Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 17 страница
Миллионер В. А. Кокарев в 1859 г. со свойственной русскому купечеству прямотой говорил о вмешательстве государства в предпринимательство такие слова, которые не потеряли актуальности и через 140 лет: «Навязать для сельской жизни общинное поле есть насилие, навязать собственное землевладение — тоже насилие... дайте, ради бога, хотя бы немного пожить без всякой опеки, и тогда правила, которые нужны, выработаются сами».92 Итак, уничтожать предпринимательскую деятельность бесполезно, грубо вмешиваться в ее функционирование вредно. Остается только два вида безболезненного контакта с предпринимательством. Первый заключается в налаживании партнерских отношений между государственными и предпринимательскими институтами, а второй — в помощи развитию такой деятельности. 3.5. Психофизиологический подход к исследованию предпринимательства Стратегией бизнеса является максимизация выгоды, а тактикой — реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым конкурентом. Данное толкование предпринимательства напоминает «битву за добычу», где на поле боя собрались враги-конкуренты, главная цель которых — урвать побольше. Конечно, такой элемент эгоцентризма всегда присутствует в предпринимательстве, но «рвачество» никогда не являлось главным мотивом для вступления в деловые отношения. Скорее, здесь главную роль играет мотив самоутверждения или даже развлечения с целью получить прибыль. Чтобы вступать в отношения с различными людьми, в том числе партнерами по бизнесу, необходимо иметь особые качества. Каждый человек способен отождествлять себя с определенным родом деятельности. Так, личность заявляет о своей индивидуальности в социуме или принадлежности к какой-либо социальной группе. Лучше всего этот механизм наблюдается в построении речи. Лингвисты давно заметили некоторую закономерность, прослеживаемую в любых языках мира. Так, в английском языке глагол «есть» всегда подчеркивает принадлежность человека к роду деятельности: я есть художник, я есть предприниматель и т. д. В русском современном языке слово «есть» подразумевает: я предприниматель. Но надо заметить, что в древнерусском языке слово «есть» всегда употреблялось и имело очень емкий смысл. Оно проявляло человеческую суть во Вселенной и земную сущность при исполнении той или иной роли, в зависимости от рода деятельности человека. Поэтому отождествление со своим занятием было особым божественным «состоянием души». Потому можно трактовать предпринимательство как состояние, с помощью которого личность отождествляет себя с данной деятельностью, заявляет о своей индивидуальности и в то же время принадлежности к определенной социальной среде. Психологический словарь определяет состояние как интегральное ощущение, а словарь русского языка как настроение, расположение духа.93 Попробуем взглянуть на предпринимательство с точки зрения некоторого специфического состояния человека, отождествляющего себя с этой деятельностью... Для этого вспомним, что его отличительной чертой является риск. Существует около двух тысяч профессий, каждая из которых обладает определенной долей риска. Риск, подразумевающийся в различных профессиях, связан обычно с угрозой для здоровья и жизни. Сущность предпринимательского риска отличается спецификой. Имея в виду рассмотренные ранее понимания сущности предпринимательства, предпринимательский риск — это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное их использование. Предпринимательский риск может быть понят как потери: материальные, трудовые (рабочее время, финансы), ущерб здоровью и жизни, престижу, а также морально-психологический ущерб. Чертами предпринимательского риска, по мнению некоторых авторов, являются противоречивость, альтернативность и неопределенность. Таким образом, занятие предпринимательством всегда связано с риском или опасностью. Однако известно, что некоторые люди ценят риск и идут на него только ради самого риска. Таким способом они выражают активное отношение к действительности, увеличивают вероятность достижения поставленной цели, а также удовлетворяют «стремление насладиться переживанием опасности». Такое стремление объясняется А. П. Альгиным: «Риск обладает эффектом допинга».94 Люди разделяются по отношению к риску. Одни при осуществлении своей цели испытывают тягу к нему, другие избегают неудачи при выполнении действий и, следовательно, не способны действовать в рискованных ситуациях. Почему же одни люди стремятся к рискованным видам деятельности, в частности к предпринимательству, а другие избегают их? Согласно «нейрогуморальной теории», существую: люди с повышенной активностью симпатической нервной системы — симпатотони-ки. Стимуляция симпатического отдела нервной системы позволяет снимать мышечное утомление.95 Симпатотоники могут много и долго работать, не испытывая чувства усталости. Достойные представители ярко выраженного «трудового энтузиазма* стремятся к определенным видам деятельности, поддерживающим их активность. Установлено, что обладатели повышенной активности симпатической нервной системы имеют своеобразный обмен веществ, электропроводность тканей, свойства и скорость химической реакции крови и т. д. Предпринимательская деятельность вполне удовлетворяет симпатотоников наличием большого количества напряженной работы и изобилием «пиковых ситуаций», стимулирующих привычный выброс в кровь катехоламинов (в частности, адреналина), вызывающих состояние радостного возбуждения и подъема сил. Человек становится при этом смелым, способным преодолеть любую преграду для достижения поставленной цели. Известно, что необузданная радость и неадекватное стремление «свернуть горы на своем пути» не всегда приводят к благоприятному исходу. Необходимо испытывать чувство надежности, уверенности в себе. Такие ощущения позволяют брать на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные решения в любых опасных ситуациях, которыми изобилует предпринимательская деятельность. Чувство надежности определяется нейропептидным обменом, в частности содержанием эндорфина и других гормонов, по действию сходных с морфием, в крови человека.96 Именно людям, испытывающим чувство надежности, дано стать хозяевами любой опасной ситуации, а следовательно, и хозяевами своей судьбы, а не наоборот. Экспериментально установлено, что эндорфины (по-другому называемые эндогенные опиаты или внутренние вырабатываемые организмом вещества) по действию конкурируют с морфием. Они позволяют испытывать эйфорию* окрашивая жизнь положительными эмоциями и снимая тревогу. Как известно, положительные эмоции имеют моментальное проявление, «съедают» отрицательные эмоции, которые, в отличие от положительных, имеют отдаленные последствия и затяжной характер проявления и обладают свойством накапливаться. По данным Л. Стайна, Дж. Беллучи, А. Герца и других, эндорфины оказывают заметное влияние на мотивацию и поведение. Например, они подавляют рефлексы избегания опасности, активизируют память и психическую деятельность. Они обладают свойствами нейролептиков * * и высокоэффективных психостимуляторов, повышающих сопротивляемость к стрессам.97 Японская поговорка гласит: «Если хочешь огорчить недруга, пожелай ему жить во времена перемен». Постоянные перемены создают специфическую «среду обитания» предпринимателей, их деятельность полна неопределенностей. Однако это не * Эйфория — повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 402. ** Нейролептики — группа лекарственных веществ, оказывающих тормозящее действие на центральную нервную систему, не нарушая сознания, и устраняющих страх, тревогу, напряжение и т. д. огорчает их, а, наоборот, дает возможность проявить свои уникальные способности, использовать эти перемены оптимальным способом, получая прибыли, чувствуя радость и уверенность в завтрашнем дне. Предприниматели знают, что их успех и счастье зависят только от них самих, а любые внешние обстоятельства, часто связанные с рискованными ситуациями и несущие опасность, позволяют испытать лишь сложный комплекс ощущений. Американский экономист Ф. Найт конкретизирует: тот риск ведет к предпринимательской прибыли, который представляет уникальную неопределенность, вытекающую из конечной ответственности. По своей природе он не может ни страховаться, ни капитализироваться, ни компенсироваться жалованьем. Итак, привычное для предпринимателей погружение в неопределенность приносит прибыль, а также приятные ощущения, что вместе доставляет удовольствие. Однако большинству людей не дано испытать такого рода удовлетворение, если неожиданно они попадут в «среду неопределенности», так как вместо радости испытают страх, чувство беспомощности и одиночества. Именно стремление находиться во власти чувства, достигающего своего максимума «на гребне волны», заставляет геологов и путешественников отправляться в далекие водные и пешие экспедиции, парашютистов выпрыгивать из самолета, а предпринимателей вступать в схватку с конкурентами (а иногда и с государством), проводя хитроумные финансовые операции. Наличие риска в предпринимательской деятельности обусловливает частые стрессы, возникающие от действия чрезвычайных раздражителей. Они же приводят к напряжению адаптационных механизмов организма. Согласно Г. Селье, наблюдающийся при стрессе адаптационный синдром имеет три фазы. В фазе тревоги происходит мобилизация сил организма; на стадии резистенции — увеличение сопротивляемости к воздействию внешних раздражителей; в фазе истощения — болезни, приводящие к смерти. Можно предположить, что успешные предприниматели функционируют в основном на первой и второй фазах. Достаточно известными сейчас являются данные о том, что дольше всех живут люди, добившиеся в жизни успеха. В этом списке на первом месте духовенство; а на втором преуспевающие предприниматели. Очевидно, что люди, не способные к предпринимательству, при первых же попытках заняться этим родом деятельности терпят неудачи и «отсеиваются», так как попадают в третью фазу адаптационного синдрома, где организм начинает давать сбои из-за истощения нервной системы. Можно предположить, что предпринимательство — это особое состояние, выраженное интегральным комплексом эмоциональных ощущений, вызванных специфическим балансом нейрогумеральных регуляторных механизмов, а также повышенной сопротивляемостью организма к стрессам. 3.6. Предпринимательство как поведение Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив по-11 давляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность — поведение», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие I между двумя видами человеческой активности.98 Если деятельность — это ряд последовательно совершаемых действий, то поведение — система поступков. Поступок как единица поведения выражает, по мнению Л. И. Анциферовой, отношение человека к другим людям и моральным нормам общества." Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. В нем проявляется личность — ее ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами, поступок оценивается как нравственный или безнравственный. Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсо-ном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (St - R) стимул — реакция.100 Данное.заявление было закреплено открытием В. М. Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований И. П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены в нашей стране фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций. В начале 30-х гг. американский психолог Э. Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную * картину мира. Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гешталътпсихология, ярким представителем которой является К. Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.101 К открытиям огромной важности можно отнести заявление 3. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в человеческом поведении. Великий психоаналитик считал, что эта область психики заполнена вытесненными из сознания человека различного рода неудовлетворенными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь, они приобретают огромную силу и прорываются в виде агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т. д. В нашей стране теория Фрейда с 30-х гг. подвергалась резкой критике. Вплоть до 60-х гг. были прекращены переводы и публикации работ по психоанализу. Несмотря на это, в тридцатые годы в Грузии знаменитая школа психолога-экспериментатора Д. Н. Узнадзе использовала современные западные знания по психологии бессознательного для создания теории установки. Только в начале 70-х гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д. Н. Узнадзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильна. А именно, между стимулом и реакцией находится некоторое образование, которое было названо установкой. Классическое определение установки звучит следующим образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека возникает установка — состояние готовности к совершению определенного поведен- * Когнитивный — основанный на психологических средствах познания. ческого акта.102 Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуации установка фиксируется. Как пишет Ш. А. Нади-рашвили, «многообразие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром представлено системой фиксированных вторичных установок, тогда как непосредственное поведение управляется динамической первичной, или актуальной, установкой». При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные — в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека. Начиная с 60-х гг. появились работы, посвященные описанию иерархической структуры установки. В вертикальной иерархии, например, Ш. Надирашвили выделял три уровня. На первом, где удовлетворяются физические потребности, установки не осознаются человеком. Если же человеку не удается удовлетворить физические потребности посредством фиксированной установки, происходит, объективация — познание действительности как объекта посредством сознания. Способность объективации связана с социализацией человека, которая помогает человеку изменить поведение. Второй уровень установок отвечает за осознание необходимости целесообразного поведения. Здесь происходит познание и оценка ситуации и потребностей, происходит выбор приемлемого поведения. Третий уровень автор назвал уровнем установок социального поведения. Такое поведение личности осуществляется только под воздействием воли, позволяющей личности самой изменять (создавать) социальную установку и социальное поведение. Согласно III. Надирашвили, установки, определяющие социальное поведение, называются социальными, они ориентированы на создание социальных ценностей.103 Концепция личности, представленной вертикальной иерархией установок или диспозиций, была разработана известным отечественным социологом и социальным психологом В. А. Ядовым. Сообразно этой концепции, личность человека представлена четырьмя уровнями. «- Первый уровень формируется на основе физических потребностей и простейших ситуаций и ничем не отличается от неосознанных фиксированных установок, экономящих наше время при выполнении простейших поведенческих актов. Второй уровень представлен фиксированными социальными установками, или аттитюдами, выявляющими отношения к социальным ценностям — се-мье,-человечеству, деньгам, национальности и т. д. Понимание социальной установки, или аттитюда, В. А. Ядовым базируется на общественной трактовке, сформулированной в 1918 г. Томасом и Знанецким. Позднее его поддержал Г. Олпорт и его последователи. Третий уровень иерархической структуры диспозиций выявляет направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности. Это профессиональная деятельность, семья, досуг. На четвертом уровне располагаются ценностные ориентации на цели в жизни и средства их достижения. Здесь происходит самовыражение в конкретных социальных условиях, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни данного общества. В определенных ситуациях высший уровень диспозиционной структуры принимает на себя ответственность за управление поведенческими актами более низкого уровня. По предположению В. А. Ядова, диспозиционная структура кроме вертикальной иерархической структуры обладает общепринятой горизонтальной трех-компонентной схемой, состоящей из аффективного (эмоционального), когнитивного (познавательного) и поведенческого аспектов. Таким образом, диспозиционная структура личности, регулирующая ее поведение, представляет своеобразную решетку, где по вертикали располагаются четыре иерархических уровня установок, а по горизонтали — три их аспекта.104 Существуют и другие работы, посвященные изучению иерархической структуры установок. Все они имеют сходные выводы. Так, только на низшем уровне располагаются неосознанные установки, регулирующие поведенческие акты, связанные с удовлетворением физиологических потребностей; более высокие и даже высшие уровни формируются всегда четко осознаваемыми установками, обращенными на социально значимые ценности или смысл. В отечественной литературе существует значительное число синонимов понятия «установка»: личный смысл — по А. Н. Леонтьеву, отношения — по В. Н. Мясищеву, внутренняя позиция — по Л. И. Бажович, умонастроение — по Б. Д. Парыпшу, мотивация — по В. И. Ковалеву и т. д. Их общий смысл идентичен по своей сути установке личности, так как все они являются, во-первых, исходным моментом поведения, во-вторых, вызывают готовность действовать определенным образом. Начиная с 70-х гг. ряд последователей школы Д. И. Узнадзе провели серию экспериментов по изучению механизмов смены установок, в том числе и социальных. Опираясь на то, что социальные установки имеют такие же свойства, как и установки более низких иерархических уровней (интенсивность, скорость формирования, прочность фиксации и т. д.), они выяснили, что смена происходит по общему закону ассимиляции и контраста. Под воздействием фиксированной установки тот или иной объект восприятия (в том числе и социальный) в случае незначительного отличия от ее содержания воспринимается как однозначный (эффект ассимиляции). В противоположном случае наблюдается эффект контраста, а именно, не соответствующий установке человека объект кажется еще более отличным, чем это есть на самом деле. Вопрос этот имеет фундаментальное значение, так как процесс смены установок должен автоматически повлиять на изменение поведения личности. Итак, возможно ли принципиально изменить поведение человека в обществе и что для этого необходимо? На основе работ А. Д. Нибеиридзе, Ш. А, Надирашвили, В. А. Челидзе можно сделать следующие выводы по механизму смены социальных установок, определяющих общественное поведение личности. Если полученная новая информация не слишком резко отличается от позиции субъекта, то смена социальной установки происходит по ассимилятивному принципу. В этом случае поведение человека принципиально не меняется, так как происходит приспособление к среде. Если полученная новая информация имеет резкое отличие от уже имеющейся, социальная установка меняется лишь по контрастному принципу и с очень большим трудом. Человек перебирает все возможные варианты, чтобы избежать внутренней реорганизации, ведущей к изменению личности. Субъект, возможно, даже пройдет стадию еще большего отклонения от воздействующей позиции, но если внутренние силы истощаются, а внешняя поддержка отсутствует, то происходит «пробой в психической защите» и аккомодация — сближение с воздействующей позицией, что автоматически влияет на изменение поведения личности. Итак, смена социальных установок требует приложения огромного количества энергии, направленной на расшатывание структурных элементов. Это большое испытание для личности, связанное не только с дискомфортом в процессе сопротивления неугодной информации, но также с переживанием чувства неопределенности, возникающим при истощении психических сил. Человек стремится избежать подобных испытаний. Только безвыходные ситуации заставляют его менять установки и поведение. Чтобы человек изменил свое поведение, писал Э. Берн, необходимо поместить его в такие ситуации, как катастрофы, войны, голод, эпидемии, которые сминают всех на своем пути, кроме тех, кому дано использовать эти условия как средство для своего продвижения. Есть другой путь — психотерапия и другие преобразования, которые разбивают установки и оказывают человеку поддержку в выборе альтернативного поведения.103 Убедительным доказательством того, как люди не желают менять установки и поведение, служат факты, когда человек произвольно отвергает информацию об угрозе его биологического существования. Поведение такого типа описывает Г. Медведев на примере катастрофы на АЭС в Чернобыле, когда отрицание буквально бросающихся в глаза аварийных сигналов происходило ценой жизни многих людей. Перефразируя И. Лакатоса, «реальность может кричать "нет", но человек может кричать еще громче, предпочитая смерть пересмотру себя в этом мире». Находясь под прессом марксистско-ленинской идеологии, рассматривающей человека как активного преобразователя природы, общества и себя, советская психология вынуждена была, начиная с 30-х гг., абсолютизировать роль сознания и признать его решающим фактором в регуляции поведения личности. Практически не различая понятий «деятельность» и «поведение», Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и заложили прочный теоретический базис о главенствующей роли сознания в регуляции поведения, считая, что «поведение человека всегда обусловлено и имеет характеристики сознательной, произвольной и созидательной деятельности».106 Отечественные исследования, а тем более зарубежные, продолжали доказывать наличие несовпадений между осознанием человеком фактов, говорящих о необходимости менять поведение, и тем, что сделать это крайне трудно. Некоторые отечественные психологи, опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ, придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, в том числе и социального, пытались объяснить разрыв между поведением и осознанием через бессознательные регуляторы. Это работы Б. Ф. Поршнева, В. В. Нали-мова, В. П. Тру сова. Большой, интерес в этой связи представляют исследования А. М. Айломазьяна, доказывающие, что социальные установки могут находиться как в области сознательного, так и бессознательного, что в то время не повлияло на ортодоксальную линию в психологии.107 Современными западными школами, объясняющими и исследующими регуляцию поведения человека и наиболее популярными сегодня в России, являются ней-ролингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер и другие), трансак-ционный анализ (Э. Берн, М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.), неогештальтпсихология (Ф. Перлз), онтопсихология (Менегетти), психоделическая школа (С. Гроф, Э. Бон- ни и другие), дианетика и саентология (Р. Хаббард), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Вот основные положения, выдвигаемые ими в объяснении поведения человека. Формирование «бессознательного» начинается с момента рождения человека. Эксперименты С. Грофа и Р. Хаббарда доказывают, что эта область психического формируется уже с момента зачатия. Заканчивается этот процесс к 5-6 годам и мало варьирует на протяжении всей жизни, играя, тем не менее, решающую роль в поведении. К пяти годам формируется основной сценарий жизни человека, основанный на ранних неосознаваемых решениях и родительских приказах. В области бессознательного формируются особые образования, которые называются разными школами по-разному: инграммы (Р. Хаббард), поведенческие стратегии (Р. Бендлер), система конденсированного опыта или СКО (С. Гроф), мини-скрипт (Э. Берн) и т. д. Данные образования — это впечатления, состоящие из ситуативного опыта различных периодов жизни до 5 лет. Каждое из них имеет свою основную тему. Структура личности содержит огромное число базисных ядер детского опыта. Их характер, общее число, размер и интенсивность в большой степени меняются от одного человека к другому. Все базисные образования имеют специальные механизмы психологической защиты от проникновения в область сознательного. Поведение человека обусловлено комплексом положительного и отрицательного детского опыта, содержащегося в бессознательном и влияющего на избирательность самовосприятия и восприятия мира, а также на чувства и способность к обучению и формированию идей. Такой подход указывает на предопределенность каждой человеческой судьбы, что отрицала советская психология, доказывая достаточно полную свободу в праве выбора жизненного пути. Как писал Э. Берн, «одна из первых вещей, которой научается человек, — делать то, что ему говорят, и он проводит остальную часть своей жизни, делая это. Можно считать, что его первое порабощение — порабощение родителями. Человек прикован к инструкциям на веки вечные, оставляя за собой лишь право выбрать иногда собственные методы их выполнения и утешать себя иллюзией автономии». Чтобы вырваться из этих программ, необходимо отказаться от иллюзии своей автономности. Призыв к отказу от такой иллюзии содержится во многих направлениях современной западной психологии. Внутренняя ветвь русского язычества — волхование, использовало метод «созерцало», предназначавшийся для той же цели. Во внутренней линии христианства, называемой мистическим христианством, использовалась специальная психотехника «трезвня». В буддизме подобная психотехника называется в китайской традиции — Чань, иногда Гуань, а в Японии — Дзен. Тысячелетиями человечество пыталось освободиться от своих стереотипов, мешающих видеть изменения происходящего. Если раньше «такое» могли позволить себе немногие, то в настоящее время доступ к методам осознания открыт — «иди и смотри». Фаза осознания — это не самое приятное время для человека. Часто без помощи специально обученного специалиста конденсированный опыт, особенно если он неприятен и заражен негативными эмоциями, вместо сокращения и нейтрализации с переводом в блок повседневной памяти может снова уйти вглубь бессознательного, руководя оттуда поведением человека. Исследования показывают, что, чем меньше в области бессознательного остается неотработанного конденсированного опыта, тем более свободным и адекватным в своем поведении становится человек. Он достигает успеха в любом начинании, у него повышаются умственные способности, проявляются необыкновенные таланты, уходят хронические болезни, он прекрасно общается с людьми и т. п. Такое плодотворное перевоплощение происходит благодаря самоочищению личности от «засорения» старыми мнениями, искажающими восприятие действительности. Мир начинает восприниматься через личную встречу с ним, а не через стереотипы — как «приучили» видеть. Тот, кто осознает самого себя полностью, находится в настоящем. Его мысли реагируют в унисон ситуации «здесь и теперь». Осознающие люди понимают, где они находятся, что делают и что по этому поводу чувствуют. Такой человек не создает проблем себе и другим. Школа трансакционного анализа называет подобную личность «я о'кей — ты о'кей». В НЛП — это человек оптимального поведения, а в буддизме — «просветленный» (Татхагата). Учитывая вышеизложенное, предположим, что социальное поведение управляется как сознательными, так и бессознательными регуляторами. Таким образом, регуляция поведения полностью не подчинена воле человека. Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных'ценностей. Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличия потребности и удовлетворяющей ее ситуации. По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей имел свободную профессию. Следовательно, при воспитании будущих предпринимателей эти родители заложили в своих детях установки или готовность совершать поступки, характерные для предпринимательского типа поведения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |