Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 3 страница
Примечательно, что в 20-е гг. уходящего века другие науки об обществе по традиции более сосредоточенные на проблеме человека, — культурология, этнография, антропология — нашли научные и нравственные ресурсы преодоления западноцент-рического подхода к культурам и подразделения их на примитивные и высокоразвитые. Первый шаг в том же направлении сделали экономические науки, признав, принципиальное различие европейского и азиатского способов производства, результаты которых невозможно сравнивать только по количественным показателям. Вторым шагом могло бы стать признание необязательности экономического прогресса западного варианта для всех социокультур. Ведь он формирует разрушающие человека потребности, экологические катастрофы, массовую культуру и образование, манипулирующие массовым сознанием на уровне личности. Все, что характерно для западного общества. Такое переосмысление возможно в случае принципиальной переориентации экономико-политических решений с фиксации сугубо макроэкономических показателей - валовой продукт, затраты на культуру, образование и медицину — на осмысление вопроса, что именно они дают человеку, как отражаются на его жизни порождения индустриальной и постиндустриальной экономик — виртуальная реальность, созданные в лабораториях монстры, тяжелейшие формы неврозов, новые экзотические болезни и т. п., и до каких пор собственно человек остается таковым. Если область интересов экономической психологии распространяется на изменения в личности, социализованной (получившей ролевой репертуар в той или иной социокультурной среде) при переходе к другому типу экономики, а также на обратные влияния — психологических новообразований личности экономически активных субъектов на хозяйственную реальность, — следует отметить не только прикладной, но и фундаментальный аспект. Фундаментальные науки познают мир безотносительно к возможностям практического применения знаний, а прикладные ориентированы на применение знаний, полученных в фундаментальных науках, на пользу обществу. Соотношение фундаментальных и прикладных наук можно представить образно, как соотношение корней (фундаментальные) и кроны (прикладные) одного дерева. Они взаимно обогащаются и не могут развиваться в отрыве друг от друга. При наличии такой картины экономико-психологического описания облегчен поиск оснований для решений широкого масштаба, подобных тем, что привели к нынешнему состоянию российского общества. Поскольку экономическая психология сосредоточена на динамике психологических характеристик человека (личности и поведения) в связи с динамикой экономической сферы жизнедеятельности общества, необходимо выделение основания для исследования этой динамики. Известно несколько таких оснований: формационный подход — смена способов производства в результате развития производительных сил и разрешения классовых противоречий, цивилизационный —смена цивилизаций в процессе социокультурной жизнедеятельности общества.42 Различают также производящий и присваивающий типы экономик, а также дойн-дустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Если конкретное экономико-психологическое исследование не предполагав! сравнительного анализа сменяющих друг друга или существующих одновременнс различных экономических укладов отдельно взятого общества в их влиянии на характеристики человеческой личности, имеет смысл говорить о более частной психологии, например доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной. Так или иначе, осмысленным введение термина «экономическая психология» будет только в том случае, если предполагается наличие какой-то экономической эволюции (не обязательно восходящей!) обществ или отдельно взятого общества и человека в нем. Экономическая психология как фундаментально-прикладная научная дисциплина находится в сложном соотношении с другими психологическими предметами. Соотношение экономической психологии с другими психологическими направлениями. Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии — общая и дифференциальная психологии, социальная психология, этническая психология, и социология, а также специальные научно-практические дисциплины. Эти науки предлагают результаты многочисленных исследований в области психических процессов и состояний, индивидуальных различий людей, культурно и социально обусловленного поведения, различные теории, закономерности, методы получения данных. В русле этих наук исследуются качества человеческой души, ее проявления и факторы, влияющие на формирование личности, индивидуума, психологические механизмы нашего поведения, определяемые влиянием других людей и ситуаций, взаимным общением, и т. д. Общая психология представляет теоретическую и экспериментальную область исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных ее отраслях. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. К ним относятся познавательные (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление), волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства). К психическим же состояниям принадлежат проявления психических процессов в их относительном постоянстве (например, сомнение — в познавательных). Понятие «психическое свойство» связано с устойчивостью, повторяемостью и закреплением в структуре личности исследуемого явления. Общая психология — это фундаментальная основа всех отраслей психологической науки, включая экономическую. Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего не могло учитываться бесконечное разнообразие, в котором проявляется сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т. д. Абстрагирование от частного связано с пониманием ограниченности наших возможностей. Однако при обращении к любой проблеме исследователь сталкивается с индивидуальными вариациями психического начала. Сперва эти вариации рассматривались как источник ошибок для обобщенного рассмотрения. Затем из самого источника ошибок возникла проблема, которая впоследствии была положена в основание дифференциальной психологии. Мы уже отмечали выше, что экономическая психология начала формироваться в рамках экономических воззрений в поисках закономерностей, определяющих психическое варьирование поведения «экономического человека». Вопрос о варьировании каких-либо психических свойств невозможно рассматривать вне понятия нормального в психологии. Существует несколько подходов к этому понятию. 1. Наиболее распространено представление о нормальном как обычном, т. е. Чаще всего встречающейся характеристике проявления психического. Например, если рассмотреть наибольшую частоту ее проявления у личности как величину интеллек та и попытаться проанализировать, сколь часто встречаются ее вариации, можно получить «нормальную» кривую распределения. Из нее следует, что «нормальные» Такой подход заставляет отнести к норме все массовые проявления, в том числе и массовые психические заражения (вспомним детские крестовые походы). Для экономической психологии представляют интерес массовые психические явления типа ажиотажного спроса, ожидания инфляции, различные покупательские стереотипы и многое другое. Зачастую именно отклонения от такой «нормы» заставляли экономистов обратиться к психологической науке. 2. Норма — телеологическое, * а не статистическое понятие. Она является целе Неприспособленность к общим целям имеет два значения. Первое связано с неполноценностью. Если форма поведения и внутренние диспозиции не могут служить задачам, которым предназначены, то они субнормальны. Если же они осуще ствляют нечто большее, то сверхнормальны. Творчество новых ценностей и целей, опережение нормы, а не создание ее — признак сверхнормальности.43 Такое понимание данной категории очень важно для экономической психологии. Если экономическая наука оперирует некоторыми понятиями вне их психологического содержания, например, потребностей, то для экономической психологии, особенно ее фундаментального аспекта, небезразлично, насколько эти потребности естественны для человека и каким образом они сформировались в данной социокультурной среде.
Рис. 1.4. Представление о норме как частоте проявления признака * Телеология — учение о цели и целесообразности.
Дифференциально-психологический подход оперирует понятием психологического типа — общности признаков для группы индивидов, характеристикой тех сторон (предрасположенности, диспозиции) сущности человека, которая делает его сравнимым с другими людьми, принадлежащими этому типу. Границы между типами всегда размыты, а пограничные формы не аномальны. Тип — идеальная форма, и мыслимы различные степени приближения к идеалу. Экономическая психология, используя дифференциально-психологический подход, оперирует типами. О смысле и значении типологического подхода в психологии писал русский психолог Г. Г. Шпет (1878-1937). «Понятие типичного... собирается, составляется из признаков, черт; это не совокупность сходств, так как различия тоже могут быть типическими. Общая психология не может справиться; нужна особая описательная психология с особыми методами типических, структурных и прочих построений. Как бы индивидуально ни были люди различны, есть типическое общее в их переживаниях как «откликах» на происходящее перед их глазами, умами и сердцами. Такие отклики, «душевное эхо», существуют не только на природные, социальные и исторические раздражения, но выражают душевные отношения к понятиям и идеям, которые представляются индивидам и группам как объективное, от них не зависящее. Таково отношение души к науке, философии и т. д. Нигде так ярко психология народа не сказывается, как в отношении к им же созданным духовным ценностям, которые... вкладываются в определенный репрезентант народа, сословия, касты, группы и т. д. Это — объект социальной психологии». В свете сказанного становится понятно, что типическое отношение групп людей к экономическим ценностям (связанным с хозяйственной деятельностью) и экономическое поведение, основанное на такой системе ценностей, составляет предмет экономической психологии, которая может рассматриваться как одно из направлений социальной психологии. Такой взгляд не нов. Так, у немецкого экономиста В. Зомбарта (1863-1941) в его этюдах по истории духовного развития современного экономического человека описываются основные типы капиталистических предпринимателей («разбойники», «феодалы», «государственные чиновники», «спекулянты», «купцы», «ремесленники»), основываясь на таких признаках, в том числе и ценностных, как жажда наживы, выбор средств добывания денег. Понятие «дух», которым оперирует В. Зомбарт, достаточно часто встречается в психологических исследованиях начала XX в. Поясняя особенности предмета этнической психологии, Г. Г. Шпет писал: «Дух — конкретный стиль, тип или тон. Не кратковременное состояние, а пребывающая форма. Дух — эхо жизненного многообразия. Дух отображает действительность, структуру переживаний коллективной организации. Дух — собрание, связка характерных черт поведения народа. Дух рыцарства, дух мещанства — суть части целого. Будучи предметом психологии, дух изучается ею не в объяснительной — устанавливающей абстрактные законы психологии, но и не в индивидуально-описательной психологии, а является предметом коллективной психологии, которая только описывает и не идет дальше построения типических структур. Объяснения можно найти в анализе исторического целого, из расовой биологии, антропологии, социологии, и все-таки не из отвлеченной психологии».45 На наш взгляд, такое положение дел является общим для этнической и экономической психологии. Для того чтобы экономическая психология стала не только описательной, но и объясняющей наукой, ей необходимо выйти за свои рамки и обратиться к культурологии, социологии, этнографии, истории и другим наукам. Такой подход называется социокультурным и является традиционным для отечественной психологии. Экономическая психология, тесно взаимодействуя со многими науками, использует и их методы. В качестве основного методологического принципа в экономической психологии выступает историко-генетический. Он позволяет рассматривать явления в конкретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схему реальности, позволяющую объяснить эмпирические процессы, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, позволяющий связать эволюцию общественного организма с типом культуры и типом личности. 1.6. Социокультурный подход к экономико-психологическим проблемам Сейчас стало очевидно, что с распадом СССР, когда общая идеология была сброшена, Россия оказалась миром народов, живущих в разных исторических эпохах и культурах. Попытка объяснения любых «человеческих» проблем, возникших в процессе реформ, неизбежно вводит предмет обсуждения в область целого ряда наук, предметом которых является изучение культуры того или иного общества. Трансформация такого масштаба, которая проходит сейчас в России, — это не.трансформация экономики, а перемена самого типа культуры. Любая такая ломка осуществляется людьми со сложившейся системой ценностей, правил и норм поведения, традиций и обычаев хозяйствования, которые не могут быть объектом произвольного конструирования, j Сняты идеологические, моральные и иные ограничения, действовавшие в социалистической системе хозяйствования. «Советскому человеку» (имеется в виду сложившийся социокультурный тип личности) предоставлена возможность стать субъектом хозяйствования (открыть счет в банке, самому решать, что производить, кому и по какой цене продавать, нанимать, увольнять и оплачивать персонал по произвольным правилам). Все это само по себе может трансформировать экономику в то, что теперь вполне можно назвать «российским вариантом». Для предсказания особенностей поведения главного действующего лица — представителя социокультурного типа — необходимо пояснить понятия социокультурной среды и социализации. Под социокультурной средой будет пониматься конкретно-исторический общественный организм, характеризующийся определенным типом культуры, определяющейся сложившейся системой ценностей. Можно согласиться также, что социокультурная система представляет собой «очеловеченную связь идей, традиций, институтов, поведения».46 В отечественной и зарубежной науке социализация, как правило, была объектом социологии и психологии. Несмотря на широкую распространенность термина, представителями этих наук он понимается неоднозначно. Н. Смелзер, например, рассматривает социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Следовательно, первая роль в социализации индивида принадлежит образованию. В отечественной науке имеется склонность рассматривать социализацию несколько шире. А. И. Кравченко, например, подчеркивает роль культуры в процессе социализации, понимая ее как механизм и процесс освоения человеком культуры. И. С. Кон представляет социализацию как «совокупность всех социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества». В работах многих отечественных психологов подчеркивается, что человек не является пассивным продуктом социокультурной среды. Процесс интериоризации — «присваивания» ее элементов и формирования внутренних структур психики через предметную деятельность был изучен Л. С. Выготским. Им же было впервые отмечено, что с определенного возраста человек оказывается способным проявлять избирательность к воздействию среды, достаточно изощренно сопротивляясь воздействиям, которые он понимает как нежелательные. Данные определения, как наиболее типичные для отечественных общественных наук, подчеркивают активную роль человека в освоении социокультурной среды в процессе деятельности. Имеются и другие представления. Например, Г. П. Щедровицкий считает, что не деятельность принадлежит людям как некий атрибут, а люди оказываются вовлеченными в деятельность, которая «захватывает» их как элементы и заставляет вести себя определенным образом.51 Появляясь на свет, человек-индивид попадает под влияние конкретной социокультурной среды, начинающей на него активно воздействовать. Она предоставляет условия для реализации одних возможностей, «перекрывает» реализацию других и искажает проявления третьих в процессе^деятельности в соответствии с принятыми в культуре нормами и ограничениями. При этом разные люди могут проявлять различную степень активности или пассивности (конформности) в процессе социализации. Высшая степень активности индивида в этом процессе проявляется в его способности самому определять направление социализации, включаясь в определенные системы отношений, в том числе выбирая тот или иной уровень или сферу образования. Поэтому под социализацией будет пониматься также процесс, предполагающий возможность вхождения людей в социокультурную среду через освоение ролей и соответственно приобретения определенных личностных качеств' 1 (см. рис. 1.5). Различные институты и агенты социализации (семья, средства массовой коммуникации, сверстники, система образования и др.) начинают воздействовать на человека в различные периоды его жизни с неодинаковой интенсивностью и в большинстве случаев достаточно противоречиво. Низкая степень преемственности даже на уровне институтов социализации (семьи, детского сада, школы и т, д.) многократно отмечалась многими исследователями. Определить степень социализации (социа-лизованность) человека представляется достаточно сложным. Большинство отечественных и зарубежных исследователей социализации рассматривали ее как процесс развития, представляющий собой ряд фаз, в каждой из которых достигается соответствие определенным социальным ожиданиям,52 степень которого и показывает уровень социализованности. Если в качестве основного института социализации рассматривать образование, то уровень социализованности можно понимать как готовность соответствовать требованиям, выдвигаемым тем или иным образовательным институтом. - Рис. 1.5. Социализация — формирование личности в социокультурной среде Напомним, что система образования в обществе может развиваться в русле одной из следующих глобальных концепций. Образование — инструмент государства для формирования определенного типа личности, удобного для данной социальной системы. Образование — «кузница кадров» (технократическая концепция), его результат — узкоспециализированная в профессии личность, обладающая соответствующими знаниями, умениями и навыками. Формирование мировоззрения и способности выделяться в качестве субъекта собственной жизнедеятельности остается за границами такого образования. Образование — органическая подсистема социокультурной среды, предполагающая подготовку человека, способного не только эту среду сохранять, но и изменять (развивать, совершенствовать ) в рамках не враждебной ее сущности идеологии. Представляется, что первая концепция резко ограничивает широту мировоззрения и количество идей, наличие которых во многом определяет возможность общественного прогресса, и в этом смысле является тупиковой, если иметь в виду продолжительный отрезок времени. Вторая концепция может работать с различной социальной эффективностью в зависимости от того, насколько жизнеспособна существующая общественная система. Чтобы реализовать третью концепцию, нужны определенные условия: уровень социализации, достигнутый в процессе образования, не только должен отвечать требованиям системы образования, но и соответствовать готовности к следующему этапу социализации — на начальном этапе профессиональной деятельности в конкретной социокультурной и экономической ситуации. Необходимо отметить, что отечественное образование за всю свою историю развивалось только в рамках первых двух концепций.53 Если воспользоваться данными отечественного философа-аксиолога М. С. Кагана, цитируемыми им по современным американским исследованиям и рассмотреть особенности социокультурной среды в рамках ценностной системы, в которых осуществляется трансформация в России, получается следующая картина (см. табл. 1.5.).54 Как видно из таблицы 1.5, в отечественной социокультурной системе ценностей деньги (богатство) вместе с индивидуальностью, активностью и настойчивостью, стоят в разряде третьестепенных. Первенство же (соревновательность, конкуренция) вообще причисляется к незначимым. Таблица 1.5. СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ
Основатель политической экономии Адам Смит мог утверждать, что «люди могут заниматься преследованием своих собственных интересов без опасения, что это нанесет ущерб обществу, не только из-за ограничений, предписанных законом, но также потому, что сами они являются продуктами ограничений, вытекающих из морали, религии, обычаев и воспитания».55 Складывающаяся же в настоящее время «российская модель» трансформации является примером того, какую экономику может создать человек, не имеющий таких ограничений. Ведь этики такого хозяйствования не существовало, моральных и религиозных ограничений не было, а насквозь пронизанная идеологией система «трудового воспитания» готовила людей «для труда на благо общества», а отнюдь не для организации хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. В результате в России целенаправленно формировался так называемый дефицит рыночной экономической культуры, под которой понимается «не только отсутствие в сознании людей определенных остро необходимых знаний и опыта, оставшихся от прошлого и в изменившейся обстановке не только не работающих, но и препятствующих выработке у личности новых рыночных моделей поведения».56 В следующей главе мы рассмотрим основные принципы социокультурного подхода к экономической психологии, определим систему понятий, необходимых для их реализации, а также постараемся описать социокультурные основания, могущие послужить объяснительными принципами в дальнейших рассуждениях. 1.7. Методы исследований в экономической психологии Как уже упоминалось, экономическая психология большей частью описательна, а потому не имеет собственного метода, широко используя методы смежных наук. Когда об элементах экономической психологии говорят экономисты, то пользуются методами своих наук. Психологи применяют методы своей науки. Метод в узком понимании — способ получения фактов. Роль фактов в науке определяется прежде всего тем, что в результате их систематизации учеными могут быть сформулированы в той или иной степени достоверные или интересные теории, найдены те или иные закономерности и законы, при помощи которых могут быть объяснены те или иные явления (что и составляет существо науки). Факты, оставшиеся вне теорий, бесполезны, им суждено кануть в Лету. Задача исследователя — найти для решения конкретных задач такой метод, посредством которого можно было бы наиболее адекватно реальности систематизировать факты. Вопрос получения фактов важнейший, поскольку далеко не всякий факт относится к категории научного. Понятие метода (и методики) как способа означает лишь то, что создается определенный набор операций, при помощи которых можно получить определенные факты, и эти операции могут с одинаковой достоверностью повторять разные люди. Иными словами, метод включает ряд процедур, позволяющих повторить опыт. Научный факт ценен только тогда, когда его можно получить еще раз, повторить, когда это может сделать любой любое количество раз. Научное утверждение достоверно лишь тогда, когда оно многократно проверено, имеет всеобщий характер. Утверждать что-либо на основе случайного наблюдения опасно даже в обыденной жизни. В науке это просто недопустимо. Метод в наиболее общем понимании — способ познания, исследования или осуществления плана. Изучая какое-либо явление с помощью определенных методов, можно из потока фактов выделить относящиеся именно к этому явлению. Затем его следует изучить, систематизировав и проанализировав. Непосредственные наблюдения за человеком в житейской психологии не могут быть систематизированы. Они случайны и нередко противоречат друг другу. Научная психология имеет целый арсенал методов получения достоверных и непротиворечивых фактов. Методы совершенствуются или полностью заменяются с течением времени. Это связано с развитием общества и науки, борьбой и содружеством теорий, сменой парадигмы. Так, система взглядов на экономику существенно изменилась после открытия того, что деньги можно хранить в банке. Многообразие методов получения знаний дает возможность получить большое количество материала. Этот материал, будучи обобщен, систематизирован и представлен в виде законов, теорий, конструкций, составляет фундаментальные знания, на которых основана наука. К получению таких фактов должна стремиться экономическая психология. В психологии получение фактов связано с наблюдением за психикой человека, за его поведением, за изменением психики в процессе деятельности. Методами являются наблюдение, эксперимент и их модификации. Эти методы можно применять и в экономической психологии. - Общая психология изучает психику человека (или группы людей), как бы поставленного в идеальные условия — в чистом виде, без влияния окружающего мира. Наличие того или иного темперамента, интеллекта, внимания, памяти не может объяснить, почему один человек честен, а другой нет, один считает нормой обман или эксплуатацию других людей, а для другого это невозможно, один завистлив, другой рвется к власти (все равно какой — политической, моральной, экономической), третий и вовсе альтруист. Эти вопросы не относятся только к этической, социальной или педагогической проблематике. Ответ на них нужно искать в глубинах человеческой психики. Такого ответа не давала (и не ставила подобной задачи) общая психология. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |