Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наблюдения с последней парты, или Дети на уроке




Попадая на урок к учителю и детям, вы приходите в гости. Старайтесь быть вежливыми. Лучше заходить в класс на перемене за несколько минут до начала урока (входить со звонком не очень удобно, отвлекается Внимание детей, да и учитель должен наст роиться на гостя) и занимать свободное место за одной из последних парт. Дети быстро привыкнут К вашим появлениям. Обычно они первыми вступают в контакт, живо Интересуются, кто вы и зачем пришли.

Общение с детьми до начала урока позволяет узнать много подробностей об их жизни в школе: кто с кем дружит или, наоборот, поссорился, Трудной ли была контрольная работа, что изучали на уроке (следовательно, как поняли и приняли учебную задачу), интересно ли было (познавательная мотивация) и т. д. Отметить такие черты поведения, Как коммуникабельность, демонстративность, агрессивность, инфантильные формы поведения и пр.

Последняя парта — удобный наблюдательный пункт, который по-эволяет увидеть и отметить во время урока многое из того, что не заме­чает у отдельных детей учитель, ориентированный на работу с классом вцелом. Например: уровень овладения учебным навыком (здесь наиболее показателен устный счет: считает ли ребенок быстро и правильно, действует «в уме» и самостоятельно или же считает «на пальцах», записы­вает вычисления на парте или листочке, списывает ли результат у соседа и т. д.);

ошибки при выполнении учебных заданий и требований учителя (естественно, только у рядом сидящих детей): не отступил строч­ку, начал писать с маленькой буквы, обвел написанное несколько раз, потому что успел выполнить задание раньше других, работает

148

с учебником не на той странице и пр. (эти наблюдения позволяю оценить темп работы ученика, его внимательность, умение слушать учителя). Даже проходя по рядам, учитель не всегда замечает эти неточности, являющиеся результатом невнимательности ученика или непонимания им учебного задания. Но фиксируются и, соответственно, оцениваются и исправляются эти ошибки не сразу, а отсроченно, при проверке тетрадей;

• особенное ги поведения во время урока: занятия с игрушками поедание под партой конфет и других съестных припасов, мгновенно протекающие между учениками стычки (как правило, в тот момент, когда учитель стоит к ним спиной), которые могут иметь продолжение и на перемене, но для учителя, не заставшего начала конфликта, они порой выглядят немотивированными, и наказан ной стороной не всегда оказывается действительный инициатор конфликта;

• отдельные затруднения детей, нарушающие темп их учебной ра боты: отсутствие ручки или карандаша, нужного учебника и др (интересно заметить, как по-разному дети справляются с такими ситуациями);

• кто и как включается в работу, кто быстро устает (индивидуальный темп работы, уровень организованности, утомляемости и пр.).

Даже если у психолога нет какой-либо специальной схемы наблюдения за детьми на уроке, информации он получает все равно много. Особенно, если он умеет и любит наблюдать и стремится профессионально проанализировать детали, обобщить и сопоставить замеченное.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...