Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кто излагает сообщение (влияние коммуникатора, степень доверия к нему)
1. Имеет кредит доверия, убедительность, надежность коммуникатора и источника информации (коммуникатор воспринимается как компетентный). Но эффект кре-дитности действует обычно не более месяца, дальше забывается, а воздействие сообщения даже недостаточно кредитного коммуникатора может возрастать со временем, если оно запомнилось лучше, чем причина неодобрительного первоначального восприятия. Как повлиять на: ♦ восприятие компетентности — начать с утверждений, с которыми аудитория согласна (эффект цепочки «да»), говорить уверенно; ♦ восприятие надежности коммуникатора — адекватный специфике аудитории стиль речи, прямой взгляд, искренность, уверенность, готовность пострадать за свои убеждения. Эффективность убеждения связана с атрибуцией (как объяснена позиция коммуникатора, что им движет — эгоизм, пристрастия или приверженность истине). Когда отстаивается неожиданная позиция, проявляется большая склонность объяснять точку зрения ее приверженцев неопровержимостью самой истины (щедрый благотворительный жест вызывает позитивные эмоции, если его делает богатый скряга типа «дядюшки Скруджа»; скромный — если его делает человек, слывущш": щедрым). Считается, что более быстрая речь звучит убедительнее. Например, Дж. Кеннеди ускорял свою речь до 330 слов в минуту, тогда как обычный темп — несколько ниже 110. 2. Привлекательность (качества, очаровывающие аудиторию). Обаятельный коммуникатор зачастую чем-то похож на аудиторию. Тогда срабатывает эффект субъективного предпочтения («он один из нас»). Факторы привлекательности, физическое обаяние (красота, подобие, похожесть на нас — перцептивность). Когда выбор основывается на личных оценках и вкусах, лучше действует похожий на нас персонаж, т. е. срабатывает привлекательность; когда речь идет о фактах — непохожий, так как он производит впечатление независимого, компетентного (срабатывает кредитность). Что излагается (содержание сообщения) Что влияет сильнее — мощная аргументация или возбуждение эмоций — зависит от аудитории, ее аналитических качеств, внимательности. При этом может работать эффект хорошего настроения (если люди воспринимают информацию, лакомясь вкусненьким) за счет стимулирования позитивного мышления и ассоциаций между хорошим настроением и сообщением (эффект розовых очков). Работает также эффект страха (на курящего страх болезни действует обычно сильнее, чем доказательства, что они проживут дольше). При этом следует указать канал избегания опасности, иначе воздействие страхом не подействует. Уместная иллюстрация (легкие пораженного раком курильщика) может оказаться действеннее многих слов. Степень расхождения мнений (интересует ли аудиторию данная проблема или нет, и в какой степени?). Степень расхождения и сближение оценок связаны с кре-дитностью источника. Только кредитный, трудно опровергаемый источник будет вызывать значительные изменения в позиции реципиента. Противостояние обращений (роль контраргументов). Односторонние обсуждения воздействуют на тех, кто уже согласен с высказываемым мнением. Когда ожидается контраргументация, ознакомление с ней, двухстороннее воздействие дольше сохраняется в памяти и сильнее действует (в суде защитник вызывает больше доверия, если пригласит неблагоприятных свидетелей и поработает с ними до обвинителя). Действие, процесс выглядят убедительнее лекции (дискуссия и активные методы обучения). Первичность против вторичности (эффект первого впечатления). При оценке личности или черт характера человека часто придается наибольшее значение первому впечатлению. Все последующие сведения, противоречащие ему, обычно игнорируются. Д. Майерс приводит результаты исследования,83 показавшего, что предъявление одного и того же списка качеств в разном порядке доказывает большую относительную силу влияния первых характеристик перед вторыми. Но если между предъявлениями блоков информации есть временной разрыв, то реакция осуществляется на более позднюю информацию (эффект вторичности: последняя по времени поступления информация иногда оказывает наибольшее влияние; встречается реже, чем эффект первичности). Фундаментальная ошибка атрибуции заключена в игнорировании влияния ситуации, гипертрофировании роли личностных качеств (диспозиции), предубеждений, эффекта первого впечатления. Как передается сообщение (канал коммуникации) Перечислим разные способы, которыми передается сообщение: лицом.к лицу, письменно, на кинопленке, видеокассете и т. п. Активно пережитое или пассивно воспринятое. Пассивно усвоенные лозунги иногда эффективны, но убедительность снижается при повышении важности проблемы: купить пачку аспирина, поддавшись рекламе, легче, чем убедить голосовать за кандидата в президенты, за депутата или за вариант решения расовых проблем. Этого можно достичь, но не сразу. Росс и Нисбетт проводят84 анализ неудачных избирательных компаний, показывающий ошибочность стремления с помощью СМИ изменить стабильные избирательные привычки; борьба должна идти за колеблющихся и за явку (хотя исследования Ньюкомба в Беннингтонском колледже показали, что среда способна со временем изменить политические пристрастия). При частом предъявлении кандидата в СМИ повышается его узнаваемость. Простое повторение может привести к повышению кредитности, а «кредитная» ложь может вытеснить суровую правду. Противостояние (личное влияние И воздействие средств массовой коммуникации). Личный контакт убедительнее: в 1954 г. С. Элдерсвелд и Р. Додж выявили, что при пересмотре городской хартии проголосовали «за» 19 % тех, на кого воздействовали только традиционные СМИ; 45 % тех, кто получил по 4 письма в поддержку пересмотра; и 75 % тех, с кем работали персонально. Люди узнают обычно больше сведений от друзей, нежели из книг и от преподавателей. Это явление следует рассматривать и исследовать как актуальную проблему, поскольку постоянно происходят изменения поколений и средств массовой коммуникации. Эффект двухкаиаль-ной коммуникации: СМК воздействуют на «лидера мнений», а он — на окружающих. Легкие для понимания сообщения более убедительны в видеозаписи, трудные — в печатном виде. Общая шкала убедительности по убывающей: жизнь, видеозапись, аудиозапись, печать. Для печати существенно наличие наилучшей включенности и запоминания. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |