Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интеллектуальные способности
На занятиях все легко и быстро схватывает. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учиться сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное. Художественные способности В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков). 176 Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.). Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем собственном рисунке или в созданной игрушке, скульптуре. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях. Музыкальный талант Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них Хорошо поет. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. Способности к занятию научной работой Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений. 177 Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями или родителями или если его эксперимент не получился. Пытается выяснить причины и смысл событий. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим. Литературное дарование Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. Любит писать рассказы и стихи. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер. Артистический талант Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д. Интересуется актерской игрой. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию. Передает чувства через мимику, жесты, движения. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
178 С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться. Технические способности Хорошо выполняет задания по ручному труду. Интересуется механизмами и машинами. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. Разбирается в «капризах» механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск». Любит рисовать чертежи и наброски механизмов. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. Способности к спорту Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. Бегает быстрее всех в классе. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол). Эта анкета — своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики интересов могут помочь вам в анализе его поведения, умственного и физическою развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех жизненных проявлений ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его интересов. 179 Литература 1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984. 2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избран, пси-хол. труды. - М., 1980. Т. 2. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2008. I. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М., 1998. 5. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. Т. 4. 6. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. — М.; СПб, 2005. 7. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: Руководство для педагогов и родителей. — М., 2004. 8. Гуткина Н. И. Готовность к школе. — М., 2000. 9. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М.; 1975. 10. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. - М., 1987. I1. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М., 2000. 12. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. — М., 1993. 13. Корпев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995. 14. Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Гавриш Н. В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов // Вопросы психологии, 1988. — № 3. 15. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М., 2001. 16. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000. 17. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. — СПб., 2007. L8. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2000; СПб., 2004-2007. 19. Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1990. 181 20. Психологическое обследование детей дошкольного — младцм школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-С( Г. В. Бурменская. - М., 2003. 21. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И. В. Дубро! ной. - М., 1995. 22. Славина Л. С. Трудные дети. — М.; Воронеж, 1998. 23. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и наДЦ дой (психоаналитическое исследование). — М., 1995. 24. ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989ц Глава 3 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |