Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 5 страница
Хозяйственная деятельность — особая форма человеческой активности, направленная на преобразование бытийной стороны жизни в соответствии с разделяемой обществом системой ценностей. Цели хозяйственной деятельности определяются системой разделяемых обществом ценностей. Вопрос, что лучше — осуществлять значительные затраты сил и средств для производства и запуска ракет или вкладывать их в производство огромного количества товаров, которые потом с помощью рекламы надо пытаться продать потребителю, — это вопрос ценностей, а не логики. Хозяйственная деятельность общества постоянно развивается. Достаточно часто такое развитие рассматривается как прогресс. Выделяют две стороны такого развития: техническую, которая в своем движении проходит доиндустриальную, индустриальную и технотронную (или информационную) стадии, и социокультурную, определяющую способ соединения техники и технологии с экономической культурой общества. Здесь, как правило, выделяются феодальная, рыночная, планово-административная, корпоративная, мафиозно-бюрократическая и иные культуры. Технический и социокультурный прогресс соединяются в хозяйственной деятельности достаточно произвольно: можно использовать самую современную технику и технологию и сочетать ее с феодальной экономической культурой. Экономика — в европейских языках понятия «хозяйственная деятельность» и «экономика», как правило, не разделяются. Под экономикой всегда понимается «рыночная экономика», так как никакой другой экономики быть не может. В основе экономики лежат три исходные ценности: ♦ «священное право частной собственности» признается обществом как неотчуждаемое. Это право фиксируется законодательно, и государство является ♦ свобода производства, обмена и распределения товаров и услуг самостоя ♦ прибыль или доход, т. е. оценка результата хозяйственной деятельности по В таком понимании советская планово-административная хозяйственная деятельность экономикой никогда не являлась. Для наглядности можно сравнить ценностные постулаты двух хозяйственных систем (см. табл. 2.1).
Такое сопоставление дает, на наш взгляд, более четкое представление о том, какого типа трансформации и на каких уровнях необходимы при движении от советской к рыночной экономике. Наряду с таким содержательным пониманием термина «экономика» он достаточно часто употребляется нами как синоним понятия «хозяйственная деятельность». В некоторых случаях под экономикой понимается наука об организации хозяйственной деятельности в обществе. В каждом отдельном случае смысл термина становится ясным из контекста. Экономическая культура — совокупность законов, правил, норм и традиций, обусловленных ценностной системой хозяйственной деятельности, соответствующих им социальных институтов, способов деятельности и принятия хозяйственных решений, включая способы, методы и содержание обучения и подготовки для хозяйственной деятельности. Выделение экономической культуры предполагает возможность выделения экономической социализации как вхождения людей в социокультурную среду через освоение экономических ролей и соответственно приобретение определенных личностных качеств. Очевидно, что планово-административная хозяйственная деятельность обслуживалась такими социальными институтами, как, к примеру, Госплан и плановые (отделы, которые являлись главными экономическими отделами на любом предприятии. В них работали специалисты, заканчивавшие планово-экономические факультеты. Таблица. 2.1. СРАВНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материальная сторона жизни каждого советского человека сильно зависела от очередного пятилетнего плана. Решения, записанные в план, считались законом. Невыполнение их строго наказывалось. Несмотря на то что план и прогноз существуют и в условиях рыночной экономики, в ней трудно найти аналог решению отдать под суд директора завода за то, что к 31 декабря завод выпустил не 128 каких-либо изделий, как было запланировано, а только 124. Изделия могут быть одинаковы. Разница в экономической культуре.Можно выделить несколько уровней существования экономической культуры 1. Уровень «здравого смысла» или обычного понимания хозяйственной жизни общества средним человеком. Такой человек принимает решения в области выбора сферы приложения труда, осуществления купли-продажи необходимых ему вещей, ведения домашнего хозяйства и инвестирования имеющихся средств.Эти решения определяются доступным ему уровнем экономической культуры и имеющимися К примеру, советский человек практически не имел выбора в инвестиционном поведении — существовал только один сберегательный банк, который давал единый для всей страны процент дохода на вложенные средства. 2. Экономическая культура субъектов хозяйствования и лиц, принимающих рас В силу чисто исторических причин хозяйственные решения были связаны с идеологией и политической системой общества. Поэтому все они носили властный ха- * Господствовавшая дисциплинирующая матрица марксизма-ленинизма в качестве основы унаследовала примат материально-вещного воплощения продукта как нормативную этику. Вещь хотя и была объектом дизайна с момента его возникновения, но под целью этого вида деятельности подразумевалось не предметное насыщение среды потребителя вещами, а формирование человека. рактер, принимались ограниченным кругом лиц на основе специально отфильтрованной информации для каждого из иерархических уровней хозяйственного и поэтического управления. Хозяйственное управление осуществлялось по нормам и правилам идеологии, смешанной с моралью «номенклатуры» — особого круга спе-ииально отобранных и обученных в специальных учебных учреждениях лиц. Все это позволяет говорить о существовании особой экономической культуры партийно-хозяйственного управления. 3. Теоретическая культура лиц, разрабатывавших проблемы социалистической экономики. К ним можно отнести исследователей, разработчиков экономических программ для очередных съездов партии, преподавателей и т. д. Существенным отличием их от аналогичных специалистов в рыночной экономите было слабое знание реальной экономической ситуации и необходимость объяснять все экономические явления только с позиций марксистской теории. Нормативная культура — явные или неявные правила поведения, возникшие в коде эволюции культуры и регулирующие поведение через законы, традиции, этические и конвенциальные нормы. Овладение нормативной культурой предполагает «интериоризацию» права, т. е. такой уровень его включенности в индивидуальное сознание, при котором человек автоматически действует в созданном обществом дисциплинарном пространстве.10 Такое дисциплинарное пространство формируется в процессе воспитания в семье, школе, конкретной деятельности. Оно достаточно отдаленно связано со знанием законов и может быть никак не связано со следованием закону. Рыночная экономика европейского, и особенно американского, типа опирается прежде всего на закон и развитую систему контроля санкций, что никогда не было свойственно российской культуре экономических отношений, предпочитавшей яичные контакты и конвенциальные формы отношений. Ценности — любые вещи, идеи, политические или экономические программы, которые могут стать объектами веры или обладают сильной эмоциональной привлекательностью. . Хозяйственная деятельность может служить целям духовного развития, получения прибыли, выживаемости, построения справедливого бесклассового общества, получения реальной власти в обществе и т. д. В основе каждой из этих целей лежит соответствующая система ценностей, получающая затем свое рациональное обоснование. Изменения в системах ценностей лежат в основе экономических трансформаций. Экономическое поведение — поведение «экономического человека», рассматриваемое в экономических теориях. Это рациональное поведение, регулируемое критерием получения максимально возможной в данной ситуации выгоды (превышение субъективно оцениваемых возможных доходов над затратами в стоимостном выражении). Поскольку советская экономика предлагала человеку идеологизированную систему ценностей, то экономического поведения в чистом виде практически не существовало. Оно заменялось суррогатами типа «административного рынка», предполагавшего взаимовыгодный обмен услугами, оплату повышением статуса и власти, обладанием большим количеством государственных привилегий и т. д. Отсутствие рынка труда приводило к существованию только трудового поведения. И работодатель, и работник были ограничены в своих возможностях как-либо влиять на оплату труда в условиях существования фонда оплаты труда и единой для всей страны тарифно-квалификационной системы. Ментальность — проявление преимущественного способа деятельности, поведения и решения проблем в определенной культуре. Ментальность проявляется на всех уровнях жизни общества, затрагивает поведение как отдельного индивидуума, так и огромных масс людей. Проявляется как в простых действиях — способе держать молоток и забивать гвозди, так и в решении сложных политических проблем на I государственном уровне. Если отметить такие черты российской ментальности, как стремление к равенству (скорее даже «одинаковости»), неприязнь к стоимостным измерителям результатов деятельности (делать что-либо для получения прибыли, которую надо снова вложить во дело, а не для «блага страны» или удовлетворения каких-либо свою: потребностей), пренебрежение материальной стороной жизни и идеализация ее духовной стороны и т. д., то можно достаточно обоснованно утверждать, что советская экономика в значительно большей степени опиралась на ментальность, нежели предлагаемая реформаторами «рыночная» экономика, нежели реализованная к настоящему времени модель рыночной экономики. Корпоративность (как тип социально-экономической самоорганизации) — тенденция к объединению в замкнутые группы с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства с целью противопоставления себя другим группам в организациях или обществе и получения социальных и экономических преимуществ, вытекающих из самой сущности самоорганизации данного типа. Корпорации — одна из самых древних форм человеческих объединений. Стрем ление к корпоративности составляет одну из характерных черт менталитета в культурах, не имеющих четких нормативных регуляторов социального поведения. Мафиозность — тенденция к срастанию корпоративной самоорганизации с официальной властью с целью получения незаконных социальных и экономических преимуществ. Мафиозность как тип социально-экономических отношений стала характерна для советской экономики с 60-х гг., т. е. с момента, когда получение «вознагражя ния» непосредственным начальником или чиновником от подчиненных ему людеТя за принятие «нужных» решений перестало рассматриваться как нарушение законз или этических норм, а вошло в нормальную практику на всех уровнях управления В настоящее время мафиозность как тип социально-экономических отношено пронизывает всю российскую экономику. По некоторым оценкам, сегодняшняя м ~ фия — это прочно укоренившаяся в обществе совокупность альянсов, которая контролирует более 40 тыс. фирм, действующих в законном порядке, и поддерживг;"! тесные связи со средствами массовой информации, а также с военной, судебнея! финансовой и, конечно, политической властью в стране. Россия располагает двуя А гигантскими производственными системами с аналогичной инфраструктурой: пе:-вая — это государство; вторая — мафия. По данным органов безопасности, российская мафия контролирует сегодня 50 % экономики, 80 % голосующих акций, всея; насчитывается 6 тыс. мафиозных группировок.11 Трансформация экономики — постоянный процесс изменений в хозяйственн: i деятельности общества. Причинами таких изменений могут быть как развитие те:. ники и технологии (производительных сил — К. Маркс), так и изменения в систе: а ценностей, норм и правил поведения, т. е. изменения в экономической культуре общества (М. Вебер). Можно достаточно четко отделить социокультурный пласт происходящих трансформаций от чисто экономического. К примеру, бывший министр финансов Борис Федоров, один из активных сторонников рыночных трансформаций, делает в телевизионном интервью следующее заявление: «Почему я должен оплачивать бесхозяйственность энергетиков, которые своими трубами с горячей водой отапливают улицу?». Социокультурный аспект этого вопроса состоит в том, чувствует ли он ответственность за свой советский период жизни и за все, что в нем происходило, или он считает себя человеком, заново родившемся в 1991 г.? Даже в случае отрицательного ответа надо учесть, что далеко не все (а с определенного возраста только некоторые) могут легко сменить идеологию, систему ценностей, нормы и правила поведения, отношение к различным сторонам жизни и начать эту жизнь заново, «с чистого листа». Экономическая сторона этого вопроса в том, что советская энергетика была приспособлена к концепции государственного обеспечения теплом. Температуру в его доме регулировало государство, а не он сам. Экономика в данном случае обслуживала идеологию зависимости человека от государства, а не проблемы снижения затрат и увеличения прибыли. В данном простом примере социокультурная сторона трансформаций состоит в том, за какой срок может произойти смена ценностей и норм поведения не у экономиста-профессионала, а у среднего человека, а экономическая — в том, насколько быстро можно взамен сотен тысяч километров труб, лежащих под советскими городами, установить домашние нагреватели, счетчики и регуляторы, которые позволили бы каждому человеку самостоятельно решать, насколько ему тепло или холодно и во сколько это ему обойдется. Темп и издержки трансформаций будут определяться сочетанием этих двух факторов. Дополнительную сложность в проблему Трансформаций вносит идеология трансформаций на основе заимствований принципов, правил, организационных схем и теорий из европейской и американской рыночной экономики. Как показала практика 60-х гг., заимствовать невозможно было даже технику, не говоря уже о технологических процессах. Ни одно из таких заимствованных производств не выпускало продукцию, даже приблизительно похожую на предназначенную к выпуску. Происходило это в силу того, что, заимствуя технологию, невозможно было заимствовать культуру организационных отношений. Заимствование же принципов организации хозяйственной деятельности требует иной экономической культуры как субъектов хозяйственной деятельности, так и всего населения. Предложенный понятийный аппарат позволяет нам рассматривать изменения как трансформацию типа экономической культуры. Употребление термина «трансформация» является более предпочтительным в силу следующих обстоятельств: происходящий процесс в социокультурном плане был «заготовлен» советской экономикой последнего тридцатилетнего этапа развития и, начиная с 1986 г., идет «распаковка» этих заготовок; были сформированы социальные группы, заинтересованные именно в таком направлении изменений советской экономики, которое реализуется в ходе трансформаций; ♦ несмотря на утверждения реформаторов о «революционном» характере про ♦ происходящие изменения нельзя рассматривать как «кризис советской эконо 21. Психологические детерминанты поведения человека Согласно основным психологическим теориям, поведение человека обусловлено различными условиями его жизнедеятельности. Конкретный поступок человека может быть результатом ответной реакции на воздействие ситуации или проявлением какого-то внутреннего источника активности (реактивное или активное поведение). Целью же поступка может стать как сохранение привычного адаптивного состояния (защитная реакция), так и приобретение нового качества (развитие). Закончиться поступок может при достижении желаемого эффекта, как внутреннего (то или иное мнение, оценка, чувство), так и внешнего (достижение согласия, понимания и т. д.).. В такую схему укладываются как психоаналитические модели личности, так и бихевиористические, как когнитивные, так и гуманистические. Человек ведет себя в разные периоды жизни, в разных обстоятельствах то как «защитник» своей репу- . тации, своего представления о себе, то как «переработчик» сложной информации, важной для выбора серьезных жизненных решений, то как «искатель» новой стимуляции (как чувственной, так и информационной) для выхода из привычного, рутинного круга повседневной жизнедеятельности. Вспомним, что в психоаналитических концепциях подчеркивается обусловленность поведения человека скрытыми или «вытесненными» в бессознательное аффективными комплексами, а следовательно, в определенных условиях (например, в состоянии экзистенционального вакуума)* доминантами поведения могут стать мотивы сексуальные (по 3. Фрейду)12 или стремления к власти (по А. Адлеру).13 Бихевиористические теории личности прекрасно объясняют закономерности так называемого «рыночного поведения», когда участников общения занимает прежде . всего вопрос точного расчета: какая польза будет мною получена и сколько я должен затратить ресурсов (психологических, моральных, материальных...) в результате данного взаимодействия. Наиболее старым и универсальным законом поведения * Экзистенционалышй вакуум — ощущение бессмысленности существования — широко распространенный феномен XX в., возникший из-за двойной потери: «животных» инстинктов и традиций, потерявших свою регулирующую роль. Человек попадает в ситуацию, когда нет защитных инстинктов, говорящих ему, что он-вынужден делать, когда нет социальных норм, определяющих, что он должен делать; а сам он не знает, чего он хочет; в результате он делает то, что хотят другие. В слабой форме «экзистенционалышй вакуум» можно видеть на примере «воскресного невроза» — человек вырывается из занятости рабочей недели, и пустота жизни становится явной и для него самого. человека в рамках бихевиористической модели является «закон эффекта» Л. Торн-зайка, заключающийся в том, что связь между стимулом и реакцией будет усиливаться, если за реакцией следует подкрепление. По отношению к социальному поведению особую роль играют обобщенные «подкрепители», такие, например, как деньги, или более тонкие, включающие сложные человеческие взаимоотношения (внимание, уважение, одобрение других).14 Такие «подкрепители» обычно трудно опознать, а соответственно трудно предсказать поведение, так как оно может иметь целью борьбу за внимание одних людей или одобрение других и т. п.* В то же время использование принципа подкрепления может «логически» привести к стойкому иррациональному поведению (даже суеверному). Потому что связь между действием и подкреплением может быть причинно-следственной («дерни за веревочку — дверь и откроется»), а может быть и случайной, и тогда поведение в надежде на новое совпадение будет в лучшем случае неэффективным (так первобытные племена приносили жертву богу, ожидая после этого дождя). При изучении процессов социального научения, сложного человеческого поведения трудно «увидеть» непосредственное подкрепление. В теории социального научения одного из ярких необихевиористов Д. Роттера ключевым понятием является ожидание — это субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет иметь место как следствие определенного поведения в определенной ситуации. А ценность подкрепления определяется степенью предпочтения таких подкрепителей, как признание, независимость, комфорт, безопасность... Ожидание и ценность подкрепления взаимосвязаны в данной системе: \ труднодоступная цель имеет большую ценность. В качестве одной из детерминант ожидания успеха (т. е. степени уверенности человека в том, что достижение цели зависит прежде всего от его усилий или от того, как сложатся обстоятельства) Д. Роттер предлагает понятие «локус контроля». Индивидуальные различия в ощущении себя «пешкой» (экстернальное поведение) или деятелем (интернальное поведение) стабильны, поэтому диагностические тесты на определение уровня субъективного контроля (УСК или «локус контроля») широко применяются — интервал будет оценивать угрожающую сложную ситуацию как «бросающую ему вызов», а экстернал — как опасную. Среди последствий крайности «экстернального» восприятия ситуации можно привести феномен «выученной беспомощности», когда человек, ощущая, что от него ничего не зависит, не замечает никаких шансов проявить себя и помочь другим людям? даже когда такие возможности существуют. Если с точки зрения бихевиористов человек живет в мире стимулов, которые воздействуют на него, вызывая ответную реакцию, то для когнитивистов человек находится в мире информации, которую следует понять, оценить, использовать. Наиболее удачное метафорическое определение когнитивного подхода в психологии: «Человек прежде всего Думателъ, а не Делатель», что подчеркивает признание за когнитивными процессами роли главных детерминант социального поведения. Действительно, сам поступок часто является источником важной информации, * Одна из теорий аттракции (процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирования привлекательности одного для другого, дружбы, любви и других эмоционально окрашенных предпочтений) основана на ценности подкрепления: нам нравятся такие другие люди, опыт общения с которыми связан с приятными воспоминаниями и чье поведение выступает как «подкрепление» для них. позволяющей и побуждающей формировать или изменять мнение о себе или о других. Когнитивная психология (Ж. Пиаже, Д. Брунера, Т. Келли)15 строится на положении о решающей роли знания, познавательных структур в протекании психических процессов и поведении человека. Особый взгляд на рассмотрение детерминант человеческого поведения имеют представители гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), которых объединяет допущение о тенденции личности к самоактуализации, к сохранению и обогащению своего опыта. Человек, как утверждают психологи-гуманисты, самодетерминирован в гораздо большей степени, чем можно заключить из приведенных выше положений представителей других направлений, которые фактически отказывают человеку в возможности бороться с обусловливающими его поведение стимулами социального или физического окружения. Полемизируя с 3. Фрейдом, который однажды заметил, что с появлением чувства голода все индивидуальные различия в поведении людей стираются, В. Франкл приводит свои наблюдения в фашистских концлагерях, где с одинаковым для всех ростом чувства голода люди стали более различны в своем поведении. То же может рассказать любой ленинградец, переживший блокаду 1941 -1944 гг. В. Франкл утверждает и даже показывает на эмпирическом материале, что в любой ситуации человек имеет две возможности (развития и деградации), и то, какая из них будет актуализирована, зависит больше от его решения, выбора, чем от условий реального, материального существования. Именно субъективные основания сознательно или бессознательно определяют выбор человека: противостоять или сдаться.16 Данное положение требует рассмотрения проблемы сознательного выбора или волевого поведения человека, а значит, и соотношения сознательного и бессознательного в регуляции человеческого поведения, о чем и пойдет речь ниже. Таким образом, все разрабатываемые в психологии направления имеют основания быть, так как раскрывают сложность, многозначность и целостность феномена «человека». Они не противоречат, а дополняют друг друга, так как описывают по-. ведение человека при соответствующих условиях, а значит, правомерно говорить не о том, какая теория вернее, а о пределах применимости каждой из них. Степень принятия читателем каждой из трактовок детерминант человеческого поведения индивидуальна, так как еще в Древней Греции людей делили на «мыслителей» (или когнитивистов), «собеседников» (для которых преобладает эмоционально-коммуникативная сторона поведения) и «практиков» (ориентированных на «дело»). Такая типология подчеркивает различную роль в регуляции и детерминации индивидуального поведения когнитивной и аффективной сферы психики. Сознательное и бессознательное в регуляции поведения человека Поведение человека реализуется через различные механизмы. Это, с одной стороны, безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека. Человек в данном случае действует непреднамеренно, невольно, безотчетно, т. е. бессознательно. С другой стороны, это произвольное управление, т. е. преднамеренное, волевое, сознательное реагирование на внешние и внутренние стимулы. В этом случае может быть как произвольная активность, вызванная потребностями и желаниями человека, так и вынужденная активность, которую человек проявляет без или против своего желания. Память, внимание, представление и др. познавательные процессы, а также движения и действия человека могут быть как произвольными, т. е. протекающими под контролем сознания, так и непроизвольными, реализуемыми рефлекторно. Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособление и адаптацию человека к внешнему миру. Сознание и бессознательное — это качественно отличающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта. Свойства внешнего мира выступают для человека как некие сигналы, знаки. Информация как сведения о мире при ее осмыслении человеком становится знанием о мире, т. е. идеальной моделью мира. Сознание как интегрирующая форма психики представляет собой совокупность знаний о мире, его внутреннюю модель, возможную благодаря познавательным процессам — восприятию, вниманию, памяти и др. Благодаря сознанию человек четко отличает «я» от «не я», поэтому отличительной особенностью сознания человека является наличие самосознания — осознания себя во взаимосвязи с другими людьми и миром (животное не отличает себя от своей жизнедеятельности). Следовательно, сознание человека включает самоконтроль, самоотношение, самооценку и эмоциональные оценки в межличностных отношениях. Другой отличительной особенностью сознания человека является наличие целепола-гания (все, что делает или не делает человек, имеет место для чего-то или зачем-то). Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных такими воздействиями, о влиянии которых на его поведение человек не дает себе отчета. Здесь нет самоконтроля, самооценки, целеполагания. Сущностная характеристика всей сферы бессознательного — слитность субъекта и мира, «я» и «не я» (неразрывность того, что со мной происходит, и моего отношения к происходящему). Именно благодаря слитности субъекта с миром в бессознательном человек непроизвольно воспринимает мир и запоминает его. Бессознательное в силу незнания логики сознания открыто бесконечному количеству иных логик действительности, которые еще не стали достоянием цивилизации. Проявления бессознательного часто покрыты туманом таинственности и служат почвой для самых причудливых мифологических построений. |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |