Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалы к проведению родительских собраний в средней и старшей школе




Пятиклассники

При обсуждении с родителями проблемы перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить их внимание на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также на те условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода. Основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с по­мощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки. В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети пере­ходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в раз­ных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживают это событие как нужный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым по­казателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

216

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе, Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливым. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные, функциональные отклонения в той или иной форме характерны при мерно для 70-80 %, школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительниц» истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собствен­ное мнение и т. п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в си­туации множественности требований, и если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудно­сти, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объясняли ребенку, с чем связаны эти различия,

217

и. помогли ему справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи тем» и т. п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их м научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточ­ное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей мри переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндувидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, и плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание  оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Почем у одного и того же подростка это может сочетаться. Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школь­нику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него и чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую пози­цию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и на подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

218

При проведении родительских собраний в пятых классах вам поможет следующая литература.

Джиноттп Х.Дж. Между родителем и подростком. — М., 2000.

• Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997; СПб., 2004-2007.

Сосова Н. Л. В пятый раз — в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет. — С 2001.

Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья ля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998 №3.

Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — 2005.

Конкретные рекомендации

Родителей полезно познакомить с рекомендациями специалист Филадельфийского детского центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка» (Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. — М., 1966. — С. 260-262).

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ог­раничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребе­нок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в клас­се, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успевае­мости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домаш­них проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные раз­ногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже

219

если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более вниматель­ном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребе­нок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хо­роших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, органи­зуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о ква­лификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предостав­ляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать в ребенке хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с до­машними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем уста­новите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например

220

поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спо­койную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьно­го возраста. При любой возможности пытайтесь избежать боль­ших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка по­может ему более эффективно решать проблемы в школе.

Учебные трудности пятиклассников

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были, вольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занят в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Педагог и родителям важно знать основные причины трудностей, возникают у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания других, могут быть связаны с неправильно сформированным представление о числе, ошибки правописания — с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.

Проблема здесь заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофессиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скрывается , другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного заданий,  Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью обходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза),

221

с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Надо сказать, что пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на внеучебном материале. Это успешно могут делать и родители.

Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной паМЯТИ.

Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста. Вместе с тем надо иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве, и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приближать ситуации к учебной деятельности.

Причиной снижения успеваемости может быть слабая произволь­ность поведения и деятельности— нежелание, «невозможность», школьников, заставить себя постоянно заниматься. Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятель­ность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех слу­чаях, когда цель их не привлекает. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически не е пятиклассники считают себя способными к тому или иному учеб­ному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная \ спешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему (Дубровина И. В., 1991).

Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Общее положительное

222

отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывают при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому «разонравилось, не хочется, не смогу» отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка в этой области. из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное, не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям. В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в т числе и течение психических процессов.

Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т. п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту. В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор  имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих» целях.

Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», «Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну», «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь» (расположение цветов радуги). Можно научить детей создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практи­чески всегда сопровождается определенными личностными наруше

223

ниями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

Начать можно с выработки собственных критериев того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания. В этом может помочь памятка для школьников. Она может быть создана самим школьником i помощью родителей. Желательно, чтобы первоначально родители помогли детям готовиться к урокам, пользуясь этой памяткой. Ниже предлагается вариант такой памятки.

КАКГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на во­просы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согла­сен.

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т. п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, по­втори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдель­ным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приго­товь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник,

224

тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т. п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т. п.

12. Между уроками делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится?

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узна­ешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или труд­ный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необхо­димо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5П», разработанный американскими психологами.1 Поданным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить вни­мание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

21. Составляй план устного ответа.

22. Проверяй себя.

У тебя все получится!

Помни: мы лучше всего запоминаем:

— то, чем постоянно пользуемся;

— то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);

— то, что нам нужно;

— то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и уме­ниями;

— то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и не­приятными).

225

Метод ключевых слов1

Ключевые слова самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. запоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для исполнения задания. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь. Соедини ша соседних ключевых слова с помощью вопросов. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка. Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Метод «5 П»

1 П — Просмотри текст (бегло).

2 П — Придумай к нему вопросы.

3 П — Пометь карандашом самые важные места.

4 П — Перескажи текст.

5 П — Просмотри текст повторно.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас­те. - М., 2008.

2. Корсаков И. А., Корсакова Н. К. Наедине с памятью. — М., 1984.

3. Руднянский Я. Как учиться? — М., 1992.

4. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недис­циплинированным ученикам. — М.; Воронеж, 1998.

5. Смирнов А. А. Психология запоминания // А. А. Смирнов. Из­бранные психологические труды. — М., 1987.

6. Флейк-Добсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.

7. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. — М., 1986.

Семиклассники

О пубертатном периоде (от лат. pubertas, pubertatis — возмужалость, половая зрелость) известно, конечно, всем, в том числе и родителям

226

подростков. Известно, что этот период у девушек и юношей совпадает лишь частично (12-16 лет у девушек и 13-17 лет у юношей, хотя может и выходить за эти возрастные пределы).

Известно также, что это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в тс числе появляются вторичные половые признаки.

Половое созревание — это период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связан с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей. В седьмом классе возникают первые пол вые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребное и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений. Все это повторяем, в той или иной степени известно всем.

Однако эти знания у многих родителей не определяют их отношения к своим детям. Жалобы родителей на чрезмерное, с точки зрения взрослых, внимание подростков к своей внешности, на чрезмерную озабоченность сексуальными проблемами или ранний сексуальный опыт является наиболее распространенными. Нередко именно поведение взрослых их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми. Проблема внешности — одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Об этом прекрасно пишет рок-музыкант Ди Снайдер книгу которого можно рекомендовать не только самим подросткам, и их родителям, учителям и практическим психологам:

«Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чу­довищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа — настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет».

Подлинные или мнимые недостатки внешности — неуклюжести избыточный вес, слишком высокий или слишком низкий рост, прыщи и т. п. — все это основания для очень тяжелых переживаний под» ростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет»! всегда— эти недостатки будут сопровождать их всю жизнь. Внешность — чрезвычайно значимая часть Я — всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны

227

отрицательной оценки. С этим связана, кстати, особая подростковая застенчивость.

Это проявляется, в частности, в отношении к занятиям физкульту­рой. Особенно заметно — у девочек. Даже в тех случаях, когда в школе существует два спортивных зала и занятия ведутся раздельно, уроки физкультуры нередко оказываются источником отрицательных переживаний для подростка. Ведь сравнение себя с другими — основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.

Внешность сверстников и собственная внешность в глазах подростка имеют очень большое значение. Это характерно практически для всех категорий подростков, различных подростковых групп. Внеш­ность должна жестко соответствовать некоторым нормам, эталонам, принятым в той или иной группе, а чаще среди подростков в целом. Но наиболее важны для подростка признаки развития тела по женскому или по мужскому типу. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное — несовпадение с эталонами подростковой группы (а с этим в той или иной степени в различные моменты сталкивается большинство подростков) имеет громадное зна­чение для самооценки подростков.

Представления о собственной внешности нередко служат причиной самых разных поступков, причем часто без специального анализа эту связь обнаружить очень трудно. Сильные отклонения в физическом развитии от некоего бытующего среди подростков «стандарта» объективно относятся к факторам риска. Так, согласно данным психолога Е. Т. Соколовой, такие подростки более, чем их благополучные сверстники, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, негативная «Я-концепция», отмечается большая зависимость от окружения — в формах подчинения ему или бунта против него.

Напряженность и аффективная значимость проблемы внешности, полового созревания вызывают у подростков стремление обсудить свою внешность с окружающими. Однако ощущение подростком собствен­ной уязвимости, боязнь проявить себя слишком маленьким, наивным, стать объектом насмешек со стороны сверстников — все это приводит к повышенно грубому обсуждению этой темы, возрастанию популяр­ности анекдотов с сексуальной проблематикой. Очень часто это спе­цифические «детские» сексуальные анекдоты, где предметом шутки становятся названия половых органов, их величина и т. п. (Нередко они приходят на смену распространенным в более младших возрастах шуткам, посвященным отправлениям человеческого организма.)

228

Такие анекдоты и шутки часто пугают взрослых, заставляя говорить о распущенности современных детей.

Взрослые нередко обращаются к психологу, если замечают, например в раздевалке перед уроками физкультуры, в лагере и т. п. стремлен! подростков сравнить, буквально измерить признаки своего созревай» Чаще всего такие жалобы касаются мальчиков, хотя девочки ничуть ни меньше озабочены, например, размерами груди. Психологу приходится объяснять взрослым (очевидно, забывшим свое подростничество что это достаточно обычное для подростков явление, что в процессе сравнения, «осмеивания» подросток постепенно осваивает свой вый физический облик. В последнее время приходится также часто сталкиваться с волнениями родителей и педагогов по поводу того, дети слишком открыто и много говорят на сексуальные темы, что совершенно не стесняются взрослых.

На наших глазах происходит определенное «разоблачение» указанных тем, снятие запретов, табу. Подростки, действительно, много думают и говорят о сексуальных проблемах. Современные школьники по телевизору, видеомагнитофону, в кино видят немало сцен, которые в открытой или скрытой форме несут сексуальное содержание. С подростками необходимо разговаривать по этому поводу, причем достаточно рано. Работники служб «Телефон доверия» отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8-9 лет. Однако несомненно что именно для подростков половые проблемы приобретают особую остроту. Поэтому в это время особенно важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на эту тему. Школьник должен научиться смотреть на эту сферу как на одну из значимых для счастливой жизнИ человека.

За демонстративными рассказами подростков о собственном сексуальном опыте часто скрывается переживание неуверенности в это1 сфере. Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт прямо или косвенно демонстрируется подростком взрослому, ЧТо обычно является проявлением двух разнонаправленных тенденций с одной стороны, стремлением доказать свою взрослость, «шокировать!» взрослого, с другой — привычным ожиданием и даже требованием от взрослого помощи.

Желание получить помощь скрывается и за звонками подростков в службу «Телефон доверия». Дети хотят в беседе с внимательным и понимающим взрослым обсудить свои, пусть вымышленные, сексуальные проблемы. Если такая помощь не оказывается, то это может привести к печальным последствиям.

229

За случаями, когда подросток намеренно придумывает истории 0 своем сексуальном опыте, пытаясь таким способом утвердить свою взрослость, обычно скрываются трудности самоутверждения. Следует отметить, что среди школьников это довольно широко распространено. Подобная ситуация, конечно, не требует вмешательства со стороны взрослых. Однако если такие рассказы повторяются, то это может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка, о его комплексе неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками и о переживании невозможности утвердить себя другим путем. В этом случае помощь родителей может быть направлена на выявление в тактичной форме проблем ребенка, на нормализацию его самооценки и отношений со сверстниками.

Жалобы взрослых по поводу раннего сексуального поведения под­ростков, прежде всего девочек (хотя в последнее время подобные жалобы все чаще можно услышать и по поводу мальчиков), очень распространены. Обычно эти жалобы касаются контактов девочек со старшими мальчиками и даже взрослыми людьми Выбывают опасение игры, включающие телесный контакт (ласкаясь, например, к матери, девочки раздражают эрогенные зоны - целуют в губы, в сосок груди и т. п.), а также демонстративность поведения, склонность к усиленному подчеркиванию своих женских достоинств и т. п.

Сложность этих случаев связана с тем, что по внешней картине поведения часто нельзя понять, имеет ли место недостаточно осознанное поведение, связанное с ранним половым созреванием, или проявление раннего сексуального опыта.

Проблема часто усугубляется еще и тем, что интерпретация поведения, даваемая взрослым, нередко как бы толкает подростка к тем или иным поступкам, задавая содержание первоначально недостаточно осознанным влечениям. Бывают случаи, когда взрослые буквально толкают девочку на путь детской проституции тем, что постоянно твердят ей, что она развратная, что ей дорога только на панель и т. п. Более того, наказания, тем более физические, к которым иногда прибегают в таких случаях, могут не затормозить, а усилить нежелательные проявления. Интерпретации взрослых могут вызвать депрессию, переживание собственной испорченности, неуверенность в себе и т. п.

Очень сложны случаи, когда подросток сам как бы не осознает или осознает не полностью сексуальную окрашенность своего поведения. Таким образом проявляется раннее половое созревание, когда биологический возраст подростка существенно опережает его психологический и культурно-педагогический возраст.

230

Отметим, что именно такие подростки, как правило, достаточно охотно обсуждают свои проблемы с чутким, внимательным, понимающим взрослым собеседником. Этим подросткам обычно рекомендуют такие занятия, где они могли бы демонстрировать себя, свои внешние особенности и вместе с тем разряжать свою энергию. Это занятия многими видами спорта, танцы, сценическое искусство, в том числе искусство пантомимы, и т. п. Но не менее важно, как представляется, помочь под­ростку понять, что с ним происходит, и найти разумные, правильные формы поведения.

Когда же речь идет о раннем сексуальном опыте, в том числе и отражением материнстве и отцовстве, то здесь, как правило, самое важное значение приобретает отношение подростка к случившемуся, его переживание этой ситуации. Очень важно также, как на это реагируют родители подростков, готовы ли они оказать им помощь. Встречаются случаи, когда на путь проституции девочку ориентируют родители, видя в этом способ зарабатывания денег, в том числе и для семьи. Важна и реакция педагогов.

К психологу учителя нередко обращаются за советом, может ли подросток, имевший ранний сексуальный опыт, оставаться в школе. Педагоги боятся, не повлияет ли это развращающим образом на других школьников. Подобные проблемы, конечно, требуют индивидуального подхода, но важно иметь в виду, что, во-первых, устранение «нежелательного подростка» из школы вовсе не влечет за собой ослабления контактов с ним других учащихся. Во-вторых, воспитательные, психологические проблемы обычно не решаются чисто административным путем.

Связано ли стремление подростка к раннему половому опыту с интенсивностью полового влечения, повышенной чувственностью? Или причины этого сугубо психологические? Может быть, дело в «испорченности» подростков, связанной с влиянием видео, телевидения и т. п.?.

Ответ на этот вопрос у разных психологов различен. Причины каж­дого случая, конечно, очень индивидуальны. Точную и тонкую характеристику причин этого явления дала известный отечественный психолог Л. И. Божович. В этот период впервые появляется и становится предметом осознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность — половое влечение. Безусловно, депривация (неудовлетворение) этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснять некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение так же, как и все другие биологические потребности человека

231

приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Например, потребность в раздражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних впечатлениях, а потом в активной познавательной деятельности; так же и половое влечение в ходе своего развития приобретает форму человеческой любви. Возникая в пубертатный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода от­ношение к другому полу, в котором половое влечение не занимает до­минирующего положения. Доминирующее положение, таким образом, оно начинает занимать в случае отсутствия сильных конкурирующих потребностей и мотивов.

Еще один вопрос, которого следует коснуться, — это просмотр школь­никами этого возраста (чаще мальчиками) порнографических или полупорнографических фильмов (по кабельному телевидению или видео­магнитофону), а также чтение ими газет подобного содержания. Опыт показывает, что запрещения в этом случае не достигают цели, а напротив, часто ведут к усилению подобного поведения. Хотя ситуативный интерес к подобным фильмам и изданиям проявляют многие мальчики, устойчивое увлечение ими отмечается чаще всего у тех подростков, которые испытывают проблемы в этой сфере, у которых нет доступа к нормальным источникам получения подобной информации. В случае ситуативных проявлений подобного интереса наиболее эффективны, судя по наблюдениям, следующие варианты поведения родителей. Они могут проявить «ноль реакции» в тех случаях, когда школьник сам не за­водит с ними разговора на эти темы. Если же подросток начинает подоб­ный разговор, нужно достаточно спокойно, «без ажиотажа» и излишнего эмоционального накала серьезно с ним побеседовать на эту тему.

В тех же случаях, когда подросток проявляет и тем более активно демон­стрирует взрослым устойчивый интерес к такого рода кино-, теле- и печатной продукции, взрослым важно обратить внимание на его сексуальные проблемы и помочь ему разобраться в них. Но этим нельзя ограничиться. Важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуваже­ния, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола. Очень важны разговоры со взрослым своего пола о смысле порнографической продукции.

В заключение можно сказать, что главная задача взрослых в этот период — сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы.

232

При подготовке родительских собраний в седьмых классах вам по» может следующая литература.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.

Дольто  Ф, На стороне подростка. — СПб., 2007.

Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. — Дуб», на, 2001.

Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков. — М., 2001.

Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Кам| найти свое место в жизни. — М., 2000.

• Эмоциональное здоровье вашего ребенка. — М., 1996. — С. 304-319.

Девятиклассники1

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, — принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую» в колледж и т. п.), либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам — по­являются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами — учиться становится сложнее.

Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.

Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тре­вожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может пере­стать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить.

Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно.

233

Девятикласснику необходимо ответить на вопросы: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?». Это может быть или измерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению, или даже просто о любовь к интеллектуальным играм.

Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему.

Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни.

Но часто нежелание продолжать образование связано с определенными личностными проблемами. Так, это может быть низкая оценка своих способностей.

Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно — чтобы их наконец-то оставили в покое.

Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Такого школьника надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие).

Можно предложить ему по собственному усмотрению выбрать вне­школьное занятие и не только не критиковать его выбор, но дать ему полную самостоятельность, изредка проявляя интерес к его успехам и проблемам в этом деле.

Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, — можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.

В таком случае важно, чтобы в его распоряжении была как мож­но более полная информация о возможностях продолжения среднего образования — поступить в другую школу, в колледж для получения интересующей специальности, в вечернюю школу и т. п.

234

Родители могут собрать эту информацию (от знакомых, из справоч­ников, найти в Интернете) и предложить ребенку выбрать любую интересную и доступную для него форму завершения среднего образования В новом коллективе он, возможно, сможет найти друзей.

Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если школьник может высказать убедительные, аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» — родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить как двигаться к их достижению (см. «Вопросы для девятиклассников выбирающих профессиональный путь»).

Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед ними тоже встает вопрос о профессиональном, самоопределении, ведь обучение в старших классах становится перио­дом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз.

Этим детям также необходимо помочь правильно оценить свои спо­собности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели.

Родителям нужно понимать, что совмещать обучение в общеобра­зовательной школе с подготовкой к поступлению в вуз сложно. Это не означает, что ребенок не должен участвовать в семейных делах и освобо­ждаться от выполнения своих обязанностей по дому, однако он должен чувствовать, что взрослые одобряют его решение и не изменят своего отношения к нему в случае провала.

Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников пре­обладает над мнением всех взрослых, вместе взятых.

Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение.

Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.

235

Построение жизненных планов и перспектив — важнейшая задача на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее (используя термины психологии — построить целостный замысел жизни), и важнейший шаг здесь — выбрать ту или иную форму завершения среднего образования.

Большинству юношей и девушек трудно сделать этот выбор. Важно понимать, что какое бы решение ни принял школьник, главное, чтобы это было его собственное, самостоятельное решение. Не секрет, что  специальность, полученная по настоянию родственников, может не принести человеку успеха и радости, а высказывания бабушек и деду­шек о том, что надо быть швеей-мотористкой или стоматологом, потому что это всегда «кусок хлеба», вызывают у подростков в лучшем случае усмешку.

Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заклю­чается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профес­сию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился).

Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии.

Как правило, у выпускников девятых классов упрощенные или лож­ные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный ха­рактер, который усиливается под воздействием средств массовой ин­формации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориенти­роваться в мире профессий.

С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и пере­ложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отве­чает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на >ту тему. Важно понимать, что родители не должны стремиться давать конкретные советы о том, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.

Так, можно обратиться к специалисту — психологу-профконсультанту. Арсенал профконсультационных средств в психологии весьма велик, однако они могут помочь выявить способности ребенка в самом общем виде.

236

В книге Ди Снайдера «Практическая психология для подростков» остроумно обрисованы ограничения профориентационных методик, Автор вспоминает, как проходил тестирование в старших классах. Его способности были оценены как подходящие для работы ассенизатором или послом, потому что у него в комнате было всегда не убрано и он любил итальянскую кухню.

Конечно, это преувеличение, но важно понимать, что никакая методика не заменит осознанного самостоятельного решения. Для этого взрослые должны обратить внимание школьника на его личные качества, обсуждать его собственные и чужие способности, фиксировал внимание на тех случаях, когда он проявлял заинтересованность и творческий подход к тому или иному делу, пусть это даже незначительные поручения по хозяйству.

Необходимо не только создать у ребенка представления о мире профессий, но и попросить его высказать мнение о том, какие способности нужны для той или иной профессии и какие особенности характера могут помешать стать хорошим специалистом. Например, для того чтобы вести музыкальные программы на радио, необходимо отлично разбираться в музыке и иметь хорошую память, а помешать могут стес­нительность, дефекты речи и т. п.

Правильным профессиональный выбор может быть только тогда, когда максимально учитывается индивидуальность учащегося — его способности и интересы. Важно также наличие конкретного профес­сионального плана, то есть осознание того, какие конкретные шаги необходимо предпринять на пути к намеченной цели: куда поступить, какие качества развивать у себя и т. п.

Часто родители затрудняются ответить, что интересует их детей и ка­ковы их планы на будущее. Понять, насколько осознан профессиональ­ный выбор ребенка, есть ли у него адекватные представления об инте­ресующей профессии, знает ли он свои способности, поможет беседа, Можно задать школьнику вопросы, специально сформулированные для тех, кто выбирает профессию (Головей Л. А.).

Вопросы для девятиклассников, выбирающих профессиональный путь

Ответы лучше всего зафиксировать, так их легче проанализиро­вать и обсудить в дальнейшем с ребенком. Для того чтобы беседа не превратилась в пустую формальность, все заметки надо делать после нее. Очень хорошо, если по ходу беседы возникнут новые темы для обсуждения.

237

Предложенные вопросы помогут выяснить, есть ли у школьника профессиональный план — выбрана ли профессия, продуманы ли пути ее получения, являются ли знания о ней правильными и достаточны­ми, есть ли уверенность в своем решении. Кроме того, появится воз­можность соотнести интересы и опыт ребенка с выбранным им видом профессиональной деятельности. Для этого при анализе ответов надо понять, нет ли явных противоречий между склонностями учащегося, тем или иным школьным и внешкольным занятиям и особенностями id го дела, которому он хочет посвятить жизнь.

1. Какие школьные предметы больше всего нравятся?

2. Какие школьные предметы больше всего не нравятся?

3. Какие кружки, факультативы посещаются или посещались по соб­ственному желанию?

4. Чем нравится заниматься в свободное время?

5. Какая область деятельности интересует больше всего — естест­венно-научная (химия, биология, медицина и т. д.), точные науки (математика, физика), гуманитарная (литература, журналистика, психология, педагогика и т. д.), общественно-научная (экономика, право), искусство, спорт, другие области — или выраженные инте­ресы отсутствуют?

6. Какая профессия выбрана?

7. Какие пути ее получения намечены?

8. Что привлекает в избранной профессии:

— условия труда;

— сам труд;

— высокая материальная обеспеченность;

— контакты с людьми;

— возможность творить;

— частые командировки;

— полезность результатов;

— перспективность (возможность профессионального роста);

— возможность без особого труда получить эту профессию;

— другое.

Десятиклассники1

Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения и общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверст­никами и с родителями.

238

Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они, часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстник и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становя периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса сред сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важно для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали психологическую поддержку.

Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основание для серьезных опасений).

В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старшин классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим.

Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настояние; взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося то есть более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка,он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.

Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».

Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости-

239

уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные или устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выражен­ное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпуск­ным одиннадцатым классом.

Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возмож­ностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.

Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий то­нус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури!..» и т. д. и т. п.

Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, — ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении.

Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).

Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

240

Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый можно понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.

Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему издеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.

Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.

Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, и ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов — и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

В десятом классе школьник должен окончательно определиться будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.

Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», то есть наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.

Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется в уже знакомой обстановке.

Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенке по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз,

241

по самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.

Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Для этого надо найти кружок, клуб (в идеальном варианте — организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где старшеклассников зна­комят с азами того или иного дела.

Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. Водиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаме­нам.

Приложение

Заполнив опросник, составленный В. С. Юркевич, родители смогут определить, насколько у их ребенка-старшеклассника развита потреб­ность в познании и понимает ли он необходимость обучения в школе шчно для себя. Ответы на вопросы формулируются на основе наблю­дений за ребенком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...