Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основаниянауки.Научнаякартинамира.
Можновыделитьпоменьшеймеретриглавныхкомпонентаоснованийнаучнойдеятельности:идеалыинормыисследования,научнуюкартинумираифилософскиеоснованиянауки.Каждыйизних,всвоюочередь,внутреннеструктурирован.Охарактеризуемкаждыйизуказанныхкомпонентовипроследим,каковыихсвязимеждусобойивозникающиминаихосновеэмпирическимиитеоретическимизнаниями. Идеалыинормыисследовательскойдеятельности Какивсякаядеятельность,научноепознаниерегулируетсяопределеннымиидеаламиинормативами,вкоторыхвыраженыпредставленияоцеляхнаучнойдеятельностииспособахихдостижения. Средиидеаловинормнаукимогутбытьвыявлены: а)собственнопознавательныеустановки,которыерегулируютпроцессвоспроизведенияобъектавразличныхформахнаучногознания; б)социальныенормативы,которыефиксируютрольнаукииееценностьдляобщественнойжизнинаопределенномэтапеисторическогоразвития,управляютпроцессомкоммуникацииисследователей,отношенияминаучныхсообществиучрежденийдругсдругомисобществомвцеломит.д.. Этидвааспектаидеаловинормнаукисоответствуютдвумаспектамеефункционирования:какпознавательнойдеятельностиикаксоциальногоинститута. Познавательныеидеалынаукиимеютдостаточносложнуюорганизацию.Вихсистемеможновыделитьследующиеосновныеформы: идеалыинормыобъясненияиописания, доказательностииобоснованностизнания, построенияиорганизациизнаний. Всовокупностиониобразуютсвоеобразнуюсхемуметодаисследовательскойдеятельности,обеспечивающуюосвоениеобъектовопределенноготипа. Наразныхэтапахсвоегоисторическогоразвитиянаукасоздаетразныетипытакихсхемметода,представленныхсистемойидеаловинормисследования.Сравниваяих,можновыделитькакобщие,инвариантные,такиособенныечертывсодержаниипознавательныхидеаловинорм. Еслиобщиечертыхарактеризуютспецификунаучнойрациональности,тоособенныечертывыражаютееисторическиетипыиихконкретныедисциплинарныеразновидности.Всодержаниилюбогоизвыделенныхнамивидовидеаловинормнауки(объясненияиописания,доказательности,обоснованияиорганизациизнаний)можнозафиксироватьпоменьшеймеретривзаимосвязанныхуровня. Первыйуровеньпредставленпризнаками,которыеотличаютнаукуотдругихформпознания(обыденного,стихийно-эмпирическогопознания,искусства,религиозно-мифологическогоосвоениямираит.п.). Второйуровеньсодержанияидеаловинормисследованияпредставленисторическиизменчивымиустановками,которыехарактеризуютстильмышления,доминирующийвнаукенаопределенномисторическомэтапеееразвития. Наконец,всодержанииидеаловинормнаучногоисследованияможновыделитьтретийуровень,вкоторомустановкивторогоуровняконкретизируютсяприменительнокспецификепредметнойобластикаждойнауки(математики,физики,биологии,социальныхнаукит.п.). Научнаякартинамира Научнаякартинамира–широкаяпанорамазнанийоприродеичеловечестве,включающаявсебянаиболееважныетеории,гипотезыифакты.Претендуетнато,чтобыбытьядромнаучногомировоззрения.Картинамира–этопредставлениеомирекакбесконечносложной,развивающейсядействительности.Засчетсхематизациииупрощенийкартинамиравыделяетизбесконечногомногообразияреальногомиратеегосущественныесвязи,которыесоставляютцельпознаниянаукинатомилииномэтапееёисторическогоразвития. Научнаякартинамиракакобоснованноеконкретно-историческоепредставлениеомире,имеетсвоиисторическиеформыиэволюционирует.Эволюциясовременнойнаучнойкартинымирапредполагаетдвижениеотклассическойинеклассическойипостнеклассическойеёстадии. Философскиеоснованиянауки Всистемуоснованийнаукивходят:научнаякартинамира,идеалыинормыисследования,атакжефилософскиеоснованиянауки. Позитивистскаятрадицияисключаетизсферыметодологическогоанализапроблемуфилософскихоснованийнауки.Напомним,чтодлительноевремявнаукедоминировалапозитивистскаятрадиция.Реабилитированапроблемафилософскихоснованийвальтернативныхпозитивизмуисследованияхивпостпозитивистскойфилософиинауки.Вназванныхнаправленияхпроизошлапереоценка«метафизическихпредпосылокпознания»,таквзападнойтрадицииназываютфилософскиеоснованиянауки. Научнаякартинамира–совокупностьобщихпредставленийнаукиопределенногоисторическогопериодаофундаментальныхзаконахстроенияиразвитияобъективнойреальности;подсистемаметанаучногознания,являющаясяоднимизважнейшихэлементовоснованийнауки(нарядусеефилософскимиисоциальнымиоснованиями).Представляетсобоймножествофундаментальныхонтологическихутвержденийнаукиопределенногопериода. Научнаякартинамирапредставляетсобойцелостныйобразпредметанаучногоисследованиявегоглавных,системно-структурныххарактеристиках,формируемыйпосредствомфундаментальныхпонятий,представленийипринциповнаукинакаждомэтапеееисторическогоразвития. Различныеосновныеразновидности(формы)научнойкартинымира: Общенаучную,какобобщающеепредставлениеовселенной,живойприроде,обществеичеловеке,формирующеесянаосновесинтезазнаний,полученныхвразличныхнаучныхдисциплинах. Социальнуюиестественнонаучную,какпредставлениеобобществеиприроде,обобщающеедостижениясоциально-гуманитарныхиестественныхнаук. Специальные(дисциплинарныеонтологии),представленииопредметахотдельныхнаук(физика,химия,биология…картинымира). Научнаякартинамира–совокупностьобщихпредставленийнаукиопределенногоисторическогопериодаофундаментальныхзаконахстроенияиразвитияобъективнойреальности;подсистемаметанаучногознания,являющаясяоднимизважнейшихэлементовоснованийнауки(нарядусеефилософскимиисоциальнымиоснованиями).Представляетсобоймножествофундаментальныхонтологическихутвержденийнаукиопределенногопериода. Можновыделитьследующиеисторическиеформынаучнойкартинымира:классическую,неклассическуюипостнеклассическую. Классическаякартинамира,формируетсяначинаяснаучныхидейГалилеяиНьютонаивдальнейшемполучаетназваниемеханистической.ОнагосподствовалавплотьдосерединыXIXвека.Объяснительнымэталономвэтойкартинемирасчиталасьоднозначнаяпричинно-следственнаязависимость.Классическаякартинамираосуществлялаописаниеобъектов,какеслибыониотносилисьтолькокобластимеханикиисуществовалиизолированно.Основнымусловиемпознаниябылотребованиеэлиминациивсеготого,чтоотносилоськсубъектупознания,квозмущающимфакторамипомехам.Предполагалось,чтовсесостояниямирамоглибытьпросчитаныипредсказаны. Неклассическаякартинамира,Подвлияниемразвитиятермодинамики,оспаривающейуниверсальностьзаконовклассическоймеханики,насменуклассическойкартинемирапришланеклассическая.Сразвитиемтермодинамикивыяснилось,чтожидкостиигазынельзяпредставитькакчистомеханическиесистемы,апотомувнеклассическойкартинемиравозникаетболеегибкаясхемадетерминацииучитываетсярольслучая.Развитиесистемымыслитсянаправленно,ноприэтомпризнается,чтоеесостояниявкаждыймоментвременинедетерминированы.Отрицаядетерминированностьнауровнеиндивидов,неклассическаякартинамирапризнавалаеенауровнесистемывцелом. Постнеклассическаякартинамира,сформироваласьподвлияниемнаучныхдостиженийбельгийскойшколыИ.Пригожинавобластиизучениянелинейныхсамоорганизующихсясистем,чтопривелокоткрытиюпринциповсинергетики.ВсинергетическойнаучнойкартинемирадоминируетИдеямноговариантногоинеобратимогостановления,амирпредстаеткакполесосуществующихвозможностей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |