Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика развивающей и психокоррекционной работы
Тренинги с подростками Остановимся подробнее на использовании тренингов. Безусловна к групповым занятиям и тренингам не сводятся все виды деятельности психолога, однако именно они в настоящее время наиболее распространены. Само по себе это чрезвычайно важно и полезно, поскольц именно в это время, по сути, впервые возникает возможность привлечения школьников к осознанной, рефлексивной работе по саморазвитию, а значимость общения со сверстниками делает работу в групп особенно привлекательной. Для учащихся средних классов наиболее эффективными оказываются долговременные тренинги, проходящие в течение полугода, целого учебного года. Занятия, в которые включаются не только желающие (как обычно требуется в тренинге), а ве учащиеся класса (с разным развитием потребности в общении, сам( утверждении, разным уровнем личностного развития) оказываются эффективными потому, что максимально приближаются к реальным условиям общения, позволяя подростку столкнуться с многообразным опытом и отношениями. Кроме того, это обеспечивает естественное усвоение предлагаемых знаний, новых форм поведения, средств общения, а также большую прочность их усвоения. Вместе с тем если сам школьник 189 или его родители против его участия в тренинге, его следует от него освободить. Напомним, кстати, что в средних и старших классах школы, так же, как и в младших, ия работы го школьником психологу необходимо согласие родителей (желательно письменное).Для учащихся старших классов более результативными являются относительно кратковременные тренинги, рассчитанные не более чем 15-20 занятий, и участие в тренинге по желанию. При использовании тренинга в развивающей работе следует обратить особое внимание на его эффективность. При этом важно различать внешнюю и внутреннюю эффективность. Внешняя эффективность связана с общим положительным восприятием групповой работы подростков, их активностью на занятиях, положительными отзывами. Обычно в подростковых группах, особенно в группах 12-14-летних школьников, внешняя результативность достаточно высока, что позволяет психологу, и педагогу школы, считать эту работу успешной. Однако реальное использование полученных во время занятий навыков, способов поведения, организации деятельности оказывается часто очень низким. Школьники воспринимают то, что происходит, как некоторую отдельную, особую, очень интересную игру, требующую специальных отношений и даже специального языка, и не связывают это с повседневной жизнью. Важным дифференцирующим признаком внешней эффективности является характер усвоения того, о чем говорилось на занятиях: обычно в этих случаях школьники просто почти дословно повторяют то, что говорил им психолог (нередко даже со свойственными тому интонациями). Внутренняя эффективность связана с глубоким усвоением и переработкой предлагаемых средств и способов поведения, знаний, их превращение в собственное достояние подростка. Будет ли достигнута в результате занятий внутренняя эффективность, во многом обусловлено им, насколько проблематика занятий соотносится с формирующимися потребностями школьников. Например, для 13-14-летних подростков полеезны тренинги общения, направленные на развитие коммуникативных навыков. Для старших школьников — тренинги, связанные с развитием самосознания, «Я-концепции». Принципиально важным для обеспечения действенности тренинговой работы и достижения внутренней эффективности является практика реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами ситуации тренинга. Эффективным приемом здесь являются «домашние задания», обсуждение которых проводится на групповых занятиях. Кроме того, важно побуждать самого школьника анализировать свои результаты. 190 В средних классах школы наиболее показаны структурированные группы, с четкой программой, управляемой динамикой. Важно четко сформулировать цели и задачи занятий, тщательно продумать каждый этап работы, формы его организации и необходимый материал и пошагово анализировать результаты каждого занятия. Поэтому занятия группы полезно проводить с участием ассистента, особенно в начале работы. Это связано с особенностями динамики в подростковом возрасте. Если в более старших возрастах, даже в структурированных группах, психолог во многом следует за динамикой группы, а в более младших — группа достаточно послушно следует за психологом, . в группах школьников 12-14 лет нередко наблюдается своеобразия «пробуксовка» — группа как бы стоит на месте: на каждом занятии психологу приходится повторять одно и то же, от одного занятия к другому дети как бы «забывают», что делалось на прошлом занятии с энтузиазмом включаясь в выполнение упражнений, не помнят, зачем оно проводилось. Кроме того, подростки, особенно девочки, склонны «забалтывать» работу, переводить ее в слова. Проведение групповой работы с подростками в школьных условиях, особенно когда подростки учатся в одном классе и у них часто весьма сложные отношения между собой, когда конфликты в классе и с учителями препятствуют проведению запланированной работы, когда психолог — ведущий группы хорошо знаком школьникам и они все время сталкиваются с ним во внегрупповой обстановке, — предъявляет повышенные требования к позиции и поведению психолога. Позиция, занимаемая психологом во время тренинга в седьмом-восьмом классах, может быть позицией наставника. В отличие от более старших возрастов, в этот период не должно проводиться «саморазоблачения психолога», показа его слабых мест и т. п., поскольку 12-14-летние подростки в этих случаях часто теряют к нему доверие. В девятом-одиннадцатом классах позиция психолога — это уже позиция «старшего друга», воплощающего в себе те ценности, свободно владеющего тем репертуаром поведения, которому он хочет обучить школьников. Опыт показывает, что в этих классах чрезвычайно важным является сохранение дистанции. Психолог должен выступать здесь в роли профессионально компетентного человека, обладающего чувством собственного достоинства и способного относиться к себе с юмором, умеющего решать проблемы и выражать все это в формах, повышающих чувство собственной значимости у школьников, межличностной надежности. Очень важно демонстрировать правильное отношение к собственным успехами и неуспехам, ошибкам, трудностям и показывать способы их исправления и преодоления. 191 Психологу важно избежать соблазна все проблемы школьника решвть через группу. Необходимо помнить, что ее чрезвычайно действенное влияние имеет обоюдоострый характер и может способствовать укреплению уверенности подростка в себе, его самостоятельности, а напротив, способствовать возникновению приспособительного и зависимого поведения, некритичности. Особенности общения подростка со сверстниками, характер оказываемого влияния во многом зависят от представления подростка о себе, от его отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, групповой динамикой, но и отслеживать самочувствие п переживания каждого участника Некоторые подростки нуждаются в специальной индивидуальной подговке к таким занятиям. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |