Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Такие представления определили выделение психологии в самостоятельную науку.




Утрата из поля зрения уникальных, единичных, экстрасенсорных, неосознаваемых, качеств человеческой души во многом подготовила почву для формирования образа «человека экономического», включенного, как главное действующее лицо, в экономическую теорию. С другой стороны, «венценосность», богоподобие человека, характерные для христианской культуры, предполагали и некую нравственную компоненту как само собой разумеющуюся.

Так, французские энциклопедисты XVIII в. относили экономику к морали в группе наук о человеке. Позднее основатель французского позитивизма Огюст Конт (1798-1857) — автор первой современной классификации наук — выделил шесть основных наук, подразделяя их на формальные и реальные. Он включил экономику в группу «реальных наук о духе».

В. Вундт (1832-1920) поместил экономические науки в раздел социологии вместе с психологией, историей и правом. Однако он более известен как основатель первой психологической лаборатории, созданной в 1879 году в Лейпциге.

В 1926 г. П. Оппенгейм в своей широко признанной классификации, получившей название «квадрат науки», поместил экономику — «хозяйственную науку» — в центральное положение между психологией, правом, социологией и торговой практикой.

Выделение психологии в самостоятельную науку принципиально повлияло на все человекознание. При этом предполагалось, что все науки изучают одни и те же предметы, но с разных сторон. Стремясь придать психологическим исследованиям научность по образцу физики —- «науки наук» того времени, В. Вундт писал, что «нельзя допустить никакого принципиального различия между психологическими и естественными методами». В психологии нужно было организовать воспроизводимый эксперимент, математически обработать результаты, вывести закономерность. Экспериментальная психология В. Вундта, стремясь следовать требованиям научности, основывалась на методе самонаблюдения и могла рассматривать в качестве предмета исследования только сознательные акты. Эти акты — ощущения, представления, реакции, простейшие ассоциации и чувствования. Участники эксперимента должны были давать самый подробный отчет о своих переживаниях, следуя разработанным инструкциям.

Несмотря на противоречивость результатов, полученных в психологической лаборатории, критику имеющихся методов принципиальных подходов к измерению душевных явлений, интерес к экспериментальной психологии в Европе рос. Усиливалась и потребность в прикладных исследованиях по психологии, диктуемая практикой, например в связи с профессиональным отбором. В этой ситуации лаборатория Вундта смогла успешно заняться подготовкой профессиональных психологов и вскоре выросла в первый в мире психологический институт.

В. Вундт понимал, что исследование высших психических функций требует других — культурно-исторических методов, разрабатываемых в русле психологии народов с помощью анализа человеческого духа. Поэтому с возникновением психоло­гии как науки теоретически появились две психологии, ориентированные на естественные науки и науки о духе и различающиеся по содержанию и методам.

Драматичный путь развития этих психологических направлений является объектом исследования самостоятельной науки — истории психологии. Важно, что на экономической теории как общественной науке конца XIX в. не могли не сказываться достижения того или иного психологического направления.

ТЕМА № 2

Эволюция «человеческого фактора» в экономической науке

Родоначальник классической экономики, признанной самостоятельной наукой, Адам Смит (1723-1790),преподавая на кафедре нравственной философии в Глазго, выпустил в 1750 году свою главную, как он тогда считал, книгу «Теория нравственных чувств». Адама Смита как исследователя глубоко волновали проблемы человеческой души. Работая в этом направлении, он не мог быть незнакомым с современными психологическими воззрениями. Поэтому в своей следующей книге «Исследовании о природе и причинах богатства народов», завершенной в 1776 году, он представил образ «экономического человека» значительно менее «рациональным», чем его непосредственные последователи.

Современный социолог и эконо­мист В. В. Радаев так пишет по этому поводу: «Вдохновленная идеями А. Смита, классическая политическая экономия приступает к последовательной рационализа­ции понимания хозяйственной жизни. Такая рационализация связана с упрощени­ем рассматриваемых связей, уменьшением количества вовлекаемых переменных. Признавая в принципе (как само собой разумеющееся) различия между классами и странами, ученые пытаются снять эти различия в своде общеэкономических принципов, которым придается характер объективных законов. Именно выведение общих принципов, а не описание всего богатства хозяйственной жизни ставит своей задачей Ж. Б. Сэй (1767-1832), обеспечивший победу смитовского учения во Франции. У английского пастора Т. Мальтуса (1766-1834) эти общие принципы приобретают статус естественного печально известного закона о народонаселении, провозглашение которого повлияло на столь многие выдающиеся умы. А с появлением создателя техники экономического анализа Д. Рикардо (1772-1823) установление объективных экономических законов превращается в основной принцип исследования».

Основополагающее значение трудов А. Смита для возникновения и развития экономической психологии как самостоятельного психологического направления отмечает современный отечественный психолог О. Дейнека.

«Что касается истории экономической психологии, то ее истоки можно найти прежде всего в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита, признанного основателем самостоятельной науки экономики, Альфреда Маршалла (1842-1924), создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса(1883-1946), автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального "экономического человека", цель деятельности которого состоите получении выго­ды, дохода. Идея "экономического человека" длительное время господствовала в экономической психологии, принимая все новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты».

Большинство современных обществоведов сходятся во мнении относительно теоретических допущений, на которых строится классическая модель экономического человека. Как правило, таких допущений называют четыре.

-Экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими экономическими людьми.

 - Экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения.

- Экономический человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности.

- Экономический человек эгоистичен, т. е. он стремится к максимизации своей выгоды.

По мнению современного исследователя экономических проблем В. С. Автономова, «экономическая наука, как и другие дисциплины, относящиеся к общественным наукам: социология, политология, психология — имеет своим предметом экономическое поведение. ...Однако научный подход к предсказанию и описанию человеческого поведения требует от общественных наук его обобщения, типизации. На практике это проявляется в использовании определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление о человеческой природе. Данная модель является не предметом изучения, а элементом метода соответствующей теории. При этом для каждой из общественных наук характерно свое представление о человеке, о логике его поведения, фиксирующее те его свойства, которые составляют интерес для данной отрасли знания, и абстрагирующиеся от отдельных его признаков. Более того, можно показать, что выработка специфической модели человека лежала в основе обособления отдельных общественных наук от моральной философии».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...