Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 13 страница
В 1842 г. выходит указ, разрешающий промышленникам заниматься розничной торговлей. Это означало, что посредничество между производителем и потребителем теперь не приносило прибыли, т. к. сам производитель становился продавцом своих товаров. К этому времени 90 % купцов первой гильдии уже имело свои фабрики и заводы, и указ только укрепил их главенствующие предпринимательские позиции. Купцы, не имеющие своих производств, или разорялись, или вынуждены были брать ссуды на организацию производств. С этого времени норму прибыли начинает определять уже не купец, а промышленник, который захватывает сферу торговли. Подтолкнул правительство на выпуск такого указа глубокий социально-экономический кризис страны середины XIX в. Необходимо было принимать активные решения по внутреннему обновлению России. В результате у купечества был отсечен известный способ обогащения — винные и другие откупа, а также резко упала роль посредничества. Со второй половины XIXв. заканчивается четвертый этап в развитии предпринимательства в России. Он определяется следующими социально-экономическими предпосылками: предпринимательство представлено гильдийским купечеством; основными способами получения предпринимательской прибыли были внутренняя торговля, посредничество, ростовщичество, откупы, особенно винные; по отношению к торговому сословию велась политика государственного протекционизма; ♦ промышленное предпринимательство находилось под мощной опекой государства, функционировало только на правительственных заказах, деньгах и крепостных крестьянах; формирование предпринимательского сословия происходило в основном за счет оброчных крестьян и «отходников»; с середины XVIII в. начинается значительное обогащение предпринимательского сословия, позволяющее пускать деньги в обращение; наблюдается (с начала XVIII в.) нестабильность и непродолжительность предпринимательских фамилий, которые через одно-два поколения либо деклассировались, либо превращались в дворян. Реформа 1861 г. положила начало социальной перестройке в различных слоях общества. Расслоение в среде крестьянства привело к образованию в конце XIX в. зажиточной сельскохозяйственной верхушки — кулаков. Часть крестьян, особенно те, кто накопили первоначальный торговый капитал, пополнила купеческое сословие. Другие же влились в пролетариат или превратились в сельскохозяйственных середняков и деревенскую бедноту. В дворянском сословии наблюдался процесс оскудения, выразившийся в обезземеливании поместного дворянства. К 1905 г., : по сведениям А. П. Корелина, несмотря на правительственную помощь, оно потеряло ;: 41 % своих земель. Реформой был нанесен удар и по дворянскому производству, которое держалось на монопольном винокурении, свечных, суконных фабриках и крепостном труде.15 В результате пореформенных социальных перемен к предпринимательской деятельности приобщилось, кроме купеческого сословия и крестьянства еще и дворянское сословие. Крупная дворянская буржуазия довольствовалась «стрижкой купонов» как буржуа-рантье. Например, в Петербурге в 1910 г. почти 50 % дворян жили на доходы от ценных бумаг. ' Как известно, правительство создало прекрасную возможность для скупки акций дворянами, начав в 1861 г. крупномасштабные кампании по строительству же- : лезных дорог, добыче нефти и развитию тяжелой индустрии. Р1менно дворянство стало создателем финансового предпринимательства. К концу XIX в. получает распространение приобретение купеческих свидетельств I «для звания». Данный факт объясняется психологией имущих классов, формирующейся в условиях строгой иерархической структуры общества. Вступление в купе- ; чество зависело исключительно (в отличие от других сословий) от ежегодной уплаты денежного взноса: 50 руб. для I гильдии и 20 руб. для И. С конца XIX в., несмотря на то, что купечество стало играть ведущую роль в I торговле и промышленности, занятие предпринимательской деятельностью посте- i пенно начинает терять свою сословную принадлежность к купечеству. Купеческое звание становится атрибутом предпринимательской традиции. Начинается сложный процесс оформления единого класса российской буржуазии. Как писал Ф. М. Достоевский, «прежние рамки купца вдруг страшно раздвигаются... современному купцу уже не надо заполучать себе на обед "особу" и давать ей балы. Он уже роднится и братается с "особой" на бирже, в акционерном собрании, в устроенном I i 1 вместе с "особой" банке. Он теперь уже сам лицо, сам "особа"».16 Процесс размывания предпринимательской кастовости купечества наблюдается I на сословно-социальных показателях владельцев торговых домов, которых в 1911 г. || насчитывалось 14 тысяч. Значительную их часть (около 30 %) составляли купцы, доля крестьян и мещан достигала почти 40 %, остальная часть принадлежала дворянам, иностранцам и лицам иных сословий. Отличительными особенностями предпринимательской деятельности данного периода было фантастическое обогащение в результате биржевых игр, а также тяготение предпринимательских капиталов друг к другу. К концу XIX в. существовало 50 монополистических объединений, а в начале XX в. их уже 140. Происходит вытеснение мелкого и среднего предпринимателя крупными фирмами. Процесс монополизации охватывает основные отрасли промышленности. При этом в 1900 г. 2/3 всеи промышленной продукции дают акционерно-паевые предпринимательские структуры, число которых 1300. Оставшиеся Уз продукции производят единоличные предприниматели, производственные единицы которых сократились с 31 799 в 1890 г. до 24 572 в 1908 г. В результате с 1861-1900 гг. продукция российской промышленности возросла в 7 раз. Однако индустриализация промышленности опиралась на административную систему. Основная ставка делалась не на свободу промышленного предпринимательства, а на государственное регулирование и жесткую подчиненность выпуска товаров общегосударственным задачам. Государство имело мощную монополию на ряд отраслей (почта, телеграф, транспорт, оборонная промышленность, металлургия, горнорудное производство, нефтедобыча, ряд сельскохозяйственных производств).17 В результате вмешательства государства в естественный процесс формирования рыночных отношений в народном хозяйстве возникали огромные диспропорции, аграрный сектор в экономике оставался ведущим. Одним из самых ярких показателей диспропорций в экономике начала XX в. было скопление основных капиталов у небольшого числа фирм и банков. Так, у 563 фирм (6 % от всего количества фирм) сконцентрировалось 60 % всех предпринимательских капиталов. Накануне революции 1917г. численность крупнобуржуазной верхушки составляла 30 тыс. человек (с членами семей 250-300 тыс.). Около 0,1 % населения присваивала значительную часть народного дохода. Общая сумма их «чистых» поступлений составляла 2,6 млрд руб., что составляло около 40 % национального дохода.18 Вследствие этого малочисленная монополистическая буржуазия конца XIX — начала XX в., распоряжающаяся колоссальными финансовыми средствами, не имела прочной социальной базы в лице буржуазии средней. Итак, социальная комбинация из 99,5 млн малозажиточных людей против 3 млн представителей обеспеченных жителей России представляла грозное предзнаменование неизбежного социального кризиса. Экономический, политический, социальные кризисы, затянувшаяся война, голод и разруха привели страну к революционному перевороту в октябре 1917 г., закрывшему пятый этап в развитии российского предпринимательства. Начинается процесс формирования российской буржуазии, включающий все социальные слои населения — дворянство, разночинцев, купечество, мещан, крестьян и др. Купечество продолжает играть решающую роль в предпринимательстве, несмотря на процесс постепенного размывания кастовости данного сословия. Дворянство занимает главенствующую позицию в новом для страны финансовом предпринимательстве. Бурно развиваются три вида предпринимательской деятельности — промышленная, торговая и финансовая. Государство ведет политику протекционизма по отношению к предпринимательству. Промышленное предпринимательство, опирающееся на административно-командную систему управления, подвергается усиленной опеке и контролю со стороны государства. Происходят бурные процессы монополизации промышленных предпринимателей с вытеснением мелкого и среднего предпринимателя крупными фирмами. Государственный контроль и опека, а также бурные процессы монополизации способствуют возникновению резких экономических диспропорций в стране. Острое несоответствие доходов малочисленной крупной буржуазии (0,1 % от всего населения) и всего остального общества, отсутствие крепкого среднего буржуазного слоя способствуют возникновению резких социальных диспропорций. Гражданская война и политика «военного коммунизма» подрывают основы частного предпринимательства. В результате «красного террора» в стране погибает в пе-риод с 1918 по 1922 г. 15,1 млн чел. Производство крупной промышленности по сравнению с 1913 г. упало в 7 раз. По размерам добычи угля и нефти Россия была отброшена к концу XIX столетия, в 20 раз сократился выпуск тканей, в 12 — сахара, I в 3,5 раза добыча соли.19 Экономический кризис 1921 г. привел к смене государственной политики по отношению к предпринимательству. Началась частичная реанимация данного социального слоя с помощью нэпа, установившего жесткие правовые границы для развития частного сектора в стране. Вся крупная промышленность и банки были национализированы. Поэтому предпринимательство могло развиваться лишь в мелкой кустарной промышленности, в мелкой капиталистической промышленности, в арендованной промышленности и на концессионных предприятиях. К концу 30-х гг. политическая линия на восстановление предпринимательства в стране была полностью изменена на уничтожение данного социального слоя. Уже на XV съезде партии 1927 г. наметилась генеральная линия на его истребление. В своем докладе Сталин наметил тотальное наступление на «кулака, нэпмана, а также духовенство, которых только подавили, но не ликвидировали».20 Первым ударом по предпринимателям было Постановление СНК СССР от 21 мая 1929 г., предполагавшее ряд мер по ликвидации кулачества. После революции 1917 г. и гражданской войны численность кулаков упала втрое. Их хозяйства составляли 3-5 % от всего количества крестьянских хозяйств на 1930 г. Тем не менее все оставшиеся кулаки были поделены на 3 категории: ♦ контрреволюционные (их заключали в концлагеря); * наиболее богатые (их выселяли в отдаленные районы); Ф остальные (их выселяли за пределы колхозов, где создавались специальные поселки). По данным А. Кузнецова, в период коллективизации и раскулачивания было уничтожено 2,5 млн человек. По,сведениям автора, уничтожение остатков буржуазии, бывших купцов и промышленников, начиная с 1933 г., стало особенно быстро набирать темпы. Так, с 1933 по 1939 г. погибло 10 млн человек, из которых классово чуждых — 1 млн человек.21 К 1939 г. в Стране Советов были практически поголовно уничтожены все носители предпринимательской деятельности. Только со смертью Сталина режим ^пивные проолемы «кровавого террора», уничтожившего ПО млн российских жизней, сменился на «хрущевскую оттепель», позволившую возродить в стране предпринимательство в весьма специфических формах. Итак, шестой этап имеет следующие социально-экономические особенности: уничтожение социальной группы предпринимателей вследствие политики массовых репрессий; небольшое отступление от генеральной линии уничтожения предпринимательского сословия в результате введения нэпа позволило впоследствии «высветить» тех, кого не уничтожил «красный террор»; замирание всех типов предпринимательской деятельности. С 1953 г. наступает следующий, седьмой этап в развитии предпринимательства в России. Вновь стали проявляться люди с предпринимательскими задатками, так как возникла ситуация, при которой в определенных формах можно стало проявить свои способности. По мнению С. А. Цветкова, Ф. Д. Шкруднева и других, работа в комсомоле давала возможность проявить такие предпринимательские задатки, как деловитость, инициатива, готовность к риску. Как считают авторы, именно из активистов комсомола формировались бывшие функционеры КПСС, номенклатурные работники. Позднее эти люди успешно внедрились в коммерческие структуры первых лет перестройки. Путем учредительства акционерных компаний они установили в 1992 г. контроль над более чем 600 промышленными предприятиями и 12 коммерческими банками.22 Многие авторы считают, что предпринимательство до 1990-х гг. существовало в виде «теневойэкономики». По данным экспертов, на нее в 1990 г. работало 20 % трудоспособного населения, а общий объем доходов составлял 180-200 млрд руб. в год. При общем валовом доходе 900 млрд руб. в 1989 г. услугами теневиков пользовалось до 70 % тех, кто покупал одежду, 57 % — продукты питания, 35 % — лекарства и т. д. Общая сумма теневых услуг населению в конце 80-х гг. составила 22 млрд руб. при годовом обороте теневого капитала 70-80 млрд руб. в год.23 Такой вид предпринимательства стал компенсатором искаженных хозяйственных отношений в стране, стихийным механизмом, выправляющим диспропорции советской плановой экономики. Отличительными социально-экономическими предпосылками седьмого этапа являются: вынужденное вырождение предпринимательской деятельности в «теневую экономику»; выполнение «теневой экономикой» функции компенсатора искаженных хозяйственных отношений в стране; использование услуг «теневой экономики» практически всем населением; получение «теневиками» огромных доходов. Проявление предпринимательской деятельности в извращенных формах говорит о ее высокой адаптации к любым социальным условиям. Восьмой этап развития российского предпринимательства происходит в очень сложных условиях перехода экономики страны крыночным отношениям. Впервые за много лет предпринимательство становится официально разрешенным. Устремление предпринимателей в непроизводственную деятельность исторически наблюдалось и до 1917 г. Правительству со времен Петра I приходилось использовать различные ухищрения, чтобы заставить купцов, а после 1861 г. и другие сословия, заниматься производством. В настоящее время необходимо учитывать данную исторически сложившуюся особенность российского предпринимательства. За первые несколько лет после выхода Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» вырисовываются некоторые социально-экономические тенденции предпринимательства. Итак: предпринимательство становится официально разрешенной деятельностью; происходит формирование предпринимательского слоя населения; этот процесс способствует резкому расслоению населения по уровням дохода; в стране существует ряд неблагоприятных факторов, тормозящих процесс развития «здорового» предпринимательства. Это — несовершенство законодательства и налогообложения, произвол финансовых органов и банков, коррупция, рэкет и т. д.; предпринимательская деятельность способствует обострению криминальной ситуации в стране; быстрыми темпами развивается финансовое и торгово-сбытовое предпринимательство при заметном отставании предпринимательства промышленного. Выше были выделены восемь этапов в развитии предпринимательской деятельности, каждый из которых имеет свои характерные социально-экономические предпосылки. Надо отметить, что два из них отличаются почти полным уничтожением носителей предпринимательской деятельности. Однако, несмотря ни на что, она возрождалась. Далее мы постараемся ответить на вопрос, почему она оказалась столь жизнестойкой, несмотря на крайне неблагоприятные условия развития. 3.2. Эволюция социокультурных оснований российского предпринимательства Культурологический аспект российского предпринимательства достаточно широко представлен в исследованиях отечественных этнографов, историков и философов — А. Н. Боханова, П. А. Бурышкина, Н. А. Бердяева, П. Д. Боборыкина, М. Вяткина, Ф. М. Достоевского, Н. О. Лосского, С. С.Ольденбурга, Ю. А. Петрова, М. И. Пыля-ева, А. П. Щапова и других.24 На основании их работ можно сделать вывод, что одни культурные основания имеют сквозной исторический характер, так как наблюдаются практически на протяжении всего развития российского предпринимательства, а другие проявляются только на отдельных этапах. Объясняется это существованием как общенациональных черт характера, присущих представителям всех сословий независимо от социального статуса, так и черт характера отдельных сословий. Общенациональные черты имеют склонность проявлять себя более продолжительный временной период, вплоть до тысячелетий, по сравнению с чертами характера отдельных сословий, которые исчезают вместе с представителями конкретной социальной группы. Предпринимательское сословие на протяжении веков неоднократно пополнялось представителями разных социальных групп — военными, посадскими, крестьянами, религиозными деятелями различных направлений, купечеством, аристократией и т, д. Каждая социальная группа являлась носителем специфических «кодексов поведения». Потому комплектация из таких кодексов, наложенная на общенациональные черты характера, в различные исторические периоды времени проявляла себя как комплекс особых культурных характеристик российского предпринимательства. Общенациональные черты русского характера. Как показал анализ первоисточников, при характеристике общенациональных черт русского характера авторам достаточно трудно избежать оценки, связанной, в первую очередь, с мировоззрением. В России любая дискуссия по социальным или психологическим проблемам шла в русле спора славянофилов и западников, использовавших любые аргументы для доказательства своих позиций. Если предполагалось, что Россия должна идти по-западному пути развития, многие черты характера, отличающие русских от представителей западных национальностей, отмечались как отрицательные, препятствующие прогрессу. Если подчеркивался самобытный характер развития, те же черты рассматривались сквозь призму восхищения перед исключительностью. Если же о русском характере писали иностранцы, то позиция становилась оценивающей уже с точки зрения сравнения тех или иных его черт, совокупность которых составляла признак «своего» или «чужого». Тема нашего исследования — предпринимательство и поиск факторов, способствующих его развитию в России. Потому нам довольно часто приходится прибегать к западным примерам. Постараемся избежать переноса суждений с предпринимательства на общечеловеческие проблемы. Прежде всего отметим яркие общенациональные черты русского характера, присущие в той или иной степени представителям российского предпринимательства практически на всех этапах его существования. Н. А. Бердяев писал, что «два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: склонность к насилию и доброта, человечность; индивидуализм и безличный коллективизм; эсхатологически* мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт».25 Противоречивость русского характера и сочетание в нем одновременно двух противоположных начал замечали и другие авторы — Н. О. Лосский, А. П. Щапов, Т. А. Бернштам, А. К. Толстой. Сочетание двух противоположных начал в русском характере, существующее параллельно с отсутствием чувства меры и пьянством, отличали многие зарубежные исследователи русской культуры. Объяснение данного явления обнаруживается у Т. А. Берштама, отмечавшего, что славяне издревле соблюдали жесткую регламентацию поведения в зависимости от сезонно-календарного времени, пола и возраста. По его наблюдениям, выполнение огромного количества стереотипов поведения поддерживалось специальными ритуалами, сохранившими целостность русской общины вплоть до начала XX в. Дни у славян четко делились на праздничные и будничные. Соответственно и поведение устанавливалось и будничное, и праздничное — со стереотипами, в корне отличающимися друг от друга вплоть до наоборот. * Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Основным содержанием будней для простого народа всегда был труд. Его «сак-ральность» проявлялась через систему магически-религиозных обрядов, без которых никакое трудовое действие было немыслимо. Оно выражалось в наборе приветствий, заклинаний, символике жестов, в песнях, четкости пространственно-временных отрезков и их определенной наполненности. Праздничное поведение, как и будничное, имело строгую регламентацию. Это было древнеязыческое.веселье, обогащенное православными праздниками. Отличительной особенностью было изобилие пива и браги. Как писал В. Н. Топоров, «у славян праздник — есть долг Богу, так как представляет собой пустое от дел время, соответствующее состоянию души, когда время останавливается».26 «Безвременье» праздника содержало идею вечности (смерти). Опьянение являлось главным условием праздничного состояния. Оно как бы олицетворяло состояние смерти. Так славяне настраивались на встречу настоящей смерти без страха. Недаром исследователи национального русского характера всегда отмечали отсутствие страха смерти в сочетании с низкой оценкой человеческой жизни. Община требовала обязательного участия всех ее членов в празднике. К уклоняющимся относились подозрительно, называя «богоотступниками» и верили, что из-за них «Бог может послать кару на всех». Праздник поощрял приход людей «чужих», «незваных». Это, по поверью, приносило счастье. На «общественную милостыню» стекалось огромное количество нищих, допускавшихся к столу в первую очередь. Нищелюбие как отличительную черту русского стиля жизни отмечали многие историки. В. О. Ключевский писал о необходимости нищенства для Руси, которое считалось не экономическим бременем для народа, а одним из главных средств его воспитания. Как клинике нужен больной, чтобы выучиться лечить болезни, так обществу нужен сирый и убогий, чтобы научиться любить человека.27 По утверждению Е. Максимова и С. В. Сперанского, благотворительность на Руси была связана с боязнью умереть без покаяния, страхом перед страшным судом Божиим. Проявляя нищелюбие, человек спасает свою душу. На Западе же нищенство считалось преступлением. Начиная с XVI в. в Париже нищенство каралось смертной казнью, а тех, кто подавал милостыню, штрафовали. В других государствах нищих клеймили, отсекали уши или предавали смертной казни. Начиная с XIX в. в Англии, Германии, Франции нищих наказывали принудительными работами и заключали в тюрьму.28 А Россию в конце XIX — начале XX в. захлестнула волна благотворительности. В 1897 г. всего по России был 363 201 нищий, а истрачено на них — 27 млн руб.! В этот же год количество благотворительных учреждений составило 3555, а в .1902 г. уже 19 тысяч! В 1902 г. на благотворительные нужды было израсходовано 46 млн руб. На каждые 100 000 жителей европейской части России приходилось примерно шесть благотворительных учреждений.29 Будничное и праздничное поведение в общинах ориентировалось на диаметрально противоположные по своей сути ценности. Так, поощрение воздержанности, скромности, трезвости, заботы о куске насущном, приличествующие будням, считалось грехом во время праздников, которые поощряли длительное состояние опьянения, обильную еду, прием гостей, песни и пляски. Можно предположить, что именно диаметрально противоположное поведение в будни и праздники выработало такую отличительную черту русского народа, как отсутствие чувства меры. Однако существовали в общине и базисные ценности, не имевшие двойственного характера и являвшиеся средствами поддержания общины как целостной общественной единицы. К таким ценностям относятся: четкая определенность в поступках, державшаяся на регламентации поведения, обусловленной обрядами и ритуалами будней и праздников; «сакральность» соблюдения ритуалов и обрядов, что защищало от «кары Бо-жией»; равенство всех членов общины в материальном достатке, которое предотвращало зависть и вражду, а также являлось средством распределения равной ответственности за уплату налогов государству; коллективизм, растворявший понятие «я» в общинном «мы» и избавлявший каждого члена общины от необходимости принимать самостоятельные решения в ходе совершения «сакральных» ритуалов будничного и праздничного поведения. Данная ценность определила ярко выраженное общинное мышление русских независимо от сословной принадлежности. Издревле славяне привыкли вести себя или по-праздничному, или буднично, так как не существовало в правилах общинного жития «сакральных обрядов» серединного поведения. Поэтому чувство меры мало знакомо русскому человеку, что обусловливает выраженный максимализм и экстремизм в национальном русском характере. Как заметил А. К. Толстой: Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так с горяча, Коль рубнуть, так уж с плеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! 30 Н. О. Лосский писал, что «коренной чертой русского национального характера является способность усваивать всевозможные черты любого национального типа. Другими словами, наиболее выдающейся чертой русского национального склада оказалась полная неопределенность и отсутствие резко выраженного собственного национального обличья. За границей наших соотечественников часто узнают только потому, что не могут заметить в них никаких резких национальных особенностей». Это свойство Н. О. Лосский назвал «невыработанностью русского характера». Одним из поразительных стереотипов поведения русских, по замечанию А. П. Щапова, «является способность усвоения не только всевозможных черт любого национального характера, а также всего того, что воспринимают анализаторы человеческого организма. Что русский увидит, то и сделает». Автор объясняет такую особенность чувственно-зрительным восприятием мира, основанным на интуитивном, а не логическом мышлении. Как заметил Ф. М. Достоевский, русский человек воспринимает чужое бытие в свою душу и защищает его как свое собственное. Об инфальтильности русского характера пишут известные философы — Н. А. Бердяев, Л. А. Седов и другие. Н. А. Бердяев объясняет наличие данной национальной черты тем, что «русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав».31 Л. А. Седов пишет: «Для специфически русского способа ориентации в мире оказались значимыми свойства, напоминающие психические особенности подростка».32 Автор перечисляет эти черты: отсутствие чувства меры; отрыв от реального мира и желание жить в воображаемом совершенном мире; сенситивность (легкая возбудимость, несоразмерность реакции и стимула); вера в случай, склонность к иждивенчеству и покорное подчинение власти; легкость перехода от подчинения к бунту; повышенное чувство групповой солидарности; гордое сознание принадлежности к чему-либо. Невыработанность характера русских объясняется историком А. П. Щаповым, философами Н. О. Лосским, Н. А..Бердяевым и Е. Трубецким как наличие глубокого укоренившегося магического сознания нации, базирующегося на необыкновенной способности к мистическому опыту, вере в судьбу и сверхъестественные силы, приметы, суеверность и обрядоверие. Процветание магической культуры в России А. П. Щапов объясняет так: у русского народа присутствует «вековое господство чувств над разумом и отсутствует генеративно-последовательное историческое развитие мыслительных способностей». В результате «укоренилось сенсорно-галлюци-национное умонастроение и миросозерцание». Автор при=водит в доказательство своих высказываний весьма убедительные примеры, снабженные статистическими данными. По его мнению, теоретическому мышлению у русских были отведены самые тесные границы. Потому «зрение, слух, осязание и память... стали главными умственно-рабочими факторами познания... и эмпирического мышления», «ум народный обогащался только непосредственно-чувственными впечатлениями». Однобокое культивирование русскими внешних органов чувств в совокупности с частыми эпидемиями, недоеданием, пьянством, участием в магических культовых обрядах, а также «созерцание пышной церковно-обрядной внешности и икон» способствовало тому, что именно у данной нации наблюдается склонность к «чудесным видениям», боговдохновенным ощущениям и магическому опыту.33 Ту же мысль, но в более мягкой форме, высказывает Н. О. Лосский: «...у русских высоко развито чувственное восприятие мира, в результате многие русские имеют прекрасную интуицию, а вся жизнь этого народа связана с мистическим религиозным опытом». Это развило, по мнению автора, не только «чуткое восприятие чужих душевных состояний, но также подверженность впадать сообща в различной степени глубины трансовые состояния». Такие коллективные гипнотические погружения с помощью отработанных тысячелетиями языческими «психотехниками» специальных магических обрядов, ритуальных танцев и песен совместно с принятием опьяняющих средств, гаданиями и т. д., выработали в русских «переживание мира, исходя из «мы». В результате чего в России, пишет Н. О. Лосский, «произошла замена индивидуальных отношений общественными».34 Н. А. Бердяев назвал особую способность русских к чувственно-интуитивному восприятию мира и эмпирический способ мышления «погруженностью в стихию русской земли», «опьяненность этой стихией». Историк Е. Трубецкой в своих исследованиях указывал, что языческое мировосприятие настолько укоренилось в русском народе, что «склонность к бесовским танцам» в любой форме может проявить себя самым неожиданным образом.35 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |