Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На Западе интерес к модели человека в различных экономических теориях достаточно повысился начиная с 60-х гг. XX в. 2 страница
Сам факт говорит об иной расстановке приоритетов в решении прикладных экономико-психологических задач, нежели на Западе. Существующая в настоящее время в России социально-экономическая ситуация оказалась неожиданной не только для неискушенного в экономических вопросах населения, но и для сменяющих друг друга на реформаторском поприще лидеров, имеющих серьезные познания в экономической науке. Если отбросить мысль о злонамеренности некой темной силы, остается заключить, что значительное количество реализованных экономических и политических решений, возможно, не учитывало интересов всего общества в той мере, в какой этого требовал их масштаб. Такая ситуация требовала ответа ученых на конкретные вопросы. Существуют ли чисто человеческие причины, по которым не идут те или иные реформы? В чем суть «психологического» компонента в комплексе причин коррупции, инвестиций и проблем руководства? Почему люди в некоторых случаях не хотят видеть «очевидной выгоды»? Каких «человеческих качеств» требуют реформы? Каким образом получить в массовом масштабе такие человеческие качества, при которых реформы могли бы быть осуществлены с наименьшими потерями для субъекта управления? Или, с другой стороны, какие человеческие качества нашего соотечественника должны быть учтены самими создателями нормативных документов, регулирующих ход реформ? Вначале многие неудачи были объяснены как сопротивление реформам из-за неизжитых поведенческих или мыслительных стереотипов населения. Возможно, именно вследствие этих причин появился ряд интересных и содержательных прикладных исследований по экономической психологии, рассматривающих «установки людей, семей, групп»29 в качестве предмета данной науки. Последующий за этапом, выявляющим экономико-психологические стереотипы, момент развития науки должен был бы подготовить ответ на вопрос, как можно изменить мешающий реформированию стереотип. И такие исследования начали появляться. Например, нужно экономическое образование организовать так, чтобы формировать у студентов необходимые стереотипы и разрушать негодные, предполагая, что рынок в России уже введен. Или, зная психологические особенности подчиненных, умному руководителю следует умело их использовать, стремясь к наилучшему результату для фирмы, и т. д. Однако скоро стало ясно, что еще не найдены условия, которые способствовали бы формированию «западного» варианта экономического поведения у каких-то многочисленных групп населения. Например, особенно актуален вопрос, как совместить право людей преследовать свои личные интересы и благополучие конкретных организаций и общества в целом. В настоящее время имеется значительное количество исследований, в которых приводятся примеры, как руководители на различных уровнях преследовали личный интерес не только в ущерб процветанию руководимых ими организаций, но и за счет их гибели.30 Во многих случаях нельзя не признать, что такие решения являлись сиюминутно экономически эффективными для их авторов, если рассматривать их как рациональных экономических людей, стремящихся получить выгрду сейчас и любым путем. Но даже при таком понимании это экономическое поведение бесперспективно, если дальнейшие судьбы этих людей связываются именно с российской экономикой, резко откатывающейся назад. К сожалению, социологами доказано, что чем выше социальное положение нашего соотечественника, т. е. возможность принимать такие решения, тем слабее его связь с Россией и выше готовность уехать в другую страну.31 Вопросы, будет ли такая ситуация тиражироваться и доминировать в будущем,* или же она является следствием каких-то особых постсоветских психологических стереотипов, которые сами собой исчезнут со сменой поколений, совершенствованием законодательства или ужесточением внешнего контроля, и можно ли на эту ситуацию воздействовать сегодня, остаются для экономической психологии центральными. В последующие годы появился ряд публикаций, где экономическая психология рассматривалась как наука об индивидуальных вариациях экономического поведения человека или группы людей. Причем за некоторую норму был принят все тот же классический «экономический человек». Напомним его основные качества: обладает полной информацией о ситуации, в которой действует, удовлетворяя свои потребности; минимально взаимосвязан с другими экономическими людьми; рационален с точки зрения механизмов принятия решений; эгоистичен, т. е. стремится к максимизации своей выгоды. В российских полукриминальных условиях рациональное экономическое поведение, построенное на обработке доступной адекватной информации, может осуществляться только ограниченным количеством людей. После фактического прекращения действия Советов трудовых коллективов в самом начале реформ чуть ли не единственной обладательницей информации для экономически рациональных решений оказалась администрация предприятий, сохраняющая монополию именно на условия, необходимые для активного экономического поведения. Кроме того, дает о себе знать величайшая экономическая безграмотность основной части населения. Например, из данных, полученных в исследованиях С. Б. Мурашева,32 видно, что представители «рядового» населения практически не разбираются в таких элементарных экономических вопросах, как льготы по налогообложению (см. табл. 1.4). Интересно, что большая часть опрошенных вообще не интересуется таким вопросом, как льготы по налогообложению, и даже не стремится получить информацию на эту тему. Поскольку очень небольшое число вообще имело дело с органами налогообложения, можно предположить, что речь идет о людях, малоактивных экономически. Таких примеров величайшей экономической безграмотности Населения России, порожденной слабой экономической активностью, можно привести множество. Если упомянуть и о неконтролируемой массовой дезинформации, идущей под эгидой рекламы, трудно говорить о каком-либо массовом информированном «экономическом человеке» в России. Что касается такого качества экономического человека, как независимость решений, то выше мы уже обсуждали проведенную в отечественных условиях игру «Ультиматум», в которой проявилась не просто зависимость, а детерминированность экономического решения уверенностью, что любые деньги необходимо делить поровну с тем, от кого зависит их получение. В свете этих фактов есть определенная доля объяснения невероятной коррумпированности чиновников, обязанных производить какие-либо выплаты, и уверенность значительной части государственных служащих, что именно бухгалтер (главный бухгалтер, кассир и т. д.) решают, платить ли в срок и полностью заработную плату. И наконец, главное в экономическом человеке — стремление к максимизации выгоды. В настоящее время в массовом масштабе при кризисной экономической ситуации принимаются решения, крайне далекие от какой-либо максимизации. Так, в исследованиях И. А. Чеховских показано, что при очевидном отсутствии материальной выгоды, даже при явной убыточности дачного подсобного хозяйства в России, его продолжает поддерживать значительная часть населения как больших, так и средних городов. Среди прочих мотивов, играющих в этом роль (семейная традиция, отдых, желание бывать на природе и т. д.), одно из первых мест занимает стремление выжить на уровне натурального хозяйства в предвидении возможности повторения уже не раз пережитого: обвального падения курса рубля, прекращения выплаты заработной платы, перебоев со снабжением продуктами, топливом и т. п.
Таблица 1.4. ОЦЕНКА ВОСПРИЯТИЯ НАСЕЛЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Интересными представляются многочисленные работы, выполненные на стыке экономической психологии и социологии. По результатам исследований, специфическими поведенческими и личностными характеристиками обладают представители различных социальных групп, если в качестве основного критерия стратификации взять экономический фактор. Однако структура современного российского общества отличается от западной. Так, по некоторым данным, в результате реформ 40 % людей оказались за чертой бедности, а 13 % трудоспособного населения — безработными;34 по другим данным за чертой бедности находится 60 % населения России.35 В 1997 году в это число вошли работники первых 14 разрядов единой тарифной сетки в бюджетных организациях, размер ставок (окладов) которых оказался ниже прожиточного минимума. По результатам американских исследований, жизнь в постоянной бедности порождает определенную культуру, облегчающую адаптацию к ущербным условиям существования. Субкультура бедности является не только ее следствием, но и причиной, поскольку играет роль в конструировании социальной реальности. «Пассивные бедные» не пытаются изменить свое положение, рационально оправдывая свое поведение определенными ценностями. Субкультура бедности имеет способность к воспроизводству.36 В России психология бедности, имеющей массовый характер, тем не менее не изучена. Однако некоторые виды девиантного поведения можно объяснить рациональным оправданием своего стиля жизни бедными людьми. Так, в исследованиях предрасположенности к девиантному поведению, выполненных под руководством В. А. Спивака, было установлено, что более половины опрошенных при ответе на вопрос, могли бы они совершить противоправные действия в организации, в которой работают, ответили, что могли бы — при крайних обстоятельствах. Какие обстоятельства являются крайними для людей, живущих за чертой бедности? И насколько распространены в жизни россиянина такие обстоятельства, подчиняясь которым он попадает в разряд правонарушителей? Пример, Известно, что размер штрафа за безбилетный проезд на поездах железной дороги определяется минимальным размером заработной платы. Поскольку значительное число жителей крупных городов выходные дни проводят на дачных участках, плата за проезд в электричках может составлять значительную сумму для семьи среднего достатка. Обычно контролерами взимается только сумма штрафа, без стоимости билета. Это оказывается выгодным как пассажирам, следующим на достаточно дальние расстояния (экономия примерно 50 % суммы), так и контролерам, понимающим, что всю сумму (штраф плюс стоимость проезда) средний пассажир оплатить не может, Если число «зайцев» составляет значительную часть всех пассажиров, возникает вопрос, являются ли все они бессовестными нарушителями правил (к чему привыкают или находят рациональное оправдание), или необходимы определенные государственные дотации, которые позволили бы установить такие цены на железнодорожные билеты, которые позволяли бы людям вести себя законопослушно? * Д евиантным называется поведение, не совпадающее с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе. Очевидно, ответить на такой вопрос могут экономические психологи-прикладники. С другой стороны, совершенно очевидно, что у любого человека остается выбор, совершать или не совершать ему противоправный поступок в любой экономически окрашенной ситуации. Пример. У русского писателя Н. С. Лескова есть рассказ «Однодум», посвященный некоему Александру Рыжову, занимающему место квартального (чиновник в системе городского управления, на ранг ниже городничего) в небольшом городке. Смысл рассказа заключается в описании необычной личности героя, который отличается крайней религиозностью и богобоязненностью и никогда, ни при каких обстоятельствах, не берет взяток. Остальные же чиновники их традиционно берут и не могут представить (да и никто не может представить) жизнь без этого. Поскольку жалованье его составляет 2 рубля 87 копеек в месяц, он никогда не покупает даже соли. На вопрос вышестоящего чиновника, как ему удается так существовать, отвечает: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами обойтись можно».37 Важно отметить, что Н. С. Лесков поместил этот рассказ в цикл «Праведники», подчеркивая тем самым не просто необычность такого «экономического» поведения в России, но сакральный его характер. Тем не менее отечественную внутреннюю экономическую политику на протяжении значительного исторического периодагможно рассматривать, как поиск оснований для «великого обуздания» широких народных масс — религиозных, идеологических, политических. Сейчас еще живо поколение, испытавшее ужасы тотальной войны и репрессий — одного из самых сильных политических аргументов. Еще одна группа смежных психолого-социологических исследований сосредоточена в настоящее время на проблеме особенностей формирования и предсказания экономического поведения среднего класса, который должен был бы стать основой противостояния массовому обнищанию в России, Понятие среднего класса связывалось в начале реформ с представлением о предпринимательстве. Однако изменение структуры собственности в России и ближнем зарубежье показывает, что среди новоявленных собственников преобладают не предприниматели, а директора предприятий. Очень часто они не обладают необходимыми управленческими навыками, личностными качествами, культурой, опытом, и их деятельность во многом направлена не на развитие производства,-а на сохранение контроля над ним и выбивание государственных льгот и субсидий. Они не заинтересованы в развитии нормальной рыночной конкуренции. Поведение предприятий определяется не столько рыночными факторами, сколько необходимостью выстраивать нужную им модель взаимодействия с государством. Такая ситуация говорит не о росте предпринимательской группы, а об увеличении влияния чиновников на предпринимательскую деятельность. t Более широкая попытка описания и предсказания экономического поведения населения России основывается на выявлении социокультурных типов, определяющихся системами ценностей (см. рис. 1.2).38 Отметим, что Россия отличается от других стран (бывших социалистических — например, Чехии, Словакии, Венгрии) большей долей пессимизма и неуверенности, а следовательно, и меньшей экономической активностью. В последние годы предпринимаются попытки уточнить предмет экономической . психологии как психологами, так и экономистами. Психолог О. А. Дейнека понимает экономическую психологию как результат интеграции научного познания на Рис. 1.2. Социокультурные типы населения России стыке политической экономии и частных экономических науки, и социальной психологии.'Предметом экономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования. Таким образом, экономическая психология — это психология хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т. е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях — микро-, мезо- и макроэкономическом. Далее автор пишет, что «в рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования».39 Из этого можно понять, что, учитывая многообразие экономико-психологических подходов и плоскостей их применения, автор заостряет внимание на феномене экономического сознания, присущего хозяйствующему субъекту, что является традиционным для отечественной психологии/Под экономическим сознанием понимается системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человекомЖшее О. А. Дейнека выделяет некоторые компоненты структуры экономического сознания. Экономические эмоции и чувства, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т. д.: эмоции практические (удовлетворение от результатов и процесса труда), гностические (связанные с познанием), глори-ческие (желания признание и почета), пунические (желание преодолеть опасность, испытать азарт, риск), альтруистические или эгоистические при обмене и распределении. Перцептивная сфера экономического поведения (исследования восприятия денег, отношения к вещам, товарам, услугам, неосознаваемая перцепция в рамках маркетинговой ветви экономической психологии — психология потребителя, рекламы; методы продаж). Экономические представления и экономическое мышление: представления о том, как функционирует экономика, создается субъективный экономический образ; способность субъект-социального человека или социальной группы отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов, с реальностью и на основе этого строить свою экономическую деятельность. Волевые компоненты экономического сознания — это экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность и т. д. Такое понимание предмета и задач экономической психологии предоставляет огромный исследовательский простор науке. Особенности проявления психических процессов, свойств и состояний, а также сознания, имеющих экономическое содержание, еще ждут своих методологов и исследователей-практиков. Экономисты также предпринимают попытки определить предмет экономической психологии и систематизировать ее задачи. М. К. Бункина и В. А. Семенов отмечают, что «экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления», и включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения: побуждения или мотивы деятельности экономического человека; экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей; бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций; экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду.40 Итак, молодая отечественная экономическая психология претендует на решение широкого спектра проблем, находящихся на стыке психологии и экономической науки, хозяйственной деятельности (как особого рода деятельности) и поведенческих факторов. Теперь постараемся определить место экономической психологии среди других
1.5. Экономическая психология в системе наук Прежде всего напомним, что любая наука может быть понята, как сфера чёловечес-. кой деятельности, основной задачей которой является выработка и систематизация знаний о мире. Науки различают по ряду существенных признаков. В основе их базового деления на группы могут лежать специфические особенности ее объекта — той стороне реальности, на изучение которой данная наука направлена. Естественно, что ни одна наука не в состоянии описать свой объект полностью. Науки различаются и по предметам исследования. Предмет не фиксирует всех сторон объекта. Например, психология, имея объектом человека или группу, в качестве предмета рассматривает факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Различные психологические направления, эволюционируя, могут рассматривать только сознание, сознательную и бессознательную области психики, поведение и т. д. Изменяется и представление о предмете экономической науки — хозяйственных системах и хозяйственной деятельности. Классики создали науку об экономическом поведении людей в ситуации рыночных экономических отношений, когда в качестве объекта рассмотрения берутся малые экономические системы — фирмы, предприятия, хозяйства отдельных владельцев. Впоследствии такой подход был назван микроэкономическим. Микроэкономика оперирует понятиями: прибыль, цены, затраты; изучает отношения между участниками рынка: производителями, потребителями, в основу анализа закладывая понятие конкуренции. Общемировая тенденция к усложнению хозяйственных систем, усилению их взаимозависимости, глобализации экономических проблем, выходу их за рамки отдельных национальных и государственных хозяйств создает другую экономическую реальность и, как ее рефлексию, — макроэкономику — науку об агрегатном экономическом поведении людей в макросистеме, выявляющую закономерности экономического развития на основе взаимосвязей между основными структурными пропорциями, обобщающими показатели народного хозяйства. Макроэкономика оперирует понятиями: общественное благосостояние, пропорции распределения национального дохода, инфляция, совокупность инвестиций и т. д. Союз микро- и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами. Микроэкономика, исходя из представлений о достаточно устойчивой экономической реальности, соответствующей определенной экономической формации и определенному типу цивилизации, дает ответы субъектам экономических отношений микроэкономической среды — владельцу фирмы (группе владельцев), предпринимателю, банкиру и другим о том, как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели. Экономическая психология в прикладном ее аспекте отвечает на эти же вопросы, учитывая человеческий фактор на психологическом уровне: характеристики личности, особенности ее поведения и деятельности, принятия решений и т. д. В определенном смысле, учебное пособие по прикладной экономической психологии — справочник для предпринимателя, действующего в условиях рынка и стремящегося «совместить» экономического человека с человеком реальным, учитывая рекомендации психолога. Областью интересов микроэкономической психологии может быть использование экономических стимулов в управлении, психология потребителя, рекламы, любых видов хозяйственной деятельности в микроэкономической соеле. Пример. Американский психолог Роберт Чалдини описывает ситуацию рассказанную одной его знакомой — хозяйкой магазина сувениров. Магазин специализировался на продаже ювелирных изделий. Был пик туристического сезона, когда возникли проблемы с продажей партии изделий из бирюзы. Они были хорошего качества для той цены, которую за них запрашивала владелица магазина, но почему-то плохо раскупались. Чтобы отделаться от надоевшего товара, хозяйка перед отъездом по делам написала записку, в которой поручила своей продавщице снизить цену на всю бирюзу в два раза. Когда она вернулась, вся бирюза была продана, причем вдвое дороже, ибо продавщица по рассеянности вместо «снизь» прочла «повысь». Р. Чалдини объясняет эту ситуацию тем, что покупатели, по большей части состоятельные отпускники, плохо разбирались в бирюзе и руководствовались стереотипом: «дорогое — значит, хорошее». Людям, которым требовались «хорошие» ювелирные изделия, подорожавшая бирюза показалась более желанной. Несколько иначе выглядит сфера исследований психологии, являющейся пограничной с макроэкономикой. С помощью макроэкономических категорий можно описать ту экономическую реальность, в которой действует экономически активный человек. Можно охарактеризовать уровень развития данной экономической среды по сравнению с другими. Можно спрогнозировать какие-то варианты стихийного развития ситуации и аргументировать решение о том, каким образом в нее вмешаться (например, со стороны государства) и привести в соответствие с некоторым запланированным образцом. Другими словами, макроэкономические исследования ложатся в основу государственной экономической политики — системы мероприятий в сфере хозяйственной жизни, направленных на ее преобразование. Макроэкономическая психология также является необходимым инструментом выработки экономической политики. В частности, она способна ответить на вопросы, возможно ли использование моделей успешных макроэкономических преобразований какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером, «народным духом» насколько успешно будет выполняться в данной макроэкономической среде тот или иной нормативный акт в системе экономического законотворчества; поможет ли в предсказании экономической активности населения в плане инвестиций и т. д. Имеется много примеров пренебрежения экономико-психологическими знаниями в макроэкономических преобразованиях, в основном связанных со стремлением «ускорить» процесс экономической эволюции в тех культурах, которые рассматриваются как традиционные, а их экономики — как развивающиеся или примитивные. Известен случай с попыткой католических миссионеров «цивилизовать» жителей Центральной Африки — пигмеев, издавна существующих в рамках экономики присваиваю щего типа. Это народ обладает уникальным и удивительным «чувством леса», взаимо действие с которым позволяет не только получать все необходимое для жизни племени, но и предоставлять проводников для исследователей тропических джунглей.После переселения части людей на открытую местность и попытки приобщить их к обработке земли произошли крайне неприятные события. Во-первых, глаза людей, из поколения в поколение живущих в сумерках тропической чащи, оказалось невозможно приспособить к яркому солнечному свету. Это вызвало болезнь глаз, сопровождающуюся силь ной болью. Люди вынуждены были принимать лекарства, в том числе — аналгетики, вызвавшие у многих не просто привыкание, а род наркомании. Кроме того, людям, при выкшим к собирательству, оказалось невозможным объяснить права собственности на землю и ее плоды, выросшие в результате сельскохозяйственной деятельности их новых соседей — коренных жителей равнины. С точки зрения культуры самих пигмеев, воспользоваться этими плодами — не значило их украсть. Тем не менее «наркоманам и ворам» оказалось невозможным вписаться в социум, существующий в экономике другого типа и имеющий другой менталитет. Поэтому неудача данного эксперимента, стоившая жизни ни в чем не повинным людям, может быть названа экономико-психологической безграмотностью на уровне совместимости макросистем, хотя и ничтожных по численности. Отметим, что в России исторически сформировались крайне слабые традиции оценки как индивидуальной, так и общественной человеческой жизни с точки зрения прогресса или деградации каких-то базовых качеств; отсутствует систематическое психологическое образование в массовом масштабе. Поэтому во все времена в России был соблазн использовать готовые, полученные в другой культуре знания об обществе и человеке, а также существует длительная традиция такого заимствования. В не столь отдаленном прошлом бесконечный спор либералов и славянофилов приводил то к поспешному введению в российскую действительность западных образцов, которые, как правило, не приживались, то к отмене всего, к чему приводили реформы, и возвращению России к модели самой себя, только устаревшей и утратившей актуальность. Напомним, что раскрепощение крестьян в 1861 -г., имело кроме прочих последствий террор и завершилось контрреформой. Попытка Столыпина создать класс сельской буржуазии с помощью передачи земли в частную собственность натолкнулась на общинное мышление крестьян, выразившееся не только в запугивании соседей, но и в преследовании их и даже физическом уничтожении. Все это говорит о привнесении реформаторами на российскую почву представлений об очевидной экономической выгоде, но для другого человека, «не россиянина», который, сообразно традициям европейской культуры, длительный период исторического развития являлся в отличие от российского крестьянина самостоятельным субъектом хозяйствования. Таким образом, главные вопросы, на которые должна ответить макроэкономическая психология, — каковы «человеческие» последствия смены экономического уклада, в особенности если она происходит революционным путем, а также возможность предсказать экономическое поведение различных групп населения. Постараемся теперь схематично изобразить соотношение экономической теории и психологической науки (см. рис. 1.3). Одна из причин продолжительного игнорирования возможности макроэкономической психологии как подхода к решению проблем экономической политики
заключается в том, что на экономический тип общества трудно посмотреть вне традиционной оценочной позиции. Большее экономическое развитие (и это принято отождествлять с большей прогрессивностью) без всяких оговорок обычно ассоциируют с современным индустриальным или постиндустриальным (благополучным и стабильным) обществом Запада. Одновременно предполагается, что другие общества находятся на подступах к той же цели, хотя и признается возможность различных путей ее достижения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |