Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Помощь в решении задач самоопределения




По мнению многих исследователей переходного возраста, центральной задачей является поиск и обретение подрос гком идентичности, или  эго-идентичности и социальной идентичности. В отечественной психологии в близком значении употребляется понятие «самоопределение». Можно спорить о том, происходит ли в старших классах школы действительное жизненное самоопределение или мы имеем дело с процессом подготовки к нему, итогом чего является такое новообразование, итожащее школьные годы, как «готовность к жизненному самоопределению», но подросток, особенно старший подросток, осознает он это или нет, постоянно сталкивается с решением задач самоопределения.

Идентичность, самоопределение — сложнейшие научные понятия, во многом дискуссионные, однако для подростка обрести свою идентичность — задача абсолютно конкретная: надо найти себя, свое место н сложном и катастрофически быстро меняющемся мире, достойно вписаться» в него, не потеряв себя.

О том, что происходящие в мире трансформации (а в нашей стране жизнь меняется особенно быстро и масштабно) отражаются в психике людей, особенно людей молодых, свидетельствуют многие исследования. В последние два десятилетия фиксируются значительные изменения в содержании и иерархии ценностей, в характере мотивации, временной перспективы и т. п. Все это приводит к тому, что еще срав­нительно недавние разработки, практические рекомендации, обращен­ные к педагогам, воспитателям, школьным психологам и направленные п.1 помощь учащимся в решении задач самоопределения, сегодня оказываются малоэффективными или недостаточными. Психологические и социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что процесс самоопределения в разных областях

192_

жизни идет асинхронно, иными словами, в каких-то сферах самоопределение осуществляется раньше и эффективнее, в других — позже и более поверхностно. Областью, где современный подросток должен осуществить свой первый и очень важный выбор, является профессиональная сфера. Современная система среднего и высшего образования в нашей стране устроена так, что подросток довольно рано должен решать задачи выбора линии профильного и предпрофильного обучения, нередко сопровождающийся выбором образовательного учреждения. Для многих эта задача с таким количеством неизвестных, что без квалифицированной помощи взрослых она не может быть удовлетворительно решена подростком. Родители и учителя не всегда могут помочь школьнику и содействие школьного психолога оказывается весьма полезным. Сфера политического самоопределения российской молодежи в течение последних десятилетий была в числе аутсайдеров, в ней самоопределение осуществлялось позже, чем во всех остальных (Анненкова, 2005). Это обстоятельство находится в явном противоречии с тем, что уже в 18 лет граждане нашей страны начинают участвовать в выборах самого разного уровня вплоть до выборов президента. Однако ecть некоторые основания говорить о том, что ситуация может измениться или уже меняется. Одной из причин этого является активизация деятельности различных молодежных объединений, в том числе хорошо, финансируемых и поддерживаемых государством, все больше разговоров о создании детских политических организаций типа пионерской В обществе, особенно среди молодежи, наблюдается рост патриотических настроений и некоторые другие явления, «втягивающие» юношей и девушек в политическую деятельность или, по крайней мере, мотивирующие к решению задач политического самоопределения.

Проблемам профориентационной и профконсультационной работы посвящено много книг и статей. Однако сегодня появляются новые реалии, которые в них, по сути дела, не отражены.

Одной из таких реалий является экономическое самоопределение. Это новая для отечественной науки область только начинает исследоваться (Журавлев, Купрейченко, 2007). Однако любой человек, знакомый хотя бы даже незначительно с миром современных молодых людей, подростков, знает, сколь большое значение имеют для них проблемы экономического статуса — актуального и возможного в будущем. Это и проблему, экономического статуса своей семьи, и его сравнение с более бедными  и более богатыми семьями сверстников и широкого круга других людей (звезд шоу-бизнеса, известных олигархов и т. п.), и мечты, надежды, опасения, жизненные планы, связанные с размышлениями о том, на ступени экономического благополучия ты окажешься в будущем.

193

Очевидно, что сегодня сфера экономического самоопределения оказывается в числе сфер, где оно начинает осуществляться достаточно ранню, еще в школьные годы, и является эмоционально очень напряженной, затрагивающей многие другие сферы самоопределения. Ярким примером последнего может служить сфера профессионального самоопределения. В настоящее время многие подростки при выборе профессии учитывают то, может ли человек данной профессии иметь достаточный доход, купить машину, квартиру, путешествовать ни миру и т. п., каковы возможности карьерного роста в этой профессиональной сфере. Часто именно эти соображения, а не содержание профессиональной деятельности и не его соответствие склонностям оказываются решающими.

Введение в современной школе предпрофильного и профильного обучения ставит перед психологом ряд новых проблем, связанных с выбором профиля обучения. Выбор программы предпрофильного и профильного обучения — по сути, первый шаг к профессиональному самоопределению учащихся. В 9 классе учащиеся должны совершить выбор направления предпрофильного обучения, в 10 — выбор профильного. При этом предполагается, что выбор профиля обучения во многом предопределяет собственно профессиональный выбор, на что и направлена предпрофильная подготовка.

()сновная цель предпрофильной подготовки учащихся — содействие  самоопределению школьников «относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности»1.

В Концепции профильного обучения предусмотрено, что предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

• умение объективно оценивать свои способности к обучению;

• умение осуществлять выбор направления получения образования;

• умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;

• готовность нести ответственность за сделанный выбор;

• высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, научить прикладывать усилия для получения качест­венного образования.

Вместе с тем опыт показывает, что школьники нередко делают выбор, не связывая его со своими планами на будущее, под влиянием случай­ных факторов.

Пинский А А Предпрофильная подготовка' начало эксперимента. — М , 2004. — С. 6.

194

Работа по оказанию помощи школьникам в выборе программ предпрофильного и профильного обучения — важная задача всего педагогического коллектива школы.

Основными направлениями работы психолога в данном контексте являются помощь подростку в определении его интересов и склонностей, развитие умения совершать осознанный, самостоятельный выбор, формирование ответственности за собственный выбор, укрепление уверенности в себе. Опыт показывает, что такая работа должна начинаться не в 9 классе, а значительно раньше — в 7-8 классах. При этом важно учитывать, что и предпрофильное, и профильное обучение в подавляющем большинстве случаев не предполагает подготовки к конкретной специальности, а призвано индивидуализировать процесс обучения, помочь учащемуся сделать правильный выбор после окончания школьного обучения, помочь ему в выявлении его интересов, склонностей, сформировать представления о мире профессии и значении профессии в жизни человека.

На всех этапах работа психолога должна основываться на возрастных особенностях учащихся.

Важно, чтобы учащиеся подошли к моменту выбора направления предпрофильного обучения, умея задавать себе следующие вопрос и отвечать на них:

— Что я хочу делать?

— Что я умею делать?

— Чему я должен научиться, чтобы заниматься в жизни тем, что мне больше всего нравится?

В целом в 5-9 классах работа психолога ориентирована на выбор программы предпрофильной подготовки и может включать в себя комплекс развивающих, игровых, тренинговых занятий, широко представленных в современной психологической литературе. Диагностика выполняет в этот период скорее вспомогательную роль и более отвечает заинтересованности школьников в выполнении тестов, чем реальному определению их способностей.

Прежде чем приступить к анализу своих способностей и склонностей, школьник должен научиться определять, что именно ему интересно, что ему легче удается. Особое внимание психологу следует уделить случаям расхождения способностей и интересов школьника и оказывать ему помощь в преодолении этого разрыва и определении оптимальной программы предпрофильной подготовки, позволяющей проверить свои способности и сделать в дальнейшем правильный выбор.

195

В 9-10 классах в задачи психолога при выборе направления предпрофильного и профильного обучения входит: диагностика интересов, склонностей и способностей учащихся; занятия с учащимися по развитию у них желания и умений сопос­тавлять свои индивидуальные особенности и требования, которые предъявляет человеку определенный вид деятельности, обсужде­ние возможных ошибок в выборе профессии; занятия по развитию умения делать самостоятельный выбор; групповые и индивидуальные консультации учащихся.

В осуществлении этой работы психологу следует тесно сотрудничать  с работниками школы, так и со специалистами различных учреждений конкретного города, округа, района, занимающихся проблемами профориентации.

В 10-11 классах значительное внимание следует уделить обучению подростка умению делать осознанный, самостоятельный выбор и брать насебя ответственность за его осуществление.

Применительно к выбору направления профессиональной подготовки  это предполагает:

' информированность о возможностях выбора направления обра­зования;

' наличие представлений о своих способностях и возможностях, путях их развития;

• умение сопоставлять требования профессии и свои актуальные возможности;

• умение определять пути дальнейшего образования, соответству­ющие интересам и склонностям школьника;

' знание о возможных ошибках в процессе выбора профессии и уме­ние избегать, а в случае необходимости — исправлять их.

Для определения интересов и склонностей можно использовать собственно психологические методики (например, методику «Человек-профессия» Е. А. Климова, анкету «Ориентация» И. Л. Соломина), но важнее научить школьника разбираться в себе, определять, ему больше нравится, каким предметам он отдает предпочтение, что ему лучше удается. При этом психологу следует обратить внимание подростков на значение общих способностей как основы для успешности в различных сферах деятельности и познакомить их с путями и способами развития этих способностей.

Представим в качестве примера программу работы психолога по еспечению предпрофильного и профильного обучения (табл. 2.1).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...