Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 16 страница




 

 

1 2 3 4 S
6 А)Купече- Участвуют в распреде- Относятся к предприни- Отсутствие «святости
 

ство с нач. XIX в.

лении благ общества мательству как к деятель- своей собственности».
  по законам рынка. ности, которая направле- Посредством благотво-
  Б) Буржуа- Поддерживают религи- на на выживание рительности и меценат-
  зия с кон- озную общину с ее общины. Чувствуют ства компенсируют
  ца XIX в. традициями. С помо- свою необходимость. комплекс неполноцен-
    щью благотворитель- Однако личное обогаще- ности перед «родствен-
    ности поддерживают ние приносит первые никами-крестьянами»
    малоимущие слои насе- «ростки» неполноценнос- или дворянами (если
    ления. Как меценаты ти перед обществом не- предприниматель имеет
    способствуют разви- имущих и удовлетворе- аристократические кор-
    тию культуры и искус­ства. Выполняют функцию работодате­лей, ликвидируя безработицу. ния амбиций перед аристократией. ни).

3.4. Предпринимательство как деятельность. Воспроизводство предпринимательской деятельности

В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рас­сматривается с позиций традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она включает в себя цели — будущие результаты, на до­стижение которых направлена деятельность; потребности, мотивы, побуждающие к деятельности; предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.

Единицей деятельности является действие. Оно осуществляется такими сред­ствами и способами, которые, отвечая условиям деятельности, способствуют реали­зации выбранной цели.

Данное понимание структуры деятельности впервые четко сформулировано в работах Л. Н. Леонтьева и до сих пор поддерживается в отечественной психологии. Рассмотрим отдельные элементы этой структуры. Начнем с цели, или чего хочет добиться, получить или создать человек, и что является предвосхищаемым резуль­татом.

А. Коул считает: «Цель направлена на создание, сохранение или увеличение ори­ентированной щ получение прибыли организационной единицы. Данная единица занимается производством или распределением хозяйственных благ, чтобы добить­ся.денежной или иной выгоды, являющейся мерой успеха, во взаимодействии с внутренней ситуацией в самой организации или с экономическими, политически­ми и социальными условиями периода, позволяющего значительную степень при-

нятия решений».77 Из этого определения следует, что главная цель предпринима­тельской деятельности — получение «денежной или иной выгоды». Под денежной выгодой понимается прибыль, которая, по мнению Д. Вэнса, «в известном смысле содержит в себе также и иные выгоды».78

Однако «средой» деятельности предпринимателя является, по выражению дру1 того известного американского исследователя Ф. Найта, неопределенность. Необхо­димость окунаться в нее возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и вероятностный характер собы­тий неизвестен. Следовательно, человек является предпринимателем, если у него есть готовность к занятию такой деятельностью, при которой само получение при­были и ее величина будут неопределенными. При этом человек берет на себя конеч­ную ответственность за реализацию своей задачи. В процессе предпринимательской деятельности, по словам И. Шумпетера, «при производстве совершенно нового бла­га, которое вначале надо навязать потребителям хотя бы даром», должна проявиться готовность к получению минимальной прибыли и даже убыткам.

В таких ситуациях проявляется отличительная особенность предпринимателя от капиталиста, которая состоит, по утверждению И. Шумпетера, в том, что этот чело­век отождествляет себя с делом, а не с капиталом. Только предприниматель спосо­бен замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди, несмотря на рискованность большинства мероприятий.

Чем же обусловлена предпринимательская цель? Для ответа на этот вопрос необ­ходимо рассмотреть элемент структуры предпринимательской деятельности, кото­рый называется мотивами или внутренними побуждениями к деятельности.

Особое место зарубежные психологи уделяют мотиву достижения. По мнению Д. Макклеланда, мотив достижения успеха каждым отдельным человеком во мно­гом определяет прогресс экономики всего общества. Мотив же избегания неудачи проявляется значительно реже. Очень важная черта предпринимателя — вера в свой успех, а также ответственность за принятие решений и их реализацию. Мотив, со­единенный с верой, придает предпринимательству страстность, увлеченность, созда­ет впечатление легкости предпринимательского труда.

И. Шумпетер выделяет три предпринимательских мотива. Первый — потреб­ность в господстве, власти, влиянии. Она материализуется в накоплении предпри­нимателями имущества. Второй — жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. Третий мотив — радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Отечественные исследователи А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так.79 Во-первых, необходи­мо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолю­бие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо об­ществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отча­янной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремле­нии «оставить после себя след на земле».

Ни в одной из вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужден-

ной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления, вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.

!!  Телепрограмма «Тема» от 15 сентября 1992 г. канала «Останкино» привела следующие

1j  цифры: 25 % занимаются предпринимательством от безысходности, а 55 % — чтобы изме-

11 нить свою жизнь. Эта мотивация есть своеобразный вызов действительности, о которой

|!   рассказал профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Давид

I;  Баркан в радиопередаче «Авторский канал» от 15 июня 1993 г., приводя следующую циф-

11 ру: 65 % населения России живет за гранью физиологических норм потребностей. Для

|!   контраста: в 1897 г. в России зарегистрировано 363 201 нищих, что составило меньше

И  1 % от всего населения. На них в том же году было израсходовано 27 млн руб.!

Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечислен­ных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необхо­димым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.80

Следующим элементом предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить пред­принимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способ­ности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие за­датков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Кру-тецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.81

Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Пото­му у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способно­стей — прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

] |  Утверждение, что предпринимателем надо родиться, подтверждает следующий факт: по

11 обследованиям, проводимым в США и других странах, в 50-72 % случаев у основателей

I!  фирм по крайней мере один из родителей имеет свободную профессию. Эти цифры зна-

11 чительно превышают показатели по другим видам деятельности. В Гарвардскую школу

; |  бизнеса, например, принимают людей, обладающих предпринимательским типом лич-

11 ности по специальному тесту Мейерса-Бриггса. В результате 83 % выпускников этой

11 школы остаются в качестве предпринимателей не менее 5 лет, что существенно отличает

)   их от тех, кто не имеет никакой специальной подготовки. Для контраста — такой пример:

11 из 5500 человек, изъявивших желание обучаться, но не прошедших тест после окончания

| i  школы бизнеса, лишь 28 % были способны организовать собственное дело.

11 Исследования по изучению предпринимательских способностей проводились в Гарвард-

11 ском Медицинском центре Рут Ричарда и Деннио Кинней. Было обнаружено, что только

! |  1 % людей одарены «исключительной творческой потенцией», связанной с выдающими-

] |  ся достижениями в области предпринимательской деятельности. Всего 10 % обладают

I   j    «высокой творческой потенцией». Еще 60 % обследуемых обладают «некоторой творчес-
; I кой потенцией», связанной с непостоянными и даже случайными проявлениями пред-
! I принимательских способностей (типа изобретения нового рецепта пиццы в своем кафе).

II  И только 30 % людей вообще не склонны заниматься предпринимательской деятельно-
! I стью.

j Если привести данные по России, по опросам социологов в Санкт-Петербурге, предпри-| нимательством хотели бы заниматься (о способностях речь не идет) до 12 % населения, У а в тверской глубинке — менее 1 %.

Весьма любопытным является установленный нами в 1997 г. факт снижения же­лания заниматься предпринимательской деятельностью у студентов престижного экономического вуза — СПбГУЭФ. Если на 1-м курсе желание организовать впо-

| следствии свое дело выразили 32 % опрошенных студентов, то к 5-му курсу таких оказалось в два раза меньше.

Дж. Долан и Е. Лидсей определяют предпринимательство как способность к твор­честву: «Если вы познаете механизм, подавляющий проявления творческих потен­циалов, то поймете, как создать условия для их процветания. Создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, — ключевая проблема предпри­нимательства и инновационных процессов, равно как и достижение вершин в искус­стве». Аналогичное понимание мы встречаем у Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что «предпринимательство — это особый вид человеческих талантов — предприни­мательских способностей».82

Способность понимается здесь как одно из качеств личности, обнаруживающее-

I ся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности. Рассмотрим некоторые точки зрения по этому вопросу.

- По утверждению Шумпетера, первым основным качеством предпринимателя яв­ляется развитая интуиция, восполняющая недостаток информации. Автор отмеча­ет, что основательная подготовка, специальные знания, способность к логическому анализу могут стать лишь источником неудач. Второе основное качество — сильная

I воля, помогающая преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды — традиций, правовых и моральных норм и т. п. Наконец, третьим качеством является развитое воображение, помогающее придумывать новые комбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя.

Предприниматели, по утверждению Б. Карлоф, — творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписывающиеся в ад­министративно-корпоративную культуру. Они могут строить корабли, учиться иг­рать на пианино, создавать компании. В общем, значение их для создания и процве­тания фирмы невозможно переоценить.

В настоящее время ни в одной стране мира не существует профессии «предпри­ниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Рас­пространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить. Б. Карлоф пишет, что «люди, начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказы­ваются практически бесполезными... связь между деловыми качествами предприни-

[ мателя и его образованием отсутствует. Выпускники школ бизнеса не отличаются более мощными способностями к предпринимательству, чем прошедшие подготов-

! ку по другим дисциплинам».

Есть еще два очень важных качества предпринимателя, отмечаемых исследовате-

I лями. Первое — способность доводить дело до конца, второе — умение объединить

I вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач. Профессор

\ кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факуль-

тета маркетинга М. Питере считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания. Ссылаясь на Р. С. Ронстад, они приводят 14 наименований особых предпринимательских умений и знаний. Вот некоторые из них.

Ясное понимание предпринимательства. Отделение фактов от мифов.

Умение давать взвешенные оценки.

Умение находить нестандартные решения.

Умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности.

Умение вырабатывать новые коммерческие идеи.

Умение оценивать перспективность новых идей.

Знания, необходимые для создания нового дела.

Умение оценить внешнюю ситуацию.

Умение оценивать действия с точки зрения этики и морали.

Умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры.

Умение получить причитающееся.

По мнению авторов, большинство из перечисленных умений можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости пер­вичного отбора на курсы предпринимателей. Остается выяснить, какие именно за­датки способствуют проявлению предпринимательских способностей, и тогда по­явится уникальная возможность выявлять склонных к предпринимательству с раннего детства.

Итак, прояснено еще одно понимание предпринимательства как способности, а также необходимость находить людей, обладающих этим редким даром. Во мно­гих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и создаются благоприятные условия для его развития. Усло­вия являются одним из компонентов структуры деятельности. Следовательно, пере­ходим к рассмотрению следующего элемента предпринимательской деятельности, под которым понимаются обстоятельства, способствующие или не способствующие данному роду занятий.

Чтобы человек проявил себя как талантливый предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь редкие способности и определенные мотива­ции. Необходимы благоприятные условия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских семян зрелые и сочные плоды экономического благососто­яния.

Одним из таких условий является национальная культура.

| i  Р. Хизрич и М. Питере пишут, что существуют страны, «где на человека, создавшего

11 собственное дело, смотрят с одобрением ...В США к человеку, который сам себе хозяин и

11 имеет собственное дело, добился успеха и делает деньги, всегда относились с большим

|    уважением. Неудивительно, что в этой стране новые компании растут как грибы». Одна-

|    ко и в этой стране «есть регионы, где для предпринимательства существует особо благо-

!   приятная почва. Это дорога номер 128 под Бостоном, Силиконовая долина в Калифор-

j    нии и Северо-Каролинский треугольник. Традиции этих центров способствуют

I   созданию новых предприятий, превращая местности в крупнейшие финансовые и про-

|    мышленные узлы. Но есть страны, культура которых как бы бросает тень на человека,

\    где предпринимательство не считается делом почетным».83 К ним можно отнести Рос-

|'   сию. Как до революции, так и в настоящее время предпринимательство здесь одобряется

     только самими предпринимателями. Об отношении к бизнесу в настоящее время можно
     судить по данным НИИКСИ, по которым из восьми родов деятельности бизнес стоит на
     пятом месте. После него еще ниже оцениваются занятия наукой, политикой и религией!
     Лишь у бизнесменов предпринимательство по шкале ценностей вышло на 1-е место.

Р. Рейг раскрыл секрет почетности предпринимательства в Америке. Он пишет, что не существует противоречий между предпринимательской и гражданской куль­турой. Ведь первая — «отстаивающая ценности успеха, свободы и эффективности», и вторая — «поддерживающая ценности справедливости социального устройства, гармонии и гуманности», сменяются их синтезом.84 Там, где этот синтез есть, пред­принимательская активность облагораживается. Если государственные воззрения на методы решения экономических проблем совместимы с предпринимательскими интересами, это обеспечивает качественный и количественный подъем предприни­мательства. В результате бизнесмен в США — это национальный герой и пример для подражания.

     Для подъема предпринимательского духа в США используются различные меры. На-

     пример, программы по отбору и поддержке талантливых детей. По свидетельству эконо-
     миста П. Дракера, «аллокационный эффект» образования имеет предпринимательский
     характер. Это означает, что по мере повышения образования у человека растет способ-
     ность к принятию самостоятельных решений. По данным Нью-Йорк Тайме, в Америке

     среди 100 тысяч видов игрушек все больший удельный вес занимают формирующие

     предпринимательский навык у детей. Например, «ранец бизнесмена» содержит 76 видов

     бизнеса! Бизнес-игры существуют для разных возрастных категорий от 8 до 18 лет.

     В США существуют специальные образовательные «Программы развития бизнеса»,

     на которые тратится $ 100 млн в год. Они включают обучение и консультирование

     начинающих бизнесменов, поддержку пятиста институтов малого бизнеса, частные и

     государственные университеты, поощряют проведение семинаров и конференций по про-

     блемам предпринимательства, публикуют информационные материалы по бизнесу

     (Нью-Йорк Тайме, 1988, 27 апреля).

Другой метод создания режима благоприятствования предпринимательству — использование средств массовой коммуникации, с помощью которых создается со­циальная атмосфера, формирующая благоприятное для бизнесменов общественное мнение.

Так, в США, во времена президента Рейгана, была проведена мощная кампания. Она использовала радио- и телевещание. Президент, пытаясь облагородить пред­принимательскую активность, выступал с речами под лозунгом «возвращение к тра­дициям» в духе американских ценностей: семья, труд, добрососедство. Установка I Американского института предпринимательства «Новая цель для либерального об-■ щества — добродетель» помогает до сих пор вести борьбу с коррупцией, подпольным бизнесом, стимулирует благотворительность и одновременно «возвышает» и гаран­тирует безопасность предпринимательства.

Одним из мощных катализаторов предпринимательства на Западе является «пе­рекачка талантов». Известно, что все национальные меньшинства в США попол­няются за счет иммигрантов, которые, по мнению Ф. Броделя, обнаруживают по­вышенную склонность к предпринимательству и имеют более высокие доходы 1 по сравнению с англосаксонским населением.85

Выше были рассмотрены методы создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности. Однако имеются и другие примеры — созда­ния не просто неблагоприятных, но направленных на полное уничтожение предпри­нимательства условий в советский период. Однако сейчас имеются все основания

считать, что предпринимательскую деятельность не удалось истребить, несмотря на физическое уничтожение ее носителей и идеологические запреты.

Одним из механизмов сохранения данного вида деятельности, по мнению В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского, является его превращение в частный случай поисковой активности. Авторами предложена оригинальная гипотеза, подтвержда­ющая неискоренимость людей с ярко выраженным адаптационным синдромом к внешним неблагоприятным воздействиям. Эти люди, если у них есть задатки к пред­принимательству (имеются данные, что около 11% населения рождается с такими задатками), удовлетворяют потребность в проявлении своих способностей путем поиска постоянных изменений и риска в схожей по некоторым параметрам с пред­принимательством деятельностью.86

Во времена запрета на занятия предпринимательством такие люди находили себя в комсомольской работе, функционировании в органах КПСС, номенклатуре, «те­невой экономике», мелкой спекуляции и т. д.

Существует и другой подход, с помощью которого можно объяснить неискоре­нимость предпринимательства. Речь идет о теории «массовой деятельности», созда­тели которой — Г. П. Щедровицкий, В. Я. Дубровский, В. А. Лефевр — утверждают, что сама по себе она не является атрибутом, принадлежащим людям. Наоборот, именно люди оказываются включенными в нее либо в качестве, материала, либо в качестве элементов наряду с машинами, вещами, знаками, социальными организа­циями и т. д. Деятельность рассматривается как полиструктурная система с много­численными и весьма разнообразными функциональными и материальными компо­нентами и связями между ними. Люди являются лишь одним из компонентов, «захваченных» в эту систему, и это заставляет их вести себя определенным образом. К массовым относятся виды деятельности, жизненно необходимые для существова­ния любого общества: преподавание, градостроение, медицина, юриспруденция и многие другие, включая предпринимательство.

Следовательно, если предпринимательская деятельность является массовой сис­темой, то поисковая активность — фактором ее выживания, особенно ярко проявля­ющимся в периоды запретов на ее существование. Согласно мнению А. Г. Щедро-вицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если она является объективно существующей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать, чтобы достичь желаемых, общественно-полезных результатов.

По мнению А. И. Агеева, неизбежным атрибутом всяких структурных сдвигов, создания новых и роста существующих производств является новаторство. Он дает такую интерпретацию предпринимательской деятельности: «предпринимательство — новаторская экономическая деятельность, где новаторство состоит в комбинирова­нии производственных факторов или, другими словами, в создании, изменении или развитии организационных структур с целью открытия или роста производства тех или иных товаров или услуг».87

Новаторство часто идет «рука об руку» с творчеством и изобретательством. Все три категории являются составляющими процесса создания нового, ранее не изве­стного. Б. Карлоф считает, что предпринимательство имеет много общего с творче­ством, которое, в его понимании, состоит в способности интегрировать отдельные элементы знаний в абсолютно новые комбинации.

Чтобы создать что-либо новое, даже в виде идеи, необходимо мыслить опреде­ленным образом. Далеко не каждому дано на основе прошлых знаний сконструиро­вать принципиально новую идею, а затем с помощью особых способностей разру­шить стереотипы общественного мышления и претворить эту идею в жизнь. Отмечая особую важность инновационного мышления, С. И. Кретов определяет предприни­мательство как способ мышления инициативного человека, быстро мобилизующего имеющиеся ресурсы на организацию производства в какой-либо сверхприбыльной сфере или отрасли.88

Итак, отличительными чертами предпринимателя являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, нова­торству.

Выше рассмотрено предпринимательство как деятельность, определена ее струк­тура, выделены основные черты и общественные функции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения деятельности. Предприниматель­ство — это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, по­зволяющими нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.

Воспроизводство предпринимательской деятельности

По мнению Г. П. Щедровицкого, В. А. Лефевра, Э. Г. Юдина, для восстановления деятельности, особенно в ситуациях разрыва в периоде традиций, необходимо вос­пользоваться особыми средствами, называемыми образцами-эталонами, в которых отпечатывается то, что нужно будет воспроизвести. Ими могут быть орудия труда, предметы, люди и организации людей.89 Предпринимательство — это особая дея­тельность, где главными средствами воспроизводства служат люди. Современные российские предприниматели не могут стать достойными образцами подражания для молодежи, которая придет на смену, ибо их сознание отравлено социалистичес­ким воспитанием. Однако деятельность знаменитых предпринимателей прошлого тоже может стать образцом для подражания лишь отчасти. Слово «отчасти» упот­реблено в том смысле, что прошлый опыт нельзя чисто механически «опрокинуть» на настоящее или будущее. Воспроизводимая деятельность должна избавиться как от вредных традиций предпринимательства, приобретенных при социализме, так и от традиций прошлого, приведших ее к краху.

По утверждению Б. Ф. Поршнева, восстановить утерянные традиции в принципе возможно. Когда культура подвергается уничтожению, ароссийское предпринима­тельство к 1917 г. имело свою культуру, она остается в «свернутом» опыте, запечат­ленном в мифах, сказках, символах, языке. Они-то и сохраняют в латентном спящем состоянии обряды, обычаи, ритуалы, традиции, нормы, ценности этой культуры. В любом обществе существуют люди, обладающие способностью противостоять иде­ологическому внушению (контрсуггестия). Чем больше внешние обстоятельства заставляют их отказаться от внутренней убежденности, даже под страхом массовых репрессий, тем сильнее они укрепляются в своих позициях с помощью уклонения, удаления, перекрытия фильтром (языковым, эмоциональным, ценностным), иро­нии, предвзятости, брезгливости и т. д. Можно сказать, что происходит вытеснение в область бессознательного — «свертывание», но не уничтожение опыта. Как только ситуация благоприятствует, этот спящий «свернутый» опыт предыдущих поколе-

ний просыпается, разворачивается, оказываясь мотивирующей силой для того, что­бы человек начал заниматься нехарактерной для него деятельностью. По мнению Б. Ф. Поршнева, именно такой механизм культура использует для своего выжива­ния.90 Сам же носитель «свернутого» опыта не осознает причины, почему начинает действовать подобным образом, в частности заниматься бизнесом. Он действует, по мнению философа М. К. Мамардашвили, преимущественно подсознательно.91

Итак, для воспроизводства предпринимательской деятельности прежде всего, необходимо:

создать методологическое описание структуры предпринимательской дея­тельности и выяснить цели ее существования в обществе. Это поможет не только экономическому институту, но и каждому предпринимателю адекват­ным образом отрефлексировать в сознании все компоненты деятельности. Создать методологическое описание предпринимательской деятельности — весьма сложная задача, так как этот род занятий имеет специфическую осо­бенность — действия его субъектов часто невозможно уложить в какие-то логические рамки, подобно действиям любой творческой личности;

создать методики отбора людей, имеющих врожденные задатки и способнос­ти к предпринимательству;

составить программу обучения отобранных кандидатов особым знаниям, не­обходимым для предпринимательской деятельности;

провести государственную кампанию, используя средства массовой инфор­мации, по созданию благоприятного общественного мнения, способствующе­го развитию предпринимательства;

организовать научно обоснованную систему налогообложения, разработать законодательные акты, которые оптимальным образом будут регулировать от­ношения предпринимателей с государством.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...