Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 19 страница




ле, рассматривают поступление в такой вуз как этап реализации своих достаточно амбициозных планов. Из-за этого низкая эмоциональная устойчивость более ранне­го приема — недостаточная толерантность к фрустрациям, переменчивость настрое­ний и интересов — сменяется большей эмоциональной зрелостью, активностью, трезвой оценкой действительности. И хотя повышение этого показателя в процессе взросления и образования не повредило бы будущим экономистам, можно с уверен­ностью сказать, что в СПбГУЭФ приходят учиться в основном не ипохондрики. Показатель доминантности, превышающий среднее значение у обеих групп студен­тов, говорит о склонности к самоутверждению и независимости. Это создает благо­датную почву для воспитания такой общественно значимой черты, как ответствен­ность, однако может вызвать и пренебрежительное отношение к окружающим.

Наибольшим изменениям подвергся фактор беспечности, переходящий с отри­цательного значения к положительному. Осторожность же, пессимистичность в вос­приятии действительности, склонность усматривать в жизни проблемы переходят в энергичность до энтузиазма, беззаботность до безалаберности, отсутствие проблем-

ного взгляда на жизнь. Резко подскакивает значение фактора 7(H) — смелость — до авантюризма, активности, готовности иметь дело с незнакомыми людьми и обстоя­тельствами, потребности в риске. Сохраняются высокие оценки по фактору 8 (I): мечтательность, разборчивость, капризность, женственность, тяга к покровитель­ству, требовательность к вниманию, помощи со стороны. Сочетание двух значений последних факторов, а также значения факторов 1 (А) и 5 (F) — осторожность-беспечность создает образ умного, активного, напористого, не видящего особых про­блем, самоуверенного и не очень склонного к ответственности нынешнего человека, готового «встроиться в ту человеческую группу, которая будет квалифицирована им как референтная»,. Тем более важной представляется учебная работа с професси­ональными смыслами, погруженными в нравственный контекст, поскольку система­тичность и хрестоматийность знаний заменяет обсуждаемому поколению систему гуманитарных, нравственных ценностей.

Сохраняющееся на уровнях выше среднего значение фактора 9 (L) — доверчи­вость-подозрительность — дополняет полученный образ эгоцентричностыо, недо­верчивостью, склонностью придерживаться собственного мнения. При дипломатич­ности (N) ниже среднего уровня и таком же самоконтроле (£)3), характеризуемом невниманием к другим людям и чувством недостаточной интегрированное™ в об­щество, складывается впечатление о человеке, не слишком готовом и способном к партнерству, возможно, в меру непонимания данной категории. Заслуживает неко­торого внимания и значение фактора Q1 — консерватизм-радикализм. Средние значения — устойчивость в принципах, терпимость к традиционным трудностям — несколько снижаются у студентов более позднего набора и говорят о тенденции к проявлению осторожности к новым людям и идеям. Возможно, именно успех (а на­ших студентов со всеми основаниями можно назвать успешными) заставляет их придерживаться каких-то определенных представлений о способах его достижения, в некоторой степени воздерживаясь от экспериментов.

Итак, каков же сегодняшний студент — будущий экономист? Общительный, но не слишком склонный действовать в команде; высокий интеллектуал, но без особой поисковой активности и критичности мышления; независимый в суждениях и само­утверждающийся, но и требующий помощи и готовый при первой возможности обза­вестись покровительством; азартный и склонный к риск}', но и сиюминутно беспеч­ный и не обремененный проблемным видением жизни. Сегодня мы еще не можем ответить на вопрос, в какой мере экономическое образование может повлиять на эти Черты, поскольку не имеем достаточного количества данных психологических тестов, использованных в контрольных группах. Однако надо понимать, кто завтра будет ре­шать экономические проблемы в России на всех уровнях компетенции. Так или иначе, с портрета, хотя и расплывчатого, на нас смотрит будущий предприниматель.

Насколько и в каких случаях может быть полезна подобная информация? Во-первых, в деле профессиональной ориентации: для сравнения собственных качеств, полученных с помощью теста Р. Кеттелла, с теми, что были приведены выше. Бли­зость собственных параметров к рамкам типового портрета может укрепить в мысли заняться предпринимательством.

Во-вторых, для получения представления о психических особенностях совре­менного российского предпринимателя.

Поскольку данные получены только на основании модели личностных черт Р. Кет­телла, требуется дополнительный материал, подтверждающий выявленные тенденции.

Основные выводы

Можно выделить несколько этапов в развитии предпринимательской дея­тельности в России, каждый из которых имеет свои характерные социально-экономические основания. Существенную роль в развитии отечественного предпринимательства на всех этапах его развития играло государство. Два этапа из рассмотренных восьми отличаются почти полным уничтожением предпринимательского слоя государственной властью. Однако, несмотря ни на что, предпринимательская деятельность возрождалась.

Выделено два вида культурных факторов, определяющих развитие предпри­нимательства в России. Первый вид имеет сквозной исторический характер, так как наблюдается практически на всех этапах развития, а второй проявля­ется только на отдельных этапах. Это можно объяснить следующим образом. Существуют как общенациональные черты характера, присущие представите­лям всех сословий, независимо от социального статуса, так и черты характера отдельных сословий, проявляющиеся в их культурных особенностях. В раз­ные периоды развития предпринимательства менялись как сословные черты, так и соответствующие социокультурные стереотипы.

Начиная с возникновения социальной группы предпринимателей, их занятия (с позиции других сословий и их собственных) оставались делом малопре­стижным.

3.  Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская,
имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты,
на достижение которых направлена деятельность, потребности/мотивы, по­
буждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для
достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения
цели, а также условия деятельности.

Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение при­были как главной цели, это самостоятельность, ответственность, неопределен­ность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность. Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обла­дают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличи­тельных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.

Поскольку предпринимательская деятельность является массовой, поиско­вая активность становится фактором выживания системы, особенно ярко проявляющейся в периоды запретов на ее существование. Согласно мнению А. Г. Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию от­дельного человека или группы людей, если является объективно существую­щей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать для достиже­ния желаемых и общественно полезных результатов.

Для восстановления предпринимательской деятельности, особенно в ситуа­циях нарушения принципа непрерывности традиций, необходимо пользовать­ся ее особыми средствами, называемыми образцами-эталонами. Ими могут быть орудия труда, предметы, люди и организации людей. Предпринимательство — это особая деятельность, где главными средствами ее воспроизводства служат люди.

Когда культура подвергается уничтожению, она остается «жить» в «сверну­том» опыте. Этот опыт запечатлен в мифах, сказках, символах, языке, сохра­няющих в латентном (спящем) состоянии обряды, обычаи, ритуалы, тради­ции, нормы, ценности данной культуры.

Имеется два вида безболезненного контакта с предпринимательством. Пер­вый заключается в налаживании партнерских отношений между государ­ственными и предпринимательскими институтами, а второй — в создании условий для развития этой деятельности.

Примем гипотезу, согласно которой предпринимательская деятельность соот­ветствует потребностям симпатотоников наличием большого количества на­пряженной работы и изобилием «пиковых ситуаций», стимулирующих при­вычный выброс в кровь катехоламинов (в частности адреналина), вызывающих состояние радостного возбуждения и подъема сил. Человек ощущает себя сме­лым, способным преодолеть любую преграду для достижения поставленной цели. Он чувствует надежность, уверенность в себе. Такие ощущения позволя­ют брать на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные ре­шения в любых опасных ситуациях, которыми изобилует предпринимательс­кая деятельность. Чувство надежности определяется нейропептидным обменом, в частности содержанием эндорфина и других гормонов в крови человека.

Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступ­ков, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в про­цессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. Молено предположить, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков' предпринимательского характера в случае наличия потребности и ситуации, ее удовлетворяющей.

Изменение установок, препятствующих предпринимательскому поведению, дело крайне трудное. Современные психологи придают смене установок боль­шое значение.

6.  Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, от­
личающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы едино­
душны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это твор­
ческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление
к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволя­
ющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении с
зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности
своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества и
т. п. Подобная информация может быть полезна, во-первых, для профессио­
нальной ориентации — сравнения собственных качеств, полученных с помощью
теста Р. Кеттелла, с приведенными выше. Это близость собственных парамет­
ров к рамкам типового портрета, которая может укрепить в мысли заняться
предпринимательством. Во-вторых, для получения представления о психичес­
ких особенностях современного российского предпринимателя.

 

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕНЕГ

 

 

Деньги — порождение и форма выражения товарного хозяйства. Это товар, спе­циальная потребительная стоимость которого делает его, с точки зрения эконо­мики, всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Деньги как не­пременный атрибут экономической жизни людей появились в том или ином виде на следующем после натурального обмена этапе развития общества. Отношение к ним определяется как личностными особенностями индивидов, так и социокультурны­ми особенностями различных сообществ.

Поскольку на отношение к деньгам влияют психологические и социальные осо­бенности, очевидно, что реакция на них не всегда и не у всех одинакова. Деньги воздей­ствуют на малоизученные общей психологией стороны эмоциональной сферы. Рас­смотрение отдельных сюжетов воздействия денег позволит выделить несколько ти­пов людей, отличных от типологий, принятых в общей психологии.

Немалую роль в этом процессе играют вещи, и деньги в частности. Помимо сугубо экономических функций (мера стоимости, сред­ство обращения, платежа, накопления) деньги участвуют и в формировании психи­ки людей, образуя и удовлетворяя потребности выживания, существования, само­удовлетворения, занятия определенной ступени в сообществе. Деньги являются самой абстрактной, загадочной и не всегда предсказуемой формой хозяйственной жизни.

Психология денег — раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей и, как следствие, их поведения под воздействием денег. Предпосыл­ки развития психологии денег можно найти в классических школах психологии — психоанализе, бихевиоризме, когнитивных теориях и др.

1.Тема психологии денег мало разработана даже на Западе, не говоря о России. Здесь она неоправданно долго была идеологически неактуальной. Некоторое вни­мание к деньгам уделялось в разделах социальной, промышленной психологии, психологии менеджмента, посвященных мотивам трудовой деятельности и мате­риальному стимулированию. Правда, еще В. М. Бехтерев в труде «Коллективная рефлексология» утверждал значимость отношения к деньгам, ценности денег в об­ществе и взаимосвязь этой субъективной ценности с устойчивостью финансово-экономического рынка в стране.

Единой теории или всеобъемлющего труда по психологии денег нет. Имеются лишь разрозненные исследования восприятия монет и банкнот, отношения людей к деньгам, влияния денег на убеждения и поведение людей, установления корреляции между ценностным отношением к деньгам и доходом на душу населения, отношения к деньгам мужчин и женщин. Есть и работы по исследованию денег как фактора безопасности, удачливости, любви, свободы.

2.  Существуют отдельные и обоснован­ные соображения, что не так просто соотносить особенности денежного поведения, отношения к деньгам с такими личностными, внутренними, психофизиологичес­кими качествами как, например, темперамент. Правильнее соотносить их с катего­риями, детерминированными внешними социальными механизмами — ценностя­ми, установками, убеждениями. По определению известного отечественного психолога В. Н. Мясищева, отношение есть компонент системы теоретических представлений личности, отражающий ее субъективно-оценочный, сознательно избирательный подход к действительности и представляющий собой интериоризи-рованный опыт существования в социальном окружении.

3. Отношение к деньгам — это частное отношение, очерчивающее экономико-психологическую сферу дан­ной системы.

4. Социокультурные особенности отношения к деньгам

Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих обобщающий харак­тер. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам и работе, к соревновательности, сбережениям. Однако определить влия­ние социокультурных традиций в чистом виде сегодня сложно, поскольку превали­рующее значение имеет уровень экономического развития, степень вовлеченности страны в мировую систему хозяйства, уровень организованности производства и банковской системы — качеств наднациональных, сминающих социокультурную специфику во всех сферах. Хотя, несомненно, традиции опосредованно влияют на национальное экономическое поведение в отношении денег. Одних устраивает по­зиция рантье, для других важно, чтобы деньги приносили деньги, третьи предпочи­тают сразу все потратить...

Английский экономист Р. Линн обобщил материалы нескольких авторов и обна­ружил:

1. Положительную корреляцию между ценностным отношением к деньгам и эко­номическим ростом страны (чем больше экономический рост, тем больше ценность денег);

2. Отрицательную корреляцию между ценностью денег и доходом на душу насе­ления (чем больше доход, тем меньше ценность денег).

Выводы из этого очевидны, поскольку при низком доходе на душу населения деньги большей частью предназначены на ежедневные траты. При экономическом росте страны масса денег растет, увеличивается и число их функций, от чего их ценность возрастает, но не до бесконечности. На этапе насыщения деньгами ценность их в глазах обывателя снижается.

Социокультурные традиции тесно переплетены не только с экономическим по­ложением, но и с этическими проблемами. Исследования структуры ценностей сре­ди молодых людей подтвердили, что в странах со стабильной экономикой, в частно­сти в Европе, больше ценятся этические аспекты труда, мастерство (консервативные ценности), а в странах с экономическим ростом (Япония, Турция, Тайвань, Бангла­деш, Израиль и др.) больше приветствуются конкуренция, мотивация успеха, рост сбережений.

Интересно проявление компенсаторных механизмов. Выявлено, что в странах с малым доходом на душу населения купюры и монеты, как правило, большего разме­ра, чем в богатых странах.5

Приведенные выше примеры показывают, что экономический фактор достаточ­но силен, чтобы разрушить социокультурные особенности в восприятии денег. Тра­диции сохранились в большей степени там, где недавно начался экономический рост, несмотря на изменение структуры ценностей у молодежи. Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, вырабатывавшейся у народов на про­тяжении длительного времени и отразившейся в их менталитете. Даже в Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения к деньгам. Они копятся для традиционных, почти культовых поездок. Отличие от европейской структура трат на предметы домашнего обихода и т. д. Повышенный интерес к накоп­лению денег, часто в их золотом эквиваленте, сохранился у евреев, многие века вы­нужденных думать «о черном дне». Склонны прятать деньги белорусы, поскольку вся история их страны отличается нестабильностью. Не было войны, которая бы не прошла по их территории. У русских (в России) — от бродяги до купца — в целом легкое отношение к деньгам, которых никогда не было много и их могли в любой момент отобрать.

Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения.

В традиции многих восточных народов принято щедро принимать гостя. Неред­ко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует весь семейный клан. Принято из дальних краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.

Среди ряда европейских народов, воспитанных в духе протестантизма и люте­ранства, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в рес­торане гость сам платит за себя и т. д.

В России, где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное вос­приятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале материального благополу­чия и аффективно относятся к нему. Эта черта не в полной мере определяется при­надлежностью к социокультурной среде, а скорее относится к переходному периоду, когда психика людей еще не успела освоить произошедшие перемены. При этом материальное неравенство больше угнетает старшее поколение (соотношение мак­симальной и минимальной зарплат 20 : 1, а в Москве, по некоторым расчетам, — 100 : 1), чем юное, не знавшее формального равенства, когда соотношение макси­мальной и минимальной зарплат было 4:1.

Социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, проявля­ются в сфере отрицательных эмоций — вины, тревоги, напряженности, боязни без­работицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют отноше­ние к деньгам, богатству. В планово-распределительной системе есть значимые для психики преимущества. Это — уверенность в завтрашнем дне (когда есть социальные гарантии получения зарплаты и пенсии и нет страха перед ограблением вкладчика банком). Рыночная система, предоставляя больше возможностей для заработка, спо­собствует развитию способностей, самореализации и порождает вместе с тем боль­ше опасностей, ведущих к стрессам, неврозам — из-за рисков в экономическом по­ведении, страха ограбления, отчуждения, отсутствия сопереживания, денежного фанатизма. Недаром в странах запада, особенно в США, растет спрос на услуги пси­хотерапевтов. Отечественные предприниматели находятся в состоянии постоянно­го и еще большего психического давления — помимо обычных сопутствующих ры­ночных экономике психических напряжений, немалое влияние на них оказывает борьба за передел собственности и рынков, неопределенность налогового законода­тельства и многое другое. Можно предположить, что под комплексным воздействи­ем национальных и экономических причин формируется особый тип предпринима­теля. Это подтверждается специальными исследованиями. Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся под вли­янием факторов культуры и социальной атмосферы.6

На этапах первоначального накопления капитала, поскольку, по М. Веберу, за­хват собственности производится в основном авантюрными людьми, не способными производить товар, есть опасность превращения денег в самоценность, в единствен­ную ценность и сверхценность. Легко заработанные деньги «по-купецки» тратятся в ресторанах, магазинах, курортах. В этом случае человек впадает в наиболее дисгар­моничное состояние. Деньги должны служить жизни человека, а не его кошельку, глупым прихотям, бахвальству.

С другой стороны, покупатель должен больше думать о своем кошельке, чем о кошельке продавца. Большинство граждан бывшего СССР, имевших гарантирован­ный заработок и небольшие деньги, всегда легко относились к их трате. Меньше торговались, охотнее давали взаймы, меньше думали о деньгах, почти не имели вол­нений, связанных с ними. Люди легко верят пирамидам, торговцам воздухом не только потому, что вообще склонны верить в предложения легкого заработка, но и благодаря парадоксальной ситуации, в которой они, с одной стороны, не имели опы­та крупномасштабного обмана, а с другой, были убеждены, что государство их обма­нывает.

Начаты интересные исследования в области социокультурных различий в опре­делении у разных народов качеств, считающихся первоочередными для приобрете­ния богатства. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В стра­нах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, решительнос­тью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешными в ведении дел (а не в превращении воздуха в деньги) оказались так называемые трудо­голики, обладающие обеими группами указанных свойств и способные посвящать делу все свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди, как правило, обеспечивают высокое качество жизни, но живут (относительно своих доходов) скромно, все деньги вкладывая в производство.

Современные российские особенности отношения к деньгам в значительной сте­пени сформированы нынешним экономическим положением, а также менталите­том. Они обнаруживаются в психологических и социологических исследованиях ценностей. Такие опросы проводятся довольно регулярно социологическими цент­рами как среди молодежи, так и среди старшегощоколения. Все чаще среди качеств людей типа «молодой, красивый, умный, добрый», на первое место ставится «бога­тый». На вопрос о ценностях также все чаще ответы «состояние, должность» и т. п.

По мере роста богатства стран и отдельных лиц, осведомленности большого чис­ла лиц о дисбалансе в доходах все чаще появляются мнения о справедливости их сближения. Значительная часть населения разных стран, как показали результаты ряда исследований, сегодня предпочитает равенство в доходах тому, что могут пред­ложить свобода и рынок. Специалисты против уравнительного распределения, но за создание видимости сближения доходов путем проведения социальной политики. Отношение к деньгам у разных социальных групп. Стратификация людей по отношению к величине оплаты труда, трате денег.

Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сфе­рах — духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взгля­дов, социального расслоения. При стабильных условиях в стране отношение к зара­ботку складывается в связи со специфическими психологическими особенностями людей. Вольно или невольно они различаются по отношению к трудовой деятельно­сти на группы. Первая группа — люди преимущественно наемного труда, работаю­щие по найму с денежным доходом, зависящим лишь от зарплаты. Это учителя, врачи, военные, рабочие. Вторая группа — представители свободных профессий, получающие за свой труд гонорар или договорные суммы. Это адвокаты, художни­ки. Третья — частные предприниматели любого масштаба, занимающиеся организа­цией производства. Их заработок зависит только от них самих. Естественно, что член любой группы хотел бы получать больше денег, но соответственно путем повы­шения зарплат, гонораров, доходов от производства.

Человек, работающий по найму, получает какие-либо установленные суммы оплаты труда практически независимо, особенно в государственной сфере, от своей квалификации. Лозунг «умейте продавать свой труд» в чистом виде действует толь­ко в сфере увеличения индивидом количества мест работы. Величина оплаты его труда зависит от политики направления средств на оплату труда (в нашей стране 20 % ВВП, в развитых странах — 80 %). Правда, в отечественных условиях сложились двой­ные стандарты оплаты. Нередко за одну и ту же работу, выполненную в государствен­ной и частной фирме, работник получает зарплату, отличающуюся в 2-10 раз.

Удовлетворенность оплатой (а при неудовлетворенности — отсутствие попыток изменить ситуацию) относится к особой психологической склонности людей — по­лучать за свой труд в определенные дни назначенную зарплату (так они чувствуют себя спокойно, уверенно, беззаботно, могут полностью отдаться работе). Нередко от квалифицированных инженеров или врачей можно услышать горькое «что мы уме­ем — только ходить на работу, только изобретать, только лечить и т. д.», хотя именно они — асы в своем деле, а все, что нас окружает, сделано их разумом и руками. Для этих людей приоритетным было и есть дело. Деньги у них, как правило, неактивны, не являются капиталом, а становятся элементом потребительской сферы экономичес­кой жизни. Отношение к деньгам у них абстрактное, что существенно затрудняет адап­тацию людей этого типа к рыночной экономике. Для них деньги — это «получка».

Для других, более склонных продавать свой труд и умеющих это делать, место постоянной работы и в советские времена было номинальным. Основной же зарабо­ток они имели не там. Это люди многих рабочих профессий обслуживающего плана (столяры, сантехники, ремонтники, на которых всегда был большой спрос), частно­практикующие врачи и преподаватели, разного рода консультанты и эксперты и ряд других специалистов. Для большинства этих людей приоритет — сумма заработка. Как правило, дело, качество исполнения их интересует лишь настолько, насколько оно влияет на величину оплаты.

Доля тех, кто фанатичен к добыванию денег, оказывается довольно малой как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. Правда, наши респонденты, в от­личие от западных, проявляют большее недовольство своим финансовым положе­нием, нежели фантазируют на тему о деньгах. Особая подгруппа — лица свободных профессий. По психологии деятельности они заинтересованы в качестве своего труда, но по спросу на него не брезгуют и «хал­турой».    

Третья группа лиц обычно заинтересована и делом, и заработком. Ее представи­тели чаще всего сразу отказываются от государственной службы, организуют свое дело, успех которого напрямую зависит от качества работы. Они нуждаются в сво­бодной частнособственнической экономике и активных деньгах. Сила денег у них напрямую связана с понятиями свободы, поскольку благодаря им можно заработать, разбогатеть, «выпустить богатство из сундука» и вложить его. в дело, а пустив в оборот, получить прибыль. Одной из интересных отечественных работ по определению приоритета культур­но-территориального или классового фактора является кросскультурное исследо­вание отношения к деньгам, проведенное О. Дейнекой и О. Дворкиной

РАЗЛИЧИЯ В ОТНОШЕНИИ К ДЕНЬГАМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Представители социальных групп Денежяое поведение Осведомленность о наличии денег в кошельке Сбалансированность вклада и отдачи
Банкиры Ограничение в тратах Чаще знают, сколько Сбалансированное
Вузовская интеллигенция Без особых ограничений Чаще не знают Несбалансированное
Предприниматели малого бизнеса Деньги превыше всего, цель активности, главная ценность Знают о деньгах в кошельке и наличности Сбалансированное при получении второго образования

 

Исследование показало, что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа пред­принимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения.

Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для «черного дня», появля­ются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам и зависть.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...