Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные источники изменений характера и роли общения на этапе подросткового и юношеского детства




Переход ребенка от детства к взрослости закономерно отражается в своеобразии такой важной сферы его жизни как общение. Изменения, происходящие здесь, в первую очередь обусловлены тем, что можно вслед за Анри Валлоном назвать «кризисом индивидуальности», так как в от­личие от предыдущих этапов жизни, где он стремился завоевать статус личности, здесь ребенок преимущественно решает задачу поиска своего «Я», своей неповторимости. Стремясь понять все то, что происходит с ним на этом этапе развития, осознать и проверить свои новые возмож­ности и особенности, выделить свою уникальность и принять ее, ребенок активно использует взаимодействие и общение с другими людьми.

В процессе активного самостоятельного взаимодействия и общения со сверстниками ребенок рефлексирует, сопоставляет себя с ними и об­ретает свою уникальность. Возникающий здесь новый уровень само­сознания начинает определять характер изменений во взаимодействии личности с миром и другими людьми, влиять на развитие отношений с ними. «Поиск себя» приводит на этом этапе к образованию особых норм, установок, формы поведения, которые образуют молодежную субкультуру.

Конкретный пример проявления рефлексии этого состояния приво­дит И. С. Кон в своей книге «Дружба».

«Я курю... чтобы считаться взрослым, вернее, быть на них похожим. А вот одеваемся мы так, чтобы не быть на них похожими. Почему такое проти­воречие? Мне кажется, что джинсы или майка с короткими рукавами — не просто удобная одежда для нас, еще растущих по 4-5 сантиметров в год. Но это как будто и униформа, как будто мы — игроки одной команды или служащие цирка. Увидишь в толпе парня в джинсах, с сумкой через плечо, и сразу узнаешь: "свой". Так же и девчонок своих мы узнаем по некоторым внешним приметам» (Кон И. С. Дружба. - СПб., 2005. - С. 198-199).

267

Обратим внимание на то, что общение на данном этапе жизни стро­ится на основе особого переплетения двух важнейших человеческих потребностей:

• потребности включенности в какую-либо группу или общность;

• потребности в обособлении, уединении.

В этом возрасте юноши и девушки уже могут достаточно точно и ясно осознавать такое необычное сосуществование двух разнонаправленных потребностей в себе. Вот несколько примеров рефлексии старшекласс­ников.

«Я часто думаю, чем же мы "свои", что у нас общего? Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть не похожи на "других". Но при этом как две капли воды похожи "друг на друга". Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг или неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам...»

«Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать, что хочу».

«Теперь нет желания появляться по дворе, 1Дс всегда шум и гам, хочется помечтать или подумать о чем-либо, нос тять у картины, побро­дить по городу, а потом опять вернуться к ребятам» (Кон И. С, 2005. — С. 200-201).

При этом следует различать потребность в обособлении, уединении как психологически необходимую и в этом смысле «конструктивную» характеристику личности ребенка данного возраста и «переживание одиночества» как следствие нереализованной потребности включен­ности в какую-либо группу или общность.

«Что-то странное стало твориться. Моя голова пухнет. Каждую свободную минуту я думаю, и все больше о жизни, о себе. Может, у меня наступает юность, я стала взрослой? Кончилось детство? Иногда из-за этих дум я не могу заснуть по ночам, лежу, ворочаюсь и думаю. У меня были и плохие мысли, но, возможно, правильные. Я стала чувствовать, что никому не нуж­на, даже своим лучшим, наверное, уже бывшим друзьям — Галке и Жене» (Кон И. С, 2005."- С. 203).

Важно выделить и тот факт, что многие проблемы развития лично­сти на этом этапе связаны со «способностью вести себя суверенно». По мнению социальных психологов (Солдатова Г. У., 2006), готовность включить «другого» в социальный сектор психологического простран­ства и уверенность в способности защитить свои социальные границы представляет собой основу толерантности. Общаясь со сверстниками и взрослыми, подростки и старшеклассники решают задачу определе­ния «своего пространства», устанавливают (открывают и закрывают) границы между собой и другими и таким образом научаются вести

268

диалог с миром, проявляя уважение к его существованию и препятствуя попыткам вовлечь их в прямую от него зависимость (Нартова-Бочавер С. К., 2007). В таком контексте можно говорить о том, что межличностные конфликты на этом этапе жизни связаны с «переделом границ». Подростки и старшеклассники воспринимают и оценивают других людей в соответствии с тем культурным контекстом, в условиях которого происходило и происходит их развитие. Вступая в контакт друг с другом и с новыми людьми, они воспроизводят тот характер от­ношений, который принят в их ближайшем окружении. Это особенно важно учитывать в условиях неоднородной в культурном и этническом отношении среды обитания развивающейся личности.

Чтобы понять своеобразие характера общения подростков и старше­классников, необходимо учитывать и тот факт, что на этом этапе жизни человек постоянно стремится, с одной стороны, выделить себя и при­нять себя таким («быть в согласии с собой»), а с другой — привести свою уникальность в определенное соответствие с окружающим его социумом («быть в согласии с другими, с миром в целом»). Обнаружив те или иные нарушения баланса в этих отношениях, человек делает выбор: либо увеличить меру доверия к миру, либо увеличить меру до­верия к себе, чем и определяется его стратегия поведения. Соответствие уровня доверия себе и уровня доверия к миру — основа уже освоенных форм поведения и деятельности Из данного положения становится понятным, что преобладание доверия к миру является основой для ус­пешной адаптации людей к имеющимся в социуме условиям, а преоб­ладание доверия к себе затрудняет данный процесс (Скрипкина Т. П., 1998). В этом контексте важно отметить, что, рассматривая уникаль­ность подросткового и юношеского детства, мы не можем не обратить внимание на то, как именно выражено доверие ребенка в процессе его общения с теми или иными значимыми для него на этом этапе лицами. На этом мы подробнее остановимся, рассматривая специфику общения детей на каждом из выделенных здесь этапов.

Общение со сверстниками и взрослыми дает ребенку уникальный опыт присвоения «чужого опыта», «уровней» и «эталонов» поведения личности, имеющей определенный социальный и юридический статус члена общества.

Специалисты отмечают, что «нормальное развитие детства вообще и индивидуальное развитие каждого ребенка в частности предполагают субъектный принцип построения отношений не только между отдель­ными взрослыми и детьми, но и между мирами взрослых и детей как субъектами взаимодействия. Только такой уровень отношений порож-

269

дает диалог. Однако в современном обществе прослеживается качест­венно иная картина — деформированные взаимоотношения взрослых и детей» (Фельдштейн Д. И., 1998).

Подросток, в отличие от младшего школьника, через общение со взрослыми разрушает «одномерность» своего восприятия и «открыва­ет» для себя не только то, что он наблюдал в них ранее — воспитателей и наставников (мама, папа, учитель и т. п.), но и то, что он ранее не видел в них: обычных людей со своими потребностями и чувствами. Он даже обнаруживает, что они, оказывается, чего-то не могут!!!

В общении со взрослыми на этом этапе развития дети освобождают­ся от тех «тесных» связей и отношений, которые были необходимыми и адекватными возможностям и потребностям ребенка ранее. Такая эмансипация имеет несколько аспектов и может быть:

1) эмоциональной, то есть касающейся эмоционального контакта с родителями и обнаруживающей его значимость по сравнению с другими связями подростка (дружбой, любовью);

2) поведенческой, показывающей степень жесткости контроля роди­телями поведения сына или дочери;

3) нормативной, показывающей степень ориентации подростка на нормы и ценности родителей или других значимых лиц.

Исследователи и практики отмечают важную роль эмоционального тона семейных отношений в развитии личности ребенка: теплые и доброжелательные отношения, внимание и поощрение создают опти­мальные возможности развития у ребенка высокого самоуважения, устойчивого положительного образа «Я». Эмоциональный тон семейного воспитания тесно связан с определенным стилем воспитания. Воспи­танию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности детей способствует такой стиль, при котором родители всегда объясняют мотивы своих требований, прислушиваются к мне­нию ребенка, предоставляют подростку право быть самостоятельным в каких-то областях жизни; не ущемляют его права, но одновременно требуют выполнения обязанностей, не следуют слепо его желаниям (Кон И. С, 1979, 1989).

Важно отметить, что неудовлетворение человеком потребности в об­щении порождает серьезные проблемы в его развитии. В. Н. Мясищев отмечал, что общение является «патогенным центром» невроза (Мя­сищев В. Н. Личность и неврозы — 1960). По мнению ведущих оте­чественных специалистов, высокая личностная значимость общения и установка на свертывание его в ситуации дискомфорта и отмеченное выше свойство невроза лежат в основе парааутистических нарушений,

270

провоцируемых внешними по отношению к личности нарушениями процесса общения (Каган В. Е., 1983). Здесь также важно отметить и то, что идентичность предполагает не только отождествление, но и присутствие и осознание границ. При невыстроенных или нарушенных границах шанс воспринимать другого как чужого возрастает, ЧТО и выражается в разных вариантах ксенофобии (С. К. Нартова-Бочавер, 2007).

Во множестве отечественных и зарубежных исследований отмечается, что на этом этапе развития способность к общению и потребность в нем у ребенка порождают весьма высокий уровень ожиданий, кото­рый, как правило, не удовлетворяется. В такой ситуации происходит сдвиг от взаимопонимания (как цели и смысла общения) к избеганию невротического страха, порождаемого отсутствием такого взаимопо­нимания и, прежде всего, переживаниями непонятости окружения, Как следствие, ядром мотивации поведения здесь становится психо­логическая защита (избегание всего того, что может поддерживать и усугублять этот страх), приводящая к невротической установке НЛ свертывание общения. Специалисты считают, что здесь мы видим свое­образный «невроз ожидания общения» и «страх страха, связанного с общением». Необычность ситуации заключается в том, что здесь само сокращение общения становится его средством: молчание такого ре­бенка обычно красноречивее слов, это своеобразный гипобулический язык общения, единственно возможный для данной невротической личности в конкретной невротической ситуации (Каган В. Е., 1983), Поэтому психологическая помощь может быть эффективной, если она имеет превентивный характер и обеспечивает благоприятные условия для развития и удовлетворения потребности в общении.

Важно понимать, что, отличаясь по целому ряду признаков на ка­ждом этапе жизни, общение с разными партнерами не может проти­вопоставляться. Специфика сфер общения ребенка, проявляющаяся в его направленности, особых условиях, функциях, форме, способах и содержании, отражает многообразие условий реального мира, в кото­ром человек может эффективно реализовать себя во взаимодействии со всеми окружающими его людьми. Особенно ярко это проявляется при сравнении характеристик общения детей, развитие которых происхо­дит в разных условиях (в условиях семьи разного типа, в условиях спе­циальных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и т. п.). Для успешной работы с детьми подросткового и юношеского возрастов важно выделять ту особую роль, которую выполняет общение человека в данный период жизни в конкретных условиях с той или иной

271

категорией партнеров. Не менее важно понимать те задачи, которые решаются в общении ребенка на этом этапе развития личности, и то, какие важнейшие потребности находят здесь удовлетворение благодаря этим контактам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...