Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-психологическая характеристика школы как образовательного учреждения




Общие характеристики школы как учебного заведения важны для работы психолога.

Первый вопрос, который необходимо себе задать, приступая к работе в школе, — это вопрос о социально-средовых условиях жизни школьников, которым относятся особенности, с одной стороны, данной конкретной школы, а с другой — семьи и ближайшего окружения подростка. От ответа на этот вопрос во многом зависит выбор методов и способов работы — начиная от того, как надо говорить с подростком, и кончая выбором и осуществлением метода развивающей, психокоррекционной работы.

Поэтому прежде всего следует познакомиться с документацией школы. Вшколе обязательно имеются соответствующие документы — социальный паспорт школы, распоряжения администрации, картотека внутришкольного учета трудных детей и подростков. Полезно посмотреть школьные стенды, фотографии, стенгазеты, побывать на занятиях различных кружков, секций в школе и во внешкольных учреждениях. Особое внимание стоит обратить на то, где и как могут проводитьпи ольники свободное время. Например, могут ли они пользоваться спортивной площадкой около школы (если таковая имеется) сами, без педагога, какова обстановка во дворах, прилегающих к школе.

Большую помощь психологу в понимании социально-психологической ситуации в школе и вокруг нее окажут беседы с учащимися,

182

родителями, администрацией школы, учителями, руководителями кружков, тренерами, социальным педагогом, а также работниками инспекций по делам несовершеннолетних.

С согласия администрации школы можно провести специальный «круглый стол», за которым соберутся все заинтересованные участник где в процессе обсуждения могут быть выявлены различные мнения, позиции, установки по проблеме социального окружения и социалы психологической среды школы в целом. Такое обсуждение должно быть тщательно подготовлено.

Всю полученную информацию надо обязательно зафиксировать и внимательно проанализировать. Не стоит полагаться на то, что все, что нужно, останется в памяти, на свое общее впечатление. Анализируя, важно для самого себя четко осознать и выделить те факторы, которые мог способствовать или препятствовать развитию подростков. Это необх димо и для выделения приоритетных направлений собственной работы и для определения стиля и методов этой работы.

Помимо социальных характеристик школы и ее окружения, следует проанализировать социально-психологический климат школы.

При этом важно понять отношения не только между педагогами и школьниками, но и учителей между собой, а также между администрацией школы и педагогами, поскольку известно, что последние оказывают существенное влияние на всю систему межличностных отношений в учебном заведении.

Социально-психологический климат школы в значительной степей определяется тем, каковы ожидания педагогов относительно будущего учеников, связаны или эти ожидания с долгосрочной или краткосрочной образовательной перспективой. Опыт показывает, что именно такие ожидания, а не декларируемые цели образовательного учреждения  во многом определяют ситуацию в школе. Именно от них зависит и активность подростка, и то, насколько подростку комфортно в школе и то, насколько в школе ценятся стремление к познанию, интеллектуальный труд, и — возможно, это самое главное — насколько школа заинтересована в развитии способностей, потенций каждого ученика вне зависимости от его академической успеваемости. Соотношение декларируемых и реальных профессиональных ценностей педагогич ского коллектива как целого и отдельного педагога имеет существенна значение для общей ситуации в школе. Именно в этом реализуй гуманистические ценности, связанные с отношением к другому человеку — и учащемуся, и взрослому.

183

Важным показателем ситуации в средних и старших классах школы служит то, насколько школьник защищен, насколько обеспечена его безопасность. В этой связи следует обратить внимание на так называе­мые «опасные места». Не секрет, что практически в любой школе есть множество закоулков, где любят собираться подростки и старшеклассники. Эти места, а также школьные туалеты, раздевалки в физкультур­ном зале, подходы к школе и др. нередко становятся «опасными» для их детей, которые слабее, меньше или чем-нибудь еще отличаются от других. Именно здесь их могут «травить», унижать, отбирать деньги и т. п. В этих местах, как правило, происходят самые страшные школь­ные драки. Наличие таких «опасных мест» и нежелание педагогов говорить о них или демонстрация ими слабой осведомленности об этих местах — явный сигнал школьного неблагополучия.

С общим психологическим климатом школы тесно связан принци­пиально значимый для работы психолога в средних и старших классах школы вопрос о том, насколько защищенным чувствует себя подросток  в общении с психологом, насколько он уверен в том, что взрослые в школе и дома не используют против него сведения, ставшие известными и процессе работы с психологом. Конфиденциальность, неразглашение получаемых сведений является важнейшей этической заповедью педагога-психолога. Однако осуществление этого принципа в школе часто  затруднено. Дело в том, что оно тесно связано с еще одним принципом оказания психологической помощи — добровольностью обращения к шихологу. Понятно, что в условиях школы подростки редко приходят к психологу по собственной воле, и особенно редко приходят те подростки, которым, с точки зрения педагогов и родителей, требуется помощь психолога. И здесь, помимо собственных качеств психолога, соблюдения им ни ческих принципов профессии, существенное значение приобретает общий психологический климат школы. Именно от него во многом зависит, поверит ли подросток психологу, будет ли он чувствовать себя свободным  и защищенным, беседуя с ним, выполняя какую-нибудь методику и т. п. 1 Ситуация еще более усугубляется повышенной критичностью подростков по отношению к взрослым, попыткой уличить их в непоследовательности и лицемерию. Поэтому важно поведение психолога не только во время его занятий, но и во «внерабочих» ситуациях.

Неблагоприятный психологический климат в школе, напряженные отношения между подростками и педагогами проявляются в том, что посещение психолога отдельным подростком или классом рассматривается как наказание, а психологический диагноз расценивается и подростками,  и педагогами как  клеймо.

184










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 437.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...