Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наукакакспецифическаядеятельность.




Наукакаксоциокультурноеявлениеокончательносложиласьвпервойтрети19в.вЕвропе,хотяпроцессэтотначалсявНовоевремя.Наука–этосферачеловеч.деятельности,направленнаянапроизводствоитеоретическуюсистематизациюдостоверныхзнанийоприродной,духовнойисоциальнойреальности.Вданномопределенииотражены2важнейшиехарактеристикинауки–наукакакспецифическийвидпознавательнойдеятельностиикакерезультат.Кромеэтого,понятиенаукивключаетслед.аспекты:наукакакспецифическаядеятельность,каксистемазнания,каксоциальныйинститут,какпроизводительнаясила,какформаобщественногосознания.

Цельнауки–описание,объяснение,предсказаниепроцессовиявленийдействительности,которыепредставляютсобойпредметнауки.

Задачанауки–открытие,познаниезаконов.Предмет–частьобъекта,накоторуюнаправленопознание.Объект–всяреальность,котораявключенавизучениенауки.

Признакинауки:выделенныйпредметпознания,истинность,обоснованность,системность,направленностьнаотражениесущностныхсвойствизучаемыхобъектов,особыйпрофессионально-специальныйязык,наличиеметодологии;ориентированностьнарасширениезнания(приращениеновогознания,выходящегозапределыимеющегося).

Наукакаксистемазнаний–совокупностьупорядоченныхиобоснованныхсведенийоприродной,социальнойидуховнойреальности.Включаетэмпирический(научныйфакт,зависимости,эмпирическиеобобщения,данныенаблюдений),теоретический(понятия,категории,принципы,законы,гипотезы,теории)иметатеоретический(научнаякартинамира,идеалыинормынауч.исследования,философ.основаниянауки)уровни.

1)Этосистемаотношенийчеловекакмиру;

2)Этопереводпознавательныхобъектовнановуюформу;

3)Поднаукойпредполаг.сист.понятийужепознанныхдляопределениянаучногопоиска.

Типологиянаучногознания:–знаниекакинформацияобобъект.мире,обществе,природе;–знаниеовнутреннемдух.-псих.миречеловека;–знаниеоцеляхипрограмменаучнойдеятельности.

Критериинаучногознания:1)формально-логическаянепротиворечивостьзнания;2)принципверификации(проверкаопытом);3)рациональныйхарактерзнания;4)воспроизв.знания;5)семантическаяинвариантностьзнания;6)интерсубъективность;7)универсальность;8)функционально-ориентированныйкритерий;9)прогностическийкритерий;10)соответствиеметотеоретическомууровню.

Наукакакспецифическаядеятельность–системапознавательныхдействий,направленныхнапроизводствоитеоретическуюсистематизациюдостоверныхзнанийоприродной,социальнойидуховнойреальност.Выделяют2основныхтипанауч.исследований:фундаментальныеиприкладные.Фундаментальные–этоисследования,ориентированныенаприращениепредметногознания,фиксируемоговформезаконов.2типафунд.исследований:1–выявлениеосновныхфунд.законоввразвитииипознаниидействительности;понятькакустроенаисследуемаяреальность.2–вывитькакфунд.знаниямогутприменятьсядлярешенияприкладныхразработок.Прикладные–этоисследования,ориентированныенаприращениезнания,используемогодлярешенияконкретныхпрактическихзадач.Наукакакспециф.деятельностьнаправленанавыявлениесущностныххарактеристикреальности,формированиенепротиворечивогознанияобобъективнойкартинемира,прогнозированиесостоянияобъектовипроцессовнаосновевыявленныхзаконов,разработкаспец.средствпознавательнойдействительности,разделениетрудавнауке(созданиесистемынауч.учреждений);получение,хранениеираспространениенауч.информации.

Наукакаксоц.институт–1)наукаинтегрируетсявсистемусоц.связей;2)наукастановитсясоц.институтом;3)совокупностьнаучныхорганизацийиучреждений;4)соблюдениеэтносанауки;5)сложнаясистемавзаимодействийвнутринаучногосообщества.

Каксоц.институтнаукасформироваласьвНовоевремя.Социальныефункции,выполняемыенаукой:

1.культурно-мировоззренческие–созданиенауч.картинымира;

2.функциинаукикакнепосредственнойпроизводительнойсилыилииндустриально-производственная–созданиеиупрочениепостоянныхканаловдляпрактическогоиспользованиянаучныхзнаний,появлениетакихприкладныеисследованияиразработок,созданиесетейнаучно-техническойинформации;

3.соц.управленияирационализациясоц.отношений;

4.функциягенерацииивоспроизводстванауч.знанияитрансляциясоц.опыта.

3,4—наукаоказываеткомплексноевоздействиенаобщественнуюжизнь,интенсивнозатрагиваятехнико-экономическоеразвитие,социальноеуправлениеитесоциальныеинституты,которыеучаствуютвформированиимировоззрения.

Проблемысовременнойнаукикаксоц.института:разработкаэффективныхсистем,ценностно-нравственнойрегуляциинауч.деятельности;исследованиеэтическихисоциокультурныхаспектовнауки.

Этапывразвитиинаукикаксоц.института:

1.древниймир–происходитсакрализациязнания,этопротоэтапсоц.института:Др.Египет–создание«домажизни»,Др.Греция–институализацияпроявиласьвдеятельностисофистов(оплатазафилософию,риторику).Эпохаэллинизма–появилисьбиблиотекиимусейон(музейихрамодновременно);

2.развитиехристианства:развитиенаВостокецентровнауч.знания;

3.9-12в.-возвращениенаукинаЗапад:появилисьпервыеуниверситеты;

4.16в.первыеакадемиинауквРиме,Лондоне;

5.18в.появл.энциклопедияподредакциейДидро,Даламбери;

6.сер.19в.–первыенаучно-исследовательскиелаборатории;

7.нач.20в.–закрепляетсястатуснаукикакчастигосуд.политики;

8.сер.20в.–наукапревращаетсявсферумассовогопроизводствазнаний,процессинтернационализациизнания,появл.понятиенезримогоколледжа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...