Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностическая работа психолога с подростками и старшеклассниками




У многих школьников к подростковому возрасту складывается амбивалентное отношение к психологическим методам. Они с интересом относятся к различным методикам, нередко буквально требуют от психолога, чтобы он их протестировал, поскольку видят в этом способ больше узнать о себе с помощью «научных методов». Однако такое отношение проявляется в тех случаях, когда подобная диагностика осуществляется по их собственному желанию. Но если диагностирование проводится по инициативе психолога, то они нередко испытывают настороженность, поскольку видят в этом стремление проникнуть в их внутренний мир, боятся, что другой человек узнает про них что-то, чего они сами не знают о себе или знают, но не хотели бы открывать дру­гим. Кроме того, к подростковому возрасту отмечается и достаточная опытность учащихся в выполнении психологических методик, и опре­деленная усталость от психологического тестирования. Отмечается также желание «приколоться», давать шутливые и даже издевательские ответы, намеренно фальсифицировать результаты. Все это существенно затрудняет применение методов психологической диагностики в сред­них и старших классах школы.

Сказанное, конечно, не означает, что в средних и старших классах вообще не следует применять диагностические методы. Просто необ­ходимо учитывать возможные проблемы, диктуемые, прежде всего, мотивацией школьника, его отношением к исследованию.

В настоящее время в психологии применяется широкий круг методов диагностики развития личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Даже простое перечисление их заняло бы значительное коли­чество места (см. список литературы).

Педагог-психолог, конечно, должен владеть этими методами, но ис­пользовать их нужно очень осторожно.

Более подробно остановимся на характеристике метода «диагности­ческая беседа», одном из наиболее эффективных в работе со школьни­ками подросткового и раннего юношеского возраста.

Беседа дает возможность установить тесный контакт с подростком, наблюдать за его поведением, получить представление о его умении общаться со взрослым, судить об общем культурном уровне подростка, о его словарном запасе. Беседа позволяет сфокусировать внимание на определенных проблемах, корректируя план беседы в зависимости от ответов подростка. Ценность беседы и в том, что она не только позво-

185

ляет собирать информацию, но одновременно может выполнять и психотерапевтическую, и консультативную функции.

Не затрагивая всех сторон проведения психологической беседы, ши­роко представленных в психологической литературе, остановимся подробнее на особенностях применения метода беседы в диагностической И консультативной работе психолога с учащимися подросткового и ран-него юношеского возрастов.

Для подростка чрезвычайно важно четко представлять себе, какого рода беседу он ведет с психологом, в чем ее причина, чему она посвящена, каковы могут быть ее последствия. Это снимает излишнюю насто­роженность подростка, позволяет ему быть более открытым. Другими Словами, психологу необходимо построить беседу так, чтобы подростку выло ясно, что именно и для чего обсуждается.

В случае, если это первый контакт психолога с подростком старше 14 лет, то полезно, по крайней мере в начале беседы, обращаться к нему на «вы» и перейти на «ты», если психолог почувствует, что обращение на «вы» смущает подростка. В работе с учащимися средних и старших классов школы нежелательно применять жестко стандартизированое Интервью, так как оно воспринимается подростком как некий «тесто­вый опрос». В этом случае результаты мало чем будут отличаться от результатов обычного опросника при значительной большей затрате времени и сил. Гораздо полезнее полуструктурированная или свободная беседа, которая позволяет получить сведения даже о тех проблемах, Которых до начала беседы психолог не знал. Возможность гибко менять стиль и направление беседы — важное достоинство этого метода. Отметим некоторые моменты, важные для проведения беседы с подростком.

В любой беседе с подростками — и диагностической, и консультативной — особенно важно выполнять правила профессиональной психо­тической коммуникации. Напомним их. Принятие подростка таким, каков он есть. Не осуждать подростка и не морализировать.

Если вас что-то не устраиваем в подростке или даже шокирует — мо­жете высказать это в корректной форме. Однако постарайтесь показать подростку, что вы готовы к работе с ним и видите в нем много позитивных черт.

Необходимо показать подростку, что все, что он скажет, останется между ним и психологом, что будет строго соблюден принцип конфи­денциальности.

Демонстрировать подростку, что он важен как партнер по совместной работе, как собеседник, что психологу действительно важно то, что он

186

говорит. Для этого психологу полезно запоминать, что именно говоритподросток — имена, события, а также быть искренним и честным по от­ношению к ребенку.

Будьте внимательны к попыткам подростка пойти на контакт с вами, сделайте так, чтобы он чувствовал — вы на его стороне.

Используйте юмор, шутки, но следите, чтобы они были понятны под­ростку, чтобы он не воспринимал их как насмешку или выражение презрения.

Принимайте все решения строго в границах своей профессиональной компетентности и профессиональной ответственности.

Беседу с подростком можно начать с выяснения его личных представлений о том, зачем он пришел к психологу. Не следует задавать подр вопросы типа: «Как ты думаешь, зачем ты ко мне пришел?» или я могу тебе помочь?» На такие вопросы, как правило, подростку трудно ответить. Вместо этого можно сказать примерно так: «Я уже кое-что знаю о твоих трудностях, проблемах, но мне очень хочется услышать от тебя самого, как ты сам смотришь на все это».

Такое открытое начало позволит подростку самому оценить свои сложности и проблемы. Нередко подростки в своих ответах говорят совсем не о тех проблемах, с которыми их направил к психологу учитель. В этих случаях необходимо начать беседу с тех затруднений, о которых говорил подросток.

Диагностичными являются конкретность описания подростком своих проблем, четкость представлений о том, в каких ситуациях он проявляются, в каких усиливаются, в каких смягчаются, как это влияет на его жизнь, в том числе на его жизненные планы. Расплывчатость, абстрактность их описания указывает на то, что эти проблемы на самом деле его мало заботят или он не может их вычленить из общего контекста поведения, реагируя преимущественно на некоторое обще недифференцируемое им неблагополучие.

В зависимости от причины прихода подростка к психологу и типа беседы она может строиться по-разному. Следует обратить внимание на особенности «Я-концепции» подростка (прежде всего на его самооценку и уровень притязаний, а также на то, каковы представления подростка о себе). Например, высказывания типа: «У меня ничего не получится», «Я никогда не смогу справиться с этим», отказ от сопернк чества: «Все равно я ему проиграю» и т. п. — свидетельствуют о низкой самооценке. На защитно высокую самооценку могут указывать повышенная чувствительность к критике со стороны взрослых и сверстников, нежелание признавать свою вину, склонность подчеркиват недостатки других или снижать значение их успехов и др.

187

В процесс беседы можно включить простые диагностические, в том числе проективные, пробы (например, «Золотой возраст», «Три желания, «Необитаемый остров»). Это позволит получить дополнительный материал, который может быть использован для выдвижения, подтверждения или опровержения диагностических гипотез, выдвигаемых психологом при работе с конкретным подростком.

Существенное диагностическое значение имеют также высказывания подростков по поводу школы, учителей, его родных и близких, Также представления о своем прошлом и будущем. Особое внимание стоит обратить на сам процесс беседы:

• насколько охотно включается подросток в беседу;

• склонен ли он соглашаться с психологом или, напротив, проти­востоять ему;

• каков был общий эмоциональный настрой подростка во время беседы, изменялся ли он, и если изменялся, то как именно, после чего;

• каково было отношение подростка к психологу и менялось ли оно в процессе беседы;

• каково общее впечатление психолога от беседы с подростком.

Ценные диагностические сведения можно получить, анализируя такие  моменты беседы:

• возникли ли между психологом и подростком какие-либо отноше­ния, какие именно — продуктивные или непродуктивные;

• кто чаще был лидером, а кто ведомым в этом диалоге; насколько часто лидер и ведомый менялись местами; после чего;

• насколько подросток хотел во время беседы взять инициативу в свои руки; как часто он это делал; насколько ему это удава­лось;

• в каких местах беседы, в ответ на какие вопросы психолога подрос­ток обнаруживал особое напряжение, сильные эмоции;

• какие особенности поведения подростка в первую очередь привле­кают к себе внимание и как на эти особенности могут реагировать окружающие (взрослые, сверстники); какие личностные особен­ности предположительно могут скрываться за этими формами поведения.

Анализ позволит понять, что происходит с подростком, каковы его проблемы и каково их происхождение. Заключение по результатам беседы должно содержать рекомендации для работы с подростком не только психолога, но и педагогов, родителей. Важной особенностью

188

является то, что значительную часть работы по преодолению трудностей подросток должен выполнить сам. Самостоятельная работа подростка по самовоспитанию, саморазвитию во многом дополняет или даже, заменяет педагогическую часть развивающей и психокоррекционной работы. Успех этой работы в средних и старших классах школы во многом зависит от осознания подростком своих проблем и желания измениться.

Но для того чтобы подросток полноценно мог выполнять свою часть работы, его необходимо этому специально научить. Так, если психолог просит подростка понаблюдать за собой, выяснить, какие именно обстоятельства способствуют возникновению или усилению проблем, а какие, напротив, смягчают или даже минимизируют ее, ребенка необходимо познакомить с методами самонаблюдения и фиксации результата. Другими словами, мало сформировать у школьника желание что-то изменить в себе, ему необходимо дать психологические средства для этих изменений, а также обеспечить своевременную помощь и контроль.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 515.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...