Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 4 страница
В реальном мире на человека оказывает воздействие внешняя вещная среда. Она вызывает его активность, борьбу за место под солнцем среди других людей. Экономическая составляющая внешнего мира является довольно властной компонентой в устройстве общества, она не может быть элиминирована. Общество равновесно тогда, когда он умен, ты талантлив, а я богат — и каждый может считать себя признанным субъектом общества. Но в то же время общество не существует на паритетных началах. Есть лидер и конформист, богач и бедняк, созидатель и разрушитель. Экономическое поведение каждого субъекта определяется претензией на обладание миром, потенцией самореализации и пр. Все методы по конечному результату можно разделить на четыре большие группы. 1. Эмпирические (обсервационные) методы Возможность наблюдать за собой или окружающими дает нам наличие субъективного мира — познания и самопознания, рефлексивного сознания, мышления (cogito ergo sum), пристрастного отношения (все наши образы и представления окрашены личным восприятием и чувством) и т. д. К эмпирическим методам относятся самонаблюдение (интроспекция) и наблюдение. а) Самонаблюдение — это исследование человеком собственного душевного мира. К наблюдателю-исследователю следует предъявлять специальные требования, сформулировать которые довольно сложно. В отличие, например, от физических опытов, которые можно проводить в идеальных, специально созданных условиях, наблюдение за психикой человека происходит в реальной жизни, из которой почти ничего нельзя исключить, поскольку исключенное может быть определяющим в поведении или реакции человека. На психику оказывает влияние прошлый опыт, современное состояние, генетика, физические и физиологические особенности. Поэтому исследователю важно очень точно определить то, что он хочет на блюдать. Иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных фактов. Метод можно поручить применить к себе только специалистам. В общей психологии, например, психологам-исследователям, знающим о своих возможностях, пределах, погрешностях интерпретаций. В экономической психологии можно поручить провести самонаблюдение группе людей, подобранных б) Наблюдение — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека. Наблюдателем также должен быть специально обученный человек. М. Зощенко пронаблюдал различное поведение людей по отношению к деньгам.57 В интерпретации результатов наблюдений следует обратить внимание на то, что одни и те же явления понимаются неоднозначно. Так, известное выражение «в здоровом теле — здоровый дух» одними людьми понимается как призыв к занятиям спортом, другими — что без здоровья не будет других радостей жизни, а третьими несколько изощренно — либо заниматься здоровьем, либо делом — и тогда все будет в порядке. Поговорка «не имей сто рублей, а имей сто друзей» при всей ее привлекательности для экст 2. Организационные методы а) Сравнительный — метод поперечного среза,- заключающийся в сопоставлении различных групп населения на определенный момент времени по каким-либо признакам (социальное положение, род деятельности, материальный достаток, возраст, образование). Можно сравнивать отдельных людей, разные Старшему поколению, конечно, сложнее привыкнуть к изменениям, поскольку его опыт связан сознанием прошлых цен, ощущением относительного имущественного равен ства, приоритетом духовных ценностей, давящим на восприятие изменений. Молодые же не знали «той» жизни, им не с чем сравнивать. Сказывается и гибкость восприятия ими жизни, отсутствие стереотипов. Немаловажным фактором является отсутствие канонов «как должно быть». Сегодня человеческая натура более свободна в изъявлении своих желаний. Сравнение может осуществляться в рамках развития той или иной социокультурной среды (социокультурный подход). При этом выявляются детерминанты формирования механизмов регуляции экономического поведения, системы отношений к экономическим явлениям, те или иные изменения в структуре личности людей с различной экономической активностью. Результаты такого анализа могут быть положены в основу экономической политики. б) Лонгитюдный — метод продольного среза, состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц (групп) на протяжении длительного времени. Он позволяет выяснить, как психическое состояние человека в юном возрасте, зрелости впоследствии сказывается на его жизненных результатах. Так, американские ученые выяснили, что в студенческой группе примерно 3 % студентов имеют жизненные цели. Исследование, проведенное через 20 лет, показало, что именно эти 3 % достигли по сравнению со сверстниками более в) Комплексный метод — способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук. Это позволяет установить связи и взаимозависимости между явлениями разного рода, а также включить элементы сравнительного и лонгитюдного методов. Он применяется в связи с недостаточностью изучения явлений психики каким-либо одним методом. 3. Экспериментальные методы Они отличаются от наблюдения (эмпирического метода) активным вмешательством в ситуацию со стороны наблюдателя. В экспериментальном методе факты получают из специально проведенного эксперимента, опыта. Используются они во многих науках, в том числе и психологии, но в экономической психологии приобретают особое значение, поскольку касаются не только тонкой материи взаимоотношения лю-;ей, а позволяют вскрыть особенности психики в условиях экономической жизни. Так, во избежание использования шаблонов в рекламной деятельности, нужны специальные эксперименты в среде «экономика — человек». Только экспериментально можно установить (или подтвердить теоретические построения), как поведут себя люди в условиях экономических преобразований или как отреагируют на пирамиды. Успешность «экономической пирамиды» предпринимателя-авантюриста Мавроди была не только предрешена известной на мировом опыте спецификой поведения людей, но и отрепетирована путем организации маленьких пирамид (для детей — посылка по почте открыток, для взрослых — денег). Экспериментальные методы разнообразны по организации их проведения. а) Лабораторный эксперимент. В общей психологии с помощью этого метода в специально оборудованных лабораториях исследуются память, восприятие, внимание, время протекания психических процессов, быстрота реакции и многое другое с помощью специальных приборов. Суть метода заключается в сравнении результатов с субъективными, существующими в сознании чело Метод корректен, но испытуемый знает, что он идет на исследование, и результаты могут быть не слишком достоверными, поскольку существует магия прибора, перед которым одни ведут себя собранно, как в экстремальной обстановке, другие расслабляются и показывают худшие результаты. Испытуемого может смущать и искусственность среды. В экономической психологии этим методом можно измерять скорость приобретения трудовых навыков, реакцию на информацию, специфику поведения в рисковых ситуациях. Испытания могут проводиться в условиях игры. б) Естественный эксперимент. Проводится в естественных условиях. Испытуемый не подозревает, что над ним совершается эксперимент, и ведет себя обычно. Метод использовался в России еще в 1910 г. Отечественным психологом Лазурским для изучения поведения школьников. Его можно применять для в) Искусственный эксперимент. Испытуемые знают, что участвуют в эксперименте. Метод корректен, но результат может быть искажен тем, что испытуемые нередко стараются вести себя согласно ожиданиям экспериментатора. Возможно и другое поведение. Так, если люди участвуют в эксперименте по изучению реакции на рекламу, то в зависимости от личных качеств экспериментатора и испытуемых они могут с одинаковым успехом показать и то, что реклама нравится и то, что не нравится. Если люди участвуют в игре, то вовлеченность в нее может заставить их забыть об эксперименте. Тогда они ведут себя естественно. Но возможны случаи, когда испытуемый проявляет активность просто как участник эксперимента. 4. Психодиагностические методы а) Интервью, беседа. Это — вспомогательные методы разговора с индивидом, применяемые в особых условиях (разговор с глазу на глаз уместен в ситуации, когда человек «выбит из колеи» — расстроен, потерял работу и т. п.). С их помощью определяют остроту тех или иных социальных проблем, экономических ситуаций. Чаще используются в социологии. Обычно в интервью можно проследить реакции, отношение к тем или иным событиям в условиях особой доверительности, которые не могут быть отражены, например, при тестировании, б) Тестирование — операция, с помощью которой можно выявить индивидуальные различия для выяснения сфер, где человек может себя реализовать. Тестирование проводится с помощью тестов — заданий стандартной формы, по которым и идут испытания. Существуют сложные методики их составления, проверки на валидность (то есть мерность) и надежность (получение одинаковых результатов при повторном измерении), достоверность и многое другое. Со времени появления тестов — с начала XX в. (А. Бине и Т. Симон) — и до сих пор стоит проблема измерения подлинных возможностей человека. Вероятно, она разрешима с некоторой погрешностью, поскольку, с одной стороны, авторами теста являются люди, закладывающие в него вопросы по интересующей их проблеме, а с другой, — при всем желании измерить то, что дано человеку природой (генотип), вряд ли возможно. Ведь человеческая натура чрезвычайно богата. История психологии демонстрирует, что мир психики человека необъятен. Исследователь в большей степени измеряет то, что дано средой (фенотип), а также основные психологические характеристики. Поэтому тесты, скорее всего, измеряют степень адаптивности. В настоящее время существует множество тестов, измеряющих особенности поведения, характера, темперамента, способность к творческой деятельности, уровень достижений, умственной одаренности. Толчком к развитию тестирования послужил интерес к интеллектуальным способностям. Коэффициент интеллектуальности (в отечественной практике 20-х гг. КУМС — коэффициент умственных способностей) используется в практике отбора учащихся. Однако проблема определения одаренности осталась неразрешенной до сих пор, поскольку по мере применения все новых тестов оказывалось, что можно измерить лишь какую-то одну сторону интеллекта (быстроту понимания условий задачи, выделения однотипных задач и т. п.). Кроме того, интеллект (схематически — хорошо устроенная для усвоения знаний голова) не является залогом успешной деятельности. Оказывают влияние факторы внутренней мотивации (желание достичь успеха, быть первым, доводить дело до конца) и внешней (зависть, нежелание прозябать в бедности или безвестности). Тем не менее с помощью тестов IQ можно довольно точно определить интеллектуальный потенциал индивида (для выявления одаренных детей в США издавна использовались тесты, а у нас — олимпиады. Процент одаренных детей оказывался сравнимым). Но почему Среди двух детей с одинаковым IQ один становится бизнесменом, а другой математиком? Или почему отличный математик остается в бедности, а двоечник становится богачом? Для решения этой задачи нужны специальные тесты, лишь частично затрагивающие вопросы общей психологии. К ним относятся тесты на способность руководить, быть бизнесменом и др. Вероятно, в них должна быть заложена идея стратегического видения, приоритетная цель опрашиваемого. Если целью является богатство, то все остальное — темперамент, ум, характер — будет работать на ее достижение. Чтобы создать тесты, позволяющие учесть индивидуальные различия в экономическом поведении, придется использовать другие методы, например экспериментальные (метод близнецов), иные науки. Так, психология индивидуального (генетическая, изучающая наследственные механизмы психики; дифференциальная, изучающая особенности различий между индивидами) позволяет выявить различия между людьми, ставшие особенно заметными при увеличении степеней свободы выбора, возможности реализоваться в разных видах деятельности. Люди, имеющие одинаковые темпераменты, характеры, интеллекты, совершенно по-разному ведут себя в различных экономических ситуациях. Если ученого интересуют только деньги, а журналист очень дорого «продается», то доверие к результатам работы этих специалистов можно сразу ставить под сомнение, поскольку всегда можно разгадать, по чьему сценарию и на кого они работают. Если ваша бабушка говорила, что не любит людей, у которых на уме только «купить-продать», то шанс того, что и вы такой же, достаточно высок. Надо сказать, что потомки настоящих русских купцов и предпринимателей, способных организовать и развивать дело, обладали способностями своих предков. Связь есть, но жесткой зависимости нет. Человек с ярко выраженными экономическими способностями может родиться в любой семье, аналогично тому как, по издревле известной притче, великий воин может родиться и в хижине пастуха. Кстати, идеи генетической предопределенности способностей придерживались в странах, где имелись сословные разграничения и преграды. В США придерживались противоположных точек зрения. Психология индивидуального является базой для разработки методов исследований в психологии экономической. Последняя же определяет, почему так или иначе люди ведут себя в разных экономических ситуациях, по-разному реагируют на бизнес, предпринимательство, рекламу, деньги и достигают различных успехов. С помощью вышеназванных методов в экономической психологии описываются не отдельные черты, а личность, ее индивидуальные особенности. Отдельные черты могут служить основой для использования метода. Основные выводы 1. И экономика, и психология поздно выделились из философии как самостоя До наступления капиталистического периода экономика понималась как ведение хозяйства — частного, полисного, феодального, естественным образом включавшего человека в его сакральном, 2. Политэкономия возникла как наука о новой, капиталистической,«рыночной» экономической реальности, которая эволюционировала, теряя признаки нравственной философии, абстрагируясь от системы общественных ценностей и образа реального человека. В трудах политэкономов оформилась теория рационального «экономического человека» — максимизатора, обладающего полнотой информации о рынке, цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Однако по мере изменения самого рыночного хозяйства эволюционировал, стремясь ему соответствовать, и образ «экономического человека». С ростом значения человеческого фактора в экономике экономистам пришлось обратиться к сфере специальных наук о человеке, в первую очередь к психологии. 3. Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей являлось исследование практических причин несоответствия поведения «экономического человека» тем теоретическим допущениям, на которых его модель строится в рамках той или иной концепции. 4. В СССР экономическая психология зародилась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования. С начала реформ она изменила на правление прикладных исследований, сосредоточившись на вопросах «почему "не идут" те или иные реформы». В последние годы молодая отечественная экономическая психология претендует на решение широкого спектра проблем, находящихся как на стыке психологии и экономической науки, так и хозяйственной деятельности (как особого рода деятельности), а также в ряду поведенческих проблем, 5. Союз микро- и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами. Микроэкономика, исходя из представлений о достаточно устойчивой экономической реальности, соответствующей определенной экономической формации и определенному типу цивилизации, дает ответы субъектам Чтобы экономическая психология стала не только описательной, но и объясняющей наукой, ей необходимо выйти за свои рамки и обратиться к культурологии, социологии, этнографии, истории и другим наукам. Такой подход называется социокультурным и является традиционным для отечественной психологии. Экономическая психология, тесно взаимодействуя со многими науками, использует и их методы. Основным методологическим принципом экономической психологии выступает историко-генетический, позволяющий рассматривать явления в конкретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схему реальности, позволяющую объяснить эмпирические процессы, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, дающий возможность связать эволюцию общественного организма с типом культуры и личности.
Глава 2 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ 2.1. Предпосылки и принципы социокультурного подхода к экономической психологии Одной из наиболее устойчивых идей и экономической, и социологической наук, заимствованной ими из философских воззрений XVII-XVIII вв., была и остается идея развития общества. Представления о том, что все общества, с немногочисленными локальными отклонениями — показателями регресса, естественно и закономерно движутся «вверх» от дикости, нищеты, деспотизма и невежества к вершинам цивилизации, являются хрестоматийными и лежат в основе понятия социального прогресса. Если все общества проходят одни и те же стадии развития, например экономические, хотя и в разное время, ускорение естественного движения вперед — миссия любого цивилизованного государства. Российские реформаторы, ставившие в качестве основной цели создание частного сектора экономики, предполагавшей в итоге рост благосостояния россиян, изменение системы управления и формирование новой трудовой мотивации, по всей вероятности, имели именно такие идеологические представления. Практика показала, что, следуя по западному пути экономического развития, Россия весьма своеобразно вступила в рыночные отношения, причем сложившаяся ныне ситуация до сих пор не находит идентификации в рамках какой-либо известной экономической теории. * Такая ситуация вынуждает вспомнить теорему Геделя, согласно следствиям которой полная формализация какой-либо теоретической системы (например, полноценной экономической теории) делает ее внутренне противоречивой, вследствие чего такая теория должна выходить за свои пределы, т. е. опираться на какие-либо ценностные постулаты. Поэтому понять, соотносимы ли соответствующие ценностные постулаты, имманентно содержащиеся в экономических воззрениях, владеющих умами реформаторов, российскому менталитету, крайне важно. Вслед за Н. Я. Данилевским мы предлагаем признать невозможность видения общественного прогресса как бы «со стороны», вне культурно-исторического типа. * Появляются высказывания о том, что «опыт, сокративший объем производства за четыре года до 50 % к уровню 1990 г. и поддерживающий криминальную ауру государства, статус которого не имеет аналогов в истории, нельзя брать за основу научного анализа» (см., например: Экономика и этика предпринимательства / Под ред. А. И. Муравьева. СПб: СПбУЭФ, 1992. С. 142). «Без сомнения, в интересах человечества лежало, чтобы Рим был разрушен и на месте его цивилизации временно воцарилось варварство; но, конечно, ни один римлянин и ни один германец не знал и не мог знать, что этого требует интерес человечества; каждый из них... чувствовал, чего требовал интерес того племени, к которому он принадлежал». Поэтому, несмотря на «раскрытость» и современного российского общества, и его экономической сферы внешнему миру, мы будем иметь в виду социокультурную неповторимость как ценность для конкретного общества. К настоящему моменту имеется значительное количество научных работ философов, социологов и экономистов, показывающих сложный и противоречивый характер общественного прогресса. Уже в рамках марксистской политэкономии звучала мысль, что человеку противостоит как враждебная сила результат его же собственной деятельности — капитал. Э. Фромм, считавший себя марксистом, утверждал, что государство и современная развитая промышленность могут функционировать в собственных интересах, враждебных человеку. П. Сорокин отмечал характерный для представителя индустриального общества ценностный релятивизм, переходящий в нигилизм. Ортега-и-Гассет называл современное общество варварским, с господством «массового человека». П. Тиллих замечал, что в высокоиндустриальном, благополучном обществе, которое, казалось бы, предоставляет человеку все гарантии для процветания, «такие гарантии дорого стоят: человек, для которого все это было изобретено в качестве средства, сам стал для этих средств вспомогательным средством».5 М. Вебер несколько десятков лет тому назад, изучая социальные механизмы регуляции поведения людей, отметил при переходе к высокоиндустриальному обществу замену «ценностно-ориентированного поведения» на «целеориентированное» . Эволюция теорий прогресса говорит о том, что исследователи в разные времена отмечали сложный, противоречивый характер общественного развития, причем весьма примечательно, что перечисленные выше высказывания о прогрессе, включая и веберовское, возможно вопреки воле последнего и стремлению к научной непредвзятости, объединяют ценностное отношение к человеку, обиду за него — оказавшегося на задворках того самого прогресса, к которому он так стремился. В настоящее время одна из научных программ ООН предусматривает рассмотрение общественного развития с позиции интересов самого человека. В русле этой программы на средства ООН с 1995 г. группа независимых экспертов оценивает динамику человеческого потенциала в России. В основе их работы лежит концепция устойчивого развития, т. е. такого, которое предполагает не только экономический pocf, но и справедливое распределение его результатов среди населения, восстановление окружающей среды, рост возможностей людей. Разработан индекс развития человеческого потенциала. Как было доказано, с 1992 г. этот индекс в России неуклонно снижается, но причины этого экспертам неясны. Идея прогресса с позиции интересов самого человека является очень важной, так как только с более широких, социокультурных позиций возможна оценка экономических перемен. Дефицит рыночной экономической культуры остро ощущается и в области научного анализа экономико-психологических процессов, связанных с трансформациями. Проблемы в этой области начинаются с используемого понятийного аппарата. Понятия и термины советской экономики отражали ту социально-экономическую реальность, которая была объектом социально-экономического ан&таза. В результате произведенных изменений появился феномен некорректности употребляемых терминов по отношению к обозначаемым ими объектам. Поэтому мы начнем работу с пояснения содержания основных понятий. Предлагаемые ниже определения, как правило, не расходятся принципиально с тем пониманием, которое сложилось в экономической литературе. Однако сами приводимые определения уже служат пониманию социокультурного подхода к экономико-психологическим явлениям. Искусственную среду мы понимаем, сообразуясь с позицией Ю. Лотмана, не разводившего понятия цивилизации, массовой культуры и культуры и понимавшего последнюю как «совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения». По нашему мнению, как раз способы организации и хранения ненаследственной информации и различают указанные составляющие искусственной среды и определяющим образом влияют на включение людей в общественное производство и на формирование социокультурных механизмов регуляции поведения. Культура — иерархически организованная система устойчивых во времени потребностей, видов деятельности, любой ценностно окрашенной информации, передающихся из рук в руки и сохраняющих внутренний смысл для каждого последующего поколения. Цивилизация — система институциализованных культурных образований, представляющих собой формализованные, закрепленные нормативно практики или общественные отношения, стремящиеся к сохранению и воспроизводству самой структуры. Цивилизация не исключает культуры, но может существовать в определенной степени независимо от нее. Так, церковь, образованная институализацией отношений веры, может последнюю сохранять, но существовать практически независимо от нее; наука — быть таковой или превратиться в некий ритуал и т. д. Вслед за А. Данилевским и О. Шпенглером мы считаем, что полное господство цивилизации означает гибель культуры, а значит, и деградацию общества. Массовая культура представляет собой связанный с развитием СМК способ хранения и передачи информации, который, представляя по сути безграничные возможности этих процессов, ставит человека в ситуацию или поиска защиты от информационных потоков, или лавирования в них, или подчинения им и превращения в человека конформного. Под социокультурной средой будет пониматься конкретно-исторический общественный организм, характеризующийся определенным типом культуры. Можно согласиться также, что социокультурная система представляет собой «очеловеченную связь идей, традиций, институтов, поведения». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |