Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 21 страница
Специфическим видом накопления денег, точнее, обогащения, является фальшивомонетничество, высветившее тип людей, предпочитающий легкий вид большого заработка вне создания материальных или духовных ценностей. Фальшивомонетничество возникло, образно говоря, на второй день после изобретения монет в малоазиатском царстве Лидия в VII веке до Рождества Христова. Города, выплачивающие дань правителю, быстро усвоили, что, ухудшая состав сплава, можно сэкономить много денег. С VI века до Р. X. (начиная с небезызвестного Креза) стали издаваться законы об исключительном праве на чеканку монет, о введении смертной казни за изготовление фальшивых монет, о специальной государственной службе контроля их качества и пр. Инициаторами и покровителями изготовления фальшивых денег нередко оказывались правители. Им деньги были нужны для пополнения казны во времена гражданских войн, распада государств, экономических кризисов, обилия королевских долгов (в связи с неспешным развитием экономики, пока удавалось уяснить, что страна переполнена фальшивыми деньгами, короли успевали расплатиться со значительной частью долгов). Фальшивомонетничество было промыслом высокопоставленных и рядовых мошенников во времена монетного хозяйства. Смыслом мошенничества было облегчение веса монет или уменьшение в нем количества драгоценного металла, за счет чего и происходило обогащение. Позже с этим связано и изготовление фальшивых бумажных денег. Возможно отношение к деньгам не накопительское, а коллекционерское. Коллекционирование денег никакого отношения к обогащению не имело. Оно возникло примерно через 600 лет после того, как была изготовлена первая монета. Тогда пробил час для изготовителей поддельных монет. Многие нормы и правила поведения в отдельных слоях населения формировались, исходя из целей сохранения богатства в одних руках. Таковы правила наследования английской знати (наследник — старший сын), таково правило целибата (безбрачия католического духовенства), принятого еще в XIII веке для того, чтобы не дробить церковные земли между наследниками. 4.1D. Денежные типы личности Первым разработал самую простую денежную типологию личности Н. Форман (1987). С его данными хорошо согласуются сведения X. Голдберга и Р. Левиса. Типология легко дополняется новыми типами, выявленными в процессе жизненных наблюдений и специальных исследований. Ниже представлена дополненная типология (см. табл. 4.4).17
ДЕНЕЖНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
В экономическом поведении человека должна быть гармония, в определенных границах он не должен отказывать себе в требованиях души. Исследования показали, что люди дольше сохраняют свое здоровье, остаются психически уравновешенными и физически крепкими, если не отказывают себе в удовольствии тратить деньги. У людей, отказывающих себе во всем, более низкие показатели в личных, финансовых достижениях, пессимистичность. Неудовлетворенность материальным статусом имеет психологические последствия. Нереализованные потребности, долги, малые сбережения, неутешительные сравнения себя с другими, потеря финансового контроля над жизнью способны вызвать тревожность, депрессию, гнев, беспомощность и даже серьезные заболевания. Происходящие в обществе процессы разобщения, экономического, социального и идеологического расслоения вызвали повышенный интерес к теме денег. Изучение психологии отношения к деньгам — одна из актуальных тем экономической психологии. Это — один из необходимых компонентов экономической социализации. Более систематические исследования позволили выявить степень влияния различных факторов на отношение к деньгам и денежное поведение. К ним относятся пол, возраст, социальное окружение, экономический статус, личностные особенности. В качестве примера рассмотрим некоторые позиции отношения к деньгам у мужчин и женщин. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ
.
аблица 4.5. Основные выводы 1. Экономические показатели развития общества оказываются превалирующими над социокультурными в восприятии денег. Традиции сохранились в боль- шей степени в странах, где недавно начался экономический рост, несмотря на изменение структуры ценностей у молодежи. Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, которая вырабатывалась у народов на протяжении длительного времени и отразилась в их менталитете. Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения. Социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, проявляются в сфере отрицательных эмоций — вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля своего финансового положения. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, решительностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешной в ведении дел (а не в превращении воздуха в деньги) оказалась группа так называемых трудоголиков, обладающих обеими группами указанных свойств и способных посвящать делу все свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди, как правило, обеспечивают высокое качество жизни, но живут (относительно своих доходов) скромно, все деньги вкладывают в производство. &. Экономическая социализация, полученная в семье, оказывает сильное влияние на экономическое поведение детей. Они тратят деньги по той же модели, что и родители (покупать много дешевых вещей или копить на дорогие и пр.). Ощущение себя богатым или бедным оказывает влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности. Отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большими заработками, организовывать коммерческую или производственную деятельность часто вопреки наклонностям, задаткам и способностям. У богатого человека совсем другие возможности выбора деятельности. Теоретически они разнообразнее и больше связаны с личными предпочтениями человека. 5. Появляются первые зарубежные экономико-психологические исследования, представляющие «денежные» типологии личности. Глава 5 ПСИХОЛОГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
роблема недостаточных для развития трансформируемой экономики России инвестиций чрезвычайно важна. Она занимает одно из первых мест в научных дискуссиях и при принятии практических решений. Для рассмотрения этой проблемы с учетом роли «человеческого фактора» необходимо привлечь большое число сведений, почерпнутых из смежных с экономикой и психологией наук — из истории хозяйственной деятельности в России и Европе, социологии, истории хозяйственного права, этнопсихологии и др. В этой главе будут обсуждаться особенности эволюции инвестиционного поведения в России с позиций социокультурного подхода, а также проблемы влияния ведущей государственной идеологии на поведение различных групп действующих и потенциальных инвесторов и психологии взаимодействия инвестора и реципиента в России. 5.1. Основные подходы к изучению инвестиций. Социокультурный подход В настоящее время существует несколько подходов к изучению проблем инвестирования. Основной упор в научной литературе делается на экономический подход. Наиболее распространенным является практическое описание методик и оценок инвестиционных проектов, методов планирования, прогнозирования и анализа инвестиционных процессов. Другие виды исследований опираются на выявление экономических факторов, непосредственно влияющих на инвестиционные процессы, — уровень инфляции, спрос, процентная ставка и т. д. Экономический подход предполагает, что рост инвестиций обусловлен устойчивым повышением спроса на блага. Это способствует росту индуцированных инвестиций, являющихся функцией от прироста начального дохода. Увеличение инвестиций может происходить и при фиксированном национальном доходе, особенно в новую технику и повышение качества продукции. Эти инвестиции сами повышают национальный доход, и их называют автономными. Существует несколько экономических моделей инвестиций.1 Первые две рассматривают автономные инвестиции. Модель IS-LM или Кейнсианская модель. Согласно Дж. Кейнсу, инвестиции (в отличие от текущих затрат на производство) дают результаты не в период их осуществления, а в течение ряда последующих периодов. Поэтому при сравнении инвестиционных затрат с получаемыми от них результатами возникает проблема соизмерения разновременных ценностных показателей, решающихся посредством дисконтирования. При этом каждый инвестор предпочитает свой размер дисконтной ставки, являющийся мерой предпочтения инвестором нынешней ценности будущей. Например, если дисконтная ставка некоторого инвестора меньше ставки процента, выплачиваемого по облигациям, то он приобретает облигацию. И наоборот, тот, кто предпочитает возможность покупки облигаций хранению наличных денег, имеет дисконтную ставку, превышающую процент на облигации. Кейнсианская модель указывает на факт влияния экономического поведения на инвестиционные процессы. Более того, Дж. Кейнс полагает, что решающим при определении объема инвестиций является психологический фактор — пессимизм или оптимизм инвестора. Однако автор лишь призывает учитывать этот решающий фактор, не предоставляя эмпирических исследований по данному поводу. Неоклассическая модель инвестиций рассматривает выгоды и издержки фирм, владеющих инвестиционными товарами. Модель показывает, как уровень инвестиций связан с предельным продуктом капитала, ставкой процента и правилами налогообложения, а также с национальным доходом в целом. Согласно этой модели, предприниматели прибегают к инвестициям, чтобы довести объем имеющихся капиталов до оптимальных размеров. Таковым является размер капитала, который при существующей технологии обеспечивает максимальную прибыль. При этом государственное налоговое законодательство влияет на осуществление инвестиций следующим образом: налог на прибыль сдерживает инвестиции, а инвестиционный налоговый кредит стимулирует их. Существуют и другие инвестиционные модели: Тобина, инвестиций в жилищное строительство, колебаний инвестиций в запасы и модель Солоу. Согласно модели Тобина, инвестиции зависят от соотношения рыночной стоимости установленного капитала и его восстановительной стоимости, а также от доходов фирмы. Модель инвестиций в жилищное строительство рассматривает инвестиции в тесной связи с ценой на жилье, которая в свою очередь зависит от спроса и ожидаемых выгод от владения собственным жильем. Модель колебаний инвестиций в запасы связывает мотивы вложений в них с колебаниями объема производства. Наиболее известный ее вид получил название «модель акселератора запасов». Она предполагает, что инвестиции в запасы пропорциональны изменениям выпуска товаров. Модель Солоу косвенно использует социокультурный подход. Она показывает связь между долей конечного продукта, идущего на инвестиции, и уровнем душевого дохода. Страны, где население имеет низкий душевой доход, являются бедными в силу низкого уровня инвестиций (низкой нормы сбережений) и, наоборот, страны с высоким уровнем инвестиций процветают в силу высокого душевого дохода. О влиянии психологических особенностей на хозяйственную деятельность имеются более прямые сведения в отечественных и западных исследованиях. Зарубежные работы, выдвигающие гипотезу примата духовного начала в экономической жизни, — труды экономистов Л. Суперфина, Т. Парсонса, Д. Голдторна, Эрроу, Э. Дюркгейма, социолога-экономиста Р. Нисбента. На взаимосвязь психологических (социокультурных) и экономических процессов ссылаются и отечественные ученые — А. Зиновьев, А. С. Агаджанян, 3. В. Сикевич, С. Лурье. Такие исследовате- ли, как С. Н. Булгаков, А. П. Щапов, А. И.Агеев, В. А. Артомонов, Т. А. Берштам. Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. Г. Рындзюнский, П. Пругавин, Е. Н. Трубецкой коснулись некоторых конкретных взаимосвязей социокультуры и российской экономики. Особого внимания заслуживают работы А. Бузгалина, в которых представлен глобальный подход к рассмотрению переходной экономики России с точки зрения преобразования экономической культуры. Абстрактные рассуждения о имеющихся социокультурных преградах, сдерживающих инвестирование, встречаются у Р. Макконнела и Л. Брю. Авторы относят к таким преградам приверженность к групповым отношениям, берущую верх наг стремлением к национальной общности, а также соблюдение религиозных обычает и обрядов, ограничивающих продолжительность рабочего дня и размеры сумм, которые можно использовать в качестве инвестиций. Существует ряд противоречащих друг другу исследований, использующих социокультурный подход в изучении экономики стран тхеравады (южного буддизма). Так, например, Г. Мюрдаль2 утверждает, что религия в странах южного буддизма непосредственно влияет на их экономическое развитие. Культовые подношения сангхе (религиозным институтам), огромные траты на религиозные цели поглощают ощутимую долю общественных накоплений, которые могли бы быть потрачены на инвестирование. С другой стороны, исследования Дж. Малдера3 категорично настаивают на том, что религиозные подношения, наоборот, стимулируют накопления, так как разнообразная, не прекращающаяся в течение года практика подношений вынуждает поддерживать некоторое оживление в экономике деревень. Однако трудно не согласиться с исследователем А. С. Агаджаняном,4 который полагает, что вряд ли данное экономическое оживление способствует систематическому расширению производства. В данной работе инвестиционное поведение рассматривается как особый вид экономического поведения, регулируемый социокультурными факторами:^ социально-экономическими — целями социально-экономических систем, в основном государственного аппарата; личностными ценностными нормами, основанными на духовных и культурных традициях; экономической идеологией, а также соответствующими ей лозунгами и декларациями. 5.2. Природные факторы формирования национального характера в России. Первая экономическая модель Многие исследователи отмечают, что на формирование ценностной основы национального характера в России повлияли природно-климатические условия. Центр российского государства — Нечерноземье — обладает весьма коротким сельскохозяйственным сезоном, низкой суммой накопленных температур и господством малоплодородных и неплодородных почв. Малоплодородные почвы нуждаются в тщательной и многократной обработке полей. Для этого требуется большое количество времени. Однако российский сезон земледельческих работ длился примерно 100 рабочих дней (по сравнению с 8-9 мес. в Западной Европе). При паровой системе земледелия и трехпольном севообороте «однотягловая» семья (муж, жена и двое детей) могла за это время хорошо обработать лишь небольшую площадь полей (1,2-1,3 десятины), что было недостаточно для получения необходимого и прибавочного продукта. Поэтому на практике возделывалась не так тщательно, как следовало бы, более обширная территория. Скоропалительность вела к тому, что судьба минимального урожая зависела от погоды. Это превратило большую часть территории России в зону рискованного земледелия. Низкой была и вероятность повышения урожая за счет удобрения (навоза). Его обычно вносили только раз в 9-12 лет. Причиной этого был острый недостаток кормов в период большого стойлового содержания (180-212 суток). Заготовить на такой срок доброкачественные корма было нереально однотягловому крестьянину. Поэтому скот был едва жив, часто болел и погибал. Плодородие земли поддерживали прекращением обработки земли и «запуском» пашни на многие года.* Под определенным влиянием такой ситуации формировалась в России и государственная машина. Постоянная необходимость насильственного изъятия государством у крестьян прибавочного продукта в размерах, далеко превосходящих то, что русский крестьянин мог бы отдавать без ущерба для себя, привела к появлению весьма жесткого механизма политического принуждения крестьянства со стороны государственной власти. Таким образом, россияне веками оставались заложниками природы, когда ни труд, ни капитал, вложенный в землю, не гарантировали высокого урожая. Многовековой опыт российского земледелия с конца XV до начала XX в. показал практическое отсутствие сколько-нибудь существенной зависимости между степенью трудовых усилий крестьянина и мерой получаемого урожая. Это порождало в сознании русских людей идею всемогущества Бога или удачи (случая) — «как Бог пошлет». Так природно-климатические условия влияли на формирование особого типа национального характера. Исследователь К. Касьянова5 пришла к выводу, что он соответствует импульсивному (эпилептоидному) типу личности, характеризующемуся терпением (представляющим безусловную ценность), выбором и оценкой способов поведения. Кроме того, последовательное воздержание, самоограничение, | постоянное жертвование собой в пользу других, мира вообще. Стремление жертвовать — это желание самоактуализации, поскольку в понятии русских мир существу-I ет и правильно движется только жертвами, терпением, самоограничением. Эти мягкость, податливость и терпеливость обусловлены культурой, сформировавшейся в ответ на бурные и внезапные, непредсказуемые вызовы природы. Импульсивный тип личности также характеризуется замедленностью, способно-| стью задерживать реакцию, стремлением работать в своем ритме и по своему плану, некоторой «вязкостью» мышления и действий, трудной переключаемостью с одного вида деятельности на другой. Импульсивному характеру свойственно пассивное отношение к собственному хозяйству, безразличие к удручающей жизненной перспективе (защитный механизм от нервных срывов). Отсюда примат «общественного» над «личным». Ведь * До XIX в. урожайность в России не превышала «сам-треть», т. е. одно посеянное зерно давало три, что крайне мало даже для расширенного воспроизводства. Такой архаичный и экстенсивный способ ведения сельскохозяйственных работ обеспечивал существование только традиционного общества, в котором преобладали низкий уровень разделения труда с очень слабой промышленностью, малая степень урбанизации и ориентация на вяло растущую внутриконтинентальную торговлю. только в общине с ее разнообразными «помочами» и вынужденной «уравниловкой» можно было выжить. Становится понятным, почему основная масса российского населения длительный исторический период не проявляла признаков инвестиционного поведения. Во-первых, не было на это средств, а, во-вторых, если средства и появлялись, нельзя было выделяться из общей толпы. Таким образом, в России отсутствовали идеологические условия, позволяющие развивать данный вид экономического поведения. Другим, не менее значимым фактором, влияющим на инвестиционное поведение, являлось отсутствие в течение длительного времени выходов к открытым водным пространствам, что привело к автаркии — замкнутой экономической системе. Россия — это «вещь в себе», стремящаяся к бесконечным войнам за выход к морю и за владение новыми территориями. Особо ярко автаркия стала складываться после приглашения Рюриковичей управлять нашей страной, а централизация власти закрепила ее на века, устранив напряженность в отношениях между удельными княжествами, но не изменив основной сути управления страной-вотчиной. К XV-XVI вв. на основании указанных факторов сформировалась экономическая модель России. Ее суть состоит в самодостаточности и автаркии, общинном навыке хозяйствования, трудовой демократии и взаимопомощи, самостоятельности и предприимчивости, отсутствии стяжательства и жадности. Согласно О. А. Платонову,6 основополагающими принципами этой экономической модели являются: хозяйство как преимущественно духовно-нравственная категория с ориентацией на определенный духовно-нравственный миропорядок; автаркия — опора хозяйственных единиц и системы в целом на замкнутость, самодостаточность, самоудовлетворенность; способность к самоограничению, направленность не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение самодостаточности; трудовой характер хозяйственной деятельности — взгляд на труд как на добродетель; при этом экономический процесс направлен не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности; собственность — функция труда, а не капитала; капиталом является производительная часть собственности, направленная на производство; капитал, отдаваемый в рост, рассматривается как паразитический; самобытные особенности организации труда и производства — трудовая и производственная демократия; самобытная трудовая и хозяйственная мотивация — преобладание моральных форм понуждения к труду над материальными. Данная экономическая модель не была нацелена на накопительство и богатство. Скорее, она ориентировала человека довольствоваться малым. За многие века у русских выработалось устойчивое отношение к деньгам: «Лишние деньги — лишние заботы», «Деньги — забота, мешок — тягота», «Хлеб за живот — и без денег живет», «Без денег сон крепче», «Вера деньгу родит» и т. д. В русской культуре за века выработалось еще одно нерыночное отношение к деньгам. Имеется в виду бережливость по отношению к заработанному, иногда превращающаяся в простое складирование денег «в чулок» на черный день. Эта особенность характерна в основном для крестьянства. Для тех же, кому деньги неожиданно «валились на голову», было свойственно скорее их прогулять. Такое специфическое отношение к деньгам было вызвано отсутствием практики их наращивания. Итак, для русского человека свобода превратилась в независимость от денег. В отличие от западного, у которого свобода олицетворяется в деньгах. К богатству и богатым русский относится с подозрением, доходящим до зависти. Стяжание выше своей потребности не вписывалось в шкалу жизненных ценностей. Именно поэтому считалось, что любое богатство связано с грехом: «Пусти душу в ад — будешь богат», «Богатство перед Богом — большой грех», «Грехов много, да и денег вволю» и т. д. Отсюда вывод: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом» и правда о равенстве всех в нищете. Российская экономическая модель и специфическое отношение к деньгам на многие века наложили отпечаток на характер инвестиционного поведения, начиная от главного инвестора — государства до самого низшего по рангу — крестьянина. Войны отнимали у государства основную часть средств. Поэтому 2/з бюджета расходовалось на военные цели. Кроме того, необходимо было поддерживать оплот царизма — дворянство, существование необходимых (по мнению государства) видов производств, а также осваивать новые территории. Бурная инвестиционная государственная деятельность при неумелом управлении страной в целом и на местах (что предполагает изначально развитое взяточничество, коррупцию и казнокрадство) приводила к хроническому бюджетному дефициту. Всем остальным слоям населения приходилось лишь подстраиваться под государственное инвестиционное поведение. Дворяне были самой приближенной к власти и ее милостям группой. Они учились на протяжении столетий выпрашивать у нее средства на жизнь, а некоторые — и на бурные махинации с откупами (позже с акциями). Купцы прочно заняли не освоенную государством деятельность — торговлю. Крестьяне маскировались при наличии средств под бедняков (чтобы не отняли ! соседи или государственные чиновники) и т. д. Девиантность инвестиционного поведения, поразившая сверху донизу все слои населения, самым негативным образом отражалась на финансовом положении страны в моменты открытия «железного занавеса». Социокультура западных стран уже с XII—XIII вв. выработала правила рыночного инвестиционного поведения. Они шли вразрез с российским слабо предсказуемым, иррациональным и инфантильным поведением (деньги — плохо, духовное — хорошо; заработать деньги невозможно; бо-'; гатство — это лишь воля случая). 5.3. Социально-экономические и культурные факторы эволюции инвестиционного поведения в России (вторая половина XV-начало XX в.) До второй половины XV в. Россия была представлена двумя культурами: киевской и новгородской. Данные культуры по сути были схожи в индивидуалистическом подходе к хозяйству, в замкнутости кланов, а также в служебно-регулятивной функции государства. Из-за этого исторический период до XV в. принято считать ки- евско-новгородским. Это время благоприятствовало формированию индивидуально-инвестиционного поведения. Однако агрессивная внешняя среда и внутренние княжеские раздоры оттягивали средства на войны (известно, что за 150 лет, начиная с XIII в., Русь провела более 160 войн, не считая внутренних раздоров) и гигантские пиры. Согласно летописям, Киевская Русь процветает с IX по XII в. Известно, что благосостояние Киева держалось на рабовладении. «Живой товар» без конца поставлялся посредством войн с соседними государствами и между удельными князьями. С XII по XV в. происходит отток населения от Киевской земли на Северо-Запад, что привело к усилению Новгородской и Ростово-Суздальской земель. Однако в целом Русь была раздроблена на удельные княжества. Поэтому данный период называют удельным. Особому оттоку населения из Киевских земель на Северо-Запад способствовало хозяйствование на Руси со второй четверти XIII в. по 1380 г. монгольской империи. Русская жизнь пополнилась благодаря этому хозяйствованию такими ранее не свойственными качествами, как угодничество, коварство, доносительство. Были и положительные моменты, заимствованные у татар, — внесение правильной системы счета и дисциплина сбора дани (в будущем — налогов). Народ из бывшей Киевской Руси пополнил население Северо-Запада. Бывшие киевляне принесли туда не только монгольские черты характера (сейчас это принято называть туранским элементом), но и особую любовь к бурным пиршествам. Южные славяне отличались большой несдержанностью в потреблении алкоголя, что в будущем очень негативно отразилось как на русском национальном характере, так и на структуре статей доходов государственного бюджета. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |