Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение уровня познавательной потребности




1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?

A. Связаны очень тесно.

Б Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается то за одно, то за другое, у него нет четкого плана действий.

B. Никак не связаны.

2. Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источ­никам: пользуется научной литературой, словарями?

A. Часто. Б. Иногда.

B. Никогда.

3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполне­ние которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?

А. Очень часто.

Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.

В Не ставит долговременных задач.

4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинте­ресную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?

А. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.

242

Б. Иногда делает, иногда бросает на полпути.

В. Избегает выполнения такой работы.

5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллек­туальной работой, иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

A. Всегда, когда это необходимо. Б. Только иногда.

B. Никогда.

Необходимо определить, какие ответы преобладают — «А», «Б» или «В».

Преобладание ответов«А» свидетельствует о развитой и целенаправ­ленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей может по­требоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).

Преобладание ответов «Б»говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлека­тельного предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы.

Ответы «В»сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности, относясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости.

Одиннадцатиклассники1

Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе — один из самых сложных периодов для учащихся и их родите­лей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и ос­новательно потрудиться над воплощением в жизнь своего решения.

Многие учащиеся собираются поступать в вуз. Для них к напряжен­ным занятиям в школе добавляется интенсивная подготовка к вступительным-

243

экзаменам. Кроме того, жизнь юношей и их родителей усложняется еще и перспективой службы в армии. Большинство школьников еще до поступления в одиннадцатый класс задумываются о своем буду­щем. Желательно, чтобы представления об этом были и у их родителей. Что именно планирует ребенок — продолжить образование, поступить на работу или пойти в армию? Почему? Подобную информацию можно получить только в ходе откровенной беседы с ребенком, но ни в коем случае не на бегу и не нависая над ним с вопросами: «Ты решил наконец, как именно собираешься распорядиться своей самостоятельной жиз­нью? Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся и тебе придется обеспечивать нас?» Если до сих пор ребенок не поде­лился своими идеями относительно профессионального самоопределе­ния, лучше всего завести разговор об этом как бы «к слову», например после совместного просмотра фильма провоцирующего содержания или «зацепившись» за рассказ самого ребенка о его одноклассниках.

Родители имеют основания встревожиться, если одиннадцатиклассник не может четко сформулировать свои планы или слишком часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем jto связано. Можно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял однозначного решения. Если он огрызается или отмахивается от этих разговоров, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем. Это свидетельствует о неко­торой инфантильности школьника, нежелании становиться взрослым. «Душеспасительные» беседы в таком случае вряд ли помогут. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие (расклейка объявлений, доставка или продажа газет и т. п.). Для этого родителям придется, конечно, изу­чить рынок временного труда и выбрать что-то наиболее подходящее. Если такие вакансии найдутся и взрослые сумеют заинтересовать своего ребенка возможностью заработать немного денег и попробовать свои силы, то это не только даст ему возможность почувствовать себя само­стоятельным, но и подтолкнет к принятию важных жизненных решений. Причина молчания может быть и в другом — в недоверии к родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Такие взрослые знают за собой привычку говорить с ребенком «сверху вниз» или делать едкие замечания в его адрес. Им на этот раз следует проявить терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Полезно будет рассказать о том, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители и были ли они в чем-то правы. Можно рассказать и об опыте своих товарищей.

Как бы ни огорчал взрослых профессиональный выбор ребенка, бес­полезно его отговаривать или категорично что-то запрещать. Важнее

244

всего выяснить, насколько хорошо старшеклассник понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений (со слов товарищей, из СМИ) о содержании той или иной профессии, о том, что все, кто трудится в определенной сфере, с первого дня работы получают «бешеные деньги» и т. п. В любом случае полезно почитать современную справочную литературу о профессиях и обсудить карьеру известных миллионеров, телеведущих и музыкантов, которые начинали с чистки обуви на улицах, озвучивания малобюджетных сериалы. или выступлений на детских утренниках. Если ребенок выбрал вуз, то имеет смысл посетить День открытых дверей.

Поздно отговаривать и переубеждать одиннадцатиклассника, принявшего определенное решение и сумевшего привести аргументы в пользу своего выбора. Сам по себе факт принятия самостоятельного решения должен радовать родителей, ведь именно самостоятельности они учат своих детей всю жизнь. Конечно, взрослые часто бывают: довольны планами своих детей и предрекают им одни неприятие. В такой ситуации лучше всего оставить идеи ребенка без развернутых, комментариев. Достаточно (вернее, это и есть самое главное) высказав, пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное, а впоследствии искренне и подробно поинтересоваться, понимает ли он, что именно должен делать сейчас для достижения намеченной цели. Если старшеклассник только мечтает, но ничего не делает, надо помочь ему ставить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и необходимо успеть.

Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути. Для этого надо заранее готовить «запасные варианты». Для того, кто хочет поступить в вуз и наметил конкретно учебное заведение, нужно подобрать еще один институт, где экзамены позже и куда в случае провала можно успеть подать документы. Поиск запасного вуза родители могут вести самостоятельно, зная, какую профессию выбрал их ребенок и какие именно дисциплины собирается сдавать. Задолго до начала вступительных экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.

Независимо от того, выбрал или не выбрал одиннадцатиклассник свой путь, родители должны учесть, что после окончания школы, напряженных выпускных, а у некоторых еще и вступительных экзаменов ему необходим полноценный отдых. Вынуждать выпускника идти работать сразу после окончания экзаменов или после провала на вступительных испытаниях — наносить огромный вред его психологическому и физическому здоровью.

245

Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия.

Любой человек должен уметь концентрироваться на тех задачах, которые стоят сейчас, но еще никому не повредило ощущение, что сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться» (крайне желательно, чтобы это «потом» имело конкретную дату). Вместе с тем вряд ли необходимо обещать за хорошие отметки на  выпускных экзаменах какой-нибудь особенный отдых, это может отрицательно повлиять на течение и результаты работы.

Одна одиннадцатиклассница так описала свою подготовку к выпускным и вступительным экзаменам:

« Мои друзья обижаются на меня и не верят мне. Они считают, что я их об­манываю и не хочу с ними общаться. Я на самом деле на выходных я сижу не отрываясь над учебниками, даже телевизор не смотрю и не ем. Недавно села утром за математику, думала, только пара часов прошла, а посмотрела па часы — оказывается, я уже пять часов сижу и даже не заметила». Некоторые родители могут подумать: «Какая умница, вот бы наш балбес...» Конечно, здорово, что старшеклассница так серьезно занимается. Однако во всем хороша разумная мера, ведь так можно переутомиться и в дни экзаменов ощущать только усталость и подавленность. Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоя­щего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками.

Взрослым всегда кажется, что дети слишком много времени тратят на своих товарищей и собираются вместе только из желания развлечься. Однако юноши и девушки чувствуют острую необходимость в тесном общении с широким кругом людей, находя в этом глубокий смысл, чувствуя острую эмоциональную зависимость от качества и количества неформальных контактов со сверстниками.

Родителей должно настораживать обратное: если их ребенок не ищет возможности проводить время с одноклассниками и не занимает телефон. Обычно это свидетельствует не об ответственном отношении к учебе, а об отсутствии возможности удовлетворить потребность в об­щении. Между тем эта потребность и в одиннадцатом классе остается важнейшей для учащихся. Помочь родители смогут, если вместе с ребенком подумают, где найти сверстников-единомышленников с похожими интересами и способностями.

246

В одиннадцатом классе не поздно поступить в спортивную секции  или театральный кружок — главное, чтобы новое занятие занимало не все свободное время старшеклассника. Обучение в школе остается важным и неотменяемым делом. Вопреки опасениям родителей, старшеклассник, у которого есть с кем отметить день рождения и пойти на дискотеку, станет лучше учиться (здесь уместна аналогия со взрослый у которого наконец-то наладилась личная жизнь и он стал хватать «звезды с неба» на работе).

При подготовке родительских собраний в одиннадцатых классах поможет следующая литература.

Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др. Рабочая кш школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Me; народная педагогическая академия, 1995.

• Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубров! ной. - М., 2000; СПб., 2004-2007.

Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. — М., 2000.

 

И последнее. Работая с подростками и старшеклассниками, чрезвычайно важно точно определить свою позицию по отношению к родителям и педагогам. Нередко психолог склонен позиционировать себя как особого взрослого, вступающего в союз с подростками против родителей и педагогов. Такая позиция лишь тешит самолюбие психолога, но не обеспечивает реальной помощи подросткам. Непродуктивным является и другой вариант. Психолог принимает позицию взрослых и выступает с ними одним фронтом, обвиняя во всем подростков. Подобная позиция, даже если психолог старается ее явно не показывать также препятствует нормальной работе. Необходимо установлений нормальных профессиональных отношений психолога с подростками и окружающими их взрослыми — не «за» и не «против» кого-то, а для улучшения качества жизни тех и других, реализации возможностей развития подростка. 

Литература                                                           ,

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2008

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. Т. 4. С. 5-268.

3. Джинотт X. Дж. Между родителем и подростком. — М., 2000.

247

4. Лидерес А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.

5. Омелъченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. — М., 2000.

6. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб., 2004-2007.

7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. — СПб., 2005, 2007.

8. Психология подростка: полное руководство / Под общ. ред. А. А. Реана. - СПб., 2003.

9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.

10. Раттер М. Помощь трудным детям. — СПб., 2000.

11. Смид Р. Групповая работа с подростками. — М., 1999.

12. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично­сти. - М„ 1989.

13. Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия. — М., 1997.

14. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. — М., 2007.

15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические груды. — М., 2004.

16. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 2007.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...