Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 10 страница
По сравнению с начальным этапом была усовершенствована и система упрат- -ления предприятиями и организациями по всей стране, просуществовавшая до 1991 г. Поскольку все народное хозяйство управлялось из единого центра (ЦК КПСС), то каждое предприятие (входившее в какую-либо отрасль: энергетику, радиоэлектронику, транспорт и т. д.) было представлено в ЦК КПСС соответствующим отраслевым отделом. Отраслевой отдел ЦК КПСС совместно с руководством отраслевого министерства подбирал, назначал и сменял высший управленческий персонал на всех предприятиях. С учетом местных условий кандидатура руководителя согласовывалась с местным обкомом КПСС. Во всех остальных вопросах, связанных с управлением персоналом, ситуация дублировалась: отдел в министерстве — отдел на предприятии. Плановый отдел предприятия получал из планового отдела министерства разбитое по годам задание на производство какого-либо изделия на пять лет вперед. Под это задание планировалась численность персонала и соответствующий фонд заработной платы. Естественной обратной стороной процесса планирования была способность экономики только к экстенсивному развитию. В данном случае это выражалось в стремлении предприятий увеличивать численность работающих и соответственно фонд заработной платы. Процесс «раздувания» численности персонала на предприятиях поддерживался и патерналистской политикой «гарантированной занятости», которая контролировалась местными партийными органами. За правильность своей деятельности плановый отдел предприятия нес ответственность перед плановым отделом министерства. ' Отдел труда и заработной платы министерства распределял фонд оплаты между предприятиями министерства и контролировал в этих вопросах соответствующие отделы предприятий. Стимулирующая функция оплаты труда в данной ситуации практически не работала. Единственной возможностью для работника повысить оплату труда было повышение квалификации. Такое повышение отдел труда и заработной платы строго контролировал. В результате часто создавалась ситуация, при которой работник, реально обладавший более высокой квалификацией, вынужден был ждать разрешения повысить разряд. Такое ожидание могло продолжаться и год, и три. Отдел кадров, как правило, самый небольшой по численности, никакого прямого отношения к управлению персоналом предприятий не имел. Он исполнял административную функцию контроля за правильным заполнением документов, связанных с приемом, увольнением и продвижением персонала. Главным таким документом была (и остается сейчас) «Трудовая книжка», в которой делаются все записи, связанные с трудовой деятельностью человека. Профессиональный союз, провозглашенный официальной пропагандой «школой коммунизма», не защищал интересы рабочего класса, так как этим занималась компартия. Роль профсоюза была сведена к управлению социальной инфраструктурой, создаваемой министерством и предприятиями. Поскольку значительная часть патерналистской политики государства осуществлялась через профсоюз (лечение, отдых, организация досуга, отдых детей и т. д.), то каждый отраслевой профсоюз распоряжался соответствующими учреждениями и организациями. Существовала достаточно сложная и не представляющая в настоящее время интереса система распределения социальных благ между предприятиями министерства и персоналом внутри предприятия. С позиций управления персоналом интерес представляет только то обстоятельство, что использование концепции «человеческих ресурсов» в управлении персоналом предполагает заботу фирмы о моральном и физическом состоянии персонала, т. е. именно то, что существовало на советских предприятиях. Правда, не на экономической, а на идеологической основе. В целом все, что относится в настоящее время к проблеме управления персоналом предприятий, достаточно успешно решалось взаимодействием перечисленных служб между собой и соответствующими отделами министерства. Управление кадрами выглядело как жесткая система нормативно-административного регулирования. Большую роль в этом играло не столько трудовое законодательство, сколько разветвленная система подзаконных нормативных актов, а также рекомендации разного уровня. Постановления Совета Министров СССР (часто совместно с ЦК КПСС), постановления и разъяснения Госкомтруда СССР (принимавшиеся, как правило, вместе с ВЦ СПС), аналогичные акты республиканского уровня, ведомственные инструкции и т. д. определяли размер тарифных ставок и окладов, предписывали нормы и правила охраны труда, диктовали принципы премирования работников, устанавливали задания по сокращению ручного труда, внедрению основ научной организации труда и т. д. Администрации предприятий оставалось лишь применять готовые нормы и правила к конкретным условиям. Элементом этой системы было тесное сращивание структур государственного управления, работодателя (администрации государственных предприятий) и профсоюзов. Построенные по единому ведомственному принципу все они к тому же находились под тотальным руководством и контролем со стороны КПСС. Каждый из «отраслевых» профсоюзов соответствовал министерству или группе министерств, находясь вместе с ними под надзором одноименного отраслевого отдела ЦК КПСС, и объединял в своих рядах всех работников, подчиненных ведомству предприятий и организаций, — от уборщицы до министра. Все работники были включены в жесткую иерархическую систему административного подчинения, но взамен им обеспечивалась определенная социальная стабильность. Во всяком случае, пока они соблюдали правила игры. Иначе говоря, система характеризовалась не только административным подчинением, но и значительным элементом государственного патернализма.80 Такого типа трудовые отношения Л. Гордон назвал «односторонне командные».81 Следует отметить, что мы анализируем только «чистый» вариант существования планово-административной экономики на идеологической основе. Идеология предполагает веру людей в те ценности, которые им предложены, исключает критический подход и оценку, а тем более официально разрешенное инакомыслие. Критики системы всегда будут утверждать, что это было общество, построенное на страхе и репрессиях. Как мы уже отмечали, мы не согласны с данной позицией, но и сбрасывать ее со счета также нельзя. Нельзя не отметить, что на всех предприятиях существовала система контроля за поведением персонала, носившая главным образом идеологический характер. С сегодняшних позиций очевидно, что скреплявшая все это здание мифологическая картина общества была его основой. Система воспитания, ориентированная соответствующим образом, достаточно успешно справлялась со своей задачей, формируя мировоззрение на основе ценностей социалистического общества. Одним из ее краеугольных камней была вера в безошибочность и правильность управления обществом. Авторитаризм периода расцвета держался на вере людей в то, что они строят новое, более справедливое общество, а те, кто управляют, знают, как это нужно делать. Такая вера была основной частью мифологии, начинавшейся с изучения единственно верной, все объясняющей теории исторического материализма и заканчивавшейся решениями последнего съезда партии. Естественно, что все изложенное в мифе воспринималось как реальность. Как отмечал А. Ф. Лосев, миф не является ни выдумкой, ни фикцией. Миф есть реальность, ибо, воздействуя на реальность, он создает новую, собственную реальность. «Нужно быть до последней степени близоруким в науке, просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть... наивысшая интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это не выдумка, но — наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола». С другой стороны, мифологическая картина мира не выдерживает критики — такова психологическая природа мифа. Герои мифа не могут «ошибаться» и принимать неверные решения. В связи с этим начало этапа деградации имеет точную дату — 1956 г., XX съезд КПСС, доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». С этого момента начинается деградация системы ценностей советского общества. Если прослеживать влияние этого момента на ход сегодняшних экономических трансформаций, то можно отметить, что он разделил общество на три поколения: поколение, не принявшее изменений в системе ценностей и сохранившее в неприкосновенности мифологическую картину мира (как правило, это люди, которым в настоящее время за семьдесят лет, составляющие самый значительный процент участвующего в выборах населения); поколение так называемых «шестидесятников», не прекращавшее попыток «подлатать» миф о построении нового общества, включить в социалистическую хозяйственную систему такие понятия, как «экономические интересы» (при отсутствии экономики), «чувство хозяина» (при отсутствии собственности), «хозяйственный расчет» (при неработающих стоимостных измерителях) и т. д. Это поколение выступило основным идеологом необходимости трансформации планово-административной экономики и до сих пор сохраняет веру в возможность перехода от социалистической к «социально ориентированной экономике»; поколение, воспитывавшееся в 60-е и 70-е гг., люди с так называемым «двойным сознанием», отделившие реальность от мифологической картины, знающие, что происходит «на самом деле» и что об этом «необходимо говорить», т. е. поколение, непосредственно участвующее в трансформациях 90-х гг. и получившее максимальные выгоды в ходе трансформаций. Впрочем, наличие двойных поведенческих стандартов или двойной системы ценностей отмечают все исследователи феномена «советского человека».83 Одновременно с дискредитацией системы ценностей была произведена и подмена методов построения коммунистического общества. Произошло смещение акцентов из идеологической области в область хозяйственную. Такой переход имел следующие негативные (естественно, для сложившейся экономической культуры) последствия: во-первых, стремление к материальному благополучию из официально осуждаемой стало позитивной ценностью, а это означало для многих людей появление новых интересов и новых областей для применения сил; во-вторых, появилась прямая зависимость между финансированием той или иной отрасли из государственного бюджета и включением ее в программу партии как «крайне важного для построения коммунизма направления развития». Это означало появление корпоративно-отраслевых интересов в системе управления и принятия решений на самом высоком хозяйственном уровне. Кроме социальных это решение имело и чисто экономические последствия. На распределение ресурсов помимо идеологических стали влиять и корпоративные интересы, что в конце концов и привело к таким диспропорциям в распределении ресурсов, исправление которых равнозначно созданию новой экономики. Одновременно с изменениями в системе ценностей и приоритетов произошли изменения и в нормативных правилах регулирования хозяйственной деятельности. Авторы первых двух исследований о советской номенклатуре, М. Восленский, В. Кузнецов, А. Ваксберг, считали, что номенклатура формировалась в условиях разрыва между официальной идеологией и практикой общественной жизни, что постепенно сформировало облик типичного представителя номенклатуры — человека поверхностно и однобоко образованного, лицемерного, эгоистичного, с размытыми нравственными установками. У истинного номенклатурщика отсутствовало уважение к закону — он знал, что советские законы или были формальными, показушными, или предназначались только для простых смертных. Пока он соблюдал негласные правила игры, единые для всех членов правящей верхушки, его положение в иерархии оставалось прочным. Высшей ценностной установкой номенклатурщиков была карьера. Истинный талант состоял не в профессионализме, а в умении угодить начальству и в то же время «подсидеть» своего непосредственного начальника, чтобы занять его место. Такого рода людям, как правило, были чужды понятия интересов народа, страны в целом. Они бездумно поддерживали любые предложения руководства, не умели мыслить глобально, в терминах всеобщего блага. Единственное, что их занимало, — это личный интерес, возможность использовать любую удобную ситуацию для продвижения наверх. Верные ленинскому «сначала взять власть в свои руки, а затем использовать ее по своему разумению», они готовы были сохранять лояльность своему классу до тех пор, пока это было выгодно им лично. Данные черты советской номенклатуры ослабляли ее сплоченность и создавали благоприятные условия для развертывания внутригрупповой борьбы за доступ к верхушке властной пирамиды. В то же самое время пассивность населения препятствовала номенклатурным инстинктам.84,85,86 Как мы уже отмечали, на этапе создания советской экономики эта этика предполагала разведение хозяйственного и партийного управления, которое можно было реализовать только при условии жесткого идеологического контроля. Снятие такого контроля могло означать начало этапа срастания хозяйственного и политическо- го, властного управления, т. е. переход от бюрократических к мафиозным способам регулирования. Процесс «размывания» бюрократической этики самое существенное влияние оказал на экономическую культуру только на уровне партийно-хозяйственного управления. Прежде всего это отразилось на плановой системе принятия и исполнения хозяйственных решений,, так как за этими решениями всегда стояла мощная система идеологических и административных санкций. Без такого механизма плановое регулирование экономики просто невозможно реализовать. План был экономическим стержнем системы. Постепенное ослабление санкций сделало возможным процесс «согласования» и «корректировки» плановых решений, т. е. плановое регулирование также стало объектом корпоративно-мафиозной игры. На уровне массовой экономической культуры начался длительный процесс размывания моральных ценностей эпохи социализма. Как мы уже отмечали, начиная с 60-х гг. и вплоть до этапа гласности и перестройки система воспитания начинает формировать людей с «двойным сознанием». Миф, лишенный веры, становится фантомом. Необходимо делать вид, что эта вера имеется, и играть по сохранившимся правилам — поскольку новых правил нет, так как нет новой системы ценностей. Особенно сильное влияние данный процесс оказал на мотивацию труда. Как мы уже отмечали, на этапе расцвета советской экономики мотивация к труду держалась в основном на системе воспитания и идеологических ценностях социализма. С кризисом системы ценностей начинаются попытки сочетать идеологические и экономические методы мотивации труда. Сразу отметим, что такое сочетание в принципе невозможно. Нельзя оценивать советскую систему хозяйствования, исходя из экономических критериев. Достаточно упомянуть тот факт, что в развитых странах производителю в форме заработка возвращается от 45 до 60 % вновь созданной стоимости, в то время как в СССР — от 4 до 6 %. Эта цифра не означает, что кто-либо обогащался за счет эксплуатации рабочих. Государство недоплачивало всем, создавая принципиально новый тип мотивации и отношения к труду. В этой системе мотивации эффективно работали такие мотивы, как «патриотизм», построенный на преданности работника своему делу, коллективу, стране, уверенности в необходимости изготавливаемого продукта «народному хозяйству». Этот тип мотивации был характерен для эпохи расцвета советской экономики. С размыванием системы ценностей и нормативной культурьи^оциализма появляется и начинает приобретать все большее значение «инструментальная» мотивация — труд начинает рассматриваться работником как источник различного рода благ (зарплаты, жилья, мест в детских садах, дачных участков, дефицитных товаров и прочих благ, которые выступают в качестве вознаграждения за труд). Инструментально ориентированного работника интересует почти исключительно цена, которую можно получить за ту или иную работу. Такая переориентация отношения работников к труду начала происходить примерно с середины 60-х гг. (после косыгинской реформы). В это время с формальной точки зрения администрация предприятий не имела свободы действий в определении условий труда, будучи включенной в жесткую командную систему. Однако в реальности директор стал обладать возможностями предоставления своим работникам дополнительных социальных благ. Естественно, данные блага и их распределение были мощнейшим средством манипулирования работниками. Умелый и умный директор без особого труда мог играть роль «отца-командира» или «доброго барина», опекающего подчиненных. Но горе было тому работнику, который пытался «искать правду». На основе связки директор-профсоюзный кемитет формировался местный корпоративный патернализм. «Односторонне командные» трудовые отношения дополнялись «административно-корпоративным патернализмом». С переходом к этому типу мотивации появляется процесс «текучести» кадров, продолжавшийся вплоть до 90-х гг. и серьезно «раскачивавший» советскую систему оплаты труда. В основе этого процесса лежала возможность работника переходить на другое место работы с более высокой оплатой труда. Как правило, такой переход был связан с формальным повышением квалификационного разряда работника, так как такое повышение было единственным официально разрешенным способом повышения зарплаты конкретному работнику при сохранении общего фонда оплаты труда. Эти три типа мотивации носят позитивный характер в том смысле, что ценности, связанные с самим трудом или получаемые'в обмен на него, способствуют активному и эффективному трудовому поведению работников. Однако тридцатилетний процесс деградации системы и те негативные (с экономических позиций) моменты, которые были заложены при ее создании, привели к массовому распространению так называемого «люмпенизированного работника».88 К числу негативных моментов, заложенных в систему при ее создании, можно отнести разрушение социальной и профессиональной структуры общества и постоянную борьбу с любыми формами самостоятельной и экономической активности населения, завершившуюся в начале 30-х гг. единственной возможной формой экономической активности — работой по найму у государства. Второй негативный момент — административно-командная система управления и созданная ею система государственного патернализма, в отличие, к примеру, от японского, никак не может рассматриваться как составляющий или дополняющий элемент системы рыночных отношений, служащих повышению эффективности производства. Основная черта советского патернализма — это обмен «заданной трудовой активности работника на возможность удовлетворения лимитированных жизнеобеспечивающих потребностей» Причем в силу перечисленных выше причин увеличение трудовой активности работника не влечет за собой адекватного увеличения приобретаемых материальных благ, количество которых заранее предопределено фондом оплаты, социальной инфраструктурой предприятия и планово-административной системой изготовления определенного количества вещей. При таком патернализме работник связывает возможность удовлетворения своих потребностей не со своей трудовой активностью, а со своей статусно-ролевой позицией, отражающей степень его конформности. Такой работник не только не знает реальной стоимости своей рабочей силы, но и не хочет ее узнать, стремясь любой ценой удержаться на своем рабочем месте на предприятии.* * Последнее стало особенно очевидным после 1993 г. Люди продолжали выходить на работу при отсутствии работы и зарплаты. Можно считать, что к началу реальных трансформаций социально-экономических отношений эпохи социализма «люмпенизированный работник» составлял большинство в советских организациях. По предварительным оценкам, общая численность люмпенизированных среди работников промышленности составила 50-60 %, в том числе среди рабочих — около 50 %, среди специалистов предприятий, отраслевых НИИ и КБ — до 70 %, среди руководителей — 25-30 %. Основные черты поведения такого работника: отсутствие какой-либо активности по своей инициативе и негативное отношение к активности других; низкая ответственность и стремление уклониться от любого дела, требующего личной ответственности; рестрикционизм, постоянное стремление минимизировать свои трудовые усилия, отсюда необходимость постоянного контроля за работой и привычка работать только при наличии контроля; как правило, такой работник имеет среднюю квалификацию и не стремится ее повышать; его больше всего устраивает система уравнительного распределения, и поэтому он согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал больше; зависимость от руководителя, принятие этой зависимости, поиск любых возможностей для доказательства своей лояльности и ответное требование постоянной заботы о себе и своих нуждах со стороны руководителя. Можно считать, что к началу эпохи трансформаций данный тип работника и административно-командная система управления персоналом идеальным образом сочетались. Никаких особых проблем в области управления персоналом такие работники не доставляли. Можно считать, что у предприятий вообще не было никаких проблем . в области управления персоналом: под любую планируемую модернизацию производства моментально выдвигался план увеличения численности работающих и заработной платы, который практически всегда удовлетворялся; повышение квалификации персонала было заранее спланировано и закреплено за учебными заведениями каждого министерства; мотивация люмпенизированного работника не представляла особых сложностей, так как «невозможность» увеличить оплату или предоставить иные блага работнику логично обосновывалась действующей системой, к которой по меньшей мере требовалось проявлять лояльность. Особо активный работник мог «добраться» до начальника отдела труда и заработной платы предприятия и выслушать лекцию о распределении фонда заработной платы, но на вопрос: «Почему это так?» — он уже не получал ответа. Такой вопрос считался «некорректным»; на предприятиях действовали две сильные организации: партийная и профсоюзная. Любая форма самоорганизации должна была согласовываться с парткомом. Все конфликтные вопросы решались на уровне этих двух организаций; ♦ тандем «администрация—партком» достаточно успешно решал все возникаю Все проблемы советской экономики возникали не на уровне отдельных организаций, а на макроуровне. На высшем уровне государственного управления необходимость трансформации экономической системы была очевидна уже давно. Однако реализовать хоть какие-либо существенные изменения было уже невозможно. Любые изменения наталкивались на сложившуюся корпоративно-бюрократическую систему управления и были обречены. Иерархические отношения руководства-подчинения в сталинской системе, державшиеся на страхе, чести и долге перед страной и партией, были заменены этическими отношениями бюрократического рынка. Вышестоящие органы вступили в торговые отношения с нижестоящими. Предметом торговли стала вся деятельность предприятий. «Отраслевые органы торгуют в основном планами производства и распределения ресурсов, нормативные -- методикой учета хозяйственной деятельности, контрольные — административными инструкциями, часть из которых в нашей стране называется законами, партийные — всеми ценностями административной системы независимо от иерархической принадлежности. Предметом торговли является также согласие или несогласие выполнять распоряжения и инструкции (законы), власть и положение в иерархических структурах».90 На уровне отдельного предприятия последней такой попыткой что-либо изменить была концепция перехода к бригадным формам организации труда и хозрасчетным отношениям на предприятиях. Следует отметить, что любые движения подобного рода могли начинаться только с самого высокого уровня управленческой пирамиды (решений Политбюро ЦК КПСС), они тщательно и долго готовились и обосновывались, охватывали, как правило, все предприятия страны, включались в планы предприятий и по ним вводилась статистическая отчетность. Вся эта работа на хорошем уровне была проделана в отношении хозрасчета. В данном случае концепция предусматривала: попытки взломать «снизу» сложившуюся систему управления предприятиями, противопоставив интересы рабочих и администрации предприятий; введение хоть каких-то измерителей для затрат труда, материалов и инструментов внутри предприятия; реализацию так называемой «хозяйской» мотивации, дав рабочему иллюзию самостоятельности, раскрыв тем самым дополнительные резервы повышения производительности труда; создание на предприятиях параллельной системы рабочего самоуправления с тем, чтобы в дальнейшем на основе так называемых «народных предприятий» перейти к югославской модели социализма, избавив государство от необходимости содержать огромное число нерентабельных предприятий. Концепция начала активно внедряться с 1983 г. на предприятиях всей страны, при не менее активном сопротивлении администраций предприятий. В пропагандистском отношении кампания по переходу на бригадные формы организации труда и хозрасчет была хорошо проработана, так что парткомы предприятий оказались в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, они уже давно были «ручными» и не вступали в конфликт с собственной администрацией, с другой стороны, от них требовалось «исполнение решений партии по охвату бригадными формами организации труда». Предприятия выходили из сложившейся ситуации разными методами. На большинстве из них ничего не происходило, за исключением появления требуемых цифр в соответствующей статистической отчетности, на других начали появляться реальные хозрасчетные бригады, понемногу ломавшие сложившуюся систему управления, на большинстве предприятий были созданы советы трудовых коллективов, пытавшиеся найти себе место в сложившейся системе управления. С позиций мотивации, ценностей и нормативной культуры интересным было появление принципиально нового, нигде ранее не встречавшегося, не отмеченного ни в одном учебнике по управлению персоналом явления — производственной мафи-озности. Механизм этого явления был прост: поскольку хозрасчетная бригада могла сама варьировать численность, время работы, распределение внутри бригады, т. е. реально использовать все свои возможности, то, естественно, заработок членов такой бригады резко увеличился; в условиях сохранившихся ограничений на фонд оплаты труда предприятие не могло полностью выплачивать заработанные средства всем бригадам; вопрос о том, какую сумму можно выплатить, становился объектом торга между начальником ОТЗ предприятия и начальником цеха, в котором работали хозрасчетные бригады. Таковы были исходные условия. Далее действовал простой механизм: начальник цеха договаривался с бригадиром о том, что тот отдаст ему часть средств, выплаченных бригаде в качестве зарплаты, и шел в ОТЗ «выбивать» оговоренную сумму. Если под мафиозностью понимать соединение групповой самоорганизации и официального управления с целью получения незаконных преимуществ, то данное явление вполне может быть названо «производственной мафиозностью». С позиций нормативной культуры это чисто советское явление означало воспроизводство в миниатюре корпоративно-мафиозных отношений, сложившихся в целом в промышленности страны. Оно является хорошей иллюстрацией того, с каким типом работника, каким управлением и какой структурой отношений страна подошла к началу трансформаций. Если выделить такие основные элементы социокультурных отношений, как ценности и ценностные ориентации, социальные нормы поведения и мотивация к трудовой деятельности, то проведенный анализ динамики советской экономической культуры может быть представлен в табл. 2.4. Хронологически процесс распада советской экономической культуры можно считать закончившимся к 1986 г. — году начала реальных попыток реформировать эту культуру. То, что мы отнесли к разделу «Декларация», было сформировано как ожидания в массовом сознании и впоследствии превратилось в лозунги, с которыми реформаторы начали процесс трансформаций. Таблица 2.4. ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Поскольку мы рассматриваем происходящий процесс не как реформирование экономики, а как трансформацию экономической культуры, то следует отметить, что такой процесс вначале намечался как процесс управляемой трансформации с заранее заданными параметрами (М. Горбачев). Однако после 1991 г. трансформации превратились в игру с неявными целями и средствами. Можно предположить, что концептуальная незаданность процесса трансформаций определяется некоторой внутренней логикой процесса, согласно которой не следует заранее формулировать и определять идеологию, систему ценностей, нормы и правила игры, что можно продекларировать борьбу за «общечеловеческие ценности» в качестве первой, и второй, и третьей, а дальше «как получится». |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |