Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности современной мотивации труда
Концептуальный недостаток большей части современной российской экономической литературы заключается в упрощенности и однобокости в восприятии и интерпретации человека как субъекта экономических и трудовых отношений.1 Человек — это чрезвычайно сложно организованная и изменчивая система. Нынешний подход к ней способен усмотреть только наиболее «незыблемый» фундамент, «невольником» которого является человек и его непреложные «базисные потребности». В них-то и заключена детерминированность поведения, переживаемая и осознаваемая им, как источник несвободы, заложницей которой является сама личность. Именно базисные потребности человека могут выступить «сферой» его зависимости от субъекта, который сможет поставить их реализацию под свой прямой или косвенный контроль. В этом отношении «человек экономический» действительно объектен. Ведь он способен утратить субъектность перед лицом «экономически» более могущественного субъекта. В таких экономических условиях и основанных на них трудовых отношениях никакое дополнительное мотивирование труда не нужно. Здесь способность сознания человека к рефлексии оказывается излишней. Все равно субъекты трудовых отношений ничего не могут изменить. При этом вместо стимулирования работодатель в отношениях с работниками вполне может обойтись принуждением. Тогда вся инфраструктура экономических, трудовых отношений может быть сведена к механизмам, с помощью которых работодатели прямо или косвенно максимизируют зависимость работников от своей воли. В прямом контрасте с этим наиболее современная, по-настоящему эффективная мотивация трудового поведения основана на рефлексивном отношении работника к себе и своим контрагентам.Говоря условно, сущность современной мотивации труда заключается в целенаправленном изменении того, как работник расценивает нанимателя, отношения между собой и нанимателем, наконец, самого себя — в связи с осознанием вышеназванного.2 Это существенно меняет сам вопрос — какой субъект (субъекты) ответствен за возобладавшую мотивацию? Традиционный ответ однозначен: возобладавшую мотивацию формируют менеджеры. Нередко это дополняется: сами работники несут даже большую, чем менеджеры, часть ответственности за свою мотивацию. Однако такие ответы не являются исчерпывающими. Поскольку мотивирование — это рефлексивное отношение, в круг инициативных субъектов, вольно или невольно несущих ответственность за трудовую мотивацию, неизбежно вовлекает- ся широкий круг властных структур, инстанций, общественных организаций, способных воздействовать на мотивационный потенциал населения. Это — федеральные и региональные власти. Также органы местного самоуправления, союзы предпринимателей, профсоюзы, МОТ, структуры социального диалога, структуры трехсторонних соглашений. Можно прибавить ассоциации юристов, церковь и т. д. Человек как субъект отношений может действовать в направлении активного их изменения, изменяет свою позицию относительно них. Следовательно, трудовые отношения приобретают смысл качественного самоопределения человека как субъекта — их творца и преобразователя.3 Трудовые отношения рефлексивны. В этом качестве они ролевые, точнее, социально-ролевые. Работник рефлектирует относительно своей позиции, регулярно задается вопросом — в какую роль он'по-ставлен контрагентами по трудовым отношениям, в какой роли он оказался и согласится ли с предложенными ролями? В зависимости от существенности различий вариантов ответов на эти вопросы столь же значимыми будут различия в типах его мотивации к конкретному труду. На примере переломного для развития отечественной экономики 1989 года можно удостовериться, что основным двигателем трансформации выступило стремление людей найти новые, более достойные для себя роли в трудовых, экономических отношениях, в жизни страны — роли хозяев своей судьбы и карьеры, своих способностей, своих предприятий, условий своей жизни. Это было стремление представителей различных социальных групп избавиться от роли заложников утопий, оказавшихся несостоятельными; от инфантильных ролей солдат трудовой армии, самоотверженных энтузиастов и т. п. Ныне потребность в трансформации структуры социальных ролей, присвоении более адекватных и зрелых из них, выступила импульсом мотивации участия населения в радикальных экономических реформах. Вместе с тем выяснилось, что на пути к востребованной ролевой трансформации возникли определенные препятствия. Вместо ожидавшейся, сознательно конструируемой смены ролей, повышающей рациональность, социальную справедливость и партнерство, трансформация привела к более сложным и неоднородным переменам. На их фоне произошли частично непредвиденные негативные социально-ролевые изменения, включая криминализацию экономической жизни.4 Поскольку социально-ролевая интегрированность населения страны снизилась, ослабла и идентифицированность наемных работников с ценностями социально-экономической системы. Слабеет готовность населения поддерживать общественное целое, «трудовую» и военную армии. Это проявляется в зафиксированном российской индустриальной социологией падении мотивации труда. Реализовавшиеся трансформации структуры социальных ролей экономических субъектов каждый раз оказываются существенно отличающимися от тех, которые выступали их «социальным заказом», что весьма симптоматично. Сегодня у социальных субъектов все еще отсутствует действенный механизм контроля процессов ролевой трансформации, целенаправленного формирования желаемых ролей. Без такого механизма все опять будет срываться в неуправляемую стихию. В итоге утвердившиеся роли людей «окажутся» осмысляемыми лишь «задним числом», когда мало что можно изменить. Соответственно, для представителей наемного труда снова «подтверждаются» представления, знакомые из недавней политграмоты: более активные социальные субъекты всегда используют их как инструмент, манипулируют ими, навязывают роли помимо социального диалога. Такое положение вещей целесообразно изменить, тем более что современные информационные, организационные, социотехнические средства вполне позволяют взаимодействующим социальным субъектам «заказывать» себе и партнерам наиболее адекватные роли до начала событий.5 Теперь условия позволяют людям, социальным группам формировать и присваивать новые роли себе и партнерам в порядке «социального проектирования».6 Освоение этих возможностей, создание механизма социально-партнерского диалога как раз и способно выступить наиболее эффективным двигателем мотивирования эффективного трудового поведения. В этом заключается принцип поддержки и регулирования мотивационных процессов в сфере труда. В названном контексте можно по-новому определить суть мотивации труда и мотивационных процессов. Их поддержка и регулирование — многоуровневый процесс целенаправленного формирования и развития социального диалога между предпринимателями, наемными работниками, государственными органами, обеспечивающий возрастание доверия, делегирования и принятия ответственной зависимости между участниками трудовых отношений. Сутью этого процесса является возрастание согласованности интересов различных социальных групп, расширение зоны сознательно достигнутого социального компромисса. С точки зрения необходимости теоретически адекватно распознавать уровни мотивационных процессов, важно учитывать, что под эту категорию подпадают как мотивация трудового поведения на конкретном рабочем месте, так и неспецифические воздействия на население окружающей его социальной и культурной среды, ориентирующие его на социальную ценность труда. Чтобы устранить названную неопределенность, в работе предложено теоретически различать две формы мотива-^ ции — к конкретному труду и базовую — к труду как специфической форме социальной деятельности. ' Термин «мотивационный процесс» подчеркивает, что мотивация достигается не прямым, диктующим воздействием, а косвенным — диалоговым. Приглашение к диалогу всегда повышает мотивацию человека к конструктивной деятельности. Оно всегда способствует личностному раскрепощению.7 Таким образом, создание механизма регулирования мотивационных процессов потребует институционального оформления деятельности по интенсификации и содержательному обогащению социального диалога между субъектами трудовых отношений, целенаправленному созданию условий для него. Под содержательным обогащением социального диалога субъектов трудовых отношений целесообразно понимать расширение структуры предметов, по поводу которых осуществляется диалог, расширение сети проблем, по поводу которых достигаются соглашения. Важнейшей составной частью содержательного обогащения социального диалога субъектов трудовых отношений является включение в состав предметов, по поводу которых достигаются трехсторонние соглашения, особого предмета — структуры социальных ролей участников трудовых отношений. Если такая структура становится более благоприятной, то возрастают и основания для социального партнерства, как в рамках трудовых отношений, так и в более широком социальном контексте. Если ролевая структура ухудшается, то схемы, защищающие интересы наемного труда, получают естественные основания для протеста.8 Организационное обогащение социального диалога — это расширение и интеграция многообразных коммуникативных сетей, как на уровне предприятий, организа- ций, так и районов, отраслей, поселений, регионов, общества в целом. С их помощью субъекты трудовых отношений получают возможность вести диалог, представляя в нем свои интересы. Одним из перспективных направлений, набирающих сегодня силу, выступают трипартистские структуры на федеральном уровне, уровне поселений, отраслей, предприятий. Близким к названному направлению является развитие структур так называемого демократического диалога, о котором подробнее будет сказано ниже. Проектирование новых методов менеджмента, социотехник в сфере трудовых отношений традиционно является регулярно возобновляющимся процессом обновления мотивации персонала фирм и предприятий. В нынешних условиях целесообразно этому потоку придать дополнительный смысл и форму — интерпретировать и направлять в русле задач совершенствования мотивационных процессов. Ориентацию потока инноваций целесообразно сделать предметом социального диалога. Конкретным примером инноваций такого типа выступает происходящее в настоящее время внедрение технологий «Российской премии качества», оценочные показатели которой более чем на 50 % имеют социальный характер. Это же относится к внедряемым сегодня командным методам работы с персоналом. Когда организационное обогащение социального диалога рассматривается на уровне региона, поселения, то можно предложить внедрение перспективных форм организации. 1. Мониторинга трудовых отношений, отслеживающего динамику уровня мотивации труда занятого населения. 2. Общественной оценки эффективности деятельности комитета труда, и служб занятости. 3. Регулярного издания специальных бюллетеней, освещающих развитие трудовых отношений и деятельность органов обеспечивающих их развитие. Создание специального телеканала, радиопрограммы для освещения этой проблематики по типу «каналов диалога». 4. Целостной социально-информационной системы, обеспечивающей диалог субъектов заинтересованных в развитии трудовых отношений. Отношение к труду При вышеописанном подходе понятие «отношение к труду» ближе всего по своему смыслу к ролевому аспекту мотивации труда, а в историческом плане — к ролевому этапу мотивации. При этом тип личности работника выступает важным фактором, субъективным обстоятельством, обусловливающим действенность и адекватность как систем мотивирования, так и стимулирования труда.9 Трудовые отношения охватывают индивидуальных и групповых социальных субъектов в связи с трудовыми процессами. Речь идет о полном комплексе субъектов, придающих трудовому процессу социальное качество. Это прежде всего сами индивидуальные и коллективные работники, осуществляющие труд; менеджеры и специалисты, организующие труд и управляющие им; работодатели, обеспечивающие рыночное обращение труда, его факторов и результатов. К ним относятся государственные органы, социальные институты, осуществляющие нормативное урегу- лирование интересов работников и работодателей. Важными субъектами выступают ассоциации работодателей и профессиональные союзы, международные организации, участвующие в регулировании трудовых отношений. Эти отношения закрепляются в формальных и неформальных структурах. Формальные — фиксированы в конституционных нормах, нормах гражданского и трудового права, уставах государственных органов, регулирующих рынок труда и трудовые процессы. Это — трехсторонние соглашения, различные международные соглашения и т. п. Данные формальные структуры проявляются через соответствующие роли, имеющие юридическое определение. Имеются в виду роли работодателя, предпринимателя, фермера, акционера. А также коллектива, работника наемного труда, рабочего, специалиста, служащего, безработного и т. д. Если учесть роли работников, обусловленные технико-технологическими особенностями производства, то список расширится до 2-3 десятков тысяч профессиональных ролей, описанных тарифно-квалификационными справочниками. Все они имеют специальный формализованный смысл. Особняком стоят неформальные роли работников, выступающие важнейшими «естественными» регуляторами поведения людей как основы их личностной самооценки. Такая самооценка, как и оценка «других», закреплена в фольклоре и составляет регуляторный фундамент культуры. Это основа для самоуважения или, наоборот, ощущения дискриминации. Через эти роли люди воспринимают ту «итоговую» оценку, которую они выносят себе и своему месту в обществе. Сильный психологически негативный заряд для лиц наемного труда несут роли «подневольных» — «мы для нанимателя — рабочие лошади (стадо, прислуга, слепое орудие, трудяги и т. п.)». Нейтральная оценка закреплена за ролевой самооценкой — «собственник рабочей силы», «трудоголик», «товар-рабочая сила». Большой положительный заряд несет присвоение ролей «труженика», «сотрудника», «социального партнера», «хозяина». Эти роли составляют ценностное ядро эмоциональной жизни людей. Они носят всеобщий и публичный характер, а потому составляют внутренний каркас повседневной жизни людей. Они являются основой механизма социальных притязаний, поощрения или взаимонаказания, а также самонаказания. В данных оценках заложен импульс и программа к действию. Роли такого типа — это интегральные фокусированные оценки как конкретного ситуативного «положения» человека, так и интегральной оценки его жизни в целом. Например — «победитель» или «побежденный», «достойный» или «утративший достоинство».10 Такие оценки являются социально драматизированными и личнос-тно драматизирующими.1 1 В этом смысле общественное сознание, как и сознание каждого человека, имеет два динамически сбалансированных слоя, впрочем, как и поведение людей. Первый слой ближе к официальному, культурно принятому, ориентирующему на идеал альтруизма, на практике недостижимый. Однако стремление к нему декларируется. Второй слой — рыночная система оценок, где индивидуализм, рыночный эгоизм — принятый и естественный стандарт. В этом слое человек выносит другим людям и себе жесткие рыночные оценки. Этот слой сознания не принято проявлять в ситуациях обычного формализованного, тактичного взаимодействия людей. Он выступает лишь областью подразумеваемых реальностей, параллельной шкалой беспощадно прямолинейных оценок, которую нужно учитывать. Человек обычно стремится максимизировать успешность своего поведения по возможности одновременно в обеих шкалах оценки. В этом заключается серьезная методологическая и этическая трудность. В официальных трехсторонних переговорах используется соответствующая лексика «альтруистического» социального согласия. Но всегда подразумевается наличие потенциальной опасности изменения стратегии партнера и его потенциальной «захватнической» экспансии. Она-то и выступает основным ориентиром совершаемых трансакций. Только те предложения в переговорах имеют праксеологический смысл, которые согласуются со скрытой, тактично не предъявляемой логикой защиты от подразумевающейся возможной экспансии контрагента, логикой поэтапного усиления своих собственных позиций.12 Такой подход позволяет уточнить дополнительный специфический смысл понятия «отношение к труду». Оно связано с представлениями о характере влияния на «потребительную стоимость» конкретной трудовой роли человека, занимающегося данным трудом. Если занятие конкретным видом труда повышает «потребительную стоимость» человека, его ценность в глазах других (как потенциальных или реальных «потребителей» в рамках некоего специфического рынка значимостей человеческих личностей), отношение к такому труду оказывается положительным (он «возвышает»). Если же занятие данным видом труда стигматизирует человека в глазах других, наносит ущерб его репутации, то отношение отрицательное (такой труд «унижает»). Это обстоятельство поясняет, почему ближе всего к понятию «отношение к труду» термин «ролевая самоидентификация» работника, детерминированная его положением в трудовом процессе. То, что человек в совокупном труде закреплен за конкретным видом деятельности, почти автоматически предопределяет его социальное положение, социальную «потребительную стоимость» и, соответственно, его социальную самооценку. Конечно, человек не автоматически воспринимает общественную оценку себя (оценку глазами других), делая ее самооценкой. Он может ценить себя по другим шкалам. Однако такая «свобода» самооценки имеет ограниченный характер. Она не может оказаться произволом человека. Так или иначе, он вынужден «выставить себе оценку». Эта оценка имеет характер ролевого самоопределения, вынужденного отказа от свободы анонимности, предъявления себя на рынок «потребительных стоимостей». Конечно, человек хотел бы сам назначить себе цену. По названной причине «отношение к труду» — это не монотонно изменяющаяся характеристика. Личность человека — динамичная система, способная делать от^ ношение к труду инструментом для коммуникации, подобно тому, как отношение к конкретному человеку может выступать средством воздействия на него. Субъект в значительной мере может регулировать свое отношение к другому человеку. Он способен выбирать, как выгоднее относиться к своему контрагенту: поддерживать его позитивным отношением или, наоборот, отвергать, формируя негативное отношение. При этом зачастую человек отдает себе отчет в том, что он формирует свою оценку вопреки «объективной», которую он сам сформировал бы в другой ситуации, когда имел бы возможность действовать не предвзято. «Право» на предвзятую оценку человек склонен считать атрибутом свободной воли. К. Г. Юнг подчеркивает: «Человек, несмотря на всю скованность каузальной цепочкой, обладает, тем не менее, чувством свободы, которое идентично автономии сознания... Существование самосознания имеет смысл лишь в том случае, если оно свободно и автономно».13 Свое «отношение к труду» человек в некотором диапазоне способен изменять сознательно, реализуя разные альтернативы выбора. Он может менять не только отношение к контрагенту, но и к самому себе в ролевой ситуации торга, как средство . давления и обеспечения успешности рыночного поведения. Через способность от- \ чуждаться от конкретного контрагента или идентифицироваться с ним, принимать и защищать конкретное социальное окружение или отвергать проявляется возможность рыночного поведения. Конечно, диапазон возможностей человека субъективно ограничен психологической саморегуляцией, силой и развитостью личности. Объективно же такие возможности связаны интенсивностью конкуренции между претендентами на данный вид труда. По отношению к труду уместно говорить о своеобразном социальном рыночном соглашении. Это сделка о согласии работника на конкретных условиях включиться в труд, принять на себя ответственность за такую психологическую саморегуляцию, в результате которой он существенно идентифицирует себя с данным трудом. Работник как бы обязуется уладить диалог с самим собой, чтобы труд оказался не в тягость. Важно, чтобы такой труд являлся для работника «спортивно» азартным и стал предметом личностного самоутверждения.14 В этом заключается особенность современной позиции европейской культуры труда: работник в рамках конкретных известных условий должен сам мотивироваться к труду. Участие работодателя и менеджеров заключается лишь в обозначении «понижающего» согласия с достигнутой самим работником мотивацией (если она носит конструктивный характер). Менеджмент берет на себя лишь задачу понимания мотивации работника, обозначения своего понимания и намерений учитывать такую мотивацию и содействовать ей. У подобной сделки есть и оборотная сторона. Если работник склонен воспользоваться рыночным шансом для получения более выгодных условий найма, он может целенаправленно и сознательно поддерживать в себе негативное отношение к предлагаемому ему конкретному труду, к рабочему месту до тех пор, пока его условия не буду приняты. Он также может поддерживать в своем сознании негативную мотивацию к данному конкретному труду. Внутренне психологические ролевые, по выражению К. Г. Юнга, «архетипиче-ские» определения работников являются общезначимыми и составляют фундаментальное содержание сознания каждого человека. Они безусловно узнаваемы, однако, поскольку принадлежат репрессируемой «площадной» культуре, для «легализации» их в научных текстах недостаточно ссылки на простую очевидность или здравый смысл. Для привлечения их в состав научного текста требуется специальная процедура исследовательской объективации. Часто употребляемой процедурой такого типа выступает контент-анализ публикаций, проявляющих и использующих содержание активной лексики (в том числе жаргонной) субъектов исследуемых процессов. Проведение такого контент-анализа позволило выделить общеупотребительные наименования социальных ролей, с помощью которых наемные работники способны квалифицировать свои собственные роли и роли других членов персонала. Как отмечалось выше, к числу наиболее негативных и избегаемых ролей относятся: «рабочий скот», «рабы», «холопы», «лохи». Относительно нейтральные роли — «наемники», «трудяги», «трудоголики». Явно положительную оценку, как труднодостижимый идеал, имеют роли: «хозяева положения», «партнеры», «команда». Исключение синонимических ролей и расположение их в логические шкалы (от избегаемых — к предпочитаемым) позволяет получить «ролевые ряды» для оценок значимых аспектов трудовых отношений: ♦ по уровню социального суверенитета, делегированного работодателем (вин-тик-подневольный-наемник-сотрудник-партнер); ♦ по уровню социального статуса (отверженный-аутсайдер-статист-состоя-тельный-респектабельный-элита); ♦ по уровню доходов (нищий-бедный-обеспеченный-благополучный-богатый); ♦ по социальной компетентности (лох-человек толпы-человек «с понятием»-знаток); ♦ по степени зависимости-независимости от нанимателя (лакей-пособник-соглашатель-самостоятельный-боец-лидер). Характер труда Когда речь идет о данной категории, наиболее важным аспектом выступает социальный аспект. Он заключается в том, какие социальные роли данный труд навязывает людям, закрепленным за его выполнением. Эти роли во многом зависят от общих объективных социальных условий, не поддающихся изменению силами отдельных людей, вынужденных принимать их, как данность. Однако в любых социальных условиях существует определенный диапазон выбора, в рамках которого работодатели и наемные работники могут сознательно согласовывать ролевые ожидания, целенаправленно делегировать друг другу оптимальные для конкретных условий роли. Формальная ролевая оппозиция — наниматель-наемный работник — заключает в себе социальный конфликт, неподвластный конкретным работодателям или собственникам рабочей силы. Однако они могут обеспечить друг другу взаимно поддерживающие роли социальных партнеров и тем самым избежать взаимно дискредитирующей ролевой оппозиции — наемник-хозяин (или подневольный-вла-ститель). Экономическрш детерминизм, взятый на вооружение предшествующим политическим режимом, абсолютизировал доминирование объективных общественных условий, предопределяющих социальный характер труда. Отчуждение труда объявляется характерным атрибутом рыночной экономики. Соответственно идентификация с трудом декларировалась как неустранимое качество социалистической экономики. Получалось, что люди полностью не были способны к активно целенаправленной саморегуляции. Не в их власти было отчуждать себя от труда, как бы «овнутрять» трудовую деятельность, делать ее ценностью для себя. Поэтому возможности ролевого саморегулирования и взаимного регулирования субъектов трудовых отношений просто выпадали из поля зрения исследователей. В отечественной индустриальной социологии до недавнего времени при анализе характера труда внимание ученых фокусировалось в основном на таких «бессубъектных» его аспектах, как преобладание умственного или физического труда, творческого или механического и т. п. Соответственно и отношение к труду также оказывается своеобразной «объективной» реальностью, регулировать которую субъект не в силах, — «это установка личности относительно понимания общественной значимости труда, степени удовлетворенности своей работой и специальностью».15 Такой подход был полностью адекватен социальным трудовым отношениям плановой экономики. По-видимому, он частично будет сохранять свою адекватность до тех пор, пока Россия не войдет в развитую фазу экономики постиндустриального общества. В рамках этого подхода человек одиноко противопоставляется самодовлеющему обществу в целом. Соответственное сфере труда работник «роботизируется» как субъективно, так и своим поведением, выключаясь из личностных контактов, составляющих существенное содержание его жизни. В итоге оказывается, что общество безраздельно довлеет над личностью. Если внимание работников фокусируется на такой «фатальной» предопределенности характера труда внешними социальными условиями, то из поля зрения выпадает самое важное — реальный, пусть даже очень узкий вначале, диапазон свободного выбора работников, а именно — возможность осваивать доступные из желаемых ролей и отклонять хотя бы некоторые из ролей неприемлемых. Принятие «фаталистического» подхода означает отказ от свободы выбора собственной роли. Это ни что иное, как другая — пассивная форма выбора. Естественно, выбранная роль несет на себе соответствующий «генетический» смысловой отпечаток: работники воспринимают себя «заложниками» или «жертвами» внешних социальных условий, за формирование которых они не несут никакой ответственности. На наш взгляд, основной прикладной смысл психологических факторов в сфере производства заключается в «переломе сложившейся ситуации», в том, чтобы помочь работникам взять на себя ответственность за часть внешних и внутренних условий труда, за те аспекты характера труда и факторы его мотивации, которые находятся в их власти и компетенции. Целесообразно добиться, чтобы диапазон такой «власти и компетентности» был расширен до степени констатации каждым участником трудовых отношений партнерской инициативы. Работники не должны быть ущемлены стремлением работодателей к социальному превосходству над ними. Должно стать очевидностью, что работодатели не стремятся закрепить за наемными работниками социально приниженный — исполнительский статус. Субъективный психологический аспект характера труда заключается в признании способности современных субъектов российских трудовых отношений изменять характер труда наемных работников в значимом для них диапазоне, несмотря на то, что нынешние условия труда и его организация все еще обладают большой инерционностью и диапазон их изменения достаточно узок. Изменения характера труда обусловлены возможностями его субъектов принимать на себя и делегировать контрагентам конкретные социальные роли. Способность договариваться, согласовывать интересы в ситуации конкурентных отношений лишь постепенно формируется в ходе многообразной деятельности по развитию коммуникативной среды, созданию новых социальных институтов, широкого правотворчества. Именно поэтому такая деятельность, чтобы приобрести целенаправленность и системность, должна быть осмыслена в виде конкретных процедур, специально организована, институционализирована. Объективный аспект характера труда проявляет тип связи между деятельностью конкретного производителя и совокупным трудом общества. При этом проявляется место индивидуального труда в социально-экономической структуре. Характер труда выражает не столько внутренние или сущностные его свойства, сколько особенности общественных систем и их эволюционных состояний, способы, которыми они «включают» в себя труд, социально оформляют трудовой процесс.16 В рамках господствовавшей ранее парадигмы речь шла о социалистическом, капиталистическом, феодальном характере труда. Этот подход имеет свои основания. В рамках такой логики было бы естественно детализировать названные «формационные» типы характера труда на «фазовые подтипы» путем разбивки цикла эволюции каждой из общественных систем на этапы развития. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |