Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 20 страница
Деньги как мерило отношений между людьми и странами Деньги не являются всеобъемлющим фетишем, определяют далеко не все отношения между людьми. Выявлено, что по фактору презрения к деньгам нет кросскуль-турных различий. Интересны наблюдения за вступающими в непосредственный контакт: американцы, которые, по нашим представлениям, придают слишком большое значение деньгам, часто помогают соседу.или даже незнакомому человеку совершенно безвозмездно — довозят до дома, открывают дверь, если сосед потерял ключ, и т. д. Напротив, именно русский человек, пришедший помочь завернуть подтекающий кран, чаще всего требует «магарыч». Это с юмором описывают западные авторы, для которых само слово «магарыч» — непонятная экзотика, не имеющая эквивалентов в их языках. На уровнях же выше соседского деньги выступают в роли индикатора положения человека среди других людей. Экономическое положение индивида и то, гражданином какой страны он является, определяет отношение к нему партнера с точки зрения денежных затрат на него — прием, подарки, обслуживание транспортом, оплата труда. Бедного партнера (отдельного индивида или представителя бедной страны) можно обслужить по низшей категории, вручить ему менее ценные подарки. Равного — по меркам своей страны, богатого — по повышенной категории. По данному ранжиру относятся и к ученым из нашей страны. Во многих странах деньги выступают как средство взятки в виде подарков функционеру, от которого зависит продвижение по службе, получение каких-либо благ, ускорение прохождения дел. Вместо денег, которые во всем мире осуждаются как подкуп, преподносятся дорогие подарки. На Западе чаще встречается завуалированный тип взятки — «презент вашей жене от нашей компании», на Востоке — более открытый тип подарка, который объясняется как «традиции». В деловом мире следует демонстрировать личный успех. Это происходит на многих уровнях, например, на вербальном («О'кей» — прекрасное тому подтверждение). Не принято давать взаймы, тем более брать в долг — это демонстрирует ненадежность. В нашей стране на глазах произошло разделение на богатых и бедных. Вопрос становления богатых довольно скользкий: все-таки, по словам французского экономиста, социолога и политика П. Ж. Прудона (1809-1865), «собственность есть кража». В обществах со стабильной экономикой, с многовековыми традициями существования финансового расслоения к сосуществованию богатых и бедных относятся, как к чему-то само собой разумеющемуся. У нас же за последнее десятилетие века делались огромные состояния при катастрофическом обнищании населения. Потому негативное отношение к необогачам определяется сознанием, будто богатства нажиты неправедным путем. К тому же психика людей не успевает приспособиться к произошедшим переменам. Пожалуй, только новые поколения людей, заставшие уже расслоившийся мир, относятся к богачам спокойно и нейтрально. Надо сказать, что и в стабильных обществах отношение к скоробогачам традиционно негативное. Так, в старой России их могли из-за недоверия не принимать в купеческое собрание. Наименьшим доверием пользовались мастера делать деньги из воздуха — процентщики, банкиры. Больше доверяли купцам, но наиболее уважа-емымыми были промышленники. Последние, кстати, затрачивали большие деньги на обустройство рабочих, создание богаделен, обучение и лечение их детей и даже вывоз их на дачу, чем создавали себе имидж уважаемого человека, к деньгам которого также относились с уважением. Влияние денег на формирование личности Общая психология изучает человека самого по себе или во взаимодействии с другими людьми. Однако в реальной жизни человек находится еще по крайней мере в двух сферах — духовной и вещной. Он взаимодействует с объектным миром вещей, воспринимаемым во всей совокупности своих особенностей и в сознании людей. Как пишет О. Дейнека, в нем отражается вложенный труд, цена и стоимость, субъективная полезность, функциональность, духовность, символизм. Наличие разных вещей у различных людей устанавливает между ними определенную иерархию, которую они воспринимают естественно, и либо ей не противятся, либо стараются занять в ней более высокие ступени. Деньги являются обобщенной формализованной стороной вещного мира. Дети иногда с 4-6 лет понимают назначение денег, знают, что, имея их, можно купить что-либо, могущее изменить их роль среди сверстников. Причем понимают и те, для которых важно и в детстве, и потом «иметь», и те, для кого важно «быть». Этапы формирования отношения к деньгам были определены при изучении экономической социализации Б. Стаей ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ
Представления о деньгах у детей разных стран формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Так, гонконгские и африканские малыши раньше усваивают понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Причем во взрослой жизни этот опыт реализуется в зависимости от «размаха» бизнеса, от уровня экономики и от склонности самих детей. Некоторые могут превратиться в крупных дельцов, другие останутся лишь мелкими торговцами. В работе И. и Е. Ньюсан исследовались отношения детей разных социальных групп к деньгам. Дети из рабочих семей получают вдвое больше карманных денег, чем их сверстники из среднего класса, но зато активнее тратят, связывая с нимиполучение удовольствия (52 % их расходуют деньги в течение недели). Дети из среднего класса чаще копят деньги впрок (даже в банке) или на конкретные вещи. По исследованиям А. Фенэм и П. Томас, родители из среднего класса дают детям фиксированную сумму денег на карманные расходы, начиная это делать с более раннего возраста, чем в рабочих семьях. Через траты денег детьми усваивается традиционная модель поведения класса. Однако другие ученые утверждают, что на понимание мира денег больше, чем родители, влияет среда — школа, сверстники, учителя. Автор обзора западных исследований экономических представлений детей Е. В. Щедрина предлагает родителям ряд рекомендаций, согласно которым рационально давать возможность самим детям расходовать выданные суммы, планировать расходы, копить и зарабатывать деньги. С этой точкой зрения соглашаются многие отечественные исследователи, полагая, что наличная сумма позволит ребенку гармонизировать влияние родителей, сверстников, школы. Правда, экономическая социализация, полученная в семье, оказывает сильное влияние на экономическое поведение детей. Они нередко тратят деньги по той же модели, что и родители (покупают много дешевых вещей или копят на дорогие и пр.).
В любой группе отношения людей складываются согласно их положению, собственности, личному вкладу в существование группы. Отношения детей определяются их личной собственностью. Появление новой вещи изменяет положение владельца и положение детей в группе. Отечественные исследования проходили в русле этих изысканий. Удалось выяснить, что старшеклассники более сознательно относятся к деньгам, чем младшие школьники (что естественно при нашей поздней экономической социализации). Юноши аккуратнее контролируют свой бюджет, чем девушки. Новым в экономическом поведении молодежи является повышение роли денежной мотивации. Деньги стали значимым фактором при сравнении людей, появилась фрустрация при деформации семейных финансовых отношений (например, когда работает одна мать, а отец безработный). По модифицированной методике Р. Кеттелла выяснилось, что дети с высокой самооценкой придают меньше значения факторам престижа, деньгам, а с низкой — прячутся за деньги, стремятся с их помощью укрепить свое положение хотя бы в собственных глазах. Социальная смелость проявляется в большей склонности к риску, высокий самоконтроль выражается в более сильном финансовом самоконтроле. Тревожность находит отражение и в беспокойстве по поводу трат, экономии и большом фантазировании на тему денег. Эти результаты получены при тестировании школьников, еще не включенных во все стадии воспроизводства. Вступая лишь в отдельные экономические связи, они демонстрируют преобладание личностных де- терминант в денежном поведении. Аналогичное явление наблюдается в группах взрослых людей. Правда, взрослые находятся в более тесных экономических зависимостях, на их поведении сказываются прежние стереотипы, возрастные особенности, они более заинтересованы в сохранении неизменного положения, стараются объединиться в более или менее равные по статусу слои. Обладание деньгами вызывает самое различное поведение людей в области самоутверждения. Иногда деньги являются единственным средством закрепить свое положение, свой статус в обществе или восприятие самого себя, изменить «образ Я». Вложение денег в недвижимость, покупку разных вещей укрепляет чувство самореализации. Личная собственность, престижная одежда или машина, возможности проведения досуга, хорошее питание накладывают определенный отпечаток на восприятие одного человека другими. Иногда для самоудовлетворения индивида важен сам факт обладания деньгами. Явление нищего миллионера, хоть и нечасто, но все же встречалось в старой России. И Корейко из «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова — не случайный персонаж. И сейчас человек, имеющий в запасе даже небольшие деньги, чувствует себя увереннее. Отношение к деньгам определяется по характеру их использования. Деньги могут быть средством разворачивания производства, предпринимательской деятельности, поскольку служат посредником и стимулом в процессе воспроизводства. В этом случае статус человека определяется его ролью в производственном процессе. Для самоутверждения некоторым людям важна сама возможность зарабатывания большого количества денег, причем неизвестно зачем. Они при этом не меняют образ жизни, потребления, часто не имеют семьи. Ощущение себя богатым или бедным оказывает влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности. Отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большими заработками, организовывать коммерческую или производственную деятельность. Часто это делается вопреки наклонностям, задаткам и способностям, а в современной России еще и семейным традициям. Если они «выживают», завоевывают положение в обществе, то, как правило, у них вырабатывается суровый, не склонный к сантиментам и эмпатии характер. У богатого человека совсем другие возможности выбора деятельности. Теоретически они разнообразнее и больше связаны с его личными предпочтениями. В полной мере может проявиться направленность на дело (так складываются трудовые династии), на развитие хозяйственной деятельности. Может случиться и отказ от продолжения семейного дела, за которым следует либо положение рантье, либо десоциализация вплоть до потери себя (некоторые герои М. Горького), либо благотворительная или меценатская деятельность, либо смена профессии, открытие нового дела. Естественно, что возможность вариаций выбора влияет на формирование личности. В люб'ом случае, по У. Джемсу, личность в широком смысле — это «Я» плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно влияет на трансформацию «Я». Деньги как атрибут рыночного общества участвуют в экспансии вещного мира, заставляя людей зарабатывать все больше, заменять одни вещи другими. Это рождает, как писал Э. Фромм,12 тенденцию преобладания пластичного, гибкого и поверхностного мышления, в мире идей — поверхностного, многообразного, но неглубокого знания, в сфере формирования личности — пластичного, гибкого, «рыночного» характера. На общественном уровне — все большее доминирование фрагментарного, поверхностного общения,13 «мозаичного» сознания людей, являющихся потребителями продуктов массовой культуры.14 Когда человек попадает в условия длительного отсутствия денег, нехватки их даже на пропитание (в результате безработицы, разорения, стихийных социальных или природных бедствий), его психика начинает деградировать. Во-первых, нередко утрачиваются трудовые навыки, квалификация, опрощается образ жизни. Человек постепенно становится маргиналом. Во-вторых, поскольку социальное пространство не терпит пустоты, таких людей становится легко вовлечь в различного рода социальные акции (что давно было замечено деятелями государственного масштаба, в том числе и Гитлером). В условиях экономических преобразований и затянувшейся разорванности функционирования денежного и товарного элементов и классического обращения «то-вар-деньги-товар» и «деньги-товар-деньги» в современной России возник дефицит денег, восполненный бартером. Он может способствовать развитию криминальной экономики как в государственном масштабе, так и на уровне отдельных людей. Поставленные в условия необходимости торговать товаром, полученным по бартеру от других предприятий или полученным в качестве оплаты труда на своем предприятии, люди вынуждены социализироваться по новой, непривычной, далеко не всегда желательной модели, попадать в необычные группы, в подчинение странным лицам и т. д. Их привычное отношение к деньгам при этом может меняться. Интересной особенностью психики является способность сопоставлять величину заработка с затратами (речь идет об обществах, в которых оплата труда достаточна для проживания). Получая ту же зарплату, одни «укладываются» в эту сумму, а другим всегда ее не хватает — они вынуждены занимать деньги, подрабатывать и пр. Эту особенность подтвердили наблюдения за студентами ленинградских вузов 70-х годов (одни растягивали стипендию на месяц, другим ее не хватало и на два дня), за отдельными лицами (известен случай, когда геолог, одинокий доктор наук с зарплатой в 400 рублей регулярно занимал деньги «до получки» у своей соседки, получающей сорокарублевую пенсию). 4.5. Влияние волевых качеств на отношение к деньгам По методике Н. Стамбуловой (а также ряду других методик)15 можно выявить проявление волевых качеств в различных ситуациях. Воля, как известно, один из компонентов структуры личности, частично врожденный, частично же воспитываемый. Приведем некоторые результаты (см. табл. 4.3). Таблица 4.3. ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА НА ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ
Продолжение табл. 4.3
4.6. Стимулы увеличения заработка Важнейшим является экономический стимул, когда человеку, семье, хозяйству не хватает денег для физического выживания по стандартам данного общественного слоя. Люди вынуждены искать дополнительный заработок, хотя виновником в этом случае является несовершенная система распределения доходов и социальная политика в стране. Психологические стимулы напрямую не связаны с доходами. В разных странах существует та или иная вилка между минимальными и максимальными доходами. В большинстве случаев людей это устраивает, поскольку бытовые и социальные запросы разных слоев оказываются удовлетворенными. В самом деле, одному нужен дворец, другого устраивает и городская квартира. Потребности в пространстве, потреблении, круге общения, досуге индивидуальны и зависят не только от социальной среды, но и от психики человека. Роль социальной политики в том и заключается, чтобы оценить эти различия и удовлетворить запросы людей разного образа жизни по стандартам конкретного общества. Деньги помогают человеку занять нишу, соответствующую его статусу. В нашей стране территориальная стратификация только начинает складываться, но на Западе люди определенного уровня доходов и положения должны пользоваться соответствующими магазинами, селиться в соответствующих районах и т. д. Ради занятия «своей» ниши люди становятся рабами денег, стремятся как можно больше заработать, становятся скупцами, у них портится характер, появляются болезни... (особенно сложно эмигрантам, нередко получающим за свой труд меньшую плату). В отечественных условиях советского периода вариацией подобного стремления к соответствию стала установка «быть не хуже других». Деньги (зарплата и дополнительные заработки) тратились на внешние атрибуты принадлежности к определенному кругу и социальному слою. Делалось это нередко в ущерб семейным отношениям, воспитанию детей, затратам на отдых (свидетельством чему являются случаи появления неблагополучных детей в обеспеченных семьях с хорошими жилищными условиями). В этом же смысловом ряду находятся деньги (а также покупаемые на них вещи), зарабатываемые ради престижа. В отличие от западного варианта занятия социальной ниши наш соотечественник, скорее, искал удобную психологическую нишу. Лишь сейчас, при выраженном социальном расслоении, начинает играть роль занятие социальной ниши. 4.7. Психологические особенности функционирования денег вне сферы товарного производства Как всеобщий товар деньги функционируют в сферах платежей по налогам, выплаты пенсий и пособий и т. д. Общеизвестно, что люди не любят платить налоги, поскольку отдавать приходится свое. Государства издревле разработали жесткие системы изъятия налогов, неуплата которых карается самыми строгими законами. Даже в СССР, где налоги автоматически вычитались из зарплаты, действовала служба сбора налогов, поскольку оставались элементы многоукладной экономики. Фининспекторы ходили к частным предпринимателям (работавшим на дому портнихам, преподавателям, маклерам и т. п.) и собирали налоги практически все 70 лет советской власти. В целом отношение к налогам в советское время было абстрактным. В настоящее время сложились реальные контакты с налоговыми службами. Однако отношение к налогам различается среди разных групп населения. У лиц наемного труда на государственных предприятиях налог с зарплаты снимался невидимо для получателя денег. Отношение к налогам, как системе, обеспечивающей заработную плату, было положительным. У мелких ремесленников оно, скорее, отрицательное, поскольку их мировоззрение — это мировоззрение одиночки. У крупных предпринимателей отношение реальное: это и понимание того, что налоги платить надо, и уклонение в силу их непомерной величины. Главным, по результатам исследований датских ученых, является то, насколько плательщик понимает налоговые законы (нередко изменения налоговых ставок воспринимаются неверно или ошибочно), как он вообще относится к налоговой системе в целом и насколько обременительной она ему представляется. Реакция людей зависит и от того, самостоятельно заполняется декларация или для этого нужна помощь других людей. Пенсии, независимо от того, какова система пенсионного обеспечения, заработаны пенсионером и ни в коей мере не являются благодеянием со стороны общества. По величине пенсии можно судить об отношении к пожилым людям, о распределении национального достояния, о богатстве страны. Если пенсия не обеспечивает даже прожиточного минимума, она воспринимается с негативными эмоциями — обидой за свой нередко героический труд в прошлом, завистью к тем, кто получает большие пенсии. В обществе это способствует созданию негативного климата, нейтрализующего положительные эмоции и настроения. Пособия выплачиваются различным категориям населения, например многодетным матерям, матерям-одиночкам. Эти пособия — средство реализации демографической политики. Так, в довоенной Франции, когда началась депопуляция населения, были введены пособия на детей* причем за каждого последующего ребенка платилась более крупная сумма. Платили пособия и матерям-одиночкам. Хотя эта политика себя не оправдала, законы остались, и нередко можно встретить семейные пары, которые не женятся до тех пор, пока выплачивается пособие на детей. Выплачиваются такие пособия и безработным родителям. В датской демографической политике используются все меры против деторождения, но уж если ребенок родился, применяются все средства для его достойного воспитания. В России пособия на детей невелики, далеки от прожиточного минимума для ребенка. Психологически это имеет большое негативное влияние на восприятие себя, своей страны. Российскому менталитету вообще не чужды черты самобичевания, приниженности, низкой самооценки. Естественно, получая деньги, на которые нельзя купит! практически ничего для ребенка, усиливается негативное отношение и к самом} себе, и к стране. 4.8. Проблема богатства и бедности Неравенство в обществе привлекало внимание ученых еще задолго до Адама Смита Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные — власть престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов — тесно с ним связаны. Из-зе неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткогс равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, котором} сопутствовало «подтягивание» жизни бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика. Эта политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально помогает людям и создает видимость стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило особую категорию «паразитов», готовых жить на пособие всю жизнь. Поэтому проведению социальной политики на Западе сопутствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному существованию. Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные — несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют' в мире большинство населения. Порогом бедности считается возможность потратить в день не менее $ 4. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны большей частью богатые страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное. Конечно, бедняк бедняку — рознь. Следует выделять из общей массы бедняков людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется свобода, они с удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить цивилизованный мир. Иной тип личности — мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно происходит «вымывание» специалистов. Человек знает себе цену и хочет зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило — нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской власти, так и сейчас, оперный певец получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий «под фанеру»). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, — на время или навсегда. Вальтер Ойкен выдвинул концепцию социально обоснованной экономической политики. Для большей части членов общества важно достижение справедливого распределения, осуществляемого согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х годов эта проблема превращается в нервный узел экономического регулирования. Основной момент здесь — интерес не к абсолютному равенству, а принцип «живи и дай жить другим». Каждый человек и социальная группа имеют конечный предел потребностей (или медленно растущий, что равнозначно в развивающемся обществе). Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства. В процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. Социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран. 4.9. Проблема хранения и накоплении денег С социальной точки зрения хранение денег (за исключением намеренного пуска их в рост с последующим использованием для проживания) связано с созданием морального и материального подспорья «на черный день». Это могут быть болезни, природные катастрофы, экономические кризисы и т. п. Психологические причины, вероятно, лежат значительно глубже, поскольку склонность к накоплению проявляется значительно раньше, чем человек осознает возможность грядущих катастроф. Психоанализ рассматривал влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство (он может рассматривать их, как игрушки, привлекает этим внимание родителей). Такая манера ребенка впоследствии трансформируется в экономическое поведение. Из удерживающегося от дефекации ребенка вырастает бережливый взрослый, из несдерживающегося — транжир. В бихевиористских теориях деньги рассматриваются как условное подкрепление в процессе научения. Эксперименты показали, что и люди, и животные быстро усваивают назначение вознаграждения, которое можно съесть, обменять или как-либо еще распорядиться. Б. Скиннер утверждал, что деньги — это лишь условное подкрепление, связанное с множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления. Стремление их копить, превращая в консервативную коммерческую ценность, связано большей частью с обеспечением безопасности.16 Стремясь к ней, люди неизбежно отчуждаются от других. Страх быть отвергнутым или оскорбленным перерастает в ужас перед ограблением. В экономическом поведении это выражается в накопительстве. Склонность к хранению денег может быть психологической чертой человека, но она удачно подкрепляется условиями обитания, развитием банковской инфраструктуры, устойчивостью развития страны. Исторически первый вид хранения денег — клады. Это золотые и серебряные монеты и слитки, а также недрагоценные металлы, изъятые из обращения в целях накопления, сбережения от опасности, в ритуальных целях. Проблема кладов как средства хранения богатства характерна для стран, в которых поздно стала развиваться банковская система, существовало недоверие к государственным экономическим акциям, часто происходили военные и политические события, коренным образом менявшие власть, иерархии, границы. Одной из таких стран является дореволюционная Россия и СССР. Большое количество кладов было на территории Московского княжества, в Белоруссии. Банки там возникли позже, чем в Европе. После революции в городах неоднократно находили клады, в которых вещи, деньги и документы прятались на недолгий срок. В Петербурге за период 1923-1928 гг. клады нередко забирали хозяева, тайно проникая в хранилища (замурованные комнаты, ниши, подвалы, ямы в дровяных сараях и др.). Кстати, эти события были запечатлены в городском фольклоре — анекдотах, бульварных песенках, детективах того времени. Клады еще долго находили новые жильцы при перепланировках квартир, ремонтах, после бомбежек во время войны. Создание таких кладов было вызвано социальными обстоятельствами разного толка, а о, находке следовало сообщать властям. Сегодня клады претерпели существенную трансформацию: деньги не закапывают и не замуровывают. В нашей стране, по подсчетам специалистов, на руках хранится большое число сбережений в рублях и валюте, практически изъятых из обращения. Это так называемый «чулок». Имея на руках даже небольшие суммы, население страны еще не умеет заставить их работать. Это связано с недоверием к банковским структурам, ценным бумагам, большим риском наряду с негарантированным и небольшим доходом. Другой путь сохранения денег по современным методикам — перевод в зарубежные банки. По смыслу эти сбережения не только клады, но и средство обогащения. Своеобразным средством сбережения является также приобретение собственности за рубежом. Психологически же к укрытию кладов более склонны интроверты, осторожные, недоверчивые люди, трудно переносящие потери. По Н. Форману, разработавшему денежную типологию личностей, клад, скорее всего, спрячет «скряга», для которого деньги играют роль символа защиты, безопасности, терапии. |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |