Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные этапы становления рекламы и их психологическая суть
Объявления.Впервые реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) появилась в связи с необходимостью обмена информацией. Являясь частью общения, взаимодействия индивидов обмен информацией возникает на ранних этапах развития человеческого общества. Следовательно, реклама уходит корнями в глубокую древность. Объявление как простейшая форма рекламы занимали существенное место в общественной жизни античного мира (образцы объявлений сохранились на развалинах Помпеи), существовали на протяжении дальнейшей истории человеческого общества. Теперь они распространены в двух видах — устном (их эволюция — от глашатаев до дикторов радио и телевидения) и письменном (на постаментах статуй, колоннах, стенах, специальных досках, листах бумаги и т. п.). В античном мире приоритетными были правительственные и военные объявления. Меньше были распространены бытовые. Вывески.В средневековом обществе основными рекламистами стали ремесленники и торговцы, обозначавшие места продажи товаров. Они привнесли новые формы рекламы: письменные объявления превратились в вывески, которые буквально вставали на пути прохожих. Наличие в городах неграмотного или многонационального населения делало этот вид рекламы доступным для всех слоев горожан. Укрепленные на кронштейнах бутафорские булки, сапоги, ножницы несли предельно точную информацию. В России непосредственным предшественником рекламы также была вывеска, правда, несколько специфическая. «Вывесочное дело в таком виде, каком оно создалось у нас, — явление чисто русское. Обилие разноязычных народностей и... неграмотность требовали предметной рекламы...на ворота домов и торговых помещений вывешивались сами предметы сбыта или производства: пук соломы обозначал постоялый двор, обруч — бондаря, кожа — сыромятника».1 Функциональное назначение перечисленных видов рекламы — информативность,удовлетворяющая потребность людей в общении и получении бытовой (городской) информации. Этот вид рекламы сегодня возрождается благодаря развитию туризма, росту трудовой и переселенческой подвижности разноплеменного и разноязыкого населения. В отличие от прежних времен, когда изображения предметов не были унифицированы и отличались художественным разнообразием, сегодня разрабатываются специальные международные символы(дорожные знаки, указатели времени обеда — чашечка с блюдцем на двери магазина или офиса, символы магазинов, театров, больниц, гостиниц и т. д.), не требующие специального разъяснения. Афиша и плакат.Исследования по истории плаката дают наглядное представление о становлении современной рекламы, о формировании ее свойств и качеств, резервов и возможностей.2 Революцию в развитие рекламы внесло изобретение книгопечатания. Появилась афиша, тиражирование которой обеспечивало любую массовость аудитории.Вывеска как основное рекламное звено постепенно утратила значение. Поскольку поле ее действия было ограничено, она была известна населению лишь района или улицы. Более мобильные афиши распространялись по городу, заставая потенциального покупателя в любой его точке. Разнообразие видов печатной рекламы (проспекты изданий, афиши, адресные книги, торговая информация) позволяет обращаться к конкретным потребителям.Рекламу, предназначенную для удовлетворения запросов конкретного потребителя и получившую сегодня широкое распространение, можно назвать адресной, или направленной. Французский исследователь по истории плаката Ph. Schuver3 рассказывает о сохранившейся афише 1477 г. — проспекте изданий английского печатника У. Кэксто-на размером 136 х 76 см. В ту пору афиши берегли (текст ее заканчивался просьбой не рвать лист). В Лондоне их наклеивали на колонны собора св. Павла. В 1593 г. появилась первая афиша с рисунком, помещенным рядом с текстом (это был пожарный насос), — эмбрион плаката, рекламирующего товар. Недостатки чисто текстовой афиши (требуется остановиться, прочесть) были преодолены в плакате, сочетающем текст и изображение. Он оказался удачным «ребенком» афиши-информации и вывески-изображения. Бурное развитие капитализма на рубеже XIX-XX вв. в европейских странах, США и России потребовало активной пропаганды товаров как можно большему числу потребителей. Эту роль выполнял плакат —: вплоть до появления телевидения. Вывески и предметную рекламу вначале вытеснила живописная реклама, более удобная, броская и гибкая. В XIX в. она распространилась по всей России. Переход же на словесную рекламу, афишу и плакат в нашей стране произошел позднее, чем в Европе. В России предшественником плаката можно считать лубок начала XIX в., на котором типичные характерные изображения объединены надписью (например, «самые лучшие шляпы»). На рубеже веков преобладающей стала коммерческая, или торговая, реклама, непосредственно связанная с пропагандой предметов, вещей. Задачи торговой рекламы диктуются законами конкурентной борьбы, ее социальный адрес отличается широтой, позиция по отношению к потенциальному покупателю — активностью. ;Щ К концу XIX в. нейтральная информацияна плакатах становится все более агрессивнойпо отношению к конкуренту. Это блестяще продемонстрировали близнецы в произведении О. Уайльда «Кентервильское привидение» в надписи на чучеле привидения: «Единственный подлинный и оригинальный призрак. Остерегайтесь подделок. Все остальные — ненастоящие». К этому времени наблюдается широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и облик города. Реклама заполонила не только привычные тумбы, столбы, но и стены домов. При возросшей коммерческой и предпринимательской конкуренции заказчики стали требовать, чтобы именно их информация была как можно более доступной, броской. Появилась агрессивность по отношению к потребителю, которая реализовалась как навязчивость(см. рис. 9.1). Требование заметности, навязчивости при условии неразвитости средств массовой информации в начале XX в. дало возможность плакату художественно прогрессировать, воздействовать на эстетические чувства граждан (интересующимся этим вопросом следует обратиться к специальной литературе). К 20-м гг. XX в. относится начало разработок приемов «навязывания» товара или информации. Первый из них — многократное повторение либо отдельных слов (например, duce при итальянском фашизме), либо бесчисленного количества одинаковых плакатов (с чем приходится сталкиваться, например, во время выборов).
Рис. 9.1. Реклама становится агрессивной по отношению к потребителю
Плакаты постепенно превращались в рекламные щиты. Этот прием рассчитан на привлечение непроизвольного внимания и подавления психики количеством рекламных листов, от которых невозможно уклониться. Второй — расширение каналов размещения. Реклама постепенно начинает занимать все доступные ниши. Она появляется на товаре (клеймо, рисунок), на упаковке (см. рис. 9.2), в газете. Третий способ навязывания информации — расширение арсенала применяемых средств. Это и создание ассоциаций (рак несет поднос с пивом — рис. 9.3, на коробке овсянки-«геркулеса» изображаются могучие борцы — рис. 9.4). Это и подбор цвета, создающий дополнительный ассоциативный ряд. Четвертый способ навязывания информации — более полный и разносторонний (направленность, адресность) учет различных интересов потребителей разных профессий, возраста, финансовых возможностей, что сегодня реализовалось в выделении сегментов. Пятый способ — пропаганда конкретных качеств и характеристик товара, внутренне ему присущих (таких как полезность, вкус, прочность), либо элементов общественного характера (таких как распространенность, популярность, традиционность — рис. 9.5).
Рис.9.2. Реклама на упаковкеРис.9.3. Реклама, создающая ассоциации
Увеличение на рубеже XIX-XX вв. в европейских странах, США иРоссии товарного производства, усиливающаяся борьба за рынки и конкуренция сопровождались и развитием рекламы, которая все более активно использовала новые технические средства.
