Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая помощь в подготовке к экзаменам




Умение сдавать экзамены, преодолевать волнение, добиваться уел ха, мобилизовать свои силы, управлять своим эмоциональным состоянием в оценочных ситуациях — очень важны для человека. Поэтому, оказывая подростку помощь в подготовке и сдаче экзаменов, психолог как правило, решает ряд взаимосвязанных задач:

• развитие у школьников навыков саморегуляции, умений преодолевать экзаменационный стресс;

• обучение оптимальным способам работы, выработке индивидуальной стратегии деятельности;

• развитие внимания, памяти;

• формирование умения сохранять высокую и устойчивую работоспособность на протяжении длительного времени;

• высокий уровень концентрации внимания;

• формирование умения выбрать оптимальный способ работы;

• формирование умений правильно организовать свое время;

• оказание психологической помощи и поддержки.

В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки, и даже младшие школьники. С каждый годом значимость этих экзаменов — и объективная, и субъективная — станови все выше. Особые трудности связаны с подготовкой и сдачей ЕГЭ, как, с одной стороны, сама процедура сдачи этого экзамена нова, подавляющего большинства учащихся, а с другой — слишком много сегодня зависит от его итогов.

Вместе с тем, несмотря на высокую значимость экзаменов для учащихся и значительные трудности, которые испытывают многие из н. как в процессе подготовки, так и непосредственно в ходе сдачи разно! рода экзаменов, в школе, как правило, никто не учит детей тому, кподготовиться к экзамену, чтобы показать на нем все лучшее, на что они способны. По сути дела единственной формой подготовки к экзаменам» в частности к ЕГЭ, служат многократно повторяющиеся в течений учебного года контрольные работы, по содержанию заданий и формыбланков для ответов похожие на те, которые будут предложены школьникам на ЕГЭ. Этого, однако, явно недостаточно.

Школьный психолог может весьма эффективно содействовать развитию полезных психотехнических навыков, позволяющих не только повысить эффективность подготовки к экзаменам, но и вообще способствующих развитию навыков мыслительной работы, умения мобилизоваться в решающей ситуации, справиться с волнением, овладеть

199

собственными эмоциями и т. п. Как правило, соответствующая работа психолога не только не вызывает сопротивления подростков и старшеклассников, но и приветствуется большинством из них. Конечно, основную ее часть следует проводить не прямо накануне выпускных экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче различных зачетов, написании контрольных работ, подготовке к /олимпиадам, интеллектуальным марафонам и т. п. Однако отдельные полезные советы психолог может дать и накануне или даже непосредственно перед сдачей ответственного экзамена. Если психолог хорошо и мет учащихся, какие-то советы могут быть сделаны с учетом личности, характера отдельных юношей и девушек.

Но есть и такие рекомендации, которые пригодятся многим. Психолог может составить памятку для учащихся, выбрав какие-то из нижеследующих советов и, возможно, переформулировав их по своему усмотрению в зависимости от того, кому именно такая памятка будет адресована: девятиклассникам или одиннадцатиклассникам, учащимся гимназии, колледжа, обычной или специализированной школы и т. п.  Предлагаемые советы могут быть также использованы в беседах с детьми на групповых занятиях, в процессе консультирования как самих школьников, так и их родителей, а также учителей.

Обсуждая вопрос о психологическом оснащении процесса подготовки и сдачи экзаменов, следует выделить три основных этапа:

1) подготовка к экзамену, изучение необходимого учебного материала;

2) поведение накануне экзамена;

3) поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзаменам.Прежде чем начать готовиться к экзаменам, следует позаботиться об оборудовании места для занятий. Надо убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, словари, пособия, тетради, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести винтерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради и ого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки, которые в конце концов можно сделать и самостоятель­но, использовав, например, технику коллажа.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и к зависимости от этого максимально загрузить подготовкой утренние и in вечерние часы.

Затем определить, в зависимости от того, сколько дней есть для подготовки, тот объем материала, который необходимо осваивать ежедневно.

200

Начинать обычно лучше с самых трудных и малознакомых тем, оставлю знакомые и легкие на потом. Однако кому-то удобнее бывает сначала быстро повторить материал попроще, а затем уже сосредоточиться на нескольких темах, требующих внимательного изучения.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного занимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

И здесь, как и при составлении общего плана, порядок работы мог быть разный. Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знает хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет, «нет настроения». В таком случае полезно начать, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься, и дело пойдет.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время сделать зарядку, помыть посуду, полить цветы, перекусить.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно вкратце запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки глав или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые бы; проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал посредством составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя» смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать; Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начитаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться, не только готовясь к экзаменам, НО

201

 и в течение всего учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания, то есть делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе и на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно и при ответе на экзамене.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто рассказать маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это и делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ и на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать рассказать себе перед и зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост) ответы на наиболее трудные вопросы, обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, по чем больше различий в состояниях человека в тог момент, когда им получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться-то обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает и напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка. А словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы  знаете твердо и чем можете поделиться с другими, а что — только для себя, и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете. Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые

202

вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Главное, никогда не старайтесь выучить весь учебник наизусть. Всегда помните, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполнили, какой был ход ваших действий и рассуждений.

Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, а, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого побед­ного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая посто­янное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, но к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, про­думывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое матери­альное выражение своего труда.

За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мыслен­но ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ, Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но внимание! Сконцентрируйтесь на выборе лучшего отве­та, лучшей формы поведении, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» ни них.

Накануне экзамена. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по поряд­ку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуе­те затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке

203

к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, то есть, приняв уверенную позу, начиная и торить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзаменов во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тянете билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредотачиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте ( обе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом то не надо его и представлять себе. Однако в таком случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное уси­ление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего, и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера пе­рестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоро­вья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеоб­разная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять

204

По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник. Во время экзамена.Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопро­сами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то за­дание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.

2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых, вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма при­помнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы ста­нут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.

3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20-35, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отло­жили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационным вопросом, и эк­заменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 минут, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сде­лать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.

4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш ак­тив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.

5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении. Таким образом вы дадите экзаме­натору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.

6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.

7. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.

8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить,

205

потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершен­ность и поставить точку. Что делать, если...

• ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного? Не впадайте в панику, а сразу на­чинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в го­лову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой на­пишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или знак «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой стороне записывайте вопро­сы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обяза­тельно составьте план ответа: что вы знаете, лучше изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;

• ...вообще ничего не знаете? Не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принци­пах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;

• ...вы на полуслове забыли, о чем надо говорить? Прежде всего не теряйте голову. Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;

206

• ...вы уже кончили отвечать и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать? Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-товы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о...» Говорите, например, «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить,.,! или так: «Кроме того, надо сказать, что...», «Следует подчеркнуть...»;

• ...вас не слушают? Не воспринимайте это как личное оскорблен не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы в не заметили;

• ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить? Или, еще хуже, «кидает» приятные реплики? Кажется, что все сговорились вас завали! Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства;

• ...вы оговорились, и все стали смеяться? Не переживайте. Этоможет случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со все»ми — и все. Если же оговорку, кроме вас, вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло; ...вам задают дополнительный вопрос? Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можно сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Вре­мени на это требуется совсем немного;

...вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заме­тили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ли ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваи­ваемом материале;

207

• ...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали? Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не  покидает вас и во время экзаменов.

Подготовкак ЕГЭ.В связи с введением в 11, а в ряде школ и в 9 классе Единого государственного экзамена задачи психолога еще более усложняются. Конечно, многое в подготовке и сдаче традиционного экзамена и ЕГЭ является общим, однако между ними существуют и значительные различия. Наглядно они представлены в табл. 2.2, заимствован­ной нами из книги М. Ю. Чибисовой '.

208

 

К этому необходимо еще добавить различия в процедуре экзамена. Если традиционный экзамен проходит в своей школе, среди знакомых учеников и учителей, то ЕГЭ — в другом месте, рядом могут сидеть совершенно незнакомые ученики других школ. Все это, существенно отличаясь от повседневного опыта школьника и приближаясь к проце­дуре вступительного экзамена в высшее учебное заведение, предъявля­ет особые требования не только к знаниям, но и к интеллектуальным и личностным качествам подростка.

В практике работы школьных психологов хорошо зарекомендовало себя сочетание следующих направлений работы.

1. Система развивающих занятий, проходящих в течение все­го учебного года.Такая система обычно состоит из трех бло­ков:

1) интеллектуальный блок. Формирование оптимальных прие­мов интеллектуальной работы, обучение школьников эффек­тивным приемам мыслительной деятельности, запоминания, концентрации внимания;

2) регуляторный блок — развитие способов саморегуляции эмо­ционального состояния, его оптимизации, преодоления волне­ния и тревоги;

3) процессуальный блок, в ходе которого отрабатываются пове­дение и деятельность на всех этапах экзамена.

 

209

Особое внимание при этом уделяется выработке индивиду­альной стратегии деятельности во время экзамена, поскольку одним из важных условий получения необходимого балла по ЕГЭ является правильный выбор трудности заданий, поскольку задания разных по трудности частей теста оцениваются разным количеством баллов («А», «В», «С»).

2. Индивидуальные консультации по оказанию помощи в под­готовке к экзаменам.Такие консультации необходимы прежде всего тем подросткам, индивидуальные особенности которых могут помешать им полностью проявить свои возможности в про­цессе экзамена (например, тревожность, импульсивность).

3. Проведение семинаров для педагоговпо психологическим аспектам подготовки детей к экзаменам.

4. Разработка рекомендаций для родителей, учащихся и пе­дагоговпо психологическим аспектам подготовки сдачи экза­менов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...