Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основаниянауки.Научнаякартинамира.




Можновыделитьпоменьшеймеретриглавныхкомпонентаоснованийнаучнойдеятельности:идеалыинормыисследования,научнуюкартинумираифилософскиеоснованиянауки.Каждыйизних,всвоюочередь,внутреннеструктурирован.Охарактеризуемкаждыйизуказанныхкомпонентовипроследим,каковыихсвязимеждусобойивозникающиминаихосновеэмпирическимиитеоретическимизнаниями.

Идеалыинормыисследовательскойдеятельности

Какивсякаядеятельность,научноепознаниерегулируетсяопределеннымиидеаламиинормативами,вкоторыхвыраженыпредставленияоцеляхнаучнойдеятельностииспособахихдостижения.

Средиидеаловинормнаукимогутбытьвыявлены:

а)собственнопознавательныеустановки,которыерегулируютпроцессвоспроизведенияобъектавразличныхформахнаучногознания;

б)социальныенормативы,которыефиксируютрольнаукииееценностьдляобщественнойжизнинаопределенномэтапеисторическогоразвития,управляютпроцессомкоммуникацииисследователей,отношенияминаучныхсообществиучрежденийдругсдругомисобществомвцеломит.д..

Этидвааспектаидеаловинормнаукисоответствуютдвумаспектамеефункционирования:какпознавательнойдеятельностиикаксоциальногоинститута.

Познавательныеидеалынаукиимеютдостаточносложнуюорганизацию.Вихсистемеможновыделитьследующиеосновныеформы:

идеалыинормыобъясненияиописания,

доказательностииобоснованностизнания,

построенияиорганизациизнаний.

Всовокупностиониобразуютсвоеобразнуюсхемуметодаисследовательскойдеятельности,обеспечивающуюосвоениеобъектовопределенноготипа.

Наразныхэтапахсвоегоисторическогоразвитиянаукасоздаетразныетипытакихсхемметода,представленныхсистемойидеаловинормисследования.Сравниваяих,можновыделитькакобщие,инвариантные,такиособенныечертывсодержаниипознавательныхидеаловинорм.

Еслиобщиечертыхарактеризуютспецификунаучнойрациональности,тоособенныечертывыражаютееисторическиетипыиихконкретныедисциплинарныеразновидности.Всодержаниилюбогоизвыделенныхнамивидовидеаловинормнауки(объясненияиописания,доказательности,обоснованияиорганизациизнаний)можнозафиксироватьпоменьшеймеретривзаимосвязанныхуровня.

Первыйуровеньпредставленпризнаками,которыеотличаютнаукуотдругихформпознания(обыденного,стихийно-эмпирическогопознания,искусства,религиозно-мифологическогоосвоениямираит.п.).

Второйуровеньсодержанияидеаловинормисследованияпредставленисторическиизменчивымиустановками,которыехарактеризуютстильмышления,доминирующийвнаукенаопределенномисторическомэтапеееразвития.

Наконец,всодержанииидеаловинормнаучногоисследованияможновыделитьтретийуровень,вкоторомустановкивторогоуровняконкретизируютсяприменительнокспецификепредметнойобластикаждойнауки(математики,физики,биологии,социальныхнаукит.п.).

Научнаякартинамира

Научнаякартинамира–широкаяпанорамазнанийоприродеичеловечестве,включающаявсебянаиболееважныетеории,гипотезыифакты.Претендуетнато,чтобыбытьядромнаучногомировоззрения.Картинамира–этопредставлениеомирекакбесконечносложной,развивающейсядействительности.Засчетсхематизациииупрощенийкартинамиравыделяетизбесконечногомногообразияреальногомиратеегосущественныесвязи,которыесоставляютцельпознаниянаукинатомилииномэтапееёисторическогоразвития.

Научнаякартинамиракакобоснованноеконкретно-историческоепредставлениеомире,имеетсвоиисторическиеформыиэволюционирует.Эволюциясовременнойнаучнойкартинымирапредполагаетдвижениеотклассическойинеклассическойипостнеклассическойеёстадии.

Философскиеоснованиянауки

Всистемуоснованийнаукивходят:научнаякартинамира,идеалыинормыисследования,атакжефилософскиеоснованиянауки.

Позитивистскаятрадицияисключаетизсферыметодологическогоанализапроблемуфилософскихоснованийнауки.Напомним,чтодлительноевремявнаукедоминировалапозитивистскаятрадиция.Реабилитированапроблемафилософскихоснованийвальтернативныхпозитивизмуисследованияхивпостпозитивистскойфилософиинауки.Вназванныхнаправленияхпроизошлапереоценка«метафизическихпредпосылокпознания»,таквзападнойтрадицииназываютфилософскиеоснованиянауки.

Научнаякартинамира–совокупностьобщихпредставленийнаукиопределенногоисторическогопериодаофундаментальныхзаконахстроенияиразвитияобъективнойреальности;подсистемаметанаучногознания,являющаясяоднимизважнейшихэлементовоснованийнауки(нарядусеефилософскимиисоциальнымиоснованиями).Представляетсобоймножествофундаментальныхонтологическихутвержденийнаукиопределенногопериода.

Научнаякартинамирапредставляетсобойцелостныйобразпредметанаучногоисследованиявегоглавных,системно-структурныххарактеристиках,формируемыйпосредствомфундаментальныхпонятий,представленийипринциповнаукинакаждомэтапеееисторическогоразвития.

Различныеосновныеразновидности(формы)научнойкартинымира:

Общенаучную,какобобщающеепредставлениеовселенной,живойприроде,обществеичеловеке,формирующеесянаосновесинтезазнаний,полученныхвразличныхнаучныхдисциплинах.

Социальнуюиестественнонаучную,какпредставлениеобобществеиприроде,обобщающеедостижениясоциально-гуманитарныхиестественныхнаук.

Специальные(дисциплинарныеонтологии),представленииопредметахотдельныхнаук(физика,химия,биология…картинымира).

Научнаякартинамира–совокупностьобщихпредставленийнаукиопределенногоисторическогопериодаофундаментальныхзаконахстроенияиразвитияобъективнойреальности;подсистемаметанаучногознания,являющаясяоднимизважнейшихэлементовоснованийнауки(нарядусеефилософскимиисоциальнымиоснованиями).Представляетсобоймножествофундаментальныхонтологическихутвержденийнаукиопределенногопериода.

Можновыделитьследующиеисторическиеформынаучнойкартинымира:классическую,неклассическуюипостнеклассическую.

Классическаякартинамира,формируетсяначинаяснаучныхидейГалилеяиНьютонаивдальнейшемполучаетназваниемеханистической.ОнагосподствовалавплотьдосерединыXIXвека.Объяснительнымэталономвэтойкартинемирасчиталасьоднозначнаяпричинно-следственнаязависимость.Классическаякартинамираосуществлялаописаниеобъектов,какеслибыониотносилисьтолькокобластимеханикиисуществовалиизолированно.Основнымусловиемпознаниябылотребованиеэлиминациивсеготого,чтоотносилоськсубъектупознания,квозмущающимфакторамипомехам.Предполагалось,чтовсесостояниямирамоглибытьпросчитаныипредсказаны.

Неклассическаякартинамира,Подвлияниемразвитиятермодинамики,оспаривающейуниверсальностьзаконовклассическоймеханики,насменуклассическойкартинемирапришланеклассическая.Сразвитиемтермодинамикивыяснилось,чтожидкостиигазынельзяпредставитькакчистомеханическиесистемы,апотомувнеклассическойкартинемиравозникаетболеегибкаясхемадетерминацииучитываетсярольслучая.Развитиесистемымыслитсянаправленно,ноприэтомпризнается,чтоеесостояниявкаждыймоментвременинедетерминированы.Отрицаядетерминированностьнауровнеиндивидов,неклассическаякартинамирапризнавалаеенауровнесистемывцелом.

Постнеклассическаякартинамира,сформироваласьподвлияниемнаучныхдостиженийбельгийскойшколыИ.Пригожинавобластиизучениянелинейныхсамоорганизующихсясистем,чтопривелокоткрытиюпринциповсинергетики.ВсинергетическойнаучнойкартинемирадоминируетИдеямноговариантногоинеобратимогостановления,амирпредстаеткакполесосуществующихвозможностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...