Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Период неразделенности экономического и психологического знания




Экономическая психология

 

ВВЕДЕНИЕ

За годы, прошедшие с начала социально-экономических трансформаций России, трудно назвать какую-либо науку, которая могла бы считаться столь же актуальной, как экономическая психология. Это объясняется рядом причин, в том числе, возникновением множества вопросов, ответы на которые ожидались практиками-экономистами (прежде всего, менеджерами) от специалистов именно этой науки.

Из данных социологических исследований известно, что среди самых неудавшихся задач реформирования на первом месте стоит проблема «экономической преступности» (ее отметило 98 % ответивших экспертов). Второе и третье места разделили «создание рыночной системы управления» и «стимулирование инвестиций» (по 96 %'). Очевидно, последняя в существенной мере может являться следствием первых двух. Таковы на сегодняшний день достаточно важные, по сравнению с западными, особенности отечественной экономической сферы, в которой существуют соотечественники, в том числе и менеджеры.

Стремление людей разобраться в происходящем подняло экономическое образование «на гребень волны». Современная попытка реформирования образования, имеющая в качестве первоначальных основных целей приведение системы обучения в соответствие с современными требованиями российского общества и мировыми стандартами, является ровесницей и логическим следствием самих социально-экономических реформ. Поскольку ни одно из российских правительств официально не заявляло о смене курса, а продолжительность обучения в учреждениях высшего образования составляет пять лет, уже несколько выпусков экономистов существовавших к началу реформ вузов должны были бы быть подготовлены так, как если бы в России была создана рыночная экономика западного образца. Однако при крушении советской идеологии стало ясно, что Россия является общностью народов, живущих как бы в различных исторических и культурных эпохах. При имевшейся в начале реформ альтернативе — полностью создать новое содержание экономического образования (с целью сформировать совершенно новое экономическое мышление) или заимствовать что-то у Запада, второй путь был выбран как наиболее легкий и приемлемый в ситуации почти прекратившегося государственного финансирования. Поскольку в настоящий момент становится совершенно очевидным своеобразный путь России в ее движении к рыночным отношениям, представляется актуальным и ответ на вопрос, что именно следует заимствовать экономическому образованию России из мирового опыта, если она хочет достичь по-настоящему современного уровня образования и конвертируемости экономических дипломов.

К числу таких особенностей следует отнести российский менталитет, интерес к которому проявляют многие науки, в том числе и экономическая психология.

Введение

Предлагаемый материал написан с позиций социокультурного подхода. Это означает, что авторы придают первостепенное значение тем характеристикам человеческой личности, которые формируются и эволюционируют в определенной социокультурной среде, составной частью которой является и экономическая культура.

По нашему мнению, значение человеческих качеств  проявляется на макро- и микроэкономическом уровнях. Главные вопросы, на которые должна ответить макроэкономическая психология — каковы «человеческие» последствия смены экономического уклада, в особенности, если она происходит революционным путем, а также возможности предсказания экономического поведения различных групп населения в многоукладной, эволюционирующей экономической среде. Знания, предоставляемые макроэкономической психологией, могут послужить для формирования социально ориентированной экономической политики.

Микроэкономическая психология фокусирует свое внимание на экономическом поведении, ограниченном рамками преимущественного для данной социокультуры, стабилизировавшегося во времени экономического уклада. Она является более разработанной областью знания и может служить руководством для экономически активных людей.

Основная часть посвящена вопросам макроэкономической психологии. В нее входят: психология предпринимательской деятельности, психология денег и инвестиционного поведения, психология поведения на рынке труда, психология рекламы. Авторы стремились с позиции социокультурного подхода в экономической психологии найти объяснение явлениям, являющимся в этих областях наиболее актуальными. Очевидно, что увеличение числа предпринимателей в России могло бы послужить созданию «среднего класса», противостоящего обнищанию общества. Это происходит крайне медленно и в достаточно болезненных формах, Существенные тому причины - психологические. В частности, это традиционное для России негативное отношение к предпринимателю, его деятельности, экономической активности вообще. Психологически можно объяснить, а значит и найти пути работы с явлениями вроде отсутствия установки у россиян на активное инвестиционное поведение, особое отношение к труду и т. д.

Микроэкономическим вопросам посвящены розделы о проявлении психологических факторов в сфере производства и управления. Читатель найдет в них ответы на вопросы о мотивации труда персонала предприятий, о способах и приемах повышения результативности управленческой деятельности в индустриальном обществе и многие другие.

Залогом успеха современного отечественного менеджера, предпринимателя, любого экономические активного человека является не только и не сколько система знаний, правил и рекомендаций по успешному ведению бизнеса, сколько серьезная мировоззренческая позиция, глубокое понимание причинно-следственных связей в явлениях социально-экономической реальности, привычка к рефлексии и стремление к самосовершенствованию.

Выражаем надежду, что наша работа будет интересна широкому кругу читателей, участвующих в практическом решении различных экономических проблем — менеджерам, предпринимателям, экономистам самого широкого спектра специальностей, а также аспирантам и студентам, стремящимся к совершенствованию экономического образования.

 

 

Введение в экономическую психологию

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Стремительный рост научных публикаций по тематике, определяемой авторами как экономико-психологическая, говорит о возросшем интересе психологов и экономистов к смежным проблемам.

Такая смежность понимается авторами и в плане взаимодействия наук психологии и экономики, и в плане применения психологических методов к исследованию экономики как сферы жизнедеятельности общества, и в плане поиска новых экономических методов и средств воздействия на человека как объекта управления (со стороны государства, организации, конкретного лица).

Чтобы разобраться в многообразии подходов, а также выработать собственный взгляд на экономическую психологию как науку, постараемся ответить на ряд вопросов:

- каковы были предпосылки формирования такой смежной науки, как «экономическая психология»?

-какие научные факты или события практики хозяйствования вызвали к жизни новую область исследования?

-какие явления оказалось необходимо изучать средствами и экономики и психологии одновременно?

Период неразделенности экономического и психологического знания

Среди других наук экономика, и в особенности психология, сравнительно поздно обрели самостоятельность. На раннем этапе развития в недрах философии размышления о хозяйствовании и о человеческой душе, ее сущности и месте человека в мире фактически сливались.

По продолжительности этот «ранний этап» в древнем мире и средневековье десятикратно превышает период, называемый новым временем.

 Это — последние двести лет, на протяжении которых возникли отдельные научные направления — экономика и психология, нашедшие затем точку пересечения и общие проблемные области.

Античность.

Начиная с V в. до н. э. большинство наук развивалось в рамках философии.

Греческое слово экономика в буквальном переводе означает искусство ведения домашнего хозяйства. Его ввел в научный обиход древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.). Он отдавал безусловное предпочтение натуральному хозяйству, понимаемому как особые, высокоэмоциональные отношения земледельца с обрабатываемой землей. Ксенофонт порицал накопление земледельцем в личном пользовании золота и серебра (выделение из группы по уровню богатства), ибо богатство отдельного человека могло нанести вред общему хозяйственному организму — полису.

Платон (427-347 гг. до н. э.), величайший философ древности, не оставил в полном смысле слова экономических трудов. Вместе с тем возникновение государства он в значительной степени связывал с удовлетворением повседневных потребностей людей и обменом. «Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить своих нужд... Мы берем одного помощника для одной цели, другого — для другой, и когда все они собраны в одном месте, эту группу можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом, думая, что это будет им ко благу».

Интересно, что усилить государство (и тем самым добиться экономических успехов), по мнению Платона, можно, используя психологические знания. В центре космологии Платона, как известно, находится учение о «мировой душе», царстве идей. Воплощаясь в тело и приобретая индивидуальность, душа забывает то, что знала, пребывая в царстве идей. Люди же различаются степенью способности к такому припоминанию, а ощущаемый мир складывается из самих идей — причин бытия, осуществляющих себя через искусство, религию, государство, хозяйственную деятельность и т. д.

По Платону душа состоит из трех частей: разумной (имеющей божественное происхождение), аффективной (движимой страстями) и вожделеющей (созданной низшими богами). Победу разума над страстями и вожделениями человеку одержать очень трудно, для этого необходимо надлежащее воспитание. Государство же должно решить чисто психологическую задачу: найти каждому гражданину такое место в социальной структуре, которое соответствовало бы преобладающей части его души. Аристократы с преобладающей разумной душой должны занимать государственные должности, воины с дисциплинированной аффективной — нести бремя защиты полиса, народ с преобладанием вожделений — заниматься ремеслами.

Из экономических учений Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) уцелел только один небольшой фрагмент. Если собрать отдельные высказывания из сочинений этого ученого о политике и этике, то можно восстановить целую систему воззрений на хозяйственную жизнь.

Свою науку о хозяйстве Аристотель делил на две части: экономику — домоводство, понимаемое им как наука о производстве для потребления, и хриматистику — науку о меновом хозяйстве и обогащении. Такое деление весьма примечательно, поскольку говорит об существенном различии частей. Естественным и непредосудительным Аристотель считал только способ приобретения благ посредством собственного производства необходимых для жизни продуктов. Хриматистике же он отводил подчиненное положение. Профессиональная торговля подвергалась осуждению, ибо основывалась не на естественных потребностях, а на барыше торгующих. Кроме того, источником денежного дохода при торговых сделках могли быть и моральные, и умственные качества человека, что не соответствует их сущности и предназначению. Так, например, естественной целью мужества является подвиг; врачебного искусства—здоровье, но никак не приобретение денег. Если же богатство является целью, то только в искусственном смысле. Ведь обе приведенные категории не имеют свойств быть годными к непосредственному употреблению человеком. В поэме Овидия «Метаморфозы» упоминается о фригийском царе Мидасе, испросившем у бога Диониса награду, оказавшуюся ужасным наказанием. Все, к чему бы Мидас ни прикасался, по велению Диониса превращалось в золото. Чтобы избавиться от страш­ного дара, Мидас совершил омовение в водах реки Пактол, ставшей золотоносной. До нас дошли всевозможные варианты сказок о жадных людях, наказанных таким образом. Древний Рим. К 60-м годам III в. до нашей эры почти вся Италия оказалась завоевана римлянами. Города и общины объявлялись союзниками Рима. Они сохраняли права внутреннего самоуправления и должны были поставлять для римской армии вспомогательные воинские отряды.

Поразительное для современников превращение Рима из маленькой крестьянской общины во властелина Италии можно было объяснить только превосходством политического строя, а также моралью, утверждавшей такие добродетели, как патриотизм, храбрость, услуги государству. В основе экономических воззрений римлян лежало знаменитое римское право, ставшее примером и источником изучения и подражания для многих будущих поколений европейцев. Теоретики римского права оперировали представлением не о труде, созидающем определенные блага, а о собственности, нажитой завоеваниями и захватом добычи. Приобретение хозяйственных благ в Риме выражалось словом «occupare» (лат.), имеющим общий корень с «occupatio», что означает насильственное занятие территории другого государства. Продукт рабского труда рассматривался собственником раба наравне с доходом от скота и земли.

Однако в период расцвета римской империи нравственные добродетели потерями значение. Император присвоил всю полноту власти, муниципальное управление зародилось в сбор налогов. Наличие массы рабов препятствовало занятию свободных людей торговлей и ремеслами. Все меньше становилось условий, содействующих проявлению индивидуальных способностей и персональной ответственности.

Нравственные стандарты были сформулированы только в первых христианских общинах, особенно в кафедральных школах юношества, предназначенного к получению духовного звания.

Средневековый период открылся выступлением на историческую арену множества стран Западной Европы, бывших ранее провинциями под римским управлением. Это Галлия, Германия, Бельгия, Великобритания, Испания. Здесь правили римские наместники, возглавлявшие укрепления на границах империи и проводившие в жизнь ее систему управления в военном и податном деле. По мере укрепления связей с Римом провинции наделялись самостоятельностью и интенсивно развивались. Париж, Марсель, Лион, Кельн, Майнц, Трир выросли в крупные промышленные и культурные центры. Так, во времена Октавиана Августа (I в. до н. э.) в Галлии было 64 городские общины, а в V в. — 125.

Для средневекового миросозерцания характерно сродство души человека и природы. Оба они — божьи творенья, бессмертные и бесконечные. Отсутствовала четкая граница между ними: локоть, палец, число шагов — средства измерения про­странства с помощью собственного тела могли определиться только в средние века. Время ощущалось как внутреннее состояние человека. Только в 1000 году Папой Сильвестром II были изобретены механические часы, подтвердившие возможность отчуждения времени от его конкретного содержания.

Все социальные роли были сословно определены от рождения. Право и мораль совпадали.

Все люди — на своих местах, их земная деятельность включена в гармонический ритм природы. Человек, вещи — сотворены, извлечены к бытию из небытия Богом. Власть дана Богом и принимает облик силы, приложенной к обществу «извне». Стержень мировоззрения — аскетизм. Все чудеса Ветхого Завета расположены вокруг центрального чуда — готовности бесконечного и безусловного вмешаться в конечное и случайное.

Поскольку человек не мыслился как существо, обладающее самостоятельной судьбой, хозяйственная деятельность не могла быть отчуждена от конкретной жизни, а жизнь была лишена понятия случайности. Она понималась, как включенная в вечность и имеющая более высокий смысл. Средневековый схоласт Фома Аквинский (1225-1274), давший христианскую интерпретацию трудам Аристотеля, говорил о душе как о узловом пункте мироздания — форме, осуществляющейся в материи, в отличие от бестелесных божественных структур. Она обладает активностью и способностью познания других материальных форм через внешние чувства. Фома Аквинский считал, что вещи принадлежат Богу, а человек может ими только пользоваться. Поэтому, когда в процессе хозяйствования людям приходится обмениваться вещами, такой обмен должен быть справедливым. Иначе человек запятнает душу грехом.

Позже представители западной церковной идеологии создали теорию «справедливой цены», отражавшей количество труда, затраченного на производство товара, и дававшей возможность продавцу жить в соответствии со своим сословием. Католические чиновники устанавливали твердые таксы на различные товары. Они должны были законодательно соблюдаться продавцами и потребителями. Ростовщичество запрещалось светским законодательством, что имело силу до XVI в., когда оно было отменено во времена Реформации.

Идея человеческой души в центре мироздания получила дальнейшее развитие в эпохи Возрождения и Нового времени как культ человека в его сугубо людской ипостаси.С эпохи крестовых походов начались серьезные изменения в хозяйственной жизни Европы. Завязались деятельные торговые отношения между городами, расположенными на побережье Средиземного и Черного морей, и странами Востока. Оживился обмен товарами между государствами Запада. Европа приобщилась к новым техническим знаниям. Первые выгоды от крестовых походов выпали на долю итальянских городских республик — Болоньи, Генуи, Пизы, Венеции. Развитие торговли в приморских городах выдвинуло новую экономическую силу — движимый капитал. Раньше же единственным видом богатства и источником дохода являлась земельная собственность. Не случайно одним из первых университетов Европы, возникшим в 1158 году, был Болонский. Сохранившиеся до наших дней документы, например «Болонские статуты» 1405 года, дают информацию о типе договора, заключавшегося учениками, желавшими получить знания, с учителями, способными такие знания предоставить. «Поскольку работник должен быть вознагражден, было определено, что доктора принимают такую плату от студентов: "метафизика" — 20 болонских солидов, "физика" — 25, "о душе" — 15, "этика" — 20, "политика" — 20 и "экономика" — 5 болонских солидов».

«Экономика» — труд, частично принадлежащий Аристотелю, а частично приписываемый ему. Потому можно предположить, что экономическое образование входило в состав философского как часть, подчиненная сакральным целям всего обучения. Уже в XII в. в Европе определенного рода участие в хозяйственной жизни (торговля, предпринимательство) требовало особого образования.

Образование, которое получало подрастающее поколение купцов, в средние века являлось цеховым — полностью «слитым» с жизнью и воспроизводящим ее сословную периодизацию: ученик, подмастерье, мастер и т. д. В определенном же виде специального экономического образования потребности пока не было. Однако постепенно осознавалось, что получение некоторых предварительных знаний может ускорить и улучшить дело. В 1497 году открылась первая элементарная коммерческая школа в Венеции. В ней преподавались основа коммерческих вычислений и книговодство.

Открытие Америки и морских путей в Индию принесло торговую монополию странам вокруг Атлантического океана, расширило границы и объемы торговли.

Незыблемый до того, метафизически устойчивый образ человека начал бурно изменяться. Предельное портретное сходство в изобразительном искусстве (святые и мученики изображались как современники); глубинная, втягивающая перспектива в живописи, делающая автора и зрителя центром картины; выходящий за рамки традиций, отвергающий авторитеты, зачастую нарочито «своевольный» язык прозы, говорили о непосредственно переживаемом моменте, неповторимой индивидуальности души, больших возможностях самосовершенствования. Тогда же в Европе зародилась мысль о необходимости изменения мира и человека.

В период бурного развития производства в XVI веке в европейской науке появилась идея целенаправленной организации опыта, т. е. постановки эксперимента. При­мерно в это же время Рене Декарт (1596-1650), под впечатлением от открытия кровообращения Гарвеем, приходит к объяснению непроизвольных движений в живом теле посредством перераспределения «животных духов» в мышцах. «Животные духи» — частицы, передвигающиеся по нервам. Их направленность объясняется характером внешнего воздействия, а сами телесные движения человека рефлекторны от природы (как и у животных, не имеющих души). Душа же человека — самостоятельная субстанция, особым образом связанная с телом. Это, по мнению Р. Декарта, заставляет признать преимущество человека над животными — «живыми механизмами» и делает его «царем природы» вследствие наличия разума, полученного от Бога.

Как и Р. Декарт, Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ-материалист, считал, что цель знания — совершенствование человека и завоевание им господства над природой. Стремясь к доказательству единства мира, он «встроил» душевные явления в единую материальную субстанцию — природу, являющуюся причиной самой себя и обладающую бесчисленным множеством проявлений. Разум и эмоции, к которым Спиноза свел человеческую душу, понимались им как неравнозначные. По его мнению, интеллектуальное знание — высшее, чувственное же — низшее.

Френсис Бэкон (1561-1626) также считал, что наука может и должна увеличить власть человека над природой. Она должна быть построена на рациональной переработке фактов, почерпнутых из опыта.

Если в XVII веке господствовал рационализм (разумность), то в XVIII на передний план выдвинулись эмпиризм и сенсуализм — учения о главенствующей роли опыта и чувственного познания (по сравнению с «чистым» разумом и интуицией).

Дж. Локк (1632-1704), английский философ, экономист и политический деятель периода Реставрации, единственным источником любых идей объявил опыт. По Локку человек рождается на свет, не имея никакого психического содержания. Его душа — «чистая доска», на которую воздействие внешнего мира может нанести любой след. Поэтому огромное значение для благоденствия общества придается воcпитанию.

Вслед за Дж. Локком Д. Гартли (1705-1784) и Д. Дидро (1713-1784) в качестве основного источника познания и развития личности человека рассматривали усвоенный внешний опыт.

Существенные достижения в физиологии нервной системы (примерно в это же время) укрепили представления о психике как функции мозга. К концу XVIII в. в европейской науке сложились устойчивые представления о человеке, его роли и месте в природе, специфике его души.

Возникла и упрочилась научная парадигма , определившая направление дальнейших исследований в самых различных науках (в том числе и общественных). Образ современника, повлиявший на эту парадигму, имеет следующие черты: человек — «венец природы», располагающий в меру особенностей своей души правом и обязанностью изменять и улучшать природу; разум человека главенствует над чувствами; именно с разумом связано истинное знание; эмоции требуют разумного контроля и не несут истинной информации о внешнем мире; психика имеет материальный субстрат — мозг; органы чувств служат единственным инструментом для получения нформации о внешнем мире и себе самих; в основе знания лежит эксперимент, который можно воспроизвести; единичные события не имеют существенного значения в научном познании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...