Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 12 страница




На этом этапе.часто происходит передача ведения дел, связанных с управленчес­кими функциями, менеджеру, который может быть одновременно и предпринима­телем, если его действия носят самостоятельный характер, включающий готовность к ошибке.

Главная задача предпринимателя — объединить вокруг себя весь личный персо­нал, направить его усилия на достижение своих целей. Для этого лидер фирмы дол­жен иметь силу погрузить в свою ценностную среду всех нанятых работников, что ведет за собой рождение особой культуры организации. На этой стадии предприни­мательство представляет «социальную архитектуру» —' изучающую и создающую «культуру труда» — те неосязаемые и трудно выявляемые элементы, которые, тем не менее, исключительно важны: поведение, ценности и нормы.

Удовлетворение потребностей, которые предприниматели сами сформировали в обществе, может содержать тенденцию своеобразного «засасывания» людей в мир вещей. Появляется огромное количество до абсурда ненужных, но приносящих удо­вольствие товаров: электрические зубные щетки, механические вилки, автомати­ческие подогреватели стульев и др.. Забавляясь с ними, человек вынуждает себя так структурировать свободное время, что на развитие личности его уже не остается. Когда и зачем читать книги и думать о смысле жизни, если вокруг столько забавных, приятных вещей? В конце концов, наступает третья стадия предпринимательской деятельности. Шумпетер назвал ее — вторжение конкурентов. Дело теряет свой

предпринимательский новаторский характер. Рынок приходит в равновесие, а пред­приниматель, не желающий расстаться со своей функцией, начинает искать новые рынки, стремясь вывести рынок из равновесия. Конкуренция в данном случае слу­жит толчком к «процедуре открытия», ибо главное в предпринимателе — это заме­чать и делать то, чего не замечают и не делают другие.

Одна из важнейших особенностей предпринимательской деятельности — пред­приниматель может одновременно функционировать на различных стадиях по раз­ным товарам и услугам. Так, по товару «А» он может находиться на первой стадии. а по товару «Б» — уже на третьей. Тем не менее каждый товар и услуга должны вместе с предпринимателем пройти все три стадии.

Таким образом, основной функцией предпринимательской деятельности явля­ется развитие общественной экономики путем последовательного приведения ее из неравновесного в равновесное состояние и наоборот.

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. легализовал предпринимательскую деятельность. Его текст харак­теризует предпринимательство как «инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и риск, под имуществен­ную ответственность, и направленную на получение прибыли». Вследствие коротко­го отрезка времени, прошедшего с начала легализации предпринимательства в Рос­сии, отечественный этап его научного исследования и осмысления также очень короток, однако интенсивен, полон интереса к зарубежным работам и отличается определенной долей заимствований из них.

В реформируемой России предпринимательство (в классическом, зарубежном понимании) приживается трудно, не служит быстрому формированию среднего класса как основы благосостояния общества, а ассоциируется, скорее, с криминаль­ными тенденциями. Это привело к возникновению типологии отечественных пред­принимателей в зависимости от источника их происхождения.

Распространенным является описание трех типов предпринимателей: поневоле, административный и предприниматель-романтик. Первый из них формировался в среде руководителей советского предприятия и был поставлен в условия обязатель­ного выполнения плановых заданий, не имея для этого достаточных ресурсов. Пред­ставители этого типа сохранили качества, основанные на стремлении скорректиро­вать план, получить дополнительные фонды, скрыть реальные ресурсы, завысить цены на продукцию, совершить приписки, брать взятки, и т. д. У них укоренилась привычка ради выполнения одного Закона — Плана, нарушать другой — Кодекс. Объективно обусловленная «виноватость» усиливала зависимость руководителя от покрывающего его «грехи» вышестоящего начальства.

Второй — предприниматель с мандатом. Он начинал действовать на ограничен­ном стратегическом пространстве (важном для выживания всей системы), при «пол­ной свободе новых комбинаций». Позитивный заметный эффект достигался быст­ро, но негативные последствия для экономики, природы и общества могли принять затяжной или необратимый характер.

Третий тип — человек, который на свой страх и риск, движимый страстью к самовыражению, осмысленной и творческой работе, занимался внедрением новых комбинаций не по правилам административной системы, а в обход их или против них.

Б. А. Райзберг и Г. С. Вечканов выделяют три вида предпринимательской дея­тельности: производственную, коммерческую и финансовую.4

Выделение данных видов деятельности авторы связывают с тем, что относят пред­принимательство к экономической деятельности, которая имеет определенные фазы воспроизводства: производство — обмен — распределение и потребление. Произ­водственное предпринимательство охватывает фазу производства и фазу потребле-лия, на которых осуществляется изготовление товаров, работ, услуг, информации, ;уховных ценностей с последующей их реализацией потребителям. Отличительной чертой коммерческого предпринимательства является то, что решающее значение в нем имеют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки. Суть этого вида деятельности состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг. Коммерческая сделка считается прибыльной, если дает чистую прибыль 20-30 % от денежной выручки.

Выделение финансового предпринимательства из коммерческого обусловлено : амим объектом купли-продажи, в роли которого выступает своеобразный товар — деньги, валюта, ценные бумаги. Этот вид предпринимательства -=- обмен одних денег на другие в прямой или косвенной форме. Это предусматривает необходимость ана­лиза рынка ценных бумаг, а также маркетинговую деятельность по поиску, выявле­нию и привлечению потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг.

Разумеется, каждый из выделенных типов предпринимательства различается и по степени необходимости современному российскому обществу, и по условиям для их существования и успешности, и по психологическим качествам людей, со­ставляющих эти типы. Все эти вопросы требуют самого пристального изучения. На какие из них может и должна дать ответ экономическая психология?

Каковы условия благоприятствования развитию общественно-полезного предпри­нимательства — социально-экономические, культурные, психологические? Имеются ли какие-то отличия отечественного предпринимательства и западного, и если име-' ются, чем это можно объяснить?

Есть ли сейчас в России люди, способные к предпринимательству на благо обще­ства? Кто может- стать предпринимателем? Как распознать, отобрать этих лю­дей? Можно ли обучить предпринимательству?

Реально ли способствовать развитию психологических характеристик успешного предпринимателя?

3.1. Эволюция социально-экономических оснований развития российского предпринимательства

Первые упоминания о российских предпринимателях относятся к X в. По данным древ­нерусских летописей, на которые ссылается Н. М. Карамзин, основным занятием этих людей была торговля с иноземцами. Такая торговля «без сомнения весьма обогащала россиян, когда они для ее выгод отваживались на столько опасностей и трудов... они ходили на судах не только в Болгарию, в Грецию, Хазарию или Тавриду, но... и в самую отдаленную Сирию. Черное море, покрытое их кораблями, или, справедливее сказать, лодками, было названо Русским».5

Наиболее разработанным в настоящее время можно считать социально-эконо­мический аспект эволюции предпринимательства в России. Однако в большинстве

подобных текстов упоминаются и психологические особенности российского пред­принимателя, которые формировались под влиянием внешних причин — условий деятельности.

Известно, что предпринимателей, занимающихся внешней торговлей, называли в то время «гостями», а горожан, ведущих торговлю в пределах страны, — «купца­ми». Исследования В. Н. Яковицкого позволяют сделать вывод о наличии в княжес­кой Руси начала X в. как внутренней, так и внешней торговли. Однако первая не давала больших «барышей», так как существовавший в то время натуральный обмен товарами производился более или менее близко к их стоимости. Стоимость же ино­странных товаров назначалась «гостями». Широкий спрос на пряности, дорогие тка­ни, вина со стороны богатых земельных собственников позволял получать огромные торговые прибыли.6

Интенсивный товарный обмен происходил в центрах ремесленного производ­ства — древнерусских городах. В княжеской Руси X в. таких насчитывалось до 25.

Знаток русского предпринимательства М. Ротшильд отмечал, что особенно «нов­городцы оказались народом чрезвычайно способным и предприимчивым. Этому способствовало центральное расположение водных путей».7

По территории Древней Руси проходил торговый путь «из варяг в греки», а так­же ряд других важных торговых путей в Западную Европу и страны Арабского мира. Этим объясняется интенсивность торговли, бывшей делом опасным и рискованным, но весьма прибыльным. Вывозили шкуры, меха, мед, воск, ремесленные изделия. Ввозили дорогие ткани, вина, пряности, оружие и т. д.

Организация каравана с товаром требовала огромных материальных затрат, ко­торые были под силу только князьям. Необходимо было скупить у ремесленников товар, снарядить корабли или конный обоз провизии на многие месяцы дороги, а также подобрать людей, сопровождающих торговый поход. Благоприятный исход этих рискованных мероприятий зависел от многих причин, не имевших никакого отношения к самой торговле (страшные бури, разбойники, эпидемии и т. д.). Надеж­ность собратьев по походу в таких условиях иногда определяла успех, сравнимый с военными операциями.

При раннефеодальном строе на Руси специального предпринимательского со­словия существовать не могло. Гость или купец должен был обладать не только тор­говой смекалкой, но и быть одновременно хорошим воином: бесстрашным, вынос­ливым и сильным. Такие люди подбирались в основном из княжеских дружин. Поэтому можно предположить, что первые предприниматели были профессиональ­ными военными.

Исторической предпосылкой появления первых предпринимателей на Руси было образование класса земельных собственников, желающих и имеющих возможность обменивать свои натуральные продукты на товары иностранного происхождения. Данную потребность удовлетворяли предприниматели: гости и купцы, отбиравшие­ся из военного сословия. За счет внешнеторговой деятельности, приносившей ог­ромную торговую прибыль, происходило первоначальное накопление капитала. По традиции, местом для купли-продажи товаров натуральным способом были города, а время торговли ограничивалось специальными ярмарочными днями, как правило, пятницами.

BXI-XH вв. торговые люди постепенно обособляются в привилегированную группу городского населения, выделяющуюся имущественным положением и под-

ложкой княжеской власти. Именно в это время возникают первые купеческие об­щества. Энергично скупая сырье на внутренних рынках, новгородские купцы выво­зили его далее в Западную Европу. Помогали им в этом занятии ганзейцы (немцы), активно ссужавшие их деньгами. Новгородские купцы объединялись в купеческие артели, каждая из которых имела своего старосту — хранителя общего капитала.

Татаро-монгольское иго, разорившее Русь и резко затормозившее торговлю с

[Византией и другими странами юго-восточного направления, практически не нанес-

\Ш> вреда Северу страны. Новгородцы в этот период достигли величайшего торгового

процветания и стали единственным посредниками между Западной Европой и всем

I {населением Северо-Востока.

На рубеже ХП-XIVee. намечается рост численности купечества в других торго­во-промышленных центрах Северной Руси — Москве, Твери, Пскове, Вологде. Од­ной из причин, способствующих процветанию в этот исторический период пред­принимательской деятельности на Руси, была лояльная налоговая политика. Пошлина на торговлю составляла 10 % от стоимости товара. Взималась она одинако­во со всех торгующих людей, какого бы звания они ни были. Это обеспечивало равные стартовые начала для занятия предпринимательством. Право взимания на-i: гов принадлежало князьям. Но оно часто дарилось ими купеческим артелям и

тным лицам.

Период с X до конца XV в, можно назвать первым в формировании русского : предпринимательства. Он характерен следующими социально-экономическими Предпосылками развития предпринимательства:

ориентацией на внешнюю торговлющриносящую огромную прибыль и удов­летворяющую спрос на иностранные товары класса земельных собственни­ков;

формированием предпринимательского сословия из военных, т. е. из княжес­ких дружин;

объединением купцов в общества — артели; проведением торговых сделок в центрах интенсивного товарного обмена — городах, в специальные ярмароч­ные дни;

лояльной налоговой политикой, обеспечивающей равные стартовые начала для занятия предпринимательством.

С правления Ивана III начинается «московский» период русской истории. Мо­сква активно начинает развивать торговлю. Ее единственными конкурентами в этой деятельности являлись новгородские купеческие артели. Начиная с XVв. для нов­городского купечества наступают тяжелые времена. Московскому царю, прочно етановившему в эту пору свое самодержавное влияние по всей Руси, приходится «не по вкусу» свободолюбие новгородцев.

В ноябре 1494 г. Иван III начинает «кровавый поход» против новгородского купечества. По данным русского библиографического словаря, были арестованы все именитые куп-i цы (49 человек), которые вели торговлю с немецкой Ганзой, изъяты товары, и закрыт | немецкий двор. Завершается истребление новгородского предпринимательского сосло­вия в декабре 1569 г. В этот день Иван Грозный устроил страшный погром Новгорода : и всех близлежащих городов. Было схвачено и подвергнуто пыткам и казням все духо­венство, разграблены церкви и монастыри, бессмысленно уничтожено недвижимое : имущество зажиточных горожан. Полностью был разграблен новгородский торг, j а купечество жестоко истреблено. Лишь небольшой части удалось спастись. Некото-

i I рые оставшиеся в живых расселились по всей Руси. Лишь очень небольшому количе-

) |  ству посчастливилось перебраться в Москву. По предварительным подсчетам, за год;

j |  правления Ивана IV—Грозного погибло от репрессий около 4 тысяч человек при обще:

! I населении Руси 4,3 млн человек.8

Период с конца XVпо конец XVIв. является вторым этапом в развитии предпри­нимательства на Руси. Он обусловливался следующими социально-экономически- ; ми предпосылками:

резким сокращением численности предпринимателей вследствие политики массовых репрессий со стороны государства;

слиянием предпринимательского сословия с другими слоями городского на­селения в одно — сословие посадских людей;

практическим прекращением внешнеторговых операций со стороны российс­ких предпринимателей;

затяжным торговым кризисом.

С конца XVI в., в зависимости от величины капиталов, предприниматели объе­диняются в три корпорации: гостей, торговых людей гостиной сотни и торговых людей суконной сотни. Гости занимались внешнеторговой деятельностью с Англи­ей, куда вывозились лен и пенька, а оттуда ввозились сукно и металлические изде­лия. Корпорация гостей была очень немногочисленной, и ее деятельность усиленно контролировалась государством. Московское государство было крайне заинтересо­вано в хороших отношениях с англичанами. Потому иностранцы пользовались боль­шими льготами и привилегиями. В результате, до введения первого Торгового уста­ва в 1653 г., установившего более высокие пошлины на иностранные товары и снизившего налог с русских купцов, в торговле страны воцарилось преобладание иностранцев. Угроза закабаления России иностранным торговым капиталом была столь актуальна, что в 1667 г. был принят Новгородский устав, по которому иност­ранным торговым предпринимателям запрещалась розничная торговля на русских рынках и резко увеличивались торговые налоги.

Можно выделить следующие социально-экономические предпосылки третьего этапа в развитии предпринимательства на Руси, продолжавшегося с конца XVIдо начала XVIII в.:

малая численность предпринимательского сословия, объединенного в три корпорации;

преобладание иностранного торгового капитала;

неблагоприятная налоговая политика для российских предпринимателей;

ориентация в основном на внутреннюю торговлю;

формирование предпринимательского сословия из феодалов-вотчинников.

Государственная политика петровской эпохи, направленная на создание в стране мощного военно-промышленного базиса, активно вовлекала в осуществление своих планов российских предпринимателей. Создание Петром I системы централизован­ного регулирования национальной экономики явилось главным фактором, позволя­ющим превратить Россию в мощный военно-промышленный комплекс.

Для осуществления этой грандиозной задачи было произведено социальное классифицирование населения. Был издан «Табель о рангах», в котором указыва­лось «место» и социальные функции каждого россиянина в сложной иерархической

социальной лестнице. Такая классификация помогала административно-конт­рольной бюрократической машине управлять деятельностью людей в различных сферах экономики, а также обладать большой властью над предпринимателем, его состоянием, решать судьбу его дела и благосостояния.

Для эффективного властвования над предпринимателями необходимо было най­ти им должное место в «Табеле о рангах», а также оформить как сословие. Данный процесс начался с выхода Указа 1711г., который административно выделял купече­ство из массы посадского населения. В это сословие разрешалось записываться пред­ставителям всех сословий, кроме военных.

В 1721 г. все городское население, за исключением иностранцев, духовенства и «подлых» людей (чернорабочих и поденщиков), было разделено на две гильдии. К первой отнесли банкиров, знатных купцов, шкиперов купеческих кораблей, золо­тых дел мастеров, иконописцев. Ко второй — всех торгующих мелочными товарами, : езчиков, токарей, столяров, портных, сапожников и других ремесленников.

Окончательное оформление предпринимательского сословия произошло в 1785 г. на основе вышедшего в свет Городского Положения. По нему каждый, неза­висимо от пола, возраста, рода, поколения, семьи, состояния, торга, промысла, руко­делия или ремесла, мог записаться при объявлении капитала от 10 до 50 тыс. руб. в первую гильдию; от 5 до 10 тыс. руб. — во вторую гильдию; от 1 до 5 тыс. руб. — з третью гильдию.

Чтобы привлечь торговый капитал к развитию промышленности, купечество по­лучило ряд льгот:

разрешение покупать крестьян при условии приписки их к фабрикам (так появились крепостные рабочие);

освобождение от личной рекрутской повинности при уплате в казну по 100 руб. с человека;

получение беспроцентных денежных ссуд на организацию производства и бес­пошлинную продажу товаров;

освобождение с 1775 г. от подушной подати;

освобождение от государственной службы;

освобождение от телесных наказаний купцов первой и второй гильдий.

Контролировало предпринимательскую деятельность централизованное Управ­ление торговлей и промышленностью.

В результате такой политики до 1725 г. было создано 200 мануфактур. Россия из аграрной страны, вывозящей хлеб и сырье, очень быстро превратилась в могучую державу, торгующую готовыми промышленными изделиями, и сама стала успешно ввозить сырье.

Политика Петра I в области промышленности и торговли оказала, при ощутимом тактическом выигрыше в виде экономического подъема, весьма негативные отда­ленные социальные последствия на развитие предпринимательского сословия. Одно из них — «тепличные условия» для развития предпринимательства. К ним можно отнести практику передач казенных мануфактур частным владельцам с полным ком­плектом «приписных» крестьян, беспроцентной ссудой для выпуска товаров и обе­спечением вышеперечисленных льгот. Кроме того, все предприятия были защищены государством от конкурентной борьбы между собой, так как работали только на казенный заказ. Такая политика деформировала начальный процесс оформления

русской буржуазии. «Вмонтированность» предпринимателей в большую админист-1 ративно-крепостническую систему не позволяла ощутить им своего социального свс -еобразия. Поэтому у купцов «не возникало корпоративного классового сознания».

Если правительственная политика менялась, не опекала производство, оно хире­ло и исчезало вместе со знаменитой купеческой фамилией. Непродолжительност; существования купеческих родов отмечали Г. Ульянова, А. И. Аксенов, Е. П. Карно-вич и др. По сведениям А. Н. Боханова, в XVII-XIX вв. было много предпринима­тельских фамилий, но «занятие предпринимательством редко распространялось более чем на два поколения в одном роду». С другой стороны, многие купеческие кланы облагораживались дворянскими титулами, как например Строгановы, Деми­довы, Гончаровы, Юсуповы и др.

Правительство, начиная с XVIIIв., способствует приобретению торговых приви­легий купеческим сословием. Были изданы указы, предоставляющие различныт льготы купцам на право торговли и ограничивающие в торговых правах крестьян разночинцев, иностранцев и даже помещиков, не записавшихся в русское купече­ство.

8   XVI-XVII вв. до 50 % населения участвовало в торговле, имея свои лавки. Эт:
говорит о том, что внутренняя торговля осуществлялась самими производителям::
без посредства купцов. Благодаря политике государства, направленной на создание
предпринимательского сословия, к концу XVIII в. на рынке стала господствоват:-
неболыпая кучка купцов, захватившая почти все лавки. К этому времени купеческое
сословие составляло 2,5 % податного населения. Благодаря активному участию го­
сударства в формировании купеческого сословия, а также в связи с образованием е
XVIII в. всероссийского рынка, ростом городов и их численности для купечества
создавались благоприятные условия накопления торгового и промышленного капи­
тала.

Распространенными способами получения торговой прибыли были посредниче­ство с последующим использованием сезонных колебаний и территориальных раз­личий в ценах, несовершенство денежного оборота в стране и периодические инф­ляции. Почти до конца XIX в. внутренняя торговля носила ярмарочный характер Так, в начале XIX в. в России устраивалось до 1795 ярмарок. Из них 64 были особе крупные, с привозом на сумму более 1 млн руб. Наиболее известными считались Макарьевская (позже Нижегородская), Ирбитская, Коренная и Сретенская.9 Имен­но ярмарка выявляла цену на тот или иной товар, позволяя обогатиться торговому купечеству.

     По данным В. Н. Яковицкого, колебание на цену четверти проса в начале XVIII в.

     составляло более чем в два раза. Например, в городе Ельце четверть проса стоила в мае

     2 руб. 50 коп., а в ноябре 1 руб. 20 коп., а в Пивнах — 2 руб. в мае и 70 коп. в декабре.

     В городах, являющихся центрами экспортной торговли, рожь стоила в три раза больше.

     чем в центрально-черноземной полосе, мука ржаная — в 2,4 раза, а ячмень — в 2,22 раза.

     В конце XVlII-начале XIX в. цена на ржаную муку за четверть равнялась в Симбирске —

9   руб. 65 коп., Твери — 13 руб. 41 коп., Новгороде — 15 руб., Петербурге — 18 руб.

С 1769 г. в России периодически выпускаются ассигнации, которые вскоре обесценива­ются, способствуя появлению инфляции. Эта ситуация используется, по утверждению П. Струве, купечеством для спекуляций. Например, когда в 1839 г. была произведена

 денежная реформа, то колебания хлебных цен составили огромный разрыв между сред-I! не-высшими и средне-низшими. В Москве их отношение равнялось 10 : 42, Саратове —

I 10: 67, Ставрополе-10: 111!10

Торговые доходы купечества XVIII-XIX вв. пополнялись и от ростовщических операций. В 1823 г. в России насчитывалось 2287 ростовщиков, несмотря на то, что в 1754 г. был открыт Купеческий банк, а к 1857 г. подобных банков было уже 21. Для развития торговли правительство «дарует» банкам казенные деньги. Известно, что одной из таких коммерческих организаций было подарено 30 млн руб. для поддер­жания торговли и промышленности. Однако самым поразительным фактом в исто­рии коммерческих банков этого периода является отсутствие спроса на их капита­лы. Вкладчики получали проценты, а движения капиталов не было. Можно предположить, что купцы предпочитали по-старинке пользоваться частным кре­дитом у ростовщиков, не слишком доверяя государству.

Одним из основных способов обогащения предпринимателей в этот период были откупа, особенно винные.

Первые откупа появились при Петре I и, по мнению Ф. Я. Полянского, принесли не­сметные богатства целым династиям русского купечества. Винные откупщики пользо­вались, по сведениям М. Н. Покровского, особыми привилегиями. Например, для соору­жения кабаков можно было занимать любой участок пустующей земли. Более того, купцы, занимающиеся винным откупом, могли носить шпагу, что разрешалось только дворянам! Государственная алкогольная политика приносила не только купцам, но и казне огромный доход. В 1889 г. в зоне Европейской России насчитывалось 150 тыс. кабаков, что в 4 раза превышало число церквей и в 6 раз число школ. «Сведения о питейных сборах в России» говорят о том, что в конце XVIII в. только в Петербургской губернии (с ее 484 кабаками) чистая прибыль казне составляла 1 794 247 руб. В 1821 г. государственный доход от винных откупов составил 29 784 430 руб. (свыше 50 % всех доходов), а прибыль откупщиков — 7 022 209 руб. Ко времени реформы 1861 г., когда были отменены откупа, 216 откупщиков обязаны были заплатить казне 127 769 488 руб. Размах прибылей от функционирования кабаков, а также пьянства в России был огро­мен: недельная выручка кабака, созданного фабрикантами около своей фабрики, превы­шала недельную заработную плату всех их рабочих.11

Даже при поверхностном рассмотрении способов обогащения русских купцов, I можно сделать вывод об огромных купеческих капиталах в России в рассматривае­мый период. Существует ряд данных, позволяющих предположить, что обороты внут-: енней и внешней торговли в начале XIX в. составляли около 1 млрд руб. в год.12

Основным сословием, занимающимся предпринимательством в данный период, является торгующее купечество. Промышленников отнести к среде предпринимате­лей можно только с существенными оговорками, т. к. их деятельность находилась под сильной государственной опекой, в основном из-за правительственных заказов. Поэтому выполнение данных заказов было лишено частной инициативы, самостоя­тельности, а также свободы в выпуске товаров «на свой страх и риск». Конечно, ^Кщы первой гильдии, особенно к началу XIX в., старались иметь свои фабрики и заводы. Получали эти производства с полной гарантией дальнейшего безбедного :уществования — с беспроцентной ссудой, даровой землей, крепостными крестьяна­ми, а также с отличной перспективой получить звание почетного гражданина или даже титул дворянина.

С начала XVII в. происходил процесс закрепощения крестьян по земельным об­щинам. Данная акция проводилась для удобства взимания налогов. Налогоплатель­щиком России стала община. Однако не все общины были закреплены за барином, существовали и государственные крестьяне. С1747 до 1837 г. процентное отношение крепостных крестьян по всей России держалось на цифре 45 %, а в 1857 г. снизилось до 37,5 %Р

'

Как видно, далеко не все крестьяне были жестко закреплены за барином. Но даже закрепощение, по сведениям Ф. Я. Полянского, не препятствовало обогащению кре­стьян., «Отходничество» было основным для них способом получения прибыли, еще одним — использование оброчной системы, позволявшей продавать урожай. Так, в 1766 г. торгующих крестьян было всего 2,6 % от всех торгующих, в 1845 г. уже 42,2 %. Кроме торговли, община позволила крестьянам на определенных условиях «отходить» на какое-то время с целью работы на мануфактуре или для продажи общинных товаров кустарного промысла. Например, к концу XIX в. 30 % жителей общины занималось «посторонним» занятием; в промышленности, торговле, в сфе­ре услуг и т. д.

Уже в конце XVIII в. наблюдалось значительное расслоение крестьянства. В конце XVIII в. бедняки составляли 42,9 %, а богатые крестьяне — 15,8 % общего количества общин. С 20-х гг. XVIII в. зажиточный крестьянин имел возможность записаться в купцы, если у него был капитал в 500 руб., даже при условии закрепления за барином. Этот процесс был особо бурным в начале и середине XIX в., когда количе­ство крестьян-купцов насчитывало тысячи человек.

Прекрасно процесс становления купечества из беднейших крестьян-«отходников» изоб­разил Ф. И. Шаляпин: «А то еще российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника. Он тор­гует сбитнем, продает пирожки... Неказиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами, ест требуху в дешевом трактире... Мерзнет, голодает, но всегда весел, не роп­щет и надеется на будущее... А потом поди, он уже — купец 1 -й гильдии. Подождите — его старший сын покупает Гогена, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Ма­тисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных нам Матиссов, Мане, Ренуаров и гнусаво-критически говорим — "Самодур". А самодур-то уже потихоньку накопил чудесные сокровища искусства, создал галереи, первокласс­ные театры, настроил больниц и приютов».14










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...