Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психодиагностическая работа в начальной школе




У начинающего психолога психодиагностика является доминирую щим направлением в работе. Приобретая опыт практической деятельности, специалист отводит ей соответствующее место в ряду других, не менее важных и существенных, видов профессиональной психологической деятельности

К вопросу о методиках. Каждый начинающий психолог проходит через этап «коллекционирования» методик. Но по мере накопления опыта из всего разнообразия методических инструментов каждый психолог выбирает для себя те из них, которые, с его точки зрения, лучше всего «работают», дают возможность получить наиболее полную информациию о ребенке, удобны и доступны (опять же для данного психолога) в обработке и интерпретации получаемых результатов, то есть в целом по

149

определенным параметрам соответствуют индивидуальности и стилю деятельности самого психолога.

Индивидуальная диагностическая работа позволяет извлечь немало дополнительной информации из самой ситуации обследования: как енок ведет себя в индивидуальном взаимодействии со взрослым, относится к факту самого обследования, каким образом его интерпретирует, как приступает к работе над заданиями, самостоятелен ли в ходе их выполнения, насколько легко и адекватно понимает инструкцию, какие ошибки допускает и как на это реагирует, требует ли у взрослого помощи и в какой степени она должна быть развернутой и пр.

Кому-то из психологов может быть ближе групповая работа с детьми, использование компьютерных средств диагностики и др. Правда, названные приемы и методы ни в коей мере не исключают друг друга, апротив, их сочетание только повышает эффективность психологической работы. Каждый психолог вправе выбирать те из них, в использовании которых он чувствует себя более успешным.

Если к вам в руки попадает какая-либо новая интересная методика, обязательно проверьте ее на себе (независимо от ее возрастной адресованности), так как необходимо убедиться в отсутствии неточностей, печаток и других технических помех, в доступности инструкции для детей, верности процедуры обработки и пр.

Однако окончательно убедиться в том, насколько информативен или иной диагностический инструмент, можно лишь после того, как методика будет применена по прямому назначению, то есть в ходе обследования детей.

В работе с методиками важны два золотых правила.

1. Ни одна диагностическая методика не может заменить психологу непосредственного взаимодействия с ребенком, беседы с ним и на­блюдения за его жизненными проявлениями.

2. Любая методика — всего лишь рабочий инструмент, который тре­бует от пользователя определенной квалификации и разумного отношения и не может подменить необходимости всякий раз раз­мышлять над полученными результатами.

В последнее время выбор методических средств широк и доступен. При использовании различных методических средств психолог всегда Должен учитывать их адекватность целям применения, иметь представ­ление о достоинствах и недостатках, возможностях и ограничениях Каждого диагностического инструмента, который оказывается у него в руках.

150

Чем полезны школьному психологу массовые обследования детей? Какую ценность для практического психолога могут представлять прово­димые в школе массовые диагностические обследования? Ведь научной ценности они не имеют и их итогом, скорее всего, будет знание, подтвер­ждающее выводы здравого смысла? Стоит ли тратить время и силы?

Если взвесить все «за» и «против», то нужно признать, что стоит, и вот почему:

1) полученные результаты не просто отражают ту или иную общую закономерность, а относятся к совершенно конкретной школьной ситуации, конкретному классу, учителю, в отношении которого (а не вообще) нужно дать обоснованное психологическое заключение;

2) получение результата своими руками, а не только почерпнутое из книг знание о каких-либо психологических закономерностях, может представлять самостоятельную ценность для постижения ] психологической реальности, умения ее распознавать;

3) проведение любого обследования предполагает предварительное знакомство с соответствующей научно-практической литературой по данной проблеме, подбор адекватного методического инстру­ментария, овладение навыками работы с ним. Это значит, что про­ведение обследования дает психологу возможность получить новые знания, познакомиться с новыми методиками, приобрести прак­тический опыт их использования. Полученные знания и навыки работы с психологическим инструментарием становятся личным профессиональным достоянием самого психолога, почерпнутыми же из литературы интересными сведениями можно поделиться с коллегами-учителями, способствуя тем самым повышению их психологической грамотности и общей эрудиции;

4) полученные в массовом обследовании данные позволяют выявить детей неблагополучных или относящихся к «группе риска» по тому или иному психологическому показателю, эти результаты могут быть использованы при составлении психологических ха­рактеристик учащихся, а также при планировании профилактиче­ских и коррекционно-развивающих мероприятий;

5) для психолога, не ведущего в классах собственных занятий, такие обследования дают возможность лучше познакомиться с детьми;

6) наконец, результаты психологических обследований — достойный материал для любого отчета.

Сказанное не означает, что массовые диагностические обследования могут заменить все другие формы работы психолога в школе. Конечно,

151

нет. Ведь смысл таких обследований состоит не в том, чтобы «измерить всех детей поголовно» и отчитаться о проделанной работе в цифрах процентах. Любое обследование должно давать ответ на вполне определенный вопрос, который поставлен самим психологом или школьной администрацией. При этом, безусловно, важно, чтобы содержание вопроса было предварительно обсуждено сторонами. Более того, массовое диагностическое обследование — занятие весьма трудоемкое, поэтому его целесообразно проводить в тех случаях, когда в школе работает несколько психологов. Коллективность действий важна здесь не только в целях распределения нагрузки, но и коллегиального обсуждения всех видов работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...