Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 9 страница
Основным вопросом христианства является вопрос о спасении, специфическое значение которого выражалось определенной, навязанной религиозной идеологией, картиной мира. Христианство четко отвечает на поставленный вопрос: от чего и каким образом надо и можно спастись. Конечно, от вечных посмертных мучений в аду. Известно, что картина мира формируется в результате избирательности восприятия материальных и духовных ценностей. Одним из главных ориентиров в картине мира христианина явилась (со времен Лютера) идея превращения повседневной деятельности в призвание. Различные христианские направления давали свое понимание праведности повседневной деятельности. Так, различное понимание этого вопроса наблюдалось у западного направления христианства, которое в свою очередь поделилось на католиков и протестантов, и у восточного направления, также поделенного на два крыла: православных новой веры и старообрядцев. Праведность повседневной мирской жизни с точки зрения протестантизма заключалась в занятии предпринимательством. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер раскрыл основные постулаты протестантизма и их влияние на развитие предпринимательства. Он пишет, что самые богатые люди на Западе (имеется в виду начало XX в.) являются протестантами. Еще в студенческом возрасте они выбирают коммерческие, промышленные и торговые специальности, в то время как католики предпочитают гуманитарные специальности. Так определенная форма религиозности, в которой растут протестанты, оказывает известное влияние на выработку в них определенного призвания к предпринимательской деятельности. Католицизм отчуждает от мира своим аскетическим характером, высшие «идеалы» которого воспитывают безразличие к благам земной жизни. Народная мудрость гласит: «Либо хорошо есть, либо спокойно спать». В данном случае протестант предпочитает хорошо есть, тогда как католик — хорошо спать. Заслуга М. Вебера состоит в том, что он выявил основные принципы духа капитализма. Он привел некоторые опорные пункты, на которые должен обращать внимание деловой человек: помни, что время — деньги; помни, что кредит — это деньги; помни, что деньги плодоносны по своей природе и способны порождать новые деньги; если ты прослывешь старательным и честным человеком, то это умножит твой кредит, и т. д.
Предприниматель должен нести, по Веберу, как черты предпринимательского, так и бюргерского духа. Основными чертами предпринимательского духа он считает: - готовность к риску; - духовную свободу; - богатство идей; - волю и настойчивость; - умение соединить людей для совместной работы; - умение убеждать клиентов. «Бюргерский дух» несет в себе прилежание, умеренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные добродетели. Заметим, что идеалом этой философии является кредитоспособный человек, а умножение капитала является самоцелью и вопросом долга. Это уже своеобразная этика. Итак, согласно М. Веберу, протестантская идеология имеет предпринимательский и бюргерский дух. «Высшее благо» этой этики — накопление все новых денег — лишено стремления к счастью и получению удовольствия. Приобретательство становится целью жизни и перестает быть средством для удовлетворения жизненных потребностей. Дух предпринимательства возникает как мировоззрение, имеющее в картине мира протестантов особо важное значение. Так религиозная идеология способствует отбору людей для занятия предпринимательством. Данная этика, по словам М. Вебера, привела к тому, что «весь жизненный облик современного предпринимателя (начала XX в.) приближается к идеальному, носит отпечаток аскетизма, лишен роскоши. Самому предпринимателю подчас ничего не остается от его богатства, кроме ощущения исполненного "долга"». До сих пор на Западе поддерживается протестантская буржуазная этика. Например, исследователь современной религиозной идеологии М. П. Медведев отмечает, что протестантское учение неизменно, начиная с прошлого века и вплоть до последних лет, считает предпринимательство очень почетным занятием, а частную собственность — божественным институтом. Так, часто в церковных документах западных стран можно прочитать следующие строки: «Частная собственность гарантирует независимость личности и семьи, обеспечивает право выбора и свободу деятельности, способствует умножению богатства общества и его развитию, отсутствие ее вызывает всеобщую лень и бездеятельность». Лафарг в своих трудах о проповедях писал, что в Бостоне протестантский епископ публично заявил с кафедры, что «если бы Иисус снизошел теперь на землю, то он занимался бы операциями с ценными бумагами на бирже, ибо нет более почетного занятия». Ничего подобного в документах и выступлениях идеологов российского православия, а тем более в документах, отражающих социалистическую идеологию, не встречается. Откуда же тогда взяться убеждению о почетности занятия предприниматель-, ством и святости частной собственности у россиян? Раз неоткуда, значит, можно при удобном случае жечь барские усадьбы, грабить дворцы, залезать в чужие квартиры, а также безнаказанно с экрана телевизора называть сегодняшних банкиров «нуворишами» и «жирными котами». Недаром известный американский эксперт и советник по финансовым вопросам Рожер Бобсон говорил: «Ценности наших вкладов зависят не столько от солидности наших банков, сколько от влияния нашей церкви. Плохо оплачиваемые священники, а вовсе не хорошо оплачиваемые законодатели, банкиры и биржевые маклеры, — те люди, на которых мы опираемся... Безопасностью всего, чем мы обладаем, мы обязаны церкви. Во имя всего, что нам дорого, будем ныне уделять церкви больше времени, денег и забот, так как от этого в конечном счете зависит сохранение нашей собственности».70 Идеология западной ветви христианства идет в ногу с общественно-экономическими запросами. Для того чтобы принять идею целиком, сделать ее ориентиром в собственной картине мира, любому человеку, в том числе и предпринимателю, необходима информация о том, какое место эта идея занимает в иерархической структуре ценностей окружающих людей. 2.6. Динамика советской экономической культуры Трансформация такого масштаба, которая проходит сейчас в России, — это не трансформация экономики, а трансформация типа культуры. Любая такая трансформация осуществляется людьми со сложившейся системой ценностей, правил и норм поведения, традиций и обычаев хозяйствования, которые не могут быть объектом произвольного конструирования. Снятие идеологических, моральных и иных ограничений, действовавших в социалистической системе хозяйствования, и предоставление «советскому человеку» возможности стать субъектом хозяйствования (открыть счет в банке, самому решать, что производить, кому и по какой цене продавать, нанимать, увольнять и оплачивать персонал по произвольным правилам) может трансформировать экономику в то, что теперь вполне можно назвать «российской моделью». и в свое время основатель современной политической экономии Адам Смит мог утверждать: «Люди могут заниматься преследованием своих собственных интересов без опасения, что это нанесет ущерб обществу, не только из-за ограничений, предписанных законом, но также потому, что сами они являются продуктами ограничений, вытекающих из морали, религии, обычаев и воспитания», то складывающаяся в настоящее время «российская модель» трансформации является примером того, какую экономику может создать человек, не имеющий таких ограничений. Не имеющий просто потому, что этики такого хозяйствования не существовало, моральных и религиозных ограничений не было, а насквозь пронизанная идеологией система «трудового воспитания» готовила людей «для труда на благо и общества», а отнюдь не для организации хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. В результате в России целенаправленно формировался так называемый дефицит рыночной экономической культуры, под которой понимается «не только отсутствие в сознании людей определенных остро необходимых знаний и опыта, которые остались от прошлого и в изменившейся обстановке не только не работают, но и препятствуют выработке у личности новых рыночных моделей поведения». Становление советской экономической культуры может быть представлено как попытка реализации утопических идей. Люди, взявшие власть в стране в 1917 г. пришли к ней на идеологии «борьбы с капитализмом» и создания справедливогс общества, в котором не будет «богатых и бедных». В качестве практического руководства для построения такого общества они имели в руках только футурологию марксизма (если в европейской экономической науке К. Маркс известен всего лишь как аналитик капитализма, то в советском обществоведении он был известен как «основоположник теории построения нового общества»). Главным ценностным постулатом марксистской теории, использованным на первом этапе, была идея построения бесклассового общества. Идея была реализована с помощью физического уничтожения буржуазии как сословия. Можно отметить, что буржуазия как социальная группа со своей культурой только начала складываться в российском обществе, а если учитывать менталитет этого сословия с его православным пониманием греховности богатства и эксплуатации, то никакого реального сопротивления физическому уничтожению она противопоставить не могла. Одновременно с физическим уничтожением буржуазии были уничтожены основные экономические институты общества — банки, биржи, торговые дома. По данным В. С. Дякина, численность крупнобуржуазной верхушки накануне революции 1917 г. составляла 30 тыс. человек (с членами семей 250-300 тыс.). Малочисленная монополистическая буржуазия конца XIX в., распоряжавшаяся колоссальными финансовыми средствами, не имела прочной социальной базы в виде средней буржуазии. По данным общероссийской переписи 1897 г., средняя прослойка составляла всего 23,1 млн человек, беднейших мелких хозяйственников было 35,8 млн.человек, пролетариев и полупролетариев — 63,7 млн человек, а крупнейших буржуа, дворян, высших чиновников — только 3 млн человек. Поразительная легкость уничтожения института собственности в такой огромной стране может быть объяснена не только малой численностью владельцев собственности, но и неукорененностью института собственности в культуре. «В России частная собственность так легко, почти без сопротивления была сметена вихрем социалистических страстей... потому, что слишком слаба вера в правду частной собственности, и сами ограбляемые собственники, негодя за грабителей по личным мотивам, в глубине души не верили в свое право, не сознавали его "священности", не чувствовали своей обязанности его защищать, более того, втайне были убеждены в нравственной справедливости последних целей социалистов». Произошла «демаркетизация» экономики. Был реализован второй ценностный постулат марксизма — общество (в лице государства) может непосредственно распределять товары и услуги, не нуждаясь в рыночных механизмах распределения. После того как закончился этап разрушения старого, должен был начаться этап созидания. Этап становления новой экономики, затянувшийся на 10 лет (с 1917 по 1928 г.), заложил основы новой системы социально-экономических отношений, структуру и функции новых экономических институтов общества, нормативные основы взаимодействия в хозяйственной системе, а заодно и те «подводные камни», которые предопределили относительно небольшой срок существования социально-экономической системы социализма. В ценностном плане одним из таких «камней» была беспощадная, доходившая до абсурда борьба с любой собственностью, кроме собственности государственной. В основе этой борьбы лежали как экономические, так и социальные и психологические причины. Эта борьба воплощала в жизнь высший идеал русского жития в миниатюре, как его можно встретить в восточных христианских монастырях: «Истинное монашество, — пишет проф. Голубинский, — есть строгое и безусловное общежитие — совершенное отсутствие всякой собственности, одна и та же со всеми из монастырской казны одежда, один и тот же со всеми и оттуда же весь домашний обиход»,75 и подтверждала господствовавшее в массовом сознании отношение к собственности как краже. Эта особенность национального менталитета была широко использована большевиками в политической пропаганде. Достаточно вспомнить утверждение В. И. Ленина, объяснявшего любое более успешное хозяйство «присвоением чужого труда». Идеология борьбы с собственностью имела свои цели. Среди них можно выделить следующие: на основе владения собственностью могут формироваться социальные группы, обладающие самостоятельной программой деятельности и преследующие собственные экономические интересы; обладание собственностью означает обладание возможностями и средствами для политической деятельности; обладание собственностью «на средства производства» означает возможность найма работников и тем самым ведет к эксплуатации других людей; собственность формирует особый тип личности — человека, ответственного перед собой и независимого от государства. В течение семидесяти лет ни один человек в стране, начиная с домашней хозяйки и кончая Генеральным секретарем ЦК КПСС, не мог сказать, что он чем-либо владеет. Правом распоряжаться обладали многие, но правом владеть — никто. Этот шаг заложил основы советской экономической системы, а заодно и все проблемы, связанные с попытками ее трансформации в сторону рыночной экономики. Во-первых, борьба с собственностью на начальном этапе была доведена до борьбы с вещами вообще. Вещный мир советского человека был крайне мал. В ценностном плане идеалом существования стал человек, не обремененный собственностью и вещами и готовый в любой момент «по зову партии» поехать в любую точку Вселенной. Была предпринята попытка сформировать отношение к собственности как к «общенародной». Любой советский учебник по политической экономии социализма гласит, что фактически вся собственность на средства производства считается неделимым общественным достоянием, что открывает возможность планомерно управлять всем народным хозяйством из единого центра. Любые затраты, включенные в план, считаются общественно необходимыми. Основная масса ресурсов определяется путем фондирования. Товарно-денежные отношения, в том числе и кредит, рассматриваются как инструменты плана, а цена выступает как плановый норматив, предполагается, что плановость обеспечивает одновременно бескризисное поступательное развитие экономики и полную занятость, научно-технический прогресс и высокие темпы экономического роста. «Упор в стратегии экономического роста осуществлялся, в первую очередь, на тяжелую промышленность и в целом на производство средств производства, опережающее развитие которого возводится в ранг объективного закона. При этом легкая промышленность получает около 1 % всех централизованных капиталовложений, а доля промышленной продукции отраслей группы "Б" десятилетиями не поднималась выше У4, что не мешает говорить о подчинении всех хозяйственных деяний высшей цели повышения материального благосостояния и всестороннего развития людей. Просто более полная реализация этой цели постоянно отодвигается в будущее». Во-вторых, были заложены основы для формирования бюрократической элиты, способной распоряжаться собственностью, но никогда не владевшей собственностью. Отсутствие права владения при наличии права распоряжаться сформировало особый тип властного отношения к собственности, который может быть назван «безответственное распорядительство». Необходимо отметить, что отношение к собственности в России было весьма своеобразно и до становления советской экономической культуры. Новый хозяйственный порядок лишь проявил имеющуюся тенденцию. А именно: замечено, что люди, получившие высокие должности и прежде обладавшие устойчивыми моральными качествами, неукротимо скатывались к взяточничеству и «безответственному распорядительству» вверенной им собственностью, зная, что это грозит строгим наказанием. Беспощадную борьбу с этим явлением вели Петр I, Екатерина II и другие государственные деятели. Но, надо отметить, безуспешно. Если же собственность доставалась в наследство, то она, как правило, не увеличивалась, а проматывалась и прогуливалась ее новым обладателем. Если же не проматывалась, то шла на благотворительность. Врезультате в дореволюционное время сложилась ситуация, . когда любой купеческий род сходил на нет за 2-3 поколения. Что касается отношения дворян к собственности, то и они проявили ту же тенденцию отторжения от собственности. Так, в расцвете своего блеска дворянство в 1861 г. приняло всем известную крестьянскую реформу, после чего огромное число дворянских родов разорилось и сошло опять-таки на нет. Как только в России человек сталкивался с проблемой обладания собственностью, большей, чем ему было необходимо для жизни, то начинался процесс саморазрушения. Это характерно как для отдельно взятого индивидуума, так и для социальной группы. В-третьих, у основной массы населения страны сформировалось безучастное, незаинтересованное отношение к обладанию собственностью. Простой российский люд никогда не питал симпатий к обладателям какой-либо собственностью, и поэтому самосохранение требовало незаинтересованности в ней. Своеобразное отношение к собственности породило не менее своеобразные трудовые отношения. С конца 20-х гг. трудящийся не мог считаться наемным работником в строгом смысле этого слова. Советский гражданин был ограничен в выборе места приложения своего труда как по объективно экономическим, так и по правовым условиям. Тут можно вспомнить о прямом наследии крепостного права — паспортной системе с разрешительной пропиской, введенной в конце 1932 г. Поэтому трудящегося можно было считать как по социальному положению, так и по психологии скорее крепостным, чем наемным работником.
Заметим, что система сохранила все заложенные при ее основании социально-экономические отношения. Именно эти отношения лежали в основе попыток придать хоть какое-то экономическое содержание советской хозяйственной системе, а затем привели ее к трансформациям такого типа, который реализован в настоящее время. Для мотивации труда был взят ценностный постулат марксизма о том, что в новом обществе «производительный труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение». На этой основе была разработана теория трудового воспитания. Основоположник этой теории А. С. Макаренко писал: «И об успехе человека, о его ценности, о его моральной высоте, о его трудовом значении мы теперь судим не по его заработку, а судим по его общественному значению. К такому труду, к труду как моральной категории, а не как категории узкого расчета, мы должны готовить наших людей». Наряду с соответствующей системой воспитания начала складываться широкая система моральных стимулов к труду, соединенная с патерналистской политикой государства. Именно такое сочетание обеспечивало в дальнейшем (вплоть до 90-х гг.) устойчивую производительность труда. Систему мотивации, построенную на моральных стимулах, можно считать самым сильным достижением идеологии социализма. В основу нормативной культуры нового общества были положены идеалы преданности и верности социализму. Поскольку законодательные основы прошлого были отброшены, а новые еще только начали формироваться, то нормативная культура общества начала складываться на основе групповой морали членов партии, прошедших школу подпольной борьбы с прежним режимом. Можно отметить следующие особенности, заложенные этим фактом в нормативную культуру советского общества: ♦ ориентация не на Конституцию, закон или любой другой нормативный акт, а на властные распоряжения вышестоящего руководителя, не всегда даже оформленные в виде какого-либо документа; партийная ответственность за выполнение принятых решений и система партийных санкций за их невыполнение (вплоть до 1991 г. исключение из партии означало конец карьеры руководителя любого ранга); выделение особой нормативной культуры «партийно-хозяйственных руководителей», обладавших, как правило, большей информацией, и противопоставление ее нормативной культуре остального общества, что и придало в конце концов хозяйственным отношениям корпоративный, плановый характер. Вся эта ценностно-нормативная система начала реализовываться при создании советских организаций. Как уже отмечалось, поскольку производство носило не товарный, а вещный характер, то для обеспечения народного хозяйства той или иной вещью закреплялся ее единственный производитель — завод или фабрика, на которую назначался «красный директор»* — человек, имевший опыт партийной работы и пользовавшийся доверием «товарищей». * Надо отметить, что среди этих директоров было немало действительно талантливых менеджеров, способных организовать производство. В целях идеологического контроля за его деятельностью и помощи в управлении персоналом в каждую организацию численностью более 10 человек назначался освобожденный от другой работы парторг. Все вопросы в области управления персоналом решали эти два человека. В больших организациях ситуация дублировалась: начальник подчинялся вышестоящему начальнику, парторг по партийной линии — вышестоящему руководителю. Практически эта структура заложила основы управления персоналом на советских предприятиях. На начальном этапе было создано и мифологическое оформление социально-экономической системы. Все остальные поколения воспитывались уже на основе мифологии построения коммунистического общества. . В целом, завершая обзор начального этапа, можно отметить: ♦основы социально-экономических отношений нового общества были хорошо продуманы во всех своих деталях: разработана мифология — под нее создана система воспитания; воспитание, обучение и профессиональная подготовка реализовывались в социально-экономических институтах общества, отноше ♦такая тесная увязка всех основных элементов хозяйственной жизни общества ♦использование в качестве исходной идеи «построение бесклассового общества, в котором никто не владеет собственностью»,заложило на начальном этапе феномен «хозяйственной бюрократии», распоряжающейся, но не владеющей собственностью; эта же идея послужила основой для безразличного отношения к собственности основной массы населения и недоверия к любым реформам, связанным с изменением статуса собственности; в связи с тем, что партия, взявшая в руки власть, использовала систему тройных моральных стандартов (для руководителей партии, для членов партии и для всех остальных), то эта нормативная культура оказалась перенесенной и на хозяйственную деятельность, что привело к сосуществованию двух экономических культур — культуры партийно-хозяйственных руководителей и экономической культуры остального населения, построенной в основном на мифологии; созданная на начальном этапе модель управления персоналом на предприятиях воспроизводила в миниатюре ценностно-нормативную культуру хозяйственного управления в стране; были заложены генетические основы советских предприятий: предприятия создавались под выполнение определенной задачи и не имели каких-либо экономических критериев оценки их деятельности; предприятия играли важную роль в распределении властных функций в обществе, так как были последним звеном в цепи реализации экономической и политической власти и осуществляли патерналистскую функцию государства по отношению к населению. Как пишет В. Радаев, по мнению демократов, построенное в это время общество являлось административно-командной системой, «несущей в своем облике многие черты современного азиатского деспотизма» с всепрощающей государственной властью, ядро которой составляет подобие нового эксплуататорского класса — номенклатура или партократия: «Устанавливается жесткая иерархическая система управления. Эксплуатируемые производители лишены всякой хозяйственной самостоятельности и отчуждены фактически от любой собственности на средства производства. Сама рабочая сила обращена в собственность всемогущего государства. Распределение по труду является чистой декларацией. Господствует система, сочетающая уравниловку (при общей недоплате за труд внизу социальной лестницы) с должностными привилегиями наверху...» Данная система критикуется за «вопиющую неэффективность». Второй этап развития советской экономической культуры относится к периоду между 1928 и 1956 гг. Он характеризуется тем, что основные ценностные постулаты построения нового общества были институционализированы, т. е. были созданы основные институты, обеспечивающие функционирование социалистической экономики, и отработаны правила их взаимодействия. Структуры отделов ЦК КПСС, Совмина, Госплана и других организаций приобрели тот вид и то значение, которое сохранили с небольшими изменениями до 1991 г. К сожалению для происходящих сейчас трансформаций, все эти структуры взаимодействовали не на экономической (стоимостной) основе, а на основе администрирования, скорректированного на систему партийной ответственности. Ценности, выдвинутые на этапе создания новых социально-экономических отношений, были достигнуты: было создано социально однородное общество, в котором никто не владел собственностью, не получал доходов от собственности, не мог передать какую-либо собственность по наследству. Этот последний пункт, как оказалось, имел существенное значение для правящей элиты общества. Невозможность создать что-либо прочное в личностном плане заставляла людей, обладавших властью, постоянно искать какие-либо варианты сохранения достигнутых материальных возможностей; доведенная до совершенства идеология ценности труда на пользу общества, опирающаяся на хорошо разработанную систему трудового воспитания и сильную социотехнику моральных стимулов к труду (система правительственных наград, присвоения почетных званий и поощрений за результаты труда, во многом опередившая все, что считается достижениями в концепции «человеческих отношений» и японском менеджменте, вместе взятых), давала на этом этапе превосходный результат по производительности труда. Осуждение эгоистических мотивов к труду, этики «накопительства» и «приобретательства» вещей сделало проблему удовлетворения материальных потребностей человека не слишком сложной задачей — выпускалось расчетное количество вещей, способных удовлетворить заранее рассчитанный уровень потребления. В удовлетворении потребностей значительно больший акцент делался на патерналистской политике государства. Основными направлениями патерналистской политики государства были: бесплатное здравоохранение; бесплатное образование; гарантированная занятость; стабильность цен (возможность только их снижения). Патерналистская политика «работала» на мифологическую картину нового с:» щества, подтверждая тезис пропаганды о «самом справедливом обществе, в котор: л каждый получает по труду». Люди, прошедшие систему воспитания в советских школах и успевшие отраб i тать 5-6 лет в советских организациях до начала перестройки (а это практически б а население страны старше 40 лет), мало что смогут изменить в этой системе ценностей Самым уязвимым звеном системы на этапе ее расцвета была нормативная кули тура партийно-хозяйственногоуправления. Имея практически неограниченна право распоряжаться ресурсами от имени государства, бюрократия не прекращал попыток извлечь непосредственную выгоду из тех возможностей, которые дава.: занимаемое положение. В связи с этим была разработана чрезвычайно жестка система санкций, каравшая за использование служебного положения в лйчнья целях. Мы уже отмечали, что нормативная культура хозяйственного управления скидывалась на основе партийной морали, предполагавшей возможность разделен:!? нормативных культур. Реализация такого подхода означала разведение партийного (властного) и х: зяйственного управления. Очевидно, что полностью разделить управление не представлялось возможным — аппарат партийного управления пополнялся за счет хозяйственных руководителей. В связи с этим существовала постоянная угро:-: перехода от бюрократических к клановым, корпоративным, а при полном срасташгз и к мафиозным методам управления." Для предотвращения этой угрозы была разработана техника постоянной рбтацвя партийных руководителей, которая держала их «в форме» и не давала обрастать местными связями. Второй секретарь обкома партии в Ленинграде через два-трз года становился первым секретарем где-нибудь в Караганде. Это было норме i партийной жизни. Одновременно партийно-хозяйственное управление было объектом постоянн:-го контроля со стороны специальных органов (КГБ, партийный контроль, государственный контроль и пр.), которые осуществляли жесткую репрессивную политик по отношению к хозяйственным руководителям. Существование этой постояннс з угрозы было главным сдерживающим фактором, препятствовавшим переходу эк номики к корпоративным методам управления. Эта постоянная борьба практически не затрагивала массовую экономическу:? культуру. Более того, поскольку в силу идеологических постулатов партия всегтз выступала в роли «выразителя и защитника интересов рабочих и крестьян», то -любой советской организации обращение работника в партком с жалобой на рук: водителя означало серьезную угрозу для карьеры последнего. Таким образом, на этапе расцвета советской экономики хозяйственное управление существовало под двусторонним давлением: со стороны партийного и госудат -ственного контроля и со стороны персонала организаций, достаточно часто испол; -зовавшего парткомы в борьбе с администрацией. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |