Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль практической психологии образования (1)




Цель модуля— повышение квалификации психолога-руководителя в области психодиагностической, просветительской, психопрофилак­тической, развивающей, психокоррекционной, консультативной про­фессиональной деятельности.

Освоение данного модуля предполагает знакомство с новейшими исследованиями и практическими достижениями, связанными с раз­личными направлениями деятельности практического психолога обра­зования.

Диагностико-развивающая (психокоррекционная) деятельность

В рамках данного раздела модуля осваивается на теоретическом и практическом уровнях программа психодиагностической деятель­ности психолога, поскольку осознанное профессиональное владение психодиагностикой обязательно для всех практических психологов, в том числе и работающих в системе управления психологической службой образования.

Программа включает в себя рассмотрение, изучение и активное овладение знаниями диагностической работы в практической пси­хологии.

293

Диагностику в системе психологической службы образования можно определить как психолого-педагогическую диагностику. Основными ее задачами являются:

1) контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, с целью коррекции условий развития и создания оптимальных возможностей, и усло­вий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания тех и других на более высокий уровень;

2) сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для их использования в практике.

Прорабатываются все этапы психолого-педагогической диагностики:

• изучение практического запроса,

• формулировка психологической проблемы;

• выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

• выбор метода исследования;

• использование метода;

• формулировка психологического диагноза, которая должна обя­зательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет;

• разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися.

Особое внимание при изучении данного направления уделяется низ-оформализованным методам — методу беседы, методу наблюдения и функциональным пробам.

Рассматриваются проблемы психологического диагноза и разра­ботки на его основе развивающих и психокоррекционных программ, а также рекомендаций для родителей, педагогов, учащихся образова­тельных учреждений.

Психологическое просвещение

Просветительская деятельность психолога образования включает такие виды работы, как ознакомление воспитателей, учителей и роди­телей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, с достижениями психологической нау­ки; проведение бесед с учащимися средних и высших образовательных

294

учреждений по основам самопознания, самовоспитания; популяриза­ция психологических знаний.

Особенно важны для специалистов по управлению службой такие решаемые в рамках данного направления задачи, как разъяснение необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в детском учебно-воспитательном учреждении; повышения психоло­гической культуры педагогов, родителей, учащихся путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях.

Подробно рассматриваются задачи психологического просвещения в рамках управления психологической службой образования.

Психопрофилактическая работа

В данном разделе модуля осваиваются следующие задачи психопро­филактической работы, имеющие наибольшее значение, с точки зрения управления службой:

• соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

• своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом де­тей на следующую возрастную ступень, предупреждение общей и учебной перегрузки детей;

• поддержание психологического климата в образовательном учре­ждении; оптимизация форм общения в педагогическом коллекти­ве, способствующих улучшению общения педагогов с детьми;

• организация и осуществление психолого-педагогических конси­лиумов;

• предупреждение и снятие психологической перегрузки членов педагогического коллектива.

Консультативная работа

Блок, посвященный консультативной работе, имеет особое значение, поскольку этот вид деятельности является весьма востребованным в работе как психолога образовательного учреждения, так и сотрудни­ков управления психологической службы образования.

Особое внимание уделяется решению следующих задач: ^консультированию специалистов по управлению образованием (администрации образовательных учреждений, работников орга­нов управления образованием окружного и городского звеньев);

2) специфике индивидуального консультирования педагогов, роди­телей, учащихся;

3) психологической экспертизе психического состояния ребенка, проводимой по запросам народных судов, органов опеки и попе­чительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолет­них, а также других организаций с целью вынесения соответству­ющими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение их роди­телей родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.);

4) повышению психологической культуры педагогов и родителей пу­тем проведения индивидуальных и групповых консультаций, уча­стием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и класс­ных родительских собраниях.

При рассмотрении всех вопросов акцент делается на защите интере­сов всех субъектов образовательного процесса, защите интересов ребен­ка, личности психолога, осуществляющего профессиональную деятель­ность. Подчеркивается, что продуктивность деятельности психолога во многом является результатом успешного личного взаимодействия психолога с ребенком, которое требует терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способности вызывать положительное отношение к себе, чувство симпатии и доверия.

Рассматривается роль профессионально значимых качеств практи­ческого психолога, место и роль специалистов по управлению службой в развитии этих качеств.

Модуль управления (2)

Цель модуля— дать слушателям знания и практические навыки в области управления, познакомить их с особенностями управления в системе образования, с системой управления психологической служ­бой образования, функционалом, правами и обязанности специали­стов разных звеньев управления службой; объяснить, как нарушения в системе управления службой становится причиной рассогласования во взаимодействии различных звеньев, источником межличностных

296

и внутренних конфликтов ее сотрудников, падения их профессиональ­ных мотиваций.

Модуль построен с учетом требований Государственного обра­зовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность 061000 — «Государственное и муниципальное управ­ление», квалификация — менеджер), утвержденного Министерством образования Российской Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...