Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стратегия управления персоналом в разных экономических ситуациях, условиях и на разных этапах жизни организации
Зарождение организации и период ее бурного развития характеризуется: ♦ ускоренным набором персонала при повышенном риске ошибок; ♦ быстрыми карьерами при нарастающем дефиците профессионализма; ♦ быстрыми принятиями решений, зачастую в ущерб их качеству; ♦ подбором персонала на основе рекомендаций сотрудников и коллег (засильем «своих» людей и «позвоночников»). Специалисты банка «Менатеп» приводят такую структуру его персонала:78 выявлено 4 группы работников — высококвалифицированные (по советским стандартам) банковские специалисты среднего и старшего возраста, проработавшие в банках 10-20 лет, активные интеллектуальные непрофессионалы, пришедшие в банковскую сферу из других отраслей, молодежь, стремящаяся занять «место под солнцем», и некомпетентные люди «со связями». Такая структура и проблемы характерны для периода становления отечественной кредитной системы. 1. Высококвалифицированные специалисты среднего и старшего возраста. Из них Задачи, стоящие перед ними, таковы: 1) преодоление инерционности профессиональных установок; 2) активизация стремления к перестройке собственного сознания; 3) переключение со стабильной и защищенной позиции профессионала на новую — в условиях постоянно меняющейся, неустойчивой социально-экономической ситуации. Основная психологическая проблема при этом — перестроить и обновить профессиональные знания, не отбрасывая полностью накопленный профессиональный багаж и извлекая из него все ценное. Задача, как при этом сохранить свой высокий профессиональный и должностной статус, в определенной степени тормозит развитие (получить новые знания и умения сразу и таким образом, чтобы не потерять статус). Сознание оказывается перегруженным прошлым опытом, да и возраст не тот. Юмор ситуации в том, чтобы определить, как измениться, не меняясь, как измыслить способ к этому, не мысля, и как достичь этого, не действуя. 2. Люди активного трудоспособного возраста (35-40 лет), пришедшие в банк из профессионалы. Они пережили личный профессиональный кризис, психологически готовы к быстрому переобучению и освоению нового опыта. Их проблемы: 1) необходимость профессионального и личностного самоутверждения на новом месте работы; 2) поиск нового круга коммуникативно-профессиональных контактов; 3) освоение новой профессиональной роли; 4) адаптация организаторских и интеллектуальных умений к новой сфере деятельности; 5) преодоление сопротивления тех, кто не желает уступать место новичкам. Эта группа нацелена и способна к саморазвитию и инновациям. 3. Люди 20-30 лет на должностях от управляющего банком до операциониста. Это — группа честолюбивой молодежи. В новых экономических условиях чувствуют себя довольно уверенно, однако отличаются дефицитом профессиональной преемственности, отсутствием организационной культуры. Они не имеют стабильных этико-профессиональных ценностей банковской профессии; ими еще не разработаны социально-правовые механизмы банковского дела; им требуется существенное обновление комплекса банковских инструкций и методик работы; им непонятно, в чем проявляется культурный профессиональный стиль банковского менеджера и служащего, какие специальные требования к интеллекту личности предъявляет банковская профессия. Из-за этих причин у членов данной группы нет возможности планомерно-поступательно включаться в профессию, адекватно оценивать свои возможности относительно профессиональных требований (ввиду отсутствия последних) и планировать карьеру и развитие. Идет процесс приспособления к рабочему месту, на которое попал человек, а реализация принципа «работа для человека» невозможна, поскольку виды работ слабо описаны и структурированы. У операционистов банка особый класс проблем: их работа считается престижной, а заработок у них меньше, чем у охранника того же банка (статус внутри банка низкий). Кроме того, они испытывают сильную психологическую нагрузку — необходимость постоянных контактов с клиентами при неумении общаться; недовольство со стороны начальства, зачастую не владеющего методами управления персоналом и не достаточно хорошо обученного современному менеджменту; превалирование санкций среди методов стимулирования. Отсутствие грамотной работы с персоналом приводит к излишней централизации при принятии решений, что лишает привлекательности труд рядовых клерков и не способствует их развитию. На все эти проблемы накладывается и экономическая нестабильность в государстве. По сути, поощряются не профессионализм и честность, а наглость и авантюризм при туманности перспектив и тактике «одного дня» (ухватить как можно быстрее и как можно больше, пользуясь моментом). Ситуация неопределенности, незащищенности, нестабильности действует угнетающе, приводит к стрессам, психологическим срывам. Подбор на должности, требующие контактов с клиентами, должен быть особенно тщательным по параметрам устойчивости нервной системы и аффилиации (стремления к людям, гуманизма), толерантности (терпимости). 4. Группа, не имеющая четко оформленной предметной специализации, но обладающая обширными деловыми и личными связями. Это люди со связями. Они проявляют личную преданность боссу, в коллективе сдержанны, демонстрируют исключительность своего положения, стремятся замаскировать свою некомпетентность. Основное требование к ним — обязательные квалификации и включение в профессиональную деятельность. Они должны видеть субъективность своей стабильности и занятости. Слабая конкуренция на рынке товаров и услуг, монопольное положение Монополистическое положение на рынке позволяет организации получать сверхприбыли, развивать организацию, интенсивно стимулировать персонал, лоббировать свои интересы в органах власти, вести активную социальную политику, демонстрировать социальную ответственность через благотворительность, спонсорство. Однако при этом может возникнуть ситуация недоброжелательного отношения к потенциальным конкурентам, что подтачивает культуру организации. Ситуация монополии в развитых странах и при сильном государстве не может длиться вечно. Яркий современный пример этого — антимонопольные меры против компании Microsoft. «Однажды, в начале мая 1995 г., глава Microsoft Билл Гейтс отправил своим ближайшим подчиненным письмо по электронной почте. В этом послании он напомнил им о серьезном вызове их компании со стороны Интернет-технологий и развивающей их фирме Netscape. Гейтс назвал эту ситуацию самой опасной угрозой за все время существования Microsoft. Подчиненные Гейтса переадресовали его письмо своим подчиненным, снабдив его собственными комментариями и распоряжениями. Завязалась оживленная внутрикорпоративная переписка по электронной почте. Общее мнение майкрософтов-цев было однозначным — следует «похоронить» Netscape. Письма аккуратно архивировались на серверах компании. Через пару лет многочисленные жалобы конкурентов Microsoft (в том числе, и Netscape) вынудили антимонопольные органы США начать расследование. Чиновники американского Минюста навестили Microsoft и, предъявив надлежащий ордер, скопировали для изучения ее архивы электронной почты (около трех миллионов страниц текста). Это был один из самых черных дней в истории Microsoft. Оказалось, что менеджеры компании, на словах и на бумаге придерживаясь правил политкорректности, в электронной почте выражались жестко и откровенно. Сотрудники Microsoft говорили о «наездах», обещали кому-то «перекрыть кислород», наполовину шутя, наполовину всерьез рассуждали о «войне» и «джихаде» против конкурентов. Пресловутое «похоронить Netscape» не являлось самым сильным выражением в адрес этой фирмы. У противников Билла Гейтса сразу прибавилось серьезных аргументов в судебных спорах».79 Согласно судебному решению, компания Microsoft вынуждена была передать государству солидную часть своих акций и подвергнуться процедуре демонополизации (принудительному разделению на несколько отдельных фирм). Это пример «кризиса на ровном месте», одной из причин которого являлась наглая демонстрация монопольного поведения. Компания показала себя неэтичной и лицемерной. К подобному развитию событий она явно не была готова, ибо не про- гнозировала такую ситуацию. Так недостаток корпоративной культуры и отсутствие антикризисной стратегии нанесли крупнейшей процветающей компании мира колоссальный ущерб. Стратегической линией компании в подобной ситуации должны быть, в числе прочих, превентивные меры для уменьшения вероятности сползания в кризис, анти-девиантные меры (формирование настоящей, а не имитированной культуры). Сотрудники должны нацеливать себя на постоянное развитие, повышение уровня нравственности, а также степени своей необходимости для организации. Ситуация реорганизации как этап развития фирмы Как пишет Н. Климов в предисловии к книге «Лидеры реорганизации»,80 «...главный сюжет — это сценарий перестройки организации (заметим, неотъемлемой части развития организации) — продуманный и четко выстроенный. Просматривая «спектакль», мы соучаствуем в осознании необходимости обновления (действие первое), в создании нового видения организаций (действие второе), в институциональных изменениях организации (действие третье). Есть и сквозная тема, которая разворачивается перед нами в каждом действии. Это связка: техника управления (комбинация ресурсов посредством планирования и организационного проектирования по критерию прибыльности); политика управления (распределение и комбинация власти, вознаграждения и доходов по критерию стимулирования); культура управления (создание системы ценностей управляющих и исполнителей по критерию соответствия целям организации)... Создание систем управления, основанных на так называемом «предпринимательском», новаторском стиле поведения, позволяющем в наибольшей степени раскрыться творческой инициативе работников на всех уровнях фирмы, стало, пожалуй, одной из главных целей реорганизаций крупных компаний в 80-е гг. Это предопределило и основное направление перестроек в управлении — его дебюрократизацию». Осознание необходимости обновления: ♦ осознание лидером возрастающей угрозы со стороны внешней среды; ♦ преодоление сопротивления переменам. Создание нового видения организации: ♦ диагноз проблем; ♦ создание мотивирующего видения; ♦ мобилизация приверженности. Институционализация изменений: ♦ творческое разрушение; ♦ лидер как социальный архитектор. Содержание этой книги является иллюстрацией на тему, что является главной задачей и объектом влияния руководителя-лидера: разглядеть раньше других необходимость перемен и определить их суть; осуществить реорганизацию путем воздействия на психику сотрудников. Осознание ими необходимости перемен, формирование их позитивного отношение к предстоящим изменениям, мобилизация и рекрутирование единомышленников, нейтрализация противников, закрепление изменений. Психология и факторы убеждения, мобилизации единомышленников81 Восприятие любого сообщения — позитивного, негативного, нейтрального — связано с наличием многих факторов, действие которых в отдельности может быть выражено довольно слабо, особенно, если собственные установки воспринимающего /сильны. Однако повысить способность убеждать и правильно воспринимать мани-пуляционные тактики помогают результаты исследований в области воздействия установок на восприятие факторов убеждения и возможностей и условий изменения установок. Социальный психолог Д. Майерс приводит типологию способов убеждения, его слагаемых, факторов коммуникативных и связанных со спецификой аудитории.82 Способы убеждения Прямой способ убеждения: предоставление слушателям системы аргументации и стимулирование соответствующих мыслей, апелляция к их разуму (эффективны показатели цены, качества). Аудитория в этом случае склоняется к анализу, определяет собственные мотивы поведения, прилагает значительные усилия к обдумыванию, принятию согласительного решения или к контраргументации. Веские аргументы способны вызвать устойчивое и длительное согласие. Косвенный способ убеждения: использование намеков, стимулирование позитивных ассоциаций, склоняющих к одобрению без раздумий (связь товара с представлениями о красоте, удовольствии, молодости, здоровье). Косвенные намеки и обещания часто вызывают кратковременную симпатию и одобрение, не требуют умственных усилий, анализа. Убеждающий в этом случае должен отдавать себе отчет в том, что аудитория не склонна к анализу или не заинтересована, а потому и следует прибегнуть к косвенному способу убеждения. Слагаемые убеждения |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |