Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Посещение уроков, или Как завоевать доверие учителя




Урок — это святая святых учебного процесса. Сюда нельзя проник­нуть без того, чтобы остаться незамеченным. Более того, посещение любого урока возможно лишь с согласия учителя.

Психологу же начальной школы ходить на уроки необходимо, чтобы Сделать свое представление о ребенке более объемным, увидеть его как ученика, погруженного в учебную деятельность и учебные отноше­ния.

Зная о намерениях психолога посещать уроки и даже выражая внеш­нее согласие, учителя, скорее всею, по-разному отнесутся к прямой просьбе прийти к ним на урок. Как сделать, чтобы учителя без опасения Пускали психолога на свои уроки, не воспринимая его как лицо прове­ряющее и контролирующее?

Необходимо обосновать свой приход и подобрать убедительные аргументы, которые фокусировались бы прежде всего на детях и не затрагивали напрямую самого учителя (например: мне необходимо Познакомиться с детьми, узнать их по именам и фамилиям; посмотреть, Насколько успешно первоклассники включаются в учебную деятель­ность; понаблюдать за поведением ребенка, по поводу которого посту­пил запрос от родителей, и т. д.).

Учителей следует заранее предупреждать о приходе, причем урок для посещения они могут назвать сами. Ведь вам для начала все рав­но, на каком уроке присутствовать, а учитель получает возможность чувствовать себя лицом, принимающим решение. Кроме того, есть еще И объективные обстоятельства урока, на основании которых учитель вправе отказать психологу (проведение проверочных, контрольных работ и пр.). Не стоит забывать, что учитель не обязан пускать кого-либо на свои уроки!

В качестве первой попытки можно обратиться к учителю, с кото­рым вы уже достаточно хорошо знакомы. Скорее всего, вы сможете

146

договориться без труда, и ваш разговор будет выглядеть примерно так:

Психолог: А. А., я хотела бы поближе познакомиться с вашими первоклассниками. Можно, я завтра приду к вам на урок?

Учитель: Пожалуйста, приходите. Будем рады вас видеть.

Психолог: А на какой урок удобнее прийти?

Учитель: Приходите на любой.

Вероятно, с посещением уроков в этом классе проблем не будет Однако в беседе с некоторыми учителями психологу придется даже чуть-чуть лукавить, чтобы убедить их в своей «неопасности»:

Психолог: Н.Н., мне бы хотелось завтра поближе познакомиться с вашим классом. Можно, я приду к вам на один из уроков?

Учитель: Ой' Завтра! А на какой урок вы придете? Если на матема­тику, то лучше не надо. У нас такая трудная тема.

Психолог: А на какой урок лучше прийти? Мне ведь неважно, что вы сейчас проходите. Я ведь не педагог и не методист, и совершенно ничего не понимаю в дидактике. Меня интересуют только ваши дети, чтобы я могла  знать их по именам и отличать учеников 2 «А» от уче­ников 2 «Б».

Учитель: Ну, ладно. Тогда приходите на урок чтения.

Психолог должен быть готов к тому, что с кем-то из учителей поначалу так и не удастся договориться. На время отложите свои попытки и проанализируйте ситуацию: примите во внимание опытность этого учителя, его уверенность в себе и другие индивидуальные особенности Может бы гь, ему пригодится ваша профессиональная психологическая помощь и поддержка?

На первых порах определенные трудности может представлять не только проблема прихода на урок, но и ухода с урока. Глубокими дидактическими знания ми психолог, как правило, не располагает, и поэтому не всегда может подробно проанализировать урок (если это так, то есть чему поучиться у опытных педагогов) Учителя ждут от психолога обратной связи, и она обязателыю должна быть. Разговор с учителем можно начать с общей положительной оценки урока («Мне у вас на уроке понравилось Так интересно' Мы в свое время этого не изучали. И дети так хоро­шо работают, обсудить степень активности, работоспособности детей спросить о том или ином ребенке, поведение или настроение которого вас заинтересовало (такие обязательно будут: в каждом классе непременно есть один-два ребенка, которые наверняка обратят на себя внимание).

В ходе таких бесед с учителем психолог может узнать много подробностей об индивидуальных особенностях детей, их характерах, интересах и

147

склонностях, уровне общительности, отношениях с одноклассни­ками, родителями и пр. И, возможно, сделать для себя важный вывод:  учителя начальной школы очень хорошо знают и чувствуют своих уче-ников. Большинство педагогов обладают развитой профессиональной Наблюдательностью, «педагогической зоркостью», которая позволяет Им замечать и учитывать мельчайшие нюансы детского настроения И поведения. И чтобы учитель поделился с психологом этой так необходимой ему дополнительной информацией о том или ином ребенке, нужно только точно задавать ему вопросы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...