Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объекты психологического управления в хозяйственной организации
Личности. Модели поведения личности История менеджмента знает период повального увлечения управленческими моделями. Примерно с начала 50-х гг. осуществлялись многочисленные и зачастую небесплодные попытки разработать модели поведения сложных управленческих систем, принятия решений, решения управленческих задач. Этот подход получил название науки управления (или количественный). В исследовании процессов управления организациями и социальными группами использовались математические методы, в том числе анализ операций, экономико-математическое моделирование, модели линейного программирования, управления запасами, сетевое планирование и т. п. Любая модель — это попытка связать некоторое конечное число причин и следствий в схему. При этом неизбежно упрощение, редукция поведения, сведение факторов, влияющих на поведение, к достаточному, по мнению исследователя, минимуму. Количество же факторов зависит от общего объема знания о системе, от субъективной оценки их значимости, а также от представлений о реальности и возможности интерпретации результатов расчетов и прогнозов, осуществляемых с помощью моделей. Однако из теории систем известно, что для больших сложных живых систем полностью адекватных моделей не существует. Кроме того, абстрагируясь от одних факторов, находящихся, на взгляд исследователя, на периферии, есть риск «выплеснуть с водой и ребенка», т. е. не принять во внимание самые важные обстоятельства. Существовала даже точка зрения, что расчеты, произведенные на основании модели, сложнее, и вообще не поддаются интерпретации и осмыслению. Сказывалось и такое свойство систем, как множественность описаний: для системы можно разработать множество моделей, все они будут отражать отдельные ее свойства, происходящие процессы, но невозможно в принципе создать такую модель или систему моделей, которая бы позволяла прогнозировать поведение системы с вероятностью, близкой к единице. Тем не менее, моделирование позволяет углубить и расширить представления о системе и происходящих в ней процессах. Степень вероятности прогнозов в случае использования математического аппарата повышается. В человеческом существовании процесс моделирования должен рассматриваться как вполне естественный. По существу, любое наше решение, поступок, линия поведения опираются на более или менее сложные, но всегда субъективные представления о закономерностях поведения и реакции других. Чем сложнее модель, чем богаче наши знания о причинах поведения других, тем больше умственных усилий надо приложить, чтобы осмыслить известное и спрогнозировать поведение, реакцию на будущее, на воздействие. Сложность и уникальность каждого человека, личности, группы давно и убедительно доказана. Можно пользоваться простыми моделями, схемами поведения личностей и групп, но тогда нет достаточных оснований ожидать развития событий в нужном направлении. Чтобы убедиться в этом, нужно поразмышлять над превратностями собственной жизни, массой несбывшихся ожиданий, или же почитать учебники психологии, социологии или социальной психологии. Нет ничего в мире интереснее человека. Всю жизнь мы познаем себя, редко устаем от этого и не можем довести процесс самопознания до конца. Всегда остается нечто неизведанное, загадочное. Тем более, это относится к познанию других. Модели — это субъективный набор представлений, который, являясь продуктом сознания человека, позволяет ему ориентироваться в мире, прогнозировать поведение свое и других, а также развитие ситуаций и принимать решения. Но душа должна трудиться. Приведем пример субъективности моделей: если депутатский корпус Думы представляется нам сборищем полукриминальных элементов, то мы бдобряем попытки отменить депутатскую неприкосновенность. Если же нам кажется, что там собрались борцы за счастье народа, защитники от произвола власти, тогда мы будем считать, что депутатскую неприкосновенность отменять нельзя. Напоминаем, что при создании любой модели мы вынуждены, в виду сложности явлений, процессов, прибегать к упрощению, абстрагироваться от каких-то причин, факторов, иногда априорно определяя их как несущественные или такие, влиянием которых можно пренебречь. Процесс моделирования и обоснования зачастую определяется тем же эффектом Пигмалиона, субъективизмом исследователя, невольно подпадающего под влияние страстного желания (неудовлетворенной потребности) доказать свою, кажущуюся столь гениальной, гипотезу, получить требуемые доказательства. При такой сильной мотивации цель может превратиться в сверхценную идею, поведение в процессе научного поиска, осмысления может приобрести (возможно, на неосознаваемом уровне) направленность на достижение этой цели (так появляются фанатики" идей): все противоречащие доказательства воспринимаются как артефакты, случайные отклонения, зато подтверждающим гипотезу фактам придается гипертрофированное значение. Реально же то, что факторы на самом деле действуют совместно, синергически, подкрепляя или ослабляя друг друга, а живая система, вдобавок, согласно принципу ситуативного подхода, должна восприниматься как напряженная. Тогда оказывается, что несущественный фактор, исключенный из модели, как раз и повлиял на поведение в наибольшей степени. Каждая научная дисциплина исследует свой предмет, свою сторону человеческих отношений, поведения. Поэтому подходы могут быть: ♦ обобщенными, как в философии, классической экономике; ♦ психологически-прикладными, как в организационном поведении, менеджменте (на базе мотивационных теорий); ♦ чисто психологическими, как в психологии; ♦ социологическими, как в социологии, социально-психологическими; ♦ интегрированными, при которых обобщаются различные точки зрения, подходы и осуществляется попытка разработать теорию на базе этого обобщения. Моделей на самом деле великое множество. Фактически каждый тест (личностный опросник) основан на том или ином представлении автора о причинах поведения или поступков, а также о составе, структуре ценностных ориентации, смысла жизни, критериев успеха в деятельности и т. п. Таблица 8.3. СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПРИЧИН ПОВЕДЕНИЯ
Продолжение табл. 8.3
Любая модель — упрощение. Она поэтому не может гарантировать высокой вероятности прогноза поведения. Факторы в живой системе действуют совместно, влияя друг на друга, синергич-но, тем самым усложняя картину причин поведения. Выделение существенных факторов и абстрагирование от несущественных происходит субъективно, т. е. каждый субъект сам для себя определяет, что, на его взгляд, следует принимать во внимание, а что нет. Существует субъективизм и во взглядах на науку и ее роль для практики: многие считают, что их собственный опыт значительнее результатов научных исследований, а сами они имеют право выступать в качестве единственного носителя истинного знания и достаточного эксперта. Согласно принципам ситуативного подхода, зачастую интуиция помогает принять верное решение, сделать более правильный прогноз, чем научные методы исследования. Но интуиция очень редко дается как божий дар, свойство, присущее конкретному человеку. Чаще это — сплав знаний и опыта. Приведем краткий очерк свойств и качеств человеческой личности (а по сути, основу для разработки многообразных психологических моделей — проявлений человеческой души), предоставляемых психологией. Методы получения знаний о личности В первой главе уже рассматривались методы экономической психологии, которые в значительной степени являются общими для всей психологической науки. Добавим только, что типологии методов определения личностных качеств работников и особенностей ролевого распределения в группе, отношения работников группы друг к другу достаточно многообразны, но наиболее часто выделяют следующие: ♦ социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений, ролей и статусов членов группы, в т. ч. выявления неформальных лидеров, психологической совместимости. Есть группа тестов для определения социально-психологического климата в группе, отношения к лидеру, к руководителю, для выявления стиля руководства; ♦ анкетирование, интервью, беседы, позволяющие получить информацию путем ответа на письменные или устные вопросы специалиста. Данные методы широко применяются в системе маркетинга, при необходимости выявления отношения к труду (например, «Анкета об имеющихся и желаемых полномочиях»), при различного вида социологических исследованиях и требуют участия специалистов для разработки программы исследования, для его организации, проведения и последующей интерпретации результатов. Существенным фактором выбора того или иного метода, теста являются его ва-лидность (соответствие тому, для чего он предназначен) и надежность (тест позволяет получать одни и те же результаты, независимо от количества опрашиваемых и контингента). Многие простые по содержанию и обработке результатов популярные тесты не проходят проверку на валидность-надежность и не могут использоваться в сфере управления персоналом. Ж. Годфруа18 указывает, что против личностных опросников вообще было выдвинуто много обвинений. Подчеркивалось, что нет убедительных доказательств их надежности и валидности,19 многие пункты имеют весьма общий характер, испытуемый часто подпадает под влияние авторитета ученого, разрабатывающего или применяющего тест, и отвечает на вопросы не искренно, а так, как, по его мнению, хотелось бы ученому. На результаты тестирования влияют усталость и беспокойство, некоторые тесты вторгаются в личную жизнь испытуемого, нарушают его «прайве-си». Доступность тестового материала позволяет знакомиться с ним заранее и отвечать, по сути, фальсифицируя результаты. Многим известны приемы «обмана» тестов, вплоть до «детектора лжи». Все эти соображения приводят к тому, что тестирование должно рассматриваться только как вспомогательное средство в определении качеств человека. Использование тестов возможно только в пакетах, в батареях, когда данные, полученные одним способом, проверяются применением другого. Отдельную группу образуют профориентационные тесты. Если для использования личностных опросников на этапе профотбора или перемещения работника требуется предварительное представление о требуемых качествах и свойствах, а личностные опросники помогают установить только наличие качеств, то профориентационные тесты способны определить сферу деятельности, к которой опрашиваемый расположен. Министерство труда США разработало «Словарь профессий», в котором рассмотрены основные особенности и требования к работникам по 40 тысячам профессий. Первый уровень профессионального разделения — это предмет деятельности. Таких предметов деятельности выделено три: документы, люди, материальные объекты. В сравнении с методом американского Министерства труда, по пяти направлениям деятельности позволяет выявить ориентацию школьников дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, широко используемый в нашей стране. На основе выбора из 20 пар утверждений делается вывод об ориентации человека на такие виды, сферы или объекты деятельности, как природа, техника, человек, знаковая техника (знаковый образ), художественный образ. Тест приводится практически во всех соответствующих сборниках. В работе псковских психологов20 приводится переведенная с немецкого языка и доработанная методика «Структура интересов» В. Хеннинга, позволяющая определить ориентацию человека на такие виды деятельности, как экономика, психология, физика, мораль, политика и другие (всего 17). По-видимому, из-за сложности и неоднозначности содержания предпринимательства, этот вид деятельности не включен в профессиональные, валидные и надежные тесты. Зато он часто фигурирует в популярных (примитивных) тестах. Поскольку проблемы правильного выбора профессии и планирования карьеры являются жизненно важными для каждого человека, направление исследований состава и выявления подходящих качеств для занятия тем или иным видом деятельности всегда находится в центре внимания специалистов. Кроме того, эта работа в принципе не может быть завершена, поскольку развитие человечества связано с отмиранием устаревших и появлением новых профессий и специальностей. Группа в организации как. объект управления Групповая работа, коллективный труд — объективная реальность, определяемая уровнем развития НТП, цивилизации в целом, когда сложность конечного продукта настолько велика, что для его производства необходимы согласованные, коопериро- ванные усилия специалистов в различных областях знаний и умений, причем эти знания и умения должны быть глубокими. В одиночку овладеть всем необходимым объемом знаний, умений, навыков для производства современной продукции не хватит жизни. Требуемую глубину знаний обеспечивает солидное специальное образование и опыт. Организация совместной и эффективной работы возлагается на плечи руководителей разного уровня. Теория групп (элементы социальной психологии), понятие «команды» Коллективный характер труда приводит к необходимости учитывать влияние на трудовое поведение личности групп, формальных и неформальных, и проявлений группового поведения в трудовой жизни. Само понятие «группа» трактуется по-разному в системе различных научных дисциплин и подходов. Г. М. Андреева21 приводит определение условных групп (номинальных): это произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа для целей статистического учета и научных исследований. В такой группировке люди не ощущают своей принадлежности к ней. Реальные группы — это такие объединения людей, в которых существует единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков, и люди определенным образом осознают свою принадлежность к группе (хотя мера и степень осознания могут быть различцыми). Группы делятся на большие и малые (контактные). В малых группах, в отличие от больших, имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым. Кстати, в учебниках по менеджменту, в основном, рассматриваются исключительно малые группы, поскольку приводится типичное определение группы: два или более лиц, взаимодействующих между собой таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием остальных лиц. Группы на производстве делят на формальные и неформальные. Первые — это группы, имеющие юридический статус, создаваемые руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации, роль и место которых в общем трудовом процессе определена в нормативных документах типа «Положения о подразделении», инструкциях, распоряжениях руководства. Среди формальных групп западные ученые выделяют команды. Это — соподчиненные подгруппы руководителя-лидера и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания, комитеты — специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т. п. (совет директоров, правление банка, комитет профсоюза). По признаку выполнения формальной группой общественно значимой работы выделяют понятие «трудовой коллектив». «Если в количественном плане оно (понятие "трудовой коллектив"), в основном, соответствует категориям "кадры", "персонал", то в качественном гораздо шире последних, ибо охватывает процессы, проходящие в среде занятых, но не подлежащие административному регулированию со стороны, руководства и владельцев предприятия (например, внепроизводственная активность по интересам: спорт, рыбалка, искусство, посещение театров и т. д.), отбор неформальных лидеров и т. п.».22 Кроме вышеприведенного понятия команды, это также рабочая группа, достигшая высшего уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общ- ностъ, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков, обеспечивается наиболее эффективное достижение результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей членов команды. Это больше соответствует понятию «команда мечты», к формированию которой должен стремиться любой лидер. В «команде мечты» практически полностью реализуется групповой потенциал, а ее деятельность как единства намного продуктивнее, чем у «просто команды». При этом успехи и достижения имеют постоянный характер, а «срывы» случайны. Приведем точку зрения современных шведских ученых23 на понятие «команда» и ее признаки: команда имеет общие черты с группой (история, нормы, будущее и т. п.); в команде стабильнее персонал, жестче распределение ролей, яснее и формальнее цель, чем у группы. Члены команды сыграны, все чувствуют себя сплоченными, другие воспринимают их так же. Члены команды воспринимают участие в ней как вознаграждение. Команда стремится к общей цели, есть то, что все члены команды разделяют и признают важным и ценным. Члены команды действуют одинаково по отношению к окружению, все горды тем, что вместе могут добиться большего, чем в одиночку. В команде удовлетворяются потребности личности в причастности, уважении, успехе, даже если он совместный. В команде, как правило, есть «примадонны», которых терпят до тех пор, пока их вклад оценивается выше, чем психологические издержки от их манер. Вот как определяет качества, необходимые «команде мечты», Дж. Максвелл; взаимная забота, общие цели, умение общаться, совместное развитие, слаженность (отношения партнерства), самоотверженность, доверие.24 Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства, отсутствие гуманизма в руководстве и т. п.) не удовлетворяются в рамках формальной группы — потребности в причастности, в понимании причин принимаемых решений; в защите, участии, общении, в информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации. Ч. Кули выделял группы первичные, с непосредственными контактами между их членами, и вторичные — для общения в которых не обойтись без посредников. Г. Хаймен выделял группы членства, где индивид пребывает реально, та референтные — поведение которых служит образцом для группы членства. К основным характеристикам групп относят их композицию (состав), структуру, групповые процессы, групповые ценности, систему норм, санкций. Состав группы зависит от ее вида и может быть описан набором тех или иных характеристик, параметров. К примеру, для анализа общественного мнения социологи выделяют социально-демографические признаки таких групп населения: классовые, по социальному положению, по характеру труда, профессиональные, по доходам, по образованию, по типу местожительства, по типу городского населения, по району местожительства, половые, возрастные, по семейному положению и т. д.25 Структура группы, в зависимости от целей исследования и факторов, выделяемых в качестве существенных, может быть описана со стороны коммуникаций, реализации отношений «власть-подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п. По сути, функциональная структура отражает формальную сторону группового взаимодействия, а неформальная — основанная на отношениях симпатии-антипатии, предпочтения-отторжения, — неформальную сторону. Групповые — это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группьги их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение). Организационные же процессы — образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений. Групповые нормы — это элементы групповой культуры, правила должного, с точки зрения группы, поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого ее члена. Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения, а при ненадлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку поведения (поощрение и наказание). Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют ее потенциал. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов. Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и определяются спецификой совместной групповой деятельности. По сути, группа как сложная социальная система постоянно функционирует, осуществляет какую-то деятельность. Поэтому для обеспечения эффективности групповой деятельности, достижения групповых целей требуются разделение и кооперация функций. Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти-подчинения или предпочтения-отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где в наличии жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей. ♦ Альфа — лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ. ♦ Бета — второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем «альфа»; часто является хранителем групповых норм и правил. ♦ Гамма-1 — приближенные, опора, соратники, команда «альфы». ♦ Гамма-2 — обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня. ♦ Гамма-3 — оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника» («пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» — ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы). ♦ Гамма-4 — шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживающий видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от «гамма-1» до «гамма-3». ♦ Омега — «козел отпущения», лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» (в противовес «омеге», которая как раз и есть «не мы»). Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую на эту роль. Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей — детей, преступников. По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если она обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный ею статус соответствует ожиданиям личности, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т. д.). Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой. Это отмечали немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг, особенно для личности, находящейся на стадии удовлетворения потребностей в уважении и самореализации. В 60-х гг. уходящего столетия американский психолог С. Милграм провел серию экспериментов по изучению степени влияния на поведение и моральные ценности личности «другого» или «других» (другой авторитетной личности или группы).26 В эксперименте испытуемому предлагалось «учить» другого человека, прибегая к наказанию ударом тока разной силы при проявлении «недостаточного прилежания». Такой удар мог быть доведен до смертельно опасной силы. Естественно, ситуация была инсценирована, но испытуемый об этом не знал. Так вот, большинство испытуемых доводило степень своего воспитующего воздействия (невзирая на вопли «жертвы учения») до уровня, на котором объект их воздействия должен был бы погибнуть. Полученные результаты С. Милграм объяснил так: люди, живущие в обществе, склонны доверяться тем, кто им кажется авторитетным, занимающим более высокое положение, имеющим более высокий статус, обладающим большими знаниями. Степень доверия авторитету может простираться вплоть до нанесения под его влиянием непоправимого вреда себе. Испытуемые объясняли свое поведение следующими причинами: ♦ они попали «в ловушку», изначально согласившись участвовать в работе и ♦ пообещав участвовать в эксперименте, они как бы приняли на себя обязатель ♦ если насилие совершалось не самим испытуемым, а только под его руководством чужими руками, барьер сопротивления воле экспериментатора, сострадания к объекту воздействия резко уменьшался. Кроме того, невозможность непосредственно наблюдать результаты своего воздействия также снижала порогсострадания; ♦ отсутствие надзора за испытуемым приводило к уменьшению степени послушания; ♦ авторитет науки, которая как бы приняла в эксперименте ответственность на себя, влиял на испытуемых в направлении увеличения послушности. Этот эксперимент показывает исключительно сильное влияние, причем отнюдь не всегда положительное, группы, лидера, авторитета на поведение человека. Тот, кто обычно добровольно входит в состав группы, волей или неволей должен воспринимать нормы и правила, действующие в группе, иногда ценой потери своего морального лица. Группа способна подчинить себе человека, заставить его поступать вопреки собственным убеждениям, но только в том случае, когда пребывание в ней для человека более ценно, чем сохранение собственных моральных принципов, либо если уход из группы ставит под угрозу здоровье, жизнь. Группа же и помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию. Человек не может пребывать вне каких бы то ни было групп длительное время. Вне общества, вне группы себе подобных он деградирует, теряет способность общения, взаимодействия. Прототип Робинзона Крузо — моряк А. Селкирк после длительного пребывания на необитаемом острове так и не смог, возвратившись домой, стать опять полноценным членом общества: он искал уединения, жил в самом глухом углу усадьбы своего отца и довольно скоро умер. К сожалению, широкий и свободный выбор группы не всегда возможен. Поэтому мы всю жизнь ищем наиболее подходящее нам общество, выбираем те или иные группы, адаптируемся к ним, утверждаемся в той или иной роли, боремся за изменение статуса, ищем компромисс между требованиями группы и собственными принципами. Изучаемые социальной психологией массовые социально-психологические явления (общественное мнение, коллективные переживания, подражание, соревнование) охватывают большие сообщества людей. Покажем на рис. 8.4 стадии сплоченности групп, приводимые в учебнике по социологии труда А. А. Дикаревой и М. И. Мирской. На каждом этапе возможны негативные тенденции и возврат группы на предыдущие стадии развития или вообще ее распад.
Рис. 8.4. Стадии сплоченности группы
На стадии формирования коллектива (или, как это принято в западной терминологии, «команды») решаются проблемы совместимости его членов. Эта же задача возникает и в случае каких-либо изменений в составе группы, в статусе ее членов, в организации и условиях труда группы, в расстановке рабочих мест, в технологии или просто при появлении признаков неблагополучия, напряженности во взаимоотношениях. Трудовой коллектив — живой и развивающийся организм, все элементы которого меняются под влиянием внешних обстоятельств и в рамках онтогенеза. В социологии труда различают такие виды совместимости: ♦ физическая (по силовым параметрам, по выносливости); ♦ психофизиологическая (по параметрам анализаторных систем, таких, как зрительная, обонятельная, осязательная, слуховая, их чувствительности); ♦ социально-психологическая (по интегрированным личностным свойствам, таким, как характер, темперамент, коммуникативность, вкусы, пристрастия); ♦ социально-идеологическая (по идейным взглядам, социальным ценностям, установкам). В разных трудовых обстоятельствах требования к степени совместимости различны, но решать эту задачу необходимо всегда. Бывает, что наиболее продуктивным является не близость параметров, а их взаимодополнение, что определяющими являются один или два вида совместимости, а остальные несущественны. В каждом случае формирования работоспособной группы целесообразно привлечение специалистов по психологии, социологии, социальной психологии. Малая группа, состоящая из уникальных личностей, является системой, уникальным явлением. Поэтому, хотя и выявлены некоторые общие для малых групп проблемы и характеристики, значение их параметров в каждой конкретной группе уникально. В совместной деятельности выявлено наличие факта социальной фа-силитации, влияния присутствия других на качество и скорость получения конечных результатов, причем в общем случае повышается скорость, но снижается качество. При наличии взаимодействия в группе повышается и скорость, и качество результатов. Однако в конкретном случае на результаты совместной деятельности может влиять такое большое количество разнообразных личностных факторов (включая мотивы и потребности, особенности темперамента и характера, психическое состояние, уровень компетентности, направленность, ожидания, нравственные качества, отношение друг к другу, к собственно совместной деятельности, к лидеру и др.), что можно говорить только о возможном повышении степени вероятности прогноза результатов совместной деятельности в случае, если применяется научный подход к исследованию. Общим случаем в групповой деятельности является проблема информации о целях и факторах деятельности. Позитивное значение информированности человека о происходящих событиях, их причинах и возможных последствиях может рассматриваться в нескольких плоскостях. Получение доступа к информации является признаком уважительного отношения организации к работнику и предполагает ответное выражение уважения в форме добросовестного исполнения обязанностей. Информированность, а еще лучше, участие в принятии решений формирует чувство причастности к происходящему в организации. Собственная значимость, по-
зволяет человеку планировать свое развитие и карьеру, а это определяет положительную установку на труд в данной организации и стремление к успеху именно в ее структуре; создает ощущение удовлетворенности трудом и ориентирует на полную отдачу. Информированность снижает потребность в получении информации из других источников, удовлетворяет естественное любопытство и препятствует появлению неформальных групп и лидеров на почве недостатка информации. В организациях с развитой системой информирования сотрудников снижается действенность такого неформального вида коммуникаций, как слухи, которые ухудшают социально-психологический климат в коллективе. Известна формула психолога П. В. Симонова: Э-П(Н-С), где Э — эмоциональная напряженность в коллективе; П — потребность в информации;-Н — необходимая информация; С — имеющаяся информация. Согласно этой формуле, эмоциональная напряженность в коллективе поставлена в прямую зависимость от разницы между необходимой и предоставляемой информацией: чем ближе эта разница к нулю, тем спокойнее и работоспособнее коллектив, тем ниже эмоциональная напряженность, меньше оснований для появления слухов и неформальных групп. Инструментарий выявления характеристик группы, определения статуса ее членов, социально-психологического климата достаточно неплохо разработан. Наиболее известен метод социометрии, позволяющий определить эмоциональный и социальный статус каждого члена группы. Известен тест «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» (авторы О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто). Используя ту или иную теорию мотивации, можно разработать опросный лист и выявить преобладающие мотивы и потребности членов коллектива, их направленность, интересы, т. е. факторы совместимости. Применимы и личностные опросники, позволяющие определить особенности личностей, поведения в конфликте и другие качества, которые необходимо учитывать при организации совместной деятельности. Разновидностью группы является толпа — слабо организованная общность людей случайного состава, имеющая негативную установку, направленная против чего-либо. В толпе с личностью происходят такие процессы, как деиндивидуализация, обезличенность. Возможная типология причин этого явления, по мнению психолога Р. С. Немова,27 такова: ♦ ситуационные причины — анонимность, высокий уровень эмоциональной возбужденности (наличие эмоционального резонанса), сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на происходящем вокруг; ♦ социально-психологические состояния, усиливающие уже возникшую деин-дивидуализацию: высокая сплоченность и единство (на основе негативных ценностей, целей, установок), сниженный уровень самосознания и самоконтроля индивида;. ♦ следствия деиндивидуализации: проявления импульсивного поведения, возросшая чувствительность к внешним воздействиям, повышенная реактив- ность, неспособность управлять собственным поведением, пониженный интерес к оценкам окружающих людей, неспособность взвешенно оценивать и разумно планировать поведение. Любители управлять «массами», как правило, хорошо представляют и используют эти особенности поведения толпы. Горизонтальные коммуникации, групповое самоуправление — фактор и индикатор развивающего управления Бригада — первичное звено в системе управления и в то же время — первичная ячейка трудового коллектива, группа. Этими особенностями, социально-производственной сущностью бригады определяется специфика организации труда в ней. Производственная бригада самостоятельно осуществляет производственный процесс и управление им в своей рабочей зоне, несет коллективную ответственность за результаты своей работы и осуществление возложенных на нее задач.28 Комплексная бригада организуется из рабочих различных профессий для выполнения комплекса технологически разнородных, но взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл производства продукции или ее законченную часть. Специализированная бригада объединяет, как правило, рабочих одной профессии, занятых на однородных технологических операциях. Комплексные и специализированные бригады могут быть сменными, если все входящие в их состав рабочие работают в одну смену, или > сквозными, если в них включены рабочие всех смен. В бригаде обычно присутствует и должен решаться весь комплекс проблем, связанных с групповыми процессами, в том числе проблемы формального руководства и лидерства, совместимости, сотрудничества, выявления, использования и развития индивидуального и группового потенциала и т. п. Эффективность коллективного труда зависит от правильной его организации. Такая организация совместного труда базируется на системном использовании знаний из области научной организации труда и психологии, социологии, социальной психологии, социологии и психологии труда.. Для современной России передовой опыт в сфере организации совместного труда лежит в последних по времени наработках отечественной НОТ, в разработках передовых компаний США и Европы, а примером умелого сочетания научной организации труда с отношением к персоналу как к достоянию является опыт ведущих японских и шведских компаний. I \ На автомобильном заводе компании «Вольво» в городе Ольфстреме выделяются «пять | { ных рабочих, выполняющих технологический процесс и решающих вопросы техники I безопасности. В бригадах второго уровня операторы дополнительно к этому сами зани- | ] маются наладкой оборудования, ведут переговоры с представителями отдела труда и | зарплаты относительно норм и оплаты труда, комплектуют бригаду новыми членами. II На третьем уровне рабочие бригадиры участвуют в модернизации производственного | бюджетно-финансового контроля и профподготовки. В 1978 г. на заводе работали 11 10 бригад первого уровня, 58 — второго (применялось расширение трудовых заданий), И 30 — третьего (возлагалась ответственность за планирование), 2 — четвертого (осуще- j | ствлялась ротация работ) и 1 — пятого уровня (самостоятельной в принятии решений | ] по широкому кругу вопросов). К 1983 г. общее число бригад, на третьем, четвертом и II пятом уровнях удвоилось».29 Рассмотрим принципы организации совместного труда производственных рабочих по методу «уплотненной технологии», горизонтальных коммуникаций («тоё-тизм»). Здесь уместно упомянуть принципы современного подхода организации коллективного труда к персоналу, следование которым обеспечило успех, процветание и конкурентоспособность передовым японским компаниям и некоторым западным фирмам, системно использовавшим японский опыт. Отечественная практика управления до настоящего времени находится, по существу, в плену тейлористско-фордистской парадигмы, провозглашающей принципы глубокого разделения и специализации труда, его унификации, преобладания административных, правовых и экономических методов управления над социально-психологическими. В разное время факторами эффективности и всеобщего процветания провозглашались электрификация, индустриализация, коллективизация, химизация, автоматизация, интенсификация, экономия ресурсов и другие организационно-экономические мероприятия. Такой подход подкреплялся также идеологией унифицированного образования и воспитания, причем не просто «нового человека», а массы «унифицированных людей», чему не препятствовало даже провозглашение необходимости «индивидуального подхода». Подавляющая часть современных руководителей впитала за многие годы учебы и работы суть этой системы и не имеет представления об иных подходах. Но то, что было эффективно (или, по крайней мере, выглядело так) в одной организационно-правовой и общественно-экономической среде, в иных условиях является тормозом, не способствует развитию. Начиная с 20-х гг., в странах с развитым рынком проводились исследования, связанные с выявлением роли человека на производстве, причем не просто как одного из факторов или носителя «живого труда», как обладателя специфического товара «рабочая сила», а как уникальной личности, имеющей многие и разнообразные свойства, качества, потенциал, по-разному проявляющиеся в разных условиях, индивидуальном труде, коллективе. Выявилось всестороннее, в т. ч. экономическое, обоснование того, что результаты и индивидуального, и коллективного труда в решающей степени определяются отношением людей к нему. Оно определяет трудовое поведение, вклад в общее дело, развитие и конкурентоспособность предприятия. Оказалось, что именно качество рабочей силы является решающим фактором в деле обеспечения жизнеспособности фирмы, что именно вложения в повышение качества рабочей силы окупаются наиболее полно в сравнении с вложениями в материальные сферы. Как же сделать, чтобы сотрудники фирмы разделяли ее цели и интересы, связывали с ней свои ожидания и стремление к успеху, проявляли инновационное поведение? Кажется, что все в современном мире считают положительным примером решения этих проблем опыт крупных японских компаний, так называемый «японский феномен». Но если на первых этапах исследований «японского чуда» внимание акцентировалось на субъективных факторах (японском национальном характере, общинном сознании, духе коллективизма, религии), то сейчас преобладает обоснован- ное мнение, что основа успеха японских фирм — в системном использовании личностных и групповых свойств персонала фирмы, грамотной увязке естественных для человека стремлений, потребностей, ожиданий с интересами фирмы. Речь идет о нетривиальной организации индивидуального и коллективного труда на уровнях от межфирменного взаимодействия до рабочего места на основе действительно индивидуального подхода и предоставления работникам возможностей активного участия в делах фирмы и собственного развития. То, что дело именно в системе организационных решений, связанных с социально-психологическими факторами, доказывает небывалый успех совместных американо-японских предприятий с преобладанием американского персонала и некоторых западных компаний, более или менее системно использующих японский подход, получивший название «уплотненная технология» (в отличие от «поточной, тейло-ристской технологии») и являющийся, по мнению многих специалистов, будущей основой организации производства в XXI в. Примеры — совместное предприятие «НУММИ», детище «Дженерал Моторс» и «Тоёты», на американской территории, а также успехи японского менеджмента, достигнутые на немецкой автомобильной фирме «Порше». Поскольку данная система связана с выдвижением на первое место личности работника и трудового коллектива, повышением их роли в достижении целей организации, постольку важнейшую роль в успехе общего дела играет качество рабочей силы и ее отношение к труду на предприятии. Полноценное использование таких факторов обогащения труда, как принятие решений, самостоятельность, ответственность, обратная связь и др. в основной производственной ячейке, по сути, делегирование функции оперативного управления производством персоналу основного производственного звена, подразумевает способность эффективно выполнять возложенные на него функции. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к системе управления персоналом, от деятельности которой и зависит его качество и развитие, а также степень удовлетворенности трудом и, следовательно, отношение к труду и отдача. В крупных японских фирмах типа «Тоёты» в качестве элемента профессионализма определяются и развиваются так называемые «контекстуальные навьют». Они приобретаются и проявляются только в процессе работы на данной фирме, являются элементом группового потенциала, имеют место в специфике организации индивидуального и особенно группового труда, группы (коллектива) и поэтому являются высокой ценностью только в контексте данной трудовой среды. Благодаря развитию контекстуальных навыков (настроенность на сотрудничество, групповое взаимодействие, слаженность коллектива, самостоятельность в принятии решений, ответственность, обратная связь, обогащение труда, постоянное развитие), действует не только личный, но и групповой потенциал постоянной социализации человека. У работника формируется и культивируется гордость за совместно достигнутые высокие результаты, за фирму и за ценность собственной персоны в ней и в группе. Желание поменять место работы почти не возникает, поскольку в другой фирме эти уникальные навыки не нужны (там другая организация труда и культура), времени на выработку новых навыков потребуется много, а факторы удовлетворенности трудом заработают не скоро. Приведем некоторые принципиальные моменты трудового поведения в Японии, связан- ные с национальной культурой производства и трудовых отношений, воспитываемые и | воспроизводимые в каждом поколении.30 i В этой стране существует ряд лозунгов, принципов, являющихся неотъемлемой креалъ-| ной частью трудового поведения, деловой и предпринимательской культуры, средством развития и ежедневным руководством к действию. Именно их повседневность, обыденность, то, что через них, как через призму, осуществляется постоянная и как бы автоматическая оценка эффективности деятельности всех и каждого, отличает японскую деловую культуру, менеджмент от прочих. Вот эти принципы. ♦ «Пришел на работу — отдай все время и мысли работе. Настройся только на трудовой процесс и решение трудовых проблем.» ♦ «Каждый день — что-то новое или какой-то новый подход»; «Если работать так же, как вчера, это равносильно застою». ♦ «В Японии широко распространена система подачи предложений. Один работник за год подает в среднем 12 (по одному в месяц) рационализаторских предложений. Есть "чемпион", подавший за год 3500 предложений. Это все принятые рационализаторские предложения (непринятые не учитываются). Таким образом, если посетить японское предприятие через месяц, можно увидеть определенные изменения.»31 ♦ «Если вы хотите получать зарплату и повышать ее размер, следует повышать добавленную стоимость». ♦ «Если существует много проблем, это положительный фактор», поскольку проблемой надо заниматься для улучшения дел. Проблема создается в процессе исследования существующего положения дел и постановки вопросов типа — нельзя ли это сделать быстрее, дешевле, лучше, безопаснее, удобнее?» Обычный круг проблем — избыточная численность, несбалансированность производственных процессов, неисправность оборудования, недостатки управления, большие затраты времени на подготовку производства, брак. ♦ «Принцип положительной оценки выявленных недостатков». Японцы просят любого стороннего специалиста, посетившего их предприятие, высказать замечания, поскольку свежий взгляд способен выявить проблемы и, тем самым, создать потенциал для улучшений. ♦ «Если работник не допустил никаких ошибок в работе, но и не создал ничего нового, положительного, то оценка его труда будет очень низкой». Люди, не желающие заниматься новым, не могут быть управленцами. «Усовершенствование — это переход от существующей системы к более совершенной». ♦ «Лучшие совершенствования связаны с работой головы, а не просто вкладыванием средств, а самое лучшее, когда улучшение совсем не требует затрат. Поэтому сначала начинают такие улучшения, а только затем прибегают к затратам на обновление оборудования». ♦ В нормальной рыночной экономике более важны функции разработки новых изделий и сбыт, а остальные функции может исполнить специализированная сторонняя организация. «Клиент — это Бог и король». ♦ Основную нагрузку в японском бизнесе несут управленцы среднего звена в возрасте 35-50 лет. ♦ Управленческие полномочия в значительной степени делегированы в основное звено (горизонтальные коммуникации), которое в состоянии компетентно решать пробле- мы. ♦ Низшее звено управления постоянно занято обучением. ♦ Основополагающий принцип отношения к персоналу — «Персонал выше других факторов». В Советском Союзе было больше предпосылок к реорганизации производства и переходу на принципы уплотненной технологии или горизонтальных коммуникаций. Существовали организационные структуры и специалисты, которым было под свойств личности, составляющих структуру задатков, способностей, расположенности к той или иной деятельности, к достижению успехов в ней, должно проводиться, и в этом направлении имеются определенные успехи. В частности, на этапе российского перехода к рынку попытки определить содержание понятия предпринимательства и качества предпринимателей были связаны с применением теории черт. Каждый автор стремился сформировать свой перечень качеств, способствующих, на его взгляд, успеху в предпринимательстве. Недостатком этих исследований можно считать преобладание опоры на материалы западных ученых, а не отечественных, хотя российский предприниматель пока не сложился как явление по объективным и субъективным причинам (о качествах российской «элиты» ничего хорошего сказать пока нельзя). Скорее, это пример того, каким, с точки зрения общества, не должен быть предприниматель. «Как мы теперь знаем, эффективность того или иного стиля лидерства меняется в зависимости от ситуации. Однако недавно социальные психологи вновь заинтересовались, существуют ли качества, характеризующие хорошего лидера в различных ситуациях. Английские социальные психологи Питер Смит и Монир Тейеб (1989) обнаружили, что наиболее эффективные руководители низшего звена в угольной промышленности, банковском деле и государственной администрации показывают высокие результаты по обоим тестам — как целевого, так и социального лидерства. Они проявляют энергичную озабоченность ходом работы и восприимчивы к нуждам подчиненных. Исследования также выявляют, что для многих эффективных лидеров групп, изучаемых в лаборатории, руководителей рабочих групп и больших корпораций характерно поведение, поддерживающее влияние меньшинства. Настойчиво преследуя свои цели, они стараются вызвать доверие подчиненных. Лидеры часто наделены харизмой уверенности, порождающей горячую поддержку со стороны их последователей. Для харизматического лидера типичны убедительные представления о желательном положении дел, способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком, достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их. Неудивительно, что личностные тесты часто выявляют у эффективных лидеров незаурядность, энергичность, добросовестность, покладистость, эмоциональную устойчивость и уверенность в себе».36 По Максвеллу,37 потенциальный лидер должен иметь позитивное восприятие, служить общим интересам, иметь потенциал роста, быть последовательным, преданным делу, гибким, порядочным, иметь широкий кругозор, соблюдать дисциплину и проявлять признательность организации и ее людям. В другом месте упоминаются: характер, влияние, позитивное восприятие, умение работать с людьми, природная одаренность, убедительный послужной список (опыт), уверенность, самодисциплина, высокий уровень субъективного контроля (внутренний локус контроля, позволяющий понимать и учитывать интересы и большинства, и меньшинства, и индивидуумов, и организации), умение общаться с людьми, неудовлетворенность существующим порядком вещей. Американские исследователи, опираясь на типологию личностей по «Индикатору типов Майерс-Бриггс», использующую, в свою очередь, классификацию К. Г. Юнга, на основании десятилетнего сбора информации о типологии высших руководителей определили, что на высших постах 90 % составляют представители типа «мыслительные-решающие» (TJ).38 Ситуационная теория лидерства требует, кроме наличия соответствующих черт, учитывать ситуацию, в которой группа выдвигает лидера. Согласно этой теории, группа выдвигает на роль лидера того члена, у которого наиболее полно представлены требуемые ситуацией качества. Однако схема не столь проста: группа может «привыкнуть» к однажды выдвинутому ею лидеру и продолжать поручать ему исполнение этой роли. Однажды проявивший себя лидером член группы приобретает авторитет. Продолжение им исполнения роли лидера базируется уже на этом авторитете. Член группы, активно действующий в направлении получения власти, обычно получает искомое за эту активность. В практике работы корпорации «Дженерал Электрик» данный подход нашел такое отражение: специалисты фирмы выявили, что для создания рисковых предприятий нужен руководитель-антрепренер, для получения наибольшей прибыли в условиях устойчивого рынка — жесткий руководитель с чертами автократа и склонностью к бухгалтерскому анализу, а для перепрофилируемых предприятий — руководитель-реформатор и т. д. Системная теория лидерства является сочетанием двух предыдущих. Согласно ей, лидерство — процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — субъект управления этим процессом. Проблемы лидерства как части групповых процессов следует изучать, исходя из целей и задач группы и с учетом личностных особенностей лидера или претендента на эту роль. Можно представить связь качеств руководителя с определяющими их факторами в виде такой модели: K=F{G,W,S,P,D}, где К — система качеств руководителя, лидера; G — характеристики группы, статические и динамические; W— характеристики вида деятельности группы; S — характеристики ситуации, в которой находится группа, определяющей необходимость и характер перемен; Р — личностные особенности человека, претендующего на роль лидера; D — процесс взаимодействия претендента и группы, ход развития ситуации. Общее замечание: группы так же уникальны, как и личности. Поэтому прогноз группового поведения всегда будет вероятностным. I Исполнение функций по управлению правомерно относится к профессии, разделяемой на специальности и специализации. Считается, что современные страны с развитым рынком вступили в эру так называемого «индустриального общества», в котором главным источником прибавочной стоимости является труд не производственных рабочих, как это было в эру индустриального общества, а деятельность инженерная и управленческая, связанная с принятием решений на основе получаемой и осмысливаемой информации. Наиболее быстрыми темпами возрастает доля мелких и средних предпринимателей, работников управления и вообще умственного труда. Самой поощряемой формой поведения становится инновационное. Доля и численность рабочих в промышленности и количество специальностей по рабочим профессиям падает. Таким образом, увеличение числа управленцев, мыслящих творчески, есть объективный процесс, отражающий уровень развития цивилизации. Понятие и основания власти Энциклопедическое определение власти (из СЭС): способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств (воли, авторитета, права, насилия — родительского, государственного, экономического и др.). Уровни влияния лидера, по Максвеллу39: должность, компетентность, индивидуальность, честность, духовность. В научной литературе принято выделять пять основных типов (и соответственно источников) власти: ♦ личная власть (референтная, харизматическая) на основе индивидуальных черт руководителя; ♦ законная власть (должностные, властные полномочия), полученная «из рук» высшего руководства организации. Легитимная власть позволяет руководителям управлять ресурсами, вознаграждать и наказывать подчиненных; ♦ экспертная власть, основанная на знаниях; ♦ власть, основанная на вознаграждении, проистекающая из возможностей индивида контролировать и управлять некими благами; ♦ власть, основанная на принуждении, проистекающая из возможности наказывать других людей или, по крайней мере, инициировать угрозу наказания.40 Психология предпринимателя — владельца организации При помощи чисто экономических категорий описать явление предпринимательства не удается.41 Дж. Милль включает в состав качеств предпринимателя принятие риска, а Й. Шумпетер — инновации. Но, по мнению этих крупных экономистов, следует различать поведение предпринимателя и менеджера. На предпринимателе лежит бремя принятия решений, а у менеджера, в основном, находится сфера контроля и текущего управления. Как считает С. Блэк (светило в области связей с общественностью), «...предпринимательство, когда оно возникает, есть результат материальных предпосылок, но в то же время оно представляет собой состояние мышления, видение мира, тип личности, мотивации и идеологии». В 70-е гг. в США падал объем вложений в НИОКР и в долгосрочные проекты из-за особого поведения менеджеров, стремящихся к стабильности (расхождение интересов фирмы и управленцев, см. выше в разделе о недостаточной эффективности долевого участия в прибылях для мотивации работников). Дух инноваций уходил из корпораций, вступал в конфликт с иерархической системой управления, культурой фирм. В 80-х гг. начался бум предпринимательства: ежегодно возникало по 600 тыс. новых предприятий, а исследования показали, что психология людей. вызвавших этот бум, отличалась от психологии менеджеров крупных корпораций (например, борьба Apple и IBM). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |