Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолог и педагог: особенности взаимодействия в средних и старших классах школы




Остановимся кратко на проблемах взаимодействия психолога с педагогами, работающими в средних и старших классах, и с администрацией школы. Понятно, что полноценная работа психолога и с отдельным школьником, и с группой учащихся может быть обеспечена только его совместной работой с педагогическим коллективом школы. Это достигается принципиальным равенством позиций педагога и психолога и, ко­нечно, их взаимным уважением друг к другу как к профессионалам.

Одним из способов эффективного взаимодействия психолога и педагога является психологическое просвещение педагога и педагогическое просвещение психолога. Поскольку эта книга адресована прежде всего психологам, остановимся подробнее на психологическом просвещении. Опыт показывает, что лекции, выступления на педсоветах о значении психологии, психологических характеристиках того или иного возраста важны для того, чтобы побудить педагогов обращаться к психологу (проблемами, продемонстрировать его профессиональную компетентность.

Еще более эффективной является организация психологом груп­пового или парного (педагог-психолог) анализа и решения проблем школы, класса, ученика. Именно в практике анализа и решения кон­кретных проблем, разборе конкретных случаев происходит подлинное психологическое просвещение педагогов. Важно, однако, чтобы это но происходило от случая к случаю, как это бывает, когда психолог

210

работает по запросам педагогов, администрации школы, родителей, Продуктивность просвещения увеличивается тогда, когда психолог, зная школьные проблемы и проблемы отдельных учащихся, классов, сам предлагает свою помощь и даже является инициатором рассмотрения тех или иных проблем. Необходимо также его активное участие нетолько в психолого-педагогических консилиумах (в подготовке и проведении которых он традиционно принимает участие), но и в заседаниях методсоветов или кафедр школы, педагогических советах и т. П.  Существенным является именно его активное профессиональное участие во всех сторонах жизни школы.

Для улучшения контакта психолога и педагогов необходима и работанаправленная на помощь самим педагогам. Как известно, в этом вопросесуществует ряд подходов. Авторы настоящей книги считают, что психолог должен прежде всего сосредоточиться на помощи педагогам в решении их профессиональных проблем. В этом случае основной формой работы является психологическое консультирование. В ряде других направлений основной акцент делается на личностном росте, решении личностных проблем педагога. Это основывается на безусловно правильном представлении о влиянии личностных особенностей педагог! на развитие личности школьника. В этом случае, наряду с консультированием, рекомендуются всевозможные тренинги для педагогов.

С нашей точки зрения, при всей значимости такой работы она должнаосуществляться не школьным психологом, а другими специалистами» причем желательно за пределами учебного заведения. Это связано не столько с нагрузкой психолога (которая в случае такой работы чрезмерно возрастает), сколько с его позицией по отношению к педагогу, со складывающимся у них типом отношений. Хорошо известно, что между участниками группы и тренером складываются совершенно особые отношения, которые не должны переноситься на реальную  жизнь. Кроме того, в процессе групповой работы нередко раскрываются личные проблемы, конфликты, которые участник в обычной ситуации не раскрыл бы. Если групповая работа происходит в школе, неблагоприятные последствия этого более чем вероятны. И наконец, противопоказания связаны с последействием тренинга. Известно, что последействие проходит ряд этапов. Некоторая эйфория, подъем ощущаемые участниками после завершения удачного тренинга, сменяются разочарованием, чувством «обманутых ожиданий», и только после этого приходит понимание того, что ты получил от групповой работы,' При этом последнее нередко требует дополнительных усилий и со стороны участника, и со стороны тренера. Все это существенно затрудняет

211

работу психолога в школе, выполнение его главной функции, связанной оказанием психологической помощи школьнику— обеспечение его психического и психологического здоровья.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 443.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...