Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кто должен «дополнять» школьного психолога




Школьному психологу все чаще приходится сталкиваться с детьми, работа с которыми требует комплексного медико-психолого-педагогического подхода (дети гиперактивные, интеллектуально пассивные, с задержкой речевого развития и др.).

Для понимания причин трудностей, с которыми эти дети сталкиваются в школе, а также для выработки адекватных первичных рекомендаций школьному психологу необходимы знания в специальных областях: нейропсихологии, дефектологии, детской психиатрии, логопедии.

Самообразование и знакомство со специальной литературой поможет расгширить представление о проблемах детского развития и возможных путях  их решения. Однако никакая книга не заменит квалифицирован­ного специалиста. Поэтому для профессионального участия в решении школьных проблем детей, испытывающих трудности в обучении и развитии, психологу необходимо установление связей и сотрудничество

■ представителями других специальностей: логопедами, дефектологами, нейро- и патопсихологами, детскими психиатрами, детскими психоневрологами.

В этом отношении немалую помощь школьному психологу могут оказать окружные (районные, городские) медико-психолого-социальные центры, в штате которых состоят нужные специалисты.

Поэтому задача психолога (зачастую трудновыполнимая) заключается в том, чтобы убедить родителей ребенка, нуждающегося в специальной помощи, выбрать время и обратиться за консультацией к кон­кретному специалисту.

Оптимальным можно считать вариант, когда школьный психолог лич­но знаком с «дополняющими» его работниками смежных специальностей,

152

с которыми он всегда может проконсультироваться, а также направить ним на обследование ребенка, имеющего ту или иную проблему. : Школьный психолог — специалист во многом универсальный. Но основная его задача состоит в том, чтобы правильно определить причины проблем и трудностей, возникающих у его подопечных: детей их родителей, учителей. Справиться же с этими проблемами он може далеко не всегда. Именно поэтому школьный психолог должен тесно  взаимодействовать с теми, кто располагает такими возможностями в большей степени.

Психологическое просвещение

К сожалению, уровень психологической осведомленности учителей, их актуальные знания о психологических закономерностях и особенностях детского развития не всегда соответствуют уровню сложности тех задач, которые учитель ставит и решает в своей работе. Сами учителя достаточно хорошо осознают этот факт, признавая что знания по дет­ской психологии, полученные ими в свое время в педагогических вузах, и без того весьма условные, оказались давно утерянными.

Из этого естественным образом вытекает одна из важных для психо­лога задач: организация работы по психологическому просвещению учи­телей начальных классов. Удобной формой такой работы может служить выступление психолога с небольшими тематическими сообщениями на собрании методического объединения учителей начальной школы.

Педагоги с энтузиазмом откликаются и поддерживают такую работу, тем более что темы предстоящих выступлений психолог может предложить заранее и выбрать с учетом пожеланий учителей. Темы могут быть связаны также с определенным этапом учебного года или затрагивать общие вопросы, касаться проблем самих учителей. Имеет смысл подбирать тему выступления в контексте обсуждаемого на Ме­тодическом объединении основного педагогического вопроса и давать информацию в форме психологического комментария с последующими рекомендациями.

Темы сообщений психолога на собрании методического объединения учителей начальной школы могут быть примерно такими: Адаптация первоклассников к школе: первые радости и трудности школь­ной жизни. Готовность учащихся 4 класса к переходу в среднюю школу. О мальчиках и девочках. Что мы знаем и чего не знаем о наших «троечниках»?

153

Всегда ли непоседа является гиперактивным ребенком?

Главное в этих занятиях — сделать так, чтобы учителя не были пассивными слушателями. Для того чтобы вовлечь их в активную работу, можно попросить педагогов привести примеры из собственной практики, включить для обсуждения типичные эпизоды, которые сам психолог мог наблюдать на уроках. Кроме того, целесообразно предлагать учителям для выполнения отдельные диагностические и развивающие задания, предназначенные для детей. Как правило, это всегда вызывает интерес и помогает в обсуждении той или иной психологической проблемы. В заключение своего выступления психолог может предложить учителям для разгрузки небольшой шуточный тест. Такую форму работы большинство учителей воспринимают с энтузиазмом и активно участвуют в обсуждении.

Психолог и родители

Родители так же, как и учителя, могут и должны стать союзниками псиолога в создании оптимальных условий, обеспечивающих полноценное развитие каждому ребенку. Для этого необходимо, чтобы между психологом и родителями существовали доверие и взаимопонимание, чтобы они осознавали единство и общность своих целей, говорили на одном языке. Завоевать доверие родителей не так просто — психологу придется потрудиться.

В работе с родителями важнейшей задачей является психологическое просвещение — родительский психологический ликбез, который  позволяет решать сразу несколько важных для психолога профессиональных задач:

• установление контакта с родителями, презентация психолога как профессионала, хорошо разбирающегося в вопросах детского раз­вития;

• повышение психологической грамотности взрослых, воспитываю­щих ребенка;

• повышение мотивации обращения родителей к школьному психо­логу по поводу проблем, возникающих у ребенка (или у взрослых в процессе воспитания ребенка) в школе и семье, с целью их про­фессионального решения.

154

Одной из форм такой работы может быть оформление специального стенда с подборкой информации по различным вопросам психическогоразвития младших школьников. Такой стенд под силу оформить и начинающему психологу. Более сложной формой профессионального с взаимодействия психолога с родителями является, например, постоям но действующим на базе школы психологический семинар.

Однако основной и обязательной формой взаимодействия психолога и родителей в школе являются его выступления на родительских собраниях.

При подготовке родительских собраний в разных параллелях начальной школы можно использовать в качестве ориентиров представленньк ниже подборки материалов.

Материалы к проведению родительских собраний в начальной школе

Первоклассники

1. Ребенокна пороге новой жизни.Поступление в школу — перс ломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Столь свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, потру женность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходит!, в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нор мам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься па уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

Изменение образа жизни, связанное с началом школьного обу чения, — лишь внешняя сторона тех серьезных преобразований которыми сопровождается жизнь и деятельность детей 6-7 лет. В этот период меняется весь психологический облик ребенка преобразуется сто личность, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Происходящие в жизни ребенка перемены связаны с тем, что те­перь он приступает к освоению общественно значимой деятельности — учебной и занимает новую жизненную позицию.

155

Став школьником, ребенок оказывается на «первой ступени об­щественного положения». Он уже не маленький ребенок, он — школьник. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осоз­нает, но обязательно чувствует и переживает: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович). Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первокласс­ника большое значение. Именно она может помочь маленькому ученику преодолеть первые превратности школьной жизни, вы­полнять те обязанности, которые связаны с положением школь­ника. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно одно­образен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма иску­шенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т. д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утра­чивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить зна­чимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школь­ника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание и доброжела­тельная заинтересованность его успехами и неудачами, терпение, обязательное поощрение его стараний и усилий, эмоциональная поддержка, помогают первокласснику (как и любому другому школьнику) почувствовать значимость своей деятельности, спо­собствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе, ориентации на достижение успеха в учебной деятельности. Адаптация первоклассника к школе.Поступление в школу для первоклассника — это новая деятельность, новые отношения, но­вые переживания. Это новое социальное пространство, целая сис­тема новых требований и правил, которыми теперь определяется жизнь школьника.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «пра­вильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первокласс­ника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

156

Нормы и правила, предъявляемые первокласснику школой, новы и непривычны для него, порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим требованиям нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов доста­точно успешно справляются с этой задачей. Можно лишь согласиться с мнением ряда психологов, что ребенок, в целом здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми, без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Начало школьного обучения является для каждого ребенка си­туацией сильного стресса. Все дети, наряду с переполняющими и\ чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего проис­ходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряже­ние. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, может нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания, дети могут чаще и, казалось бы, без повода капризничать, раздражаться, плакать.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он может длиться один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растянуться на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, oi имеющихся у него предпосылок овладения начальным этапом учебной деятельности, помощи и поддержки со стороны окружающих его взрослых.

3. Особенности психического развития первоклассников.Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, направленной на овладение системой научных понятии требуют от ребенка качественно нового уровня развития и ор ганизацип всех психических процессов (восприятия, внимания памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еш< достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностям психофизиологического развития детей 6-7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако нап более важные, специфически человеческие отделы головного мозга

157

отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях организации деятельности и эмоциональной сферы. Первокласс­ники особенно легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершен­ны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, име­ет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита не­произвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насы­щенные для ребенка сведения и события его жизни. Произволь­ная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысло­вой обработки материала, для первоклассников пока еще не харак­терна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образ­ное. Это значит, что для совершения мыслительных операций срав­нения, обобщения, анализа, логического вывода дегям необходи­мо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных Ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также |Мередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисци­плинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебнойдеятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, Строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями И намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных Качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо

158

избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано Известный отечественный психолог Л. И. Божович писала по этому поводу:

«Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не нау­чил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, приле­жания, отвеклвенности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и на­выки и воспитать у них соответствующие привычки» (Л. И. Божович, 1968, с. 272).

В настоящее время, в силу самых разных причин, в первый класс школы поступают дети от 6 до 7,5 лет. Первоклассники, уже перешаг­нувшие 7-летний рубеж, являются более зрелыми в плане психофи­зиологического, психического и социального развития, чем 6-летние школьники. Поэтому 7-летние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством воспитывающих и обучающих его взрос­лых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...