Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 20 страница




 Деньги как мерило отношений между людьми и странами

Деньги не являются всеобъемлющим фетишем, определяют далеко не все отноше­ния между людьми. Выявлено, что по фактору презрения к деньгам нет кросскуль-турных различий. Интересны наблюдения за вступающими в непосредственный кон­такт: американцы, которые, по нашим представлениям, придают слишком большое значение деньгам, часто помогают соседу.или даже незнакомому человеку совер­шенно безвозмездно — довозят до дома, открывают дверь, если сосед потерял ключ, и т. д. Напротив, именно русский человек, пришедший помочь завернуть подтекаю­щий кран, чаще всего требует «магарыч». Это с юмором описывают западные авто­ры, для которых само слово «магарыч» — непонятная экзотика, не имеющая эквива­лентов в их языках.

На уровнях же выше соседского деньги выступают в роли индикатора положения человека среди других людей. Экономическое положение индивида и то, граждани­ном какой страны он является, определяет отношение к нему партнера с точки зре­ния денежных затрат на него — прием, подарки, обслуживание транспортом, оплата труда. Бедного партнера (отдельного индивида или представителя бедной страны) можно обслужить по низшей категории, вручить ему менее ценные подарки. Равно­го — по меркам своей страны, богатого — по повышенной категории. По данному ранжиру относятся и к ученым из нашей страны.

Во многих странах деньги выступают как средство взятки в виде подарков функ­ционеру, от которого зависит продвижение по службе, получение каких-либо благ, ускорение прохождения дел. Вместо денег, которые во всем мире осуждаются как подкуп, преподносятся дорогие подарки. На Западе чаще встречается завуалирован­ный тип взятки — «презент вашей жене от нашей компании», на Востоке — более открытый тип подарка, который объясняется как «традиции».

В деловом мире следует демонстрировать личный успех. Это происходит на мно­гих уровнях, например, на вербальном («О'кей» — прекрасное тому подтверждение). Не принято давать взаймы, тем более брать в долг — это демонстрирует ненадежность.

В нашей стране на глазах произошло разделение на богатых и бедных. Вопрос становления богатых довольно скользкий: все-таки, по словам французского эконо­миста, социолога и политика П. Ж. Прудона (1809-1865), «собственность есть кра­жа». В обществах со стабильной экономикой, с многовековыми традициями суще­ствования финансового расслоения к сосуществованию богатых и бедных относятся, как к чему-то само собой разумеющемуся. У нас же за последнее десятилетие века делались огромные состояния при катастрофическом обнищании населения. Пото­му негативное отношение к необогачам определяется сознанием, будто богатства нажиты неправедным путем. К тому же психика людей не успевает приспособиться к произошедшим переменам. Пожалуй, только новые поколения людей, заставшие уже расслоившийся мир, относятся к богачам спокойно и нейтрально.

Надо сказать, что и в стабильных обществах отношение к скоробогачам традици­онно негативное. Так, в старой России их могли из-за недоверия не принимать в купеческое собрание. Наименьшим доверием пользовались мастера делать деньги из воздуха — процентщики, банкиры. Больше доверяли купцам, но наиболее уважа-емымыми были промышленники. Последние, кстати, затрачивали большие деньги на обустройство рабочих, создание богаделен, обучение и лечение их детей и даже вывоз их на дачу, чем создавали себе имидж уважаемого человека, к деньгам кото­рого также относились с уважением.

 Влияние денег на формирование личности

Общая психология изучает человека самого по себе или во взаимодействии с други­ми людьми. Однако в реальной жизни человек находится еще по крайней мере в двух сферах — духовной и вещной. Он взаимодействует с объектным миром ве­щей, воспринимаемым во всей совокупности своих особенностей и в сознании лю­дей. Как пишет О. Дейнека, в нем отражается вложенный труд, цена и стоимость, субъективная полезность, функциональность, духовность, символизм. Наличие раз­ных вещей у различных людей устанавливает между ними определенную иерархию, которую они воспринимают естественно, и либо ей не противятся, либо стараются занять в ней более высокие ступени. Деньги являются обобщенной формализован­ной стороной вещного мира.

Дети иногда с 4-6 лет понимают назначение денег, знают, что, имея их, можно купить что-либо, могущее изменить их роль среди сверстников. Причем понимают и те, для которых важно и в детстве, и потом «иметь», и те, для кого важно «быть». Этапы формирования отношения к деньгам были определены при изучении эконо­мической социализации Б. Стаей

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ

 

Возраст (лет) Представления и понятия
4-6 Элементарные понятия о деньгах и покупках
6-8 Развитие понятий о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой
8-9 Понимание ценности денег, понятие богатства и бедности
10-12 Более дифференцированное экономическое понимание, умение строить экономические отношения
12-15 Приближение к знаниям взрослых о функциях денег

 

Представления о деньгах у детей разных стран формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Так, гонконгские и африканские малыши раньше усваивают понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Причем во взрослой жизни этот опыт реализуется в зависимости от «размаха» бизнеса, от уров­ня экономики и от склонности самих детей. Некоторые могут превратиться в круп­ных дельцов, другие останутся лишь мелкими торговцами.

В работе И. и Е. Ньюсан исследовались отношения детей разных социальных групп к деньгам. Дети из рабочих семей получают вдвое больше карманных денег, чем их сверстники из среднего класса, но зато активнее тратят, связывая с нимиполучение удовольствия (52 % их расходуют деньги в течение недели). Дети из среднего класса чаще копят деньги впрок (даже в банке) или на конкретные вещи. По исследованиям А. Фенэм и П. Томас, родители из среднего класса дают детям фик­сированную сумму денег на карманные расходы, начиная это делать с более раннего возраста, чем в рабочих семьях. Через траты денег детьми усваивается традицион­ная модель поведения класса. Однако другие ученые утверждают, что на понимание мира денег больше, чем родители, влияет среда — школа, сверстники, учителя. Автор обзора западных исследований экономических представлений детей Е. В. Щедрина предлагает родителям ряд рекомендаций, согласно которым рацио­нально давать возможность самим детям расходовать выданные суммы, планиро­вать расходы, копить и зарабатывать деньги. С этой точкой зрения соглашаются многие отечественные исследователи, полагая, что наличная сумма позволит ребенку гармонизировать влияние родителей, сверстников, школы. Правда, экономичес­кая социализация, полученная в семье, оказывает сильное влияние на экономичес­кое поведение детей. Они нередко тратят деньги по той же модели, что и родители (покупают много дешевых вещей или копят на дорогие и пр.).

 

В любой группе отношения людей складываются согласно их положению, соб­ственности, личному вкладу в существование группы. Отношения детей определя­ются их личной собственностью. Появление новой вещи изменяет положение вла­дельца и положение детей в группе. Отечественные исследования проходили в русле этих изысканий. Удалось выяснить, что старшеклассники более сознательно отно­сятся к деньгам, чем младшие школьники (что естественно при нашей поздней эко­номической социализации). Юноши аккуратнее контролируют свой бюджет, чем девушки. Новым в экономическом поведении молодежи является повышение роли денежной мотивации. Деньги стали значимым фактором при сравнении людей, по­явилась фрустрация при деформации семейных финансовых отношений (напри­мер, когда работает одна мать, а отец безработный).

По модифицированной методике Р. Кеттелла выяснилось, что дети с высокой самооценкой придают меньше значения факторам престижа, деньгам, а с низкой — прячутся за деньги, стремятся с их помощью укрепить свое положение хотя бы в собственных глазах. Социальная смелость проявляется в большей склонности к рис­ку, высокий самоконтроль выражается в более сильном финансовом самоконтроле. Тревожность находит отражение и в беспокойстве по поводу трат, экономии и боль­шом фантазировании на тему денег. Эти результаты получены при тестировании школьников, еще не включенных во все стадии воспроизводства. Вступая лишь в отдельные экономические связи, они демонстрируют преобладание личностных де-

терминант в денежном поведении. Аналогичное явление наблюдается в группах взрослых людей. Правда, взрослые находятся в более тесных экономических зави­симостях, на их поведении сказываются прежние стереотипы, возрастные особенно­сти, они более заинтересованы в сохранении неизменного положения, стараются объединиться в более или менее равные по статусу слои.

Обладание деньгами вызывает самое различное поведение людей в области са­моутверждения. Иногда деньги являются единственным средством закрепить свое положение, свой статус в обществе или восприятие самого себя, изменить «образ Я». Вложение денег в недвижимость, покупку разных вещей укрепляет чувство са­мореализации. Личная собственность, престижная одежда или машина, возможно­сти проведения досуга, хорошее питание накладывают определенный отпечаток на восприятие одного человека другими. Иногда для самоудовлетворения индивида важен сам факт обладания деньгами. Явление нищего миллионера, хоть и нечасто, но все же встречалось в старой России. И Корейко из «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова — не случайный персонаж. И сейчас человек, имеющий в запасе даже небольшие деньги, чувствует себя увереннее.

Отношение к деньгам определяется по характеру их использования. Деньги мо­гут быть средством разворачивания производства, предпринимательской деятель­ности, поскольку служат посредником и стимулом в процессе воспроизводства. В этом случае статус человека определяется его ролью в производственном процес­се. Для самоутверждения некоторым людям важна сама возможность зарабатыва­ния большого количества денег, причем неизвестно зачем. Они при этом не меняют образ жизни, потребления, часто не имеют семьи.

Ощущение себя богатым или бедным оказывает влияние на формирование на­правленности и профессионального выбора личности. Отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большими зара­ботками, организовывать коммерческую или производственную деятельность. Час­то это делается вопреки наклонностям, задаткам и способностям, а в современной России еще и семейным традициям. Если они «выживают», завоевывают положе­ние в обществе, то, как правило, у них вырабатывается суровый, не склонный к сан­тиментам и эмпатии характер. У богатого человека совсем другие возможности выбора деятельности. Теоретически они разнообразнее и больше связаны с его лич­ными предпочтениями. В полной мере может проявиться направленность на дело (так складываются трудовые династии), на развитие хозяйственной деятельности. Может случиться и отказ от продолжения семейного дела, за которым следует либо положение рантье, либо десоциализация вплоть до потери себя (некоторые герои М. Горького), либо благотворительная или меценатская деятельность, либо смена профессии, открытие нового дела. Естественно, что возможность вариаций выбора влияет на формирование личности. В люб'ом случае, по У. Джемсу, личность в ши­роком смысле — это «Я» плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно влияет на трансформацию «Я».

Деньги как атрибут рыночного общества участвуют в экспансии вещного мира, заставляя людей зарабатывать все больше, заменять одни вещи другими. Это рожда­ет, как писал Э. Фромм,12 тенденцию преобладания пластичного, гибкого и поверх­ностного мышления, в мире идей — поверхностного, многообразного, но неглубоко­го знания, в сфере формирования личности — пластичного, гибкого, «рыночного» характера. На общественном уровне — все большее доминирование фрагментарного,

поверхностного общения,13 «мозаичного» сознания людей, являющихся потребите­лями продуктов массовой культуры.14

Когда человек попадает в условия длительного отсутствия денег, нехватки их даже на пропитание (в результате безработицы, разорения, стихийных социальных или природных бедствий), его психика начинает деградировать. Во-первых, нередко утрачиваются трудовые навыки, квалификация, опрощается образ жизни. Человек постепенно становится маргиналом. Во-вторых, поскольку социальное пространство не терпит пустоты, таких людей становится легко вовлечь в различного рода соци­альные акции (что давно было замечено деятелями государственного масштаба, в том числе и Гитлером).

В условиях экономических преобразований и затянувшейся разорванности функционирования денежного и товарного элементов и классического обращения «то-вар-деньги-товар» и «деньги-товар-деньги» в современной России возник дефицит денег, восполненный бартером. Он может способствовать развитию криминальной экономики как в государственном масштабе, так и на уровне отдельных людей. По­ставленные в условия необходимости торговать товаром, полученным по бартеру от других предприятий или полученным в качестве оплаты труда на своем предприя­тии, люди вынуждены социализироваться по новой, непривычной, далеко не всегда желательной модели, попадать в необычные группы, в подчинение странным лицам и т. д. Их привычное отношение к деньгам при этом может меняться.

Интересной особенностью психики является способность сопоставлять величи­ну заработка с затратами (речь идет об обществах, в которых оплата труда достаточ­на для проживания). Получая ту же зарплату, одни «укладываются» в эту сумму, а другим всегда ее не хватает — они вынуждены занимать деньги, подрабатывать и пр. Эту особенность подтвердили наблюдения за студентами ленинградских вузов 70-х годов (одни растягивали стипендию на месяц, другим ее не хватало и на два дня), за отдельными лицами (известен случай, когда геолог, одинокий доктор наук с зарпла­той в 400 рублей регулярно занимал деньги «до получки» у своей соседки, получаю­щей сорокарублевую пенсию).

4.5. Влияние волевых качеств на отношение к деньгам

По методике Н. Стамбуловой (а также ряду других методик)15 можно выявить про­явление волевых качеств в различных ситуациях. Воля, как известно, один из ком­понентов структуры личности, частично врожденный, частично же воспитываемый. Приведем некоторые результаты (см. табл. 4.3).

Таблица 4.3. ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА НА ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

 

Волевые качества Отношение к деньгам
Решительность и выраженность самообладания Решительность и самостоятельность Избегание ответственности Пониженный комплекс неполноценности и меньшая зависть Не считают деньги единственной опорой Незащищенность, компенсатор дефицитов качеств личности

 

Продолжение табл. 4.3

 

Волевые качества Отношение к деньгам
Целеустремленность и решительность Деньги как вид аутопсихотерапии, тратят деньги в соответствии со своими целями
Другие качества  
Толерантность к отвержению Мотив достижения Аффилиация Эмпатия Направленность на зарабатывание денег, меньше фрустрация по поводу их отсутствия Финансовый самоконтроль Фрустрация, озабоченность финансовой неопределенностью Чувство вины из-за трат

4.6. Стимулы увеличения заработка

Важнейшим является экономический стимул, когда человеку, семье, хозяйству не хватает денег для физического выживания по стандартам данного общественного слоя. Люди вынуждены искать дополнительный заработок, хотя виновником в этом случае является несовершенная система распределения доходов и социальная поли­тика в стране.

Психологические стимулы напрямую не связаны с доходами. В разных странах существует та или иная вилка между минимальными и максимальными доходами. В большинстве случаев людей это устраивает, поскольку бытовые и социальные за­просы разных слоев оказываются удовлетворенными. В самом деле, одному нужен дворец, другого устраивает и городская квартира. Потребности в пространстве, по­треблении, круге общения, досуге индивидуальны и зависят не только от социаль­ной среды, но и от психики человека. Роль социальной политики в том и заключает­ся, чтобы оценить эти различия и удовлетворить запросы людей разного образа жизни по стандартам конкретного общества.

Деньги помогают человеку занять нишу, соответствующую его статусу. В нашей стране территориальная стратификация только начинает складываться, но на Западе люди определенного уровня доходов и положения должны пользоваться соответ­ствующими магазинами, селиться в соответствующих районах и т. д. Ради занятия «своей» ниши люди становятся рабами денег, стремятся как можно больше зарабо­тать, становятся скупцами, у них портится характер, появляются болезни... (осо­бенно сложно эмигрантам, нередко получающим за свой труд меньшую плату). В отечественных условиях советского периода вариацией подобного стремления к соответствию стала установка «быть не хуже других». Деньги (зарплата и дополни­тельные заработки) тратились на внешние атрибуты принадлежности к определен­ному кругу и социальному слою. Делалось это нередко в ущерб семейным отношени­ям, воспитанию детей, затратам на отдых (свидетельством чему являются случаи появления неблагополучных детей в обеспеченных семьях с хорошими жилищными условиями). В этом же смысловом ряду находятся деньги (а также покупаемые на них вещи), зарабатываемые ради престижа. В отличие от западного варианта заня­тия социальной ниши наш соотечественник, скорее, искал удобную психологичес­кую нишу. Лишь сейчас, при выраженном социальном расслоении, начинает играть роль занятие социальной ниши.

4.7. Психологические особенности функционирования денег вне сферы товарного производства

Как всеобщий товар деньги функционируют в сферах платежей по налогам, выпла­ты пенсий и пособий и т. д.

Общеизвестно, что люди не любят платить налоги, поскольку отдавать прихо­дится свое. Государства издревле разработали жесткие системы изъятия налогов, неуплата которых карается самыми строгими законами. Даже в СССР, где налоги автоматически вычитались из зарплаты, действовала служба сбора налогов, по­скольку оставались элементы многоукладной экономики. Фининспекторы ходили к частным предпринимателям (работавшим на дому портнихам, преподавателям, мак­лерам и т. п.) и собирали налоги практически все 70 лет советской власти.

В целом отношение к налогам в советское время было абстрактным. В настоящее время сложились реальные контакты с налоговыми службами. Однако отношение к налогам различается среди разных групп населения. У лиц наемного труда на госу­дарственных предприятиях налог с зарплаты снимался невидимо для получателя денег. Отношение к налогам, как системе, обеспечивающей заработную плату, было положительным. У мелких ремесленников оно, скорее, отрицательное, поскольку их мировоззрение — это мировоззрение одиночки. У крупных предпринимателей от­ношение реальное: это и понимание того, что налоги платить надо, и уклонение в силу их непомерной величины. Главным, по результатам исследований датских уче­ных, является то, насколько плательщик понимает налоговые законы (нередко изме­нения налоговых ставок воспринимаются неверно или ошибочно), как он вообще относится к налоговой системе в целом и насколько обременительной она ему пред­ставляется. Реакция людей зависит и от того, самостоятельно заполняется деклара­ция или для этого нужна помощь других людей.

Пенсии, независимо от того, какова система пенсионного обеспечения, заработа­ны пенсионером и ни в коей мере не являются благодеянием со стороны общества. По величине пенсии можно судить об отношении к пожилым людям, о распределе­нии национального достояния, о богатстве страны. Если пенсия не обеспечивает даже прожиточного минимума, она воспринимается с негативными эмоциями — обидой за свой нередко героический труд в прошлом, завистью к тем, кто получает большие пенсии. В обществе это способствует созданию негативного климата, нейтрализую­щего положительные эмоции и настроения.

Пособия выплачиваются различным категориям населения, например многодет­ным матерям, матерям-одиночкам. Эти пособия — средство реализации демогра­фической политики. Так, в довоенной Франции, когда началась депопуляция насе­ления, были введены пособия на детей* причем за каждого последующего ребенка платилась более крупная сумма. Платили пособия и матерям-одиночкам. Хотя эта политика себя не оправдала, законы остались, и нередко можно встретить семей­ные пары, которые не женятся до тех пор, пока выплачивается пособие на детей. Выплачиваются такие пособия и безработным родителям. В датской демографи­ческой политике используются все меры против деторождения, но уж если ребе­нок родился, применяются все средства для его достойного воспитания. В России пособия на детей невелики, далеки от прожиточного минимума для ребенка. Психо­логически это имеет большое негативное влияние на восприятие себя, своей страны.

Российскому менталитету вообще не чужды черты самобичевания, приниженно­сти, низкой самооценки. Естественно, получая деньги, на которые нельзя купит! практически ничего для ребенка, усиливается негативное отношение и к самом} себе, и к стране.

4.8. Проблема богатства и бедности

Неравенство в обществе привлекало внимание ученых еще задолго до Адама Смита Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные — власть престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов — тесно с ним связаны. Из-зе неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткогс равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, котором} сопутствовало «подтягивание» жизни бедных, но без уничтожения богатых, пыта­лись обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика.

Эта политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положени­ем, реально помогает людям и создает видимость стремления к равенству. Проведе­ние социальной политики выявило особую категорию «паразитов», готовых жить на пособие всю жизнь. Поэтому проведению социальной политики на Западе сопут­ствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному существованию.

Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бед­ные — несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют' в мире большинство населения. Порогом бедности считается возможность потратить в день не менее $ 4. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неока­зания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стан­дартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны большей частью богатые страны и бога­тые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к бедня­кам презрительное и беспощадное.

Конечно, бедняк бедняку — рознь. Следует выделять из общей массы бедняков людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания работать, что-либо де­лать. Когда им предоставляется свобода, они с удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить циви­лизованный мир.

Иной тип личности — мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может суще­ствовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно происходит «вы­мывание» специалистов. Человек знает себе цену и хочет зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило — нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд

на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской власти, так и сейчас, опер­ный певец получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий «под фанеру»). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, — на время или навсегда.

Вальтер Ойкен выдвинул концепцию социально обоснованной экономической по­литики. Для большей части членов общества важно достижение справедливого рас­пределения, осуществляемого согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х годов эта проблема превращается в нервный узел эконо­мического регулирования. Основной момент здесь — интерес не к абсолютному ра­венству, а принцип «живи и дай жить другим». Каждый человек и социальная группа имеют конечный предел потребностей (или медленно растущий, что равнозначно в развивающемся обществе). Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства.

В процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. Социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран.

4.9. Проблема хранения и накоплении денег

С социальной точки зрения хранение денег (за исключением намеренного пуска их в рост с последующим использованием для проживания) связано с созданием мо­рального и материального подспорья «на черный день». Это могут быть болезни, природные катастрофы, экономические кризисы и т. п. Психологические причины, вероятно, лежат значительно глубже, поскольку склонность к накоплению проявля­ется значительно раньше, чем человек осознает возможность грядущих катастроф.

Психоанализ рассматривал влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство (он может рассматри­вать их, как игрушки, привлекает этим внимание родителей). Такая манера ребенка впоследствии трансформируется в экономическое поведение. Из удерживающегося от дефекации ребенка вырастает бережливый взрослый, из несдерживающегося — транжир.

В бихевиористских теориях деньги рассматриваются как условное подкрепле­ние в процессе научения. Эксперименты показали, что и люди, и животные быстро усваивают назначение вознаграждения, которое можно съесть, обменять или как-либо еще распорядиться. Б. Скиннер утверждал, что деньги — это лишь условное подкрепление, связанное с множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления. Стремление их копить, превращая в консер­вативную коммерческую ценность, связано большей частью с обеспечением безо­пасности.16 Стремясь к ней, люди неизбежно отчуждаются от других. Страх быть отвергнутым или оскорбленным перерастает в ужас перед ограблением. В экономи­ческом поведении это выражается в накопительстве.

Склонность к хранению денег может быть психологической чертой человека, но она удачно подкрепляется условиями обитания, развитием банковской инфраструк­туры, устойчивостью развития страны. Исторически первый вид хранения денег — клады. Это золотые и серебряные монеты и слитки, а также недрагоценные металлы,

изъятые из обращения в целях накопления, сбережения от опасности, в ритуальных целях. Проблема кладов как средства хранения богатства характерна для стран, в которых поздно стала развиваться банковская система, существовало недоверие к государственным экономическим акциям, часто происходили военные и полити­ческие события, коренным образом менявшие власть, иерархии, границы. Одной из таких стран является дореволюционная Россия и СССР. Большое количество кла­дов было на территории Московского княжества, в Белоруссии. Банки там возник­ли позже, чем в Европе. После революции в городах неоднократно находили клады, в которых вещи, деньги и документы прятались на недолгий срок. В Петербурге за период 1923-1928 гг. клады нередко забирали хозяева, тайно проникая в хранилища (замурованные комнаты, ниши, подвалы, ямы в дровяных сараях и др.). Кстати, эти события были запечатлены в городском фольклоре — анекдотах, бульварных песен­ках, детективах того времени. Клады еще долго находили новые жильцы при пере­планировках квартир, ремонтах, после бомбежек во время войны. Создание таких кладов было вызвано социальными обстоятельствами разного толка, а о, находке следовало сообщать властям.

Сегодня клады претерпели существенную трансформацию: деньги не закапывают и не замуровывают. В нашей стране, по подсчетам специалистов, на руках хранится большое число сбережений в рублях и валюте, практически изъятых из обращения. Это так называемый «чулок». Имея на руках даже небольшие суммы, население страны еще не умеет заставить их работать. Это связано с недоверием к банковским структурам, ценным бумагам, большим риском наряду с негарантированным и не­большим доходом. Другой путь сохранения денег по современным методикам — перевод в зарубежные банки. По смыслу эти сбережения не только клады, но и сред­ство обогащения. Своеобразным средством сбережения является также приобрете­ние собственности за рубежом.

Психологически же к укрытию кладов более склонны интроверты, осторожные, недоверчивые люди, трудно переносящие потери. По Н. Форману, разработавшему денежную типологию личностей, клад, скорее всего, спрячет «скряга», для которого деньги играют роль символа защиты, безопасности, терапии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...