Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кому адресовано сообщение (аудитория)




Сколько им лет. Формирование личности и установок происходит во втором-нача­ле третьего десятилетия жизни. Поэтому установки устойчивы (по Беннингтонско-му эффекту Ньюкомба на предпочтения людей влияют установки, полученные в колледже 40 лет назад).

О чем они думают. Понять это — значит подготовиться к наличию и преодолению барьеров непонимания. Кто предупрежден, тот готовит контраргументацию, а зна­чит вооружен. Но есть разница в реакции на тривиальную или сложную информа­цию. Можно манипулировать мнением аудитории путем подачи вопросов, содержа­щих определенное мнение или точку зрения.

Итак, незаинтересованная аудитория лучше реагирует на косвенные намеки. Ак­тивное восприятие, работа мысли способствует повышению убедительности. Ра­боту мысли можно стимулировать риторическими вопросами, привлечением группы «коммуникаторов» (вместо одного), формированием чувства ответствен­ности; непринужденными, а не напряженными, позами ораторов; многократными повторениями одного и того же сообщения; привлечением внимания аудитории. При таких технологиях "сильное сообщение становится более убедительным, а ела-

бое (из-за наличия контраргументов) — менее. Должна учитываться терпимость, толерантность слушателей к неопределенности, их аналитические наклонности, по­требность сохранить верность самим себе.

Коммуникативная сторона общения

В отечественной литературе по социальной психологии проблема передачи инфор­мации деловому партнеру рассматривается как одни из аспектов целостного процес­са общения. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, мнениями, переживаниями, желаниями, состоянием и т. п. Мы хотим передать «это» партнеру и получить ожидаемую ответную реакцию в форме понимания, одобре­ния, изменения его мнения, настроения, поведения. Успех такой передачи зависит от ряда факторов, связанных с особенностями и уникальностью наших личностных свойств, психических процессов. Знания в области психологии и умение применять их в практике делового общения — очевидный фактор успеха в деловой сфере. Од­нако следует отметить и некоторые, имеющие общее значение, результаты анализа процессов делового общения и рекомендации типа методов повышения эффектив­ности коммуникаций. Эти методы связаны с явлениями суггестии (внушения) и контрсуггестии (защиты от внушения), наличием достаточно известных барьероЕ на пути понимания партнерами друг друга и способов преодоления этих барьеров. С такими же явлениями мы встретимся и при рассмотрении проблем подготовки и проведения деловых бесед.

Итак, о барьерах непонимания. Эти барьеры срабатывают как бы автоматически, независимо от нашей воли. Внешние барьеры — это некие фильтры недоверия к говорящему (например, чувство опасности, тревоги, отсекающие или затрудняю­щие прием информации). Вообще, доверие к говорящему — определяющий фактор суггестии. Препятствием коммуникации может служить и внутренний барьер, к при­меру, нравственный, не позволяющий касаться предлагаемой темы. Барьером непо­нимания может служить недостаток авторитета суггестора или на кого он ссылается. Человек доверяет, как правило, тому, кто для него является авторитетом, репрезен­тантом, и не доверяет тому, кто, по его мнению, неавторитетен. Основой авторитета становится статус, принадлежность к авторитетной социальной группе; привлека­тельность, хорошее отношение к нам (социально-перцептивный авторитет). К про­сто социальным авторитетам относятся Бог, монарх, харизматическая личность на­ционального масштаба.

Несколько барьеров непонимания связаны с формой и методами подачи инфор­мации и поэтому рассматриваются также в курсе риторики. Речь идет о фонетичес­ком барьере (непонимание языка, неприятие темпа речи, неадекватность ее и сопут­ствующих жестов, т. е. несовпадение вербальной и невербальной составляющих процесса коммуникации); семантическом барьере (непонимание смысла, когда один из общающихся использует непонятный жаргон, придает словам иной ракурс); сти­листическом барьере (несоответствие содержания и стиля, формы изложения — высоким стилем об обыденном и наоборот, низким стилем о возвышенном); логи­ческом барьере («это — не наша логика, а такие аргументы для нас неубедительны»). Существует барьер избегания, когда партнер уклоняется от контакта, от информа­ции (так реагирует заядлый курильщик на информацию о вреде курения).

Успех общения зависит от заинтересованности сторон и умения предвидеть и преодолевать барьеры непонимания. Преодолеть избегание можно, управляя внима-

нием, привлекая его и поддерживая. Если в аргументации нужно сослаться на чье-то мнение, этот человек должен быть из числа авторитетов для слушателя. Следует учитывать культурный уровень, словарный запас, профессию и возраст восприни­мающего, прогнозировать логику его размышлений, пользоваться достижениями науки риторики, готовя выступление. Главное — это желание понять партнера, «слу­шать, чтобы услышать». Небольшое дополнение к сказанному: различают направ­ленное критическое и эмпатическое слушание. Причем первое связано с целью найти зацепку для контрсуггестии, а второе способно обеспечить будущее сотрудничество. От вашего понимания цели общения, настроя зависит и его результат.

Принципы и методы убеждения работников компании «Крайслер», которые ис­пользовал ее руководитель Ли Якокка в целях формирования сторонников и со­гласия на «затягивание поясов», таковы:

♦ равная ответственность (необходимая экономия средств достигалась за счет уменьшения оплаты труда всех категорий работников, включая главу фир­мы);

♦ принцип сохранения квалифицированного персонала как основы будущего развития компании (лучше убедить работников пойти на временное сокра­щение доходов, чем прибегнуть к массовым увольнениям);

♦ открытая экономика, причастность, доведение до каждого работника истин­ных данных о состоянии организации;

♦ повышение доверия к руководству с помощью предоставления работникам информации «из первых рук» о принимаемых мерах и ходе реорганизации компании (для этого в состав совета директоров был кооптирован руководи­тель профсоюзной организации).

В конечном счете, коллектив корпорации согласился с оценкой положения, необ­ходимостью преобразований и их проведением.

Ситуация кризиса

Причины кризиса компании могут быть различны и многообразны, поскольку ком­пания, как открытая система, находится под воздействием факторов внешней и внут­ренней среды, объективных и субъективных. Обязательным элементом стратегии и тактики фирмы должны быть меры, программы, алгоритмы поведения в случае того или иного кризисного явления, что присуще активной стратегии рынка.

В подобных случаях проводятся объективные аттестации работников, перерас­пределение обязанностей, оптимизация нагрузки с последующим пересмотром дол­жностных инструкций. Иногда полезно частичное обновление персонала, вливание «свежей крови» и привлечение специалистов высокой квалификации (эта мера тре­бует особой осторожности, чтобы не нарушить позитивное отношение работников к организации, не разрушить их лояльность). В этот период полезно произвести изме­нения планового характера или ряд непопулярных, но давно назревших мер (по прин­ципу «менять — так менять»).

Кризис организации проявляется как внешний фактор по отношению к работни­кам («форс-мажор», обстоятельства «непреодолимой силы», не зависящие от ра­ботника, при котором влияние работника на развитие событий минимально, а по­следствия могут носить радикальный характер, вплоть до статусных, определяющих дальнейшую жизнь). Западный опыт говорит о приоритете проблем персонала (осо-

бенно ключевых специалистов) в успехе перестроек, реорганизаций, поиска выхода из кризисных ситуаций.

Организация в этих условиях может «пустить процесс на самотек», устранить работников от информации и принятия решений, «подвесить» их в состоянии нео­пределенности. Тогда наиболее вероятно падение лояльности, преданности фирме, выражающееся в определенных формах поведения работников:85

♦ снижение уважения к начальству;

♦ критическое отношение, скептицизм по отношению к ценностям корпорации:

♦ равнодушие к миссии фирмы;

♦ потеря желания работать с полной отдачей;

♦ ухудшение отношения к труду;

♦ конфликты с коллегами и начальством;

♦ нежелание подчиняться внутреннему режиму;

♦ желание решить, пока возможно, свои проблемы за счет фирмы; увеличение опасности и случаев мошенничества;

♦ попытки «продать» коммерческие тайны организации и т. п.

Короче, работники пытаются решить свои проблемы за счет фирмы и в ущерб ей, ибо она не смогла оправдать их надежд на будущее, обеспечить стабильность в жиз­ни и т. п. Это усугубляет и без того незавидное положение организации.

Примерно то же самое отмечают и американские ученые в качестве психологи­ческих форм и факторов проявления сопротивления работников изменениям86 (а какое изменение более радикально, чем кризис?):

♦ страх неизвестности;

♦ неумение адаптироваться к переменам;

♦ антипатия к менеджменту или другим носителям перемен;

♦ неверие в других людей;

♦ потребность в безопасности;

♦ желание сохранить статус-кво.

Ориентированная на баланс интересов концепция сокращения персонала вклю­чает в себя:

а) сокращение персонала в увязке с перспективами развития организации, что
дает возможность заблаговременно принимать необходимые меры и обеспе­
чить минимизацию социальных издержек;

б) заблаговременную разработку критериев отбора для принятия решения об
увольнениях с участием совета работников предприятия;

в) выбор наиболее щадящего способа увольнения, его смягчения путем компен­
сации, метода «аутплэйсмент»;

г) попытку прийти к балансу интересов в самой системе социальной эффектив­
ности (например, согласовав вариант «сокращенное рабочее время для всех»
вместо «увольнение нескольких работников»).

Таким образом, управление организацией объективно включает и регулирова­ние изменений, начиная с их прогнозирования и предвидения, включения в страте-

гию организации (активная и интегративная управленческая стратегия), и завершая мерами типа:

♦ прозрачного целевого управления, управления по целям (насколько это воз­можно в условиях необходимости сохранения коммерческой тайны);

♦ мобилизации коллективного потенциала, привлечения всех работников к по­искам путей решения проблем фирмы (известно, что в течение жизни каждый человек додумывается хотя бы до одной продуктивной идеи. Если же стиму­лировать появление идей, возможны ценные для организации находки);

♦ демонстрации руководством приоритета интересов сотрудников в случае принятия тех или иных решений;

♦ привлечения работников к принятию решений;

♦ предыдущей политики организации, основанной на восприятии персонала как главного ее достояния, на партнерских отношениях между персоналом и рабо­тодателем и выраженной в коллективном договоре, «Положении о персона­ле», «Этическом кодексе или правилах для работников и администрации организации»;

♦ реализации гуманных принципов во взаимодействии персонала и админист­рации;

♦ активизации деятельности общественных организаций с целью поиска анти­кризисных мер (например, равной ответственности и добровольных жертв со стороны сотрудников в интересах спасения организации);

♦ поощрения инициативы и творчества (в том числе, коллективного);

♦ активизации службы управления персоналом в вопросах психологического консультирования.

Превентивные действия службы управления персоналом:87

1. Гибкая организационная структура «под задачи» организации. Лишние под­разделения следует ликвидировать с перераспределением и частичным уволь­нением сотрудников.

2. Определение приоритетов Б развитии персонала и реализации функций управления им.

3. Ежегодная аттестация.

4. Систематический пересмотр (актуализация) «Положений о подразделени­ях» и «Должностных инструкций» с целью их совершенствования в соответ­ствии с изменениями в разделении и организации труда, а также в связи с изменениями уровня профессионализма работников.

5. Разработка компенсационных пакетов (размера, структуры, соотношения раз­личных форм вознаграждения работникам) с ориентацией на конечные ре­зультаты, значимые для организации (например, система сквозных показате­лей), и с учетом индексации.

6. Разработка системы постоянно действующих антидевиантных мер, в том чис­ле на случаи возникновения объективных причин к снижению уровня пре­данности фирме (например, при угрозе увольнения). Речь идет о защите кон­фиденциальной Информации, включая соответствующие положения в трудовых соглашениях, и мерах против мошенничества (внутренний аудит).

7. Постоянное информирование сотрудников о состоянии рынка товаров и услуг, на котором действует организация, формирование рыночного мышле­ния, обеспечение причастности к проблемам организации.

8. Превентивные меры (начиная с момента принятия сотрудника на работу) в случае снижения деловой активности фирмы и необходимости проводить сокращения работников (хотя эти меры и не способствуют формированию у работника преданности фирме и увязке его жизненных целей с ее целями). Это меры такого типа: заключение срочного трудового договора, заключение договора о сохранении коммерческой тайны, конфиденциальной информа­ции, служебной тайны, о материальной ответственности, ознакомление под расписку с должностной инструкцией (для руководителей подразделений еще и с Положением об этом подразделении), Правилами трудового распо­рядка, Положением об оплате и стимулировании труда, Коллективным дого­вором (если таковой имеется); специальные меры в случае необходимости увольнения (например, «В случае подписания уведомления об увольнении работник считается работающим дома», чтобы не ухудшался социально-пси­хологический климат. Правда, в этом случае нарушаются принципы аутплейс-мента).

9. Безусловное соблюдение Закона.

К этому перечню правомерно добавить внесение в нормативные документы по трудовым отношениям разделов, определяющих поведение сторон в условиях кри­зиса организации, а также принципов, критериев, показателей, на основании кото­рых принимается решение об оставлении или увольнении работников.

В случае неизбежности сокращения численности персонала, последовательность и характер процедур должны состоять в строгом соответствии с требованиями трудо­вого законодательства, не противоречить коллективному договору, Положению о пер­сонале, должностной инструкции, трудовому соглашению (контракту). В коллектив­ном договоре обычно определяется порядок увольнения персонала в случае снижения деловой активности фирмы и порядок найма ранее уволенных в случае ее возраста­ния. Если есть возможность, «пилюлю» следует подсластить выходным пособием, рекомендательным письмом, помощью в трудоустройстве, переподготовке и т. п.

Стивен А. Джессеф — вице-президент фирмы по проведению поиска и определе­нию людей на работу, на основании профессионального опыта и длительных наблю­дений подготовил рекомендации для менеджеров по увольнению служащих:88

1. Не уведомляй людей об увольнении из-за отсутствия работы или ликвида­ции их должностей в четверг или пятницу, или за день до праздника, когда у них будет дополнительное время для размышлений. Это не касается увольне­ний, когда требуется немедленное действие. Будь деликатным и не увольняй человека в день его рождения, годовщину свадьбы или начала работы в фир­ме. Если возможно, не увольняй женщину, когда она беременна, или разво­дится, или болеет, или после недавней смерти члена семьи.

2. Не разрешай сообщать об увольнении непосредственному руководителю. Та­кое сообщение делается в присутствии, как минимум, твоего заместителя по кадровым вопросам.

3. Не выражай причину увольнения своими словами и не давай увольняемому возможности подумать, что ты просто не любишь его. Сообщи причину офи-

циально, с точными и аргументированными фактами плохого выполнения подчиненным работы или тяжелого положения фирмы. Никогда не унижай человека, независимо от причины увольнения.

4. Не сообщай противоречивую информацию. Нельзя увольняемому говорить об одной причине, а сотрудникам — о другой. Чтобы избежать конфликта, некоторые менеджеры сообщают своим служащим, что их должность сокра­щена (ликвидирована), а затем говорят оставшимся, что человек просто не выполнял свою работ}'. Но такое поведение открывает дверь для незаконных действий и заставляет оставшихся служащих задуматься, честен ли руково­дитель с ними.

5. Не говори никому, кроме тех, кто обязан знать, что человек будет уволен. Если такая информация распространится, это может произвести панику во всей организации и увеличить чувство возмущения увольняемого.

6. Не уведомляй слишком рано об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации должности.

7. Не проси человека немедленно освободить стол или запирающийся ящик (шкафчик) и покинуть офис. Время после работы или уик-энд — вот наибо­лее подходящее время для того, чтобы уволенный это сделал.

8. За исключением случаев мошенничества или кражи, не пользуйся услугами фирменной службы безопасности (чтобы ее сотрудники проводили уволен­ного из здания).

9. Не жди, что уволенные будут вести себя разумно после сказанного, что для них больше нет работы.

 

10. Не забывай «золотое правило»: «если что-то не понимаешь в поведении чело­века, представь себя на его месте».

11. Поручи одному из своих ближайших сотрудников контактировать с уволен­ным до тех пор, пока он не найдет другое место работы.

Еще один важный момент: необходимо соблюдать требования трудового законо­дательства.

Варианты высвобождения персонала с ориентацией на социальную эффектив­ность, минимизацию социально-психологических издержек, избегание конфлик­тов хорошо наработаны в Германии.89

Решения по сокращению персонала должны быть убедительными, чтобы не до­пускать возникновения слухов и недоброжелательности, а также чтобы в каждой конкретной ситуации находились компромиссные решения (например, избежание увольнения до тех пор, пока применимы другие варианты — прекращение найма, досрочный выход на пенсию с выплатой соответствующей компенсации и т. п.).

Варианты высвобождения персонала:

1. Прекращение найма.

2. Перемещения.

3. Сокращение регулярной продолжительности рабочего дня, в том числе за счет:

а) отмены (сокращения) сверхурочных,

б) введения сокращенного рабочего дня и активизации использования дого­ воров о занятости неполный рабочий день.

4. Прекращение выдачи на сторону заказов, которые предприятие может выпол­нить собственными силами.

5. Введение укороченной рабочей недели.

6. Другие отдельные мероприятия:

а) денежные компенсации при добровольном уходе с фирмы,

б) досрочный выход на пенсию,

в) метод «аутплэйсмент» («консультации, не связанные с размещением, тру­
доустройством работника»: организация активно старается эмоционально
облегчить сотруднику процесс разрыва с ней и помочь в поиске нового
места работы путем выдачи рекомендаций, разрешения пользоваться фир­
менными компьютерами, факсами и телефонами для этого),

г) увольнение отдельных сотрудников по признаку большей нерадивости,
меньшей отдачи для фирмы.

Американцы переживают ситуацию увольнения в среднем каждые пять лет. Тео­ретики менеджмента пришли к выводу, что через 3,5-5 лет работы на одном месте в той же должности человек перестает воспринимать как привлекательные любые факторы обогащения труда (самостоятельность, ответственность, значимость, об­ратную связь, право управления ресурсами и условиями труда).90 При рыночной экономике человек постоянно ищет и получает возможность выгодно продать свою рабочую силу. Слабым, но, тем не менее, утешением для увольняемых могут послу­жить примеры становления отечественного бизнеса, многие руководители которого вышли из инженеров оборонных предприятий, на которых произошел резкий спад деловой активности. Полезно вспомнить карьеру не очень удачливого голливудско­го актера Рональда Рейгана, а также уволенного Г. Фордом менеджера Ли Якокки.

Это помогает организации выжить, выстоять, выйти из кризиса с наименьшими потерями, сохранить персонал, работоспособность. Как писал Эндрю Карнеги, вы­дающийся предприниматель США (1835-1919)91: «Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей — и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабри­ки, но оставьте мне моих людей — и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних».












Приложение (может служить справочным материалом для менеджера)

Очерк существенных для управления в экономической среде черт, качеств, свойств личности

Потенциал личности

В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической дея­тельности (это понятие рассматривается также и в учебнике «Основы управления персоналом»).92 Потенциал — заложенные возможности к выполнению тех или иных функций при благоприятных условиях развития способностей, задатков, до­ведения их до умений, навыков.

По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личностных харак­теристик работника, состав которых определяется требованиями участия в произ­водственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смыс­ле определение потенциала следует рассматривать в ряду других методов построе­ния профилей работников.

«Все формы коллективного хозяйства могут быть эффективными только при высоком уровне нравственности работающих и, особенно, руководителей»,93 иначе фирма падет жертвой мошенничества своих же работников.

А. А. Погорадзе со ссылкой на исследование В. Г. Нестерова и Л. И. Иванько определяет структуру культурно-производственного (личностного) потенциала ра­ботника следующим образом: «...профессиональные знания, умения и навыки, обус­ловливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал); работоспособность (психофизиологический потенциал); интеллектуальные, по­знавательные способности (творческий потенциал); способность к сотрудниче­ству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенци­ал); ценностно-мотивационная сфера (идейно-мировоззренческий, нравственный потенциал)».94 В эту систему считаем необходимым добавить лидерский потенци­ал и потенциал к развитию. Тогда структура трудового потенциала, на наш взгляд, будет выглядеть полнее.

Целесообразно отметить и наличие у группы в хозяйственной организации груп­пового потенциала (потенциал команды), состоящего фактически из этих же эле­ментов.

В этой связи стоит определить один из основополагающих факторов эффектив­ности производства: руководитель современной формации должен ставить перед собой и решать проблемы выявления личностного и группового потенциала персо­нала, создания условий для его всестороннего использования и обеспечения на этой основе развития личности, группы, процветания организации. Уровень использова­ния потенциала является критерием этики руководителя и внутренней этики орга­низации. Если используется только квалификационный и психофизиологический потенциал, значит руководитель является последователем и приверженцем техно­кратического подхода к персоналу, а его непонимание возможностей других состав­ляющих потенциала ограничивает развитие организации. Этот случай отношения к персоналу напоминает использование многофункционального сложного оборудова­ния для выполнения всего одной примитивной операции.

Регуляторы поведения личности и группы

В их качестве выступают:

♦ многочисленные внутренние факторы и свойства, составляющие основу лич­ности человека: генетические и психофизиологичекие, пол, возраст, состоя­ние здоровья, исторический период существования, условия социализации, природно-климатические условия, вид окружающей цивилизации и куль­туры, особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воли, речи, деятельности, эмоций, ориентации (потребности, мотивы, убеждения, миро­воззрение, идеалы), темперамента, характера, задатков, склонностей, способно­стей, вида профессиональной деятельности, семейных референтных факторов, а также ближайшего окружения (социальные и психологические регуляторы);

правовые нормы и декреты государства {политическиерегуляторы), произ­водственно-административные распорядки, организационные уставы и инст­рукции {организационные регуляторы);

♦ обычаи, традиции, общественное мнение {общественные регуляторы). Мо­раль (нравственность) как система нравственных норм, являющаяся формой общественного сознания, также выполняет функцию регулятора поведения. В хозяйственных организациях, воспринимающих человека как субъект, цен­ность, регулирование его поведения осуществляется на основе стимулирова­ния в направлениях, соответствующих мотивам поведения. Задача такой орга­низации — выявить актуальные мотивы поведения работника, лежащие в их основе потребности, интересы, ценностные ориентации, и обеспечить аде­кватное внешнее воздействие, т. е. стимулирование (при условии, что это реально выполнимо). В этом случае эффективность воздействия будет наи­большей, и при наименьших затратах.

Стимулы, находящиеся в распоряжении организации, могут быть ориентирова­ны на удовлетворение витальных потребностей человека, способствующих поддер­жанию биологического существования организма (возможности получения пищи, одежды, жилья, ощущения безопасности), а могут быть направлены на удовлетворе­ние духовных и социальных потребностей (развития личности, трудового потенци­ала, культуры, ощущения значимости, причастности к делам группы, организации и т. п.) Эти вторые — более сложны в разработке и реализации, но и более перспектив­ны для организации и человека, поскольку способствуют наращиванию потенциала, а значит, увеличению отдачи. Они же содействуют и развитию личности, реализа­ции смысла жизни.

Стимулы могут быть групповыми и индивидуальными, материальными (нату­ральные выдачи), денежными, косвенно-материальными (в форме льгот), мораль­ными.

Моральные стимулы направлены на восприятие психикой человека, на его чув­ства, эмоции. Они могут быть негативно ориентированными (на страх, зависть и т. п.) и позитивно направленными (на удовлетворение творчеством, достигнутыми результатами, на здоровое соперничество, уважение и самоуважение, на эстетичес­кое восприятие и т. п.).

Поскольку культура является верхним и самым «нежным», трудно формируе­мым и ценным слоем в структуре личности и общества, именно ее уровень определя­ет ценность человеческого существования, значение общества, его потенциала и вкла­да в развитие. Управление персоналом, направленное на возделывание и развитие культуры (развивающее управление) — та цель, к которой должны стремиться руко­водители и которая, по большому счету, соответствует представлениям о смысле жизни вообще. Напомним, что потенциал человека представляет собой сложный сплав, включающий такие компоненты, как здоровье, образование, квалификацию, нравственность, творческие способности, возможности взаимодействия, развития, лидерства. Почти так же можно определить и групповой потенциал.

Свойства личности. Исследование самооценки личности Личность95 в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Личность в широком смысле слова определяется по-разному представителями раз­личных психологических школ.

Личность в узком смысле — это уровень «интегральной индивидуальности», на ко­тором осуществляются самые главные жизненные выборы, принимаются решения, имеющие судьбоносное значение для индивида. Только на таком уровне выявляется подлинная система жизненных ценностей, его представление о своем жизненном пред­назначении и смысле существования. Это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности.

В гуманистических философских и психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Аспекты проблемы понимания личности:

♦ многогранность феноменологии, отражающая многообразие проявлений че­
ловека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни.
Феномен (от греч. «являющийся»):

1) необычный, исключительный факт, явление;

2 ) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувствен­ном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена) — СЭС;

♦ междисциплинарный статус личности, находящейся в сфере изучения обще­ственных и естественных наук;

♦ зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто суще­ствующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

♦ несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, иссле­дуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного че-ловекознания. Индивидуальность — (от лат. individuum — «неделимое», «особь») — неповторимость, уникальность свойств человека. В психологии используется при описании двух явлений: при анализе индивидуальных раз­личий — как своеобразие свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности); при анализе иерархической организа­ции психических свойств человека — выступает как ее высший уровень по от­ношению к индивидуальному и личностному уровням (индивид — личность — индивидуальность). По Б. Г. Ананьеву, личность — это «вершина» структуры психологических свойств, а индивидуальность — «глубина» личности («инди­видом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»);

♦ разведение двух установок — исследовательской, ориентирующей специали­ста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической, направленной на формирование и коррекцию личности в соответствии с це­лями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специали­сту конкретным человеком.

Три основных ориентации и одно обособленное направление в понимании лич­ности и факторов ее формирования по-разному подходят к этой проблеме и иссле­дуют в соответствии со своими представлениями разные ее аспекты:

♦ в рамках биогенетической ориентации — аспекты развития человека как ин­
дивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами

(задатками, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом тело­сложения, нейродинамическими свойствами мозга, органическими побуж­дениями и др., которые проходят в процессе онтогенеза различные стадии созревания в рамках филогенетической программы). В основе созревания приспособительные процессы организма изучаются психофизиологией ин­дивидуальных различий, психогенетической психосоматикой, нейропсихо­логией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией;

♦ в пределах социогенетической ориентации — процессы социализации, освое­ния человеком социальных норм и ролей, приобретения социальных устано­вок, формирование социального и национального характера. Вопросы социа­лизации или, в широком смысле, социальной адаптации разрабатываются социологией и социальной психологией, этнопсихологией, историей психо­логии;

♦ представители персоногенетической ориентации исследуют проблемы актив­ности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способнос­тей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в рамках общей психологии; разные же аспекты этих проблем освеща­ют психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая и гуманисти­ческая психология;

♦ в рамках системного историко-эволюционного подхода лежит метафизичес­
кая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов —
среды и наследственности. (Метафизика — противоположный диалектике
философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и неза­
висимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источ­
ник их развития, а также философское учение о сверхчувственных — недо­
ступных человеческому опыту принципах бытия). Значение слова — после
физики.
(СЭС). Индивидуальные свойства человека рассматриваются как
«безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизнен­
ного пути могут стать продуктом этого развития. Социокультурная среда с ее
нормами, ценностями, орудиями, ролями, церемониями, системами знаков
является источником, а не фактором, непосредственно определяющим пове­
дение. Фактор же (движущая сила) и основание развития личности есть сов­
местная деятельность и общение. Взаимоотношение между индивидом как

■ продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, такова: «индивидом рож­даются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как от­носительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включе-~ния индивида в пространство межиндивидных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаружива­ет способность ею стать, что реализуется в социально значимой деятельности. Этим и определяется развитие человека как личности.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и резуль­тат вхождения человека в новую социокультурную среду. Обычны при благоприят­ных условиях этого три фазы: адаптация, индивидуализация и интеграция. Если не

удается преодолеть трудности адаптации, возникает конформность, зависимость, робость, неуверенность; если нет понимания индивидуальности, то возможно фор­мирование негативизма, агрессивности, подозрительности; если не устраняется противоречие между стремлением быть особенным и требованиями общности на стадии интеграции, то наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция, либо вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии развития (можно исследовать, что происходит с личностью в процессе ее вхожде­ния во власть, и как этот процесс развивается для разных личностей, с разным вос­питанием, ценностными установками, мотивами и т. п.).

Очень важны для развития личности отрочество и юность, когда человек начина­ет выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Понятие самооценки(Психологический словарь) — ценность, значимость, кото­рой индивид наделяет отдельные стороны своей личности, деятельности, поведе­ния. Самооценка выступает как относительно устойчивое образование, компонент «Я», процесс самопознания. Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с дру­гими людьми. Отражая степень удовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, дости­жения целей определенного уровня притязаний личности. Защитная функция, обес­печивая относительную, стабильность и автономность личности, может вести к ис­кажению данных опыта и, тем самым, оказывать отрицательное влияние на развитие. Эта сложная система характеризуется по следующим параметрам:

1) уровню — высокая, средняя, низкая;

2) соотношению с реальной успешностью — адекватная и неадекватная (завы­шенная и заниженная);

3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная.

Личностный смысл— осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объек­тов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в его жизнедеятельности. Это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика. Одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для различных людей. Личностный смысл объекта или явления определяется тем, в ка­кой связи они находятся с мотивами, потребностями и ценностями субъекта.

Идентификация(Психологический словарь) это:

1) уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посред­ством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают фор­мироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полороле-вая идентичность и ценностные ориентации;

2) отождествление с персонажем художественного произведения, благодаря ко­торому происходит проникновение в его смысловое содержание, эстетичес­кое переживание;

3) механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном упо­доблении объекту, вызывающему страх и тревогу;

4) проекция — приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств;

5) групповая идентификация — отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценно­стей, осознание себя ее членом;

6) (в инженерной и юридической психологии) распознавание, опознание ка­ких-либо объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.

Я-концепция.96Это система специфических убеждений, с помощью которых человек определяет, кто он собственно есть. Я-концепция состоит из элементов, или Я-структур, психических моделей, с помощью которых мы организуем нашу жизнь и обрабатываем социальную информацию, воспринимая, запоминая и оценивая себя и других.

Я-концепция влияет на избирательность памяти (память формируется вокруг нашего основного интереса — самих себя. Когда мы думаем о чем-то в связи с собой, то запоминаем это лучше, а сами мы — это то, что, по нашему мнению, мы и есть. Ощущение самих себя лежит в центре нашего мира, и рассматривая себя как центр этого мира (что естественно), мы переоцениваем свою роль в поведении других лю­дей: нам кажется, что их поведение больше нацелено на нас, чем на самом деле. а потому часто берем на себя ответственность за события, в которых наша роль не­значительна.

Я-концепция включает не только убеждения в том, кто мы сейчас, но и то, кем мы могли бы стать (наши возможные Я, желаемые и нежелаемые). Отсюда мотивация к достижению целей, к которым мы стремимся в жизни.

Самоуважение— всеобъемлющая самооценка, или чувство собственного досто­инства.

Процесс самопознаниясопровождается многочисленными субъективными оцен­ками, ситуативными обстоятельствами, субъективной интерпретацией, приписыва­нием причин (атрибуцией) и ранжированием факторов. Студенты, получившие таб­летку, якобы вызывающую те же симптомы, что и удар током, выдерживали гораздо большую силу тока (в 4 раза), чем те, что не получили таковой и не вспоминали о ней, когда у них спрашивали, почему они так долго могли терпеть электрические удары (с. 67-68). В эксперименте же ожидалось, что они, наоборот, будут более чувствительны к воздействию тока.

Когда причины неочевидны наблюдателю, они неочевидны и исследуемому. Причины выбора колледжа студентам-предпоследнего курса более понятны в разре­зе факторов, чем первого. (Вывод о пользе и невольной регуляции поведения, отве­тов при наличии меню в опросниках. Нам легче выбрать что-то по подсказке, если в ней есть нечто, совпадающее с нашей интуицией, чем самому дать определения, вы­брать и назвать причины, факторы). Психические процессы, контролирующие наше поведение, отличаются от психических, посредством которых мы объясняем это поведение (с. 69).

Я-концепции, в соответствии с культурой, могут быть взаимозависимыми и не­зависимыми.

Все вышеизложенное влияет на самовосприятие руководителя и его поведение в отношение других. Кто он? Акула бизнеса или дельфин, эгоист или альтруист, пони­мает или нет свою социальную ответственность, руководя и влияя на жизни других людей? Эти вопросы каждый решает сам и по-своему.

Восприятие

Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непо­средственном их воздействии на органы чувств.97 Это активный процесс, в котором реализовано множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Перцептивные действия — основные структурные единицы про­цесса восприятия у человека. Они связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразова­ниями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам дея­тельности и предметному миру образа?6

Восприятие модально и обладает такими свойствами:

♦ системности, когда воспринимаются не только элементы, но и вся структура в
целом (например, ноты и мелодия);

♦ предметности, когда мы связываем свойства предмета, доступные ощущени­ям, со всеми иными известными нам свойствами;

♦ избирательности, когда мы воспринимаем один и тот же предмет по-разному (лестница Шредера, она же — карниз);

♦ апперцепции, когда наше восприятие зависит от нашего опыта, интересов, отношения к жизни, установки, настроения, знаний и т. п., а также и от работы подсознания (на этом свойстве восприятия основаны, в частности, проектив­ные тесты);

♦ осмысленности и обобщенности, когда мы в состоянии на основе фрагментов увидеть целое;

♦ константности — относительного постоянства воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния до него, ракурса, осве­щенности.

Восприятие является саморегулирующимся действием, в котором принимает участие сознание человека.

Многообразны ошибки, искажения восприятия.

Виды восприятия (в зависимости от объекта отражения): величина, форма, объем­ность, удаленность, а также восприятие времени, движения, человека человеком.

В последнем случае наиболее сложно что-либо определить, систематизировать, поскольку здесь в наибольшей степени проявляется субъективность, уникальность и вообще личность как в психологическом, так и в социальном аспектах. Это воспри­ятие имеет место в общении. Для анализа и прогнозирования предстоящего дело­вого общения специалисты в области социальной психологии (Г. М. Андреева," Ю. С. Крижанская, В. И. Третьяков,100 рекомендуют выделять и рассматривать три взаимосвязанных аспекта, три элемента, три стороны процесса общения — перцеп­тивную, коммуникативную и интерактивную.

Перцептивная сторона общениясвязана с восприятием партнера (перцепция — восприятие), впечатлением от него. Она позволяет рассмотреть факторы, влияющие на установку и отношение к партнеру безотносительно к предмету общения. В рам­ках перцептивного аспекта общения анализируются факторы, влияющие на форми­рование первого впечатления, проявляющиеся и влияющие на впечатление при дли­тельном общении, исследуется влияние на впечатление и восприятие партнёром контекста, обстоятельств и ситуации общения и проявлений самоподачи.

Первое впечатление направлено на выявление принципиальных качеств партне­ра: «свой — чужой», «полезный — бесполезный», «хороший — плохой» и других, определяющих возможность развития процесса общения. От восприятия этих ка­честв зависит наше поведение и ожидание поведения партнера. Эти качества и по­следующее отношение к партнеру определялся факторами превосходства (одежда, манеры и т. п.), привлекательности, отношения к нам. При этом, восприняв воздей­ствие одного из факторов и определив на этой достаточно зыбкой основе отношение к партнеру по общению, мы склонны воспринимать другие проявления его личности уже через призму наших поспешных выводов. Часто наше восприятие основано на стереотипах, предубеждениях, установках, отражающих групповое или обществен­ное мнение относительно системы качеств представителей других групп.

Стереотипизация — это классификация людей по принадлежности к группе, со­циально-экономическому классу, физическим характеристикам. На этой основе формируется упрощенное представление о них и прогнозирование поведения на этой недостаточной базе. Стереотип — это обобщение, которого придерживаются члень: одной группы в отношении представителей другой. Стереотипы помогают ориенти­роваться на первых этапах общения, но зачастую препятствуют формированию бо­лее объективного представления о человеке.

Предубеждение является обобщением (стереотипом) и суждением о других лю­дях без знания их мотивов. Оно способствует поиску подтверждения своего мне­ния, его подкрепления с тем, чтобы определить свое положение в обществе, по край­ней мере, относительно данной группы. Чаще всего люди ищут группу как мишень для агрессии и самовозвышения.

Установки — это ориентиры, позволяющие так или иначе воспринимать челове­ка, событие, сообщение. Установки имеют три измерения: когнитивное (осмысле­ние), аффективное (позитивное или негативное отношение), поведенческое (реак­ция в соответствии с убеждением и переживанием).

Например, суждение — «преподаватель слишком строгий» создает отношение — «не люблю принуждения». Отсюда и поведение — «не пойду на занятия». Вот и сформировалась установка на прогул занятий.

Принадлежность человека к той или иной устойчивой группе требует от неге принятия ее норм, правил, традиций, стереотипов, убеждений. Однако человек -не муравей, он вполне уникален, и суть его личности не ограничивается групповыми параметрами. Чтобы избежать или снизить возможность ошибки социальной пер­цепции, следует прояснить восприятие, отказаться от стереотипов. Полезно, к при­меру, мысленно представить этого человека в другой ситуации, в ином окружении т. е. включить воображение и проявить здоровый скепсис по отношению к предъяв­ляемым факторам первого впечатления.

В процессе длительного общения мы получаем возможность воспринимать чело­века на основе более значительной и всесторонней информации о нем — по совокуп­ности внешних проявлений, поведения и невербальных средств общения. Для боле^ глубокого и точного восприятия эффективен механизм эмпатии — восприятия, ос­нованного на умении и стремлении поставить себя на место другого, взглянуть на мир и ситуацию его глазами, почувствовать его состояние, позицию и учесть это в своем поведении. Эмпатия — скорее позиция заинтересованности, открытости, до­верия, чем техника общения. Хотя сензитивность (чувствительность) поддается тре­нировке. Одним из простых приемов эмпатического восприятия является попытка

настроиться на партнера — принять его позу, использовать его темп речи, осмыслить его состояние. К сожалению, свойство эмпатии слабеет с возрастом человека.

Восприятие зависит и от тех мотивов, целей, намерений, которые мы склонны приписывать в качестве обоснования поступков других/Это называется каузальной атрибуцией, которая может быть ошибочной и приводить к неверному восприятию партнера в силу ряда причин. Как правило, мы оцениваем поступки других через призму собственной личности либо сравнивая с каким-либо авторитетом, референ­том (которым чаще всего становимся мы сами). Такая эгоцентрическая позиция чрезвычайно распространена («Я бы на его месте...»). Избежать ошибок в приписы­вании причин, а значит, и в восприятии партнера помогает системный анализ при­чинно-следственных связей, длительное общение, совместная деятельность, осозна­ние уникальности каждого человека и реальная самооценка.

На восприятие партнера существенно влияет фактор самоподачи, который не всегда осознается, но практически присутствует в любом общении и заключается в реализуемом желании направить восприятие партнера по определенному пути. Виды самоподачи таковы: превосходства, привлекательности, отношения, актуального со­стояния, причин поведения. По сути, самоподача является элементом манипуляции, который нужно уметь распознавать и отделять от истинных целей и намерений парт­нера, не позволяя ввести себя в заблуждение. Но есть самоподача как фактор про­фессионализма: мы ждем от врача, юриста, руководителя, педагога уверенности в себе, убежденности в правильности решения и высказываемого мнения.

Направленность личности — это система побуждений, определяющая избира­тельность отношений и активность человека.101

Всегда существовали такие точки зрения на источники активности, смысл жиз­ни человека, как стремление к удовольствиям—гедонизм, исполнение долга (И. Кант), сексуальные влечения (3. Фрейд), социальные стремления к господству или подчи­нению (А. Адлер). Ф. Энгельс писал, что человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге — внешние причины, обстоятель­ства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Побуждать че­ловека могут и материальные, и идеальные мотивы.

Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или поведению.

Потребность — испытываемая человеком необходимость в определенных усло­виях жизни и развития. Выделяют потребности материальные, духовные (познание, т. е. когнитивные, эстетические), общественные (труд, статус, оценка других, друж­ба, любовь, общественная деятельность).

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизнен­ного значения и эмоциональной привлекательности. Возникает на основе потребно­стей, но не сводится к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес — лич­ную приязнь. Углубившийся или утвердившийся интерес может перерасти в потребность. Виды интересов (как и потребностей) — материальные, духовные, об­щественные. Непосредственный интерес — к самому процессу деятельности, опосре­дованный — к ее результату. Пассивный интерес созерцателен, активный же связан с овладением объектом интереса. Интересы могут быть широкими, глубокими, узки­ми, различаться по объему.

Мировоззрение — это система взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Оно является ядром направленности личности, ее отношения к различ­ным сторонам общественной жизни. Оно же — высший регулятор поведения и дей-

ствий личности, определяющий общую ее направленность, целеустремленность, при­дающий стойкость и твердость характеру, сказывающийся на облике человека, со­вокупности особенностей его поведения и действий, привычек и наклонностей.

Качество мировоззрения определяется признаками научности (богатство и глу­бина знаний, свобода от суеверий, страхов, неуверенности), систематичности и цель­ности, логической последовательности и доказательности, степенью обобщенности и конкретности (умением «за деревьями видеть лес» и наоборот), связью с деятель­ностью и поведением (лицемерие, двойная мораль).

Убежденность — это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеа-' лы, которым он следует. Идеи должны слиться с чувством и волей, а поступки, про­тиворечащие принципам, невозможны.

Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящем и которым определяет план самовоспитания. Существуют два типа отношения к идеалу — со­зерцательное и деятельное.

Темперамент, характер102

Первичные индивидные свойства личности — возрастно-половые. При изменении пола изменяется и целостность личности (другая система ценностей, норм, манеры поведения, идеалов — сначала выбор, затем имитация, после чего подгонка «под себя» и коррекция).

Нейродииамика характеризуется скоростью возникновения, развития и протека­ния нервных процессов, их силой, лабильностью (скоростью возникновения и пре­кращения) и др.

Вторичное индивидное свойство — темперамент. Это совокупность динамичес­ких характеристик поведения человека, проявляющихся' в общей активности (объем взаимодействия с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда), в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, возбуди­мость, скорость возникновения эмоций, их сила, быстрота изменения их знака — положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмо­ций). Темперамент детерминирован, в основном, генетически, и может оказывать существенное влияние на выбор профессии (и успех в ней), на стиль деятельности, формирование личности и социальный статус.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующи­ми основными его свойствами:

Сензитивностью — об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо пси­хической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивностью — о ней можно судить по степени непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое за­мечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданный звук).

Активностью — об этом свойстве мы судим по степени активности (энергич­ности) воздействия человека на внешний мир и преодоления им препятствий при осуществлении целей (сюда относятся целенаправленность и настойчи­вость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. п.).

Соотношение реактивности и активности — о нем можно судить по тому, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных вне­шних или внутренних обстоятельств (настроения, желаний, случайных собы­тий) или от его целей, намерений, стремлений, убеждений.

Темп реакций. Об этом свойстве можно судить по скорости протекания раз­личных психических реакций и процессов: движений, речи, находчивости, запоминания; по быстроте ума.

Пластичность и противоположное ей качество —ригидность. О ней мы судим по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воз­действиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его по­ведение, привычки, суждения (ригидность).

Экстраверсия и противоположное ей качество — интроверсия. О них можно судить по зависимости реакции и деятельности человека от внешних впечат­лений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от обра­зов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверти-рованность).

Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве мы судим по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Способности представляют собой уже сформировавшиеся и готовые к ис­пользованию системы функциональных органов, могущие обеспечить успеш­ное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. Их целостная система составляет индивидуально-психологические особен­ности человека, являющиеся субъективным условием успешного осущест­вления деятельности. Это — подструктура личности.

Социальный статус представлен совокупностью взаимосвязанных особенно­стей и черт человека, вытекающих из принадлежности его к конкретным со­циальным группам (формальным и неформальным) и социально-историчес­ким общностям (нация, народность, класс и т. п.). Статус и личность влияют друг на друга. Экстра/интроверсия и социальный статус коррелируют между собой в группах первокурсников, но не на старших курсах. В социологии ста­тус обозначается как определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязан­ностей. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Рефлекс — автоматическая (бессознательная, неосознаваемая) реакция орга­низма на действие какого-либо раздражителя, внешнего или внутреннего.

Рефлексия (отражение) есть форма психической деятельности, проявляюща­яся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, пережи­ваний, эмоций. Она характерна для личностной интравертированности (Тол­ковый словарь психиатрических терминов).

В широком смысле рефлексия — это реакция на внешнее или внутреннее, а также на умозрительное, сформировавшееся в сознании воздействие или его оценку; осмысленное субъективное проявление, поведенческий акт, яв­ляющийся результатом анализа (на уровне сознания или бессознательном) поступившей информации, другого вида воздействия, независимо от их

источника и адекватности истинному положению вещей. Осознаваемое, ос­мысленное или бессознательное отражение в мыслях человека воздействий внешней и внутренней среды выражается в поведенческом акте.

Рецепция (прием, принятие) — восприятие поступающего к периферическим отделам анализаторов раздражения и его преобразование в нервные им­пульсы.

Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, со­провождающееся положительными эмоциями.

Мышление: понятие, компоненты, стили решения мыслительных задач, интеллект

Свойства и качества личности, как правило, не одномерны, не просты, и признав необходимость учета какого-либо из них для включения в профессиональный или личностный профиль успешного работника, следует представлять их структуру, нужные грани и степень выраженности. К примеру, память (форма психического от­ражения реальности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем вос­произведении прошлого опыта) может быть:

♦ генетическая (определяющая строение тела, инстинкты, задатки), и

♦ прижизненная (формирующаяся в течение жизни). Прижизненная память может, в свою очередь, различаться:

♦ по степени произвольности (произвольная, непроизвольная);

♦ по осмысленности (механическая, смысловая);

 

♦ по чувственной модальности, характеру психической активности (двигатель­ная-наглядно-действенная, эмоциональная, образная-наглядно-образная, словесно-логическая-еимволическая);

♦ по продолжительности закрепления и сохранения материала — мгновенная (0,5-1 сек.), кратковременная (особенность — «охват» не более 5-9 единиц разнородной информации), долговременная, оперативная (буферная, от се­кунд до минут).

Память характеризуют также особенности воспроизведения материала и соот­ношение процессов забывания и сохранения.

Мышление как психический процесс (опосредованное, обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях) не менее сложно. Оно связано с речью. Его особенности проявляются при решении мысли­тельных задач. Среди его видов выделяются — наглядно-образное, наглядно-дей­ственное и отвлеченное.

Операционные компоненты мышления:

♦ анализ — разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого;

♦ синтез — служит средством объединения элементов, выделенных в результа­те анализа;

♦ сравнение — позволяет установить сходство и различие отдельных объектов;

♦ абстрагирование — обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других;

♦ обобщение — средство объединения предметов или явлений по их существен­ным признакам и свойствам;

♦ классификация — направлена на разделение и последующее объединение объектов на каких-либо основаниях;

♦ систематизация — обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.104 Целесообразный и эффективный процесс решения мыслительной задачи должен включать ряд этапов, связанных с глубокой научной формой познания действитель­ности:

♦ анализ ситуации, объекта, процессов, явлений в историческом, фактологи­ческом, структурном и других доступных разрезах;

♦ формулировку познавательного противоречия (между потребностями и воз­можностями, целями и ресурсами, между интересами различных субъектов), т. е. проблемы, заданной в виде вопроса;

♦ определение гипотезы (предположительного ответа, обоснованного в рамках исходной теории);

♦ проверку гипотезы путем получения эмпирических (опытных) данных, в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых.

По результатам проверки гипотез осуществляется итерация (возврат к постанов­ке проблемы) или выбор решения.

Согласно исследованиям Дж. Брунера, можно выделить четыре типа выдвиже­ния и проверки гипотез.

Изначальная формулировка всех возможных гипотез, их последовательная про­верка и исключение ложных (дивергентное мышление).

Определение одной гипотезы, ее проверка и, в случае ложности, выдвижение следующей (конвергентное мышление).

Гипотеза не выдвигается, однако предпринимаются попытки случайно натолк­нуться на верное решение («метод тыка»).

Азартный бессистемный поиск решений, выраженный в выдвижении одной или нескольких гипотез и переход к проверке следующей без завершения проверки пре­дыдущей.105

Интеллект (Психологический словарь) — от лат. «понимание, познание»:

1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успеш­ность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

2) система всех познавательных способностей индивида (ощущений, восприя­тия, памяти, представления, мышления, воображения);

3) способность к решению проблем без проб и ошибок — «в уме». Понятие ин­теллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобще­ния поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к но­вым жизненным задачам.

Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения.

1) Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

2 ) Способность решать проблемы;

3) Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

В начале XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка интеллекта как психического свойства: предрасположенности рационально действовать в новой ситуации.

Ж. Пиаже рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравнове­шивания субъекта со средой (структурно-генетический подход). Основоположник факторно-аналитического подхода, Ч. Спирмен, выдвинул идею «генерального фак­тора», рассматривая интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов.

Наибольшее влияние фактор общего интеллекта имеет при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, а наименьшее — при выполнении сенсорных тес­тов. Ч. Спирмен выявил также «групповые» факторы интеллекта (механический, лингвистический, математический), а также «специальные» — определяющие успешность выполнения отдельных тестов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...