Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знакомство со школой и учителями




Начальная школа — это своеобразное «государство в государстве»: здесь есть свое руководство (завуч начальных классов, которому так же, ак и директору школы, подчиняется психолог), свои порядки и правила, свой педагогический коллектив, с которым психологу необходимо удет установить взаимоотношения.

Но сначала с этим коллективом психологу придется познакомиться. Для этого можно использовать такую организационную форму, как робрание методического объединения учителей начальных классов, цесь психолог может подробно рассказать, кто он и зачем пришел в школу, чем занимается психолог (в отличие, например, от врача-психиатра, психотерапевта или психоневролога), чем может быть полезен, в чем на него можно рассчитывать. Спокойно и по-деловому сообщить учителям о своем намерении время от времени посещать их уроки (чтобы лучше узнать учеников). В заключение своего выступления — выразить надежду на взаимную помощь и сотрудничество, без Которых психологу действительно не обойтись.

Итак, знакомство с учителями состоялось. Что дальше? А дальше начинающему психологу необходимо вспомнить, что такое школа. Говоря точнее, не просто вспомнить, а увидеть и понять заново,

144

а именно — глазами взрослого, глазами сотрудника школы. Ведь боль­шинство людей, не имеющих профессионального отношения к шко­ле, представляют себе ее жизнь главным образом с позиции бывшего ученика. Кроме того, в памяти взрослого человека школа запечатлена, как правило, наиболее яркими событиями и отношениями, имевшими место в средних и старших классах. Первые же школьные годы вспо­минаются с трудом.

Ориентироваться в школьной действительности можно по-разно­му. Лучше делать это тактично и ненавязчиво. И пойти, например, по пути, некогда испробованному одним из наших первых школьных психологов. Когда судьба занесла его в доселе неведомое ему детское учреждение — детский дом, он первый месяц своей работы просто хо­дил и наблюдал, ни во что не вмешиваясь, не приставая с расспросами, не делая замечаний и не давая советов. Просто ходил и наблюдал.

В школе наблюдать за детьми можно в любое время и повсюду: на перемене, в столовой, в группе продленного дня, на прогулке, при встрече с учителем и расставании с родителями перед первым уроком, в момент обратной передачи ребенка из рук в руки после окончания занятий, на детских праздниках, и торжественных линейках и т. д. Эти ситуации позволяют получить массу ценной информации о ребенке и его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Присутствие психолога здесь не выглядит навязчивым, и поэтому наблюдать можно как бы между прочим, со стороны, не нарушая естественности ситуации (включенное наблюдение).

Школьные наблюдения могут оказаться весьма ценными и поучи­тельными. Их полезно заносить в дневник. Ведение дневника — важная составляющая профессиональной деятельности школьного психолога. Это помогает полнее осмыслить собственные действия, точнее и объ­емнее видеть психологические проблемы, не упустить существенные детали, вернее намечать перспективы работы.

Из заметок начинающего психолога'

«Стиль педагогического общения можно определить довольно лег­ко: достаточно пройти по тихому школьному коридору во время уроков Доносящиеся из-за дверей разнообразные по интонации и интенсивности звуки и шумы могут служить верной приметой свойственного педагогу типа отношений с учениками». «Дети очень наблюдательны и восприимчивы к деталям внеш­ности взрослого. Запомнилось, как одна десятилетняя девочка в разговоре со мной сказала: "Мне не нравится эта учительница

145

Она всегда одевается в это некрасивое платье". К внешности взрослого неравнодушны как младшие, так и старшие школьники, как девочки, так и мальчики. Поэтому психолог должен со вни­манием относиться к своей экипировке. К тому же обсуждение деталей туалета может послужить естественным поводом для на­чала разговора при знакомстве с педагогом, ведь большинство из них — женщины».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...