Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАБОТА ПСИХОЛОГА В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ




В этой главе речь пойдет о работе педагога-психолога с подростками и старшими школьниками, обучающимися в массовой общеобразовательной школе.

Известно, что подростковый и ранний юношеский возраста — период резких качественных изменений, затрагивающих все стороны развития. Поэтому само развитие на этом возрастном этапе характеризуется значительной асинхронностью как интериндивидуальной (различия между подростками, имеющими один хронологический возраст), и интраиндивидуальной, свойственной самому школьнику, когда некие-то черты его личности и поведения остаются «детскими», а каким то — характеризуют его уже как вполне взрослого человека. Поэтому работая с учащимися средних и старших классов, следует особое вни мание обращать на психологический возраст школьника, то есть на соответствие уровня его психического, личностного развития психологическим особенностям, характерным именно для указанного периода. Подчеркнем, что определение психологического возраста являет очень важным для выбора подхода и метода работы с подростками.

Вместе с тем учет психологического возраста отдельного подростки не отменяет необходимости знания общевозрастных характеристик,; Работая с подростком, психолог ориентируется как на индивидуальные; так и на возрастные особенности школьника или группы учащихся с учетом тендерной специфики (например, этапа полового созревания), Неверно, когда педагоги-психологи в своей работе делают акцент либо на индивидуальном, либо на возрастном аспекте. Нередко встречаются случаи

181

когда психолог подходит к подростку как к уникальному индивиду с только ему присущими особенностями, «вынося за скобки» все, что относится к возрастным проблемам. При этом даже наиболее известные феномены подросткового периода, такие, например, как симптомы кризиса или проявления подросткового эгоцентризма, рассматриваются как индивидуальные характеристики определенного подростка, что естественно, ведет как к диагностическим ошибкам, так и к выбору неправиильного метода психокоррекционной или развивающей работы. Реже встречаются случаи, когда все особенности поведения подростка психолог объясняет возрастными или гендерными характеристиками, что также не позволяет правильно определить направления работы.

Для удобства изложения будем использовать термин «подросток», в случае необходимости, о подростке какого возраста идет речь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...