–существованиетакихмыслительныхкомплексов,каксозерцательность,склонностькабстрактномуумозрительномутеоретизированию,принципиальныйотказотопытногопознания,признаниепревосходствауниверсальногонадуникальным.Сдругойстороны,возникразрывсантичнымитрадициямиврезультатезанятийалхимией,астрологиейит.п.,ориентированныхнаопыт. НаВостокеуходятвпрошлоедревниеближневосточныегосударства,ивозникает«воинствующаярелигиознаяобщина»–государствоАрабскийхалифат,давшееначалобудущимкрупнымарабо-ирано-турецкимисламскимгосударствам-империям.Здесьгосподствовалсформировавшийсяещевдревноститипвласти-собственностииперераспределениягосударствомренты-найма.Этопозволилоподэгидойбогатейшихгосударствсформироватьсянесколькимцентрамкультурыинауки,вкоторыхнепосредственноиспользовалисьдостиженияученыхГрецииисоздавалисьновыезнанияомире,вчастностинаметилсяпрогрессвобластиматематических,физических,астрономических,медицинскихзнаний.Закатвосточныхгосударств-империйвпозднемсредневековьепривеликупадкунауки. ВстранахЗападнойЕвропы,возникшихврезультатераспадаРимскойимперии,господствующейрелигиейсталохристианство.Ведущиепредставителихристианскойрелигиииспытывалипотребностьвфилософскомобоснованиисвоихисходныхположений,ионивсечащесталиобращатьсякихположениям,способнымдополнитьилиподкрепитьтеилииныеистинырелигии. Средневековаянаукапочтинесоответствуеткритериямнаучности.Онапредставляетсобойшагназадпосравнениюсантичнойнаукой.ВСредниевекапроблемыистинырешалисьненаукойилифилософией,атеологией(философскимучениемоБоге).Вэтойситуациинаукастановиласьсредствомрешениячистопрактическихзадач.Арифметикаиастрономия,вчастности,былинеобходимытолькодлявычислениядатрелигиозныхпраздников.Такоечистопрагматическоеотношениексредневековойнаукепривелоктому,чтоонаутратилаодноизсамыхценныхкачествантичнойнауки,вкоторойнаучноезнаниерассматривалоськаксамоцель,познаниеистиныосуществлялосьрадисамойистины,анерадипрактическихрезультатов. ВпериодраннегоСредневековьянаукапереживаетупадок.Сохраняютсялишьжалкиеостаткинаучныхзнаний,которымобладалаантичностьикоторыепризнавалисьхристианскойцерковью.Пересмотруэтизнаниянеподлежали,ихможнобылотолькокомментировать–этимизанималисьсредневековыемыслители.ВположительнуюсторонуситуациявсредневековойнаукесталаменятьсявXIIвеке,когдавнаучномобиходесталоиспользоватьсявсенаучноенаследиеАристотеля.Тогда,естественно,наукастолкнуласьстеологиейипришласнейвпротиворечие.Однакопостепеннопозитивныеизменениявсредневековойнаукенабиралисилу,ипоэтомупредставлениеосоотношенииверыиразумавкартинемираменялось:сначалаонисталипризнаватьсяравноправными,азатем,вэпохуВозрождения,разумбылпоставленвышеоткровения. ДляфилософииСредневековьебылопериодом,когдаизменилисьцельихарактерфилософствования.Вантичностифилософымоглисвободносоздаватьсвоимировоззренческиеконцепциикаквобластионтологии,такивгносеологии,этике,эстетике,социальнойфилософии.Ихрелигиозно-мифологическаяориентациябылаотносительноавтономнойвтомотношении,чтосуществовалбольшойвыборсреди«богов»иливтрактовках«божества»,механизмовихсвязислюдьми,сприродой,хотя,конечно,философампоройгрозилосуровоенаказаниезапризнаниенетехбогов,которыепочиталисьвтомилииномгороде(этоназывалось«безбожием»).ВСредневековьефилософияслиласьсхристианством–монотеистическойрелигией.Еёцельюсталообоснованиетеологическихутвержденийипостулатов.РешающийвкладвформированияиразвитиехристианскогомировоззрениявнеслидеятелиАлександрийскойиАнтиохийскойбогословскихшкол.Перваяизнихопираласьнаплатонизм,авторая–нааристотелизм.СредимножестваОтцовиУчителейцерквиследуетотметитьтакихдеятелей,какКлиментАлександрийский,Ориген,Лукиан,Арий,АфанасийАлександрийскийидр. Однаконаиболееизвестнымхристианскимбогословом-философомбылАвгустинБлаженный,епископгиппонский(354–430),стоявшийнапозицияхнеоплатонизма.Онвпервыеизложилболееилименееполнуюсистемухристианскогомировоззрения.Всвоеобразномистолкованииимхристианскихверований,библейскихсказанийонвиделрешениевсехмировоззренческихпроблем:происхождениямира,причинусуществованиявмирезла,приобретениеистинныхмировоззренческихзнаний–ввосприятиинаверувсегоцерковногоученияитакдалее. Схоластическиеспорысредневековыхбогословов-философовдоходиличастодоабсурда,новтожевремяспособствовалиразвитиюлогическогомышления,наукиЛогики.Так,схоластИоаннБуридан(ок.1300–ок.1358)написалсправочникпосиллогистике(учениеорассуждениях)подназванием"Мостослов",ивисториюфилософииБуриданпопалблагодарясвоимувлечениямпроблемойсоотношенияразума,чувствиволивчеловеке.Ондоказывал,чтовпсихологиичеловекадоминируетразум;чтоповедениечеловекаобусловленыегознаниями,пониманием,размышлениями.ВысмеиваяБуридана,средневековыесхоластыифилософысоздалимифоБуридановомосле.Говорится,чтопообестороны–слеваисправа–наодинаковомрасстоянииотослапоставилидвевязанкиодинаковогообъемаиодинаковогокачествасена.Апосколькувязанкисенаодинаковы,одинаковоирасстояниекним,тоосёлсталразмышлять,задумался:"Докакойвязанкисенаследуетсначалаповернутьголову?"Осёлдумал,думал,думал,нотакинерешилсвоимиразмышлениямипроблему.–Ипоходсголода!Стоговременичеловека,которыйколеблется,рассуждаетнадтем,какпоступитьвтойилиинойконкретнойситуации,ноникакнепоступает,–такогочеловеканазываютБуридановымослом. Самымивыдающимисябогословами-аристотеликамибылиАльбертВеликий(1225–1274)иФомаАквинский(1225–1275). АльбертВеликий–философ,теолог,учёный.Видныйпредставительсредневековойсхоластики,доминиканец,признанкатолическойцерковьюУчителемЦеркви.ОнизложилипрокомментировалпочтивсеработыАристотеля.ИменночерезегоработыфилософияибогословиесредневековойЕвропывоспринялоидеииметодыаристотелизма.Крометого,нафилософиюАльбертасильноповлиялиидеиарабскихфилософов,сомногимиизкоторыхонполемизировалвсвоихработах.Альбертоставилгигантскоеписьменноенаследие–егособраниесочиненийнасчитывает38томов,большаячастькоторыхпосвященафилософииитеологии.ЭнциклопедическиезнанияАльбертапозволилиемуоставитьбогатоенаследиевтакихобластяхнауки,каклогика,ботаника,география,астрономия,минералогия,зоология,психологияидр.Онмногозанималсяхимиейиалхимией,кромевсегопрочего,впервыевыделилвчистомвидемышьяк. ФомаАквинский(Аквинат)–ученикАльбертаВеликого,философитеолог,систематизаторортодоксальнойсхоластики,учительцеркви.Оннаписалдваобширныхтрактата,охватывающихширокийспектртем,–«Сумматеологии»и«Суммапротивязычников»(«Суммафилософии»).Признаннаиболееавторитетнымкатолическимрелигиознымфилософом,которыйсвязалхристианскоевероучение(вчастности,идеиАвгустинаБлаженного)сфилософиейАристотеля.СформулировалпятьдоказательствбытияБога.Признаваяотносительнуюсамостоятельностьестественногобытияичеловеческогоразума,утверждал,чтоприродазавершаетсявблагодати,разум–ввере,философскоепознаниеиестественнаятеология,основаннаянааналогиисущего,–всверхъестественномоткровении.Аквинатразграничивалобластифилософииитеологии:предметомпервойявляются«истиныразума»,авторой–«истиныоткровения».Философиянаходитсявуслуженииутеологииинастолькоженижееёпозначимости,насколькоограниченныйчеловеческийразумнижебожественнойпремудрости.Теология–священноеучениеинаука,основываетсяназнании,которымобладаетБогите,ктоудостоенблаженства.Приобщениекбожественномузнаниюдостигаетсячерезоткровения.Мир–совокупностьсубстанций,зависимыхсвоимсуществованиемотБога.Сущностьвсеготелесногозаключаетсявединствеформыиматерии.Индивидуальностьчеловека—личностноеединстводушиитела.Душа–животворящаясилачеловеческогоорганизма;онанематериальнаисамосущна.Человекотличаетсяотживотногомираналичиемспособностипознанияи,наоснованииэтого,способностьюсовершатьсвободныйосознанныйвыбор.СледуяАристотелю,Фомаполагалдлячеловекаестественнойобщественнуюжизнь,требующуюуправлениярадиобщегоблага.Справедливыеформыправления–монархия,аристократияиполиснаясистема,несправедливые–тирания,олигархияидемократия.Наилучшаяформаправления–монархия. ВпериодСредневековьявЗападнойЕвропевозникрядуниверситетов,которыесталицентрамиобразованияинауки.Древнейшимбыл,основанныйвXв.,университетвг.Болонья.ДругиебылисозданывXI–XIVвв.ВXIIв.возникаетуниверситетвОксфорде.ДалеевначалеXIIIв.возникаютпоследующиезападноевропейскиеуниверситеты:1209г.–вКембридже,1215г.–вПарижеи1218г.–вСаламанке.Позднеевозникаютпоследующиеуниверситеты:1288г.–вЛиссабоне,1303г.–вРимеи1321г.–воФлоренции.Географиясредневековыхевропейскихуниверситетоввданныйпериод–исключительнозападноевропейская:этоИталия,Испания,Англия,ПортугалияиФранция. Внедрахсредневековойкультурыуспешноразвивалисьтакиеспецифическиеобластизнания,какастрология,алхимия,ятрохимия,натуральнаямагия.Онипредставлялисобойпромежуточноезвеномеждутехническимремесломинатурфилософией,содержаливсебезародышбудущейэкспериментальнойнауки,всилусвоейпрактическойнаправленности.Исподвольониразрушалиидеологиюсозерцательности,перешедшуювсредневековоемировоззрениеизантичности,осуществлялипереходкопытнойнауке,хотяинесливсебеприэтоммножествочертмагическогомироощущения,основанногонаидеесверхъестественнойсвязипредметовиявлениймира.Входеэтихисследованийбылиполученывесьмаинтересныерезультатыкаквпрактической,такивтеоретическойобластях.Темсамымэтидисциплиныподготовиливозможностьпоявлениясовременнойнауки. Самыеинтересныерезультатыдалиалхимияиятрохимия,врамкахкоторыхбылиоткрытыспособыполучениясерной,соляной,азотнойкислот,селитры,сплавовртутисметаллами,многихлекарственныхвеществ.Ятрохимия–течениевмедицинеXVI–XVIIвеков,ставившеесвоейзадачейпоискифилософскогокамнядлянахожденияпанацеи–лекарстваотвсехболезней. Втеоретическойобластибыливажныразрабатывавшиесяидеикосмизма,атакжебиологизациимира–рассмотрениемиракакцелостногоорганизма,каждаячастькоторогонесетвсебепризнакивсегоцелого.Получилтакжеразвитиегерметизмчерезиудейскихивосточно-христианскихмистиков.Это–религиозно-философскоетечениеэпохиэллинизмаипозднейантичности,носившееэзотерическийхарактерисочетавшееэлементыпопулярнойгреческойфилософии,халдейскойастрологии,персидскоймагиииегипетскойалхимии.Представленоонобылосочинениями,приписывавшихсяГермесуТрисмегисту,ивнемсочеталасьсовокупностьоккультныхнаук–астрологии,алхимииимагии.Ноеслипрактическиедостижениягерметических«наук»позжелегливосновуклассическогоестествознанияНовоговремени,тотеоретическиерассуждениябылиотброшеныиновыйинтерескэтимидеямпоявилсялишьвXXвеке. ЗначительныйвкладвразвитиесредневековойнаукивнесРоджерБэкон(1214–1294)–английскиймонах-францисканец,философиученый.Онотличалсяширотойэнциклопедическихзнанийинаучныхинтересов,являлсяпредставителемоксфордскойшколы.Всвоихработахобъединялврамкахфилософииматематику,астрономию,алхимию,физику,медицинуиэтику,используядедуктивныепостроенияиматематическиедоказательства.Занимаясьастрологией,алхимиейиоптикой,вносилвнихэлементынауки.Онпредполагалогромноезначениеалхимиидлямедицины,чемпредвосхитилидеиПарацельса.Емупринадлежатидеисозданиятелефона,летательныхаппаратовисамодвижущихтележек,неисключенавозможность,чтоегоидеибылииспользованыЛеонардодаВинчи.Основнымиегоработамиявляются:«Большоесочинение»,«Малоесочинение»,«Третьесочинение». Р.Бэконразличалнесколькоспособовпознания:использованиезнанийпризнанныхавторитетов,рассуждениеиопыт,основанныйназнании.Посвоимвоззрениямонбылблизоккарабскиммыслителям,такимкакАвиценнаидругим.Впротивовесевропейскимсхоластамонсчитал,чтознаниенеобходимодляулучшенияжизничеловека.Предлагалреформироватьтеологию,выступалпротивневежестватеологовисчиталвозможнымиспользованиезнаний,накопленныхязычниками.Былосужденорденомфранцисканцевпоподозрениювзанятияхчерноймагиейимноголетпровелвзаточении. Другойученый–УильямОккам(1300-1350)–предложилэвристическийпринципнаучногоисследования,которыйвошелвзолотойфондметодологиинауки.Смыслеговтом,чтоприизучениивещейиявленийнеобходимоотбрасыватьвсетепредположения,которыеизлишнидляобъяснениясущностивещейиявлений.Этопринципполучилназвание"БритваОккама"(руководствуясьею,"отрезаютненужное"),которыйнарядусзаконамисохранениявеществаиэнергии,энтропии,постулатамиЕвклидасталнеотъемлемымфакторомэффективного,эвристического,научногоисследования.Молодого,24-летнегопрофессораОксфордскогоуниверситетаУильямаОккамавозненавиделисхоластыинатравилинанегопапскуюинквизицию.ФилософвынужденбылоставитьОксфорд,спасаясвоюжизнь.СгруппойсвоихединомышленниковиучениковонбежитподзащитубаварскогокороляЛюдвигаитамзакончиласьегожизнь. АбаноПиетро(1250–1316)–знаменитыйврач,философиастролог,былпрофессороммедицины,философиии,возможно,математикивПадуе.Онсоставилбольшоеруководствопоастрономии,истолковывалфилософиюАристотелявнатуралистически-материалистическомдухе.Однимизпервыхвисторииитальянскойиевропейскойнатурфилософиисделалпопыткупоставитьвзависимостьотдвижениянебесныхсветилпроцессыприродыисобытиячеловеческойжизни,включаяизменениявобластирелигии,зачтобылпривлеченкследствиюинквизиции,какизаутверждениеовечностиинесотворенностимира. НаВостокевсредниевеканаметилсяпрогрессвобластиматематических,физических,астрономических,медицинскихзнаний.ВIXв.былапереведенанаарабскийязыккнига"Великаяматематическаясистемаастрономии"Птолемеяподназванием"Аль-Магисте"(великое),котораяпотомвернуласьвЕвропукак"Альмагест".Переводыикомментарии"Альмагеста"служилиобразцомдлясоставлениятаблициправилрасчетаположениянебесныхсветил.Такжебылипереведеныи"Начала"Евклида,исочиненияАристотеля,трудыАрхимеда,которыеспособствовалиразвитиюматематики,астрономии,физики.Греческоевлияниеотразилосьнастилесочиненийарабскихавторов,которыехарактеризуютсистематичностьизложенияматериала,полнота,строгостьформулировокидоказательств,теоретичность.Вместестемвэтихтрудахприсутствуетхарактерноедлявосточнойтрадицииобилиепримеровизадаччистопрактическогосодержания.Втакихобластях,какарифметика,алгебра,приближенныевычисления,былдостигнутуровень,которыйзначительнопревзошелуровень,достигнутыйалександрийскимиучеными. ИнтересдлянаспредставляетличностьМухаммедаибн-Мусыал-Хорезми(780–850),авторанесколькихсочиненийпоматематике,которыевXIIв.былипереведеныналатыньичетырестолетияслужиливЕвропеучебнымипособиями.Черезего"Арифметику"европейцыпознакомилисьсдесятичнойсистемойсчисленияиправиламивыполнениячетырехдействийнадчислами,записаннымипоэтойсистеме.Ал-Хорезмибыланаписана"Книгаобал-джебриал-мукабала",цельюкоторойбылообучитьискусствурешенийуравнений,необходимыхвслучаяхнаследования,разделаимущества,торговли,приизмеренииземель,проведенииканаловит.д."Ал-джебр"(отсюдаидетназваниетакогоразделаматематики,какалгебра)и"ал-мукабала"–приемывычислений,которыебылиизвестныХорезмиещеиз"Арифметики"позднегреческогоматематика(IIIв.)Диофанта.НовЕвропеобалгебраическихприемахузналитолькоотал-Хорезми.Никакойспециальнойалгебраическойсимволикиунегодажевзачаточномсостоянииещенет.Записьуравненийиприемыихрешенийосуществляютсянаестественномязыке. Значительныенаучныедостижениябылихарактерныидлярядадругихарабскихученых.Мухаммедаль-Баттани(850–929)–астроном,составившийновыеастрономическиетаблицы;ИбнЮлас(950–1009),известныйдостижениямивобластитригонометрии,составившийтаблицынаблюденийлунныхисолнечныхзатмений;Ибналь-Хайсам(965–1020),сделавшийзначительныеоткрытиявобластиоптики;Ал-Бируни(973–1048)–автормногочисленныхтрудовпоистории,географии,филологии,философии,математике,астрономии,создавшийосновыученияобудельномвесе;Абу-Алиибн-Сина(Авиценна)(980–1037)–философ,математик,астроном,врач,чей"Канонврачебнойнауки"снискалмировуюславуипредставляетопределенныйпознавательныйинтерессегодня;ОмарХайям(1048–1122)–нетольковеликийпоэт,ноиизвестнейшийвсвоевремяматематик,астроном,механик,философ;ИбнРушд(1126–1198)–философ,естествоиспытатель,добившийсябольшихуспеховвобластиалхимии. Этиимногиедругиевыдающиесяученыеарабскогосредневековьявнеслибольшойвкладвразвитиемедицины,вчастностиглазнойхирургии,чтонатолкнулонамысльобизготовленииизхрусталялинздляувеличенияизображения.Вдальнейшемэтопривелоксозданиюоптики.Работаянаосноветрадиций,унаследованныхотегиптянивавилонян,черпаянекоторыезнанияотиндийцевикитайцеви,чтосамоеважное,перенявугрековприемырациональногомышления,арабыпримениливсеэтовопытахсбольшимколичествомвеществ.Темсамымонивплотнуюподошликсозданиюхимии. ВXVв.послеубийстваУлугбекаиразгромаСамаркандскойобсерваторииначинаетсяпериодзакатаматематических,физическихиастрономическихзнанийнаВостокеицентрразработкипроблеместествознания,математикипереноситсявЗападнуюЕвропу. КитайскаянаукавпериодСредневековьяимелапреимущественноприкладнойхарактер.ВэтовремявКитаебылосозданомножествоизобретений.Книмотносятся:книгопечатаниесиспользованиемнаборныхшрифтов,переплетноепроизводство,порох,компас,зеркала,газовыебаллоны,бамбуковыетрубопроводыдлятранспортировкиприродногогазаотскважинкпечам,накоторыхвчугунныхкотлахкипелрассоливыпариваласьсоль,двухструйныйогнемёт,диагностикаилечениесахарногодиабета,кокскактопливо,мехасгидравлическимприводомит.д. Выдающиесямыслителиханьскоговремени:философигосударственныйдеятельДунЧжуншу,получившийизвестностькак«КонфуцийэпохиХань»,философ-конфуцианец,литераторифилологЯнСюн,авторнаписанноой«Книгиперемен»,атакжетакойвыдающийсямыслителькакЧжанХэн,внесшийвыдающийсявкладвразвитиедревнекитайскойастрономии,механики,сейсмологииигеографии.КрупныммыслителемэтойэпохибылтакжеисторикСымаЦянь,авторпервойвсеобщейисторииКитаяиряддругих.ВовторомвекенашейэрыпротекаладеятельностьдаосскогофилософаиалхимикаВэйБояна,авторасочинения«Цаньтунци»,вкоторомонизложилспомощьютриграммигексаграмм,основныепринципыдаосскойалхимии.БольшоевлияниенаразвитиефилософиивКитаеоказалфилософВанБи.Своивзглядымыслительизлагалвсочинении«Чжоуичжу»ввидекомментариевкконфуцианскойидаосскойклассике.ВанБиистолковывалсодержание«Чжоуичжу»кактеориювременныхпроцессовиизменений. Новоевремякитайскойфилософии(с1000г.н.э.)характеризуетсядогматизациейконфуцианства,котороевместесегооснователемвозвышаетсядорелигиозногопочитания.Сдругойстороны,имеетместогонениенадаосистов.ВажнейшимфилософскимтечениемвXIв.становитсянеоконфуцианство.Оноопиралосьнадостиженияфилософствующихтанскойэпохи,нобыловполнесамостоятельнымвпостроениипринципиальноновойконцепции,призваннойохватитьвсестороныбытия.Центральнымпонятиемэтогоученияможносчитатьпредставлениеонекоемвысшем"законе–принципе"(ли),управляющемформированиемвещей,благодарякоторомуобразуютсяиндивидуальныеживыеобъекты,например,различныепородыживотныхит.д.Субстанциальнуюосновуединствавсегосуществующего,поучениюнеоконфуцианцев,составляет"эфир"(ци,"пневма").Этодинамическаясубстанция,обладающаяразнообразнымисвойствамииспособностьюпридаватьэтисвойствавещам. ВидныммыслителемXIв.былЧжанЦзай(1020–1078),одинизосновоположниковнеоконфуцианскойшколылисюэ(«учениеопринципе»).Всвоемученииочеловекеонисходилизпризнаниясуществованиявчеловекедвух«природ»–небеснойи«эфирной».Эфирявляетсяпервоосновойкаквсехвещей,такиВселеннойвцелом,заполняетвеликуюпустоту.ПомнениюоснователяюнцзяскойшколыфилософаЕШи(1150–1223),вселеннаяобразованаизвещества,состоящегоизпятипервоэлементовивосьмивидоввещества,которыесимволическиобозначаютсявосемьютриграммами. ВXVвекеучениенеоконфуцианцев,продолжаяоставатьсявлиятельным,приобрелонесколькоиноесодержаниеблагодарявлияниювиднейшегомыслителяВанЯнмина(1472–1529),которыйявлялсяпосредникоммеждудаосизмомиконфуцианством.НаиболееоригинальнымвученииВанЯнминадолжнобыть,по-видимому,признаноегознаменитоеположениеотом,что"внесердца-ума"несуществуетвдействительностинипринципа-ли,нипредметов-явлений(у),низанятий-деятельности(ши).ПриэтомВанЯнминсчитаетсердце-умнеорганомвфизиологическомсмысле,асвоегородаорганомпознания,тело-сущностькоторого(ти)–совершенноеблаго.ВторойхарактернойчертойфилософииВанЯнминасчитаюттрактовкуимзнаниякаксозидающегодействия.Смыслтезисафилософао"совпадающемединствезнанияидействия"–вдемонстрациидейственногохарактеразнания,стремлениидоказать,чтознаниеестьдействие,аненаоборот,чтосущественноповышалостатусзнанияишире–сознательногоначалавчеловеке. КрупныммыслителемXVIIвекабылфилософ-конфуцианецВанЧуаньшань(1619–1692).ВXVIIвекепротекаеттакжедеятельностьученого-энциклопедиста(филолог,историк,географ,экономист,астроном)ГуЯньу(1613–1682),основателяученияоестестве(пусюэ),своеобразногоэмпирико-конкретногонаправления.КрупнейшимпредставителемэтогонаправленияявлялсятакжефилософиученыйXVIIIвекаДайЧжэнь(1723–1777). Итак,эпохаСредневековья,соднойстороны,характеризоваласьпотереймногихдостиженийантичнойнаукииподчинениемнаукирелигиозно-мистическомумышлению,носдругойстороны,ивтехусловияхпознавательнаядеятельностьраспространялась,хотяглавноеместоприэтомотводитсянепознаниюмиракактакового,аобращениюкнеизменнымоснованиямвсегосуществующегокактворениябога.Нобезэтоговремени,безегооткрытийитехническихусовершенствований,наступлениеновоговременибылобыневозможно.Техническиеуспехивозрождениясталивозможнымиврезультатеиспользованияиразвитияизобретенийиоткрытийсреднихвеков. Наукакакфеноменкультуры. Науканеявляетсязакрытой,полностьюавтономной,саморегулирующейсясистемой,ёёразвитиеобусловленокаквнутреннимитакивнешними,культурологическимиусловиями:экономика,мораль,религия,искусство,право,политика. Темасоотношениянаукиикультурыобширна,здесьмногодеталей,нообщиймеханизмихвзаимодействиятаков:наука,выявляязаконыизмененияприродныхисоциальныхпроцессов,становитьсянеобходимымусловиемихуправления,воздействуетнапотребностиобщества,помогаетчеловечествуввыборежизненныхстратегий,поискепутейкультурногоразвития.Осуществлениеэтойфункциинаукойстановитьсявозможнымчащевсегопотому,чтонаукакакнаиболеепродвинутаячастькультурыимеетделособъектами,явлениями,которыеещёнесталидостояниеммассовыхформихосвоения. Важностьвлияниякультурынанаукуподчёркиваетхотябытотфакт,чтоневсякаякультураспособнапродуцироватьнауку:многиекультурывисториичеловечества(вчастностикультурамайя),обходилисьбезнауки.Вслучаяхже,когдасозреваютсоответствующиекультурологическиеусловиядляпоявлениянауки,культура,соединяянаучныезнаниясдругимипродуктамичеловеческойдеятельности(мораль,искусство,религия,техника,экономикаидр.),вырабатываетсвойстильмышления,своёвидениемира,оказываявлияниенанаучныестандартыпознанияиобъяснениямира.Вчастностикультуравсегдатребуетотнаукиадекватного(истинного)отраженияобъекта,постоянногообновлениятакогознаниядлярешенияжизненныхзадач. Врезультатенаукаиспытываетнасебевлияниекультуры,онаопираетсянасложившиесявобществекультурныетрадиции,ценностиинормы.Приэтом,однако,следуетзаметить,чтовлияниекультурынанаукупроисходитнепрямо,акосвенно:всамомсодержаниинаучногознанияеёкультурологическаясоставляющаянефиксируется. Наиболеерельефномеханизмвзаимодействиянаукиикультурыпросматриваетсянапримересравнениятехногенной(западной)итрадиционной(восточной)типовцивилизации. Западнаяцивилизация–это,преждевсеготехногеннаяцивилизация,берущаяначаловантичностииокончательносложившаясявXVII–XVIIIвв.вЕвропе,перекинувшаясяпозднеенаСевернуюАмерику,Австралию,Японию.Дляданнойцивилизациихарактерныстремлениековладениюсиламиибогатствамиприроды:внешниймиррассматриваетсяздеськакаренанаучно-техническойдеятельностичеловекаспафосомпокоренияприродыипреобразованиямира,акцентнадискурсивном,логико-математическомподходевпознанииявлений. Западнойкультуретакжехарактернаэтика«достижения»впрофессиональнойилюбойдругойсферах,чёткоеразличие«Я»и«не–Я»,акцентнаиндивидуальности,уникальностиинеповторимостиличности.Человекприэтомрассматриваетсякакбиосоциальноесущество,проделавшеенаосновеэкономическогоитехническогопрогрессапоступательноедвижениеотживотногодосегодняшнегопостиндустриальногосостояния. Всёэтонемоглонесказатьсянапринципахзападнойнауки,еёориентацияхиустановках:ценностьнового,оригинальноговформедостиженияистины,развитиетехникиитехнологиикакматериализациянаучныхидей,идеяпостоянногоизмененияпредметовиявленийокружающегомира,возникновениенеизбежногопротиворечиямеждуновымифактамиистарымизаконамиинеобходимостипересмотра(корректировки)старыхзаконовитеорийисозданиеновых–вотнекоторыебазовыенормы,накоторыхстроитсясегоднязападнаянаука. Длялюдейнаукиинетольконаукитехногенногообществахарактеренидеалтворческойиндивидуальности,ценностигибкогоидинамичногомышления,проявляющегосявчастностивсильнойрефлексивностинаучногоиобыденногосознания,егоориентации. Приэтомследуетзаметить,чтооченьдолгозападноенаучноемышлениевклассическомеёвидеосновывалосьналинейной,бинарнойлогикевформенеприятияпротиворечий,попыткиихразрешения(примерлогическийзаконисключённоготретьего). Однаконеумолимыетенденцииразвитияпривелизападнуюнаукукеёпостнеклассическомусостоянию(втораяполовинаXXстолетия)длякоторогохарактернопониманиенеобходимостинелинейноговидениямира.Исследованиятакихпроцессов,какнелинейныеволнывплазме,динамикапопуляцийвбиологии,турбулентностивжидкостяхигазах,поведениебольшихмасслюдейидр.показывают,чтоэтипроцессыоченьсложныпоприродеибезнелинейногомышлениявнаучномтворчественеобойтись. Классическаянаука. Классическаянаукаопределяетсясовокупностьюконкретныхкритериев: Научностьпризнанаобъективной,т.е.нацеленнойнаконкретныйобъект,постигаемыйчерезопыт; Науканоситопытныйхарактерзнаний.Основнымиметодамидляполученияиподтвержденияполученныхзнанийприменяютсянаблюдение,измерение,эксперимент.Поэтомукнаучномуэкспериментувсегдапредъявляютсявысокиетребованияповторяемостиивоспроизводимостивлюбомместевлюбоевремябезмалейшихизменений; Классическаянаукадолжнабытьдостовернойииметьобщуюзначимостьиуниверсальностьнаучногопознания,т.е.бытьинтерсубъективной.Соответственно,чемдостовернеенаучноевысказывание,темменьшееколичествосубъективныхпривнесенийсодержитсявней. Становлениеклассическойнаукиначалосьсостремленияэлиминировать(т.е.исключить)изконтекставнутреннихнаучныхпостроенийсубъекта,посколькунаукадолжнапредоставлятьтолькореальныеиобоснованныезнания.Такимобразом,идеальнаямодельклассическойнаукихарактеризуетсяследующимикритерияминаучности:истинность,объективность,универсализм,интерсубъективность,воспроизводимость,опытностьзнанияидостоверность. Зачастуюнапрактикекритериинаучностивстречаютсяневсегдаиимеютследующиехарактерныеособенности.Книмотносятся:достоверностьнаучныхвысказываний,экспериментальныйхарактер;фундаментализмиуниверсализм.Данныекритериипредставляютсистемуограничений,связанныхмеждусобой.Подобнаясовокупностьтребований,которыепредъявляютсякзнанию,позволяющемутестироватьнаучныеисследования.Онаобусловленасоциально-культурнойситуацией,вкоторойсобственноисформироваласьклассическаянаука. Историяклассическойнауки. Становлениеиразвитиеклассическойнаукиначалосьвпериодактивногостановлениянововременнойнауки,когданеобходимобылоотстоятьнезависимостьисамостоятельностьформирующегосязнания,опирающегосянаинтеллектуальнуюинтуициюидовериекаждого.ОсновоположникаминовоевропейскойнаукисталиР.Декарт,И.Кеплер,Г.Галилей,Ф.Бэкон.Благодаряимсталоактивнопроявлятьсястановлениеклассическойнауки,заключающейсявполученииновыхзнанийизопытовисамогопознанияконкретногосубъекта.Декартомбылоотмечено,чтоистиныдвижутсявсвете,нетеряясвоейценности.Впоследствии,Ф.Беконзакрепилподобноеобъективноепредставление,указываянато,чтоистинадостовернаинеопределяетсяхарактеромобъекта.Такимобразомконцепцияморализаторствасмениласьнаистину,борясьсосредневековойтрадицией. РазвитиеклассическойнаукивXVIIв.Представленосоциальнозначимымявлением,направленнымнастабилизациювсегообщества.Подобныйшагхарактеризуетсярасколомцерквиинуждаетсявнадежнойопоре,являясьсредствомориентациивмире.Подобнуюфункциюспособновыполнитьтолькообъективноезнание.Преждевсего,классическаянаукаориентируетсянаотражениеобъекта,получениеобъективнойистины,стремлениекосвобождениюотсуществующейсубъективности.Однакоизконтекстанаукибылиисключеныцелевыепричиныивысшиесмыслы.Наданномэтапепризнавалисьтолькодейственныепричины,врезультатечегоприродаказалосьпростойилишеннойвсякогосмысла. РазвитиеклассическойнаукивXVIIв.-концаXVIIIв.Предопределилостановлениеклассическойнауки.Былиполученыследующиерезультаты: Изменилосьчувствованиебытия; Измениласьонтология; Завершенпроцессразрушениягармоничногокосмосаантичноговремени; Человекбылпротивопоставленприроде; Появилисьосновызарождениясубъектно-объектнойгносеологии; Вконтекстнаукибылвнесенпринципдополнительности(егооснователемсталН.Бора). Поэтапноестановлениеклассическойнауки Историяклассическойнаукивыделяеттриэволюционныхэтапаразвития: Классическийэтап–наданномэтапенаукахарактеризуется,преждевсего,принципоминтерсубъективностиипроникновениемсубъективныхизмененийвконтекстнауки.Впервуюочередьчерезпроцесспознаниябылвнесенпринципдополнительности.Здесьвсевниманиесосредоточенострогонаисследуемомобъекте,невыносяегозаокружениеегодеятельности; Неклассическийэтап–данныйэтапхарактеризуетсяидеейзависимости,атакжесвязиконкретногообъектасосредствамидеятельности.Учетполученныхвходеисследованиярезультатовявляетсяусловиемполучениявдальнейшемистинногознанияоданномобъекте; Постнеклассическийэтап–наданномэтапепроисходитсоотнесениезнанийнаукисимеющимисясредствамипознанияиценностнымиструктурамидеятельности. Извсеговышесказанноговидно,чтонаучнаярациональность,изменяющаясяскаждымтипом(историческиммоментомразвитияклассическойнауки),связанаспостепеннымослаблениемоказываемоговлиянияпринципоминтерсубъективности. Становлениеклассическойнаукикакуниверсальноймоделинаучногознанияноситназваниередукционизма,т.е.научнойлогико-гносеологическойпроблемы,основателямикоторойстали:Э.Нагель,К.Поппер,К.Г.Гемпель,П.Оппенгейм,.Э.Нагельидругие.Научныйредукционизмсталотличительнойчертойвсегонаучногознания,ориентированногонавыявлениесущностипроисходящихпроцессовиотображениедействительности.Полученноефизическоезнаниесталоэмпирическимматериаломдляфилософииприисследованиистандартовнаучностииструктурысамойклассическойнауки.Помимофизическогонаучноготипа,выделились: Математическийтипнаучности–характеризуетсяориентиромнаматематическийстандарт; Биологическийтипнаучности–характеризуетсяэволюционнымиизменениями; Гуманитарныйтипнаучности–появилсяприреконструкцииимеющихсязнаний,позволяямыслитьипознаватьодновременно. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |