Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 18 страница




Степень свободы выбора, которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих* личность установок, чем другие. Область созна­тельного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей дей­ствительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях пред­принимательством, где «неопределенность» является главной «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оп­тимальным, успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способству­ющие «победе» в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отка­заться от него.

* Состояние фрустрации возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствую­щей достижению цели.

Установки, несовместимые с предпринимательскими поступками, прекраснс сформулировал М. Мольц.108 Это готовность к разочарованию, неуверенности, ис­пытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения.

По мнению У. Джеймса, причина уныния предпринимателя «только отражение субъективного восприятия человека». Ибо потеря прибыли — факт, а что предпри­ниматель при этом опозорен или разорен — его личное суждение. Примером может служить поведение Эдисона. После того как он узнал, что сгорела лаборатория на $ 1 млн, он спокойно сказал: «Завтра мы начнем ее восстанавливать». Успешный бизнесмен имеет именно такую активную, целенаправленную позицию, которая со­риентирована на цель, а не на несчастье.

Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопреде­ленным образом. Она постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, откры­вает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются. Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет пред­принимателей из общей социальной структуры.

К этим людям невозможно никак не относиться, так как их поведение вызывает у кого «зависть», у кого «прекрасное чувство свободы», а у некоторых желание изу­чить истоки такой нестандартности.

На поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, го­сударственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из ко­торого формировался предпринимательский социум.

Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офи­се, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства — получение прибыли. Поэтому предприни­мательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой обще­ства, так и с предпринимательской культурой — созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни.

Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна суб­культура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно воз­никающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «ко­дексах поведения».

Развитие предпринимательской культуры или «кодекса предпринимательского поведения», его смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттес­нение на второй план различных норм и правил происходит по принципу естественно­го отбора. Выживают культурные традиции, наилучшим образом обеспечивающие жизненные цели общества, а не прошедшие эволюционные фильтры — отсеиваются.

В России «кодекс предпринимательского поведения» менялся несколько раз. Частая смена предпринимательской субкультуры происходила, видимо, из-за несо­ответствия ее цели основным целям русской национальной культуры.

Получение «барыша» большего, чем у основной массы населения, живущего по законам общины, не поощрялось русским самосознанием, склонным к уравнитель­ному (общинному) распределению доходов.

Уравнительность в доходах рассматривалась как элемент особой программы по­ведения членов общины. Это отразилось в их обрядах, обычаях, этикете, трудовых навыках, играх, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, ос­корблениях, наказании и т. п.

Предпринимательское поведение всегда обусловлено предпринимательской куль­турой. Рассмотрим факторы, определяющие отечественную предпринимательскую культуру как основной регулятор поведения российского предпринимателя. На наш взгляд, их три: социально-экономические, духовные и собственно культурные.

Чтобы создавать ситуации, развивающие предпринимательские способности, нужно осознать не только то, что они представляют из себя континуум, в котором люди представлены в виде субъектов с ярко выраженными способностями и без таковых. Необходимо также разбить область применения данного вида деятельно­сти по сложности предпринимательства от крупных фирм, занимающихся «высо­кой технологией», до мелких предприятий, у которых новаторская функция прояв­ляется лишь на стадии зарождения и эпизодически в процессе работы. Тем, кто обладает яркими предпринимательскими способностями, надо создавать соци­альные и экономические условия. Ведь талантливые предприниматели, как и твор­ческая интеллигенция, «представляют один из редких ресурсов нации». Дж. Деллан и Е. Лидсей подчеркивают важность государственных мероприятий, стимулирую­щих инновационные предпринимательские процессы, так как указывают на прямую связь между ними и развитием предпринимательства. Они считают, что в СССР тормоз предпринимательско-инновационных процессов привел к застою экономи­ки. Только поощрение предпринимательства является правильной экономической политикой государства.109

Итак, перед экономикой России стоит задача восстановить нормальное функцио­нирование предпринимательской деятельности. Для этого нужно четко представлять, каких результатов ждет от нее наше общество. Это требует изучить дореволюцион­ный, послереволюционный и нынешний отечественный опыт предпринимательства. Извлечь все полезное, что способствовало экономическому благополучию, и вы­явить негативные факты воздействия на экономику и социальные отношения в об­ществе. Сравнить результаты исследований с зарубежным опытом в странах, где отсутствовала идеология о вредности предпринимательства. Такая работа будет спо­собствовать воспроизводству данной деятельности.

3.7. Психологический портрет предпринимателя

Еще одна важная задача экономической психологии — дать описание личности пред­принимателя — его психологический портрет, а также ответить на вопросы, насколь­ко он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях раз­вития экономики. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлекателен для соотечествен­ников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики.

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из со­ставляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократич­ностью.

Предприниматель должен обладать следующими качествами:

завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);

организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их рабо­тать, координируя их действия);

торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Мещанину требуются другие качества:

хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной эконо­мией и бережливостью;

деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.

Третья составляющая капиталистического духа — бюрократия. Черты бюрокра­та: преданность корпорации, работа ради ее прибыли — способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.1 ^

Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистиче­ского духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из дан­ной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто правительство России, стремясь к тотали­таризму, боролось с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.

Согласно мнению знаменитого психолога Г. Юнга, наибольшая предрасположен­ность, склонность к предпринимательству — у экстравертов.

В рамках социально-психологической теории депривации* было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных мень­шинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

Существует проблема восприятия налогообложения предпринимателями: их по­ведение в условиях разного уровня налогов, причины и факторы уклонения от упла­ты налогов. Актуальны исследования кросскультурного уровня, устанавливающие корреляции между предпринимательской деятельностью и национальными, этни­ческими, культурными и другими особенностями индивидов и социальных групп. Так, было установлено, что в отличие от Населения США и Японии, видящего в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие мес­та, в Европе образ предпринимателя в целом мало позитивен. Во-первых, это связа­но с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности. Во-вторых, с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спе­кулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях идеологизированной совет­ской экономики). В-третьих, с некоторой категоричностью поведения и общения

* Депривация — процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных по­требностей индивидов или групп.

предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью. В-четвертых, с завистью по поводу его прибыли и доходов.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относят­ся (в интеллектуальном блоке) компетентность, комбинаторный дар, развитое вооб­ражение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; (в ком­муникативном блоке) талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения; (в мотивационно-волевом блоке) склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в само­актуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровь­ем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные нами исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приве­денных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологи­ческом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

По мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпри­нимателей и не предпринимателей. Различия в том, как много предпринимательс­кой активности они проявляют, и в уровне предприимчивости, заключенной в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, осуществляемой параллельно бюджетной либо на ее базе. В настоя­щее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С такой позиции объяснима и фигура интрапренера — человека, работающего в организации, но обла­дающего наклонностями и способностями предпринимателя.

Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя по сравнению с зарубежным?

Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответ­ственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс само­стоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же иссле­дования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социаль­ного неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и по­следовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде не­одобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве глав­ного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предпринима­тель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и мно­гообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вслед­ствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин, и быть

результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предприниматель­ского успеха могут повлиять:

простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте, но при этом сумел не упустить шанс);

активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием ме­тода проб и ошибок;

компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального вариан­та на основе теоретических изысканий;

получение и использование в благоприятное время конфиденциальной ин­формации или ресурса другого вида;

использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентно­сти в качестве товара, дающего доход.

Предпринимательское поведение может иметь и период пассивности, но обычно предприниматель активен, хотя бы на стадии «уторговывания» цены за нечто, чем он обладает, t

Из определения понятия следует, что предприниматель должен иметь представ­ление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии с теми или иными формами и направле­ниями реализации множества моделей предпринимательского поведения. На Запа­де их несколько.

Инвестиционная модель — разработка и внедрение «на свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным.

Инвенторная модель — продвижение или продажа «ноу-хау» (собственного или клиента).

Организационная модель — организация осуществления каких-либо идей, не­стандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, обес­печение коммуникаций, взаимодействия.

Посредническая модель — выступление в роли арбитра, посредника с получе­нием комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон).

Аквизиционная модель — аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.

Коммерческая модель — создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации.

Консалтинговая модель — обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем.

Конъюнктурно-игровая модель — манипулирование, комбинирование цено­вой и иной конфиденциальной информацией.

Рекомендуем тем, кто обдумывает возможность начать свое дело, внимательно перечитать строки, относящиеся к предпринимательскому поведению, и определить свои ресурсы и возможные направления активности. Добавим к этому совместную точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на моти­вы и набор профессиональных качеств предпринимателя.

Мотивы:

желание быть хозяином своей судьбы;

стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от ос­тальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф:111

Предпочитает принимать решения самостоятельно.

Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.

Открыт для конструктивной критики и похвал.

Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счаст­лив в небольшой организации.

Любит быстрое развитие и нововведения.

В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.

Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.

В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый являет­ся реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения за­висит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Пред­приниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности. Нравственная со­ставляющая деятельности — это критерий, согласно которому общество отделяет приемлемые действия от неприемлемых. По нравственной составляющей потенциа­ла предпринимателей их можно разделить на «акул» и «дельфинов».112 На основе комбинации двух параметров — энергии и нравственной ориентации — можно полу­чить классификацию типов поведения в жизни.

В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической дея­тельности. По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личност-

 

 

Рис. 3.1. Классификация типов поведения на основании энергии и нравственности — социальная ориентация

 

ных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в производственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смысле определение потенциала работников следует рассматривать в ряду других методов построения их профилей.

А. А. Погорадзе, со ссылкой на исследование В. Г. Нестерова и Л. И. Иванько, определяет структуру культурно-производственного (личностного) потенциала ра­ботника следующим образом:«... профессиональные знания, умения и навыки, обу­словливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенци­ал); работоспособность (психофизиологический потенциал); интеллектуальные, познавательные способности (творческий потенциал); способность к сотрудниче­ству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенци­ал); ценностно-мотивационная сфера (идейно-мировоззренческий, нравственный потенциал)».113 В эту систему следует добавить лидерский потенциал и потенциал к развитию. Тогда структура трудового потенциала будет выглядеть полнее. Попут­но целесообразно отметить и наличие группового потенциала (потенциала коман­ды), состоящего фактически из этих же элементов.

Попытка создать развернутый формализованный портрет предпринимателя при­надлежит А. И. Агееву114 (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ ЗАРУБЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

Качества Индикаторы проявления качества
1. Поиск возможностей и инициативность а)  видит и использует новые или.необычные деловые возможности; б) действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства
2. Упорство и настойчивость а)  готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствие; б) меняет стратегии, чтобы достичь цели
3. Готовность к риску а)  предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска; б) предпочитает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результат
4. Ориентация на эффективность а)  находит пути делать вещи лучше, дешевле, быстрее; б) стремится достигать совершенства, улучшать стандарты эффективности
5. Вовлеченность в рабочие контакты а)  принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; б) берется за дело вместе с работниками или вместо них
6. Целеустремленность а)  ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; б) постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи
7. Стремление быть информированным а)  лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; б) использует личные и деловые контакты для своей информированности

Продолжение табл. 3.2

 

Качества Индикаторы проявления качества
8. Систематическое планирование и наблюдение а)  планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; б) разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работ
9. Способность убеждать и устанавливать связи а)  использует осторожные стратегии для влияния и убеждения людей; б) использует личные и деловые контакты как средство достижения целей
10. Независимость и самоуверенность а)  стремится к независимости от правил и контроля других людей; б) полагается лишь на себя перед лицом противостояния и при отсутствии успеха; в)  верит в свою способность выполнять трудные задачи

Приведенные индикаторы проявления качеств позволяют говорить о типологии стратегий поведения, реализующих то или иное качество.

Значительный интерес представляют современные исследования, позволяющие сравнение выполненных по стандартным методикам измерения тестовых наборов качеств. Так, в работе Е. К. Завьяловой и С. Т. Посоховой приводятся результаты исследования по тесту Р. Б. Кеттелла, предназначенного для измерения шестнадцати личностных факторов.* Особенности теста — его универсальность, практичность, популярность в отечественной психологии — позволяют составлять с его помощью достаточно широкий перечень наиболее стабильных, сформировавшихся (консти­туционных) черт личности.115

Таблица 3.3. ЛИЧНОСТНЫЕ ПОРТРЕТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНУЮ СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 

 

 

 

№ п/п

Обозначение и название факторов

Среднегрупповые значения (стены)

Потенциальные Реальные
  предприниматели предприниматели
1. Общительность 6,6 8,1
2. Абстрактность мышления 4,4 5,5
3. Эмоциональная стабильность 7,2 8,7
4. Е — доминантность 5,5 4,4
5. F — беспечность 5,8 4,2
6. G — моральная нормативность 6,4 7,2
7. Н — смелость 6,7 8,5
8. I — чувствительность 3,4 3,5
9. Подозрительность 5,1 3,8
10. Мечтательность 3,7 3,4
11. Гибкость поведения 4,7 5,5
12. Тревожность 4,4 2,6
13. Радикализм 5,6 5,4
14. Самостоятельность 4,0 4,1
15. Дисциплинированность 5,8 7,4
16. Напряженность 4,1 1,7

* — статистически достоверны различия между группами при р < 0,05-0,01.

* Описание методики имеется, например, в: Мургулец В. М. Социально-психологическая диагности­ка личности. Л., 1988; Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петроза­водск: Изд-во «Петроком», 1992. С. 97-112; Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиаг­ностика личности. Псков: Изд-во ПИУУ, 1994. С. 89-91.

Из приведенных в таблице данных видно, что имеется определенное различие в качествах реальных и потенциальных предпринимателей. Это подтверждает извест­ные представления, будто предприниматели — особый тип людей.

Для сравнения выбраны результаты тестирования студентов (будущих экономи­стов) СПбГУЭФ по тесту Кеттелла за 1988 и 1997 годы. По исследованиям послед­них лет, треть всех опрошенных студентов хотели бы стать предпринимателями. *16 Организация собственного дела при высокой безработице не предполагает трудо­устройства через биржи труда или каким-то иным подобным способом. Скорее, ожи­дается создание новых рабочих мест, что теоретически является благоприятным для общества, ориентированного на развитие рыночных отношений. Количество выпу­скников, реализовавших свою мечту, могло бы служить индикатором наличия усло­вий для развития предпринимательства и заинтересованности государства в росте численности среднего сословия, противостоящего, в определенной мере, увеличе­нию числа бедняков. Однако, как выяснилось, уже к четвертому курсу, по сравне­нию с первым, вдвое снижается количество студентов, желающих организовать соб­ственную фирму, и существенно увеличивается число стремящихся за рубеж. Что это? Их не научили, как нужно действовать, чтобы достичь своей цели, или в про­цессе обучения они поняли, что это невозможно и в обществе они в этой роли не нужны. Стремление же за рубеж обусловлено надеждами на то, что полученное эко­номическое образование можно полнее реализовать именно там. Из всех возмож­ных причин падения интереса к предпринимательству у студентов-экономистов трудно выбрать ту, которая оказывает на него решающее влияние. Некоторую яс­ность в этот вопрос вносят данные исследований В. И. Чупрова117 относительно ориентации работающей молодежи по сферам занятости. Из них следует, что жела­ющих оставить собственное дело в 1997 г. было почти треть! Поскольку большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков «развитого» общества, его отсутствие и, более того, стремление молодежи оставить начинания, связанные с собственным делом, являет­ся серьезным аргументом отсутствия в России условий для функционирования эко­номики по западному образцу. При этом количество желающих перейти из государ­ственного предприятия уменьшилось вдвое. Автор говорит об общем снижении трудовой мотивации в современном обществе, однако это явление практически не затрагивает инофирм — островков западной экономики (в плане заработной платы и человеческих отношений), из которых почти никто не хочет уходить по доброй воле.

Тем не менее по имеющимся данным можно утверждать, что желающие стать предпринимателями студенты имеют своеобразные личностные характеристики, изменяющиеся в зависимости от года набора (см. рис. 3.2).

Как видно из рисунка, имеется некоторая разница между значениями факторов, определяющих личностные особенности будущих экономистов, обучавшихся в вузе с разницей в 9 лет. При высокой общительности у тех и других — открытости, аф­фективной включенности в общение, высокой интеллектуальности и сообразитель­ности, обучаемости, способности к абстрактному мышлению, последний показатель оказывается значительно выше у студентов более позднего приема. В 1997 г. эконо­мическое образование в России оказалось «на гребне волны», значительная часть поступивших в университет — медалисты или отличники техникумов. Потому мож­но утверждать, что престижный экономический вуз набирает отличников, выбрав­ших экономическую профессию. Дети, подававшие самые большие надежды в шко-

1-A — общительность 9-L — доверчивость-подозрительность

2-B — интеллектуальность 10-М — практичность-мечтательность

3-С — эмоциональная устойчивость  11—N —дипломатичность

4-Е — подчиненность-доминантность 12-0 — безмятежность-тревожность

5-F — осторожность-беспечность 13-Q — консерватизм-радикализм

6-G — социальная доминантность 14-Q1 — конформизм-нонконформизм

7-Н — робость-смелость  15-Q2 — самостоятельность

8-I — жесткость-мягкость 16-Q3 — напряженность

Рис, 3.2. Сравнение средних значений личностных факторов по тесту Кеттелла в группах студентов набора 1988 и 1997 гг.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...