9.4. Реклама, создающая ассоциативный
Радио и телевидение. Всередине XX в. на Западе реклама проникла на телевидение и занимает с тех пор не менее трети времени его программ. Ее воздействие усилилось, так как реклама пришла в дом, влияет на людей в обстановке расслабленности и может применять звуковые, цветовые, зрительные эффекты, арсенал которых практически неограничен. Она использует все более Изощренные методы, постоянно обновляясь, варьируя компонентами с целью повышения эффективности. Так, безусловная беспринципность рекламы может быть скрыта приемами соблюдения внешнего приличия (уже редко встречается «Все остальные — ненастоящие»). Широкие возможности современной рекламы позволяют заменить позицию внешней агрессии, уничтожения, дезавуирования конкурента на внешне более этичную. Производитель рекламы действует методами скрытой агрессии — стремится воздействовать на потенциального покупателя предметными, изобразительными и другими средствами, обращается к конкретным группам населения, выбирает контингент потребителей и др. В это время формируются такие черты рекламы, как доходчивость и напористость. В азбуку рекламы, что отмечают многие исследователи,1 легли принципы сочетания мимики, жестикуляции, речевой динамики, словесной компоненты (отсутствие определенных слов типа «нет» и «не», создающих негативные ассоциации, и др.), строгого отбора ключевых слов, конкретности и образности рекламируемых качеств, подбора звукосочетаний, цвета, создания ассоциаций и многое другое. Весь арсенал средств был направлен на привлечение внимания потребителя таким образом, чтобы завоевать его в борьбе с конкурентом. Рис.9.5. Реклама опирается на популярность, созданную преувеличением Адаптация к рекламе.Человек еще до появления телевидения стал получать сложную информацию (с разнообразием применяемых средств, с возможностью выбора разных товаров, вероятностью покупки недоброкачественного товара, варьирования цен, рекламой залежалого товара и пр.). К такой информации было необходимо приспособиться, привыкнуть, научиться реагировать и отбирать, то есть психологически измениться, усвоить новые компоненты социализации. Одновременно начинают формироваться и сопутствующие рекламе негативные явления: система обмана приезжего, новичка, простака, доверчивого человека. Социологические исследования к тому же подтверждают, что большинство населения в мире, а особенно в неподготовленных к давлению рекламы странах, готово доверять любой информации. Эксплуатация этого свойства представляет особую линию развития, которая дезавуирует положительную сторону воздействия рекламы, вызывает в конце концов недоверие к ней. Перспективы ее развития невелики, даже при том, что доверчивость людей неисчерпаема (см. рис. 9.6), поскольку опыт общения с рекламой формирует своеобразные защитные реакции. Реклама на отечественном телевидении вторглась в частную жизнь человека, имеющего малый опыт общения с нею. Учитывая эти внешние социальные факторы, а также индивидуальные психологические особенности людей (тип нервной системы, темперамент, характер, специфика восприятия, социализация, возраст, удовлетворенность в общении и ряд других причин), следует понимать, что совершенно естественна неодинаковая реакция людей на рекламу. Отношение к рекламе определилось у людей довольно четко. Некоторая их часть воспринимает ее обескураженно, с раздражением (рис. 9.7), в целом отрицательно. Это и представители разных возрастов, уверенные в том, что «хорошее в рекламе не нуждается»; и консерваторы от природы; и представители небогатых слоев населения, понимающие, что рекламируемый товар не для их кошелька. Это также индивиды, не терпящие бесцеремонности вторжения рекламы, и т. п. (далее в тексте рассмотрен вопрос сопротивления рекламе, связанный с негативными образами). Большинство людей воспринимают рекламу нейтрально, ею не пользуются,'но охотно рассматривают новые вещи, молодые лица, юных девушек, оценивая при Рис. 9.6. Доверие людей неисчерпаемо
этом исполнение — неожиданные приемы, сочетания цветов, музыки и т. д. Современная западная реклама давно индустриализована. Она как бы исключает рассудок из сферы своего воздействия, делает ставку на людей — потенциальных потребителей, поскольку воздействие на эмоциональную сферу человека осуществляется посредством неожиданности, оригинальности сюжетов и уже этим привлекает внимание. Но потребитель может так и остаться потенциальным. Интересно высказывание неординарного зрителя о действии «их» телевизионной рекламы: «Я с удовольствием смотрю телерекламу. Она забавна, часто сделана с юмором и выдумкой. Но не помню случая, чтобы реклама заставила меня купить что-то ненужное». Однако регулярное повторение рекламы какого-либо товара, а также обращение к другим слоям населения может вывести человека из состояния равновесия. Часть людей оценивают рекламу положительно, признавая ее полезность, активно пользуясь ее рекомендациями. По возрасту это чаще люди молодых и средних возрастов. Они еще психологически не удовлетворили потенции общения, потребности в социальных контактах. На рекламу, например, активно реагируют экстраверты, которым недостает общения, или вступающие в жизнь и нуждающиеся в устройстве быта (когда хочется самостоятельно обустроить собственный дом, купить машину), или «новые русские», скоропалительно ставшие обладателями среднего и высокого достатка (стремление реализовать чувство — могу все купить). Нередко это и много работающие люди, для которых реклама является единственным средством маркетинга при покупке товаров. Сложности восприятия рекламы и реакции на нее во многом связаны с проблемой непрерывности развития общества. Там, где она сохраняется длительные годы, Рис. 9.7. Часть потребителей воспринимает рекламу с раздражением
реклама постепенно входит в жизнь обывателя, вырабатывающего на нее адекватную реакцию. Тогда особенности восприятия рекламы становятся зависимыми в основном от психологии индивида. В обществах же, претерпевающих качественные изменения в своем развитии, одновременно действуют и психологические, и социальные факторы, с нередко сопутствующей низкой самооценкой. Человек попадает в более сложное положение и вынужден либо без сопротивления подчиниться рекламе (на это рассчитывают рекламодатели, полагая, что в этой ситуации эффект суггестии — внушения — будет выше), либо с раздражением отключиться от нее. Резюмируя, отметим, что психологическая специфика рекламыс момента своего появления, формирования основных свойств, сфер и способов воздействия заключалась в воздействии на эмоциональную сферу человека и удовлетворяла его потребности в осведомленности, общении, интересе. Этой точки зрения придерживается большинство авторов.4 На современных этапах развития рекламы происходит более глубокая и разносторонняя эксплуатация эмоциональной сферы (неожиданность, яркость, красоты природы, обнаженное тело, веселые молодые лица — все это воздействует на наши эмоции). Эмоции всегда субъективны во внутреннем психологическом мире человека. Чтобы разбудить их, следует использовать соответствующие способы выражения смысла, специфики понимания людьми явлений и событий, отношения к инновациям и пр., о чем будет сказано ниже. Приемы эмоционального воздействия. Вэкстремальные периоды истории государства, когда люди живут на пределе психического и эмоционального состояния-, удачным приемом является пафос, с помощью которого могут быть успешно рекламированы акции периодов войны, послевоенного восстановления, проведения крупных государственных кампаний, призывы. В стабильное время, когда люди находятся в состоянии относительного покоя, к беспроигрышным приемам относится юмор, позволяющий овладеть вниманием, создать хорошее настроение, увидеть возвышенное в непритязательном, большое и значительное в малом. Удачно использование парадоксальных ситуаций, неожиданных суждений, смены впечатлений. В результате также формируются положительные эмоции, способствующие активному отклику на рекламируемый товар, оценке его достоинств. Стремление показать товар с наилучшей стороны еще на рубеже XIX-XX вв. выдвигает гиперболу на одно из ведущих мест в системе образных средств коммерческой печатной рекламы. Преувеличение может быть заключено в тексте (рис. 9.5), в масштабном и композиционном выделении рекламируемого предмета (на фоне города, в самом сюжете). «В питании сила» — этот лозунг рекламы какао иллюстрируется мускулистой фигурой полуобнаженного борца, усмиряющего льва (рис. 9.4). Гипербола завораживает сознание покупателя, как бы возвеличивая его. Эксплуатируются переживания младенческого возраста, в частности связанные с полостью рта, с сосанием материнской груди. Изображение в рекламе больших порций мороженого, в которые можно погрузить рот, толстых сигар, напоминающих сосание большого пальца, тонких сигарет, ассоциирующихся с обкусыванием ногтей, дает немалый рекламный эффект. Эксплуатируется возрастание покупательского ажиотажа при большом количестве товаров. Даже супермаркет при этом играет роль рекламы: обилие ярких упако- вок, запахов фруктов, бесконечных рядов с разнообразными товарами, предложения попробовать что-либо заставляют делать так называемые импульсивныепокупки, не предусмотренные заранее. Если в процесс импульсивных покупок вовлечь детей, то расходы семьи на питание возрастают примерно на 7 % от суммы заработка. Эксплуатируются определенные возрастные и социальные категории населения. В частности, женщины среднего класса, принимающие до 80 % решений о покупках, — любимицы рекламных агентств. Они составляют абсолютное большинство покупателей. Поэтому их потребности и привычки исследуются наиболее тщательно. Для иллюстрации: исследователи пришли к выводу, что дорогие конфеты для богатых покупателей можно продавать в дешевых картонных коробках, а недорогие конфеты для среднего класса — в дорогих металлических, затем используемых в хозяйстве. Интенсивно эксплуатируется интерес и любопытство. Известно, что психика разных людей неодинаково откликается на одинаковые раздражители. Поэтому интерес к рекламируемому товару, который должна вызвать реклама, у кого-то возникнет, а у других — нет. Следует найти приемы, с помощью которых можно вызвать интерес у максимального числа потребителей. Успешными являются: доказательство потребителю того, что с помощью предлагаемого товара он сумеет решить важные жизненные проблемы; демонстрация именно для этого покупателя неоспоримых преимуществ рекламируемого товара, экономической выгоды его использования. Средствами возбуждения как непосредственного (привлекательность товара), так и опосредованного (убеждение, внушение с помощью рекламируемого товара хорошего настроения) интереса могут быть форма, цвет, графика, известные люди и многое другое. Новый товар в качестве рекламы может раздаваться бесплатно на улице, присылаться по почте, предлагаться на презентациях. Формирование желания производится с помощью социальных стереотипов, эталонов поведения, выступающих совместно с фактором престижа. Типичный пример: «Какой же я директор, если у меня нет" Ауди"!» При распространении рекламы в определенном сегменте (социальном, возрастном, профессиональном) весьма успешно проходит сопоставление с референтной группой. Рекламисты используют и элементы гипноза. Внушение — это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознания и критики при восприятии внушаемого содержания. Оно осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Эффект внушения (суггестии)наблюдается на всех этапах жизни индивида, и многие установки, взгляды, точки зрения и предпочтения людей внушаемы окружающей средой. Сила внушения во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Результат же особенно силен, когда внушаемое близко потребностям и интересам человека. Умение внушать — одно из неоспоримых свойств человека, рекламирующего товар, продавца. Суггестор (внушающий)может быть человеком высокого социального статуса, рейтинга, обладающий волевым, интеллектуальным, логическим превосходством. Он должен быть также обаятельным (обладать неординарной внешностью, впечатляющей эрудицией, остроумием, внимательностью к окружающим, способностью эмоционально возбудить собеседника), уметь пользоваться речевой динамикой (богатством интонационных характеристик, тембром голоса, темпом речи, дикцией). Суггерент (внушаемый)попадает в зависимость от суггестора на основе доверия к нему или его авторитета. Внушаемость людей неред- ко объясняют их неуверенностью, тревожностью, робостью, низкой самооценкой, комплексами неполноценности, слабостью логического анализа, повышенной эмоциональностью. Однако это явление, несомненно, более сложное, связанное с неизученными проблемами психики. Кроме того, на внушаемость могут действовать различные ситуации. Среди ситуативных факторов внушаемости можно отметить неосведомленность, низкий уровень компетентности, малое количество свободного времени, необходимость психологической разрядки (нередко по случайной рекламе или после завершения требующих психического напряжения поступков — после экзаменов, подписания договоров, разговоров с начальством — люди покупают вещи, идут в кафе или ресторан). На внушаемость оказывают влияние психические состояния. Она возрастает в состоянии покоя или, наоборот, сильного эмоционального возбуждения, стресса, утомления, при болезни. Использование отрицательных эмоций возможно, но их следует эксплуатировать весьма осмотрительно. Ряд людей отзывчив на сострадание. Поэтому можно намеренно создать шокирующую ситуацию и ради привлечения внимания тут же определить какую-либо альтернативу, занять позицию отзывчивости, добрых чувств, сочувствия, готовности помочь. Таким образом, психологически реклама отлична от других видов деятельности. Это — акция, заставляющая обратить на себя внимание. Рекламируемый объект должен прямолинейно заявлять о себе и не давать возможности уклониться от него, оказывая воздействие на эмоции. Привлекается как произвольное, так и непроизвольное внимание. Причем следует помнить, что внимание к необязательным для конкретного человека вещам всегда со временем уменьшается, а в рекламе может сойти на нет. Общество и реклама В каждом обществе реклама развивается и совершенствуется в соответствии со спецификой экономического уклада и общественной жизни. Она тесно связана с уровнем технического развития страны, канонами красоты и др. Так, в СССР до второй мировой войны своеобразие рекламы заключалось в том, что ею занимались не специалисты, а скорее поэты, для которых она была одним из видов заработка. Они не вникали в психологические тонкости, которыми уже занимались специалисты на Западе, но очень точно отражали жизнеутверждающую тональность эпохи: «Прекрасна Грузия страна, Успех ее необычаен, Союз великий весь она Снабжает превосходным чаем! Пейте грузинский чай!» Но свойства рекламы инвариантны: «Нигде кроме, как в Моссельпроме» — здесь чувствуется и авторитарность, и агрессия ничуть не меньшая, чем в любом из международных образцов. Реклама формирует установки людей на товар, продвигает его, вынуждая людей совершать покупки. Это и является ее основной функцией. Побочные функции рекламы На всех этапах своего развития реклама помимо пропаганды товара выполняла и ряд других функций. Она проникала в сферу формирования эстетических взглядов в зависимости от того или иного социального или политического климата в стране в тот'или иной исторический период. Уже в конце XIX в. обычный товар как предмет повышения бытового или технического удобства оказался недостаточным для круга ее деятельности. Товаром становятся многие элементы культуры, и реклама начинает претендовать на создание духовного удобства, кумиров, эталонов. С этого момента в ней начинается утрата смысловой и художественной логики, превращение в шедевры безвкусицы и примитивизма (что можно наблюдать в истории отечественной предреволюционной рекламы). Появляется своеобразный рекламный кич, спекулирующий достижениями науки и техники, детскими личиками, позолотой, украшениями, загорелыми телами и пр. Такой поворот в развитии рекламы получил возможность распространения в наше время благодаря телевидению, щитам, частому повторению и т. п. Следует предвидеть, что это может быть небезопасно для общества. При современном увеличении объемов и каналов распространения рекламы, в конечном итоге, кичевая информация способствует утрате национальной культуры, культуры вообще и ведет к раскультуриванию нации (путем навязывания чуждых образцов, замены культуры пропагандируемым товаром, манипулирования сознанием и т. п.). Из средства экономической информации реклама превращается в способ формирования сознания и образа жизни, начинает оказывать целенаправленное воздействие на системы этических, нравственных, потребительских ценностей различных слоев населения, лишая людей индивидуальности. Трагично сравнение двух 6-7-летних певцов с абсолютным слухом — одного времен полета Ю. Гагарина в космос, другого — образца 1999 г. Первый пел «Родина слышит, Родина знает» Д. Шостаковича, второй — «Галина Бланка буль-буль»... Однако влияние рекламы на формирование сознания не обязательно негативно. Когда в ИГЛА в одном из штатов резко возросло количество брошенных новорожденных детей, наглядная агитация начала масштабную кампанию. Вдоль «хайвеев» в районе Хьюстона было размещено не менее 100 крупных говорящих щитов, на которых значилось: «Не выбрасывайте своего малыша! Если он вам не нужен, отнесите его в ближайшую больницу» и были даны соответствующие телефоны. Реклама, призывающая не забывать о своих детях, косвенно влияет на инстинкты продолжения рода, устойчивость общества. Наконец, реклама может служить психотерапевтическим средством для людей, каким-либо образом исключенных из привычного биологического или социального ритма жизни. Она успокоительно действует на чрезмерно загруженных работой людей, лишенных информации о товарах, но интересующихся ими. В таком положении оказываются многие юноши и девушки. Так же положительно реклама действует на людей, выбитых из привычного русла жизни, создает им миф по типу мыльной оперы. Эта миссия рекламы — создать душевный комфорт человеку в его повседневной жизни — нередко называется среди главных ее заповедей современными рекламистами. Наука и искусство рекламы.И древнейшая реклама, и современные ее шедевры используют эффект воздействия психических средств и феноменов на эмоциональную сферу, что и позволяет считать ее и наукой, и искусством. В 60-е гг. психология рекламы (изучающая потребителя) стала выделяться из промышленной психологии и приобрела статус самостоятельной прикладной социально-психологической дисциплины. Методологически она еще несовершенна, эклектична, заимствует концепции, разработанные в различных областях психологии и других наук. Формально предметом психологии рекламы является поведение потребителя.Под этим понимаются все акты индивида, прямо связанные с приобретением и использованием благ и услуг, включая процессы принятия решений, предшествующие им. Интересы психологии рекламы наиболее близки пропаганде. И в той, и в другой разрабатываются вопросы воздействия на сознание, формирование установок и, в конечном итоге, поведения. Однако рекламное дело любого уровня функционирует благодаря некой образующей его целостной, но в то же время гибкой и адаптивной системе, внутри которой существуют прямые и обратные функциональные связи. Чтобы их использовать, психолог-рекламист должен решить триединую задачу: как привлечь внимание, вызвать интерес, побудить к действию. Для определения последовательности психологического воздействия, способного привести к желаемому результату — покупке товара, разработана формула AID А: ♦ А — внимание (attention); ♦ I — интерес (interest); ♦ D — желание (desire); ♦ А — активность (activity). Надежность формулы подтверждается всей практикой развития рекламы и использованием последовательности вовлечения психических процессов человека в ее восприятие — вплоть до принятия решения. Реклама должна сначала привлечь внимание (непроизвольное, за счет навязчивости и агрессивности), затем заинтересовать (быть воспринятой, запомниться), возбудить желание приобрести товар и заставить совершить активное действие — купить. Чтобы цепочка восприятия не прервалась, должны быть соблюдены некоторые условия. Во-первых, степень воздействия каждого компонента должна быть не ниже необходимого уровня. Во-вторых, следует создать определенный контекст, в котором будет обеспечиваться преемственность позиций. В третьих, не следует выделять приоритеты отдельных позиций, они «работают» лишь совместно. Модифицированной формулой является формула AIMD А, в которой М обозначает «мотив». Действительно, если у человека нет мотивов приобретения той или иной вещи, остальные компоненты формулы могут не работать. Естественно, что в рекламе психолог должен участвовать в разработке специальных технологий — для разных категорий лиц, разного товара, разных природных или погодных условий. Реклама уже не действует в одиночку. В качестве авторов и актеров рекламного сценария она привлекает модельеров, дизайнеров, ученых разных отраслей знаний, журналистов, производителей и потребителей, нередко щедро оплачивая их участие. Создание мотивов— одна из главных составляющих рекламной деятельности. Современные рекламные специалисты США придерживаются теории трех психологических состояний. 1. Человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это. 2. Он отдает отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причины. 3. Человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о его причинах. Два последних пункта относятся к области мотивов, анализом которых занимаются в Институте мотивов (д-р Лихтер, США).5 Методы исследования мотивов заимствованы из психиатрической практики. Это — психоаналитическая беседа (цель — выявить оттенки чувств, вызываемые товарами) и проекционные методы (тест Роршаха). Применяются также физиологические методы и др. «Анализ мотивов относится к типу исследований, которые ставят целью узнать, что побуждает людей делать тот или иной выбор. В этих исследованиях используются средства, предназначенные постичь области бессознательного или подсознательного, поскольку предпочтения обычно определяются факторами неосознаваемыми. Фактически покупатель действует эмоционально и принудительно, реагируя на образы и побуждения, связанные в подсознании с продуктом», — писал д-р Лун Ческин (из Института цвета, США). Приоритеты потребительских мотивов определяются психологическими особенностями темперамента, характера, психических процессов и состояний — возраста, легкомысленности или основательности, возбудимости и др. У людей преобладают утилитарные мотивы (потребителя больше всего интересуют эксплутационные свойства, гарантийный срок, прочность, тогда как рекламодателю нужно на первый план выставить характеристики надежности, экономичности и т. п.). Важны также мотивы эстетические (потребителя интересует внешний вид, современный дизайн, а при изготовлении рекламы должны использоваться элементы современной моды, лексики, внешнего вида, оформления). Существенную роль играет и мотив престижа (для демонстрации своего статуса, богатства, приобретающих все большую значимость по мере роста состоятельности общества. Можно с успехом рекламировать дорогие, употребляемые обеспеченными людьми товары). К этому близки мотивы достижения, уподобления. Для консервативных людей и в различных этнических регионах в рекламе используются мотивы традиции (привычные цвета, формы, сюжеты). Наиболее просты в формировании мотивы эстетические и престижа. Их создает мода на эксплуатации желаний людей быть красивыми и молодыми, соответствовать положению и др. Безотказным является мотив личной выгоды. «Построим больницу, сами будем в ней лечиться» — один из мотивов для сбора пожертвований в западных странах. В нашей стране, с долго бытовавшим другим типом организации и функционирования социальной сферы, пробуждение такого мотива пока проблематично. Правда, существует точка зрения, что создание мотивов возможно только при условии их глубокого анализа, а методы анализа слишком несовершенны (большая доля субъективности), чтобы им доверять, слишком дороги и не годятся как массовое средство и пр. Создание мотивов рекламы тесно сопряжено с вопросами морали. Ведь они должны быть построены на эксплуатации доверия и слабостей человека, пробуждении алчности, зависти. Специалисты задаются вопросом, что же будет, когда люди догадаются об этом? А они уже догадываются, и это видно по скептическому отношению к рекламе. Но вопросы морали в бизнесе не обсуждаются. Просто разрабатываются другие способы — путем обращения к сфере бессознательного, психоманипуляциям и пр. Формирование потребностей.Создать потребность — одна из сложных задач рекламной деятельности. Классические источники относят потребности к неотъемлемому состоянию нормального живого человека. Рассматривая рекламную продукцию, потенциальный потребитель оценивает товар по критериям хорошего и плохого качества, нужности — ненужности, брать — не брать, по карману или нет. При этом он невольно втягивается в познавательно-оценочную деятельность, которая связана с удовлетворением потребностей человека. Поэтому основная посылка психолога — разбудить одну потребность, а затем уже должна возникнуть их цепная реакция. Поскольку потребность нельзя удовлетворить раз и навсегда, одной будут сопутствовать другие. Одновременно следует формировать установки на потребление, то есть создавать устойчивую предрасположенность индивида к определенной форме реагирования на предложение товара. Даже очень консервативные люди (по своему генотипу, возрасту) при создании у них установки на то, что деньгами лучше пользоваться при жизни, что лучше с помощью техники освободить время для семьи и досуга, соглашаются на покупку дорогостоящих бытовых агрегатов. Следует также возбуждать такое качество психики человека, как стремление к подражанию. Когда разбужены потребности, остается только убедить потребителя, что предлагаемый товар наилучшим образом может его удовлетворить. Если разбудить потребности не удается, то используется прием пропаганды ере-" ди населения чувства недовольства вещами, которые у него уже есть. Это безотказный прием, поскольку большинство людей склонно что-то изменить в своей среде, обновить вещи, если нельзя изменить жизнь. Более сложным является использование в рекламе внутренних потребностей, которые непосредственно не имеют отношения к рекламируемому товару. Так, человеку присуща потребность в удовлетворении чувств: 1) уверенности (обустройство дома бытовыми приборами решает эту задачу); 2) надежности (здесь помогают патентованные средства — лекарственные или хозяйственные); 3) самоудовлетворения (оказалось, что при рекламе машин владельца следует показывать хозяином); 4) самодеятельности (рекламировать дома с небольшими недоделками, которые с удовольствием мог бы устранить владелец) и др. Важно определить занятия, которые могут компенсировать что-либо в жизни людей (садоводство для пожилых бездетных людей), и рекламировать их данной группе населения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |