Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 4 страница




В реальном мире на человека оказывает воздействие внешняя вещная среда. Она вызывает его активность, борьбу за место под солнцем среди других людей. Эконо­мическая составляющая внешнего мира является довольно властной компонентой в устройстве общества, она не может быть элиминирована. Общество равновесно тогда, когда он умен, ты талантлив, а я богат — и каждый может считать себя при­знанным субъектом общества. Но в то же время общество не существует на паритет­ных началах. Есть лидер и конформист, богач и бедняк, созидатель и разрушитель. Экономическое поведение каждого субъекта определяется претензией на обладание миром, потенцией самореализации и пр.

Все методы по конечному результату можно разделить на четыре большие группы.

1. Эмпирические (обсервационные) методы

Возможность наблюдать за собой или окружающими дает нам наличие субъектив­ного мира — познания и самопознания, рефлексивного сознания, мышления (cogito ergo sum), пристрастного отношения (все наши образы и представления окрашены личным восприятием и чувством) и т. д.

К эмпирическим методам относятся самонаблюдение (интроспекция) и наблю­дение.

а)  Самонаблюдение — это исследование человеком собственного душевного мира.
Естественно, что исторически это первый метод. Путем самонаблюдения и сопоставления с окружающей действительностью происходит рефлексия, распознавание себя среди других, своего роста и развития год от года, отноше­ния к своему положению в общественной и экономической иерархии и т. п. Метод самонаблюдения доступен, корректен, может быть очень глубок так, как это продемонстрировано в книге М. Зощенко «Перед восходом солнца». Его наблюдения логичны и убедительны. Однако нельзя сказать с полной уве­ ренностью, что они достоверны. В этом — главная погрешность метода. Нельзя взять случайную группу людей и «поручить» им самонаблюдение — их ре­зультаты будут несопоставимы. Представления о мире интерсубъективны (у нас индивидуальная психика, мы все связаны миром культуры и реагируем на него поразному) и социализированы (наше поведение предопределено вос­ питанием, окружением, событиями).

К наблюдателю-исследователю следует предъявлять специальные требования, сформулировать которые довольно сложно.

 В отличие, например, от физических опытов, которые можно прово­дить в идеальных, специально созданных условиях, наблюдение за психикой человека происходит в реальной жизни, из которой почти ничего нельзя исключить, поскольку исключенное может быть определяющим в поведении или реакции человека.

На психику оказывает влияние прошлый опыт, современное состояние, генетика, физические и физиологические особенности. Поэтому исследователю важно очень точно определить то, что он хочет на­ блюдать. Иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных фактов. Метод можно поручить применить к себе только специалистам. В общей психологии, например, психологам-исследователям, знающим о своих возможностях, пределах, погрешностях интерпретаций.

 В экономической психологии можно поручить провести самонаблюдение группе людей, подобранных
по одинаковым параметрам (темперамент, характер, социальная среда, уровень материального достатка, семейное положение, успешность обучения или продвижения по службе и т. п.), и зафиксировать свои наблюдения по отношению, например, к собственности.

б) Наблюдение — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека. Наблюдателем также должен быть специально обученный человек. М. Зощенко пронаблюдал различное поведение людей по отношению к деньгам.57 В интерпретации результатов наблюдений следует обратить внимание на то, что одни и те же явления понимаются неоднозначно. Так, известное выражение «в здоровом теле — здоровый дух» одними людьми понимается как призыв к занятиям спортом, другими — что без здоровья не будет других радостей жизни, а третьими несколько изощренно — либо заниматься здоровьем, либо делом — и тогда все будет в порядке. Поговорка «не имей сто рублей, а имей сто друзей» при всей ее привлекательности для экст­
раверта, наверное, неверна для Гобсека, а Арсений Тарковский и вовсе гово­
рил о другом — «когда тебе придется туго, найдешь и сто рублей, и друга. Себя
найти куда трудней, чем друга или сто рублей».

2. Организационные методы

а)  Сравнительный — метод поперечного среза,- заключающийся в сопоставлении различных групп населения на определенный момент времени по каким-либо признакам (социальное положение, род деятельности, материальный достаток, возраст, образование). Можно сравнивать отдельных людей, разные
группы. Например, студенческие группы в потоке только 1-го курса прошлых лет обучения. На практике с помощью метода можно корректировать составгрупп, уровень знаний, наблюдать динамику отношения к экономическим изменениям, политическим явлениям и др. Так, сравнение сегодняшних первокурсников и их родителей в бытность их студентами первого курса иллюстрирует картину произошедших изменений в отношении к имущественному неравенству, рыночным ценам, духовным ценностям.

Старшему поколению, конечно, сложнее привыкнуть к изменениям, поскольку его опыт связан сознанием прошлых цен, ощущением относительного имущественного равен ства, приоритетом духовных ценностей, давящим на восприятие изменений.  Молодые же не знали «той» жизни, им не с чем сравнивать. Сказывается и гибкость восприятия ими жизни, отсутствие стереотипов. Немаловажным фактором является отсутствие канонов «как должно быть». Сегодня человеческая натура более свободна в изъявлении своих желаний.

Сравнение может осуществляться в рамках развития той или иной социо­культурной среды (социокультурный подход). При этом выявляются детер­минанты формирования механизмов регуляции экономического поведения, системы отношений к экономическим явлениям, те или иные изменения в структуре личности людей с различной экономической активностью. Резуль­таты такого анализа могут быть положены в основу экономической политики.

б) Лонгитюдный — метод продольного среза, состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц (групп) на протяжении длительного времени. Он позволяет выяснить, как психическое состояние человека в юном возрасте, зрелости впоследствии сказывается на его жизненных результатах. Так, американские ученые выяснили, что в студенческой группе примерно 3 % студентов имеют жизненные цели. Исследование, проведенное через 20 лет, по­казало, что именно эти 3 % достигли по сравнению со сверстниками более
существенных результатов в деловой и семейной жизни. На отечественном ма­териале можно увидеть своеобразное лонгитюдное исследование в фильме «Контрольная для взрослых». Можно наблюдать и изменение психики. Например, с возрастом меняется отношение к деньгам, наследству, к деятельности и т. д. Так, в старости, при необратимой регрессии личности происходят изменения психики, проявляющиеся в исчезновении недавно приобретенных навыков, в утрирований присущих ранее качеств (бережливость превращается в скупость, видение каких-либо высших целей заставляет завещать имущество монасты­
рям или благотворительным организациям в ущерб семье и т. п.).

в)  Комплексный метод — способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук. Это позволяет установить связи и взаимозависимости между явлениями разного рода, а также включить элементы сравнительного и лонгитюдного методов. Он применяется в связи с недоста­точностью изучения явлений психики каким-либо одним методом.


3. Экспериментальные методы

Они отличаются от наблюдения (эмпирического метода) активным вмешательством в ситуацию со стороны наблюдателя. В экспериментальном методе факты получают из специально проведенного эксперимента, опыта. Используются они во многих на­уках, в том числе и психологии, но в экономической психологии приобретают осо­бое значение, поскольку касаются не только тонкой материи взаимоотношения лю-;ей, а позволяют вскрыть особенности психики в условиях экономической жизни. Так, во избежание использования шаблонов в рекламной деятельности, нужны спе­циальные эксперименты в среде «экономика — человек». Только экспериментально можно установить (или подтвердить теоретические построения), как поведут себя люди в условиях экономических преобразований или как отреагируют на пирамиды. Успешность «экономической пирамиды» предпринимателя-авантюриста Мавроди была не только предрешена известной на мировом опыте спецификой поведения людей, но и отрепетирована путем организации маленьких пирамид (для детей — посылка по почте открыток, для взрослых — денег). Экспериментальные методы разнообразны по организации их проведения.

а)  Лабораторный эксперимент. В общей психологии с помощью этого метода в специально оборудованных лабораториях исследуются память, восприятие, внимание, время протекания психических процессов, быстрота реакции и многое другое с помощью специальных приборов.

 Суть метода заключается в сравнении результатов с субъективными, существующими в сознании чело­
века эталонами (экспертными оценками громкости, яркости, интереса) и объективными, находящимися вне сознания человека (порогами сенсорной чувствительности и др.).

Метод корректен, но испытуемый знает, что он идет на исследование, и ре­зультаты могут быть не слишком достоверными, поскольку существует магия прибора, перед которым одни ведут себя собранно, как в экстремальной об­становке, другие расслабляются и показывают худшие результаты. Испытуе­мого может смущать и искусственность среды.

В экономической психологии этим методом можно измерять скорость приобретения трудовых навыков, реакцию на информацию, специфику по­ведения в рисковых ситуациях. Испытания могут проводиться в условиях игры.

б) Естественный эксперимент. Проводится в естественных условиях. Испытуемый не подозревает, что над ним совершается эксперимент, и ведет себя обычно. Метод использовался в России еще в 1910 г. Отечественным психологом Лазурским для изучения поведения школьников. Его можно применять для
индивидуального наблюдения за кем-либо, для изучения возможностей кол­лектива. Издавна известен способ проверки на честность работника: ему под­ брасываются деньги или вещи. Работодатель нередко незаметно проверяет, какую нагрузку может вынести работник — по количеству часов рабочего дня,
по времени работы без перерывов, по реакции на неожиданные ситуации.
С помощью этого метода можно создавать рабочие коллективы. На физфаках и физтехах собираются те, кто склонен к аб­страктному мышлению. Но разделить их можно и в группе, собранной слу­чайным образом, предложив решить два вида задач.

в) Искусственный эксперимент. Испытуемые знают, что участвуют в экспери­менте. Метод корректен, но результат может быть искажен тем, что испытуе­мые нередко стараются вести себя согласно ожиданиям экспериментатора. Возможно и другое поведение. Так, если люди участвуют в эксперименте по изучению реакции на рекламу, то в зависимости от личных качеств экспери­ментатора и испытуемых они могут с одинаковым успехом показать и то, что реклама нравится и то, что не нравится. Если люди участвуют в игре, то во­влеченность в нее может заставить их забыть об эксперименте. Тогда они ве­дут себя естественно. Но возможны случаи, когда испытуемый проявляет ак­тивность просто как участник эксперимента.

4. Психодиагностические методы

а) Интервью, беседа. Это — вспомогательные методы разговора с индивидом, применяемые в особых условиях (разговор с глазу на глаз уместен в ситуа­ции, когда человек «выбит из колеи» — расстроен, потерял работу и т. п.). С их помощью определяют остроту тех или иных социальных проблем, экономических ситуаций. Чаще используются в социологии.

Обычно в интервью можно проследить реакции, отношение к тем или иным событиям в условиях особой доверительности, которые не могут быть отра­жены, например, при тестировании, б) Тестирование — операция, с помощью которой можно выявить индивиду­альные различия для выяснения сфер, где человек может себя реализовать. Тестирование проводится с помощью тестов — заданий стандартной фор­мы, по которым и идут испытания. Существуют сложные методики их со­ставления, проверки на валидность (то есть мерность) и надежность (полу­чение одинаковых результатов при повторном измерении), достоверность и многое другое.

Со времени появления тестов — с начала XX в. (А. Бине и Т. Симон) — и до сих пор стоит проблема измерения подлинных возможностей человека. Вероятно, она раз­решима с некоторой погрешностью, поскольку, с одной стороны, авторами теста яв­ляются люди, закладывающие в него вопросы по интересующей их проблеме, а с другой, — при всем желании измерить то, что дано человеку природой (гено­тип), вряд ли возможно. Ведь человеческая натура чрезвычайно богата. История психологии демонстрирует, что мир психики человека необъятен. Исследователь в большей степени измеряет то, что дано средой (фенотип), а также основные пси­хологические характеристики. Поэтому тесты, скорее всего, измеряют степень адаптивности.

В настоящее время существует множество тестов, измеряющих особенности по­ведения, характера, темперамента, способность к творческой деятельности, уровень достижений, умственной одаренности. Толчком к развитию тестирования послу­жил интерес к интеллектуальным способностям. Коэффициент интеллектуальности (в отечественной практике 20-х гг. КУМС — коэффициент умственных способно­стей) используется в практике отбора учащихся. Однако проблема определения одаренности осталась неразрешенной до сих пор, поскольку по мере применения все новых тестов оказывалось, что можно измерить лишь какую-то одну сторону интел­лекта (быстроту понимания условий задачи, выделения однотипных задач и т. п.). Кроме того, интеллект (схематически — хорошо устроенная для усвоения знаний голова) не является залогом успешной деятельности. Оказывают влияние факто­ры внутренней мотивации (желание достичь успеха, быть первым, доводить дело до конца) и внешней (зависть, нежелание прозябать в бедности или безвестности). Тем не менее с помощью тестов IQ можно довольно точно определить интеллекту­альный потенциал индивида (для выявления одаренных детей в США издавна использовались тесты, а у нас — олимпиады. Процент одаренных детей оказывался сравнимым).

Но почему Среди двух детей с одинаковым IQ один становится бизнесменом, а другой математиком? Или почему отличный математик остается в бедности, а двоечник становится богачом? Для решения этой задачи нужны специальные тес­ты, лишь частично затрагивающие вопросы общей психологии. К ним относятся тесты на способность руководить, быть бизнесменом и др. Вероятно, в них должна быть заложена идея стратегического видения, приоритетная цель опрашиваемого. Если целью является богатство, то все остальное — темперамент, ум, характер — будет работать на ее достижение. Чтобы создать тесты, позволяющие учесть инди­видуальные различия в экономическом поведении, придется использовать другие методы, например экспериментальные (метод близнецов), иные науки. Так, психо­логия индивидуального (генетическая, изучающая наследственные механизмы пси­хики; дифференциальная, изучающая особенности различий между индивидами) позволяет выявить различия между людьми, ставшие особенно заметными при увеличении степеней свободы выбора, возможности реализоваться в разных ви­дах деятельности. Люди, имеющие одинаковые темпераменты, характеры, интел­лекты, совершенно по-разному ведут себя в различных экономических ситуациях. Если ученого интересуют только деньги, а журналист очень дорого «продается», то доверие к результатам работы этих специалистов можно сразу ставить под сомне­ние, поскольку всегда можно разгадать, по чьему сценарию и на кого они работают. Если ваша бабушка говорила, что не любит людей, у которых на уме только «купить-продать», то шанс того, что и вы такой же, достаточно высок. Надо сказать, что по­томки настоящих русских купцов и предпринимателей, способных организовать и развивать дело, обладали способностями своих предков. Связь есть, но жесткой зависимости нет. Человек с ярко выраженными экономическими способностями может родиться в любой семье, аналогично тому как, по издревле известной притче, великий воин может родиться и в хижине пастуха. Кстати, идеи генетической предопределенности способностей придерживались в странах, где имелись сослов­ные разграничения и преграды. В США придерживались противоположных точек зрения. Психология индивидуального является базой для разработки методов ис­следований в психологии экономической. Последняя же определяет, почему так или иначе люди ведут себя в разных экономических ситуациях, по-разному реаги­руют на бизнес, предпринимательство, рекламу, деньги и достигают различных ус­пехов.

С помощью вышеназванных методов в экономической психологии описываются не отдельные черты, а личность, ее индивидуальные особенности. Отдельные черты могут служить основой для использования метода.

Основные выводы

1. И экономика, и психология поздно выделились из философии как самостоя­
тельные науки (в XVIII-XIX вв.).

 До наступления капиталистического периода экономика понималась как ведение хозяйства — частного, полисного, феодального, естественным образом включавшего человека в его сакральном,
нравственно-целевом предназначении в мире. Обогащение через меновое хозяйство вплоть до великих географических от­крытий и развития торговли общественно не поощрялось. Эпоха Возрожде­ния вместе с научно-техническим прогрессом в Европе принесла совершенно другой образ человека в мироздании. Это был «венец природы» — Божье творение, наделенное правом и обязанностью изменять и улучшать природу в меру понимаемого блага, с абсолютным главенством рассудочного, рациональ­ного в душе. Тем самым были подготовлены пути как выделения психологии в самостоятельную науку, так и создания науки об индивидуальном обогаще­нии в меновом хозяйстве.

2.  Политэкономия возникла как наука о новой, капиталистической,«рыночной» экономической реальности, которая эволюционировала, теряя признаки нравственной философии, абстрагируясь от системы общественных ценностей и образа реального человека. В трудах политэкономов оформилась теория рационального «экономическо­го человека» — максимизатора, обладающего полнотой информации о рынке, цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Однако по мере изменения самого рыночного хозяйства эволюционировал, стремясь ему соответствовать, и образ «экономического человека». С ростом значения че­ловеческого фактора в экономике экономистам пришлось обратиться к сфере специальных наук о человеке, в первую очередь к психологии.

3.  Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории.

Ее задачей являлось исследование практических причин несоответствия поведения «экономического человека» тем теоретическим допущениям, на ко­торых его модель строится в рамках той или иной концепции.

4.  В СССР экономическая психология зародилась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования. С начала реформ она изменила на­ правление прикладных исследований, сосредоточившись на вопросах «поче­му "не идут" те или иные реформы».

В последние годы молодая отечественная экономическая психология претен­дует на решение широкого спектра проблем, находящихся как на стыке психо­логии и экономической науки, так и хозяйственной деятельности (как особо­го рода деятельности), а также в ряду поведенческих проблем,

5.  Союз микро- и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами. Микроэкономика, исходя из представлений о достаточно устойчивой экономической реальности, соответствующей определенной экономической формации и определенному типу цивилизации, дает ответы субъектам
экономических отношений микроэкономической среды — владельцу (группе владельцев) фирмы, предпринимателю, банкиру о том, как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели. Макроэкономическая психология является необходимым инструментом вы­работки экономической политики. Она способна ответить на вопрос, возмож­но ли использование моделей успешных макроэкономических преобразова­ний какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером, «народным духом». Она может определить, насколько успешно будет выполняться в данной макроэкономи­ческой среде тот или иной нормативный акт системы экономического законотворчества. Она поможет в предсказании экономической активности насе­ления в плане инвестиций.

Чтобы экономическая психология стала не только описательной, но и объяс­няющей наукой, ей необходимо выйти за свои рамки и обратиться к культу­рологии, социологии, этнографии, истории и другим наукам. Такой подход называется социокультурным и является традиционным для отечественной психологии.

Экономическая психология, тесно взаимодействуя со многими науками, ис­пользует и их методы.

Основным методологическим принципом экономической психологии вы­ступает историко-генетический, позволяющий рассматривать явления в кон­кретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схе­му реальности, позволяющую объяснить эмпирические процессы, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, дающий возможность связать эволюцию общественного организма с типом культуры и личности.

 

Глава 2

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ

2.1. Предпосылки и принципы социокультурного подхода к экономической психологии

Одной из наиболее устойчивых идей и экономической, и социологической наук, заимствованной ими из философских воззрений XVII-XVIII вв., была и остается идея развития общества. Представления о том, что все общества, с немного­численными локальными отклонениями — показателями регресса, естественно и закономерно движутся «вверх» от дикости, нищеты, деспотизма и невежества к вершинам цивилизации, являются хрестоматийными и лежат в основе понятия со­циального прогресса.

Если все общества проходят одни и те же стадии развития, например экономи­ческие, хотя и в разное время, ускорение естественного движения вперед — миссия любого цивилизованного государства. Российские реформаторы, ставившие в каче­стве основной цели создание частного сектора экономики, предполагавшей в итоге рост благосостояния россиян, изменение системы управления и формирование но­вой трудовой мотивации, по всей вероятности, имели именно такие идеологиче­ские представления.

Практика показала, что, следуя по западному пути экономического развития, Россия весьма своеобразно вступила в рыночные отношения, причем сложившаяся ныне ситуация до сих пор не находит идентификации в рамках какой-либо извест­ной экономической теории. * Такая ситуация вынуждает вспомнить теорему Геделя, согласно следствиям которой полная формализация какой-либо теоретической системы (например, полноценной экономической теории) делает ее внутренне про­тиворечивой, вследствие чего такая теория должна выходить за свои пределы, т. е. опираться на какие-либо ценностные постулаты. Поэтому понять, соотносимы ли соответствующие ценностные постулаты, имманентно содержащиеся в экономиче­ских воззрениях, владеющих умами реформаторов, российскому менталитету, крайне важно.

Вслед за Н. Я. Данилевским мы предлагаем признать невозможность видения общественного прогресса как бы «со стороны», вне культурно-исторического типа. * Появляются высказывания о том, что «опыт, сокративший объем производства за четыре года до 50 % к уровню 1990 г. и поддерживающий криминальную ауру государства, статус которого не имеет аналогов в истории, нельзя брать за основу научного анализа» (см., например: Экономика и этика предпринимательства / Под ред. А. И. Муравьева. СПб: СПбУЭФ, 1992. С. 142).

«Без сомнения, в интересах человечества лежало, чтобы Рим был разрушен и на месте его цивилизации временно воцарилось варварство; но, конечно, ни один рим­лянин и ни один германец не знал и не мог знать, что этого требует интерес челове­чества; каждый из них... чувствовал, чего требовал интерес того племени, к которому он принадлежал». Поэтому, несмотря на «раскрытость» и современного российского общества, и его экономической сферы внешнему миру, мы будем иметь в виду социокультурную неповторимость как ценность для конкретного об­щества.

К настоящему моменту имеется значительное количество научных работ фило­софов, социологов и экономистов, показывающих сложный и противоречивый ха­рактер общественного прогресса. Уже в рамках марксистской политэкономии зву­чала мысль, что человеку противостоит как враждебная сила результат его же собственной деятельности — капитал. Э. Фромм, считавший себя марксистом, ут­верждал, что государство и современная развитая промышленность могут функцио­нировать в собственных интересах, враждебных человеку. П. Сорокин отмечал ха­рактерный для представителя индустриального общества ценностный релятивизм, переходящий в нигилизм. Ортега-и-Гассет называл современное общество варвар­ским, с господством «массового человека». П. Тиллих замечал, что в высокоинду­стриальном, благополучном обществе, которое, казалось бы, предоставляет челове­ку все гарантии для процветания, «такие гарантии дорого стоят: человек, для которого все это было изобретено в качестве средства, сам стал для этих средств вспомогательным средством».5 М. Вебер несколько десятков лет тому назад, изучая социальные механизмы регуляции поведения людей, отметил при переходе к высо­коиндустриальному обществу замену «ценностно-ориентированного поведения» на «целеориентированное» .

Эволюция теорий прогресса говорит о том, что исследователи в разные времена отмечали сложный, противоречивый характер общественного развития, причем весьма примечательно, что перечисленные выше высказывания о прогрессе, вклю­чая и веберовское, возможно вопреки воле последнего и стремлению к научной не­предвзятости, объединяют ценностное отношение к человеку, обиду за него — ока­завшегося на задворках того самого прогресса, к которому он так стремился.

В настоящее время одна из научных программ ООН предусматривает рассмотре­ние общественного развития с позиции интересов самого человека. В русле этой программы на средства ООН с 1995 г. группа независимых экспертов оценивает динамику человеческого потенциала в России. В основе их работы лежит концепция устойчивого развития, т. е. такого, которое предполагает не только экономический pocf, но и справедливое распределение его результатов среди населения, восстанов­ление окружающей среды, рост возможностей людей. Разработан индекс развития человеческого потенциала. Как было доказано, с 1992 г. этот индекс в России неуклонно снижается, но причины этого экспертам неясны.

Идея прогресса с позиции интересов самого человека является очень важной, так как только с более широких, социокультурных позиций возможна оценка экономи­ческих перемен.

Дефицит рыночной экономической культуры остро ощущается и в области науч­ного анализа экономико-психологических процессов, связанных с трансформация­ми. Проблемы в этой области начинаются с используемого понятийного аппарата. Понятия и термины советской экономики отражали ту социально-экономическую

реальность, которая была объектом социально-экономического ан&таза. В результа­те произведенных изменений появился феномен некорректности употребляемых терминов по отношению к обозначаемым ими объектам.

Поэтому мы начнем работу с пояснения содержания основных понятий.

Предлагаемые ниже определения, как правило, не расходятся принципиально с тем пониманием, которое сложилось в экономической литературе. Однако сами приводимые определения уже служат пониманию социокультурного подхода к эко­номико-психологическим явлениям.

Искусственную среду мы понимаем, сообразуясь с позицией Ю. Лотмана, не раз­водившего понятия цивилизации, массовой культуры и культуры и понимавшего по­следнюю как «совокупность всей ненаследственной информации, способов ее органи­зации и хранения». По нашему мнению, как раз способы организации и хранения ненаследственной информации и различают указанные составляющие искусственной среды и определяющим образом влияют на включение людей в общественное про­изводство и на формирование социокультурных механизмов регуляции поведения.

Культура — иерархически организованная система устойчивых во времени по­требностей, видов деятельности, любой ценностно окрашенной информации, пере­дающихся из рук в руки и сохраняющих внутренний смысл для каждого последую­щего поколения.

Цивилизация — система институциализованных культурных образований, пред­ставляющих собой формализованные, закрепленные нормативно практики или общественные отношения, стремящиеся к сохранению и воспроизводству самой структуры. Цивилизация не исключает культуры, но может существовать в опреде­ленной степени независимо от нее. Так, церковь, образованная институализацией отношений веры, может последнюю сохранять, но существовать практически неза­висимо от нее; наука — быть таковой или превратиться в некий ритуал и т. д. Вслед за А. Данилевским и О. Шпенглером мы считаем, что полное господство цивилиза­ции означает гибель культуры, а значит, и деградацию общества.

Массовая культура представляет собой связанный с развитием СМК способ хра­нения и передачи информации, который, представляя по сути безграничные воз­можности этих процессов, ставит человека в ситуацию или поиска защиты от ин­формационных потоков, или лавирования в них, или подчинения им и превращения в человека конформного.

Под социокультурной средой будет пониматься конкретно-исторический обще­ственный организм, характеризующийся определенным типом культуры. Можно согласиться также, что социокультурная система представляет собой «очеловечен­ную связь идей, традиций, институтов, поведения».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...