Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 8 страница
В 1854 г. все беспоповские общины перестают существовать в качестве религиозных организаций. Александр II передает все богадельни, келью и кладбища старообрядцам поповского направления. Это акция уже не могла повлиять на дальнейшую предпринимательскую деятельность разбогатевших купцов-федосеевцев вне общин. Старообрядство поповского направления к концу XVIII в. уже представляло из себя легальную организацию. Московская группа являлась центром гигантской системы, протянувшей свои владения до крайних районов России. Имея обширные связи и огромные капиталы, данная община не пожалела сил, чтобы «устранить с дороги» конкурента в промышленно-торговой и духовной деятельности — старообрядцев другого духовного толка. Поповские купцы в основном занимались хлебной торговлей. Постоянные и связи с хлебородными общинами со всех краев России ставили москвичей, владельцев именитых таганских и рогожских капиталов, в известность о видах на урожай, о ценах на хлеб. Это давало возможность ранее всех других конкурентов производить закупки. В XIX в. рогожцы устанавливали свои цены на Московской и Нижегородской ярмарках на все важнейшие товары, их влияние чувствовалось даже в Иркутске, Бухаре и Хиве. В 30-х гг. XIX в. рогожцы организивали первые крупные мануфактуры, на которых работали крестьяне, выкупавшиеся на волю, снабженные рекрутскими квитанциями, освобождавшими от службы в армии. Особенно благоприятно складывались условия для экономической активности в старообрядческих общинах с 1861 г., после отмены крепостного права. Надо отметить, что борьба вокруг крестьянской реформы между дворянами и буржуазией закончилась победой последних благодаря усиленному нажиму именно со стороны разбогатевших старообрядцев. Масса освобожденных крестьян двинулась в раскол. В результате количество староверов стало неуклонно расти, пополняя заводы и фабрики купцов-старообрядцев. В 1863 г. количество старообрядцев в России достигло 8 млн человек, или Уб части всего православного населения. Другие источники приводят цифру в 13-14 млн сторонников старой веры. Существует несколько причин, согласно которым происходило перетекание православного населения в «старую» веру. Во-первых, «старая» вера была более близка и понятна русскому человеку, особенно крестьянину, по своему религиозному содержанию, адаптированному к язычеству. «Старая» вера не была окрашена политическим содержанием, как «новая», главной целью которой было поддержание самодержавия. Во-вторых, вступая в раскол, человек сам выбирал общину по интересам: поповскую, беспоповскую, аскетически-воздержанную или распущенную, более или менее магического толка. Таким образом, «старая» вера давала свободу выбора. В-третьих, «старая» вера предоставляла возможность для бедной части населения получить бесплатный кров, пищу и заботу. В-четвертых, «старая» вера избавляла человека от влияния государственной власти и способствовала раскрытию способностей человека. Достичь последнего в мире жесткой социальной регламентации, введенной Петром I, было очень трудно. Как пишет Н. М. Никольский, «"новая" вера должна была воспитывать... страх божий, вселять в сердца любовь к святой церкви и преданность царю и Отечеству». В-пятых, «новая» вера практически не занималась вопросом духовности народа. И, по утверждению князя Гагарина, «когда народ в вопросах веры предоставлен сам себе, он вынужден искать руководителей и духовных наставников и учителей». Таких духовных учителей народ находил именно в расколе. Попав в старообрядческую общину, человек оказывался в особой системе, которую сплачивал мощный стержень — единоверие. Одна вера помогала членам общины очень быстро достигать поставленных целей. Постоянное спасение от репрессий и стремление выжить выдвигало из рядов общины наиболее способных личностей, которым доверяли не только отправление культа, но и казну. Так появлялись купцы-миллионеры, которые обязаны были заботиться о благосостоянии своих единоверцев. Приходилось налаживать свое производство, сбыт товаров, торговые связи и связи с правительством. Вся эта деятельность выявляла в людях предпринимательские качества, которые впоследствии помогли им крупно обогатиться. Объединенные могучей ценностью — «старой» верой, эти предприниматели всегда приходили друг другу на помощь, выручая из самых неприятных ситуаций. Так сплачивался союз буржуазии и старообрядческой веры, который образовался в результате того, что «раскол обшарил всю Россию и, находя выдающихся из массы личностей, усваивал их себе, предоставлял в их распоряжение только торговлю и промысел, а люди сметливые и даровитые могли из этого сделать кое-что. Личности, выходившие из из ряда дюженных, обогащались торговлею и промыслом и, сильные связью, существовавшей во все времена между последователями раскола во всех частях России, скоро делались главными деятелями в русской коммерции». В результате исключительно тяжелого положения старообрядцев они вынуждены были различными методами уберегать свои общины от посягательств правительства и официальной церкви, что повлияло на развитие экономической активности до такой степени, что в течение XVIII и XIX вв. русская промышленность сосредоточилась в руках старообрядцев и продолжала пребывать у них до смены единоличного владения промышленными предприятиями акционерной формой собственности. Итак, мы выяснили, что именно «старая» вера способствовала развитию экономической активности в России. Среди отечественных исследователей распространено инение, что экономическая активность старообрядцев сыграла историческую роль огромной важности, а именно ту же миссию, что и протестантизм на Западе. Как известно, протестантизм явился двигателем социального прогресса, ибо именно это религиозное течение внедряло буржуазные отношения, разрушающие старые феодальные рамки общества, мешавшие прогрессивному развитию промышленности. Прежде всего необходимо отметить, что православие, по мнению большинства исследователей, «не имеет экономической концепции, так как основная цель его — попечение о спасении души, не имеет непосредственного отношения к экономике. Некоторые даже утверждают, что нет ничего более противоестественного, чем пользоваться понятием "православная экономика"». Мы уже отмечали, что старообрядчество, характеризующееся повышенной экономической активностью, совместило в себе языческие культы и приспособленные к ним православные. Произошло «наслоение нового на старое». Специальных обрядов, направленных на «освящение» экономической активности, православие не имело. Поэтому купечество выработало специфические языческог-православные обряды, которые к официальной религии отношения не имели. Вот некоторые из них. Русская церковь канонизировала отечественных святых Бориса и Глеба и стала праздновать день этих святых на второй день мая. Торговые люди постепенно преобразовали этот день в «Барыш-день», пользуясь тем, что никто не работал ни дома, ни в поле, — а значит, можно было праздно гулять на ярмарках. Сложилось даже поверье, что чем больше будет барыша от торговли в день св. Бориса, тем больше прибыли будет в течение всего года. Исследователь русских обычаев и праздников А.С. Петрушевич объясняет причину празднования дня барыша именно в день св. Бориса созвучием двух похожих по произношению, но совершенно разных по смыслу слов: Борис-барыш. При этом А. С. Петрушевич считает естественным для русского человека увязывать смысл какого-нибудь события с созвучным словом, имеющим часто совершенно иной смысл. Та же картина наблюдалась и с именем другой святой, Параскевы-Пятницы, чье имя празднуется 28-го октября. Эта святая, по сведениям И. П. Калининского, в простонародье приобрела почетное звание покровительницы торговли. Для русских не имело большого значения, что церковь назвала Параскеву Пятницей лишь потому, что она вознеслась на небеса в этот день недели. Об этом каноническом факте мало кто знал. Зато всем известно, что издревле на Руси проводились Пятницкие торги и ярмарки. В честь святой Параскевы-Пятницы народ праздновал девять торговых пятниц, которые следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Если раньше пятница посвящалась празднованию Живы, Фреи или Макоши — богинь плодородия и богатства, то с появлением православной святой сменились имена, а суть праздника осталась прежней. Вот что по поводу пятницы написано в Церковном словаре: «Сей день... в пост для воспоминания страстей и распятия на кресте Господа Иисуса. Но простолюдины пяток называют пятницей, суеверно почитают мученицу Параскеву... что с греческого означает по-славянски пяток... Сие заблуждение яко слову Божию противно...» Чествовали святую Параскеву-Пятницу следующим образом: «Приносили в церковь для освящения разного рода плоды, приношения эти потом хранились в домах как священные предметы до следующего года. Иконы убирались лентами, цветами и травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важных церемониях... На всех городских торжищах ставилась икона св. Параскевы-Пятницы». Глубоко почитался у торговых людей св. Николай Чудотворец, чье имя празднуется церковью в шестой день декабря. К нему обращались за помощью в бедах и несчастиях. Он помогал в разрешении самых трудных проблем. Он же являлся хранителем на водах, поэтому купцы всегда имели икону этого святого на палубе и в случае опасности умоляли ее о помощи. Кроме того,, день празднования Николая Чудотворца совпал с днем, который служил сроком для разного рода сделок, платежей и хозяйственных договоров. Так и повелось, что в обязанности святого стал входить контроль за ходом хозяйственных договоров. Так как православная церковь не имела в арсенале святых, покровительствующих предпринимательству, и молитв, способствующих успеху данной деятельности, то купечество вынуждено было само присваивать эти функции некоторым святым и придумывать различные заговоры, компенсирующие отсутствие специальных молитв. Купцы пользовались для этих целей специальными заговорами, где упоминали имя св. Архангела Михаила. На всякий случай, если св. Архангел Михаил не услышит заговора, совершался наговор на мед, в данном случае ответственность за благополучие торговли переносилась на пчел, которые роятся, ощутимы и видимы. Поэтому пользовались этим наговором с большой охотой. Для исполнения данной процедуры приходилось идти к колдунье, которая наговаривала на мед: «Как пчелы роятся, так бы к (имя купца) покупатели для его товару сходились». Потом этим наговоренным медом купец должен был умываться. В результате русские предприниматели пользовались специальными религиозными обрядами, не имеющими отношения к официальной церкви, но использующими элементы православных культов. Православная церковь считала это суеверием, но особо не противилась данному факту и пошла на ряд уступок, приспособив свой праздничный календарь к языческому. Это видоизменило древние обряды, придав им христианскую форму. Так, новогодние празднества и Святки приурочивались к Рождеству и Крещению, день бога Ярилы слился с днем Троицы, день Перуна стал днем Ильи Пророка, Велеса — днем св. Власия и т. д. Это привело к тому, что русский народ после правительственных указов, обязывающих посещать церковь, стал праздновать двойные праздники. Так, придя в церковь на день Иоанна Предтечи и со смирением выслушав церковную службу, народ шел домой и по старым обрядам с обязательным застольем, хмельными напитками и игрищами отмечал день Купалы. Та же картина наблюдалась при праздновании остальных церковных дат. Надо полагать, что и купечество следовало этой традиции. Православную веру русский народ принял по-своему, преобразив в народное христианство, «где православие слилось с древними верованиями, пропиталось ими и превратилось в двоеверие». Старообрядчество отличалось тем, что оберегало в себе это двоеверие особенно тщательно, ибо оно должно было защищать свою веру одновременно и от православной церкви, и от правительства. В результате предпринимательство в России практически до конца XIX в. являлось носителем языческо-православной религии, имеющей характерные черты идеологии двоеверия. Период с середины XVIII до конца XIX в. характеризуют следующие особенности: экономическая активность развивалась исключительно среди держателей «старой» веры; экономическая активность развивалась во всех раскольничьих общинах независимо от своеобразия «старой» веры; экономическая активность явилась одним из факторов сохранения старообрядческих общин от поглощения чуждой «новой» верой и от посягательств правительства; предпринимательские капиталы образовывались в общинах различными путями, в зависимости от оттенка «старой» веры: путем торгово-сбытовых операций, путем «пророчества» и обмана интересующегося экзотической мистикой населения, путем вложения капиталов в промышленные предприятия; к середине XIX в. два направления старообрядчества: поповское и беспоповское, представляли из себя двух довольно могучих предпринимательских конкурентов. Более жизнеспособные поповцы «поглотили» не успевших обзавестись политическими связями беспоповцев и стали безраздельными хозяевами российского рынка; промышленное предпринимательство староббрядцев тормозилось феодальными рамками крепостного права, в результате купечество прогрессивно проявило себя на пути свержения старых феодальных отношений и формирования новых, капиталистических; старообрядческие общины выделили из своей среды людей, способных к предпринимательской деятельности, обеспечивающей жизнеспособность этих общин в социуме. На этих людей ложилась ответственность не только за добывание денег на хлеб насущный, но и, как правило, они же являлись духовными лидерами всех членов своей общины; старообрядчество вырастило целую плеяду знаменитых купцов-миллионеров; ♦ старообрядчество совместило в себе языческие и приспособленные к ним православные культы; результатом такого совмещения явилось формирование специфических языческо-православных обрядов и верований, которыми пользовались предприниматели, несмотря на то, что к православию они не имели никакого отношения. После отмены крепостного права в 1861 г. правительство создает условия, препятствующие экономической активности купечества. В результате узкие рамки двоеверного старообрядческого предпринимательства были вынуждены раздвинуться и вобрать в себя как православное вероисповедание дворянства, так и язычество крестьян. К концу XIX в. многие купцы уже практически оторвались от старообрядческих общин. Им приходилось постоянно поддерживать связи с правительственными чинами и дворянскими фамилиями, которые имели православное вероисповедание. В предпринимательской среде происходило смещение религиозной веры в сторону православия. Необходимо отметить, что у аристократии способ осмысления мира тяготел к православию, у крестьян — к язычеству. Купечество, составляющее наибольшую часть предпринимателей в общем предпринимательском социуме данного периода, находилось по мировоззренческим позициям где-то между православием и язычеством. При этом проявляющий экономическую активность аристократ мог бы утверждать: «Я существую для того, чтобы служить Богу, а следовательно, его помазаннику — императору во имя личного спасения». Экономически активный представитель крестьянства мог бы утверждать следующее: «Я существую для того, чтобы достигать своих целей и просто выживать с помощью сверхъестественных сил». Купец мог утверждать и то и другое в зависимости от обстоятельств. Схематично это можно представить следующим образом . Итак, начиная с конца XIX в. происходит обогащение сознания экономически активного населения православными духовными тенденциями. Как известно, христианство возникло как религия нищих и рабов и явилось вполне прогрессивной идеологией I—IV вв. Его основной целью было решение нравственных проблем, общих для всех — и богатых, и нищих, и обездоленных. Экономические проблемы, как мы уже указывали выше, данную религию не занимали. Особенность православного направления в христианстве заключается в том, что оно пронесло через многие века в первоначальном виде основные постулаты христианства, практически не адаптировав их к текущей исторической обстановке. Рис. 2.2. Мировоззренческие позиции купечества
Можно предположить, что православие, базирующееся, по словам религиозного философа В. С. Соловьева, «исключительно на определениях и формулах VII и VIII вв., как будто с тех пор ничего не произошло»,63 рассматривало основные экономические категории (собственность, богатство, прибыль) с точки зрения праведности или неправедности их возникновения. Основной целью собственника, как и всех остальных, являлось спасение души от ада. Для этого существовали богоугодные неимущие, на которых можно было потратить свое богатство и, став перед смертью нищим, т. е. богоугодным, войти без помех в Царство Божие. При этом любая деятельность, в том числе и предпринимательская, должна была быть построена на любви к ближнему, незлобивости и терпимости, что позволит объединиться вокруг Бога. Последняя православная идея получила в начале XX в. особое название — соборность. Нужно отметить слабый интерес православной церкови к бурным социальным процессам конца XIX в., в частности к появлению новых слоев населения, таких как рабочие и буржуазия, и более прогрессивных видов предпринимательства — промышленного и финансового. В результате государственная религия утрачивала роль регулятора общественного поведения. Даже бурный расцвет материалистической философии, возникшей в результате становления России на путь капитализма, не отразился в богословских трудах. Православие по-прежнему отвергало все земное и так же примитивно истолковывало мифы и притчи о богатых и бедных. Нарождающиеся промышленники, нуждающиеся в духовном руководстве, обращались к православным первоисточникам и находили в них советы с «мертвящим догматизмом». Православие, по мнению известных религиозных философов Л. С. Чаадаева, А. С. Хомякова и В. С. Соловьева, стало духовным тормозом на пути развития экономической активности. Оно поддерживало чисто русские национальные черты характера — следование традициям, пусть даже догматическим; поддержание коллективизма посредством духовной соборности и магического мировоззрения; веру в судьбоносность явлений и непротивление злу, перекладывание ответственности за происходящее на Бога, царя, барина и т. д. Приняв за духовное руководство к действию православие, русские предприниматели проявили неадекватное отношение к своей собственности. Эта неадекватность выражалась в отказе от «святости» своей собственности и в погруженности в чувство вины перед богоугодными неимущими. Такая идеология вызвала на редкость щедрое проявление благотворительности в предпринимательской среде, усугубившее русское нищелю-бие. Выход из создавшегося положения В. С. Соловьев видел в «соединении» православия с актуальными запросами общества. Необходимо было в новом свете рассмотреть высшие религиозные ценности, погрузиться «в пучину вещных интересов», как это в свое время сделал католицизм. Итак, нарождающийся капитализм в России имел в своем духовном арсенале православный догмат о богоизбранности нищих, в то время как западные предприниматели руководствовались к действию постулатом о богоизбранности богатых; православие утверждало, что спасутся только те, у кого отсутствует собственность, т. е. неимущие, а протестантизм опирался на постулат о спасении тех, у кого «тугой кошелек». Критерии богоугодности, т. е. очевидного факта спасения души человека, с точки зрения католицизма (протестантского направления) и православия можно отразить в табл. 2.3.
Необходимо отметить, что российская буржуазия, имеющая в конце XIX—начале XX в. в основном православно-языческое мировоззрение, была окружена народной массой, имеющей скрытую за внешним христианским обрядоверием языческую сущность. Подтверждает эту мысль о религиозном сознании русского народа Н. А. Бердяев, который пишет, что в начале XX в. «русский народ в массе ленив в религиозном восхождении, его религиозность равнинная... почва натуралистическая, быт еще языческий». Как известно, язычество опирается на магическое мировоззрение. Как утверждает Н. А. Бердяев, «в темной русской стихии... есть вечные мистические реакции против всякой культуры, против всякого личностного начала, против прав и досто'инств личности, против всяких ценностей. Эта погруженность в стихию русской земли... не совместима ни с какой культурой ценностей, ни с каким самосознанием личности». Выделяющаяся на фоне общей языческой народной массы православно-языческая буржуазия представляла собой объект, вызывающий недовольство, зависть и агрессию. Ибо магия, неотделимая от патриархальности и совместного (общинного) ведения хозяйства, по утверждению М. Вебера, не терпит ничего выделяющегося на общем фоне, «она равносильна рутине в области техники и экономики; она является одним из главных препятствий для рационального развития экономики и тормозит универсальное стремление к наживе». В результате духовным тормозом на пути развития российского предпринимательства явились не только консервативные православные догматы, но и общее языческое мировоззрение народной массы, окружающей предпринимателей. Период с конца XIX в. по 1917 г. имел следующие особенности: внедрение в предпринимательское сословие представителей аристократии, а также отрыв купечества от членов старообрядческих общин по имущественному положению и социальной иерархии; смещение религиозной веры предпринимательского социума от языческо-православной к православно-языческой вере; православные догматы, которыми стати руководствоваться в своей деятельности предприниматели, нацеливали на спасение души от вечных посмертных страданий; любые «земные» вопросы толковались православием только с позиции спасения души, регулированием хозяйственных, экономических и социальных процессов данная идеология не занималась; в принципе православие не запрещало заниматься предпринимательством, получать прибыль и иметь собственность, главное, чтобы человек соблюдал праведное поведение; концепция праведного поведения нацеливала предпринимателей использовать прибыль от результатов деятельности не на личное потребление, а для поддержания жизни неимущих, т. е. богоугодных людей; если прибыль превращалась в собственность, которая способствовала жизни в роскоши, то предполагалось, что предприниматель не спасет душу. Православие толковало древние первоисточники в их первозданном виде, не адаптировав к текущей ситуации, что явилось духовным тормозом на пути капиталистического развития России: догматическая православная концепция о богоугодности неимущих, коренившаяся в первоисточниках религии нищих и рабов, привела к неадекватному отношению предпринимателей к своей собственности. Это выразилось в отказе от «святости» собственности, вызвало чувство неполноценности и вины перед неимущими, отказ от активных действий по защите своего имущества, ибо виноватый и неполноценный не может защищаться; нацеливание предпринимателей со стороны православия на неадекватно щедрую благотворительность способствовало пассивному пребыванию в нищете богоугодных неимущих; православие поддерживало русские национальные черты характера, не способствующие развитию экономической активности: следование догматическим традициям, нищелюбие, коллективизм, магическое мировоззрение, непротивление злу, перекладывание ответственности за происходящее на Бога, барина, общину и т. д.; православие явилось одним из факторов, приведших к нежизнеспособности российского предпринимательства; языческое сознание окружающей буржуазию народной массы, сопутствующее общинному ведению хозяйства, также тормозило развитие предпринимательства, ибо оно способствовало выделению людей из общей массы, что вызывало зависть, агрессию и недовольство. Период с 1917 г. является переходным от православно-языческого к атеистическому мировоззрению. В этот исторический период параллельно с уничтожением буржуазии как чуждого класса, несовместимого со строительством нового социалистического государства рабочих и крестьян, происходило искоренение института православия. Светлое будущее коммунизма, по мнению нового правительства, было несовместимо ни с какой религией, в том числе и с православием. По данным А. Краснова-Левитана, к 1941 г. осталось по всей стране всего сто церквей. Для примера, в 1917 г. только в Петрограде функционировало 96 часовен, церквей, храмов и подворий. В 1924 г. их осталось всего семь, остальные были закрыты, снесены и порушены. Особо жестоким репрессиям подвергся православный клир в период с 1937 по 1939 г., во времена «ежовщины». Как выяснилось в результате переписи населения 1937 г., более 50 % населения оказались верующими. Из 124 епископов в живых осталось только четверо, из 400 иерархов уничтожено было 390, репрессиям подверглись 280 архиереев. В Ленинграде из 50 священников остались 8 на пять действующих церквей. Рассмотрение развития советской экономической культуры, частично разрушившей этику православия и создавшей советскую этику, заслуживает особого внимания. А сейчас перейдем к рассмотрению этики протестантизма.
2.5. Психология хозяйственной деятельности, основанная на этике протестантизма - В чем и почему исторические судьбы западноевропейских стран отличались от судеб стран Востока и юго-востока Европы? Практически в любой экономической, социологической, психологической или обобщенной работе утверждается органическая связь особенностей православия и стран «византийского содружества» и «латинской традиции» со спецификой Запада. Католическая церковь до XV в. проповедовала следующее суждение: «Купец может действовать безупречно, но не может быть угодным Богу». В ходе Реформации XVI в. были сформулированы принципы развития и предложены средства мотивации массовой предпринимательской деятельности. Новые религиозные идеи выразились в протестантизме, выступившем с разрушением основополагающих церковных догматов. В частности, данное христианское направление сделало упор на созидательной мирской деятельности как сфере, где проявляется идущее от Бога предопределение к спасению души. Был видвинут новый постулат о том, что спасение получают люди не по заслугам, а в безусловном предопределении. То есть человек рождается или избранным Богом к спасению, или нет, независимо от его воли. Предназначенные к спасению составляют небольшую группу людей. Критерием того, избран ли кто-либо к спасению, по утверждению М. Вебера, является земной успех. В период зарождения капитализма лучшим способом проявить свое личное право на спасение стало достижение успеха в бизнесе и приумножении своего капитала. Новая религия утверждала, что чем больше у предпринимателя денег, тем больше может быть уверенности в своей избранности. Таким образом реформированное христианство в его капиталистической ветви было приспособлено к комфортабельному земному существованию и стало главным двигателем капиталистического предпринимательства. М. Вебер стремился доказать появление и развитие в Европе образа жизни, поведения и деятельности, основанных на типично западном рационализме, который, в свою очередь, был тесно связан с экономической организацией, основанной на формально свободном труде, с «аскетизмом в миру», с идеей о «профессиональном долге», с наукой и рациональными формами искусства. В начале XX в. он разработал концепцию этики предпринимательства. Основные принципы данной концепции отражены в его базисных трудах.66 М. Вебер заметил весьма тесную связь между религиозной идеологией и хозяйственной этикой во всех странах мира, при этом каждая из мировых религий является выражением интересов определенного общественного слоя. Каждому общественному слою исторически соответствует определенная религиозная идеология, которая, в свою очередь, оказывает сильнейшее влияние на хозяйственную этику общественного слоя. Под хозяйственной этикой М. Вебер понимал приемы, методы и нормы хозяйствования. Так на чем же основывать эту этику, если не на религиозной идеологии? Еще С. Н. Булгаков в «Философии хозяйства» отмечал сакральный смысл хозяйственной деятельности, который существовал и будет существовать. Булгаков пишет, что «хозяйство было бы невозможно и непонятно вне предположения о том, что существует такой трансцендентальный носитель хозяйственной функции, вно Субъективной предпосылкой для возникновения современного капитализма (объективной предпосылкой явилось первоначальное накопление капитала), по мнению М. Вебера, явилось христианство, в частности протестантизм. |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |