Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кому адресовано сообщение (аудитория)
Сколько им лет. Формирование личности и установок происходит во втором-начале третьего десятилетия жизни. Поэтому установки устойчивы (по Беннингтонско-му эффекту Ньюкомба на предпочтения людей влияют установки, полученные в колледже 40 лет назад). О чем они думают. Понять это — значит подготовиться к наличию и преодолению барьеров непонимания. Кто предупрежден, тот готовит контраргументацию, а значит вооружен. Но есть разница в реакции на тривиальную или сложную информацию. Можно манипулировать мнением аудитории путем подачи вопросов, содержащих определенное мнение или точку зрения. Итак, незаинтересованная аудитория лучше реагирует на косвенные намеки. Активное восприятие, работа мысли способствует повышению убедительности. Работу мысли можно стимулировать риторическими вопросами, привлечением группы «коммуникаторов» (вместо одного), формированием чувства ответственности; непринужденными, а не напряженными, позами ораторов; многократными повторениями одного и того же сообщения; привлечением внимания аудитории. При таких технологиях "сильное сообщение становится более убедительным, а ела- бое (из-за наличия контраргументов) — менее. Должна учитываться терпимость, толерантность слушателей к неопределенности, их аналитические наклонности, потребность сохранить верность самим себе. Коммуникативная сторона общения В отечественной литературе по социальной психологии проблема передачи информации деловому партнеру рассматривается как одни из аспектов целостного процесса общения. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, мнениями, переживаниями, желаниями, состоянием и т. п. Мы хотим передать «это» партнеру и получить ожидаемую ответную реакцию в форме понимания, одобрения, изменения его мнения, настроения, поведения. Успех такой передачи зависит от ряда факторов, связанных с особенностями и уникальностью наших личностных свойств, психических процессов. Знания в области психологии и умение применять их в практике делового общения — очевидный фактор успеха в деловой сфере. Однако следует отметить и некоторые, имеющие общее значение, результаты анализа процессов делового общения и рекомендации типа методов повышения эффективности коммуникаций. Эти методы связаны с явлениями суггестии (внушения) и контрсуггестии (защиты от внушения), наличием достаточно известных барьероЕ на пути понимания партнерами друг друга и способов преодоления этих барьеров. С такими же явлениями мы встретимся и при рассмотрении проблем подготовки и проведения деловых бесед. Итак, о барьерах непонимания. Эти барьеры срабатывают как бы автоматически, независимо от нашей воли. Внешние барьеры — это некие фильтры недоверия к говорящему (например, чувство опасности, тревоги, отсекающие или затрудняющие прием информации). Вообще, доверие к говорящему — определяющий фактор суггестии. Препятствием коммуникации может служить и внутренний барьер, к примеру, нравственный, не позволяющий касаться предлагаемой темы. Барьером непонимания может служить недостаток авторитета суггестора или на кого он ссылается. Человек доверяет, как правило, тому, кто для него является авторитетом, репрезентантом, и не доверяет тому, кто, по его мнению, неавторитетен. Основой авторитета становится статус, принадлежность к авторитетной социальной группе; привлекательность, хорошее отношение к нам (социально-перцептивный авторитет). К просто социальным авторитетам относятся Бог, монарх, харизматическая личность национального масштаба. Несколько барьеров непонимания связаны с формой и методами подачи информации и поэтому рассматриваются также в курсе риторики. Речь идет о фонетическом барьере (непонимание языка, неприятие темпа речи, неадекватность ее и сопутствующих жестов, т. е. несовпадение вербальной и невербальной составляющих процесса коммуникации); семантическом барьере (непонимание смысла, когда один из общающихся использует непонятный жаргон, придает словам иной ракурс); стилистическом барьере (несоответствие содержания и стиля, формы изложения — высоким стилем об обыденном и наоборот, низким стилем о возвышенном); логическом барьере («это — не наша логика, а такие аргументы для нас неубедительны»). Существует барьер избегания, когда партнер уклоняется от контакта, от информации (так реагирует заядлый курильщик на информацию о вреде курения). Успех общения зависит от заинтересованности сторон и умения предвидеть и преодолевать барьеры непонимания. Преодолеть избегание можно, управляя внима- нием, привлекая его и поддерживая. Если в аргументации нужно сослаться на чье-то мнение, этот человек должен быть из числа авторитетов для слушателя. Следует учитывать культурный уровень, словарный запас, профессию и возраст воспринимающего, прогнозировать логику его размышлений, пользоваться достижениями науки риторики, готовя выступление. Главное — это желание понять партнера, «слушать, чтобы услышать». Небольшое дополнение к сказанному: различают направленное критическое и эмпатическое слушание. Причем первое связано с целью найти зацепку для контрсуггестии, а второе способно обеспечить будущее сотрудничество. От вашего понимания цели общения, настроя зависит и его результат. Принципы и методы убеждения работников компании «Крайслер», которые использовал ее руководитель Ли Якокка в целях формирования сторонников и согласия на «затягивание поясов», таковы: ♦ равная ответственность (необходимая экономия средств достигалась за счет уменьшения оплаты труда всех категорий работников, включая главу фирмы); ♦ принцип сохранения квалифицированного персонала как основы будущего развития компании (лучше убедить работников пойти на временное сокращение доходов, чем прибегнуть к массовым увольнениям); ♦ открытая экономика, причастность, доведение до каждого работника истинных данных о состоянии организации; ♦ повышение доверия к руководству с помощью предоставления работникам информации «из первых рук» о принимаемых мерах и ходе реорганизации компании (для этого в состав совета директоров был кооптирован руководитель профсоюзной организации). В конечном счете, коллектив корпорации согласился с оценкой положения, необходимостью преобразований и их проведением. Ситуация кризиса Причины кризиса компании могут быть различны и многообразны, поскольку компания, как открытая система, находится под воздействием факторов внешней и внутренней среды, объективных и субъективных. Обязательным элементом стратегии и тактики фирмы должны быть меры, программы, алгоритмы поведения в случае того или иного кризисного явления, что присуще активной стратегии рынка. В подобных случаях проводятся объективные аттестации работников, перераспределение обязанностей, оптимизация нагрузки с последующим пересмотром должностных инструкций. Иногда полезно частичное обновление персонала, вливание «свежей крови» и привлечение специалистов высокой квалификации (эта мера требует особой осторожности, чтобы не нарушить позитивное отношение работников к организации, не разрушить их лояльность). В этот период полезно произвести изменения планового характера или ряд непопулярных, но давно назревших мер (по принципу «менять — так менять»). Кризис организации проявляется как внешний фактор по отношению к работникам («форс-мажор», обстоятельства «непреодолимой силы», не зависящие от работника, при котором влияние работника на развитие событий минимально, а последствия могут носить радикальный характер, вплоть до статусных, определяющих дальнейшую жизнь). Западный опыт говорит о приоритете проблем персонала (осо- бенно ключевых специалистов) в успехе перестроек, реорганизаций, поиска выхода из кризисных ситуаций. Организация в этих условиях может «пустить процесс на самотек», устранить работников от информации и принятия решений, «подвесить» их в состоянии неопределенности. Тогда наиболее вероятно падение лояльности, преданности фирме, выражающееся в определенных формах поведения работников:85 ♦ снижение уважения к начальству; ♦ критическое отношение, скептицизм по отношению к ценностям корпорации: ♦ равнодушие к миссии фирмы; ♦ потеря желания работать с полной отдачей; ♦ ухудшение отношения к труду; ♦ конфликты с коллегами и начальством; ♦ нежелание подчиняться внутреннему режиму; ♦ желание решить, пока возможно, свои проблемы за счет фирмы; увеличение опасности и случаев мошенничества; ♦ попытки «продать» коммерческие тайны организации и т. п. Короче, работники пытаются решить свои проблемы за счет фирмы и в ущерб ей, ибо она не смогла оправдать их надежд на будущее, обеспечить стабильность в жизни и т. п. Это усугубляет и без того незавидное положение организации. Примерно то же самое отмечают и американские ученые в качестве психологических форм и факторов проявления сопротивления работников изменениям86 (а какое изменение более радикально, чем кризис?): ♦ страх неизвестности; ♦ неумение адаптироваться к переменам; ♦ антипатия к менеджменту или другим носителям перемен; ♦ неверие в других людей; ♦ потребность в безопасности; ♦ желание сохранить статус-кво. Ориентированная на баланс интересов концепция сокращения персонала включает в себя: а) сокращение персонала в увязке с перспективами развития организации, что б) заблаговременную разработку критериев отбора для принятия решения об в) выбор наиболее щадящего способа увольнения, его смягчения путем компен г) попытку прийти к балансу интересов в самой системе социальной эффектив Таким образом, управление организацией объективно включает и регулирование изменений, начиная с их прогнозирования и предвидения, включения в страте- гию организации (активная и интегративная управленческая стратегия), и завершая мерами типа: ♦ прозрачного целевого управления, управления по целям (насколько это возможно в условиях необходимости сохранения коммерческой тайны); ♦ мобилизации коллективного потенциала, привлечения всех работников к поискам путей решения проблем фирмы (известно, что в течение жизни каждый человек додумывается хотя бы до одной продуктивной идеи. Если же стимулировать появление идей, возможны ценные для организации находки); ♦ демонстрации руководством приоритета интересов сотрудников в случае принятия тех или иных решений; ♦ привлечения работников к принятию решений; ♦ предыдущей политики организации, основанной на восприятии персонала как главного ее достояния, на партнерских отношениях между персоналом и работодателем и выраженной в коллективном договоре, «Положении о персонале», «Этическом кодексе или правилах для работников и администрации организации»; ♦ реализации гуманных принципов во взаимодействии персонала и администрации; ♦ активизации деятельности общественных организаций с целью поиска антикризисных мер (например, равной ответственности и добровольных жертв со стороны сотрудников в интересах спасения организации); ♦ поощрения инициативы и творчества (в том числе, коллективного); ♦ активизации службы управления персоналом в вопросах психологического консультирования. Превентивные действия службы управления персоналом:87 1. Гибкая организационная структура «под задачи» организации. Лишние подразделения следует ликвидировать с перераспределением и частичным увольнением сотрудников. 2. Определение приоритетов Б развитии персонала и реализации функций управления им. 3. Ежегодная аттестация. 4. Систематический пересмотр (актуализация) «Положений о подразделениях» и «Должностных инструкций» с целью их совершенствования в соответствии с изменениями в разделении и организации труда, а также в связи с изменениями уровня профессионализма работников. 5. Разработка компенсационных пакетов (размера, структуры, соотношения различных форм вознаграждения работникам) с ориентацией на конечные результаты, значимые для организации (например, система сквозных показателей), и с учетом индексации. 6. Разработка системы постоянно действующих антидевиантных мер, в том числе на случаи возникновения объективных причин к снижению уровня преданности фирме (например, при угрозе увольнения). Речь идет о защите конфиденциальной Информации, включая соответствующие положения в трудовых соглашениях, и мерах против мошенничества (внутренний аудит). 7. Постоянное информирование сотрудников о состоянии рынка товаров и услуг, на котором действует организация, формирование рыночного мышления, обеспечение причастности к проблемам организации. 8. Превентивные меры (начиная с момента принятия сотрудника на работу) в случае снижения деловой активности фирмы и необходимости проводить сокращения работников (хотя эти меры и не способствуют формированию у работника преданности фирме и увязке его жизненных целей с ее целями). Это меры такого типа: заключение срочного трудового договора, заключение договора о сохранении коммерческой тайны, конфиденциальной информации, служебной тайны, о материальной ответственности, ознакомление под расписку с должностной инструкцией (для руководителей подразделений еще и с Положением об этом подразделении), Правилами трудового распорядка, Положением об оплате и стимулировании труда, Коллективным договором (если таковой имеется); специальные меры в случае необходимости увольнения (например, «В случае подписания уведомления об увольнении работник считается работающим дома», чтобы не ухудшался социально-психологический климат. Правда, в этом случае нарушаются принципы аутплейс-мента). 9. Безусловное соблюдение Закона. К этому перечню правомерно добавить внесение в нормативные документы по трудовым отношениям разделов, определяющих поведение сторон в условиях кризиса организации, а также принципов, критериев, показателей, на основании которых принимается решение об оставлении или увольнении работников. В случае неизбежности сокращения численности персонала, последовательность и характер процедур должны состоять в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства, не противоречить коллективному договору, Положению о персонале, должностной инструкции, трудовому соглашению (контракту). В коллективном договоре обычно определяется порядок увольнения персонала в случае снижения деловой активности фирмы и порядок найма ранее уволенных в случае ее возрастания. Если есть возможность, «пилюлю» следует подсластить выходным пособием, рекомендательным письмом, помощью в трудоустройстве, переподготовке и т. п. Стивен А. Джессеф — вице-президент фирмы по проведению поиска и определению людей на работу, на основании профессионального опыта и длительных наблюдений подготовил рекомендации для менеджеров по увольнению служащих:88 1. Не уведомляй людей об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации их должностей в четверг или пятницу, или за день до праздника, когда у них будет дополнительное время для размышлений. Это не касается увольнений, когда требуется немедленное действие. Будь деликатным и не увольняй человека в день его рождения, годовщину свадьбы или начала работы в фирме. Если возможно, не увольняй женщину, когда она беременна, или разводится, или болеет, или после недавней смерти члена семьи. 2. Не разрешай сообщать об увольнении непосредственному руководителю. Такое сообщение делается в присутствии, как минимум, твоего заместителя по кадровым вопросам. 3. Не выражай причину увольнения своими словами и не давай увольняемому возможности подумать, что ты просто не любишь его. Сообщи причину офи- циально, с точными и аргументированными фактами плохого выполнения подчиненным работы или тяжелого положения фирмы. Никогда не унижай человека, независимо от причины увольнения. 4. Не сообщай противоречивую информацию. Нельзя увольняемому говорить об одной причине, а сотрудникам — о другой. Чтобы избежать конфликта, некоторые менеджеры сообщают своим служащим, что их должность сокращена (ликвидирована), а затем говорят оставшимся, что человек просто не выполнял свою работ}'. Но такое поведение открывает дверь для незаконных действий и заставляет оставшихся служащих задуматься, честен ли руководитель с ними. 5. Не говори никому, кроме тех, кто обязан знать, что человек будет уволен. Если такая информация распространится, это может произвести панику во всей организации и увеличить чувство возмущения увольняемого. 6. Не уведомляй слишком рано об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации должности. 7. Не проси человека немедленно освободить стол или запирающийся ящик (шкафчик) и покинуть офис. Время после работы или уик-энд — вот наиболее подходящее время для того, чтобы уволенный это сделал. 8. За исключением случаев мошенничества или кражи, не пользуйся услугами фирменной службы безопасности (чтобы ее сотрудники проводили уволенного из здания). 9. Не жди, что уволенные будут вести себя разумно после сказанного, что для них больше нет работы.
10. Не забывай «золотое правило»: «если что-то не понимаешь в поведении человека, представь себя на его месте». 11. Поручи одному из своих ближайших сотрудников контактировать с уволенным до тех пор, пока он не найдет другое место работы. Еще один важный момент: необходимо соблюдать требования трудового законодательства. Варианты высвобождения персонала с ориентацией на социальную эффективность, минимизацию социально-психологических издержек, избегание конфликтов хорошо наработаны в Германии.89 Решения по сокращению персонала должны быть убедительными, чтобы не допускать возникновения слухов и недоброжелательности, а также чтобы в каждой конкретной ситуации находились компромиссные решения (например, избежание увольнения до тех пор, пока применимы другие варианты — прекращение найма, досрочный выход на пенсию с выплатой соответствующей компенсации и т. п.). Варианты высвобождения персонала: 1. Прекращение найма. 2. Перемещения. 3. Сокращение регулярной продолжительности рабочего дня, в том числе за счет: а) отмены (сокращения) сверхурочных, б) введения сокращенного рабочего дня и активизации использования дого воров о занятости неполный рабочий день. 4. Прекращение выдачи на сторону заказов, которые предприятие может выполнить собственными силами. 5. Введение укороченной рабочей недели. 6. Другие отдельные мероприятия: а) денежные компенсации при добровольном уходе с фирмы, б) досрочный выход на пенсию, в) метод «аутплэйсмент» («консультации, не связанные с размещением, тру г) увольнение отдельных сотрудников по признаку большей нерадивости, Американцы переживают ситуацию увольнения в среднем каждые пять лет. Теоретики менеджмента пришли к выводу, что через 3,5-5 лет работы на одном месте в той же должности человек перестает воспринимать как привлекательные любые факторы обогащения труда (самостоятельность, ответственность, значимость, обратную связь, право управления ресурсами и условиями труда).90 При рыночной экономике человек постоянно ищет и получает возможность выгодно продать свою рабочую силу. Слабым, но, тем не менее, утешением для увольняемых могут послужить примеры становления отечественного бизнеса, многие руководители которого вышли из инженеров оборонных предприятий, на которых произошел резкий спад деловой активности. Полезно вспомнить карьеру не очень удачливого голливудского актера Рональда Рейгана, а также уволенного Г. Фордом менеджера Ли Якокки. Это помогает организации выжить, выстоять, выйти из кризиса с наименьшими потерями, сохранить персонал, работоспособность. Как писал Эндрю Карнеги, выдающийся предприниматель США (1835-1919)91: «Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей — и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей — и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних». Приложение (может служить справочным материалом для менеджера) Очерк существенных для управления в экономической среде черт, качеств, свойств личности Потенциал личности В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической деятельности (это понятие рассматривается также и в учебнике «Основы управления персоналом»).92 Потенциал — заложенные возможности к выполнению тех или иных функций при благоприятных условиях развития способностей, задатков, доведения их до умений, навыков. По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в производственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смысле определение потенциала следует рассматривать в ряду других методов построения профилей работников. «Все формы коллективного хозяйства могут быть эффективными только при высоком уровне нравственности работающих и, особенно, руководителей»,93 иначе фирма падет жертвой мошенничества своих же работников. А. А. Погорадзе со ссылкой на исследование В. Г. Нестерова и Л. И. Иванько определяет структуру культурно-производственного (личностного) потенциала работника следующим образом: «...профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал); работоспособность (психофизиологический потенциал); интеллектуальные, познавательные способности (творческий потенциал); способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал); ценностно-мотивационная сфера (идейно-мировоззренческий, нравственный потенциал)».94 В эту систему считаем необходимым добавить лидерский потенциал и потенциал к развитию. Тогда структура трудового потенциала, на наш взгляд, будет выглядеть полнее. Целесообразно отметить и наличие у группы в хозяйственной организации группового потенциала (потенциал команды), состоящего фактически из этих же элементов. В этой связи стоит определить один из основополагающих факторов эффективности производства: руководитель современной формации должен ставить перед собой и решать проблемы выявления личностного и группового потенциала персонала, создания условий для его всестороннего использования и обеспечения на этой основе развития личности, группы, процветания организации. Уровень использования потенциала является критерием этики руководителя и внутренней этики организации. Если используется только квалификационный и психофизиологический потенциал, значит руководитель является последователем и приверженцем технократического подхода к персоналу, а его непонимание возможностей других составляющих потенциала ограничивает развитие организации. Этот случай отношения к персоналу напоминает использование многофункционального сложного оборудования для выполнения всего одной примитивной операции. Регуляторы поведения личности и группы В их качестве выступают: ♦ многочисленные внутренние факторы и свойства, составляющие основу личности человека: генетические и психофизиологичекие, пол, возраст, состояние здоровья, исторический период существования, условия социализации, природно-климатические условия, вид окружающей цивилизации и культуры, особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воли, речи, деятельности, эмоций, ориентации (потребности, мотивы, убеждения, мировоззрение, идеалы), темперамента, характера, задатков, склонностей, способностей, вида профессиональной деятельности, семейных референтных факторов, а также ближайшего окружения (социальные и психологические регуляторы); ♦ правовые нормы и декреты государства {политическиерегуляторы), производственно-административные распорядки, организационные уставы и инструкции {организационные регуляторы); ♦ обычаи, традиции, общественное мнение {общественные регуляторы). Мораль (нравственность) как система нравственных норм, являющаяся формой общественного сознания, также выполняет функцию регулятора поведения. В хозяйственных организациях, воспринимающих человека как субъект, ценность, регулирование его поведения осуществляется на основе стимулирования в направлениях, соответствующих мотивам поведения. Задача такой организации — выявить актуальные мотивы поведения работника, лежащие в их основе потребности, интересы, ценностные ориентации, и обеспечить адекватное внешнее воздействие, т. е. стимулирование (при условии, что это реально выполнимо). В этом случае эффективность воздействия будет наибольшей, и при наименьших затратах. Стимулы, находящиеся в распоряжении организации, могут быть ориентированы на удовлетворение витальных потребностей человека, способствующих поддержанию биологического существования организма (возможности получения пищи, одежды, жилья, ощущения безопасности), а могут быть направлены на удовлетворение духовных и социальных потребностей (развития личности, трудового потенциала, культуры, ощущения значимости, причастности к делам группы, организации и т. п.) Эти вторые — более сложны в разработке и реализации, но и более перспективны для организации и человека, поскольку способствуют наращиванию потенциала, а значит, увеличению отдачи. Они же содействуют и развитию личности, реализации смысла жизни. Стимулы могут быть групповыми и индивидуальными, материальными (натуральные выдачи), денежными, косвенно-материальными (в форме льгот), моральными. Моральные стимулы направлены на восприятие психикой человека, на его чувства, эмоции. Они могут быть негативно ориентированными (на страх, зависть и т. п.) и позитивно направленными (на удовлетворение творчеством, достигнутыми результатами, на здоровое соперничество, уважение и самоуважение, на эстетическое восприятие и т. п.). Поскольку культура является верхним и самым «нежным», трудно формируемым и ценным слоем в структуре личности и общества, именно ее уровень определяет ценность человеческого существования, значение общества, его потенциала и вклада в развитие. Управление персоналом, направленное на возделывание и развитие культуры (развивающее управление) — та цель, к которой должны стремиться руководители и которая, по большому счету, соответствует представлениям о смысле жизни вообще. Напомним, что потенциал человека представляет собой сложный сплав, включающий такие компоненты, как здоровье, образование, квалификацию, нравственность, творческие способности, возможности взаимодействия, развития, лидерства. Почти так же можно определить и групповой потенциал. Свойства личности. Исследование самооценки личности Личность95 в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность в широком смысле слова определяется по-разному представителями различных психологических школ. Личность в узком смысле — это уровень «интегральной индивидуальности», на котором осуществляются самые главные жизненные выборы, принимаются решения, имеющие судьбоносное значение для индивида. Только на таком уровне выявляется подлинная система жизненных ценностей, его представление о своем жизненном предназначении и смысле существования. Это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности. В гуманистических философских и психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Аспекты проблемы понимания личности: ♦ многогранность феноменологии, отражающая многообразие проявлений че 1) необычный, исключительный факт, явление; 2 ) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена) — СЭС; ♦ междисциплинарный статус личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; ♦ зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; ♦ несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного че-ловекознания. Индивидуальность — (от лат. individuum — «неделимое», «особь») — неповторимость, уникальность свойств человека. В психологии используется при описании двух явлений: при анализе индивидуальных различий — как своеобразие свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности); при анализе иерархической организации психических свойств человека — выступает как ее высший уровень по отношению к индивидуальному и личностному уровням (индивид — личность — индивидуальность). По Б. Г. Ананьеву, личность — это «вершина» структуры психологических свойств, а индивидуальность — «глубина» личности («индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»); ♦ разведение двух установок — исследовательской, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической, направленной на формирование и коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком. Три основных ориентации и одно обособленное направление в понимании личности и факторов ее формирования по-разному подходят к этой проблеме и исследуют в соответствии со своими представлениями разные ее аспекты: ♦ в рамках биогенетической ориентации — аспекты развития человека как ин (задатками, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойствами мозга, органическими побуждениями и др., которые проходят в процессе онтогенеза различные стадии созревания в рамках филогенетической программы). В основе созревания приспособительные процессы организма изучаются психофизиологией индивидуальных различий, психогенетической психосоматикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией; ♦ в пределах социогенетической ориентации — процессы социализации, освоения человеком социальных норм и ролей, приобретения социальных установок, формирование социального и национального характера. Вопросы социализации или, в широком смысле, социальной адаптации разрабатываются социологией и социальной психологией, этнопсихологией, историей психологии; ♦ представители персоногенетической ориентации исследуют проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в рамках общей психологии; разные же аспекты этих проблем освещают психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая и гуманистическая психология; ♦ в рамках системного историко-эволюционного подхода лежит метафизичес ■ продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, такова: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включе-~ния индивида в пространство межиндивидных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность ею стать, что реализуется в социально значимой деятельности. Этим и определяется развитие человека как личности. В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Обычны при благоприятных условиях этого три фазы: адаптация, индивидуализация и интеграция. Если не удается преодолеть трудности адаптации, возникает конформность, зависимость, робость, неуверенность; если нет понимания индивидуальности, то возможно формирование негативизма, агрессивности, подозрительности; если не устраняется противоречие между стремлением быть особенным и требованиями общности на стадии интеграции, то наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция, либо вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии развития (можно исследовать, что происходит с личностью в процессе ее вхождения во власть, и как этот процесс развивается для разных личностей, с разным воспитанием, ценностными установками, мотивами и т. п.). Очень важны для развития личности отрочество и юность, когда человек начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Понятие самооценки(Психологический словарь) — ценность, значимость, которой индивид наделяет отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое образование, компонент «Я», процесс самопознания. Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня притязаний личности. Защитная функция, обеспечивая относительную, стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и, тем самым, оказывать отрицательное влияние на развитие. Эта сложная система характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню — высокая, средняя, низкая; 2) соотношению с реальной успешностью — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная. Личностный смысл— осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в его жизнедеятельности. Это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика. Одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для различных людей. Личностный смысл объекта или явления определяется тем, в какой связи они находятся с мотивами, потребностями и ценностями субъекта. Идентификация(Психологический словарь) это: 1) уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полороле-вая идентичность и ценностные ориентации; 2) отождествление с персонажем художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в его смысловое содержание, эстетическое переживание; 3) механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх и тревогу; 4) проекция — приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств; 5) групповая идентификация — отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя ее членом; 6) (в инженерной и юридической психологии) распознавание, опознание каких-либо объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. Я-концепция.96Это система специфических убеждений, с помощью которых человек определяет, кто он собственно есть. Я-концепция состоит из элементов, или Я-структур, психических моделей, с помощью которых мы организуем нашу жизнь и обрабатываем социальную информацию, воспринимая, запоминая и оценивая себя и других. Я-концепция влияет на избирательность памяти (память формируется вокруг нашего основного интереса — самих себя. Когда мы думаем о чем-то в связи с собой, то запоминаем это лучше, а сами мы — это то, что, по нашему мнению, мы и есть. Ощущение самих себя лежит в центре нашего мира, и рассматривая себя как центр этого мира (что естественно), мы переоцениваем свою роль в поведении других людей: нам кажется, что их поведение больше нацелено на нас, чем на самом деле. а потому часто берем на себя ответственность за события, в которых наша роль незначительна. Я-концепция включает не только убеждения в том, кто мы сейчас, но и то, кем мы могли бы стать (наши возможные Я, желаемые и нежелаемые). Отсюда мотивация к достижению целей, к которым мы стремимся в жизни. Самоуважение— всеобъемлющая самооценка, или чувство собственного достоинства. Процесс самопознаниясопровождается многочисленными субъективными оценками, ситуативными обстоятельствами, субъективной интерпретацией, приписыванием причин (атрибуцией) и ранжированием факторов. Студенты, получившие таблетку, якобы вызывающую те же симптомы, что и удар током, выдерживали гораздо большую силу тока (в 4 раза), чем те, что не получили таковой и не вспоминали о ней, когда у них спрашивали, почему они так долго могли терпеть электрические удары (с. 67-68). В эксперименте же ожидалось, что они, наоборот, будут более чувствительны к воздействию тока. Когда причины неочевидны наблюдателю, они неочевидны и исследуемому. Причины выбора колледжа студентам-предпоследнего курса более понятны в разрезе факторов, чем первого. (Вывод о пользе и невольной регуляции поведения, ответов при наличии меню в опросниках. Нам легче выбрать что-то по подсказке, если в ней есть нечто, совпадающее с нашей интуицией, чем самому дать определения, выбрать и назвать причины, факторы). Психические процессы, контролирующие наше поведение, отличаются от психических, посредством которых мы объясняем это поведение (с. 69). Я-концепции, в соответствии с культурой, могут быть взаимозависимыми и независимыми. Все вышеизложенное влияет на самовосприятие руководителя и его поведение в отношение других. Кто он? Акула бизнеса или дельфин, эгоист или альтруист, понимает или нет свою социальную ответственность, руководя и влияя на жизни других людей? Эти вопросы каждый решает сам и по-своему. Восприятие Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.97 Это активный процесс, в котором реализовано множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. Они связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа?6 Восприятие модально и обладает такими свойствами: ♦ системности, когда воспринимаются не только элементы, но и вся структура в ♦ предметности, когда мы связываем свойства предмета, доступные ощущениям, со всеми иными известными нам свойствами; ♦ избирательности, когда мы воспринимаем один и тот же предмет по-разному (лестница Шредера, она же — карниз); ♦ апперцепции, когда наше восприятие зависит от нашего опыта, интересов, отношения к жизни, установки, настроения, знаний и т. п., а также и от работы подсознания (на этом свойстве восприятия основаны, в частности, проективные тесты); ♦ осмысленности и обобщенности, когда мы в состоянии на основе фрагментов увидеть целое; ♦ константности — относительного постоянства воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния до него, ракурса, освещенности. Восприятие является саморегулирующимся действием, в котором принимает участие сознание человека. Многообразны ошибки, искажения восприятия. Виды восприятия (в зависимости от объекта отражения): величина, форма, объемность, удаленность, а также восприятие времени, движения, человека человеком. В последнем случае наиболее сложно что-либо определить, систематизировать, поскольку здесь в наибольшей степени проявляется субъективность, уникальность и вообще личность как в психологическом, так и в социальном аспектах. Это восприятие имеет место в общении. Для анализа и прогнозирования предстоящего делового общения специалисты в области социальной психологии (Г. М. Андреева," Ю. С. Крижанская, В. И. Третьяков,100 рекомендуют выделять и рассматривать три взаимосвязанных аспекта, три элемента, три стороны процесса общения — перцептивную, коммуникативную и интерактивную. Перцептивная сторона общениясвязана с восприятием партнера (перцепция — восприятие), впечатлением от него. Она позволяет рассмотреть факторы, влияющие на установку и отношение к партнеру безотносительно к предмету общения. В рамках перцептивного аспекта общения анализируются факторы, влияющие на формирование первого впечатления, проявляющиеся и влияющие на впечатление при длительном общении, исследуется влияние на впечатление и восприятие партнёром контекста, обстоятельств и ситуации общения и проявлений самоподачи. Первое впечатление направлено на выявление принципиальных качеств партнера: «свой — чужой», «полезный — бесполезный», «хороший — плохой» и других, определяющих возможность развития процесса общения. От восприятия этих качеств зависит наше поведение и ожидание поведения партнера. Эти качества и последующее отношение к партнеру определялся факторами превосходства (одежда, манеры и т. п.), привлекательности, отношения к нам. При этом, восприняв воздействие одного из факторов и определив на этой достаточно зыбкой основе отношение к партнеру по общению, мы склонны воспринимать другие проявления его личности уже через призму наших поспешных выводов. Часто наше восприятие основано на стереотипах, предубеждениях, установках, отражающих групповое или общественное мнение относительно системы качеств представителей других групп. Стереотипизация — это классификация людей по принадлежности к группе, социально-экономическому классу, физическим характеристикам. На этой основе формируется упрощенное представление о них и прогнозирование поведения на этой недостаточной базе. Стереотип — это обобщение, которого придерживаются члень: одной группы в отношении представителей другой. Стереотипы помогают ориентироваться на первых этапах общения, но зачастую препятствуют формированию более объективного представления о человеке. Предубеждение является обобщением (стереотипом) и суждением о других людях без знания их мотивов. Оно способствует поиску подтверждения своего мнения, его подкрепления с тем, чтобы определить свое положение в обществе, по крайней мере, относительно данной группы. Чаще всего люди ищут группу как мишень для агрессии и самовозвышения. Установки — это ориентиры, позволяющие так или иначе воспринимать человека, событие, сообщение. Установки имеют три измерения: когнитивное (осмысление), аффективное (позитивное или негативное отношение), поведенческое (реакция в соответствии с убеждением и переживанием). Например, суждение — «преподаватель слишком строгий» создает отношение — «не люблю принуждения». Отсюда и поведение — «не пойду на занятия». Вот и сформировалась установка на прогул занятий. Принадлежность человека к той или иной устойчивой группе требует от неге принятия ее норм, правил, традиций, стереотипов, убеждений. Однако человек -не муравей, он вполне уникален, и суть его личности не ограничивается групповыми параметрами. Чтобы избежать или снизить возможность ошибки социальной перцепции, следует прояснить восприятие, отказаться от стереотипов. Полезно, к примеру, мысленно представить этого человека в другой ситуации, в ином окружении т. е. включить воображение и проявить здоровый скепсис по отношению к предъявляемым факторам первого впечатления. В процессе длительного общения мы получаем возможность воспринимать человека на основе более значительной и всесторонней информации о нем — по совокупности внешних проявлений, поведения и невербальных средств общения. Для боле^ глубокого и точного восприятия эффективен механизм эмпатии — восприятия, основанного на умении и стремлении поставить себя на место другого, взглянуть на мир и ситуацию его глазами, почувствовать его состояние, позицию и учесть это в своем поведении. Эмпатия — скорее позиция заинтересованности, открытости, доверия, чем техника общения. Хотя сензитивность (чувствительность) поддается тренировке. Одним из простых приемов эмпатического восприятия является попытка настроиться на партнера — принять его позу, использовать его темп речи, осмыслить его состояние. К сожалению, свойство эмпатии слабеет с возрастом человека. Восприятие зависит и от тех мотивов, целей, намерений, которые мы склонны приписывать в качестве обоснования поступков других/Это называется каузальной атрибуцией, которая может быть ошибочной и приводить к неверному восприятию партнера в силу ряда причин. Как правило, мы оцениваем поступки других через призму собственной личности либо сравнивая с каким-либо авторитетом, референтом (которым чаще всего становимся мы сами). Такая эгоцентрическая позиция чрезвычайно распространена («Я бы на его месте...»). Избежать ошибок в приписывании причин, а значит, и в восприятии партнера помогает системный анализ причинно-следственных связей, длительное общение, совместная деятельность, осознание уникальности каждого человека и реальная самооценка. На восприятие партнера существенно влияет фактор самоподачи, который не всегда осознается, но практически присутствует в любом общении и заключается в реализуемом желании направить восприятие партнера по определенному пути. Виды самоподачи таковы: превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния, причин поведения. По сути, самоподача является элементом манипуляции, который нужно уметь распознавать и отделять от истинных целей и намерений партнера, не позволяя ввести себя в заблуждение. Но есть самоподача как фактор профессионализма: мы ждем от врача, юриста, руководителя, педагога уверенности в себе, убежденности в правильности решения и высказываемого мнения. Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.101 Всегда существовали такие точки зрения на источники активности, смысл жизни человека, как стремление к удовольствиям—гедонизм, исполнение долга (И. Кант), сексуальные влечения (3. Фрейд), социальные стремления к господству или подчинению (А. Адлер). Ф. Энгельс писал, что человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге — внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Побуждать человека могут и материальные, и идеальные мотивы. Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Потребность — испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Выделяют потребности материальные, духовные (познание, т. е. когнитивные, эстетические), общественные (труд, статус, оценка других, дружба, любовь, общественная деятельность). Интерес — это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Возникает на основе потребностей, но не сводится к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес — личную приязнь. Углубившийся или утвердившийся интерес может перерасти в потребность. Виды интересов (как и потребностей) — материальные, духовные, общественные. Непосредственный интерес — к самому процессу деятельности, опосредованный — к ее результату. Пассивный интерес созерцателен, активный же связан с овладением объектом интереса. Интересы могут быть широкими, глубокими, узкими, различаться по объему. Мировоззрение — это система взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Оно является ядром направленности личности, ее отношения к различным сторонам общественной жизни. Оно же — высший регулятор поведения и дей- ствий личности, определяющий общую ее направленность, целеустремленность, придающий стойкость и твердость характеру, сказывающийся на облике человека, совокупности особенностей его поведения и действий, привычек и наклонностей. Качество мировоззрения определяется признаками научности (богатство и глубина знаний, свобода от суеверий, страхов, неуверенности), систематичности и цельности, логической последовательности и доказательности, степенью обобщенности и конкретности (умением «за деревьями видеть лес» и наоборот), связью с деятельностью и поведением (лицемерие, двойная мораль). Убежденность — это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеа-' лы, которым он следует. Идеи должны слиться с чувством и волей, а поступки, противоречащие принципам, невозможны. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящем и которым определяет план самовоспитания. Существуют два типа отношения к идеалу — созерцательное и деятельное. Темперамент, характер102 Первичные индивидные свойства личности — возрастно-половые. При изменении пола изменяется и целостность личности (другая система ценностей, норм, манеры поведения, идеалов — сначала выбор, затем имитация, после чего подгонка «под себя» и коррекция). Нейродииамика характеризуется скоростью возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силой, лабильностью (скоростью возникновения и прекращения) и др. Вторичное индивидное свойство — темперамент. Это совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся' в общей активности (объем взаимодействия с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда), в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, быстрота изменения их знака — положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций). Темперамент детерминирован, в основном, генетически, и может оказывать существенное влияние на выбор профессии (и успех в ней), на стиль деятельности, формирование личности и социальный статус. Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами: ♦ Сензитивностью — об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. ♦ Реактивностью — о ней можно судить по степени непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданный звук). ♦ Активностью — об этом свойстве мы судим по степени активности (энергичности) воздействия человека на внешний мир и преодоления им препятствий при осуществлении целей (сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. п.). ♦ Соотношение реактивности и активности — о нем можно судить по тому, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, желаний, случайных событий) или от его целей, намерений, стремлений, убеждений. ♦ Темп реакций. Об этом свойстве можно судить по скорости протекания различных психических реакций и процессов: движений, речи, находчивости, запоминания; по быстроте ума. ♦ Пластичность и противоположное ей качество —ригидность. О ней мы судим по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность). ♦ Экстраверсия и противоположное ей качество — интроверсия. О них можно судить по зависимости реакции и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверти-рованность). ♦ Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве мы судим по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. ♦ Способности представляют собой уже сформировавшиеся и готовые к использованию системы функциональных органов, могущие обеспечить успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. Их целостная система составляет индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективным условием успешного осуществления деятельности. Это — подструктура личности. ♦ Социальный статус представлен совокупностью взаимосвязанных особенностей и черт человека, вытекающих из принадлежности его к конкретным социальным группам (формальным и неформальным) и социально-историческим общностям (нация, народность, класс и т. п.). Статус и личность влияют друг на друга. Экстра/интроверсия и социальный статус коррелируют между собой в группах первокурсников, но не на старших курсах. В социологии статус обозначается как определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. ♦ Рефлекс — автоматическая (бессознательная, неосознаваемая) реакция организма на действие какого-либо раздражителя, внешнего или внутреннего. ♦ Рефлексия (отражение) есть форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Она характерна для личностной интравертированности (Толковый словарь психиатрических терминов). В широком смысле рефлексия — это реакция на внешнее или внутреннее, а также на умозрительное, сформировавшееся в сознании воздействие или его оценку; осмысленное субъективное проявление, поведенческий акт, являющийся результатом анализа (на уровне сознания или бессознательном) поступившей информации, другого вида воздействия, независимо от их источника и адекватности истинному положению вещей. Осознаваемое, осмысленное или бессознательное отражение в мыслях человека воздействий внешней и внутренней среды выражается в поведенческом акте. ♦ Рецепция (прием, принятие) — восприятие поступающего к периферическим отделам анализаторов раздражения и его преобразование в нервные импульсы. ♦ Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями. Мышление: понятие, компоненты, стили решения мыслительных задач, интеллект Свойства и качества личности, как правило, не одномерны, не просты, и признав необходимость учета какого-либо из них для включения в профессиональный или личностный профиль успешного работника, следует представлять их структуру, нужные грани и степень выраженности. К примеру, память (форма психического отражения реальности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта) может быть: ♦ генетическая (определяющая строение тела, инстинкты, задатки), и ♦ прижизненная (формирующаяся в течение жизни). Прижизненная память может, в свою очередь, различаться: ♦ по степени произвольности (произвольная, непроизвольная); ♦ по осмысленности (механическая, смысловая);
♦ по чувственной модальности, характеру психической активности (двигательная-наглядно-действенная, эмоциональная, образная-наглядно-образная, словесно-логическая-еимволическая); ♦ по продолжительности закрепления и сохранения материала — мгновенная (0,5-1 сек.), кратковременная (особенность — «охват» не более 5-9 единиц разнородной информации), долговременная, оперативная (буферная, от секунд до минут). Память характеризуют также особенности воспроизведения материала и соотношение процессов забывания и сохранения. Мышление как психический процесс (опосредованное, обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях) не менее сложно. Оно связано с речью. Его особенности проявляются при решении мыслительных задач. Среди его видов выделяются — наглядно-образное, наглядно-действенное и отвлеченное. Операционные компоненты мышления: ♦ анализ — разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого; ♦ синтез — служит средством объединения элементов, выделенных в результате анализа; ♦ сравнение — позволяет установить сходство и различие отдельных объектов; ♦ абстрагирование — обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других; ♦ обобщение — средство объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам; ♦ классификация — направлена на разделение и последующее объединение объектов на каких-либо основаниях; ♦ систематизация — обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов. Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.104 Целесообразный и эффективный процесс решения мыслительной задачи должен включать ряд этапов, связанных с глубокой научной формой познания действительности: ♦ анализ ситуации, объекта, процессов, явлений в историческом, фактологическом, структурном и других доступных разрезах; ♦ формулировку познавательного противоречия (между потребностями и возможностями, целями и ресурсами, между интересами различных субъектов), т. е. проблемы, заданной в виде вопроса; ♦ определение гипотезы (предположительного ответа, обоснованного в рамках исходной теории); ♦ проверку гипотезы путем получения эмпирических (опытных) данных, в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых. По результатам проверки гипотез осуществляется итерация (возврат к постановке проблемы) или выбор решения. Согласно исследованиям Дж. Брунера, можно выделить четыре типа выдвижения и проверки гипотез. Изначальная формулировка всех возможных гипотез, их последовательная проверка и исключение ложных (дивергентное мышление). Определение одной гипотезы, ее проверка и, в случае ложности, выдвижение следующей (конвергентное мышление). Гипотеза не выдвигается, однако предпринимаются попытки случайно натолкнуться на верное решение («метод тыка»). Азартный бессистемный поиск решений, выраженный в выдвижении одной или нескольких гипотез и переход к проверке следующей без завершения проверки предыдущей.105 Интеллект (Психологический словарь) — от лат. «понимание, познание»: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида (ощущений, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения); 3) способность к решению проблем без проб и ошибок — «в уме». Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения. 1) Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2 ) Способность решать проблемы; 3) Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей). В начале XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка интеллекта как психического свойства: предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Ж. Пиаже рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой (структурно-генетический подход). Основоположник факторно-аналитического подхода, Ч. Спирмен, выдвинул идею «генерального фактора», рассматривая интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние фактор общего интеллекта имеет при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, а наименьшее — при выполнении сенсорных тестов. Ч. Спирмен выявил также «групповые» факторы интеллекта (механический, лингвистический, математический), а также «специальные» — определяющие успешность выполнения отдельных тестов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |