Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с родителями подростков




Эффективная работа психолога невозможна без привлечения к ней и родителей подростков. По сравнению с начальной школой здесь возникает ряд сложностей, связанных прежде всего с тем, что родители тех подростков, которые действительно нуждаются в помощи психолога, но собственной инициативе обращаются к нему достаточно редко. Это о6условлено и большой занятостью родителей на работе, и неверием it результативность психологической помощи или разочарованием н ней на предшествующем этапе обучения, но наиболее частой причиной является неблагополучие в семье (которое чаще всего и служит прямой или косвенной причиной проблем подростка). Нередки также случаи, когда обращению мешают чувства стыда и вины, переживание себя как «неудачного, плохого, неумелого» родителя.

Поэтому важно в полной мере использовать родительские собрания. В настоящее время наиболее распространены выступления психолога на «общей» части собраний, когда в зале сидят родители одной, а то и нескольких параллелей. Понятно, что результативность таких выступлений, содержащих, как правило, общие сведения, как и в случае ( педагогами, связана прежде всего с побуждением родителей обратиться к психологу с конкретными проблемами их детей. В таких выступлениях поэтому важно показать достоинства и проблемы каждого возраста, те трудности, с которыми сталкиваются большинство родителей, имеющих детей-подростков, что снимает чувство уникальности собственных проблем и, следовательно, меняет представление о себе как о «плохом» родителе. Это существенно облегчает возможности индивидуального обращения.

Индивидуальное консультирование родителей подростков по поводу проблем школьника в целом не отличается от консультирования родителей младших школьников, поэтому мы не будем на нем подробно останавливаться. Укажем лишь на некоторые моменты, специфичные именно для консультирования родителей подростков.

Общепринятым является, что во время таких консультаций психолог должен не просто познакомить родителей с возрастными особенностями подростка, но и раскрыть проявление этих особенностей в тех описаниях поступков, успеваемости подростка, о которых ему говорит

212*

родитель. Здесь, однако, надо быть осторожным и не впасть в своеобразный «возрастоцентризм», когда все проблемы подростка объясняются подростковым кризисом.

Такой подход является глубоко ошибочным по существу: никакая серьезная проблема подростка не может быть объяснена только его возрастными особенностями, они могут лишь в той или иной мере способствовать ее возникновению, придать ей определенное направление. Однако дело не только в этом. Подобный подход нередко ведет к пас­сивности родителей («Надо подождать, и все само собой уладиться», «Я напрасно волновался») или переживанию ими собственной беспомощности («Все равно ничего сделать я не могу»). И в том, и в другом случае работа с психологом оказывается ненужной, и родитель отстраняется от нее, что существенно затрудняет эту работу, препятствует оказанию помощи подростку, которая полноценно может осуществляться только в контакте психолога с родителями. Поэтому, знакомя родителей с возрастными особенностями подростка, надо обратить особое внимание на прояснение для них тех проблем, которые проявляются в поведении учащегося, его школьной успешности.

Как ни странно, часто негативную роль в консультировании родителей играет процесс выслушивания. Любой психолог знает, как важ­но внимательно, эмпатийно выслушать пришедшего к нему человека. Естественно, это относится и к обратившимся за помощью родителям подростков. Однако здесь необходимо иметь в виду, что подобное вы­слушивание снимает то напряжение, которое побудило родителей обра­титься к психологу. После того как он «выговорился», его внимательно выслушали, напряжение исчезает, а вместе с ним как бы исчезает и про­блема. Поэтому необходимо предпринять особые усилия для того, чтобы родители осознавали и поняли подлинные проблемы подростка.

Следует также обратить особое внимание на реалистичность ожи­даний родителей от работы психолога с подростком: какой именно помощи они от него ждут и каким, по их мнению, должен быть резуль­тат. Психологу необходимо в корректной форме раскрыть родителям возможные результаты работы с подростком, показать ограничения, которые могут определить этот результат. Чем более реалистично пред­ставление родителей об этом результате, тем лучше они осознают про­блемы своего ребенка.

Нередко психолог встречается с родителями лишь два-три раза: пер­вый раз, когда они приходят с соответствующим запросом, жалобами на подростка, затем — после проведения диагностической работы, когда он знакомит их с планом своей работы и дает им рекомендации (это может

213

все, конечно, осуществляться и в течение одного приема), и значительно реже — по завершении работы, когда цель, поставленная психологом и родителями, скорректированная и принятая подростком, в той или иной степени достигнута.

Однако во многих случаях этого недостаточно. Хорошо известно, что проблемы ребенка любого возраста, в том числе подросткового и раннего юношеского, в значительной степени коренятся в семье. Школьный психолог не занимается семейной терапией, однако при желании родителей он может помочь им в решении их родительских проблем. Здесь важно обратить внимание родителей на их значение в жизни подростка, того, что хотя он всячески может демонстрировать им свою самостоятельность и независимость, ему, как и прежде, необходима помощь, поддержка и вера в него родителей. Важно также показать, что ссоры и конфликты по разным, часто мелким, поводам ухудшают атмосферу и семье, мешают доверительным отношениям подростка и родителей. Это нередко сочетается с тем, что многие подростки начинают сопротивляться открытому выражению чувств (объятиям, поцелуям, ласковым словам и т. д.), а других форм выражения любви ко взрослым у них нет. Родители, со своей стороны, тоже начинают чувствовать определенную неловкость, выражая свою любовь к выросшему сыну или дочери в ста­рых формах, и часто не знают, как это сделать по-другому. Таким образом, и у тех, и у других отсутствуют средства выражения актуальной потребности, что само по себе создает некоторое напряжение. Важнее, что и те и другие начинают в какой-то степени сомневаться в любви друг друга (чему конфликты в немал ой степени способствуют) и одновременно испытывать в связи с этим чувство вины.

Психологу необходимо объяснять и подросткам, и взрослым, что проявления детско-родительской любви закономерно меняют свои формы по мере взросления детей. Наиболее эффективно в этом плане обучение подростков пониманию средств выражения эмоционального отношения в общении, различий в способах выражения у взрослых и детей, близких и посторонних людей и т. п. Важно помогать подростку и родителям научиться понимать эмоции, правильно и разнообразно выражать их.

Полезно также помочь родителям осознать стереотипы поведения, препятствующие их нормальным взаимоотношениям с ребенком, а иногда и служащие причиной проблем подростка, помочь им разработать новые, соответствующие его возрасту способы взаимодействия. Но, повторим, это можно делать лишь при согласии родителей, их желании и изменить свои отношения с ребенком.

214

Очень важным для работы с родителями является выбор  правильного стиля общения. Профессионализм психолога проявляется не тольков умении провести беседу в доброжелательно-профессиональной форме, но, главное, в том, как для родителей раскрываются результаты диагностической работы с подростком, анализа их семейной ситуации. Ни в коем случае нельзя выступать в роли хоть очень доброжелательного обвинителя. Любые результаты должны представляться с опорой на сильные стороны, на возможности развития, позитивных изменений. Вся негативная информация должна быть представлена внутри этого контекста развития — что может мешать, препятствовать реализации потенций подростка и семьи в целом.

Нередки случаи, когда родители приходят к психологу тайком от подростка, говоря, что он запрещает им ходить в школу и тем болеек психологу. В таких случаях возможны разные подходы, однако считаем необходимым предложить родителям сказать подростку, что они обратились к психологу и объяснить, почему они это сделал! Если этого не происходит, если психолог стремится сохранить тайну и начать работу с подростком под каким-либо иным предлогом, но обычно все равно так или иначе раскрывается (как правило, сами» родителями, которые в процессе очередной ссоры восклицают: «мы даже к психологу обратились, а все безрезультатно!»). Это серьез нарушает отношения подростка с родителями, а продуктивный контакт с психологом становится практически невозможным. При этом нередко отношения с психологом ухудшаются не только у этого подростка, и у его одноклассников, поскольку психолог становится для них человеком, который тайно действовал «за их спиной», по сути, обманывал их. Таким образом, негативные последствия столь же сильны, как и принарушении конфиденциальности.

Помимо индивидуальных консультаций, возможны и групповых формы работы с родителями, прежде всего с родителями, дети которых имеют сходные проблемы. Наиболее в этом плане известны группы взаимной поддержки родителей детей-наркоманов, однако полезно ихприменение и в менее трагических случаях.

Все это возможно, если родители идут в школу, обращаются к психологу. Однако, повторим, многие родители подростков вообще не ходятв школу, не только к психологу, но и к учителям. Возникает вопрос, следуетли психологу вызывать родителей для беседы. В принципе это возможно, однако опыт показывает, что такая беседа требует особого профессионального мастерства. Но и в этих случаях она очень часто оказывается бесполезной, а нередко даже настраивает семью против психолога.

215

Значительные трудности возникают в работе с неблагополучными семьями, родителями-алкоголиками, наркоманами и т. п. С нашей точки и зрения, в таких случаях целесообразно работать с самим подростком, \ делив особое внимание его умению решать свои проблемы, справляться с трудными ситуациями. Такие подростки обычно избегают говорить о своей семье, по крайней мере, в начале работы. Это желание следует v нажать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...