Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модуль практической психологии образования (1)
Цель модуля— повышение квалификации психолога-руководителя в области психодиагностической, просветительской, психопрофилактической, развивающей, психокоррекционной, консультативной профессиональной деятельности. Освоение данного модуля предполагает знакомство с новейшими исследованиями и практическими достижениями, связанными с различными направлениями деятельности практического психолога образования. Диагностико-развивающая (психокоррекционная) деятельность В рамках данного раздела модуля осваивается на теоретическом и практическом уровнях программа психодиагностической деятельности психолога, поскольку осознанное профессиональное владение психодиагностикой обязательно для всех практических психологов, в том числе и работающих в системе управления психологической службой образования. Программа включает в себя рассмотрение, изучение и активное овладение знаниями диагностической работы в практической психологии. 293 Диагностику в системе психологической службы образования можно определить как психолого-педагогическую диагностику. Основными ее задачами являются: 1) контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, с целью коррекции условий развития и создания оптимальных возможностей, и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания тех и других на более высокий уровень; 2) сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для их использования в практике. Прорабатываются все этапы психолого-педагогической диагностики: • изучение практического запроса, • формулировка психологической проблемы; • выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; • выбор метода исследования; • использование метода; • формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися. Особое внимание при изучении данного направления уделяется низ-оформализованным методам — методу беседы, методу наблюдения и функциональным пробам. Рассматриваются проблемы психологического диагноза и разработки на его основе развивающих и психокоррекционных программ, а также рекомендаций для родителей, педагогов, учащихся образовательных учреждений. Психологическое просвещение Просветительская деятельность психолога образования включает такие виды работы, как ознакомление воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, с достижениями психологической науки; проведение бесед с учащимися средних и высших образовательных 294 учреждений по основам самопознания, самовоспитания; популяризация психологических знаний. Особенно важны для специалистов по управлению службой такие решаемые в рамках данного направления задачи, как разъяснение необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в детском учебно-воспитательном учреждении; повышения психологической культуры педагогов, родителей, учащихся путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях. Подробно рассматриваются задачи психологического просвещения в рамках управления психологической службой образования. Психопрофилактическая работа В данном разделе модуля осваиваются следующие задачи психопрофилактической работы, имеющие наибольшее значение, с точки зрения управления службой: • соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; • своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень, предупреждение общей и учебной перегрузки детей; • поддержание психологического климата в образовательном учреждении; оптимизация форм общения в педагогическом коллективе, способствующих улучшению общения педагогов с детьми; • организация и осуществление психолого-педагогических консилиумов; • предупреждение и снятие психологической перегрузки членов педагогического коллектива. Консультативная работа Блок, посвященный консультативной работе, имеет особое значение, поскольку этот вид деятельности является весьма востребованным в работе как психолога образовательного учреждения, так и сотрудников управления психологической службы образования. Особое внимание уделяется решению следующих задач: ^консультированию специалистов по управлению образованием (администрации образовательных учреждений, работников органов управления образованием окружного и городского звеньев); 2) специфике индивидуального консультирования педагогов, родителей, учащихся; 3) психологической экспертизе психического состояния ребенка, проводимой по запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение их родителей родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.); 4) повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях. При рассмотрении всех вопросов акцент делается на защите интересов всех субъектов образовательного процесса, защите интересов ребенка, личности психолога, осуществляющего профессиональную деятельность. Подчеркивается, что продуктивность деятельности психолога во многом является результатом успешного личного взаимодействия психолога с ребенком, которое требует терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способности вызывать положительное отношение к себе, чувство симпатии и доверия. Рассматривается роль профессионально значимых качеств практического психолога, место и роль специалистов по управлению службой в развитии этих качеств. Модуль управления (2) Цель модуля— дать слушателям знания и практические навыки в области управления, познакомить их с особенностями управления в системе образования, с системой управления психологической службой образования, функционалом, правами и обязанности специалистов разных звеньев управления службой; объяснить, как нарушения в системе управления службой становится причиной рассогласования во взаимодействии различных звеньев, источником межличностных 296 и внутренних конфликтов ее сотрудников, падения их профессиональных мотиваций. Модуль построен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность 061000 — «Государственное и муниципальное управление», квалификация — менеджер), утвержденного Министерством образования Российской Федерации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |