Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Б.б. Сравнительная характеристика рынков труда с различными социокультурными регуляторами поведения
В данной работе применен социокультурный подход к исследованию вопросов рынка труда. Такой подход позволил подойти к данной проблеме с точки зрения главного субъекта — человека.
Рассматривая рынок труда, удалось выявить основные социокультурные регуляторы поведения его субъектов в различных культурах. К ним можно отнести культурные архетипы, особенности национального менталитета, религиозную идеологию, государственную политику, а также различные системы ценностей. Особый интерес представил сравнительный анализ формирующегося рынка труда России с
таковыми в странах Запада и Востока. В России, в разрезе социокультурного подхода, представлены элементы и того и другого. Мы выявили как общие, так и различные черты в отношениях между работодателем, работником и государством России и стран Запада, а также России и стран юго- и дальневосточного региона. Как сходные, так и различные черты этих отношений определяются основными социокультурными регуляторами поведения, которые, несомненно, сказываются на характере отношений «работодатель—работник—государство» (табл. 6.3).
Наиболее полно рынок труда отражает табл. 6.4. В ней дан сравнительный анализ отношений «предприниматель—работник—государство» в России, на Западе, Дальнем и Южном Востоке. Дается также краткое описание отношений субъектов рынка труда друг к другу, а также к ценностям, непосредственно влияющим на тенденции экономического поведения.
Как видно из этой таблицы, перечисленные отношения отражают общую картину различий национальных менталитетов Запада, Востока и России.
Так, поведение западных людей на рынке труда вполне объясняемо с логической точки зрения, оно прогнозируемо, его легко вербализовать. Поведение людей стран юго- и дальневосточного региона весьма нелогично (с западной точки зрения), иррационально и с трудом укладывается в логическое описание западными терминами, однако его можно вербализовать. Российский же рынок труда иррационален. Становится понятным, что именно эта иррациональность не позволяет применить западные модели рынка труда как к восточным странам, так и к России.
Более наглядно отображает характеристику изучаемых рынков труда сравнительная таблица 6.5. В ней рынки труда разных культур рассматриваются с точки зрения западной интерпретации (в терминах западных моделей). '
Таблица 6.4. ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ТРУДА В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ
РЫНКА
Субъекты
| Предприниматель
| Бюро-
| Ценности
| Запад
| Россия
| Восток
| Запад
| Предприниматель
| Здоровая конкуренция !
| Как бы надуть и самому при этом выжить
| Кто кого
| Основное звено экономического развития; поддержка и опека
| Бюрократия (государство)
| Налоговая инстанция, с уважением
| Как бы обойти стороной
| Уважение с примесью боязни, сакральность
| Здоровая конкуренция
| Наемный работник
| Равный в правах, но не в социальном статусе
| Амбициозное: «я — ваш добрый папа и ваш благодетель»
| Несет ответственность за работников в психологическом отношении
| Договорные
| Закон
| Святость
| «Плевать на него, лишь бы внешне все было по закону»
| Личные связи, а также следование принципам Конфуция и Дао — вот Закон
| Святость
| Таблица 6.3. ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТРАН ЗАПАДА, ВОСТОКА И РОССИИ
Социокультурные регуляторы
| Запад (Западная Европа, США)
| Россия
| Восток (страны юго-
и дальневосточного
регионов)
| Менталитет
| Индивидуалистический (человек имеет право быть один в социуме)
| Коллективно-уравнительный («не гоже на Руси одному сытому быть»)
| Коллективно-патриархальный (все во вселенной взаимосвязано, но каждому свое место и предназначение; молодой подчиняется старшему, женщина — мужчине, слабость — силе)
|
Человек един с социумом
| Национальный характер
| Рационально-прагматический
| Эмоционально-нравствен- Стратагемн'о-гармониче-ный ский
| Основные ценности, определяющие поведение
| Материальные ценности, закон, труд, профессия, деловой успех
| Духовные ценности, коллектив, отношения с людьми
| Единство материальных ценностей, карма, Фэн-шуй, нормы Конфуция, принципы Дао: недеяния и спонтанность
|
Бог, власть
| Архетипы
| Ковбой, фермер, волшебник, черти, счастливые мама, папа и дети
| Иванушка-дурачок, чудо, добрый царь, глупый и жирный хозяин,' смышленый работник, лишающий хозяина кровного добра
| Странствующие монахи, мудрые старцы, отец и мать, небо и вода, воины
|
Мистические существа: >
|
Баба-яга, водяной, леший, говорящие животные, драконы и т. д.
| Духи, оборотни, различные божества, небожители, драконы
| К СУБЪЕКТАМ И ЦЕННОСТЯМ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРУДА
кратия (государство)
| Наемный работник
| Россия
| Восток
| Запад
| Россия
| Восток
| Хищники, агрессивно-утилитарное
| Звено
в экономике
| Функционально: работодатель
| Двойственное: «спекулянт» и «преступник», но если дает мне работу и з/п, то агрессия сменяется лояльностью
| С уважением: даешь работу — значит сильный, а силу надо уважать
| Как бы взлететь повыше, но так, чтобы никто не обиделся
| Как бы занять место повыше и не свалиться пониже
| Представитель закона, а закон свят
| Пошатнувшаяся сакральность
| Власть сакральна
| Открытая эксплуатация
| Дать меньше, а. получить больше, но так, чтобы не было заметно
| Партнер по работе
| Патернализм
| Патернализм
| Утилитарное отношение, использование в своих целях
| Двойственное отношение: с одной стороны — почитание официального закона, а с другой — следование принципам Конфуция и Дао
| Святость
| Главный закон — это следование нормам и правилам рабочего коллектива; незнание официального закона
| Почитание указов работодателя, а также следование нормам и правилам поведения Конфуция и следование основным принципам Дао
| Субъекты
| Предприниматель
| Бюро-
| Ценности
| Запад
| Россия
| Восток
| Запад
| Собственность
| Святость частного владения
| Чувство уверенности (за то что обладаешь тем, чем другие не владеют), часто сменяющееся амбициозностью
| Награда за хорошую карму; возможность делать жертвенные приношения
| Святость
| Бедность
| Отсутствие богоугодности
| Упрек собственному процветанию; объект для благотворительности
| Кармическое наказание, естественное состояние; объект для благотворительности
| Социально-экономическая проблема, требующая разрешения на государственном уровне
| Богатство
| Мерило богоугодности
| Мерило собственной «крутости»
| Признак силы
| Объект налогообложения
| Равенство
| Равенство перед законом и на одной социальной ступени
| Единство в «крутости»
| Равенство на одной
социальной
ступени; равенство
в способности
использовать
стратегемное
положение
| Равенство перед законом
| Деньги
| Мерило богоугодности
| Главное не деньги, а то, что за их счет может материализоваться
| Мерило власти
| Всеобщий эквивалент
■
| Работа
| Место для зарабатывания денег и самореализации
| Место для зарабатывания денег и самореализации
| Место для зарабатывания денег и самореализации
| Место для исполнения трудовых обязанностей
| Безработица
| «Форма духовной смерти» (Иоанн Павел II — римский папа)
| Способ выявления лентяев
| Способ выявления дешевой рабочей силы
| Проблема, требующая активного разрешения
| Труд
| Признание иерархии труда; святость труда
| Способ самореализации и удовлетворения амбициозных потребностей
| Предпринимательский труд — способ получения власти, которую уважают
| Иерархия труда; святость труда; культ профессио- , нализма
| | | | | | | | | | Продолжение табл. 6.4
кратия (государство)
| Наемный работник
|
| Россия
| Восток
| Запад
| Россия
| Восток
|
| То, чем можно
распорядиться по собственному усмотрению
| Потенциальное жертвоприношение
| Святость своей и чужой собственности
| Это то, что
должно принадлежать всем и поровну
| Суважением;
кармическая
заслуга
|
| Пассивное созерцание с одновременным приукрашиванием ситуации
| Не основная социально-экономическая проблема
| Это позор для человека; низкий социальный статус
| Признак бого-угоднооти; сочувствие и желание помочь
| Кармическое наказание; естественное состояние
|
| Объект наживы
| Признак политической значимости
| То, к чему надо стремиться, чтобы повысить социальный статус
| То, что добыто нечестным путем
| С уважением;
кармическая
заслуга
|
| Есть государство, которое управляет обществом равных
| Все одинаковы только в том, что жизнь не вечна
| Перед законом все равны; равенство на одной социальной ступени
| Естественное состояние членов общества
| Равенство перед законом и на одной социальной ступени
|
| Всеобщий эквивалент
| Всеобщий эквивалент
| Эквивалентная плата за труд, выражение стоимости труда — заработная плата
| То, чего надо стесняться; инфантильное отношение; отсутствие связи между количеством вложенного труда и зарплатой; значимость труда снижена
| Отсутствие связи между оплатой труда и количеством вложенного труда; тем не менее уважительное отношение к деньгам
|
| Место для удовлетворения амбициозных потребностей; у некоторых — место, где происходит самореализация
| Место, которое доказывает, что ты приобщен к власти
| Место для выполнения трудовых обязанностей
| Место для привычного круга общения
| Место, где надо трудиться
|
| Пассивное созерцание
| Пассивное созерцание
| Бедственное положение
| Не должно быть; сопротивление ей и сочувствие безработным
| Отсутствие работы; понятия безработицы нет, а явление есть
|
| Признание общественно полезного труда; отсюда приязнь к предпринимательскому труду
| Форма жизнедеятельности людей; труд бюрократа — способ доказательства силы
| Иерархия труда; святость труда; значимость профессионализма
| Отсутствие иерархии труда; обесценивание профессионализма; подозрительность к тем, кто много работает
| Определенное
состояние
сознания
| Таблица 6.5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ ТРУДА СТРАН С РАЗНЫМИ КУЛЬТУРАМИ
№ п/п
| Запад
| Россия
| Восток
| 1
| Рынок труда сформирован
| Рынок труда в стадии формирования
| Рынок труда сформирован, несовершенен
| 2
| Закон Оукена (зависимость ВНП от уровня безработицы) соблюдается
| Закон Оукена не соблюдается
| Закон Оукена не соблюдается
| 3
| Кривая Филлипса в основном соблюдается
| Кривая Филлипса не соблюдается
| Кривая Филлипса не соблюдается
| 4
| Нет ощутимой разницы между уровнем открытой и скрытой безработицы
| Огромная разница между уровнем открытой и скрытой безработицы
| Нет понятия безработица, однако существует огромное количество безработных
| 5
| Государство ведет активную политику занятости
| Государство ведет пассивную политику занятости
| Государство ведет пассивную политику занятости
| 6
| Четкая связь затрат труда и оплаты (цена труда соответствует стоимости труда)
| Отсутствие связи между затратами труда и оплатой. Дешевая рабочая сила с тенденцией к завышению оплаты труда малозначимым для социального развития профессиям (работники посреднических фирм, агенты по недвижимости, рекламодатели и т. п.)
| Отсутствие связи между затратами труда и оплатой. Дешевая рабочая сила
| 7
| Работодатель и наемный работник в правах равны
| Работодатель и наемный работник в правах равны
| Работодатель и наемный работник для решения своих проблем не нуждаются в официальном законе. Работодатель традиционно несет ответственность перед работником, а тот в свою очередь почитает работодателя
| Глава 7 J ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ [ ФАКТОРОВ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА
|